Реферат по предмету "Таможня"


Значение и особенности функционирования таможенных зон Российской Федерации

--PAGE_BREAK--1.1 Понятие и значение таможенного контроля в таможенной политике России. Сущность понятия таможенных зон


Для эффективной охраны государства от несанкционированного экспорта и импорта продукции, борьбы с контрабандой, незаконными действиями граждан и нерезидентов существуют специализированные зоны, именующиеся зонами таможенного контроля. Правовой статус этих зон, их виды, порядок создания и функционирования устанавливается государством в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, в постановлениях Правительства РФ, постановлениях ФТС, законах Российской Федерации.

В соответствии с главой 15 Таможенного Кодекса таможенного Союза, таможенный контроль является совокупностью мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза. [1]

Статья 94 Таможенного кодекса ТС предусматривает следующие принципы проведения таможенного контроля:

1. Выборочность и достаточность избираемых форм таможенного контроля.

Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных форм контроля для обеспечения выполнения таможенного законодательства в соответствии правилу 6.2. Киотской конвенции.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Под риском с позиции организации таможенного контроля понимается несоблюдение таможенного законодательства РФ. Система управления рисками позволяет создать современную систему таможенного администрирования, обеспечивающую осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, оптимально распределить ресурсы таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.

3. Принцип сотрудничества при осуществлении таможенного контроля.

Российские таможенные органы сотрудничают с органами таможни других государств. От их эффективного взаимодействия зависит эффективность таможенного контроля. К формам взаимодействия относятся обмен информацией, проведение совместных мероприятий, координация деятельности, создание межгосударственных организаций, таможенных союзов.

Взаимодействие между таможенными органами государств соответствует стандартному правилу 6.8. Киотской конвенции: « Таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля».[2]

4. Взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, в целях повышения эффективности таможенного контроля.[3]

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

6.При проведении таможенного контроля, каких — либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании статьи 95 ТК ТС таможенный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Лицами, правомочными на производство таможенного контроля, являются сотрудники таможенных органов РФ.[4]

Порядок и условия осуществления таможенного контроля осуществляются по нормам, содержащимся в Таможенном кодексе РФ и принятых в его исполнении правовых актов РФ.

Цель таможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Институт таможенного контроля понимается как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств либо как совокупность проверочных мероприятий.

В качестве объекта таможенного контроля выделяют государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.[5]

В зависимости от направления проверочной деятельности таможенных органов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:

— товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);

— предпринимательская деятельность, контролируемая таможенными органами;

  — документы и сведения, необходимые для таможенных целей.

Документы, необходимые для таможенного контроля, рассматриваются в качестве предметов контроля при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств, оформлении изменения таможенного режима, при проведении таможенного надзора.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств, происходит в специально создаваемых таможенных зонах.

На основании п. 1 Статья 97 ТК ТС: « Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций».[6]

Рассмотрим подробнее положения о каждой таможенной зоне.

Местами перемещения товаровчерез таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза ( ст. 151 ТК ТС).

В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создаются постоянные зоны таможенного контроля. Руководством для их создания является Приказ Федеральной таможенной службы от 23 сентября 2008 г. N 1161 г. «Об утверждении Порядка создания постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».[7]

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации оформляется правовыми актами ФТС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 26 «О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»[8]

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации не должна препятствовать выполнению задач, возложенных на пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Все действия, производимые работниками таможенных органов должны проводиться во взаимодействии с пограничными службами ФСБ.

Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, должна включать в себя:

1. участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля;

2. места, где осуществляются досмотровые операции, декларирование товаров и транспортных средств;

3. размещаются ожидающие совершения таможенных процедур или задержанные транспортные средства;

4. места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю.

При этом учитываются факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.

При создании зоны таможенного контроля в морском или речном пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов заграничного плавания.[9]

 В п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» определяется понятие таможенной границы: « Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию».

 То есть, таможенная граница – граница таможенной территории Российской Федерации.

 Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. А именно, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

 Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности.

Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутреннюю таможенную границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами таможенного законодательства. [10]

В то же время необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу.[11]

Следует иметь в виду, что не всё так сложно в зоне таможенного контроля, как думают простые обыватели. Чтобы сделать прохождение таможенного контроля максимально комфортным для лиц, пересекающих границу, и избавить работников таможни от лишних затрат времени и средств, государством был установлен двухканальный таможенный контроль, более известный под названием «система зеленого и красного коридоров».

Для зелёного коридора характерно перемещения лиц с товарами, которые не облагаются платежами, то есть упрощенная система. На практике это очень удобно, экономит много времени, позволяя работникам таможни эффективно работать в более важных сферах. Естественно, что все перемещения фиксируются и проверяются на наличие нарушений, после чего лицо благополучно перемещается по зелёному коридору.

Красный коридор предполагает полную процедуру оформления, оплату пошлины, через этот коридор можно перемещать практически все товары, не запрещённые законом. Заполняя таможенную декларацию, обязательно указывается, какие товары перевозятся, на основе чего работники таможенной службы принимают решение по красному или зелёному коридору вас проводить.

Зоны таможенного контроля предполагают не только выполнение требований закона, но и деятельность таможенной службы в рамках своих полномочий. За ущерб, причиненный гражданину или имуществу в зоне таможенного контроля, несёт ответственность таможенная служба, служба охраны, или другая инстанция, в обязанности которой входит забота о безопасности в такой зоне.[12]

На основании ст. 168 ТК ТС « Места временного хранения» к зонам таможенного контроля относятся склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (далее — места временного хранения). [13]

Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств — членов таможенного союза.

 Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров, что определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Помещение на склад временного хранения предшествует подаче декларации и выбору таможенного режима.

