Реферат по предмету "Теория государства и права"


Взаимодействие органов государственного и муниципального управления

Введение
Проблемы теории местногосамоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многиедесятилетия являются предметом научного ос­мысления и широких общественныхдискуссий.
XIXв. породил множество теорий местного само­управления,которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическуюреализа­цию. Богатый исторический опыт земского и городского самоуправления,накопленный в России, во многом все еще остается невостребованным.
Новый всплескидей местного самоуправления и их реализации наблюдался в странах европейскогоконти­нента в 60—70-х гг. XXстолетия, в1985 г. была принята Европейская Хартия местного самоуправления, прини­малосьнациональное законодательство. Значительный интерес к местному самоуправлениювозродился в Рос­сии в 90-х гг., на новом витке ее исторического развития.
Становлениеместного самоуправления находится на самом начальном этапе современногопереходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции иправовые установления местного самоуп­равления, не накоплен достаточный опытего органи­зации и функционирования, не выработаны теоретичес­кие научнообоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления вроссийском обще­стве и государстве.
В теории и практикенаблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимо­исключающихподхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства,при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) наорганизацию местного самоуправления. Дру­гой состоит в«огосударствлении» местного самоуправления, его жесткой привязке кгосударственной струк­туре и рассмотрении самоуправления как продолжениягосударственной власти на местах.
Эти позициипорождены не чьим-либо субъектив­ным желанием, в них отражается объективныйпроцесс становления и развития местного самоуправления в на­шей стране,неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовыепробелы.
Поэтому особенноактуальное значение приобрета­ет сегодня проблема взаимодействия государства иместного самоуправления, осмысление теоретических и пра­вовых аспектоввзаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научногоанализа соотношения государства и общества, правового госу­дарства игражданского общества.
Научнообоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких единыхфундаментальных ос­нов, на которых строятся российская государственность исамоуправление, как народность, общинность,соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основможно определить самоуправление через приз­му его взаимодействия с государством— как такой соци­альный феномен, в котором смыкается государство и об­щество,через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом,индивидом.
Поэтому важно,чтобы самоуправленческие струк­туры не замыкались только на местном уровне, ауже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может витоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению«государствен­но-земского строя»,[1] в котором государственныеи са­моуправляющиеся начала организации общественной жиз­ни сольются в единоецелое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободныхтерриторий и народов — Российский Союз Федеральных окру­гов и республик.
Историческийопыт развития местного самоуправ­ления в России свидетельствует о том, что оновсегда было тесно связано с государством, государственным управлением,выступало как его продолжение на мест­ном уровне и одновременно обладалозначительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и за­частуюнезависимо от государственных структур.
Цель курсовойработы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местногосамоуправления.
Предметисследования – государственное управление.
Объектисследование – органы государственного и местного самоуправления.

