Федеральное агентство по образованию.
Кафедра экономики и менеджмента.
Контрольная работа №1 по дисциплине
основы внешнеэкономической деятельности
Тема: Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Выполнила студентка:
Группа:
Шифр:
Адрес:
Проверил преподаватель:
Содержание
1. Структура таможенных органов Российской Федерации иих основные функции
2. Понятие и значение таможенного регулирования внешнеэкономическойдеятельности
3. Правовые основы регулирования таможеннойдеятельности
4. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности
5. Таможенное оформление товаров и транспортных средств
6. Декларирование товаров и транспортных средств
7. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономическойдеятельности
7.1 Лицензирование и квотирование экспорта и импортатоваров (услуг)
7.2 Процедура экспортного контроля
7.3 Разрешения иных контролирующих органов РФ
7.4 Сертификация товаров
8. Понятие, значение и виды таможенных платежей
Выводы
Список использованных источников и литературы
1. Структура таможенныхорганов Российской Федерации и их основные функции
В системе органовгосударственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД)особая роль отводится таможенной службе РФ, которая на данный момент переживаетновый этап своего развит и реформирования.
Законом РФ от 28 мая 2003г. №61-ФЗ был принят новый Таможенный кодекс РФ. Это был уже второйкодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства,вступивший в действие с 1 января 2004 г[1].
В соответствии с УказомПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. №314 о системе и структуре федеральных органовисполнительной власти, Государственный таможенный комитет РФ был преобразован вФедеральную таможенную службу РФ (п.15)[2],находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
Во исполнение данногоподзаконного нормативного правового акта министр экономического развития иторговли РФ принял приказ от 5 июля 2004 г. № 190 «Об организационныхмероприятиях по преобразованию ГТК России в федеральную таможенную службу[3].
21 августа 2004 г.постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о федеральнойтаможенной службе[4].
Целью таможенных органовРФ является осуществление таможенного регулирования посредством наиболееэффективного использования инструментов таможенного контроля и регулированиятоварообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле,стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.
Основные задачи таможенныхорганов РФ:
взимание таможенныхплатежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;
осуществлениегосударственного контроля соблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений приперемещении товаров через таможенную границу РФ;
контроль за осуществлениемвнешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного инетарифного регулирования;
выявление, предупреждение,пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений втаможенной сфере;
осуществление розыска лиц,скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся отуголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации особытиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономическойили экологической безопасности России.
Согласно ст. 403Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) таможенные органы выполняют следующиеосновные функции:
осуществляют таможенноеоформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорениютоварообмена через таможенную границу РФ;
взимают таможенныепошлины, налоги, пошлины, таможенные сборы, контролируют правильностьисчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов,принимают меры по их принудительному взысканию;
обеспечивают соблюдениепорядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечивают соблюдениеустановленных в соответствии с законодательством РФ о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФзапретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу;
обеспечивают в пределахсвоей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
ведут борьбу сконтрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сферетаможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границунаркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ,видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектовинтеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие вборьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства ваэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
осуществляют в пределахсвоей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товарови транспортных средств через таможенную границу, в соответствии сзаконодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
ведут таможеннуюстатистику внешней торговли;
обеспечивают выполнениемеждународных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела,осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органамииностранных государств, международными организациями;
осуществляютинформирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают вустановленном порядке государственные органы, организации и граждан информациейпо таможенным вопросам;
проводят научно-исследовательскиеработы по вопросам таможенного дела.
Таможенные органы РФ являютсяправоохранительными органами и составляют единую федеральную централизованнуюсистему (Рис.1)[5] .
/>/>
Рис. 1. Система таможенныхорганов РФ.
Федеральная таможеннаяслужба РФ (ФТС России) − центральный орган, осуществляющийнепосредственное руководство таможенным делом. Она вправе создавать учреждения,которые входят в систему таможенных органов, однако не осуществляютправоохрану. В соответствии с постановлением Правительства РФ №429 от 21августа 2004 г. ФТС в качестве одного из полномочий «осуществляет производствопо делам об административных правонарушениях»[6].