Склад временного хранения — это место, где под таможенным контролем находятся грузы со времени представления таможенному органу до момента их выпуска после избрания соответствующей таможенной процедуры (выпуск для внутреннего потребления, таможенный транзит, экспорт и т.д.). Таким образом, возможна ситуация, когда товар со склада временного хранения направляется на таможенный склад, где продолжает храниться под процедурой таможенного складирования.

Временное хранение не является обязательным этапом процедуры таможенного оформления. Таможенное оформление внешнеторгового груза совершается в течение 1часа после его представления таможенному органу, то есть уведомления перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров к месту таможенного оформления.

Во всех остальных случаях груз автоматически приобретает статус находящегося на временном хранении и в течение суток после уведомления таможенного органа помещается на склад.

Важной гарантией соблюдения сроков принятия на временное хранение служит положение о том, что помещение на склад не может быть поставлено в зависимость от необходимости предварительного осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Временное хранение предполагает ведение учета поступающих грузов. В этих целях перевозчик не позднее чем через два дня после уведомления о прибытии должен подать транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства.

Временное хранение осуществляется только через помещение грузов на специальные склады временного хранения, которые и определяются в качестве места прибытия и доставки груза на таможенную территорию Российской Федерации. Для того чтобы эта норма таможенного законодательства заработала, необходимо создать соответствующую материально-техническую базу. В этих целях устанавливается обязательный порядок открытия складов временного хранения в международных аэропортах, морских портах, на грузовых дворах и станционных площадках железных дорог, через которые перемещаются внешнеторговые грузы, а также в пунктах пропуска через границу, где осуществляется международное автомобильное сообщение.

 Склад временного хранения, учреждаемый таможней, является структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся помещения, предназначенные для склада. [14]

 Кроме таможни, учредителем склада временного хранения может стать лицо, обладающее статусом юридического лица государства-члена таможенного союза. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Законодательством предусмотрены условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения. К этим условиям относятся:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств-членов таможенного союза;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств-членов таможенного союза;

5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.( ст. 24 ТК ТС) При осуществлении владения помещениями и (или) открытыми площадками на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

 Таможенные органы ведут реестры лиц, признанных владельцами складов временного хранения, и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев складов временного хранения и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.[15] В таблице 1 приведен реестр владельцев складов временного хранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

 

Таблица 1 Реестр владельцев складов временного хранения по Санкт-Петербургу  и Ленинградской области по состоянию на январь 2011



Код таможенного органа

Наименование таможенного органа

Наименование владельца

Адрес склада

10009193

ОТО и ТК №3 Северо -Запад

ЗАО «Конкорд»

Петербург, пос. 194362, г. Санкт Парголово, Пригородный участок, 39



10009193

ОТО и ТК №3 Северо- Запад

ЗАО «Конкорд»

194362, г. Санкт Петербург, пос. Парголово, Горское шоссе, д.4, лит.А



10009193

ОТО и ТК №3 Северо- Запад

ЗАО «РОСТЭК Северо- Запад»

194292, Санкт Петербург, пр. Культуры, д. 40, лит. А


10009193

ОТО и ТК №3 Северо- Запад

ООО «Русский стандарт водка»

196140, Санкт Петербург, Пулковское шоссе, д. 52, лит. А



10009193

ОТО и ТК №3 Северо- Запад

ООО «Северные ворота»

197730, Санкт Петербург, Курортный район, поселок Белоостров, Новое шоссе, д. 53.



10009193

ОТО и ТК №3 Северо- Запад

ФГУП «Главный центр специальной связи» (филиал СПб)

195197, Санкт Петербург, Кондратьевский проспект, д. 38, лит. А

10009194

ОТО и ТК №4 Северо- Запад

ЗАО«Филипп Моррис Ижора»

198323, Лен.обл, Ломоносовский р- н, Волхонское шоссе, 7


10009194

ОТО и ТК №4 Северо -Запад

ООО «Петро»

198206,Cанкт Петербург, Петергофское шоссе,73/21


10009195

ОТО и ТК №5 Северо- Запад

ЗАО «Восход»

188908, Ленинградская область, Выборгский район, а/д М-10 Скандинавия


10206000



Выборгская

ЗАО «Ростэк — выборг»

188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Большая каменная, д. 14


10206030



т/п МАПП Брусничное

Закрытое

акционерное общество «Ростэк — Выборг''

188800 Ленинградская обл, Выборгский район, МАПП Брусничное


10206070



т/п Выборгский железнодорожный

Выборгская таможня

188800, Ленинградская обл., г. выборг, Привокзальная площадь, д. 1



10206080



т/п Выборгский

Закрытое

акционерное общество «Ростэк –

выборг»

188991, Ленинградская область, г.Выборг, ул. Вознесенская, д.2

10206080



т/п Выборгский

Зао «Восход»

188991, Ленинградская обл., г. Светогорск, ул. Победы

10206080



т/п Выборгский

ООО

«Выборг-терминал»

188800, г. Выборг, Ленинградское шоссе, д. 110

10206090



т/п Светогорский

Закрытое акционерное общество «Ростэк –

Выборг»

188991, Ленинградская обл., г. Светогорск, ул. Победы



На владельца склада налагаются определенные обязательства по обустройству и оборудованию помещений и площадок. Технические требования, предъявляемые к складским помещениям, должны исключить возможность поступления товаров и транспортных средств и их изъятие со склада, минуя таможенный контроль. Таможне предоставляется право устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству и месту расположения склада временного хранения.

