Введение
Товарыи транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РоссийскойФедерации подлежат таможенному декларированию. При любой транспортировке грузовчерез государственную границу необходимо их таможенное декларирование.Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары итранспортные средства – как ввозимые на территорию Российской Федерации, так ивывозимые за ее пределы. Обязательное таможенное декларирование касается нетолько товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручнойклади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу.
Таможенноедекларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах итранспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, чтонеобходимо для прохождения определенного таможенного режима. Таможенноедекларирование должно учитывать также изменение данного режима.
Правильновыполненное таможенное декларирование грузов является залогомбеспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие – ихдоставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особыхвременных договоренностей о поставке товара.
Актуальностьвыбранной темы обусловлена значимостью процесса таможенного декларирования товарови транспортных средств в условиях роста внешнеторгового оборота России запоследние годы.
Цельработы является разработка основных направлений совершенствования таможенного декларированиятоваров и транспортных средств.
Длядостижения указанной цели в работе были решены следующие задачи:
— раскрыть понятие и определение назначения таможенного декларирования;
— охарактеризована деятельность Белгородского западного таможенного поста;
— изучен порядок подачи таможенной декларации и документы, необходимые длядекларирования товаров;
— проанализировано документальное обеспечение процедуры декларирования;
— выявлены основные направления совершенствования таможенного декларированиятоваров и транспортных средств.
Предметомисследования являются таможенное декларирование товаров и транспортных средств.
Исследованиепроводилось в период с 2007-2009 годы.
Методологическаяоснова включает в себя системный подход и методы комплексного, факторного исравнительного анализа, а также методы экспертных оценок.
Объектомисследования является Белгородский западный таможенный пост.
Структураработы включает: введение, основную часть, состоящую из пяти вопросов,заключение, список использованных источников, приложения.
При выполнении работы был использованряд учебной и научной литературы, под редакцией таких авторов как Салминин Е.О.,Халипов С.В; Толкушкин А.В. и др. Нормативно-правовой основой послужил Таможенныйкодекс Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др.
Содержаниеработы изложено на тридцати двух страницах, содержит тридцать четыреприложения.
Списокбиблиографии включает тридцать источников.
1.Понятие и назначение таможенного декларирования
Основноетаможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономическойдеятельности требований таможенного законодательства об обязательномдекларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых черезтаможенную границу.
Декларирование- это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров итранспортных средств под определенный таможенный режим или по завершениюдействия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении поустановленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортныхсредств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортныхсредствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которыхизменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежатдекларированию.
Декларированиетоваров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларацииили иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации,сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых длятаможенных целей.
Формадекларирования определяется ФТС России в соответствии с Таможенным кодексом РоссийскойФедерации и иными правовыми актами Российской Федерации и может бытьписьменной, устной, электронной или конклюдентной/
Приписьменном таможенном декларировании основной формой декларации являетсягрузовая таможенная декларация — ГТД.
Устнаяформа декларирования применяется при перемещении товаров физическими лицами всопровождаемом багаже и ручной клади. Законодатель в статье 286 Таможенногокодекса Российской Федерации, например, закрепил, что декларирование товаров,не перечисленных в пункте 2 этой статьи, перемещаемых физическими лицами вручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании черезГосударственную границу Российской Федерации и может производиться в устнойформе.
Всовременной таможенной практике используется понятие конклюдентной формыдекларации. Конклюдентная форма декларирования — форма заявления физическоголица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменномудекларированию. Декларирование через совершение конклюдентных действийпрактикуется, например, в международных аэропортах. Там организована система «зеленыхкоридоров» пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленогокоридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу(вывозу) товаров.
Возможностьдекларирования в форме подачи сведений в электронном виде является логическимпродолжением положений, закрепленных законодателем в других статьях Таможенногокодекса Российской Федерации, например в пункте 3 статьи 72: «Перевозчик вправепредставить документы (часть документов) в форме электронных документов...».
Всеперечисленные формы таможенного декларирования направлены на то, чтобысведения, которые в них заявляются, объективно и полно отражали фактическиеданные.
Стадияосновного таможенного оформления предназначена для таможенного декларированиятоваров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РоссийскойФедерации. Кроме того, в соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации декларированию также подлежат товары и транспортные средства,таможенный режим которых изменяется (в том числе при отсутствии фактаперемещения через таможенную границу Российской Федерации).
