--PAGE_BREAK--Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешало привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства — Испания, Швеция, Франция.
Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.
Протекционизм и фридретерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.
Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.
К сожалению, этот опыт слабо применяется к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.
С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям.
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России. [14, с.238]
Итак, таможенная политика — основа таможенного дела. Цели таможенной политики — защита российского рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно финансовых и административных инструментов таможенного дела.
Глава 2. цели и значение таможенного дела в развитии экономики страны 2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями. Такими задачами являются:
участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализация;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
защита экономических интересов РФ;
взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;
ведение борьбы с контрабандой;
ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;
ведение ТНВЭД;
содействие развитию внешнеэкономических связей;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические задачи.
Государственный таможенный комитет (ГТК) России вместе с региональными таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями вырабатывает и реализует таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ — экономическими, политическими, социальными и др.
В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др. [23, с.56]
Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций. [13, с.172]
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что, при все большем развитии мирового разделения труда, России привязывается роль сырьевой страны. Наряду с тем, что многие виды отечественной продукции подвергаются дискриминации на зарубежных рынках и еще большая часть их не может поставляться из-за низкого качества. Выходов из данной кризисной ситуации несколько, остановимся на одном из них.
Для повышения конкурентоспособности и вовлечении российских предприятий в мировой производственный процесс необходим выход отечественной продукции на иностранные рынки, причем в сложившейся ситуации наиболее приемлемо — создание совместных предприятий и транснациональных корпораций за рубежом на основе отечественного производства. Здесь необходимо отметить, что позволить себе прямые инвестиции по созданию предприятий на территории иностранных государств могут позволить себе лишь очень крупные компании и, в основном, сырьевые предприятия. Таким образом, реализовать поставленную цель не удастся, по крайней мере, сразу. [6, с.58]
Помимо прямых инвестиций по классической теории Ф. Котлера существует еще два способа проникновения на зарубежные рынки — это экспорт и совместная предпринимательская деятельность. При выборе модели проникновения на зарубежный рынок важнейшее значение имеют два фактора: степень риска, связанная с той или иной моделью, и степень контроля над ходом процесса международного развития, которая может быть достигнута при использовании данной модели.
Такая форма международной деятельности, как экспорт, связана с низким риском, так как не требует больших инвестиций. Каждая последующая модель проникновения предполагает более значительные инвестиции и, следовательно, сопряжена с большим риском. Параллельно с увеличением степени риска возрастает и степень контроля над зарубежным рынком, которая может быть достигнута в рамках конкретной формы международной деятельности.
Многие российские фирмы избегают заниматься внешнеторговыми сделками, предпочитая продажи на внутреннем рынке, тем более, что внутренний рынок довольно обширен и лишь немногие разработки не находят применения из-за отсутствия спроса. К выходу на внешние рынки могут подтолкнуть два фактора.
Во-первых, это ослабление маркетинговых возможностей или изменение конъюнктуры внутреннего рынка.
Во-вторых, фирмы могут быть привлечены ростом возможностей, открывающихся на внешнем рынке для их товаров. [23, с.91]
В связи с этим таможенные органы России совместно с Правительством с помощью осуществления ряда мер таможенной и внутренней политики могут способствовать проникновению отечественных производителей на зарубежные рынки. Введение налога, подталкивающего выход на внешний рынок предпринимателей, увеличит объемы иностранной валюты в стране, а, следовательно, привлечение дополнительного капитала будет способствовать дальнейшему развитию производства. Мера довольна жесткая и радикальная и требует детального рассмотрения и расчета.
Другой мерой, которую могли бы взять на себя таможенные органы является публикация переработанных данных таможенной статистики и информации о намечающихся мировых тенденций, возможностях и перспективных рынков.
Таким образом, должно осуществляться практическое применение пассивной статистической информации. Заинтересованные предприятия увидят потенциальные возможности не уходя с внутреннего рынка, получить для себя и привлекательные внешние рынки, несмотря на все издержи и дополнительные затраты в связи с операциями за рубежом. [8, с.14]
Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны могут применять и меры экономической политики. Под мерами экономической политики в таможенном деле понимаются разнообразные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами.
К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.
В ТК РФ приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение таких мер экономической политики, как различные ограничения: товарные ограничения — ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени — ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование — количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения — ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.
Квотирование как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
Лицензирование в таможенном деле — разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу не допускается. Соответственно различаются лицензии ввозные, вывозные и транзитные. Лицензии выдаются уполномоченным на то государственным органом, т.е. Министерством внешних экономических связей РФ. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанного в них срока.
В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.
Крайними мерами экономической политики являются таможенная блокада и эмбарго.
Таможенная блокада может осуществляться путем приостановки выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель такой меры — нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.
Эмбарго — запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной практике применяется как средство экономического или финансового давления, как форма репрессий. Эмбарго служит основанием для приостановки или прекращения экспортно-импортных операций, выполнения всех или некоторых конкретных обязательств в таможенной сфере. [17, с.295]
Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под действие мер экономической политики, допускается таможенными органами при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются. [7, с.44]
Итак, таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики.
Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.
Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны применяют различные меры экономической политики.
2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны Тарифное регулирование в таможенном деле — это меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, основанные на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.
Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товара с этой территории.
продолжение
--PAGE_BREAK--