/>Содержание
Введение
1. Таможенная служба России
2. Цели, задачи и функции таможенных органов
3. Перспективы развития таможенной службы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Служба в таможенных органах является особым видомгосударственной службы граждан Российской Федерации (далее — граждане),осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав иобязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органовРоссийской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о службе в таможенныхорганах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит изТаможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядокпрохождения службы в таможенных органах.
Поступление на службу в таможенные органы граждан являетсядобровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенныхорганах (далее — контракт).
При поступлении граждан на службу в таможенные органысведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверкев порядке, предусмотренном федеральным законом.
При установлении в процессе проверки обстоятельства,препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанныйгражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме наслужбу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.
Таможенные органы РФ — это государственные органы, которыенепосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенныеорганы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельностьтаможенных органов состоит в повседневной практической организации решенийвопросов, связанных с таможенным делом. Основным в деятельности таможенныхорганов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организацииперемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещениятоваров под определенные таможенные режимы, осуществления специальныхтаможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Предмет исследования — «Цели и задачи таможенной службы».Цель работы — рассмотрение целей и задач таможенной службы. Для достижения целинами поставлены следующие задачи:
Рассмотрение таможенной службы России.
Рассмотрение целей, задачи и функций таможенных органов.
Рассмотрение развития таможенной службы.
/>1. Таможеннаяслужба России
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) преобразован в Федеральнуютаможенную службу (ФТС России). Его функции по принятию нормативных правовыхактов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития иторговли Российской Федерации, а в части, касающейся таможенных платежей, — Министерствуфинансов Российской Федерации.
Таможенные органы РФ — это государственные органы, которыенепосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенныеорганы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельностьтаможенных органов состоит в повседневной практической организации решенийвопросов, связанных с таможенным делом. Схема размещения таможенных органов натерритории России приведена на рисунке 1.
Основным в деятельности таможенных органов являетсяосуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещениятоваров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров подопределенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур,взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так ираспорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. Приэтом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго врамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то,что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительныхорганов.
/>/>
Рис.1. Схема размещения таможенных органов на территорииРоссии[1]
В качестве правоохранительных органов таможенные органызащищают экономический суверенитет и экономическую безопасность РоссийскойФедерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенныеорганы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями всфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральнуюцентрализованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органыместного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться вдеятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст.401 ТК).
В соответствии со ст.402 ТК система таможенных органоввключает:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вобласти таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможеннаяслужба (ФТС);
2) региональные таможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководствотаможенным делом в Российской Федерации, является федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральнаятаможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части,блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующиеуправления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, атакже через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Правовое положение ФТС России в системе таможенных органовопределяется Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признанииутратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи сосуществлением мер по совершенствованию государственного управления» иПоложением о ФТС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21августа 2004 г.
Федеральная таможенная служба является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации функции:
1) по контролю и надзору в области таможенного дела;
2) агента валютного контроля;
3) специальные функции по борьбе с контрабандой, инымипреступлениями и административными правонарушениями.
При этом таможенная служба осуществляет:
1) ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность вобласти таможенного дела;
2) ведение Реестра банков и иных кредитных организаций,обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
3) ведение таможенного Реестра объектов интеллектуальнойсобственности;
4) аннулирование квалификационных аттестатов специалистов потаможенному оформлению;
5) выдачу лицензий на учреждение свободного склада.
Кроме вышеперечисленного таможенная служба:
ведет таможенную статистику внешней торговли и специальнуютаможенную статистику;
информирует и консультирует на безвозмездной основе повопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
осуществляет в пределах своей компетенции валютный контрольопераций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации;
осуществляет производство по делам об административныхправонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации об административных правонарушениях;
осуществляет дознание и производство неотложных следственныхдействий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РоссийскойФедерации;
осуществляет в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации оперативно-розыскную деятельность;
осуществляет в установленном порядке разработку и созданиеиспользуемых таможенными органами информационных систем, информационныхтехнологий и средств их обеспечения;
осуществляет функции главного распорядителя и получателясредств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализациювозложенных на нее функций;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,составляющих государственную тайну;
рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенныхорганов и их должностных лиц и др.
По согласованию с Министерством экономического развитияторговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба имеет право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенныепосты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничиваетсяотдельными правомочиями, для выполнения некоторых функций, возложенных натаможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенныхвидов товаров;
определять регион деятельности таможенных органов;
утверждать общие или индивидуальные положения о таможенныхорганах.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять вустановленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кромеслучаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РоссийскойФедерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функциипо управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
2. Цели, задачи и функции таможенных органов
Основные цели, задачи и функции таможенных органовопределяются в главе 39 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
Таможенный кодекс определяет таможенные органы какправоохранительные и как составную часть сил обеспечения экономическойбезопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечиватьсоблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства,контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Многообразная по своему характеру деятельность таможенныхорганов направлена на решение следующих главных задач.
Решение экономических задач достигается посредством участиятаможенных органов в обеспечении в пределах своей компетенции экономическойбезопасности и единства таможенной территории России, а также взиманиятаможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационныхпошлин, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границуРоссийской Федерации.