Декларированиепроизводится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах итранспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимыхдля таможенных целей/
Декларированиетоваров и транспортных средств является одним из обязательных условийперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РоссийскойФедерации.
Выполняетследующие функции:
— обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями оперемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;
— служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящимдекларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемыхим под избранный таможенный режим;
— носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основедекларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведенийо товарах и транспортных средствах фактическим данным.
Декларированиепроизводится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах итранспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений,необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежностифизического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектампредпринимательской деятельности и др.).
2.Характеристика таможенного органа
В соответствии сприказом ФТС России от 23.12.2009 № 2338 «О ликвидации Белгородского западноготаможенного поста Белгородской таможни» 02.03.2010 ликвидировался Белгородскийзападный таможенный пост. На базе Белгородского восточного таможенного постасоздан Белгородский таможенный пост, являющийся правопреемником Белгородскоговосточного и Белгородского западного таможенных постов. Регион деятельностиБелгородского таможенного поста – г. Белгород, Белгородский, Яковлевский иПрохоровский районы, аэропорт г. Белгорода. Адрес Белгородского таможенногопоста: г. Белгород, ул. К. Заслонова, 90.
На Белгородскомтаможенном посту, крупнейшем пункте таможенного оформления в Белгородскойтаможне внедрено электронное декларирование с применением сети Интернет,осуществлена схема совмещения двух складов временного хранения. Один из них –склад временного хранения, учрежденный ООО «Белтрансэкспедиция» с пропускнойспособностью до 350 железнодорожных вагонов и 200 автомобилей в сутки ивозможностью трансформирования полезных площадей.
Основными задачамиотдела таможенного оформления и таможенного контроля №1являются:
— обеспечениесоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, принятиедолжностными лицами отдела мер по защите прав и интересов граждан организацийпри производстве основного таможенного оформления и таможенного контроля;
— защита в пределахсвоей компетенции экономических интересов Российской Федерации;
— проведение в пределахсвоей компетенции основного таможенного оформления и таможенного контролятоваров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РоссийскойФедерации;
— выявление и принятиемер в пределах своей компетенции по пресечению нарушений таможенных правил, атакже иных нарушений законодательства РФ и международных договоров РФ, контрольза исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.
Во главе западноготаможенного поста стоит начальник поста. В его подчинении находятся двазаместителя. Под руководством каждого из заместителей начальника постанаходятся отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1 и отделтаможенного оформления и таможенного контроля в неторговом обороте № 2.,имеющие под собой специализированные отделения (приложение 1).
3.Документальное обеспечение процедуры декларирования товаров
Таможеннаядекларация — документ, оформленный в соответствии с требованиями национальногозаконодательства и содержащий сведения о перемещаемом через таможенную границугрузе: товарах, багаже, ручной клади, валюте и т.д. Таможенная декларациязаполняется распорядителем груза и предъявляется таможенным органам, которыеконтролируют соблюдение установленного порядка ввоза и вывоза грузов черезграницу. Ответственность за правильность и полноту сведений о грузе,предъявляемом к таможенному контролю, несет податель таможенной декларации.
Подачатаможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный органдокументов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Согласностатье 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, при декларировании товаровпредоставляются следующие документы:
— договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных присовершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения одностороннихвнешнеэкономических сделок — иные документы, выражающие содержание таких сделок(контракт на поставку товаров № 5 от 25.03.2009 г.) (приложение);
— имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
— транспортные (перевозочные) документы;
— разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающиесоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности;
— документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренныхстатьей 37 таможенного кодекса Российской Федерации (заключение о происхождениитовара №э-4171 от 03.07.2009 г.) (приложение);
— платежные и расчетные документы (счет-фактура № zk180445от 03.07.2009 г.) (приложение);
— документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 Таможенногокодекса Российской Федерации.
Всоответствии с частью 3 статьи 131 таможенного кодекса Российской Федерации,если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, втом числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное иличастичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение ктоварам запретов и ограничений, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларантобязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующиезаявленные условия.
Дляподтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представитьдокументы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им методопределения таможенной стоимости.