Владелец склада обязан обеспечить невозможность проникновения на склад посторонних лиц. Он составляет список работников, имеющих право доступа на склад, и направляет его в таможенный орган, выдавший разрешение на учреждение склада временного хранения. После утверждения таможней этот список становится важным документом при регулировании взаимоотношений между должностными лицами таможни и владельцем склада в вопросах организации таможенного контроля. При этом все расходы по охране склада и обеспечению пропускного режима совершаются за счет владельца склада. Нарушение режима склада временного хранения (непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения) влечет конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. [16]

Законодательство предусматривает возможность учреждения склада временного хранения открытого и закрытого типа. Услугами открытого склада могут пользоваться любые лица. На закрытом складе хранятся товары и транспортные средства только определенных лиц. Если склад временного хранения учреждается таможней, он может быть только открытого типа. Все другие учредители могут получить разрешение на закрытый склад, если представят обоснование нецелесообразности создания склада открытого типа, сопровождая его списком лиц, которые могут использовать данный склад, или перечнем товаров, которые могут быть на него помещены.

 Взаимоотношения между владельцем склада и лицами, помещающими товары на склад, регулируются на основе заключаемого договора. Текст этого договора не может противоречить действующим нормативным актам, а по вопросам сроков временного хранения, режима работы склада, организации учета хранимых грузов он должен исходить из соответствующих положений утвержденной таможней процедуры использования склада. В договоре определяются объект и срок хранения. На складах временного хранения могут храниться только грузы, предназначенные для перемещения через таможенную границу. Это ограничение не распространяется на склады, учреждаемые таможней.

Правовой статус владельца склада временного хранения устанавливается законодательством (Положение о временном хранении, Гражданский кодекс) и может уточняться в тексте договора. Права владельца склада условно могут быть разделены на две группы:

1) права на обращение с товарами, помещенными на склад – осмотр и измерение товаров, перемещение в пределах склада, исправление поврежденной упаковки и т.д. Реализуются только с разрешения таможенного органа.

2) права на оплату услуг по временному хранению в соответствии с установленными ставками, а при отсутствии таковых — по соглашению сторон.[17]

Основные обязанности владельца склада устанавливаются гражданским законодательством. Владелец склада обязан принимать все необходимые меры для сохранения имущества, не пользоваться переданным ему на хранение имуществом, если иное не предусмотрено договором. Таможенное право (ст. 23 ТК ТС) налагает на него дополнительные обязательства по обеспечению нормальных условий для проведения таможенного контроля на складе.

Согласно статье 97 ТК ТС к таможенным зонам относятся таможенные склады.

Таможенным складомпризнается специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада. ( статья 229 ТК ТС)

Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа:

1) Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.

2) Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада.

Законодательством государств – членов таможенного союза могут определяться отдельные категории товаров, которые допускается хранить на таможенных складах закрытого типа.

На основании ст. 28 Таможенного Кодекса ТС владельцем таможенного склада является юридическое лицо.

Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения его в реестр владельцев таможенных складов.

Порядок включения в реестр владельцев таможенных складов и исключения из этого реестра определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Для включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов необходимо соответствовать следующим условиям::

1) иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям законодательств государств-членов таможенного союза;

2) иметь договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.

3) не иметь на день обращения в таможенный орган неисполненных обязательств по уплате таможенных платежей, пеней;

4) не привлекаться в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Если юридическое лицо владеет помещениями и (или) открытыми площадками на основании договора аренды, то такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов.  Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии с требованиями статей, установленных настоящим Кодексом.

Владельца таможенного склада строит отношения с декларантами или иными заинтересованными лицами на договорной основе.

Таможенные органы РФ ведут реестры владельцев таможенных складов, обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий ( таблица 2).
Таблица 2 Реестр владельцев таможенных складов по Северо-Западному ФО

Код

таможенного

органа

Наименование таможенного органа

Наименование владельца

Адрес склада

10201000

Петрозаводская

ОАО

«Кондопога»

186220 Республика Карелия

г.Кондопога ул. Промышленная 2

10201000

Петрозаводская

ОАО

« Кондопога»

186220 Республика Карелия

г.Кондопога ул. Промышленная 2

10203000

Архангельская

ОАО

« Ацбк»

163900 г.Новодвинск

Архангельской обл., ул.Мельникова, 1

10203000

Архангельская

ООО

«Даммерс»

163015 г.Архангельск, ул.Ленина,29

10207000

Мурманская

ЗАО

«Судомех саплай»

183038, г.Мурманск, Нижнеростинское шоссе, здание гаража

10207050

т/п

Мурманский

ЗАО

«Судомех саплай»

183083, г.Мурманск, Нижнеростинское шоссе, здание гаража

10209000

Псковская

ООО

«ТС Печоры»

181502, Псковская обл.,

г. Печоры, ул. Мыльниково, б/н

10210040

т/п

Киришский

ООО Производственное объединение «Кириши-нефтеоргс»

187110, Ленинградская обл.,

г. Кириши, Шоссе энтузиастов,1

10210080

т/п

Северо-западный

ЗАО

«Генезис»

193318, Санкт-Петербург,

ул.Латышских стрелков, д.31, к.4

10216000

Балтийская

ЗАО

«Судомех саплай»

198035, г. Санкт-Петербург,

Межевой канал, д.5, к.3

10216000

Балтийская

ОАО

«Коммерческий центр транспорт и лес»

198096, Санкт- Петербург,

ул.Корабельная, д.6 лит а

10221000

Пулковская

ФГУП

«Пулково»

196210 Санкт-Петербург, ул. Пилотов 18 корп. 4



Порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещенных на таможенных складах, определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Также к видам таможенной зоны относится магазин беспошлинной торговли.

Магазин беспошлинной торговли – таможенная процедура, при которой товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование).

На основании главы 41 ТК ТС понятие « беспошлинная торговля» звучит следующим образом: «… таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования».[18]

Магазины беспошлинной торговли могут учреждаться в аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через границу РФ, предназначенных для пересечения границы физическими лицами.

Магазин беспошлинной торговли может учреждаться при наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств-членов таможенного союза.

Положение о порядке учреждения и функционирования магазина беспошлинной торговли утверждено статьей 84 Федерального Закона № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года « О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 Помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов, оборудованных таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля.

