Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Зарождение таможенного дела……………………………………………4
2. Таможенное делона Руси………………………………………………… 6
Заключение……………………………………………………………………… 10
Список литературы………………………………………………………………11
Введение
В отличие от другихсоциальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государствопри верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практическивоспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этойзадачи связано не только с созданиемсовременного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований,надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и спреодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося нынена грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и,главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждогочеловека.
Необходимымусловием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством — единственной натерритории страны политической организации, осуществляющей суверенитет,источник которого — народ. Ногосударство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельнуюценность. Одновременно это правожить цивилизованной жизнью и средствообеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет толькочерез повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия поэкономическому, политическому и социальномуреформированию, созданию качественной правовой базы для такихдействий.
Не последнюю рольпри решении программ государственного становления играет такой важныйгосударственный орган как Государственная таможенная служба, деятельностькоторой регулируется большим пакетом законодательных актов, которые рассматриваются и развиваются одной из отраслей права — таможенным правом.
Следовательно,иметь хотя бы общие понятие о таможенном праве обязан каждый юристнезависимо от рода юридическойдеятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного права Россиинеобходимо рассмотреть его в историческом разрезе.
1. Зарождение таможенногодела
Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится кглубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках дон.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономикадостигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них ив межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит кпоявлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, азатем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которыеспециализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей.Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд потерритории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишьналог, который шел на пополнение казны города или государства, то естьпредставлял собой фискальный сбор.
Развитие государства привело к созданию его институтов,администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствахдля их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в рукахкоторых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговыхвзносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) напривозные товары в западных государствах устанавливались по-разному иколебались от 0.01 стоимости товара до 0.1, то есть в зависимости от воли тогоили иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.
В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинцииКадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервыесоставлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения иуказана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив.Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и быланазвана по названию города – тариф.
Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важныминструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались илиуменьшались с учетом экономической конъюнктуры.
Древние государства, умело, используя тарифную сетку,приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя системутаможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну сРимом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать,как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположнуюсторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – итем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем вышестановились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товарыпо более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало,казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Этослучилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и другихгосударствах.
Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится втесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строемгосударства. В 5 веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги –конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот периодстояла на страже накопительства.
Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулированиятоварообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели вгосударствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занималтретье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэрназначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и также освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовойстатус определялся демократическими институтами.
В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правителистремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.
В связи с расширением экономических связей между городами игосударствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общуюпошлинную систему, складываются элементы таможенного права.
Таможенная политика является составной частью внутренней и внешнейполитики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находитотражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.
Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сферемеж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств,это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизациифинансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеетсвой предмет и содержание.
2. Таможенное дело на Руси
Значительную работув этом плане провели русские историки:
С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, С. Ф. Платонов, В. О. Ключевский,
Н. И. Костомаров, Л. Н. Гумилев,
а также специалисты в области таможенного дела:
К. И. Лодыженский, И. Кулишер, М. Н. Соболев, Д. Толстой.
Значительный вкладв историографию таможенного дела внесли
Н.Н.Шапошников, А. И. Потяев, Л. Марков и многие другие.
В развитиитаможенного дела в Российском государстве можно выделить
пять периодов, каждый из которых имеет несколько этапов.
Первыйпериод — начало IX в. — середина XVI в. — время создания централизованного Московскогогосударства. Этот период условно можно разделить на три этапа:
первый — зарождениетаможенного дела (VI в. — начало IX в.);
второй — таможенноедело в Киевской Руси;
третий — таможенныеобряды и сборы в период феодальной раздробленности.
Второйпериод — середина XVI в. — начало XIX в. Это время становления и развития таможенногодела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватываютдеятельность государства по становлению таможенного дела.
Во втором периодедва этапа:
первый связан сцентрализацией таможенного дела в Московском государстве, он продлился ссередины XVI века до создания таможенной законодательной базы. Начало первомуэтапу было положено выходом в свет Царской уставной грамоты с боярскимприговором от 25 октября 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г., созданием новойструктуры таможенных органов, переходом к единой рублевой пошлине;
второй этап связанс введением нового управления таможенным делом, сосредоточенным в Коммерц-коллегии,принятием протекционистского тарифа 1724 г. и Морского регламента (Устава), а такжесовершенствованием таможенно-тарифной политики России.
