КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу Таможенное право
по теме
Таможенная политика России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты таможеннойполитики России
1.1 Тарифные и нетарифные методы таможенной политики
1.2 Современное состояние таможенной службы России –проблемы и перспективы
2. Анализ таможенной политики Южного таможенногоуправления
2.1 Краткая характеристика Южного таможенногоуправления
2.2 Структура Южного таможенного управления
3. Организация нового таможенного постав составе Южного таможенного управления
3.1 Разработка структуры таможенного поста
3.2 Анализ текущих и капитальных затрат на созданиепоста и его экономической эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В системе органовгосударственного управления внешнеэкономической деятельности особая рольотводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременнои качественно обслуживающей участников. Значимость деятельности таможеннойсистемы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источникомдоходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи. Таможенное дело – это объективный процесс,проявляющийся в сфере межэкономических и торговых связей между государствами ивнутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешнейторговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическимзаконам, имеет свой предмет и содержание. Важным направлением таможеннойдеятельности являются экономика и финансы. Созданные в России экономическиеслужбы, должны обеспечивать решение задач, определенных новыми направлениямидеятельности таможенных органов, формирование доходной части федеральногобюджета за счет таможенных платежей, контроль за репатриацией валютной выручкии перемещением валюты через границу Российской Федерации. Координациядеятельности подразделений экономической службы, их целевой ориентацииосуществляется на основе комплексных программ повышения роли таможенной системыкак экономического регулятора внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Созданиеустойчивой, гибкой и эффективной системы таможенных органов и проведениеоптимальной таможенной политики – одна из важнейших (и в тоже время самыхсложных) задач экономической реформы в России. Поэтому и является актуальнойтема данной работы.
Цельюработы является изучение таможенной политики России. На основании цели в работепоставлены следующие задачи:
· проанализироватьпонятие и составляющие системы таможенных платежей России;
· рассмотретьвиды и способы формирования таможенных тарифов;
· рассмотретьразвитие таможенной инфраструктуры РФ с 1991 г. до наших дней;
· рассмотретьэкономические аспекты таможенной политики в РФ;
· выявитьпути оптимизации таможенных тарифов конкретного региона (Южного ФедеральногоОкруга).
Предмет исследования работы – таможенная политика России.Объект исследования – таможенные тарифы Южного таможенного управления.
В составе работы нами выделено три основных раздела.
В первой части работы рассматривается таможенная политика вРФ.
Во второй части анализируется деятельность Южного таможенногоуправления.
В третьей части – практической, даются рекомендации пооптимизации таможенной политики Южного таможенного управления.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙПОЛИТИКИ РОССИИ1.1Тарифные и нетарифные методы таможенной политики
Для регулированиятаможенной политики применяются, как тарифные, так и нетарифные меры. Таможенно-тарифноерегулирование является одним из основных рычагов государственного регулированияВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования является закон«О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс. Данные документы определяют принципыпостроения системы таможенно-тарифного регулирования, порядок перемещения товаровчерез границу и взимание таможенных платежей. Непосредственнотаможенно-тарифное регулирование осуществляет Таможенный комитет через системытаможенных управлений, таможни и таможенные посты.
Таможенныеплатежи – это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц,участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации. Уплата платежей – одно из основныхусловий операций, связанных с внешней торговлей. Начиная с 1 января 2005 годатаможенные платежи более не относятся к перечню федеральных налогов и сборов(Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ). Теперь взимание таможенных пошлин исборов регулируется только Таможенным кодексом РФ. При регулировании отношенийпо установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательствоРФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах исборах (ст. 3 ТК РФ).
Внутренняя структура таможенных платежейопределена в ст. 318 ТК РФ. Согласно данной статье к таможенным платежамотносятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость,взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров натаможенную территорию Российской Федерации;
5) таможенные сборы.
Перечисленные в ст. 318 ТК РФ платежиобъединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связис перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу[1].
Необходимо обратить внимание на то, чтоперечень таможенных платежей значительно сократился по сравнению с тем, как онвыглядел в ТК РФ 1993 г. В новом ТК РФ не предусмотрены такие виды таможенныхплатежей, как, например, плата за информирование и консультирование, принятиепредварительного решения и др. Таможенная пошлина является наиболее значимымвидом таможенных платежей. Таможенная пошлина – в соответствии с Законом «О таможенномтарифе» – это платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации приввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара сэтой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Различают ввозную таможенную пошлину,взимаемую при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, и вывозную таможеннуюпошлину, уплачиваемую при вывозе товаров с этой территории[2].Ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в соответствии с ТН ВЭД вТаможенном тарифе РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 ноября2001 г. №830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре,применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».