Должен быть исключен доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.

 К обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли предъявляются следующие требования:

1) территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы;

2) складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение. Использование в качестве склада магазина беспошлинной торговли открытых площадок не допускается.

3) помещения магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля;

4) торговые залы магазина беспошлинной торговли должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Таможенного союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории;

5) торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу Таможенного союза;

6) торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию Таможенного союза;

7) склад магазина беспошлинной торговли может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.[19]

Порядок организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, определяет Правительство Российской Федерации, о чем говорится в ст. 294 ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.2010.

Магазины беспошлинной торговли учитываются ФТС в реестре владельцев магазинов беспошлинной торговли. Приведем для примера реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли Ленинградской области.


Таблица 3

Наименование

                Адрес расположения

АОЗТ «Ленрианта»

В многостороннем воздушном пункте пропуска аэропорта «Пулково» г. Санкт-Петербург, Пулковская таможня

ЗАО «КАПО Дьюти Фри»               

В международных автомобильных пунктах пропуска «Торфяновка» и «Светогорск», Выборгская таможня

ООО «Цветочное»           

В многостороннем автомобильном пункте пропуска «Брусничное» («Брусничное-2») т/п «Сайменский», Выборгская таможня


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Виды таможенных зон


В соответствии с экономическими, юридическими и таможенными функциями предусматривается несколько видов таможенных зон.

Виды зон таможенного контроля определены в п.2. статьи 97 ТК ТС. Там говорится: «Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций».[20]

Рассмотрим подробнее это определение.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях:

1) если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций.

2) если на отдельных участках территории перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля, либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Временнымизоны таможенного контроля могут быть в случаях:

) производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций — на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

2) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. [21]


1.3 Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля


Важную роль в организации таможенного процесса играет соблюдение всех требований по порядку создания и обозначения зон таможенного контроля, а также соблюдение правового режима зоны таможенного контроля, который определяется законодательством государств – членов таможенного союза.

Рассмотрим порядок создания и обозначения таможенных зон на основании Таможенного Кодекса Таможенного Союза, ст.163 ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.10, приказа ГТК России от 23.12.2003 № 1520, приказа ФТС № 1497 – 06.12.2007г.

1.Зоны таможенного контроля могут быть созданы:

— вдоль Государственной границы Российской Федерации;

— в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

— в местах осуществления таможенных операций;

— в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра;

— в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

2. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы Российской Федерации, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации оформляется нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых создаются указанные зоны.

4. ФТС России в 2003 году получил право устанавливать зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы страны, не обязательно совпадающей с государственной границей Российской Федерации.

Создание зон было подчинено исключительно принципу «целесообразности». Главным ориентиром при принятии решения о необходимости создания зон таможенного контроля является участник внешнеэкономической деятельности.

Новые правила были введены приказом ГТК России от 23.12.2003 года № 1520 ( ред.09.03.2010г.) « Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля».[22]

 Документ определяет, что на сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации вглубь территории Российской Федерации.

Где и в каком объеме должны быть созданы таможенные зоны, решает ФТС РФ по согласованию с Правительством РФ, ФСБ РФ и др.

Как поясняется в статьях приказа ГТК № 1520, если на границе таможенный контроль возможен «только в рамках закона», то зона таможенного контроля сама по себе является особым режимом.

В соответствии с вышеуказанным постановлением правительства ФТС получает право создавать новые – вдоль таможенной границы, расширять, сужать или ликвидировать уже существующие.

В Ленинградской области очень часто применяется практика, когда предприятие само выходит к таможне с предложением организовать на своей территории временную зону таможенного контроля. Инициативу эту рассматривают и, при выполнении определенных требований (зона имеет ограду, охрану, обязательно в штате предприятия есть человек, ведущий учет по таможне и др.), разрешают создать временную зону контроля.

Зачастую временные таможенные зоны создаются, если у предприятия нет складов временного хранения.

5.Российская Федерация имеет не только сухопутные, но и морские, речные и озерные участки. На этих территориях зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии вглубь территории Российской Федерации.

6. Зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации обозначаются по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, знаками, содержащими надпись белого цвета «Зона таможенного контроля» на зеленом фоне, изготовленными в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационных знаков.

7. Решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска. Решение оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары.

8. При определении границы зоны таможенного контроля должно учитываться мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации: руководителя администрации морского порта, начальника бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, руководителя аэропорта (аэродрома), начальника железнодорожного вокзала (станции). Мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, оформленное в письменном виде, прилагается к проекту приказа начальника таможни, направляемому на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

9. После принятия решения о создании таможенной зоны, начальник таможни издает соответствующий приказ, в котором должны быть указаны:

1) место нахождения пункта пропуска;

2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.

 В приложении к приказу начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должно быть приведено графическое отображение границы и территории указанной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.[23]

10. Решения о создании зон таможенного контроля в иных местах принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются такие зоны таможенного контроля.

Данное решение о создании зоны таможенного контроля оформляется приказом начальника таможни, в котором должны быть указаны:

1) место нахождения зоны таможенного контроля;

2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

3) средства, используемые для обозначения.

 В приложении к указанному приказу начальника таможни о создании зоны таможенного контроля должно быть приведено графическое отображение границы и территории зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

11. Временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

12. Граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.[24]

13. Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее границе в местах ее пересечения с транспортными путями, а также в местах пересечения границы зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о ее границе, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.

14. Граница временной зоны таможенного контроля может обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств.

15. Зоны таможенного контроля ликвидируются в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения расположения мест осуществления таможенных операций, разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. Решение о ликвидации зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа, создавшего такую зону.

 Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанного в решении таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

 После ликвидации зоны таможенного контроля таможенный орган, находившейся в регионе его деятельности, принимает меры по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

16. Начальник таможенного органа имеет право выдать разрешение на производственную и хозяйственную деятельность в районе таможенных зон. К этой деятельности относится:

— перевозка, разгрузка и перегрузка (перевалка), хранение товаров, находящихся под таможенным контролем;

— организация и обслуживание стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары;

-обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства;

— строительство, реконструкция зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций;

— строительство и реконструкция дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортно-инженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы Российской Федерации.

Производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах зоны таможенного контроля, не должна создавать помехи беспрепятственной работе должностных лиц таможенных органов.[25]

17. Вышеперечисленные положения не распространяются на временное хранение товаров в помещениях, открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора на основании ст. 89 «Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора».
Выводы по главе 1

Таким образом, согласно Таможенному кодексу Таможенного Союза таможенные зоны создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зонытаможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными. Установлено, что в пунктах пропуска через государственную границу РФ создаются постоянные зоны таможенного контроля. Решение о создании таможенных зон оформляется правовым актом Федеральной таможенной службы в соответствии с порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ, Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ.

значение создание таможенная зона




ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВЫБОРГСКОЙ ТАМОЖНИ
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1 Общая характеристика подразделения
Выборгская таможня Главного таможенного управления (ГТУ) была организована на основании приказа Народного Комиссариата внешней торговли СССР № 125 от 3 августа 1940 года. В нем говорилось: «…ликвидировать Белоостровскую таможню и перевести со всем наличным штатом в г. Выборг, переименовав в Выборгскую таможню».[26]

С 1 марта 1941 года на основании распоряжения начальника ГТУ на станции Энсо открыт временный таможенный пункт с подчинением Выборгской таможне. В 1941 году в подчинении таможни находился и таможенный пункт Трангзундский.

Деятельность таможни была приостановлена в период Великой Отечественной войны с июля 1941 года по октябрь 1944 года.

В 1948 году в таможне всего по штату числилось 33 человека, в том числе инспекторский состав — 18 человек, контролеры — 7 человек. Высшее образование имели 2 сотрудника, среднее — 8 сотрудников. Членами ВКП (б) являлись 20 сотрудников таможни, кандидатами партии — 3 сотрудника:

В 1949 году основными направлениями работы в соответствии со штатным расписанием таможни являлись: работа по контрабанде, контрольно-инспекторская деятельность, работа склада конфискатов, деятельность пассажирской и транзитно-грузовой групп, работа с кадрами и функционирование таможенных постов.

С 12 сентября 2002 года введено новое штатное расписание таможни, на основании приказа ГТК России от 9 сентября 2002 года № 960 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления», распоряжения ГТК России от 10 сентября 2002 года № 590-р «О мероприятиях по переводу сотрудников таможенных органов Российской Федераций на новые условия службы (работы)».

Согласно штатного расписания структура таможни следующая:

-начальник;

-первый заместитель начальника таможни по организации таможенного контроля;

-первый заместитель начальника таможни по правоохранительной работе;

-шесть заместителями начальника таможни: по кадрам, по экономике, заместитель начальника таможни — начальник отдела собственной безопасности, по информационно-техническому обеспечению, по силовому обеспечению, по тыловому обеспечению.

Успехи и высокие показатели в работе — результат профессионализма должностных лиц Выборгской таможни. В 2007 году коллективу было присвоено звание «Лучший коллектив таможни высшей категории».

По итогам работы в 2008 году многосторонний пункт пропуска «Торфяновка» завоевал первое место среди таможенных органов России в категории «Лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска».

В соответствии с приказом ФТС России от 31.08.2009 № 1591 «О местах нахождения и регионах деятельности таможенных органов, расположенных в Северо-Западном федеральном округе», регионом деятельности таможни определены Выборгский район Ленинградской области.

Выборгский район Ленинградской области расположен в западной части Карельского перешейка — площадь района составляет 8,1 тысяч квадратных километров (км), что без учета водного пространства Ладожского озера составляет около 1/9 части территории всей области.

Выборгская таможня — пограничная таможня, производящая все виды таможенного оформления и контроля, за исключением авиационного.

Сегодня в Выборгской таможне работают более тысячи четырехсот человек. Должностные лица таможни постоянно повышают свой профессиональный уровень, около 200 человек являются студентами российских ВУЗов. ( Сайт)

В структуру Выборгской таможни входят 9 таможенных постов: многосторонние автомобильные пункты пропуска — МАПП Торфяновка, МАПП Брусничное, МАПП Светогорск; железнодорожный пункт пропуска ЖДПП Лужайка; Морской порт Выборг; Выборгский; Выборгский железнодорожный; Светогорский и Торфяновский таможенные посты, а также 33 отдела, 7 отделений.

Показатели загруженности таможни и распределение штатной численности по направлениям представлены нами в таблице 4.

Количество оформленных на таможенных постах Выборгской таможни грузовых таможенных деклараций за 2010 год уменьшилось на 0,38 % (37326 ГТД) по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (37467 ГТД).

Количество ГТДИ увеличилось на 14,08 % (с 9655 в 2010 г. до 11014 в 2009 г.). Количество ГТДЭ уменьшилось на 4,36% (с 27512 в 2010году до 26312 в 2009 году).

В 2010 году на 5% увеличилось количество оформленных на таможенных постах ТПО (с 17258 в 2010 году до 18121 в 2009 году).


2.2 Анализ экономической деятельности Выборгской таможни за 2009-2010гг.


В 1 полугодии в Выборгской таможне активно проводилась работа по реализации положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. При реализации положений Концепции особое внимание в 1 полугодии уделялось вопросам применения перспективных таможенных технологий.

В текущем году на таможенных постах стала активно применяться электронная форма декларирования (ЭД1 и ЭД2), на которую приходится 8% выпущенных грузовых таможенных деклараций .