Вслучае если отдельные документы не могут быть представлены одновременно стаможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменнойформе таможенные органы в письменной форме разрешают представление такихдокументов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представленияотдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларантпредставляет в письменной форме обязательство о представлении документов вустановленный срок.
Еслив таможенный орган представлены документы, которые могут использоваться притаможенном оформлении других товаров, по запросу декларанта таможенным органомвыдается письменное подтверждение принятия таких документов по форме,устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вобласти таможенного дела. Подтверждение считается действительным до внесенияизменений в представленные документы или до истечения срока их действия.Указанное подтверждение может использоваться декларантом при таможенномоформлении товаров без дополнительного представления в таможенный органпринятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачитаможенной декларации[1].
Кнеобходимым при декларировании документам также относятся:
— документы, выдаваемые уполномоченным органом, подтверждающие особенностиосуществления валютных операций, когда перемещение товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима на основаниидоговора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяетсятребование об оформлении паспорта сделки/паспорта бартерной сделки;
-письменноеподтверждение уполномоченного банка, ведущего в соответствии с международнымдоговором с участием Российской Федерации кредитный счет, при поставках товаровпо государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, суказанием номера счета и кода валюты;
-письменноеподтверждение организации, уполномоченной Минфином России информироватьтаможенные органы о договорах, заключенных и оплачиваемых за счет средствзаймов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейскогобанка реконструкции и развития (ЕБРР);
— документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включаябанковские выписки со счетов; иные документы, подтверждающие совершениевалютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу РоссийскойФедерации декларируемых товаров в случае, если указанные валютные операциисовершены до дня подачи декларантом таможенной декларации;
— сводные ведомости, формируемые на основании расходных или приходных кассовыхордеров на общее количество перемещаемой за период валюты, — при декларированиивалюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в связи сторговлей на бортах воздушных судов, с использованием периодической таможеннойдекларации;
— документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготногоналогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного втаможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемыхтоваров в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или)международными договорами Российской Федерации при их перемещении черезтаможенную границу Российской Федерации предоставляются льготы по уплате таможенныхплатежей.
Такимобразом, перечень документов, необходимых при подачи таможенной декларацииимеет четкое законодательно закрепление, как в таможенном кодексе РоссийскойФедерации, так и в положениях приказа федеральной таможенной службы.
4.Порядок подачи таможенной декларации и документов, необходимых длядекларирования товаров
Подачатаможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствиис Таможенных кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФТСРоссии, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.
Уполномоченноедолжностное лицо вносит информацию из таможенной декларации в графы 1 — 9, 11 журналаучета и регистрации таможенных деклараций, ведущегося в электронном виде.
Послезаполнения Журнала учета и регистрации таможенных деклараций уполномоченноедолжностное лицо проверяет возможность декларирования товаров данномутаможенному органу.
Еслив соответствии с нормативными правовыми актами ФТС России в отношении хотя бы одноготовара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установленыопределенные места декларирования либо в отношении декларируемых товаровустановлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможеннаядекларация, то уполномоченное должностное лицо в срок не более 30 минут смомента подачи таможенной декларации выполняет следующие действия.
Еслив отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенногооргана, в который подана таможенная декларация, то уполномоченное должностноелицо оформляет отказ в принятии таможенной декларации.
Еслив отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможеннойдекларации, установлены определенные места декларирования, то уполномоченное должностноелицо:
а)уведомляет об этом в устной форме лицо, подавшее таможенную декларацию, сообщаетему наименование и адрес места нахождения таможенного органа, которому должныдекларироваться все заявленные в таможенной декларации товары;
б)при несогласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществитьподачу таможенной декларации в иное место декларирования:
— проставляет в двух экземплярах описи документов (форма описи документовустановлена иным нормативным правовым актом ФТС России) отметку«Получена», заверяет отметку оттиском личной номерной печати (далее — ЛНП)и подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятиярешения;
— изготавливает копию таможенной декларации;
— осуществляет действия согласно порядку, утвержденному иным нормативным правовымактом ФТС России;
— вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о пересылкетаможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенныхдеклараций;
в)при согласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществитьподачу таможенной декларации в иное место декларирования:
— возвращает таможенную декларацию, ее электронную копию (в случае подачи), представленныедокументы и один экземпляр описи лицу, подавшему таможенную декларацию, приэтом второй экземпляр описи документов и копия таможенной декларации остается натаможенном посту для контроля и хранения в порядке, установленном инымнормативным правовым актом ФТС России;
— вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о возвратетаможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенныхдеклараций.