Региональные таможенныеуправления РФ (РТУ) являются промежуточным звеном между ФТС России таможнями.РТУ входят в единую систему таможенных органов РВ и осуществляют оперативноеруководство таможенным делом на территории подведомственных регионов поднепосредственным руководством ФТС России.
Таможни непосредственнореализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности иуправляют деятельностью подведомственных таможенных постов. Они в зависимостиот своего территориального размещения подразделяются на пограничные ивнутренние.
К пограничным относяттаможни и таможенные посты, расположенные в местах пересечения транспортнымимагистралями границы РФ, а также в аэропортах, морских портах. К ним относятсяи пункты перехода (пропуска) всех видов автотранспорта через границу РФ. Какправило, они фиксируют прохождение товаров и транспортных средств через границуи сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль.
К внутренним относятсятаможни и таможенные посты, расположенные в местах сосредоточения участниковВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории РФ. Ониосуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборыпричитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедурынепосредственно на местах.
2. Понятие и значение таможенногорегулирования внешнеэкономической деятельности
Одной из функцийтаможенных органов является обеспечение таможенного регулированиявнешнеэкономической деятельности (далее ВЭД).
Под таможеннымрегулированием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных)и административных (нетарифных) мер государственного регулирования ВЭД вРоссии, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннемрынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров,обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета[7]. Таможенно-тарифные меры,как разъясняет Г.В. Арутюнян, представляют «такие меры государственноговоздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны наиспользовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Основнойпринцип таможенного регулирования − это принцип одностороннегоустановления государственных таможенных пошлин, запрещающего субъектамтаможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросамразмера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин»[8].
Инструментом таможенногорегулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенноготарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном режиме» от 21 мая 1993 г.[9], с последующимимногочисленными изменениями и дополнениями. Данный Закон воспринял целый рядположений Закона СССР «О таможенном тарифе» от 26 марта 1991г[10],который, однако, следует признать утратившим юридическую силу.
Таможенный тариф России −это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам,перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии сТоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).Таможенныйтариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России ивывоза товаров с этой территории.
Обеспечение таможенногорегулирования предполагает обязанность управомоченных лиц к уплате таможенныхплатежей.
3. Правовые основы регулированиятаможенной деятельности
Источниками таможенногоправа являются:
Международные договоры иконвенции. Они обладают приоритетом перед нормами внутреннего права, т.е. еслимеждународным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренныезаконом РФ, то применяются правила международного договора.
Конституция РФ −является основополагающим звеном системы правовых норм, регулирующих права иобязанности участников ВЭД в РФ.
Нормативные актызаконодательной власти.
Таможенный кодекс РФсодержит основные понятия, которые в нем используются (ст. 11 ТК РФ),определяет виды таможенных режимов (16 таможенных режимов установлено ст. 155ТК РФ и 5 таможенных режимов − ст. 268 ТК РФ) и платежей (ст. 318 ТК РФ),порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров итранспортных средств, фиксирует статус таможенных органов, регулируетправоотношения между ними и участниками ВЭД при пересечении таможенной границыРФ, состоит из 6 разделов, 42 глав и 439 статей. Наименование разделов иколичество статей по каждому разделу Кодекса характеризуют основные сферы иобъем его применения:Раздел I Общие положения 57 статей Раздел II Таможенные процедуры подраздел 1 Таможенное оформление 97 статей подраздел 2 Таможенные режимы 115 статей подраздел 3 Специальные таможенные процедуры 48 статей Раздел III Таможенные платежи 40 статей Раздел IV Таможенный контроль 43 статей Раздел V Таможенные органы 36 статей Раздел VI Заключительные положения 3 статьи
4. Нормативные актыисполнительной власти: постановления Правительства РФ и нормативные акты ФТСРоссии. Они обязательны для исполнения всеми таможенными органами РФ и инымигосударственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организацияминезависимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами игражданами. Указанные нормативные акты подлежат регистрации в соответствии сзаконодательством РФ.
В таможенном делеприменяются нормативные акты законодательства, действующие на день принятиягрузовой таможенной декларации (далее ГТД).
4. Таможенный контроль внешнеэкономическойдеятельности
Таможенный контроль −одно из средств реализации таможенной политики РФ[11].Он представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами вцелях обеспечения соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства РФ.