Ставки вывозных таможенных пошлинустанавливаются Постановлениями Правительства РФ от 12 июля 1999 г. №798 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территорииРоссийской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенномсоюзе», от 9 декабря 2000 г. №939 «Об утверждении ставок вывозных таможенныхпошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории РФ за пределыгосударств – участников соглашений о Таможенном союзе».
Налоговой базой для целей исчислениятаможенных платежей являются[3]:
· таможеннаястоимость товаров;
· количествотоваров;
· таможеннаястоимость и количество товаров.
Выбор конкретной налоговой базы приисчислении таможенной пошлины зависит от того, какая ставка установлена вотношении данного товара.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Отаможенном тарифе» в РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:адвалорные, специфические и комбинированные. Адвалорные ставки (ad valorem)устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
Специфические ставки исчисляются в евров установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с единицывеса, объема и т.д.
Комбинированными называются ставки,сочетающие и адвалорный, и специфический способы обложения. Основой дляисчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых покомбинированным ставкам («С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количествотовара»), является таможенная стоимость товара либо количество товара внатуральном выражении.
При исчислении сумм таможенных пошлин,взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массытовара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро закилограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара сучетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребленияи в которой товар представляется для розничной продажи (ПостановлениеПравительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148). При исчислении сумм таможенныхпошлин, взимаемых по адвалорным ставкам или по комбинированным ставкам садвалорной составляющей, в качестве налоговой базы используется таможеннаястоимость. В ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» установлено, что системаопределения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров в Россииосновывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международнойпрактике. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых натаможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основанииположений Закона РФ «О таможенном тарифе». Действующий с 1 января 1993 г.Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ,утвержден Постановлением Правительства РФ, в котором закреплено: «Таможеннаястоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантомсогласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком,применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценкиГенерального соглашения о тарифах и торговле». Этот порядок распространяетсякак на юридических, так и на физических лиц. Некоторые его положения могутуточняться в правовых актах ФТС России (приказах, указаниях и т.д.). Определениетаможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ,производится путем применения следующих методов:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами(ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»);
2) по цене сделки с идентичными товарами(ст. 20);
3) по цене сделки с однородными товарами(ст. 21);
4) вычитания стоимости (ст. 22);
5) сложения стоимости (ст. 23);
6) резервного метода (ст. 24).
Основным методом определения таможеннойстоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, в соответствии скоторым таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию РФ товараявляется цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимыйтовар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного меставвоза). В случае если основной метод не может быть использован, применяетсяпоследовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующийметод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путемиспользования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могутприменяться в любой последовательности. Порядок расчета таможенной стоимоститоваров, вывозимых с таможенной территории РФ, определен в ПостановленииПравительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1461. В соответствии с этим актомтаможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е.цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров наэкспорт. Если товары вывозятся с российской таможенной территории при отсутствиисделки купли-продажи или если оказывается невозможным использовать цену сделкикупли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости,таможенная стоимость вывозимых товаров определяется либо исходя изпредставленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера,отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величиныприбыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров стаможенной территории РФ, либо на основе бухгалтерских данных об оприходованиии списании с баланса вывозимых товаров. В случае невозможности использованияперечисленных сведений, представленных декларантом, таможенная стоимостьвывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные илиоднородные товары.
Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всехотношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам:
· назначение и характеристики;
· качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
· страна происхождения;
· производитель.
Цена сделки с идентичными товарами принимается вкачестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в однуи ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемымтоваром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичныетовары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то ценыкорректируются с учетом этих различий и таможенным органом документальноподтверждается их обоснованность.
Метод оценки по цене с однородными товарами предполагаетиспользование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделкипо однородным с импортируемым товарам. Под однородными понимаются товары,которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходныехарактеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять теже функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Приопределении однородности товаров учитываются их характеристики, назначение,качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения. Вслучае, когда выявляется более одной цены внешнеторговой сделки по однороднымтоварам, то для определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяетсясамая низкая из них. Метод оценки на основе вычитания стоимости используетсяпри возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включенииэтих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если онимогут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, натранспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие натерритории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов,сборов, подлежащих уплате в стране импортера. В качестве базы для определениятаможенной стоимости при использовании метода оценки на основе сложениястоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства,общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления,прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров вданную страну. В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантомв результате последовательного применения пяти указанных методов, онаустанавливается резервным методом с учетом мировой таможенной практики.
В качестве базы определения таможенной стоимости немогут быть использованы:
· цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;
· цена на товары отечественного происхождения;
· цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьистраны;
· произвольно установленная или достоверно неподтвержденная цена.
