Правовые предписания Таможенного кодекса Российской Федерации (ТАК КАК РФ) предусматривают за нарушение таможенного законодательства привлечение правонарушителей к различным видам юридической ответственности. Конкретный вид ответственности зависит от характера совершенного правонарушения.
Согласно положениям ТК РФ, в частности ст. 219 "Контрабанда", ст. 220 "Уклонение от уплаты таможенных платежей" и ст. 221 "Незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями", наиболее общественно опасные нарушения таможенного законодательства признаются преступлениями и наказываются в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. 18 июля 1994 года вступил в действие Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", который наконец-то устранил несоответствие действующего уголовного законодательства положениям ст. 219-221 ТК РФ и установил меру ответственности за совершение уголовно-наказуемых нарушений таможенных правил [1].
Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела предусмотрена ст. 78-782, 1626, 1627, 1628, 1691 Уголовного кодекса РСФСР. В УК РСФСР нет специальной главы, устанавливающей ответственность за преступления в сфере таможенного дела. Ответственность за совершение таких преступлений содержится в разных главах уголовного закона. Так, контрабанда (ст. 78), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 782) относятся к иным государственным преступлениям. Другие преступления в сфере таможенного дела: уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 1626), незаконные сделки с валютными ценностями (ст. 1627), сокрытие средств в иностранной валюте (ст. 1628), нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 1691) - рассматриваемый федеральный закон отнес к числу хозяйственных преступлений.
Законодатель, приводя уголовное законодательство в соответствие с Таможенным кодексом России, не воспользовался готовыми формулировками составов преступлений, предусмотренных ст. 219-221 ТК РФ, а использовал только их конструктивные признаки при построении новых составов преступлений в сфере таможенного дела. Проделанная работа, к сожалению, не достигла поставленной цели - привести Уголовный кодекс в соответствие с Таможенным.
Российское уголовное и таможенное законодательство содержат разные определения составов преступлений в сфере таможенного дела. Хотелось бы, чтобы авторы проекта Уголовного кодекса России исправили данное положение.
Рассматривая новеллы уголовного законодательства об уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела, необходимо, на мой взгляд, проанализировать изменения и дополнения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием ТК РФ. Во-первых, таможенным органам Российской Федерации предоставлено право осуществления дознания по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 781 и 782 УК РСФСР, касающихся таможенного дела (п. 9 ст. 117 УПК РСФСР). Во-вторых, производство предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 78-782, чч. 2 и 3 ст. 1626, ст. 1627, 1628, 1691 УК РСФСР, отнесено к полномочиям того органа, который возбудил уголовное дело (ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР). В-третьих, по делам о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 1626 УК РСФСР, предварительное следствие необязательно, оно производится только в тех случаях, если это признают необходимым суд или прокурор. Часть 1 ст. 1626 УК РСФСР предусматривает ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, то есть если сумма неуплаченных таможенных платежей составляет от двухсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда. По таким делам таможенный орган Российской Федерации возбуждает уголовное дело и в месячный срок со дня возбуждения дела проводит дознание, руководствуясь нормами российского уголовно-процессуального законодательства.
Существенным нововведением в действующее законодательство можно считать дополнение ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР составами, предусмотренными ст. 78-782, чч. 2 и 3 ст. 1626, 1627, 1628, 1691 УК РСФСР. Тем самым компетенция таможенных органов (как органов дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) расширяется. Это должно означать, что таможенный орган Российской Федерации по возбужденному им уголовному делу о преступлениях, предусмотренных соответствующими статьями УК РСФСР, обязан провести предварительное следствие, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, на что он не уполномочен ГК РФ. Для осуществления такой функции таможенным органам необходимо создать в своей системе следственный аппарат.
Итак, ТК РФ предусматривает наиболее строгий вид юридической ответственности - уголовную ответственность - за совершение особо опасных для государства нарушений таможенного законодательства - преступлений в сфере таможенного дела.