Таможенный контрольпроводится исключительно лицами таможенных органов РФ в зонах таможенногоконтроля, которые могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местахпроизводства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местахперегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, атакже в местах стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся подтаможенным контролем[12].
Таможенный контроль приввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ начинается смомента пересечения таможенной границы и до момента: выпуска для свободногообращения; уничтожения, отказа в пользу государства; обращения в федеральнуюсобственность; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможеннойтерритории РФ. При ввозе − с момента принятия ГТД к таможенномуоформлению или совершения действий, непосредственно направленных на вывозтоваров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной граница РФ.
Статьей 366 ТК РФопределено десять форм таможенного контроля:
1). Проверка документов исведений.
Проводится в целяхустановления подлинности представленных к таможенному оформлению документов идостоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
2). Устный опрос.
3) Получение пояснений.
Должностные лицатаможенных органов РФ имеют право на получение пояснений от участника ВЭД обобстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. При этомполученные пояснения должны быть оформлены в письменном виде.
4). Под таможеннымнаблюдением понимается гласное, целенаправленное, систематическое или разовоенепосредственное или опосредованное (с помощью технических средств) визуальноенаблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов РФ заперевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможеннымконтролем, совершением с ними грузовых или иных операций.
5). Таможенный осмотртоваров и транспортных средств заключается в проведении визуального осмотратоваров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей,таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целейтаможенного контроля, без вскрытия транспортного средства либо его грузовыхпомещений и нарушения упаковки товаров.
6). Таможенный досмотртоваров и транспортных средств заключается в проведении уполномоченнымидолжностными лицами таможенного органа РФ осмотра товаров и транспортныхсредств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификациитоваров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортногосредства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могутнаходиться товары. Таможенный досмотр проводится после принятия ГТД.
По результатам таможенногодосмотра составляется акт по утвержденной форме в двух экземплярах.
7). Личный досмотр −исключительная форма таможенного контроля, проводимая по решению начальникатаможенного органа РФ или лица, его заменяющего, при наличии основанийпредполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ инаходящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта,открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно неотдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства РФ.
Досматриваемое лицо (егозаконный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законныетребования должностного лица таможенного органа РФ, проводящего личный досмотр,и имеет право:
требовать объявления емурешения начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, о проведенииличного досмотра;
ознакомиться со своимиправами и обязанностями;
давать объяснения,заявлять ходатайства;
знакомиться с актомличного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесениюв акт;
пользоваться роднымязыком, а также пользоваться услугами переводчика;
обжаловать действиядолжностных лиц таможенного органа РФ по окончании проведения личного досмотра,если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы припроведении личного досмотра.
О проведении личного досмотрасоставляется акт по утвержденной форме в двух экземплярах.
8). Проверка маркировкитоваров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
9).Осмотр помещений итерриторий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств,находящихся по таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складахвременного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлиннойторговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии сусловиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ.
10) Таможенная ревизия −проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в ГТДи иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путемсопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, сосчетами, с другой информацией участников ВЭД. Таможенная ревизия можетпроводиться в двух формах: в общей и специальной.
При проведении общейтаможенной ревизии таможенные органы РФ в праве получать доступ в пределахсвоей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационныхсистем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защитеинформации.
Специальная таможеннаяревизия может проводиться таможенными органами РФ в случаях, если порезультатам общей таможенной ревизии обнаружены данные, которые могутсвидетельствовать о недостоверности сведений, представляемых при таможенномоформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушениемустановленных законодательством РФ требований и ограничений.
5. Таможенное оформлениетоваров и транспортных средств
Таможенное оформлениепроизводится одновременно с таможенным контролем и представляет собойсовокупность таможенных операций, совершаемых в отношении товаров и транспортныхсредств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Оно производится в порядке,предусмотренном действующим ТК РФ.
Порядок производстватаможенного оформления устанавливается в зависимости от:
видов товаров,перемещаемых через таможенную границу;
вида транспорта(воздушный, морской, речной, железнодорожный, и автомобильный), используемогодля перемещения товаров через таможенную границу;
категорий лиц,перемещающих товары и транспортные средства.