Глава 1. Что такое местное самоуправление
Россия покаделает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихсясути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого всееще не обладают достаточными воз­можностями для реализации этих правовыхустановле­ний, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность егоосуществления слились воедино, пред­принимаются как федеральными, так ирегиональными органами государственной власти и самими органами местногосамоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественнойистории, накопившего немало ценного в сфере земского и городского самоуп­равления,советского строительства, что может и дол­жно быть использовано на современномэтапе развития местного самоуправления.[2]
Многие вопросыместного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
• отсутствиеобщепризнанной теории местного са­моуправления. Господствующий в обществеконституци­онный принцип идеологического плюрализма порождает множественностьподходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано снедостаточ­ным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальныхнаук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
•непоследовательность практики муниципального строительства — существованиеразличных моделей ме­стного самоуправления, которые зачастую создаются безучета объективно назревших общественных потребнос­тей и интересов местныхсообществ, в угоду региональ­ным и местным элитам;
•противоречивость и незавершенность правовой осно­вы местного самоуправления,пробелы правового регули­рования, отсутствие необходимых основополагающих зако­нови в то же время множественность подзаконных норма­тивных правовых актов нафедеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированностьпорождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
• существующее ныне реальное отчуждениенарод­ных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия вуправленческих процессах, проявление обще­ственной пассивности и политическойапатии масс;
• отсутствие наместном уровне достаточных матери­ально-финансовых средств, необходимогокадрового потен­циала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы иповышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципальногоуправления; не­достаточное проведение учебы депутатского корпуса;
• слабостьинформационного обеспечения местных самоуправленческих структур;недостаточность пропа­гандистской просветительской деятельности, направлен­нойна разъяснение широким народным массам феноме­на местного самоуправления;
•законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без учетаразличных его ти­пов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условияхроссийских геополитических, пространственных, национальных, демографическихособенностей при­водит скорее к негативным, чем к позитивным результа­таморганизации самоуправления и муниципального стро­ительства в различных регионахстраны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизацииграждан, живое творчество и потенциал народных масс;
• отсутствиечеткого разграничения предметов веде­ния и полномочий местного самоуправления игосудар­ственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так,многие вопросы местного значения, пе­речень которых установлен Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», решаются также и региональ­ными органамигосударственной власти. Нет такого разграничения и между различными уровнямиместного са­моуправления, а также между представительными и ис­полнительнымиорганами местного самоуправления;
• неоднозначныйподход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделениявлас­тей, распространение его на организацию муниципаль­ной власти, что иногдаприводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
• нерешенность вопроса о возможности местного са­моуправлениядля защиты своих прав использовать на федеральном уровне институтконституционного судо­производства.
Не случайноодной из конечных целей реализации государственной политики в области развитияместного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 октября 1999г., является создание системы взаи­модействия населения, местногосамоуправления и государственной власти, которая должна обеспечить: улуч­шениеусловий жизни населения; обретение граждана­ми навыков демократичноговзаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков обществен­ногоконтроля за эффективностью их деятельности; ус­тойчивое самостоятельноеразвитие муниципальных образований[3].
Одной изключевых проблем становления современ­ной местной власти и современногороссийского обще­ства является выработка научно обоснованного понятия исущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачамигосударственного и общественного развития.
Термин«местное самоуправление» продолжает на­полняться более точнымсодержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесссвидетельствует также об отсутствии в обществе одно­значного понимания ролиинститута местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствуетод­нозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина«местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальныхпроблем. «Состоя­ние и будущее местного самоуправления в РоссийскойФедерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местногосамоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян.— Между тем,  в пра­вовой литературе нетединства мнений в отношении со­держания термина „местноесамоуправление“[4].
Впоследнее время термин «самоуправление» исполь­зуется многими, нозакладывается в него при этом раз­ный смысл. «Народноесамоуправление», «общественное самоуправление»,«производственное самоуправление» — все эти понятия имеют своезначение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по КонституцииРФ, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельскихпоселениях, на других территори­ях, где население объединено совместнымиусловиями проживания.
Можно сказать,что местное самоуправление — под­законная система власти, которая функционируетв рам­ках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровнепринимаются властные решения в пре­делах функций, определенных законом. Местноесамоуправление — одна из основ конституционного устройства государства. В то жевремя следует разграничивать сис­тему власти и управления с различными формамисамо­организации граждан. Комитеты общественного самоуп­равления, уличные,домовые комитеты — все это важ­ные и полезные общественные объединения, но неимеющие властных функций[5].
Местноесамоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, вомногом опреде­ляющий всю государственную структуру.
Местное самоуправление в любом государстве, каксправедливо отмечает М. И. Пискотин, служит сред­ствомосуществления трех основных целей: обеспече­ния децентрализации вгосударственном управлении; развития демократических начал в решении вопросовместного значения и повышения эффективности в веде­нии местных дел.