Решение задач регулирования таможенного дела достигаетсяпосредством организации применения и совершенствования средств таможенногорегулирования, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации. Средитаких средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД,о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, обобеспечении единообразного применения таможенными органами таможенногозаконодательства и др.
Решение правоохранительных задач достигается посредствомвыявления фактов нарушения правил, запретов и ограничений, установленныхтаможенным законодательством, производства неотложных следственных действий идознания по уголовным делам и производства по делам об административныхправонарушениях по фактам таможенных правонарушений.
Деятельность таможенных органов выражается в выполнении имимногочисленных функций. Они раскрывают сущность и содержание исполнительной,контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможеннымделом и являются отражением распределения обязанностей между отдельнымиорганами, составляющими единую систему таможенных органов.
Классифицируя функции таможенных органов, их можноподразделить на основные и обеспечивающие.
Основные функции раскрывают сущность управленческойдеятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органовзакреплен в ст.403 ТК РФ: [2]
осуществление таможенного оформления и таможенного контроля,создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможеннуюграницу;
взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых,специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильностиисчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов,принятие мер по их принудительному взысканию;
обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров итранспортных средств через таможенную границу;
обеспечение соблюдения установленных в соответствии сроссийским законодательством о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности и международными договорами Российской Федерации запретов иограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты правинтеллектуальной собственности;
борьба с контрабандой и иными преступлениями,административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечениенезаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия,культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений,находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектовинтеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия вборьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства ваэропортах России в деятельность международной гражданской авиации;
осуществление в пределах своей компетенции валютногоконтроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средствчерез таможенную границу, в соответствии с российским законодательством овалютном регулировании и валютном контроле;
ведение таможенной статистики внешней торговли;
обеспечение выполнения международных обязательств РоссийскойФедерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества стаможенными и иными компетентными органами иностранных государств,международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
осуществление информирования и консультирования в областитаможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов,организаций и граждан информацией по таможенным вопросам;
проведение конкурсов и заключение государственных контрактовна выполнение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся всевиды деятельности административно-хозяйственного характера:
кадровая деятельность;
финансовая, бухгалтерская деятельность;
психолого-воспитательная деятельность и социальноеобеспечение;
материально-техническое обеспечение;
развитие таможенной инфраструктуры, капитальноестроительство и др.
Перечень функций таможенных органов конкретизируется идетализируется в Положении о федеральном органе исполнительной власти,уполномоченном в области таможенного дела, и в общих положениях о другихтаможенных органах.
Таможенные органы осуществляют свои функции каксамостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами. Этокасается прежде всего финансовых и налоговых органов, пограничной службы,транспортных органов и других органов, непосредственно связанных функциональнос таможенными органами.3. Перспективы развития таможенной службы
Целевая программа определяет стратегической целью развития таможеннойслужбы реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечениебезусловного и полного соблюдения таможенного законодательства РоссийскойФедерации для экономического процветания и социального благополучия нации.
Стратегическая цель будет достигнута путем решения следующихзадач.
Задача 1. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборотаи расширение внешнеторговых связей России.
Задача 2. Наполнение доходной части федерального бюджета РоссийскойФедерации.
Задача 3. Уменьшение потенциальных угроз государству,вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территориюРоссийской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации, а также проведением незаконных валютных операций,которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны. Совершенствованиесистемы управления таможенными органами.
Перечисленные задачи соответствуют функциям Федеральной таможеннойслужбы, которые закреплены ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации иПоложением о Федеральной таможенной службе.
Для решения задач, определенных Целевой программой,разработаны комплексные меры, которые будут исполняться посредством выполнения трехведомственных бюджетных программ. [3]
1. Ведомственная бюджетная программа «Таможенная граница.Совершенствование таможенного контроля в пунктах пропуска через границуРоссийской Федерации». Данная программа позволит:
обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарамии транспортными средствами, перемещаемыми через границу;
создать условия для ускорения проведения таможенных процедур;
обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологийв деятельности таможенных постов и таможен на границе; укрепить таможенную инфраструктуруна Государственной границе Российской Федерации за счет строительства, реконструкциии эксплуатации автомобильных пунктов пропуска и иных объектов таможенной инфраструктуры;
обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушенийпри перемещении товаров через границу;
укрепить кадровый потенциал таможенных постов (отделов таможенногооформления и таможенного контроля), расположенных в пунктах пропуска;
повысить уровень материально-технического и информационного обеспеченияприграничных таможенных органов.
2. Ведомственная бюджетная целевая программа «Администрированиеи контроль за соблюдением международных торговых соглашений. Таможенное оформлениеи таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации». Даннаяпрограмма позволит:
обеспечить выполнение плановых заданий ПравительстваРоссийской Федерации по перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей;
обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарамии транспортными средствами в местах таможенного оформления;
создать условия для ускорения процесса таможенногооформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в местах таможенногооформления;
обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологийв деятельности таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации;
обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушенийв области таможенного дела и валютного законодательства в сфере внешнеторговойдеятельности;
укрепить таможенную инфраструктуру таможенных постов, расположенныхвнутри страны, за счет строительства, реконструкции и эксплуатации административныхзданий (служебных помещений), создания складов временного хранения и таможенныхскладов, учреждаемых таможенными органами;
укрепить кадровый потенциал таможенных постов, расположенныхвнутри страны (отделов таможенного оформления и таможенного контроля);
повысить уровень материально-технического и информационного обеспечениятаможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации.