Целью таможенногооформления является помещение товаров и транспортных средств под определенныйтаможенный режим.
В узкоспециальномзначении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой «таможеннуюпроцедуру, определяющую совокупность требований и условий»[13].
Статьей 155 ТК РФустановлено четыре вида таможенных режимов:
Основные таможенныережимы:
выпуск для внутреннегопотребления (импорт);
экспорт;
международный таможенныйтранзит.
Экономические таможенныережимы:
переработка на таможеннойтерритории;
переработка длявнутреннего потребления;
переработка вне таможеннойтерритории;
временный ввоз;
таможенный склад;
сводная таможенная зона.
Завершающие таможенныережимы:
реимпорт;
реэкспорт;
уничтожение;
отказ в пользу государства.
Специальные таможенныережимы:
временный ввоз;
беспошлинная торговля;
перемещение припасов;
иные специальныетаможенные режимы, установленные ст. 268 ТК РФ.
При помощи таможенногорежима определяется:
порядок перемещения товарачерез таможенную границу РФ в зависимости от его предназначения (целиперемещения);
условия нахождения товараи допустимое использование его на (вне) таможенной территории РФ;
права и обязанностипользователя таможенного режима;
в отдельных случаяхдополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица,перемещающего его через таможенную границу РФ.
Назначение таможенныхрежимов состоит в упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Таможенное оформлениеосуществляется в определенных для этого местах в регионе деятельноститаможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров.Проведение таможенного оформления и таможенного контроля возложены натаможенные посты, а в ряде таможен на отделы таможенного оформления итаможенного контроля .
При процедуре таможенногооформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношениитоваров и транспортных средств, а также их представители.
При ввозе товаров итранспортных средств на таможенную территорию РФ таможенное оформление начинаетсяв момент предоставления таможенному органу РФ предварительной таможеннойдекларации (если оно начинается до прибытия товаров на таможенную территориюРФ) либо иных документов, предусмотренных ТК РФ, при вывозе − в моментпередачи таможенному органу ГТД.
При перемещении товаров итранспортных средств физическими лицами таможенное оформление начинается сподачи устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих онамерении лица осуществить таможенное оформление.
6. Декларирование товарови транспортных средств
Согласно положениям ТК РФтовары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, атакже товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменился,подлежат декларированию таможенными органами РФ
В настоящее время нормамитаможенного законодательства предусмотрены четыре формы декларирования:
письменная форма,являющаяся основной формой декларирования;
устная форма, применяемаяв ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границуРФ физическими лицами;
конклюдентная форма (отлат. concludere − заключать, т.е. действие, свидетельствующее онамерениях лица). Конклюдентная форма декларирования широко применяется вмеждународных аэропортах при использовании так называемого «зеленого коридора»,выбор которого предполагает, что физическое лицо таким образом заявило оботсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию;
электронная форма, т.е.представление сведений о товарах в электронном виде. Эта форма применяется лишькак вспомогательная, поскольку РФ еще не вышла на тот уровень развития, чтобыиспользовать эту форму в полной мере.
Декларирование товаров итранспортных средств в письменном виде осуществляется путем подачи таможеннойдекларации.
При таможенном оформленииэкспортно-импортных сделок основным видом таможенной декларации являетсягрузовая таможенная декларация (ГТД), введенная в практику таможенногооформления с 1 апреля 1989 г. Форма ГТД, используемая в РФ совпадает с формойЕАД − единого административного документа, применяемого в мировойпрактике.
В ГТД отражаются сведенияоб отправителе и получателе товара, стране контракта, стране происхождениятовара и стране назначения, сведения об условиях поставки, о валюте контракта,о транспорте, на котором должен быть доставлен товар, о таможне, на которой ондолжен пройти таможенной оформление, о таможенной стоимости товара и рядедругих сведений.
ГТД представляет собойдокумент, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи.Сведения, содержащиеся в ГТД, являются исходными данными для формированиястатистики внешнеэкономической торговли. ГТД заполняется на бланках формы ТД-1(основной лист) и на бланках формы ТД-2 (добавочный лист), утвержденныхприказом ГТК России от 17 февраля 2003 г. №169.