Глава2. Полномочия субъектов РФ
В конституции Российской Федерации четко выделяются во­просы,относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросы,находящиеся в совместном ведении Феде­рации и субъектов Федерации.
В ведении Российской Федерации, согласно статье 71 Консти­туции,находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации ифедеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федера­ции;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина;гражданство в Российской Федерации; регулирование и за­щита прав национальныхменьшинств;
г) установление системы федеральных органов законодатель­ной,исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;формирование федеральных органов государст­венной власти;
д)федеральная государственная собственность и управление ею;
е)установление основ федеральной политики и федеральные программы в областигосударственного, экономического, экологи­ческого, социального, культурного инационального развития Рос­сийской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое,валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмис­сия, основыценовой политики; федеральные экономические служ­бы, включая федеральные банки;
з)федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде­ральные фондырегионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сооб­щения, информация исвязь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения РоссийскойФедерации, международные договоры Российской Федерации; во­просы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определе­ниепорядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другоговоенного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств ипорядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы,территориального моря, воздушного пространства, исключитель­ной экономическойзоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное,уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия ипомилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п)федеральное коллизионное право;
р)метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метриче­ская система и исчислениевремени; геодезия и картография; на­именования географических объектов;официальный статистиче­ский и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания РоссийскойФедерации;
т) федеральная государственная служба.
К ведению Российской федерации отнесены те полномочия, которыенеобходимы и вместе с тем достаточны для защиты суве­ренитета и верховенстваРоссийской Федерации, обеспечения це­лостности и неприкосновенности еетерритории. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесеновсе то, что, по мнению разработчиков Конституции, не может решаться толькоФедерацией без участия ее субъектов. Федеральные госу­дарственные органысамостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместноговедения,  тем самым они определяют сферу,отнесенную к ведению субъектов Федерации.[6]
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения отно­сятся:
— обеспечение соответствия конституций и законов республик,уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, об­ластей, городовфедерального значения, автономной области, ав­тономных округов КонституцииРоссийской Федерации и феде­ральным законам;
— защита прав и свобод человека и гражданина; защита правнациональных меньшинств;
— обеспечение законности, правопорядка, общественнойбезопасности; режим пограничных зон;
— вопросы владения, пользования и распоряжения землей,недрами, водными и другими природными ресурсами;
— разграничение государственной собственности;
— природопользование; охрана окружающей среды и обеспе­чениеэкологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охранапамятников истории и культуры;
— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,физической культуры и спорта;
— координация вопросов здравоохранения; защита семьи,материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая соци­альноеобеспечение;
— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийнымибедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
— установление общих принципов налогообложения и сборов вРоссийской Федерации;
— административное, административно-процессуальное,трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
— кадры судебных и правоохранительных органов; адвокату­ра,нотариат;
— защита исконной среды обитания и традиционного образажизни малочисленных этнических общностей;
— установление общих принципов организации системы орга­новгосударственной власти и местного самоуправления;
— координация международных и внешнеэкономических свя­зейсубъектов Российской Федерации, выполнение международ­ных договоров РоссийскойФедерации.
Статьей 73 Конституции устанавливается, что вне пределов ве­денияРоссийской Федерации и полномочий Российской Федера­ции по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерациисубъекты Российской Федера­ции обладают всей полнотой государственной власти.[7]
Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входитвсе то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномо­чиям Федерациипо предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации. Разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велико, чтопере­числить все вопросы, которыми они должны заниматься и за что ониответственны, практически невозможно. Приведение в Кон­ституции спискавопросов, отнесенных к исключительному веде­нию субъектов Федерации, вынудилобы регионы ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.
