Реферат по предмету "Таможенное право"


Преступления в сфере таможенного дела

МГСУ
ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ





КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА
по таможенному праву



Тема:«Преступления  в сфере  таможенного  дела»









Студентки 5курса
Десятогосеместра
Заочногоотделения


    

   ИСАЕВОЙ МАРИНЫ ВИКТОРОВНЫ





г.МОСКВА
  2001 г.ПЛАНВведение… стр.3
1.     История  создания  органов  борьбы
 с  контрабандой  награнице… стр.4

2. Структура и задачи  правоохранительных
  подразделений  ГТК России… стр.5

3. Борьбас контрабандой и обеспечение
экономической безопасности… стр.7

4.  Заключение… стр.9
     Списокиспользованной  литературы… стр.11




Введение
Важнейшая роль в деле обеспеченияэкономических  интересов  государства принадлежит  таможенной службе — одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулированиивнешнеторгового  оборота  и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняетгосударственный бюджет и тем самым способствует  решению  экономических проблем.
Вновых рыночных условиях,  когдароссийская  экономика  стала         «открытой»,  а  государственные  границы «прозрачными» или во многих местах  «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблемаэкономической безопасности Российской Федерации.
В ееобеспечении зоной ответственности таможенной службы является сферавнешнеэкономической деятельности государства.
 РуководствуясьУказом Президента Российской Федерации                    «О неотложных мерах  по организации таможенного контроля вРоссийской Федерации»и Постановлением Правительства Российской Федерации   «Онеотложных мерах  по усилению таможенногоконтроля на Государственной границе Российской Федерации», Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточилсвои усилия на решении таких задач, как:
- обеспечениеэкономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защитаинтересов народа Российской Федерации;
- пополнениефедерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов;
-     участиев осуществлении таможенно-банковского валютного контроля;
— создание правовой законодательной базы,обеспечивающей деятельность таможенной службы.
Запрошедшие несколько летудалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принятьтакие основополагающие документы,  какТаможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о  Таможенномтарифе.
 Возрослароль  Государственного  таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработкетаможенной политики Российского государства. Внедрение  новых технологийвзимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного ихначисления, организация контроля  за  их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добитьсявесомых экономических результатов.
Внастоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991г.  — 84),  503 таможенных поста (было 122).  Сегодня таможенная служба России — это около 60 тыс. сотрудников.  

1.     История  создания  органов
борьбы  с  контрабандой  на границе
Как свидетельствуют историческиеисточники, контрабанда — явление давнее.О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В серединевека слово kontrabandosслужило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. «Несовершенство таможенногоуправления, подкупность чиновни­ков, неопределенность ставок тарифов, массаисключений… все это привело к массовой контрабанде»[1].
В России контрабанда появилась еще вначалеXVII века. Однако контрабанда вXVI -XVII веках в Московском государственосила случайный характер. Поэтому не было нужды охранять границу отпроникновения контрабандистов.
В началеXVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли Россиис Западом и принятием в1724 годутаможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер. Под контрабандой понимали нетолько пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, неуказанные в предъявленных в таможню документах.
Следует заметить, что большое количествоконтрабанды прохо­дило мимо таможен. Для этого использовались также различныеухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных наря­дов, высылались «ложные» контрабандисты. С этой цельюнаправ­ляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но инатренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу.
Применяя различные хитрости и уловки,контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономикустраны.
Меры, принимаемые по борьбе сконтрабандой в первой и во второй половинеXIXвека, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла.Всегоже за период с 1846-го по1855 годзафиксировано27 010 случаев задержанияконтрабанды.Шириласьи сеть пособников контрабандис­там.
Наряду с привлече­нием сил и средств дляборьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное вниманиеоперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров черезграницу в пригранич­ных районах страны и в сопредельных государствах. Спискиконтра­бандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялисьво все таможенные округа и регулярно обновлялись.
 Социальные корни контрабанды состояли в слабойэкономике России.

2.    Структура и задачи  правоохранительных
  подразделений  ГТК России.