· Порядок взимания НДС и акцизов с товаров, ввозимых натаможенную территорию РФ, определен во второй части НК РФ (глава 21 «Налог надобавленную стоимость», глава 22 «Акцизы»). Декларант самостоятельно определяеттаможенную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможеннаястоимость заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Поднетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики,которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются врамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторговогооборота. Применение нетарифных методов государственного регулированиямеждународной торговли обусловлено тем, что на национальной территориигосударство может устанавливать специальный порядок проникновения в странуиностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятныепредпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводитьспециальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей ипотребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют врамках внешнеторговой политики развитые страны. Следует отметить, что донастоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методоврегулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация,разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифныеограничения подразделяются на пять основных групп:
· количественные ограничения импорта и экспорта;
· таможенные и административные импортно-экспортныеформальности;
· стандарты и требования к качеству товаров;
· ограничения, заложенные в механизме платежей;
· участие государства во внешнеторговых операциях.
Под количественными ограничениями импорта и экспортапонимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота,определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту илиимпорту.
Данные методы нетарифного регулирования торговогооборота получили наибольшее распространение в международной торговле. При этомк ним относятся:
· квотирование;
· лицензирование;
· добровольные ограничения экспорта и соглашения обупорядочении рынка;
· эмбарго.1.2Современное состояние таможенной службы России – проблемы и перспективы
Моментом начала формирования иразвития современного таможенного дела в нашей стране следует считать 25 октября 1991 г. – день, когда президент России подписал Указ «Осоздании Государственного таможенного комитета РСФСР» (ГТК РФ, в дальнейшемпереименован в ФТС РФ – федеральная таможенная служба Российской Федерации).Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российскойгосударственности, либерализация ВЭД и ряд других факторов нашли свое отражениеи в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразованиятаможенной системы в соответствии с существующими реалиями. В связи с новымиподходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составилитри основополагающих принципа[4]:
· первый из них состоял в том, чтовозрождался опыт дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другимигосударственными структурами, стали органами экономической защиты новой России,как внутри страны, так и на границе;
· второй принцип исходил из того,что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путемупрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом;
· третий, предполагалпереориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформляласьосновная масса грузооборота.
В начале 1990-х гг. главной задачейтаможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такоеопределение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетныхсредств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальнымвнешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами ибюджетниками. Хочется заметить, что фискальный уклон таможенной политики и таможенногоадминистрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередьэкспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможеннаяполитика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствоваларазвитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественнойобрабатывающей промышленности. Вместе с тем круг задач, выполняемых таможеннымиорганами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. Внастоящее время к этим задачам относятся:
· участие в разработке и реализациитаможенной политики; участие в разработке мер экономической политики вотношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;
· защита экономических интересовРоссии;
· обеспечение в пределах своейкомпетенции экономической безопасности страны;
· осуществление контроля за вывозомстратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
· осуществление мер по таможенномурегулированию торгово-экономических отношений;
· взимание таможенных пошлин,налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорениютоварооборота через таможенную границу;
· осуществление валютного контроля впределах своей компетенции;
· ведение таможенной статистикивнешней торговли и специальной таможенной статистики;
· проведениенаучно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела,осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистовв этой области для государственных органов, предприятий, учреждений иорганизаций. Предусмотрен также блок функций международного характера: участиев разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенноедело;
· сотрудничество с таможенными идругими компетентными органами иностранных государств, международнымиорганизациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Налоговая реформа и укреплениеналоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов сналогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономическихопераций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмомдостижения не фискальных, а структурных целей. Но на пути к этой целисуществуют серьезные препятствия. Опыт использования мер структурногорегулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов ужеесть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования,специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленныхмер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическимиприоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованиемтаможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперациии повышению конкурентоспособности российских производителей. Наборорганизационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономическойпричиной, как отсутствие режима «свободной таможенной зоны». Он предполагаетчастичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенныхпошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производстваконкурентоспособной продукции.
В связи с этим,основными тенденциями развития инфраструктуры российской таможни в 2000-х гг.,было улучшение технического и информационного оснащения:
· создание иусовершенствование новых пропускных систем;
· регулированиетаможенных тарифов;
· ужесточениеответственности за таможенные преступления.
В основном развитиеинфраструктуры ориентировано на опыт развитых зарубежных стран.