В одной ГТД могут бытьзаявлены сведения:
о товарах, отправленныходним отправителем в адрес одного получателя, перемещаемых в счет исполненияобязательств по одному договору и помещаемых под один и тот же таможенныйрежим;
о товарах, перемещаемыхтрубопроводным транспортом в соответствии с одним договором в течение одногокалендарного месяца и помещаемых под один и тот же таможенный режим;
об электроэнергии,перемещаемой по линиям электропередач в соответствии с одним договором втечение одного квартала и помещаемой под один и тот же таможенный режим.
В целях унификациизаявляемых в ГТД сведений, их стандартизации и возможности вестиавтоматизированную обработку данных при заполнении граф и разделов ГТДиспользуются цифровые коды, взятые из соответствующих классификаторов:таможенных режимов, особенностей перемещения товаров, условий поставки,характера сделки, способов уплаты и особенностей начисления таможенныхплатежей, форм расчетов по внешнеторговым сделкам и т.д. (приказы ГТК России от25 августа 2002 г. № 900 и от 17 декабря 2003 г. № 1460). Кроме этого,используются и общероссийские классификаторы:
Общероссийскийклассификатор стран мира (ОКСМ):
Общероссийскийклассификатор валют (ОКВ);
Общероссийскийклассификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и т.д.
ГТД должна быть подана непозднее 15 дней с момента предъявления товаров таможенному органу в месте ихприбытия на таможенную территорию РФ. Одновременно с подачей ГТД в таможенныйорган РФ на магнитном носителе представляется ее электронная копия.
Принятие таможенныморганом ГТД оформляется путем проставления должностным лицом в графе 7 ГТДрегистрационного номера. С этого момента ГТД становится документом,свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенные органы обязаныосуществлять выпуск товаров в течение трех рабочих дней со дня принятия ГТД ктаможенному оформлению.
7. Меры нетарифногорегулирования внешнеэкономической деятельности
7.1 Лицензирование и квотированиеэкспорта и импорта товаров (услуг)
Для защиты внутреннегорынка, поддержки собственных производителей и защиты потребителей отнедоброкачественной продукции многие страны мира вводят ограничения на ввоз ивывоз различной продукции.
Федеральным законом «Обосновах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 8декабря 2003 г. № 164-ФЗ, ТК РФ и другими нормативно-правовыми актами РФустановлен комплекс мер нетарифного регулирования ввоза товаров на таможеннуютерриторию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ, которые представляютсобой административные меры регулирования ВЭД.
Наиболее распространеннымимерами нетарифного регулирования являются лицензирование и квотирование −меры количественного и стоимостного ограничения экспортно-импортных операций.Они вводятся на определенный срок применительно к определенной категориитоваров (работ, услуг), странам либо группам стран; выступают в качестверегулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры надискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
Распределение квот ивыдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, какправило, путем проведения аукциона или конкурса или фактического проведенияопераций по экспорту (импорту) с предоставлением федеральным органом исполнительнойвласти определенной квоты организациям-изготовителям
Перечни лицензируемыхтоваров (работ, услуг) устанавливаются Президентом РФ и Правительством РФ. Лицензииоформляются в соответствии с приказом МВЭС России от 18 марта 1997 г. №144 «Обутверждении правил оформления заявления и выдаче экспортных и импортныхлицензий» на специальном защищенном от подделки бланке и выдаются Министерствомэкономического развития и торговли РФ или его территориальными органами.
Таможенный контроль заввозом (вывозом) лицензируемых товаров осуществляется в порядке, установленномприказом ГТК РФ от 15 декабря 2002 г. №1342 «О контроле за ввозом и вывозомлицензированных товаров».
7.2 Процедура экспортногоконтроля
Отношения органовгосударственной власти РФ и российских участников ВЭД при осуществленииэкспортного контроля регулируются Федеральным законом РФ «Об экспортномконтроле» от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ, устанавливающим принципы осуществлениягосударственной политики, правовые основы деятельности органов государственнойвласти РФ в области экспортного контроля, а также определяющим права,обязанности и ответственность участников ВЭД[14].
В соответствии с Указом ПрезидентаРФ от 16 августа 2004 г. №1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому иэкспортному контролю» выдача лицензий и иных, предусмотренных законодательствомРФ разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, в отношении которойустановлен экспортный контроль, осуществляется Федеральной службой потехническому и экспортному контролю.