По мнению экспертов, такой подход позволяет с необходимойдля практической деятельности всех государственных органов — федеральных исубъектов Федерации — точностью определять пределы полномочий субъектовРоссийской Федерации. Естест­венно, при этом не исключается возможностьвозникновения спо­ров по вопросам определения предметов ведения Федерации и еесубъектов. Эти споры должны разрешаться при помощи согласи­тельных процедур,наличие которых предусмотрено в ст. 85 Кон­ституции. В соответствии с п. 3 ст.125 Конституции споры о компетенции между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти субъектов Федера­циивправе решать Конституционный Суд Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаютсяфедеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямоедействие на всей территории Российской Феде­рации. Прямое действие федеральныхзаконов не исключает при­нятия подзаконных актов по данному кругу вопросов(акты Пра­вительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств).Однако подзаконные акты не могут выходить за рамки установленных федеральнымизаконами норм. Прямое действие норм федеральных законов порождаетсоответствующие им юридические последствия и в том случае, если подзаконныенормы не установлены.
В ст. 76 Конституции устанавливается, что по предметам со­вместноговедения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы ипринимаемые в соответствии с ними зако­ны и иные нормативные правовые актысубъектов Федерации. Важно подчеркнуть формулировку «принимаемые в соответствиис ними», поскольку только при соблюдении этого условия законы или иные актырегионов будут иметь юридическую силу и могут применяться судами и инымиорганами, организациями и гражда­нами.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ве­денияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округаосуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов ииных нор­мативных правовых актов. По предметам ведения Российской Фе­дерации,предусмотренным ст. 71 Конституции, издаются только федеральные законы, поэтомусобственное правовое регулирова­ние субъектами Федерации исключается. Попредметам совместно­го ведения уточнение пределов собственного регулированиясубъектов Федерации практически возможно только при издании отраслевых и иныхзаконов Российской Федерации и комплексных массивов правового регулирования.
Любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон респуб­ликив составе Российской Федерации, противоречащий феде­ральному закону, изданномупо предметам исключительного веде­ния Российской Федерации и ее совместноговедения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласноКонсти­туции, действует федеральный закон. Приоритет федеральногозаконодательства относится также и ко всем иным нормативным правовым актам,изданным в Российской Федерации (Правитель­ства, федеральных министерств и иныхведомств).
Законодательно установленные функции субъектов Федерацииреализуются через специально создаваемые органы, которые в своей совокупностиформируют систему региональных органов власти.[8]

Глава 3. Взаимодействие органов государственного и местногосамоуправления
Местноесамоуправление является одной из форм народовластия, через которуюосуществляется выра­жение власти народа.
Конституция РФ в ст. 3 определяет основные кана­лы, черезкоторые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а такжечерез органы государственной власти и органы местного самоуправления.
• Население осуществляет свое право на местное само­управлениекак непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямоговолеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органахместного самоуправления.
Таким образом,есть все основания говорить о са­мостоятельной разновидности власти народа,осуществ­ляемой на местном уровне, т.е. о местной или муници­пальной власти,которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтомусправедливо определить муниципальную и государственную власти каксамостоятельные формы публичной власти, по­скольку и та и другая есть выражениевласти народа, каналы непосредственного осуществления которой со­впадают иразнятся лишь пространственным террито­риальным уровнем их проявления. Государственнаявласть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальнаявласть — в городских, сельс­ких поселениях и на других территориях муниципаль­ныхобразований.
Самостоятельностьмуниципальной власти находит свое выражение в отделенности,обособленности мест­ного самоуправления от государства и его структур, чтопрямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: «Органы местного самоуправленияне входят в систему органов государственной власти». Структура этихорганов, в со­ответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населениемсамостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает вуставе муници­пального образования.
Самостоятельностьместной власти проявляется так­же в обязанности для исполнения всемирасположенны­ми на территории муниципального образования пред­приятиями,учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, атакже органа­ми местного самоуправления и гражданами решений, принятых путемпрямого волеизъявления граждан, ре­шений органов и должностных лиц местногосамоуправ­ления, принятых в пределах их полномочий.[9]
Самостоятельный характер местной властивыра­жается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления иполномочий, которыми облада­ют органы местной власти.
