Введение
Межгосударственные обмены таможенной информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств Сообщества в широкомасштабную задачу создания ЕАИС ТКС формирования единого информационного пространства таможенных служб.
Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуется выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Сообщества.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств-участников Сообщества.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
— определение приоритетных направлений сотрудничества государств-участников Сообщества по развитию межгосударственных информационных обменов;
— предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества государств Сообщества с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является началом процессов по созданию качественно новой информационной среды и формированию информационного пространства Сообщества на базе ЕАИС ТКС.
1. Цели и задачи создания ЕАИС ТКС и формирования информационного пространства Сообщества
Главной целью работ по созданию ЕАИС ТКС и по формированию информационного пространства государств-участников Сообщества является обеспечение взаимодействия на взаимовыгодной основе национальных информационных пространств государств-участников Сообщества с учетом интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах таможенной деятельности.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Сообщества:
1. Разработка правовых основ, выработка и принятие межгосударственных документов о единых правилах таможенного оформления и контроля.
2. Разработка правовых основ доступа к информационным ресурсам.
3. Принятие согласованных мер по созданию информационно-телекоммуникационных систем в государствах Сообщества на основе кооперации и разделения труда.
4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Сообщества.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции по созданию ЕАИС ТКС и формирования информационного пространства Сообщества.
2. Основные принципы разработки ЕАИС ТКС иформирования информационного пространства Сообщества
Разработка ЕАИС ТКС и формирование информационного пространства таможенных служб Сообщества осуществляется с учетом следующих основных принципов:
— соблюдения суверенных прав государств на независимое формирование своего информационного пространства;
— соблюдения основных принципов, заложенных в международных документах и принятых соглашений и договоров Сообщества в области межгосударственного обмена информацией;
— взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;
— обеспечение достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств-участников Сообщества;
— экономической целесообразности участия каждого государства в реализации мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных систем;
— сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств-участников Сообщества;
— соблюдение норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств-участников Сообщества в области информации;
— проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие информационных систем государств-участников Сообщества;
— использование наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;
— признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации;
— взаимной заинтересованности в расширении возможностей по налаживанию постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Сообществе.
Указанные принципы относят вопросы создания ЕАИС ТКС и деятельность по формированию информационного пространства к приоритетным задачам межгосударственного уровня, которые должны находиться под постоянным контролем руководителей таможенных служб Сообщества.
Единая автоматизированная информационная систематаможенных служб государств-участников Сообщества (ЕАИС ТКС)
ЕАИС ТКС является составной частью информационного пространства государств Сообщества и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств между собой и органами Сообщества по вопросам таможенного законодательства, таможенного оформления и контроля.
Состав подсистем, создаваемых в рамках ЕАИС ТКС и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами Сообщества двусторонних соглашений.
Интеграция действующих в рамках ЕАИС ТКС подсистем государств Сообщества должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного опыта и научно-технического задела.
Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования ЕАИС ТКС должно базироваться на единых законодательствах государств-участников Сообщества и международных законодательных актах, обязательных к выполнению обеими сторонами.
Этапы создания ЕАИС ТКС и формированияинформационного пространства Сообщества
Создание ЕАИС ТКС и формирование информационного пространства Сообщества является масштабной и сложной задачей. Ее решение потребует от государств-участников Сообщества координации усилий в процессе реализации широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.
В укрупненном виде стратегия деятельности по разработке ЕАИС ТКС и формированию информационного пространства должна включать следующие два основных этапа.
Первый этап 1997 — 1998 гг. На первом этапе будет осуществлена проработка технических и организационных вопросов информационного взаимодействия государств-участников Сообщества. Результаты этой ранты должны быть представлены в согласованном на межгосударственном уровне Перспективном плане подготовки документов по реализации Концепции формирования информационного пространства.
Необходимо разработать проект интегрированной автоматизированной системы на базе уже имеющихся наработок обеих сторон с максимальным использованием их при создании системы.
Первоочередными подсистемами, как составляющими ЕАИС первой очереди таможенной службы России и Республики Беларусь, необходимо считать автоматизированную систему контроля доставки товаров (АС КДТ), следующих через территории Республики Беларусь в Россию и транзитом через нее, и автоматизированную систему ведения таможенной статистики внешней торговли Сообщества.
На втором этапе сотрудничества необходимо разработать проект интегрированной автоматизированной системы ЕАИС таможенных служб России и Республики Беларусь в полном объеме с охватом автоматизации всех таможенных подсистем («Таможенные платежи», «Валютный контроль», «Борьба с нарушителями таможенных правил и контрабандой», «Таможенно-тарифное регулирование», «Организация таможенного контроля пассажиров и отдельно следующего багажа» и др.).
Заключение
Межгосударственное сотрудничество в сфере информации и информатизации достаточно динамично.
Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее соглашениях в этой сфере начинает работать и служит достаточной нормативно-правовой базой для налаживания сотрудничества и принятия конкретных практических решений в государствах Сообщества.
Информационно-техническая инфраструктура – совокупность информационно-вычислительных центров, банков данных, систем телекоммуникаций и защиты информации, обеспечивающих доступ пользователей к хранимой информации и использование информационных технологий, а также средства получения (добывания) и документирования информации. Информационно-техническая инфраструктура таможенной службы Российской Федерации включает Единую автоматизированную информационную систему ФТС России, Ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть, технические средства таможенного контроля и охраны, систему обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
ЕАИС необходима для реализации основных информационных технологий таможенной службы и за время своего развития превратилась в уникальный инструмент основных таможенных технологий на всех уровнях. Развитие ЕАИС есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе.
Ведомственная система связи обеспечивает обмен любыми видами информации, как между таможенными органами, так и с внешним миром.
Список информационных источников
1. В.Г. Драганов. Основы таможенного дела. М. «экономика». 1998.
2. Таможенный кодекс РФ. 2003.
3. А. Копланов. Работа в условиях действия нового ТК РФ: взгляд брокера. Таможня №3 2004.
4. Асеев И.В. Оценка и прогнозирование регионального рынка околотаможенных транспортных услуг./Таможенная политика в условиях трансформации Российской экономики: реалии, проблемы, противоречия. Межвузовский сборник научных трудов студентов, слушателей и молодых ученых. Ростов-на-Дону. 2002.
5. Валерий Болюченко. Быть или не быть таможенному брокеру? «таможня&бизнес. ревью» №1 2004.
6.Елена Беляева. ЮФО: климат для ВЭД – благоприятный. «таможня&бизнес. ревью» №1 2004.