Нежелание правительства РФ снизитьтаможенные пошлины на сырье и оборудование, не производимые в стране, создавалов 90-е годы и создает сейчас ряд проблем. Таким образом, проведение Россиейэффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе ктаможенному регулированию. Изменения, прежде всего, должны были быть направленына отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы,комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые вцелях технического перевооружения и расширения производства. Однако,несмотря на все вышеперечисленные проблемы, таможенная служба России сегодня –одна из крупнейших таможенных служб мира. Это многофункциональная, техническиоснащенная, динамично развивающаяся структура, в которой работает более 60 тыс.квалифицированных специалистов. О важности таможенных органов для государстваговорит тот факт, что таможенниками ежегодно оформляется около 3 млн. грузовыхтаможенных деклараций, и каждый день перечисляется в доход государства примерноодиннадцать миллиардов рублей. Причем суммы перечисляемых таможенных платежейувеличиваются с каждым годом.
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНОГО ТАМОЖЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ2.1Краткая характеристика Южного таможенного управления
Регион ответственности Южного таможенного управленияохватывает территорию Южного федерального округа площадью более 590 тыс. кв.км, на которой проживает около 22 млн. человек. Регион включает в себя 13административно-территориальных единиц – субъектов Российской Федерации, восемьиз которых имеют статус республик. Общая протяженность сухопутной границы взоне деятельности Южного таможенного управления с Украиной, Грузией,Казахстаном и Азербайджаном составляет 2657,7 км. Протяженность морской границы в Азовском, Черном и Каспийском морях – 739 морских миль,или почти 1370 км. Южный федеральный округ – целостный природно-хозяйственныйкомплекс, интегрированный в экономику России. Выгодное геополитическоеположение, высокий экономический потенциал, хорошо развитая транспортно-коммуникационнаясистема, близость к государственной границе и ее большая протяженность выводятЮФО в ряд наиболее перспективных регионов для развития внешнеэкономическойдеятельности. В зоне ответственности Южного таможенного управления в настоящеевремя зарегистрировано порядка 8,5 тысяч участников внешнеэкономическойдеятельности, большинство из которых функционирует в Ростовской и Волгоградскойобластях и Краснодарском крае.
Предприятия регионаведут торговые отношения более чем со 120 странами мира. Ведущую позициюзанимают страны дальнего зарубежья: ориентация участников внешнеэкономическойдеятельности в течение последних лет была направлена именно на партнеров изстран ЕС – Германии, Италии, Франции, Греции и других.
На протяжении более 13 лет существования Южноготаможенного управления внешнеторговый оборот входящих в его зону деятельностиучастников внешнеэкономической деятельности постоянно повышался. В течениеэтого времени в импорте доминируют продовольственные товары и машиностроительнаяпродукция. В настоящее время появилось качественное изменение в рамкахобозначенных отраслей, когда структурные сдвиги в продовольствии смещаются вспектр сырьевых товаров, а в машиностроительной продукции – в сторонутехнологического оборудования и комплектующих, необходимых для производстватоваров с глубокой степенью переработки. По объемам декларирования и платежам вгосударственную казну Южное таможенное управление уверенно идет в первой тройкев таможенной системе, являясь региональным управлением 1-й категории поосновным показателям деятельности. Сейчас Южное таможенное управление располагаетвсем набором возможных инструментов проведения оперативно-розыскнойдеятельности, имеет в своем составе следственную, силовую службы, ревизорскийаппарат. В 2007 году таможни Южного таможенного управления перешагнули100-миллиардный рубеж по отчислениям в федеральный бюджет, достигнув уровня 127млрд. рублей, что сравнимо с консолидированными бюджетными расходами всегоЮжного федерального округа.
Товарооборот по оформленным таможнями ЮТУ товарам в 2007 годусоставил более 35 млрд. долл., что на 47% выше уровня соответствующего периодапрошлого года. Физические объемы превысили объемы 2004 года на 9% и составили121 млн. тонн. Наибольшие объемы оформляемых грузов обеспечивают Новороссийская(50%), Туапсинская (15%), Краснодарская (7,6%), Волгоградская (7,6%),Ростовская (7,4%) таможни. Таможнями Южного таможенного управления за 2007 годобработано 21,7 тыс. грузовых таможенных деклараций, отражающих внешнеэкономическуюдеятельность участников ВЭД области, что составляет 107,7% к объемамдекларирования 2006 года. На рост общего количества ГТД по Южному ФедеральномуОкругу наибольшее влияние оказало увеличение количества оформленных деклараций,в том числе, на Волгоградской таможне.
В 2007 году стоимость, приходящаяся на одну ГТД, значительновозросла относительно соответствующего периода прошлого года и составила 207тыс. долл. (в 2006 г. – 154 тыс. долл.), что, в первую очередь, обусловленоростом цен нефти на мировом рынке.