Списки (перечни)контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ попредставлению правительства РФ.
К контролируемым товарам итехнологиям относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническаяинформация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые всилу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в созданиеоружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения ивоенной техники. Принадлежность товара к категории контролируемого определяетсяпо двум критериям:
соответствием названиятовара и его кода по ТН ВЭД России названию и коду ТН ВЭД России товара,указанному в писках;
соответствием конкретныхзначений технических характеристик вывозимого товара техническому описанию,приведенному в графе «Наименование» контрольного списка.
На практике таможенныеорганы наиболее часто сталкиваются с проблемой идентификации товаров,относящихся к наиболее перспективным разработкам как в области гражданского,так и военного применения. В настоящее время принято ПостановлениеПравительства РФ от 21 июня 2001 г. №477 «О системе независимойидентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целяхэкспортного контроля», что является важным шагом в решении это проблемы.
7.3 Разрешения иныхконтролирующих органов РФ
Система выдачи разрешенийна ввоз в РФ или вывоз из нее отдельных товаров является наиболее либеральнойпо сравнению с лицензированием мерой нетарифного регулирования ВЭД и основанана получение разрешений на перемещение через таможенную границу РФ всоответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этихтоваров.
Разрешения −документы, разрешающие ввоз или вывоз некоторых товаров, являющиеся одним извидов документов в системе нетарифного регулирования ВЭД (наряду с лицензиями исертификатами), которые необходимо представлять таможенным органам при ввозеили вывозе этих товаров. Такими органами являются:
при ввозе некоторыхкатегорий лекарственных средств (например, товаров, ввозимых в качествегуманитарной помощи) − Министерство здравоохранения и социальногоразвития РФ или министерство сельского хозяйства РФ;
при ввозе радиоэлектронныхи высокочастотных средств − Министерство информационных технологий исвязи РФ;
при возе и вывозе оружияневоенного назначения − Министерство внутренних дел РФ;
при вывозе культурныхценностей − Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
при ввозе и вывозекартографических, аэросъемочных материалов, материалов комической съемки,геодезических и гравиметрических материалов − Федеральное агентствогеодезии и картографии;
при вывозе и ввозе семянсортов растений и племенного материала пород животных − Министерство сельскогохозяйства РФ.
7.4 Сертификация товаров
Основными законодательнымидокументами, определяющими порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащихобязательной сертификации, являются Федеральные законы РФ «О защите правпотребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300−1 и «О техническомрегулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184−ФЗ.
Сертификация − этопроцедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая отизготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, чтопродукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляетсяв целях повышения качества производимых и импортируемых товаров; содействияпотребителям в компетентном выборе продукции и их защиты от недобросовестныхизготовителей; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни,здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленныхизготовителем.
В соответствии с наличиемобязательных норм Госстандартом РФ установлен номенклатурный перечень товаров,подлежащих обязательной сертификации, который периодически пополняется иизменяется.
В РФ применяется системаГОСТ Р, созданная для организации и проведения работ по обязательнойсертификации продукции (работ, услуг) и обеспечения необходимого уровняобъективности и достоверности проведения сертификации. Выдавать сертификатыимеют право Госстандарт России, его территориальные органы и организации,аккредитованные Госстандартом на право выдачи сертификатов соответствия.
Сертификатыпредоставляются в таможенные органы РФ вместе с ГТД и являются необходимымидокументами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РФ.
При проведении таможенногооформления должностными лицами таможенных органов РФ помимо иных действийосуществляется проверка:
подписей и печатей на копиисертификата;
полномочий органа навыдачу сертификата;
соответствия ввозимоготовара сертификату;
срока действиясертификата;
иных сведений, необходимыхдля таможенного оформления.
При наличии достаточныхоснований таможенный орган РФ в праве потребовать от декларанта подтвержденияфакта выдачи сертификата.
Помимо сертификациибезопасности товаров государственные контролирующие органы осуществляютгигиенический, ветеринарный, фитосанитарный и радиационный контроль при ввозе(вывозе) различных категорий товаров, выдавая при этом соответствующиесертификаты, свидетельства и заключения.