Необходимым и достаточным основанием уголовной ответственности (в том числе и уголовной ответственности по таможенному законодательству) является наличие в деянии физического лица всех признаков состава преступления (в частности, преступления в сфере таможенного дела), предусмотренного уголовным законом. Следовательно, несмотря на различие формулировок составов преступлений в сфере таможенного дела, предусмотренных ТК РФ и УК РСФСР, уголовная ответственность наступает за деяния, признаки которых содержатся в Уголовном кодексе.
Уголовная ответственность по таможенному законодательству России применяется только к физическим лицам (в том числе и к должностным лицам) за совершение преступлений в сфере таможенного дела.
Преступление в данной сфере представляет собой запрещенное уголовным законом виновное деяние, посягающее на финансовые интересы государства и выраженное в нарушении правил, установленных таможенным законодательством.
Уголовная ответственность за контрабанду и другие преступления в сфере таможенного дела связана с применением наиболее строгих мер государственного принуждения (например, контрабанда наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества). Причем в большинстве статей, предусматривающих ответственность за такие преступления, назначение конфискации имущества является обязательным, то есть суд может не применять это дополнительное наказание лишь при наличии исключительных обстоятельств дела, с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения и со ссылкой на ст. 43 УК РСФСР ("Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом").
Статьей 782 и ч. 1 ст. 1691 УК РСФСР предусмотрен новый для уголовного законодательства вид наказания - конфискация предметов, перемещаемых с нарушением установленных правил, действующих в сфере таможенного дела. По своей юридической природе это мера административной ответственности. Административно-правовая конфискация всегда отличалась от уголовно-правовой конфискации своим специальным характером. Первая производится только в отношении предметов, непосредственно связанных с правонарушением и прямо названных в законе. Такой вид конфискации предусмотрен законодательством об административных правонарушениях (Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ТК РФ). Признание нормами Особенной части УК РСФСР специальной конфискации как дополнительного наказания за совершение преступлений означает необходимость внесения изменений в нормы Общей части УК РСФСР (в ст. 21 "Виды наказания").
Уголовная ответственность за контрабанду и другие преступления в сфере таможенного дела налагается только судом.
За совершение нарушений таможенного законодательства, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности, наступает административная ответственность. Для отграничения административнонаказуемых деяний от преступлений в сфере таможенного дела законодатель употребляет термин "нарушения таможенных правил", называя таковыми административно-наказуемые нарушения таможенного законодательства. Лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии со ст. 249-288 ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 186 КоАП РСФСР). Также к административной ответственности привлекаются лица, совершившие административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации (ст. 437-448 ТК РФ).
Законодательное определение нарушения таможенных правил (НТП) дано в ст. 230 ТК РФ. Адекватное толкование данной статьи ТК РФ позволяет выделить следующие признаки нарушения таможенных правил.
Во-первых, НТП - это антиобщественное деяние, посягающее на установленный таможенным законодательством порядок в сфере таможенного дела (порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими). Такое НТП наносит вред и создает угрозу причинения вреда финансовым интересам государства, охраняемым нормами таможенного законодательства РФ.
Во-вторых, НТП - это противоправное деяние. Противоправность выражается в нарушении норм, охраняемых таможенно-правовыми санкциями, то есть мерами государственно-принудительного воздействия, предусмотренными таможенным законодательством (ст. 242 ТК РФ).
Административная ответственность за НТП может наступить лишь за такое правонарушение в сфере таможенного дела, которое предусмотрено ТК РФ или законодательством об административных правонарушениях. НТП может заключаться как в противоправном действии (совершение действий, запрещенных законом, например проведение грузовых и иных операций без разрешения таможенного органа РФ (ст. 260 ТК РФ), или изменение, уничтожение или повреждение средств идентификации, примененных таможенным органом (ст. 261 ТК РФ), так и в противоправном бездействии (несовершение тех действий, которые лицо обязано было совершить, например непредставление таможенному органу отчетности (ст. 265 ТК РФ) или нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 284 ТК РФ) и некоторые другие НТП). Большинство составов НТП связано с бездействием, так как НТП выражается в неисполнении обязанностей, возложенных на лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.