Правоохранительный статусГосударственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами ПрезидентаРФ от 18 сентября 1993 года  №1390  «О  дополнительных мерах  по укреплению правопорядка в РоссийскойФедерации»и от              22декабря 1993 года № 2253 «Оботнесении таможенных органов  РоссийскойФедерации к государственным военизированным организациям». С вводом в действие в августе1995 года федерального Закона «Об  оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы стали одним изсубъектов этого вида деятельности,  чембыла устранена  существовавшая  до этого момента юридическая коллизия.
Структура правоохранительных подразделений Государственного ТаможенногоКомитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:
·       На уровнеГосударственного Таможенного Комитета России — Управление по борьбе сконтрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:
-отдел организации дознания;
-отдел таможенных расследований;
-отдел расследования уклонений от таможенных платежей;
-отдел по борьбе с особо опасными видами конрабанды;
-отдел по борьбе с котрабандой наркотиков;
- отдел сотрудничества справоохранительными органами зарубежных    стран;
-информационно-аналитический отдел;
— отряд быстрого реагирования.
·       :
-отделтаможенных расследований;
-отдел дознания;
-отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
-отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
·       На уровнетаможен созданы:
-отделтаможенных расследований;
-отделдознания;
-отделпо борьбе с таможенными правонарушениями;
-отделпо борьбе с котрабандой наркотиков.
Все указанные структурные подразделения имеютгоризонтально-вертикальное подчинение.
Задачи оперативно-розыскнойдеятельности таможенных органов в соответствии со ст. 2 федеральногоЗакона «Об  оперативно-розыскной деятельности» можно сформулировать следующимобразом:
1)выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие пре­ступлений, отнесенных ккомпетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а такжевыявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2)получение упреждающей оперативной информации об об­становке в зоне таможеннойдеятельности для принятия пра­вильных решений с целью защиты экономическихинтересов Российской Федерации;
3)оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательствпо уголовному делу, выполнение их поручений;
4)розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся отуголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;
5)добывание информации о событиях или действиях, соз­дающих угрозу экономическойили экологической безопасности РФ;
6) участиев совместных оперативно-розыскных мероприяти­ях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС идругими компетентными органами в интересах обеспечения экономическойбезопасности Российской Федерации;
7)оказание помощи международным таможенным организа­циям, иностранным таможенныморганам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам,предусмот­ренным международными договорами РФ;
8)обеспечение собственной безопасности объектов тамо­женной инфраструктуры;
9) обеспечениебезопасности сотрудников таможенных орга­нов, членов их семей, их имущества, атакже лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;
10) выявление,предупреждение и пресечение фактов кор­рупции и других должностныхпреступлений, совершаемых со­трудниками таможенных органов.