Еслитовары, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, могутдекларироваться таможенному органу, а также при условии отсутствия в отношениидекларируемых товаров ограничения компетенции таможенного органа, в который поданатаможенная декларация, уполномоченное должностное лицо в течение не более 30минут с момента подачи таможенной декларации осуществляет согласно порядку, установленномуиными нормативными правовыми актами ФТС России, проверку:
а)полномочий лица, подающего таможенную декларацию, которые подтверждаютсяследующими документами:
— паспортом или иным документом, удостоверяющим личность подающего таможеннуюдекларацию;
-договором таможенного брокера (представителя) с декларантом, если таможенная декларацияподается таможенным брокером (представителем);
— документом, подтверждающим, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работникомдекларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);
— доверенностью на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларацияподается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии сгражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителядекларанта, если декларация подается руководителем декларанта;
— доверенностью на совершение действий от имени таможенного брокера (представителя),если таможенная декларация подается работником таможенного брокера(представителя), либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации полномочия руководителя таможенного брокера(представителя), если декларация подается руководителем таможенного брокера(представителя);
б)полномочий лица выступать декларантом товаров, которые подтверждаются договорамимеждународной купли-продажи или другими видами договоров, заключенных присовершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения одностороннихвнешнеэкономических сделок иными документами, подтверждающими совершение такихсделок, либо документами, подтверждающими право владения и (или) правопользования товарами;
в)наличия подписи лица, заполнившего таможенную декларацию, и печати, если в соответствиис законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможеннуюдекларацию, должно иметь печать;
г)соответствия таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (еслиимеется) формам, установленным иными нормативными правовыми актами ФТС России;
д)наличия электронной копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости(если в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС России представлениетаких электронных копий является обязательным);
е)наличия транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных документов и сведенийв соответствии с Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформлениятоваров в соответствии с выбранным таможенным режимом, с обязательным указаниеминформации о представленных документах в двух экземплярах описи (за исключениемдокументов, которые в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС Россиимогут быть представлены после принятия таможенной декларации, а также могутбыть не представлены);
ж)если отдельные документы не представляются одновременно с таможенной декларацией- наличия письменного обязательства об их представлении в более поздние сроки;
з)факта завершения действий, совершаемых в соответствии с требованиями, предусмотреннымиКодексом, до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
и)при подаче таможенной декларации на бланках формы ТД1 и ТД2 — соответствия заполнениятаможенной декларации требованиям, установленным Инструкцией о порядкезаполнения грузовой таможенной декларации, в том числе наличие информации о необходимыхдокументах и сведениях;
к)в случаях, предусмотренных нормативными актами ФТС России, когда декларированиетоваров может осуществляться с указанием меньшего количества сведений, либо безиспользования бланков формыТД1 и ТД2 — соответствия поданной таможенной декларациии сведений в них требованиям иных нормативных правовых актов ФТС России.
Припредставлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенныхдокументов, являющихся необходимыми для таможенного оформления, в копиях, заверенныхлицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшимитакие документы, либо заверенных нотариально, уполномоченное должностное лицо вслучае необходимости может запросить оригиналы указанных документов.
Послепроверки соответствия копий документов их оригиналам уполномоченное должностноелицо на копиях документов проставляет отметку „Сверено с оригиналом“,заверяет подписью с указанием фамилии и инициалов, а также даты, после чегооригиналы документов возвращает лицу, их представившему.
Приподаче таможенной декларации уполномоченное должностное лицо проверяет сроки ееподачи.
Вслучае своевременного и мотивированного обращения лица, подавшего таможенную декларацию,с заявлением о продлении срока подачи таможенной декларации начальник таможенногопоста либо лицо, им уполномоченное, на заявлении проставляет запись „Срок подачипродлен до…», заверяет подписью с указанием своей должности, фамилии иинициалов, даты принятия решения.
Здесьи далее по тексту вместо проставления уполномоченным должностным лицом рукописныхзаписей на таможенных и иных документах (копиях) допускается проставлениезаписей аналогичного содержания в виде оттисков наборных штампов.