Показателиправоохранительной деятельности 2007 года свидетельствуют о сохранении устойчивостикриминальных проявлений в сфере внешнеэкономической деятельности. Всего порегиону Южного таможенного управления выявлено свыше 19 тысяч случаев нарушений таможенного законодательства.По выявленным фактам заведено более 8,5 тысяч дел об административныхправонарушениях, применено взысканий по упрощенной форме (составленопостановлений-квитанций, постановлений-предупреждений) свыше 11 тысяч. Примененовзысканий по делам об административных правонарушениях на сумму более 400 млн.рублей, в том числе конфискация – в сумме 117,5 млн. рублей. В производстве втаможнях региона находилось 347 уголовных дел, возбуждено – 234 уголовных дела.Основное количество правонарушений совершается при ввозе товаров и транспортныхсредств на таможенную территорию РФ – 77% от общего числа правонарушений, приэтом юридические и физические лица привлекались к ответственности за совершениеправонарушений практически в равной мере. Таможенными органами Южноготаможенного управления самостоятельно проведено почти 6 000 мероприятий(оперативно-розыскных, оперативно-поисковых), по результатам которых составлено1 588 протоколов об АП и 887 постановлений-квитанций,постановлений-предупреждений; возбуждено 127 уголовных дел.
При проведенииоперативно-розыскных мероприятий задержано и помещено на СВХ товаров итранспортных средств общей стоимостью более 1,3 млрд. рублей. За 2007 годтаможенными органами Южного таможенного управления в ходе таможенного контроля,а также при проведении совместных мероприятий выявлен 241 факт незаконногооборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, врезультате чего изъято более 22 кг наркотиков, а также свыше 20 тонн конопли и 12 кг. мака. Выявлено 68 фактов незаконного перемещения оружия и боеприпасов. Из незаконного оборотаизъято 16 ед. огнестрельного оружия, 21 ед. холодного оружия, свыше 2 000 ед.боеприпасов и др.
Южнороссийские таможенники настойчиво используют свойпрофессиональный и творческий потенциал для создания авторитетной, эффективной,полезной государству и обществу таможенной службы. По основным абсолютным иотносительным показателям Южное таможенное управление вышло на самый высокийуровень за прошедшие более 10 лет своей деятельности.2.2Структура Южного таможенного управления
Сегодня в структуру Южного таможенного управлениявходят 20 таможен, в том числе специализированная Южная оперативная таможня, 89таможенных постов, включая Южный акцизный таможенный пост, 61 действующий пунктпропуска (всего 72), в том числе 22 автомобильных, 8 железнодорожных, 16воздушных, 13 морских, 1 речной пункт пропуска и международная паромнаяпереправа «Кубань-Крым». В г. Ростове-на-Дону действует Ростовский филиалРоссийской таможенной академии. Материально-техническое оснащение таможен запрошедшие годы выросло в несколько раз. Достаточно эффективно работаетоколотаможенная структура региона, в которую входят 31 таможенный склад и 272склада временного хранения. В зоне Южного таможенного управления в качестве таможенногоброкера осуществляет деятельность 101 организация, действует 114 лицензий направо осуществления брокерской деятельности. Создана и функционируетразветвленная сеть служб государственного унитарного предприятия «РОСТЭК».
Возглавляет Южное таможенное управлениегенерал-лейтенант таможенной службы Курдюмов Сергей Григорьевич.
Начальник Южного таможенного управления:
· руководит на принципах единоначалия деятельностью управления и нижестоящих таможенных органов;
· несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций, состояние правовой деятельности управления и нижестоящих таможенных органов, правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности;
· распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности;
· на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России и в пределах своей компетенции подписывает (утверждает) приказы и иные правовые акты и документы, организует проверки их исполнения;
· присваивает, в случае делегирования такого права Председателем ФТС России, очередные специальные звания до инспектора таможенной службы 1 ранга включительно должностным лицам управления и нижестоящих таможенных органов, сотрудникам организаций системы ФТС России, находящихся в оперативном подчинении управления;
· представляет управление в государственных органах;
· вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных органов;
· утверждает структуру и штатное расписание управления;
· утверждает положения о структурных подразделениях управления;
· вносит в ФТС России предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, сотрудникам организаций системы ФТС России, находящихся в оперативном подчинении управления;
· применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении работников управления и нижестоящих таможенных органов меры поощрения и дисциплинарного воздействия;
· распоряжается фондом материального поощрения начальника управления;
· назначает на должность и освобождает от должности сотрудников управления;
· назначает на должность и освобождает от должности сотрудников нижестоящих таможенных органов в случаях, предусмотренных нормативными актами ФТС России;
· осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
Начальник управления вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской Федерации. Заместители начальника, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) и начальник юридического отдела управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ФТС России по представлению начальника управления. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказами управления по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС РФ. Типовая структура, общая (предельная) штатная численность, типовая численность структурных подразделений и фонд оплаты труда управления утверждаются ФТС РФ.