Электронную форму декларирования с использованием сетей «Интернет» в регионе деятельности Выборгской таможни применяют все больше участников внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, с марта 2010 года в таможне осуществляется таможенное оформление товаров по технологии «удаленного» выпуска. Сегодня в рамках этой технологии работают Выборгский, Светогорский и Торфяновский таможенные посты. Следует отметить, что если раньше таким образом больше оформляли товаров с таможенными органами ЦТУ, то со второго квартала акцент сместился на Санкт-Петербургскую и другие таможни СЗТУ. Сейчас основной объем по данной технологии приходится на таможенные органы нашего региона. По Санкт-Петербургской таможне в ней задействованы практически все ее посты.

Проведем анализ товаропотоковчерез Выборгскую таможню.

Через Выборгскую таможню вывозятся товары в 161 страну мира.

За январь — сентябрь 2010 года экспорт товаров уменьшился на 43% и составил 2213,79 млн. долл. США.

Стоимость экспортных поставок в страны СНГ сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 31%, в страны дальнего зарубежья уменьшилась на 44%.

Первое место по стоимостным показателям экспорта принадлежит Нидерландам. Их доля в экспорте региона по сравнению с январем-сентябрем 2008 года увеличилась с 27% до 28,7%. Объем экспорта по стоимости сократился на 40% и составил 634,55 млн. долл. США. Основными товарами, отправляемыми в Нидерланды, были древесина, черные и цветные металлы, топливо минеральное.

Второе место занимает Соединенное Королевство — 11,5% от всего стоимостного объема экспорта, что составляет 253,86 млн. долл. США. Объем экспорта уменьшился на 50%. Поставлялись топливо, древесина, бумага, химическая продукция, алюминий, черные металлы.

На третьем месте — Швейцария (8,5%). Стоимость экспорта в Швейцарию уменьшилась на 43% и составила 187,87 млн. долл. США. Экспортировались в основном топливо и удобрения.

За январь-сентябрь 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года операции по импорту через Выборгскую таможню уменьшились на 31,% и составил 2698,31 млн. долл. США.

Импорт из стран СНГ сократился на 40%, из стран дальнего зарубежья — на 31%.

В таможнях региона оформлялись товары из 174 стран мира.

Из стран дальнего зарубежья по стоимостному объему импорта первое место принадлежит Китаю (399,97 млн. долл. США). Доля Китая уменьшилась с 15,1% до 14,8%, объем по стоимости снизился на 32%. Из Китая импортировались машиностроительная продукция, изделия из пластмассы, одежда и обувь.

Второе место занимает Германия (307,37 млн. долл. США) — 11,4% от всего импорта. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года импорт из Германии сократился на 39%. В импортируемых из Германии товарах лидируют машиностроительная продукция, средства наземного транспорта, пластмасса, изделия из черных металлов, мясопродукты.

На третьем месте — США. Их доля составила 6,9%, что соответствует 185,74 млн. долларов США. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года объем уменьшился на 36%. Первостепенными были поставки машиностроительной продукции, средств наземного транспорта, мясопродуктов. Доля стран СНГ в стоимостном объеме импорта составила 1,2%, из них 79% приходится на Украину. Стоимость импортных поставок из Украины сократилась на 46%.

Первое место по объему импорта занимают товары машиностроительной промышленности. В результате снижения натурального объема на 45% при росте цен на машиностроительную продукцию на 11% объем импорта этих товаров снизился на 39%. Удельный вес уменьшился с 41,8% до 37%.    

Второе место занимает импорт продовольственных товаров. Натуральный объем снизился на 20%, средние цены выросли на 1%. В результате стоимостной объем импорта продовольствия уменьшился на 19%. Их доля по сравнению с 2008 годом выросла с 27% до 31,8%.

Третье место в товарной структуре импорта занимает продукция химической промышленности. Импорт химической продукций сократился выражении на 27%. Средние цены не изменились. Удельный вес этой товарной группы составил 11,5%.

За январь-сентябрь 2010 года внешнеторговый оборот через Выборгскую таможню составил 4912,1 млн. долларов США, что на 37% меньше объема оборота за 9 месяцев 2009 года. Объем экспорта составил 2213,79 млн. долларов США, а импорта — 2698,31 млн. долларов. Экспорт уменьшился на 43%, импорт — на 31%. Сальдо торгового баланса отрицательное.

Итоги работы таможни по перечислению таможенных платежей в ФБ, динамика товарооборота по наиболее значимым товарам свидетельствуют о стабильно сложившейся внешней торговле в регионе. Наблюдается стабильный рост поступлений таможенных платежей.

Основная масса таможенных платежей в основном формировалась за счет вывозной пошлины

За 12 месяцев 2010 года (по состоянию на 27.12.2010) таможенными органами Северо-Западного таможенного управления перечислено в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных платежей на сумму 593,8 млрд. рублей, в том числе по импорту – 374,6 млрд. рублей, по экспорту – 213,2млрд. рублей.

Таким образом, таможенные органы Северо-Запада ежедневно перечисляют в бюджет около 1,6 млрд. рублей.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличение фактических перечислений в федеральный бюджет Российской Федерации составило 29% (за 12 месяцев 2009 года таможенными органами СЗТУ перечислено в федеральный бюджет 461,46 млрд. рублей).

Основной объем перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей в Северо-Западном регионе приходится на Балтийскую (45,77%), Санкт-Петербургскую (19,97%), Мурманскую (15,92%) и Калининградскую областную (6,44%) таможни.

За декабрь 2010 года (по состоянию на 27.12.2010) в федеральный бюджет перечислено 49,27 млрд. рублей, в том числе: от экспорта – 13,15 млрд. рублей и от импорта – 35,54 млрд. рублей. Таким образом, общий план по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет за декабрь 2010 года перевыполнен на 17,88%.