Таким образом, мерынетарифного регулирования ВЭД выполняют функции защиты внутреннего рынка отнежелательной конкуренции иностранных товаров, используются в качестве инструментаобеспечения государственного контроля за внешнеторговыми операциями исодействуют развитию национального производства товаров.
8. Понятие, значение ивиды таможенных платежей
Термин «таможенныеплатежи» используется во многих кодифицированных нормативных правовых актах, вчастности в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ 1998, в ст. 2,38,188 Налоговогокодекса РФ, ст. 16.2, 16.20, 16.21 Кодекса РФ об административныхправонарушениях (КоАП РФ) 2001 г., ст. 194 Уголовного кодекса РФ 1996 г. Однаков ТК РФ 2003 г. Законодатель отказался от разъяснения термина «таможенныеплатежи». Вместе с тем большинство ученых предполагают отождествлять таможенныеплатежи с таможенными пошлинами, налогами[15].
Таможенные платежи следуетрассматривать как таможенную операцию, которая осуществляется путем платы:
ввозной таможеннойпошлины;
вывозной таможеннойпошлины;
налога на добавленнуюстоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
акциза, взимаемого приввозе товаров на таможенную территорию РФ;
таможенных сборов.
Это предусмотрено в п. 1ст. 318 ТК РФ.
Специальные,антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии сзаконодательством России о мерах по защите экономических интересов России приосуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотреннымТаможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины (п. 2 ст. 318 ТКРФ)
Выводы
«Таможенное регулированиевнешнеэкономической деятельности» — одна из важных и актуальных тем насегодняшний день.
Тема работы актуальнапотому, что многолетние попытки реформирования таможенного законодательствазавершены: с 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс РФ — документ, в котором найден разумный компромисс, сочетающий в себе интересы ибизнес-сообщества, и государства. Потребность в принятии нового Кодексапродиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговлинашей страны. Принятие Кодекса приближает Россию к первой десятке стран снаиболее развитым таможенным законодательством и является важным шагом на путивступления России во Всемирную Торговую Организацию, поскольку в нем полностьюучтены международные принципы и стандарты.
Актуальность исследованияопределила основные задачи работы:
1. Изучить литературу попроблеме исследования.
2. На основетеоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания обособенностях Таможенного кодекса РФ в части регулирования ВЭД(внешнеэкономической деятельности).
3. Рассмотреть сущность испецифику таможенного регулирования ВЭД в России.
Таможенная политика – этомощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать ростотечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции,и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей кконкурентной борьбе.
Основная задачагосударства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти какможно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировомрынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособнымина внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулированиянаправлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтомуотносится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачейформирование экспорта.
Средства таможенногорегулирования внешнеэкономической деятельности могут принимать различные формы,включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги,акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы иликоличество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии,«добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространеннымисредствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются:получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихсястран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств)или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Целями таможенной политикиРФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментовтаможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территорииРоссии, участие в реализации торгово-политических задач по защите российскогорынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведенииструктурной перестройки и других задач экономической политики России.
Основными средствами реализациитаможенной политики РФ являются:
установление тарифных инетарифных мер государственного таможенного регулирования;
осуществлениегосударственного таможенного контроля таможенными органами РФ;
участие РФ в таможенныхсоюзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.
Список использованныхисточников и литературы
1. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. / И.Т.Балабанов, А.И. Балабанов.− М: Финансы и статистика, 2002.– 210с.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентоввузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Л.Е. Стровский, и др.]; подред. проф. Л.Е. Стравского. − 4-е изд., перераб. и доп. − М:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. − 799с.
3. Кочергина, Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Т.Е.Кочергина.– Ростов Н/Д: Феникс, 2006. – 288с.
4. Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: учебник / Под ред.проф. В.Е. Рыбалкина. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 605с.
5. Покровская, В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В.В.Покровская.- М: Экономистъ, 2006. – 450с.
6. таможенное право: Учебник для вузов / М.М. Рассолов, Н.Д. Галузо и др.;Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. − 2-е изд., перераб. и доп. −М.: ЮНИТИ−ДАНА, 2005. − 384 с.