3. Ведомственная бюджетная целевая программа «Институциональноеразвитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов.Организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международныхдоговоров Российской Федерации». Данная программа позволит:
повысить эффективность системы управления таможеннымиорганами;
обеспечить организацию процессов таможенного оформления и контроля;
модернизировать информационную систему таможенных органов;
повысить эффективность проводимых мероприятий по борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных правил;
расширить и укрепить международное сотрудничество;
укрепить систему ведомственного контроля;
обеспечить подготовку, переподготовку и повышениеквалификации кадров;
обеспечить медицинское обслуживание и социальные гарантии должностнымлицам таможенных органов;
повысить уровень материально-технического, правового, финансового,кадрового, информационного обеспечения таможенных органов.
Таким образом, деятельность таможенных органов универсальнаи специфична, она не имеет аналогов. Её многоплановость проявляется вразнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Коренныеизменения в экономике, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделениетаможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другиефакторы привели к тому, что более 20 министерств и ведомств России передалитаможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических,статистических, природоохранных и др. выполнение этих функций сталонеотъемлемым элементом компетенции таможенных органов Российской Федерации.
Деятельностью таможенных органов как органов исполнительнойвласти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.
Заключение
Особое место среди субъектов таможенного права занимаютгосударственные таможенные служащие, работающих как в таможенных органах, так ив иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих восуществлении таможенного дела в стране.
Понятие «таможенная служба» как и многие другиеправовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Вшироком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупностьтаможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственноучаствующих в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лицтаможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственнойслужбы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная службав узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечениюполномочий таможенных органов.
Государственным таможенным служащим является гражданинРоссийской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанностипо занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможеннойслужбы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федеральногобюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено специальноезвание.
Под должностью следует понимать обособленную и закреплённуюв официальных документах часть организационной структуры таможенного органа ссоответствующей частью компетенции этого таможенного органа, предоставленнойлицу — государственному служащему в целях её практического осуществления. Должностьопределяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственностигосударственного таможенного служащего, требования к егопрофессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержаниевыполняемой таможенным служащим работы и определяет его правовое положение вобщей системе государственной таможенной службы.
Содержание деятельности таможенных органов составляютвыполнение ими функций по осуществлению задач таможенного дела в стране. Способовреализации этих функций много, поэтому форму деятельности нужнохарактеризовать, прежде всего, как часть, точнее сказать — одну из частей, накоторые можно разделить деятельность таможенных органов по реализациивозложенных на них функций. Причём эта часть деятельности, во-первых, каким-нибудьобразом должна быть объективно выражена, а во-вторых, она должна отличаться отдругих форм аналогичной деятельности.
Законность является одним из основных принциповгосударственной таможенной службы. Он имеет под собой конституционную основу иозначает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должнаосуществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требованийдействующего российского законодательства. Также должна соблюдаться строгаяслужебная дисциплина в каждом таможенном органе или в организации таможеннойслужбы.
Осуществление общего надзора за деятельностью таможенныхорганов и их должностных лиц входит в компетенцию прокуратуры, деятельностьюкоторой регламентируется законом РФ. В случае выявления нарушений в деятельноститаможенных органов и их должностных лиц прокурор обязан реагироватьсоответствующим образом: принесение протеста, внесение представления ивынесение соответствующего постановления.
/>/>Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс РФ: Федеральный закон от 28 мая 2003 г.61-Ф3 (вредакции от 30.12.2008)
2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.164-ФЗ «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от02.02.2006)
3. Федеральный закон в РФ «О валютном регулировании и валютномконтроле» от 10.12.2003 173-ФЗ (в редакции от 2207.2008)
4. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов:состояние и задачи дальнейшего совершенствования (А.Ф. Ноздрачев, «Законодательствои экономика», N 2, 3, 4, февраль, март, апрель 2008)
5. Этапы таможенного оформления (Бератор «Практическая энциклопедиябухгалтера. Валюта. Экспорт. Импорт») (в редакции изменений за ноябрь 2007)
6. Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности (А.В. Агапова, «Финансовый вестник: финансы,налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 1, январь 2008)
7. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4апреля 2008. N 79 «Об утверждении Административного регламента Федеральнойслужбы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственнойфункции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования приосуществлении внешнеэкономической деятельности»
8. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 27 февраля 2008. N79 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы по сбору и обработкеинформации для подготовки графиков транспортировки нефти за пределы таможеннойтерритории Российской Федерации и транзита нефти государств-участников СНГчерез таможенную территорию Российской Федерации»
9. Габричидзе Б.Н. Таможенное право.2-е изд., исправл. и доп. — Л.: Закон иправо, 2007. — 500 с.
10. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулированиевнешнеэкономической деятельности).2-е изд., исправл. и доп. — М.: ИКД Зерцало,2008. — 276 с.