За 4 квартал 2010 года (по состоянию на 27.12.2010) в федеральный бюджет перечислено 161,44 млрд. рублей, в том числе: от экспорта – 46,99 млрд. рублей и от импорта – 112,69 млрд. рублей. Таким образом, общий план по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет за IV квартал 2010 года перевыполнен на 12,00%.

На протяжении ряда лет наибольшую часть экспорта составляют товары группы 2709 (нефть и нефтепродукты). В 2009 году на долю нефти и нефтепродуктов приходилось 98.85% от экспортных поставок, за аналогичный период 2008 г. эта доля составила 98.31%. Всего в 2009 году товаров вышеуказанной группы было оформлено 69567т.тонн на сумму 30,3 млрд. долл. США (за 2008 год — 591533 тыс.тонн, 20,5млрд. долл. США).

В регионе деятельности Выборгской таможни отмечен рост удельного веса экспортной составляющей внешнеторгового оборота с 98.27 % в 2009 году до 98.81 % в 2006, и снижение удельного веса импортной составляющей внешнеторгового оборота с 1.73 % в 2005 году до 1.19 % в 2010г.

Показатели по импорту увеличились на 0.4 % (на 1481.568 тыс. долл.). Одним из факторов, влияющим на увеличение импортных показателей за год является увеличение оформления товаров 84 группы (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части). Доля товаров данной группы за период январь-декабрь 2009 года составила 24.26 % от импорта в целом (88549.847 тыс. долл. США). Оборот внешней торговли в 2009 году увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 47.55 %.

За 2009 год Выборгской таможней в доход Федерального бюджета перечислено 359,55 млрд. рублей, что в процентном отношении составило 103,14 % от установленного контрольного задания 348,6 млрд. руб. и в 1.6 раза больше, чем за 2008 год. Перечисления в основном формировались за счет вывозной пошлины, которые составили соответственно 99.39 %. Сумма вывозной таможенной пошлины за 2009 г. увеличилась в 1.6 раза по сравнению с 2008 г. (226.6 млрд. руб. — за 2005г., 357.36 млрд. руб. — за 2006 г.).

Уровень налогообложения при экспорте за исследуемый период в среднем составил 35% .

По итогам 2009 года перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет возросли в сравнении с 2008 годом более чем на двадцать процентов

Имеет место задолженность по платежам в федеральный бюджет, вызванная недоставкой товара в места назначения.

В 2009 году российско-финскую границу в зоне деятельности Выборгской таможни пересекли 1 миллион 500 тысяч грузовых автомобилей. Основной объем грузового транспорта приходится на крупнейший в Северо-Западном регионе таможенный пост МАПП Торфяновка, там зарегистрировано почти 470 тысяч фур.

Федеральный бюджет пополнился почти на 1 миллиард 255 миллионов рублей. Импортные платежи с начала 2010 года составили 1 млрд. 135 млн. рублей, что на 16% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Таможенные платежи от экспорта товаров составили около 70 миллионов рублей.

Стабилизация мировой экономики в последние годы, существенно повлияла на объемы перемещения через границу РФ товаров и транспортных средств.

Также в 2010 году произошло увеличение на 4,7% количества транспортных средств, перемещенных через пункты пропуска Выборгской таможни. Так за полгода по грузовым автомобилям и автобусам этот показатель увеличился на 8%, по легковому автотранспорту – на 3,7%, по железнодорожному – на 6,6%, по морскому — на 1%. Количество пересекавших границу физических лиц увеличилось на 3,3%. Всего за полгода Выборгской таможней было оформлено более 11 тысяч грузовых таможенных деклараций, что на 32,7% больше, чем за 1 полугодие 2009 года.

Выборгской таможней в связи со снижением грузопотока особое внимание обращается на повышение эффективности таможенного контроля и уровня собираемости таможенных платежей, а также обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации как участниками ВЭД, так и гражданами, пересекающими границу страны.

В таблице 5 приведены результаты анализа деятельности одного из таможенных постов Выборгской таможни за 2009 год.

Положительным фактором является снижение времени таможенного оформления одного грузового транспортного средства на 14%

В целом таможенное оформление и таможенный контроль сотрудниками выборгской таможни производится в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для роста показателей деятельности таможенных постов необходимо, в первую очередь, сокращение срока таможенного оформления и ликвидация очередей, поскольку простой автомобильного транспорта на таможне приносит потери перевозчикам в сумме от 3 до 6 тыс. руб. в сутки.
Таблица 5 Анализ деятельности т/п «Брусничное»

Наименование показателя

2008г.

2009г.

Изменения




+/-

%

Объем товаропотока, млн. долл.

7797

4912,1

-2884,9

-37,0

Сумма таможенных платежей, тыс. руб.

322715

298425

-24290

-7,53

Кол-во грузовых транспортных средств, тыс.ед.

547

470

-77

-14,08

Численность работающих, чел.

 20,4

207

3

1,47

Количество ГТД, ед.

34533

23241

-11292

-32,7

Коэффициент ГТД на сотрудника, ед.

169,28

112,27

-57,01

-33,68

Время оформления, час.

1,3

1,12

-18%

-13,85


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 СВХ и зоны таможенного контроля на территории Выборгской таможни


За 11 месяцев 2010 года в регионе деятельности Выборгской таможни было создано 87 временных зон таможенного контроля. Проведенные проверки нарушений положений приказа ГТК России от 23.12.2003 № 1520 не выявили.

В настоящее время в регионе деятельности Выборгской таможни функционируют 32 зоны таможенного контроля, из них:

— ВЗТК — 3;

— ПЗТК – 29.

За 11 месяцев 2010 года отделом была проведена следующая работа по ведению Реестра владельцев складов временного хранения:

1. В связи с несоблюдением Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных приказом ФТС России от 06.12.2007 № 1497, из Реестра владельцев складов временного хранения исключено ОАО «АСТ Транс Маркет».