Еслисрок подачи таможенной декларации был нарушен, а лицо, подавшее таможеннуюдекларацию, не обращалось за его продлением, то принимаются меры, установленныеКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позапросу лица, подавшего таможенную декларацию, уполномоченное должностное лицонезамедлительно (в срок не более 10 минут) выдает письменное подтверждение оподаче таможенной декларации и представлении документов в порядке, установленноминым нормативным правовым актом ФТС России (в том числе в форме электронногодокумента).
Приневыполнении хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132Кодекса, уполномоченное должностное лицо в сроки, установленные Инструкцией дляпроверки условий принятия таможенной декларации, оформляет отказ в принятии таможеннойдекларации. При этом уполномоченное должностное лицо выполняет следующиедействия:
а)на экземпляре описи документов, возвращаемой лицу, подавшему таможенную декларацию,производит запись “Отказ в принятии», указывает причины отказа, своифамилию и инициалы, дату принятия решения, проставляет оттиск ЛНП и подпись;
б)вносит в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций соответствующуюзапись, а также время принятия решения об отказе в принятии таможеннойдекларации;
в)изготавливает копии с первого листа таможенной декларации, а также с тех документов,на основании которых было принято решение об отказе в принятии таможеннойдекларации;
г)уведомляет лицо, подавшее таможенную декларацию, об отказе в принятиитаможенной декларации путем вручения ему таможенной декларации вместе с ее электроннойкопией (в случае представления), представленных документов, экземпляра описидокументов с оттиском ЛНП.
Приэтом, если лицо, подавшее таможенную декларацию, изъявило желание соблюсти все условияпринятия таможенной декларации до окончания рабочего времени в день подачитаможенной декларации, то отказ в ее принятии не оформляется до истеченияуказанного срока либо до соблюдения условий принятия таможенной декларации (в зависимостиот события, которое наступит раньше).
Вслучае принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации указанные вподпункте «в» копии и один экземпляр описи документов хранятся вделах таможенного поста не менее одного года.
5.Основные направления совершенствования процедуры декларирования товаров
Однимиз направлений совершенствования процедуры декларирования товаров является упрощениеопераций таможенного контроля. Необходимо отметить, что в настоящее время так ине реализовано использование электронногодекларирования товаров. Таможенный кодекс Российской Федерации разрешаетпредставление документов в электронной форме. Однако до настоящего времениполный перечень документов, которые могут быть поданы в электронном виде иформы электронных документов не установлены. Отсутствует необходимый объемпрограммных и аппаратных средств.
Вряде случаев проблемы при пропуске товаров и транспортных средств возникаютиз-за того, что Федеральная таможенная служба России еще не вышла наобщеевропейский уровень работы с документами. Одна из проблем – это язык, накотором представляются документы, могущие рассматриваться как декларация огрузе. В странах Европы универсальным языком, обеспечивающим выполнениетребований к таким документам, является английский язык. Это особенно важно втех случаях, когда речь идет о таможенном оформлении комбинированных (смешанных)перевозок, а также международного таможенного транзита. Проблемы возникаюттакже из-за разночтения термина «документ». Во многих европейских странах вчастности не предусмотрено печати при оформлении документов. Наличие подписи надокументе является достаточным основанием для его признания таможеннымивластями. Практика показывает, что российские таможенники недостаточно хорошознакомы с особенностями международного делопроизводства и формами документов,принятых за рубежом.
Этипримеры говорят о том, что в перестройке таможенной службы России должен бытьпринят в расчет процесс постепенной интеграции делопроизводства в РоссийскойФедерации в общепринятую в мире систему. Это требует включения в программыподготовки таможенных служащих вопросов, связанных со знанием основсовременного делопроизводства, международно-признанных форм документов, а такжеулучшения языковой подготовки рядовых таможенных служащих. Все эти вопросыдолжны найти адекватное правовое решение.
Насегодняшний день электронное декларирование через Интернет является частьюФедеральной целевой программы «Электронная Россия». Направлена она наоптимизацию таможенного оформления и совершенствование таможенногоадминистрирования и ориентирована на использование таких новых технологий, какпредварительное информирование и электронное декларирование.