В-третьих, НТП - это наказуемое деяние. Наказуемость предполагает установленную ТК РФ возможность применения за совершение НТП таможенно-правовых санкций или иных мер ответственности. Однако это не означает, что установленная ТК РФ мера взыскания, налагаемая за НТП, обязательно и во всех случаях должна применяться таможенным органом, рассматривающим дело о НТП. Так, ст. 239 ТК РФ предусматривает возможность назначения более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ, а ст. 240 ТК РФ предусматривает возможность освобождения нарушителя от ответственности при малозначительности совершенного НТП.
Кроме того, НТП, совершенное физическим лицом, - это виновное деяние. Физические лица несут ответственность за НТП, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности (ч. 5 ст. 231 ТК РФ). Однако ответственности за НТП подлежат не только физические лица. ТК РФ прямо предусматривает возможность ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для них устанавливается другой принцип ответственности за НТП - ответственность независимо от вины. Такие субъекты несут ответственность за НТП, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы (ч. 6 ст. 231 ТК РФ).
Итак, ответственность за НТП является разновидностью административно-правовой ответственности и выражается в наложении на нарушителей таможенных правил мер государственно-принудительного воздействия, предусмотренных ТК РФ или законодательством РФ об административных правонарушениях.
Таможенный кодекс РФ внес существенные коррективы в административно-правовое регулирование ответственности за НТП.
Во-первых, новым для законодательства об административных правонарушениях является положение об ответственности за НТП военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, сотрудники органов внутренних дел РФ, федеральных органов контрразведки РФ, а также призванные на военные сборы граждане несут ответственность за НТП на общих основаниях (ст. 232 ТК РФ).
Во-вторых, ст. 242 ТК РФ предусмотрены новые для законодательства об административных правонарушениях виды взысканий. Это такие взыскания, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных ТК РФ, например деятельности в качестве владельца склада временного хранения, таможенного брокера или таможенного перевозчика (п. 3 ст. 242 ТК), и взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами НТП, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами НТП (п. 5 ст. 242 ТК РФ).
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания за НТП, совершенные в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств применяется в качестве основного или дополнительного взыскания.
Взыскание стоимости следует отличать от иных видов административных взысканий (конфискации и возмездного изъятия).
Взыскание стоимости предметов, являющихся непосредственным объектом НТП или оружием (средством) совершения НТП, состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких предметов (на день обнаружения правонарушения, то есть составления протокола о НТП).
В-третьих, ТК РФ установлено иное правило наложения взысканий при совершении нескольких НТП, более строгое, чем то, которое предусмотрено административным законодательством РФ (ст. 36 КоАП РСФСР). При совершении одним лицом двух или более НТП взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим (ст. 238 ТК РФ).
Законодатель впервые употребляет термин "наказание" применительно к ответственности за НТП. Неясно, по каким причинам законодатель внес в данную статью ТК РФ такой уголовно-правовой термин, так как правило, сформулированное в ней, отличается и от уголовно-правового правила назначения наказания при совершении нескольких преступлений (ст. 40 УК РСФСР). С учетом того, что за совершение НТП наступает административная, а не уголовная ответственность, необходимо, по моему мнению, заменить слова ст. 238 ТК РФ "менее строгого наказания более строгим" на слова "менее строгой меры воздействия более строгой".
Производство по делам о НТП и их рассмотрение осуществляют уполномоченные на это должностные лица таможенных органов РФ в сроки и порядке, которые установлены ТК РФ (ст. 289-369). Производство по делам об административных нарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов (например, об отказе или уклонении свидетеля от дачи объяснения или оскорблении должностного лица или иных работников таможенного органа РФ, а также понятых), проводится уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов, а дела рассматриваются народными судьями районных (городских) народных судов.
ТК РФ предусматривает возможность привлечения к юридической ответственности за нарушения таможенного законодательства не только граждан, предприятий, учреждений и организаций, но и самих таможенных органов РФ и их работников. Согласно ст. 455 ТК РФ таможенные органы РФ несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Согласно ст. 456 ТК РФ должностные лица и иные работники таможенных органов РФ несут за свои неправомерные решения, действия или бездействие дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание.
1. В ТК РФ такие уголовно-наказуемые нарушения таможенных правил объединены понятием "преступления в сфере таможенного дела".