Самостоятельностьместной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиямиместного самоуправления. В их числе:
• право насудебную защиту;
• право накомпенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятыхоргана­ми государственной власти;
• запрет наограничение прав местного самоуправ­ления, установленных Конституцией ифедеральными законами.
Будучисамостоятельной, местная власть несет от­ветственность за свою деятельностьперед населением муниципального образования, государством, физическими июридическими лицами.
Исторический аспект исследования данного вопро­санепосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношениягосударственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессестановления и развития государства, его выделения из общества ифункционирования как относи­тельно самостоятельного многопланового социальногоявления.
Касаясьистоков соотношения названных структур, связанных с проблемой происхождениягосударства, в научной литературе в последние годы все активнее об­суждаетсятеория происхождения государства не только как результат борьбыантагонистических классов, но и в силу действия иных факторов, прежде всегозадач управления. В этой связи, опираясь на данные истории, этнографии,археологии, которые, по мнению А. И. Ковлера, даютоснование считать, что «происходило не некое поглощение государствоминститутов общинно-родового самоуправления, апоэтапное „огосударствле­ние“ институтов самоуправления в смысле ихдальней­шего развития на собственной основе до размеров ин­ститутовгосударственного управления».
Важнейшимфактором такого «огосударствления» стало усложнение задач управленияразросшихся общностей — племени, этнической группы, народности. Воз­никаютобособленные функции управления и властвования. При этом в сферу управленияестественным образом вживаются институты общинно-племенногосамоуправ­ления, причем в одних случаях — в малых, компактных общинах —управление и самоуправление выступают как тождественные понятия, в других —больших по территории и населению общинах — самоуправление выступает какавтономия в рамках общей системы уп­равления. Но и в том и в другом, случаесамоуправление утрачивает свою самодовлеющую самостоятельность, под­чиняясьосновным целям и задачам политического вла­ствования[10].
Таким образом, свозникновением государственно-организованного общества самоуправлениеутрачивает свою изначальную самостоятельность и становится либо придаткомгосударственной структуры, продолжением государственной власти на местномуровне, либо обо­собленным от государства институтом гражданского об­щества,оставаясь относительно самостоятельным от государственных институтов, но влюбом случае действу­ющим в рамках государственно-правовых предписаний.
На протяжениивсей истории государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязьмеж­ду развитием государства и самоуправлением. В раз­личных типах государства,на разных этапах эволюции существовали различные модели местного самоуправ­ления,которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием,подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в формеправовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегдазависят от типа государ­ства, его устройства, формы правления и политическо­горежима.
Такаявзаимосвязь государственных и самоуправлен­ческих начал обусловлена болееглубинными и объек­тивными факторами, в числе которых степень социаль­но-экономическойзрелости общества, соотношение и рас­становка социальных групп — классовых,сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудниче­ства,духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитическогоположения, историческо­го развития, демографического состояния общества и др. Мытолько называем эти факторы, поскольку их анализ выходит за рамки избраннойтемы.
Сложная природаместного самоуправления является объективной предпосылкой формированияпротиворечи­вых взглядов на природу этого института и его сущность.
Современноеместное самоуправление, будучи фор­мой самоорганизации населения, имеетпризнаки как госу­дарства, так и общественных институтов. Местное самоуп­равлениев современных условиях имеет двойственную природу и по своей сути являетсяобщественно-государ­ственным институтом.
Российская и зарубежная практика развитиямест­ного самоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи,взаимозависимости и взаимопроникновении го­сударственных и самоуправленческихначал. Анализ со­отношения государства и местного самоуправления по­зволяетвыявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтомобщественного развития; каж­дый из них имеет территориальную организацию; име­ютодин источник власти — народ; осуществляют публичную власть, одна разновидностькоторой — государ­ственная власть — распространяется на всю территорию, другая— муниципальная власть — на территории мес­тного самоуправления; осуществляютсбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безо­пасности ипорядка — одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел идругих силовых струк­тур, другие (самоуправленческие структуры) — в видемуниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовоерегулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а такжесобствен­ные аппараты управления.