Третийпериодпродлился с 1811 г.по 1927 г.В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскуюполитику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможеннаяполитика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли ипромышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой, активноосуществлялась разработка теории таможенного дела, создавались законодательныетаможенные документы: уставы, инструкции, тарифы.
В данном периодеможно выделить несколько этапов, тесно связанных с развитием таможенного дела,органов таможенной охраны, таможенного законодательства.
На первом этапе (1811 — 1864 гг.) осуществлялись поиски наиболее приемлемой структуры управлениятаможенной охраной, т.е. создание органов, обеспечивающих экономическую защитугосударственной границы, велась разработка документов, определяющих содержаниетаможенно-тарифной политики Российского государства.
Второй этап (1864 — 1927 гг.) характеризуется широким использованием таможенного (экономического)механизма регулирования в интересах индустриализации страны. В указанные годытаможенное законодательство достигло наибольшего развития. Дифференцированныйподход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистскиеи фритредерские подходы в зависимости от экономического уровня развитиягосударств, с которыми торговала Россия, и интересов внутреннейэкономики.
Таможенноезаконодательство отвечало потребностям государства,
а к концу XIX — началу XX века — мировым стандартам.
Вместе с тем в силуполитической конъюнктуры (вхождения России в Антанту) Россия поступилась своейнезависимостью в таможенном деле и потеряла самостоятельность в определениистратегии таможенной политики.
На втором этапепроизошли крупные изменения в определении места таможенного дела в государствев связи с принятием 22 апреля 1922 г. Декрета СНК РСФСР о монополии внешней торговли. Вэтом просматривается недооценка объективного характера таможенного дела, чтосказалось в дальнейшем на его функции в Советском государстве.
Лишь трезвая оценкаположения в экономике, вытекающая из необходимости восстановления народногохозяйства после разорительных первой мировой и гражданских войн, заставилаСоветское государство включить таможенный механизм в период нэпа и использоватьего возможности в интересах стабилизации экономики и пополнения доходовгосударства.
Четвертыйпериод(1927 — 1986 гг.) был связан с тем, что таможенная система стала использоватьсякак орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не какмеханизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства.
Вместе с темполученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля в рамкахстран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела,способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории иприближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.
Однако, учитываятот факт, что государство взяло на себя регулирование ввоза и вывоза товаров, атаможенный механизм не работал, таможенная система не выполняла функций,обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работетаможенных органов их ведомственная подчиненность, непричастность кформированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальныеучебные заведения по подготовке таможенных кадров и научно-исследовательскиеподразделения.
Пятыйпериод(с 1986 г. по настоящее время)характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, ихуправлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Периодвключает два этапа.
Первый — февраль1986 — 25 октября 1991 г.Главное таможенное управление было преобразовано в Главное управлениегосударственного таможенного контроля, выведено из МВЭС и подчиненоГосударственной внешнеэкономической комиссии, а последняя — Совету МинистровСССР. Этот шаг позволил получить более широкие права, участвовать в решениивопросов таможенной политики.
Были увеличеныштаты таможенных органов, создан Институт повышения квалификации таможенныхработников, подготовлен и введен в действие новый Таможенный кодекс. Вдеятельность таможенных органов введены ранее забытые правила таможенногоконтроля. Заработал механизм таможенного регулирования, выделены средства дляобустройства таможен и решения социальных вопросов.
Начало новому,второму этапу было положено изданием Указа Президента Российской Федерации от25.10.1991 г. о создании Государственного таможенного комитета РСФСР.
Таможенные органыРоссии были превращены в органы экономического регулирования, на нихвозлагалось решение многочисленных задач. Они стали правоохранительными. Этиположения получили законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, взаконе РФ о таможенном тарифе РФ.
Заключение
Изучение историчиского опыта и пути развитиятаможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированиютаможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность итого какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государстваона оказывает.
Ныне, по истечении 15 лет независимости, таможенная служба России,созданная в 1991 году (Государственный таможенный комитет России) представляетсобой разветвленную, многофункциональную структуру, органично вписывающуюся вреформируемую экономическую систему нашего государства.
Список литературы
1. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. –М., 1995 г.
2. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.,2001 г.
3. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. –М., 1995 г.
4. Круглов А.С. Российская таможня объявлена особым видомгосударственной службы // Российская газета. 1997. 31 июля.
5. Таможенное право. / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев – М.,1998 г.
6. Таможенное право /под ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 1995г.