В управлении существует коллегия в составе начальника управления(председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, атакже руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. Членыколлегии управления (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждаютсяФТС РФ по представлению начальника управления. Регламент работы коллегииутверждается ФТС РФ. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшиевопросы, связанные с деятельностью управления, нижестоящих таможенных органов иорганизаций системы ФТС РФ, находящихся в оперативном подчинении управления.Решения коллегии проводятся в жизнь при необходимости приказами начальникауправления. В случае разногласий между начальником управления и коллегиейначальник управления проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникшихразногласиях в ФТС РФ. Ближайшими целями стратегического развития Южноготаможенного управления является работа по оптимизации и рационализациибюджетных расходов. По планам развития предполагается, что финансироватьсядолжно не функционирование таможенного органа как такового, а достижение имконкретных целей – качественных и количественных показателей. Такой термин, как«бюджетирование, ориентированное на результат» (БОР) предполагает, что оценкарезультатов работы таможенного органа и труда конкретных лиц также будетосуществляться, исходя из системы показателей (индикаторов). Главная задачатаможни – содействие торговле. Разрабатываемая концепция развития таможеннойслужбы предполагает осуществление контроля в виде сервиса.
В работе с персоналом можно выделить деятельность ветеранской организацииЮжного таможенного управления.
Ветеранская организация аппарата Южного таможенного управления создана в1999 году и в настоящий момент насчитывает в своем составе 321 человек. В неевходят ветераны управления и Южной оперативной таможни. Около 60% членовотделения продолжают работать в таможенных органах Южного таможенногоуправления, причем пятая часть из них занимает те или иные руководящиедолжности.
Нарядус выполнением своих служебных обязанностей ветераны активно участвуют впатриотическом воспитании молодых таможенников, в передаче им профессиональногоопыта, содействуют сохранению и приумножению традиций российской таможеннойслужбы, а также ведут работу по реализации социальных программ и созданиюматериальной базы для оказания помощи ветеранам службы и должностным лицам,остро нуждающимся в финансовой поддержке.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ НОВОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА ВСОСТАВЕ ЮЖНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ3.1Разработка структуры таможенного поста
Анализ деятельности Южного таможенного управленияпоказывает, что его деятельность реально способствует наполнению федеральногобюджета за счет поступления таможенных платежей. Для дальнейшего увеличенияэтих поступлений предлагается создание нового таможенного поста в составеРостовской таможни на границе с Украиной. Руководство таможенным постом будетосуществляться начальником таможенного поста. В составе таможенного постапредполагается наличие следующих департаментов, каждый из которых будеткурировать отдельный заместитель начальника таможенного поста:
1) Финансово-экономическийдепартамент под руководством заместителя начальникатаможни по экономическим вопросам включает в себя 35 человек и состоит из следующих подразделений:
· отдел таможенной стоимости и валютного контроля (6человек);
· отдел таможенных платежей (4 человека);
· отдел таможенной статистики и анализа (4 человека);
· отдел таможенной инспекции (9 человек);
· группа АСУ (4 человека);
· группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов (4 человека);
· отдел бухгалтерского учета и контроля(4 человека).
2) Департамент таможенногооформления под руководством первого заместителяначальника таможни включает в себя 28 человек и состоит из следующихподразделений:
· отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1(7 человек);
· отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2(7 человек);
· отдел нетарифного и экспортного контроля (7 человек);
· отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров(7 человек).
3) Правоохранительныйдепартамент под руководством заместителя начальника таможни поправоохранительной работе включает в себя 40 человек и представлен:
· отделом по борьбе с таможенными правонарушениями (7человек);
· отделом по борьбе с контрабандой наркотиков (6 человек);
· отделом таможенных расследований (6 человек);
· отделом внутренней безопасности (8 человек);
· отделом таможенной охраны (6 человек);
· юридическим отделом (7 человек).
4) Кадровый блок подруководством заместителя начальника таможни по работе с личным составомвключает в себя 19 человек и объединяет следующие подразделения:
· отдел кадров (9 человек);
· инспекцию по работе с личным составом (6 человек);
· отдел подготовки кадров (2 человека);
· отдел социального развития (2 человека).
5) К околотаможеннойинфраструктуре постаотносятся:
· отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов (5 человек);
· автотранспортная группа (6 человек).
· группа технических средств таможенного контроля и связи(5 человек).
Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни покапитальному строительству.
Таким образом, личный состав таможенного поста, включаяначальника поста и его заместителей составит 144 человека.
Порядок отбора личного состава в Южном таможенномуправлении утвержден приказом начальника Южного таможенного управления. Он состоитиз 18 этапов и представлен в таблице 1.