Заключение
Декларирование- это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров итранспортных средств под определенный таможенный режим или по завершениюдействия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении поустановленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортныхсредств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортныхсредствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которыхизменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежатдекларированию.
Декларированиетоваров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларацииили иным способом, предусмотренным ТК РФ, сведений о товарах, об их таможенномрежиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Формадекларирования определяется ФТС России в соответствии с ТК РФ и иными правовымиактами Российской Федерации [1.1, ст. 124] и может быть письменной, устной,электронной или конклюдентной.
Подачатаможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствиис порядком, предусмотренным Кодексом и нормативными правовыми актами ФТСРоссии, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.
Однимиз ведущих направлений совершенствования процедуры декларирования товаровявляется упрощение операций таможенного контроля. Насегодняшний день электронное декларирование через Интернет является частьюФедеральной целевой программы «Электронная Россия». Направлена она наоптимизацию таможенного оформления и совершенствование таможенногоадминистрирования и ориентирована на использование таких новых технологий, какпредварительное информирование и электронное декларирование.
Списокиспользованных источников
1. Нормативно-правовыеакты
1.1.Таможенныйкодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года /N61-ФЗ.
1.2.Таможенныйкодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
1.3. Овнесении изменений в приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536: ПриказФедеральной таможенной службы № 173 от 11 февраля 2009 г.
1.4.О ликвидации Белгородского западного таможенного поста Белгородской таможни:Приказ ФТС России № 2338 от 23.12.2009 г.
2. Книги
2.1. АндриашинХ., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. – М.: 2008. – 512 с.
2.2. БакаеваО.Ю. Конспект лекций по таможенному праву. М., 2005. 112 с.
2.3. БекяшевК.А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. – 445 с.
2.4. БогомоловаА.А. Таможенное право. Лекции. М., 2008. – 231 с.
2.5. БорознаА.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. – 143 с.
2.6. БерковЕ.А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело”.– М., 2008г.- 436 с.
2.7. Большойюридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина,В.Е. Крутсних. — М.: Инфра — М, 2007. —590 с.
2.8. Габричидзе Б.Н.Российское таможенное право. Учебник для вузов. — М.: НОРМА–ИНФРА. — 2007. – 325 с.
2.9. Галузо В.Н.,Эриашвили Н.Д., Килясханов И.Ш., Кизлык А.П. Учебное пособие. – М., 2008. – 432с.
2.10. Драганов В.Г.Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ФТС РФ.М., 2008.- 327 с.
2.11. Завражных М.Л.Таможенное право. М., 2009. – 432 с.
2.12. Комментарий ктаможенному кодексу Российской Федерации. Под ред. А.Н. Козырина. Издательство«Проспект», 2004.- 427 с.
2.13. Козырин А.Н.Таможенное право России. Общая часть. — М.: 2007.- 321
2.14. Лебедева Е.С.Учебник по таможенному праву. М., 2006. – 452 с.
2.15. Рубинштейн Т.Б.«ВТО: Практический аспект». — М.: «Гелиос АРС».- 2004г. – 435 с.
2.16. Развитиетаможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. М.: РИО РТА,2006. — с. 349.
2.17. Салминин Е.О.Таможенное право. Учебник для вузов. М., 2006. 325 с.
2.18. Таможенное правоРоссии: Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Москва. Юристь,2004.- 279 с.
2.19. Тимошенко И.В.Таможенное право. Курс лекций. М., 2006. – 231 с.
2.20. Халипов С.В.Таможенное право России. М., 2006. – 542 с.
2.21. Таможенное дело:словарь — справочник / А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов, С.Н. Гамидулаеви др.: сев.-зап. фил. ин-та повышения квалификации и переподготовки работниковтаможенных учреждений ФТС РФ. — СПб.: Логос, 2004. — 320 с.
2.22. Толкушкин А.В.Таможенное дело. 2-е изд., перераб.и доп. – М., 2009. 436 с.
2.23. Фомин С.В. Международныеэкономические отношения, М.: «Юркнига». – М., 2004г. – 321 с.
2.24. Шапошников Н.Н.Таможенная политика России. – М., 2008г.- 451 с.
2.25. Халипов С.В.Таможенное право России. М., 2009. – 328 с.
2.26. Храбсков В.Г.Таможня и закон. — М.: Юрид. лит., 2007. — 228 с.