Следует такжеиметь в виду общие социально-эко­номические, духовные и политико-правовыеосновы, на которых строятся российское государство и самоуп­равление,закрепленные ныне в ряде статей гл. 1 «Осно­вы конституционногостроя» Конституции РФ. Это — демократический, правовой характер общества;призна­ние человека, его прав и свобод высшей ценностью; провозглашениемногонационального народа единствен­ным источника власти в РоссийскойФедерации; равен­ство прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерациина всей ее территории; социальная направ­ленность политики РоссийскойФедерации; единство эко­номического пространства; равная защита всех формсобственности; политическое и идеологическое многообра­зие; обязанностьсоблюдать Конституцию РФ и законы; включение общепризнанных принципов и норммежду­народного права и международных договоров Российской. Федерации вроссийскую правовую систему.
Далее: общиепринципы организации и деятельнос­ти органов государственной власти и органовместного самоуправления. В их числе: народовластие; законность; гласность;выборность представленных органов, их само­стоятельность и независимость другот друга и от обще­ственных объединений; разграничение предметов веде­ния иполномочий; учет общественного мнения; оптималь­ное сочетание централизации идецентрализации.
Местноесамоуправление в широком понимании — это институт самоорганизации общества. Всилу сво­ей двойственной природы, как общественной, так и го­сударственной, ономожет реализоваться в виде власт­ного института. И именно в таком виде местноесамоуп­равление существует сегодня в России и гарантируется действующейКонституцией. В то же время местное са­моуправление может реализовываться ввиде террито­риального общественного самоуправления. Наконец, ме­стноесамоуправление может существовать в сочетании как первого, так и второго.
Властнаяструктура государства должна включать в себя как институт государственнойвласти, так и власт­ную составляющую местного самоуправления. Речь идет оместном самоуправлении, предусмотренном Конститу­цией РФ. Вместе с тем остаетсяпринципиальный вопрос о соотношении государственного и общественного эле­ментав современном государстве, т. е. о соотношении го­сударственной власти иместного самоуправления как ин­ститутов публичной власти.
Становлениегосударства резко меняет роль и мес­то местного самоуправления в организацииобществен­ной жизни и в системе власти. Местное самоуправление началодлительный (на протяжении столетий и тысяче­летий) период поиска своего места вгосударственной системе. С развитием государства формы и принципы организацииуправления на местах претерпевали изме­нения. Местное самоуправление приняторассматривать в аспекте расширительного толкования в качестве од­ной извозможных форм самоорганизации населения на локальном уровне, выражающейся всамостоятельном (т.е. относительно независимо от государства) решении мес­тныхвопросов.
Хотя опытгосударственного и общественного стро­ительства демонстрирует хаотичность формированиясо­временных форм и принципов реализации местного са­моуправления, все же вэтом процессе можно просле­дить определенную закономерность. В исследованияхотмечается, что этот процесс носил циклический харак­тер, периоды расцветакоторого сменялись периодами кризиса. И определяющую роль в этом процессеи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Восточный Крым в творчестве Максимилиана Волошина
Реферат Григорій Михайлович Тютюнник
Реферат Герман Августович Ларош — музыкально-литературный критик
Реферат Молдавский национальный костюм
Реферат Scooby Or Not Scooby Essay Research Paper
Реферат Мама меня ругает, потому что любит
Реферат The Righteous Reign How King Asoka Institutionalized
Реферат Разработка технологии по изготовлению книжного издания по искусству
Реферат Классификация СПС. Виды пожарных извещателей и их размещение
Реферат Характеристика метода эксперимента
Реферат Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере образования
Реферат Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям
Реферат Мцыри как романтический герой
Реферат Неоромантизм української літератури
Реферат Основні форми і методи організації навчального процесу в університеті