Таблица 1. Порядок отбора кандидатов на службу на организуемый таможенный пост№ п/п Проводимая работа Ответственный Примечание 1 Поиск кандидатов Начальник комплектуемого подразделения 2 Индивидуальная беседа с кандидатом с целью проверки документов (удостоверение личности, об образовании и др.), первичной оценки кандидата и направления его в комплектуемое подразделение для дальнейшего изучения Начальник отдела кадров Мнение излагается в листе изучения кандидата 3 Индивидуальная беседа с кандидатом, сбор и изучение документов, характеризующих кандидата (по месту учебы, службы, предыдущей работы, жительства, личных рекомендаций сотрудников таможни) с целью определения профессиональной пригодности кандидата для обеспечения конкретного участка таможенной деятельности Начальник комплектуемого подразделения 4 Разъяснение кандидату условий отбора, предупреждение его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления характеристики с предыдущего места работы, а также проверки в соответствии с законодательством РФ представляемых им сведений Начальник комплектуемого подразделения После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата 5 Оформление письменного заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата на службу в таможню Начальник комплектуемого подразделения После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата 6 Направление собранных в ходе изучения кандидата документов, в том числе заявления кандидата, в отдел кадров для дальнейшей работы Начальник комплектуемого подразделения Мнение излагается в листе изучения кандидата 7 Изучение и оценка документов изучения кандидата, поступивших из комплектуемого подразделения Начальник отдела кадров 8 Индивидуальная беседа с кандидатом с целью оформления документов (анкета, автобиография) Начальник отдела кадров 9 Направление запроса в Отдел регистрации, учета и хранения оперативных материалов и уголовной статистики МВД России Начальник отдела кадров В случае, если кандидат ранее работал в таможенных органах 10 Психологическое обследование кандидата, подготовка заключений и рекомендаций по результатам Психолог таможни В течение 3-х дней заключение направляется в отдел кадров 11 Направление собранных в ходе изучения кандидата материалов в отдел собственной безопасности для дальнейшей работы Начальник отдела кадров 12 Индивидуальная беседа с кандидатом, изучение материалов на кандидата, организация в установленном порядке проверки сведений, содержащихся в них Начальник отдела собственной безопасности 13 Подготовка и направление в отдел кадров заключения с выводом о пригодности (непригодности) кандидата для работы в таможне, а также всех собранных в ходе изучения кандидата материалов Начальник отдела собственной безопасности В месячный срок с момента поступления материалов из отдела кадров. Мнение излагается в Листе изучения кандидата 14 Подготовка и направление кандидата на медицинскую комиссию для определения годности его к службе по состоянию здоровья Начальник отдела кадров 15 Оценка материалов изучения и индивидуальная беседа с кандидатом с целью определения его пригодности к службе в таможне Зам. начальника таможни, курирующий данное подразделение, зам. начальника таможни по работе с личным составом Мнение излагается в Листе изучения кандидата 16 Подготовка заключения о приеме кандидата на службу Начальник комплектуемого подразделения Согласовывается с начальником отдела кадров и начальником отдела собственной безопасности 17 Оценка материалов изучения кандидата Начальник таможни В Листе изучения кандидата дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу 18 Утверждение приказа о приеме кандидата на службу Начальник таможни Заключение приобщается к личному делу при приеме кандидата на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и хранятся в отделе собственной безопасности
Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров ируководителями структурных подразделений, сотрудники которых в свою очередьназначаются на должность из числа сотрудников Ростовской таможни. 3.2Анализ текущих и капитальных затрат на создание поста и его экономическойэффективности
Планируемаядата начала деятельности нового таможенного поста – 1 июля 2008 г. Расчеттекущих и капитальных затрат на создание нового таможенного поста представлен втаблице 2. К капитальным затратам относятся расходы на закупкуспециализированного таможенного оборудования, и хозяйственные расходы (офиснаямебель, оргтехника, канцелярские товары и т.д.). К текущим затратам, в своюочередь, относятся хозяйственные расходы и заработная плата сотрудниковтаможенного поста.
Таблица2. Расчет затрат на создание нового таможенного постаВид расходов Сумма, тыс. руб. Закупка специализированного таможенного оборудования 151042,2 Капитальные хозяйственные расходы 13046,4 Текущие хозяйственные расходы за 2-е полугодие 2008 г. из расчета 50,4 тыс. ежемесячно 302,4 Заработная плата сотрудников за 2-е полугодие 2008 г. из расчета средней заработной платы по таможенному посту 11,2 тыс. руб. 9676,8 ИТОГО: 174067,8
Таможенныережимы, которые таможенный пост будет использовать в своей работе, представленыв таблице 3.