3.     Борьбас контрабандой и обеспечение
экономической  безопасности .
В общей части УК РСФСР даются понятияпреступления, необходимой обороны и крайней необходимости, а также пере­численыдругие уголовно-правовые институты и нормы, кото­рыми нужно руководствоватьсяпри проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В настоящее время преступления в сферетаможенного дела являются одним из распространенных видов преступной дея­тельности,наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам РоссийскойФедерации.
Срединих наиболее опасным преступлением выступает кон­трабанда. Контрабандныеоперации в последнее время стали совершаться преимущественно организованнымипреступными группами. Все бо­лее распространенный и опасный характерприобретает контра­банда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в большихколичествах ввозятся в Россию, существенно обостряя крими­ногенную обстановку.Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов.Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметовхудожественного, исторического и археологического достояния народов РоссийскойФедерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операциипо вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютныхкупюр иностранного происхождения. Стали много­численными факты ввоза из-зарубежа некачественных продук­тов питания и лекарственных препаратов,употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В этих условиях значительная роль вборьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится оператив­но-розыскнымподразделениям таможенных органов, которые в соответствии со статьями224, 225 и226Таможенного кодекса РФ и с пунктом                 13 Федерального законаРФ «Обоператив­но-розыскной деятельности» от12августа1995г. имеют право осуществлятьоперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, отнесенными ккомпетенции таможенных органов.
Значительная доля нарушения таможенных правил приходится на экспортные операции с другимивидами стратегически важных и сырьевых материалов — цветными металлами, а также лесом и лесоматериалами. На этигруппы товаров падает наибольший объем изъятых товаров.
 Несмотря напреобладание экспорта над импортом количественные и качественныепоказатели  таможенных  правонарушений при импорте значительнопревышают соответствующие показатели при экспортных  операциях. Основные позиции  по импорту  занимают продуктыпитания,  алкогольная продукция иавтомобили. К этой группе товаров относится основное количество правонарушений.
Нарушениятаможенных правил зарегистрированы по:
     — продуктам питания — в 2160 случаях;
     — алкогольным напиткам — в 806 случаях;
     — автомобилям — в 659 случаях;
За последние 9  месяцев прошедшего2000 года таможенными органами Российской Федерации в ходе контроля лиц,  транспортных средств и грузов,  следующих через таможенную границу,  былообнаружено и задержано в 510 случаях 5213 кг наркотиков, 1,8 млн. ампул итаблеток сильнодействующих  психотропныхвеществ, 200 кг  химическихпродуктов,  служащим основным сырьемнелегального производства наркотиков. За аналогичный период 1995 года былозадержано в 205 случаях 1440,85 кг наркотиков, что свидетельствует об увеличении числа задержаний в этом году в 2,5раза и общего количества задержанных наркотиков в 3,6 раза.
Однойиз самых серьезных остается проблема организации  эффективной борьбы  с незаконным оборотом оружия, «благодатной почвой» для которого являютсянезатухающие военные конфликты в  «горячих точках» и криминализация обстановки встране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Известно,что  контрабанда  и другие экономические преступления икоммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованныхлиц обойти  установленный  порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекоепрошлое,  а арсенал  ухищрений и  изощренных тайных методов  и приемов их применения неисчерпаем ипостоянно пополняется.
Поэтому, основным резервом эффективной деятельности таможенных органов является ускоренноеосвоение и  внедрение методовоперативно-розыскной деятельности.
В России, как и повсеместно, у истоков организации борьбы с контрабандой стояласлужба таможенно-пограничной  стражи.
     Однако в советский период нашей историиобъективно сложилось так, что ведущая роль  в борьбе с контрабандой инекоторыми другими видами посягательств на государственные экономическиеинтересы перешла к  органамгосбезопасности и пограничным войскам.  Втечении десятилетий ни у кого не вызывало сомнений,  что борьба с контрабандой и с  нарушением правил о валютных операцияхотносится к числу пререгатив органов контрразведки.
Ведя борьбу с этими видами преступлений, органы госбезопасности одновременно выявляли и  пресекали факты  использования  иностранными разведками в своих целяхконтрабандистов и валютчиков,  а такжеперехватывали нелегальные каналы осуществления ими  разведывательно-подрывных операций.
Пограничникипомимо осуществления своей  главной  функции охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попыток нарушениянеприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления  и пресеченияфактов перемещения  через Государственную границу любых видов контрабанды.
Сотрудники подразделений таможеннойслужбы,  прежде не являвшейсясамостоятельной структурой, выполняли свои профессиональные обязанности втесном взаимодействии с пограничниками и (при возникновении оперативнойнеобходимости) с сотрудниками местных органов госбезопасности.
В этой до недавних пор существовавшей строгой иотлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле  сторон была  определена четко.
С появлением органов Государственного  таможенного комитета  как новойсамостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да ещеи с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно  неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасностистраны.
С резким расширением и изменением самогомеханизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды идругих экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжестьборьбы с ними легла на плечи таможенных органов.
Таможенная служба -  один из  ведущих  государственных  институтов, одна из немногих экономическиэффективных федеральных служб.
Сегодня каждый третий налоговый рубльпопадает в  государственную копилку изтаможенных органов.
Одно иззаключительных особенностей российской таможни  является еедержавный  характер.  Эта традиция идет из глубины российскойистории. Таможня всегда играла большую роль в утверждении  русской  государственности. Известная всем крылатаяфраза «таможенника»Верещагина: «Я мзду не беру. За державу обидно !»стала  символом  государственно-мыслящего человека.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция  Российской Федерации, 1993 г.
2. Уголовныйкодекс Российской Федерации, 1996 г.
3. Таможенныйкодекс Российской Федерации, 1993 г.
4. ЗаконРСФСР от 05.03.92 г. «О безопасности», Ведомости Съезда народных депутатов иВерховного Совета РФ. 1992г. № 15.
5. ЗаконРФ от 01.04.93 г. «О государственной границе Российской Федерации», ВедомостиСъезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 17.
6. Федеральныйзакон от 12.08.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Собраниезаконодательств РФ. 1995 г.
7. Таможенноезаконодательство. М., 1994 г. стр.5.
8. УказПрезидента РФ « О некоторых мерах по усилению таможенного контроля нагосударственной границе РФ», М., 1993 г., стр.16.
9. ПриказГТК РФ № 7 от 09.01.94 г. «Об организации отделов дознания в таможенных органахРоссии».
10. ПриказГТК РФ № 687 от 22.12.94 г. «Об изменении структуры и штатной численности правоохранительныхподразделений таможенных органах».
11. ПриказГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенныйвестник. 1996 г. № 2, стр.4.
12. ГабригидзеБ.Н., ЗобовВ.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 93 г. стр. 96.
13. ГабригидзеБ.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г. стр.313.
14. ГуценкоК.Ф.«Правоохранительные органы». Учебник для ВУЗов.         М. Издательство «БЕК». 1995 г. стр. 1-5.
15. ДолговА.И., Дьяков C.В. «Организованнаяпреступность». -М. «Юридическая литература». 1989 г. стр. 210,211,253.
16. КругловА.С. «Таможня меняет приоритет». -М. «Экономика ижизнь». 1993 г. № 17, стр.16.
17. КулишерИ.М. «Очерки по истории таможенной политике».-СПб. 1903 г., стр. 19, 33.
18. ЧернушевичМ. «Материалы к истории пограничной стражи.», Ч.1. -М. 1900 г., стр. 27, 46, 62,78,83,89.
19. Белаякнига Российских спецслужб. Издание 2, информационно-издательскоеагенство «обозреватель». -М. 1996 г.
20.  Таможенный вестник, № 7, издание ГТК России. -М.2000 г.


      

[1]И.М.Кулишер  «Очерки по истории таможеннойполитике. — СПб.1903, с.19 »


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.