2. В связи с изменениями сведений, указанных в Свидетельствах о включении в Реестр СВХ, проведена проверка и включены в Реестр СВХ на условиях ТК РФ ООО «Выборг-Терминал» и ЗАО «Ростэк – Выборг» (местонахождение СВХ в г. Светогорске, и в г. Выборге).

3. По заявлениям владельцев СВХ, проведена проверка и включены в Реестр СВХ на условиях ТК ТС ЗАО «Ростэк – Выборг» в п. Таммисуо, ЗАО «Восход».

В настоящее время в регионе деятельности Выборгской таможни действует 11 СВХ, из них 1 СВХ учрежден Выборгской таможней.
2.4 Перспективы развития Выборгской таможни


ФТС России разработана и принята к действию Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.[27]

Местами, приближенными к государственной границе Российской Федерации являются зоны пограничного и таможенного контроля вдоль государственной границы Российской Федерации; зоны таможенного контроля в морских, речных (озерных) портах и аэропортах, на территориях которых открыты пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации; зоны таможенного контроля, прилегающие к таким портам, а также на территориях «сухих портов».

Выборгский район является приграничным субъектом Российской Федерации и, следовательно, действие данной концепции непосредственно распространяется на Выборгскую таможню.

Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.

Концепция следует основным положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года, предусматривающей использование предварительной информации, её передачу в электронной форме, а также Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (приняты Всемирной таможенной организацией в июне 2005 года).

Завершение до 2010 года мероприятий, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, создаст условия для осуществления основного количества операций по таможенному оформлению в приграничных субъектах Российской Федерации.

Система таможенного оформления товаров в Российской Федерации ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами.

Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Проблема решается развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации, развитием таможенно-логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. При этом создание инфраструктуры для длительного хранения товаров, а также осуществление дополнительной промежуточной перевалки товаров при реализации Концепции не требуется. Это позволит в полной мере реализовать принцип транспортно-логистической технологии доставки грузов «от двери до двери» без увеличения срока осуществления поставки товаров.[28]

Для недопущения недобросовестной конкуренции, нарушений антимонопольного законодательства, возрастания издержек участников внешнеэкономической деятельности целесообразно предусмотреть возможность государственного регулирования тарифов за хранение товаров на таможенно-логистических терминалах в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, а также стоимости брокерских услуг.

Развитие таможенной инфраструктуры тесно связано с развитием транспортно-логистической, банковской и социальной инфраструктуры.

Важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов Российской Федерации играет институт государственно-частного партнёрства, требующий дальнейшего развития его законодательной базы.

Совершенствование механизма государственно-частного партнерства предполагает создание таких законодательных условий, которые позволят частному бизнесу на возвратных условиях осуществлять инвестиционные вложения в транспортно-логистическую инфраструктуру, в том числе на условиях концессионных соглашений.

Реализация Концепции вызовет необходимость повышения уровня взаимодействия таможенных и иных контрольных органов при осуществлении государственного контроля перемещения товаров. Это должно сопровождаться применением современных информационных технологий.

В отношении товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным (частично), воздушным и морским транспортом в рамках Концепции в среднесрочной перспективе предусматривается осуществление таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации,

В долгосрочной перспективе предусматривается проработка возможности таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, преимущественно в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

В условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров осуществление основного количества таможенных операций по таможенному оформлению в приграничных субъектах Российской Федерации создает предпосылки к криминогенности внешнеэкономической деятельности, росту числа нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе «фирмами-однодневками», в области определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров и классификации товаров с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др.

Для обеспечения экономических интересов Российской Федерации процесс таможенного оформления должен быть согласован с процессами оптимизации количества и специализации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и в максимальной степени сопряжён с существующей транспортно-логистической инфраструктурой.

Решение указанной задачи обеспечит оптимальное размещение контрольных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в интересах совершенствования системы государственного контроля.

 Совершенствование правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы Российской Федерации позволит создать условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом снизить уровень криминогенности внешнеэкономической деятельности.

В мае 2010 года на заседании комиссии ФТС России по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации было проведено категорирование транспортно- логистических терминалов, создание которых целесообразно в первоочередном порядке.

 Транспортно –логистическим терминалам Выборгской таможни МАПП Торфяновка, МАПП Брусничное, МАПП Светогорск была присвоена 1 категория ТЛТ.

Также ФТС России утвердило Перечень автомобильных пунктов пропуска, создание которых целесообразно в первоочередном порядке. Туда были включены ТЛТ Выборгской таможни. Данные представлены в таблице 6.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подразделения Выборгской таможни имеют перспективу дальнейшего развития и совершенствования таможенной деятельности.
Выводы по главе 2

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению.

Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.

Работа подразделений Выборгской таможни обеспечивает:

-соблюдение норм таможенного Кодекса Таможенного Союза, приказов ФТС России и других нормативных актов;

-создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота;

-установленный законодательством порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

-ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния страны;

-своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных
платежей;

-ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

-осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Викторианская эпоха в произведениях Диккенса и Теккерея
Реферат Гражданско правовой договор найма жилого помещения
Реферат Iv. Добровольное медицинское страхование (дмс)
Реферат Война пятой коалиции
Реферат Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
Реферат Cather In The Rye Essay Research Paper
Реферат Dissertation Sur La Princesse De Clves Essay
Реферат Романская лексикография донаучного периода глоссарии раннего Средневековья Испании и Франции
Реферат Матейко, Ян
Реферат Mahatma Gandhi
Реферат Оплата труда гражданских служащих. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт
Реферат Денежные системы США Великобритании и России
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе работодателя 2 Понятие и
Реферат Альтернативные эволюционные теории ламаркизм, катастрофизм, сальтационизм. Синтетическая теория
Реферат Налет на поезд