Таблица 3. Таможенные режимы,учитываемые в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации,действующие на территории таможенного постаВиды таможенного режима Основные таможенные режимы Выпуск для внутреннего потребления Экспорт Экономические таможенные режимы Переработка на таможенной территории Переработка для внутреннего потребления Переработка вне таможенной территории Таможенный склад Свободная таможенная зона Свободный склад Завершающие таможенные режимы Реимпорт Реэкспорт Отказ в пользу государства Специальные таможенные режимы Беспошлинная торговля Перемещение через таможенную границу товаров, предназначенных для предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований
Планируемоепоступление таможенных платежей на создаваемый таможенный пост во 2-м полугодии2008 г., рассчитанное на основании макроэкономического прогноза и деятельностидругих таможенных постов Ростовской таможни представлено в таблице 4.
Таблица4. Структура таможенных платежей таможенного поста во 2-м полугодии 2008 г.Виды таможенных платежей Сумма, тыс. руб. Импортные пошлины 39953,0 НДС 109554,0 Экспортные пошлины 512123,0 Сборы за таможенное оформление 36994,9 Пеня 28,8 Штрафы 41,5 Итого 699095,2
Такимобразом, создание нового таможенного поста в структуре Ростовской таможниЮжного таможенного управления является экономически эффективным, поскольку егодеятельность окупится уже во 2-м полугодии 2008 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слаженнаяи отрегулированная работа таможенных органов – основа успешнойвнешнеэкономической деятельности и улучшения экономической ситуации вгосударстве. Успешная таможенная политика во многом зависит от успешногорешения вопроса поступления таможенных платежей. Правовая основапо начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексеРоссийской Федерации. Им же (ст. 318 ТК) определены виды таможенных платежей. Кним относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налогна добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации, таможенные сборы. Наиболее значимым видомтаможенных платежей является таможенная пошлина, представляющая собой платеж,взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара натаможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территориии являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. При взимании таможенных пошлин обычно применяютсятри способа. Основной из них – процент от стоимости товара. Такие пошлиныназываются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тарифустанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицутовара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлиныназываются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор весабрутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способаи предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется таставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора. Определениетаможенной стоимости производится с использованием следующих методов: по ценесделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по ценесделки с однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости,резервный метод. Основным методом определения таможенной стоимости являетсяоценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий методможет применяться, если не может быть использован предыдущий.
С1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 11.11.2004 № 139-ФЗ,дополнивший НК РФ главой 33.1 «Таможенные сборы». К таможенным сборам относятся:
· таможенныесборы за таможенное оформление;
· таможенныесборы за таможенное сопровождение;
· таможенныесборы за хранение.
Ставкисбора за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Сумматаможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения определяется взависимости от вида транспорта и расстояния (п. 2 ст. 357.10 ТК РФ). Сборы затаможенное хранение определяются исходя из веса товаров и количества дней иххранения. В работе была проанализирована таможенная политикаЮжного таможенного управления. По объемам декларированияи платежам в государственную казну Южное таможенное управление уверенно идет впервой тройке в таможенной системе, являясь региональным управлением 1-й категориипо основным показателям деятельности. В структуру Южного таможенного управлениявходят 20 таможен, в том числе специализированная Южная оперативная таможня, 89таможенных постов, включая Южный акцизный таможенный пост, 61 действующий пунктпропуска. В работе было предложено организовать новый таможенный пост в егосоставе, причем расчеты показали экономическую эффективность данногопредложения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Таможенныйкодекс Российской Федерации. – М., 2007.
2. Закон«О таможенном тарифе Российской Федерации» от 21.05.1993 № 5003-1 (с изм. идоп.).
3. Федеральныйзакон от 11 ноября 2004 года №139-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодексРоссийской Федерации».
4. ПостановлениеПравительства РФ от 30 ноября 2001 г. №830 «О Таможенном тарифе РоссийскойФедерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлениивнешнеэкономической деятельности».
5. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года №863 «О ставкахтаможенных сборов за таможенное оформление товаров».
6. ПисьмоФедеральной таможенной службы от 20 апреля 2005 года №01-06/12388 «О таможенныхсборах за таможенное оформление».
7. КозыринА.Н. Таможенная пошлина. – М., 2006.
8. Комментарийк Таможенному Кодексу РФ./ Под ред. Козырина А.Н. – М., 2007.
9. Основытаможенного дела: Учебник. // Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад.ГТК РФ – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003.
10. Основы таможенного дела: Учебноепособие // Под ред… А.С. Круглова – М., 2005.
11. СивачеваЕ. Правовой статус таможенных сборов. // www.buh.ru.
12. Таможенноеправо: Учебник/Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М., 2007.
13. ТарановП.В., Асеева Е.Н. Налоги и таможенные платежи. – Ростов-на-Дону. Изд. РГЭУ«РИНХ», 2006.
14. www.customs.ru