Реферат по предмету "Таможенная система"


Таможенные услуги

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ, И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие таможенныхуслуг структура и классификация
1.2 Таможенные органы,предоставляющие таможенные услуги
1.3Структура таможенных органов
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИУСЛУГАМИ
2.1 Особенностиуправления таможенными услугами в РФ
2.2 Исследованиеэффективности применения административных регламентов в управлении таможеннымиуслугами в РФ
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЕНИЯ ТАМОЖЕНЫМИ УСЛУГАМИ В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙРЕФРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Таможенная служба, являясь неотъемлемой частью системыгосударственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует вее регулировании, начиная с регламентации заявляемых сведений и предъявляемыхдокументов и вплоть до непосредственного создания условий осуществленияторговли. Это означает, что в современных условиях таможенная служба РФ, какчасть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционныхфункций государственного администрирования в области налогообложения внешнейторговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, гдетаможенная услуга проявляется как особая форма экономической деятельности,фактически создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществлениявнешнеторговой деятельности и тем самым может либо способствовать, либопрепятствовать развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающихвнешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенныеорганы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономическойдеятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству,выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики,здоровья населения и охраны окружающей среды.
Эти факты обуславливают актуальность темы данной курсовойработы. В этой связи, целью данной курсовой работы является исследованиетаможенных услуг в РФ и основного инструмента управления ими –административного регламента.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы.

РАЗДЕЛ1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ, И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
1.1.        Понятиетаможенных услуг структура и классификация
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг,обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того,таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономическойдеятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству,выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики,здоровья населения и охраны окружающей среды.
Основнымиучастниками указанного рынка являются:
— органы экспортно-импортного контроля;
— субъекты хозяйствования, непосредственно осуществляющие
внешнеэкономическуюдеятельность (как резиденты, так и нерезиденты);
— таможенные агенты;
— владельцы складов временного хранения и таможенных складов;
— транспортно-экспедиционные компании;
— организации – поручители.
Деятельностьпо совершению таможенных операций является лицензируемой, контроль за которойосуществляют таможенные органы и органы экспортно-импортного контроля.
Все услуги,предоставляемые заинтересованным лицам, содержат в себе основной переченьдействий совершаемых над имуществом, товаром, транспортным средствомнеобходимых для проведения таможенного оформления и контроля. В зависимости отвыбранного таможенного режима и характера товара, имущества, транспортногосредства, таможенный агент согласно приведенной структуре подготавливает либопроверяет правильность составления документов.
Расширенная типология иклассификация видов таможенных услуг, позволяющая более полно определитьсодержание понятия «таможенное обслуживание», представляющее собой организованнуюдеятельность таможенных органов по оказанию таможенных услуг, представлена на рис.1.1.
/>
Рис.1.1Типологиявидов таможенных услуг
Классификациясовершаемых операций таможенным агентом выглядит следующим образом:
— таможенный агентобрабатывает и составляет информацию, полученную от заинтересованного лица длятаможенных целей;
— обеспечиваетсоблюдение предусмотренных законодательством запретов и ограничений наразглашение, использование в собственных целях, передачу третьим лицам, а такжегосударственным органам полученной от заинтересованного лица информации,составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
— проверяет полномочиязаинтересованного лица в отношении товаров и транспортных средств;
— разъясняетзаинтересованному лицу нормы таможенного законодательства;
— обеспечивает хранениедоговоров с заинтересованными лицами, копий деклараций и иных документов,связанных с осуществлением таможенным агентом своей деятельности, в течениетрех лет с даты их заключения (таможенного оформления) в целях ихпредоставления по месту требования при возникновении правового случая;
— по поручениюзаинтересованного лица представляет товары и транспортные средства дляосуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и иных видовгосударственного контроля, проводимого органами государственного управления вотношении декларируемых таможенным агентом товаров и транспортных средств, длячего сообщает этим органам о перемещении таких товаров и транспортныхсредствах, представлять им необходимые документы и сведения, пробы и образцытоваров или содействует взятию проб и образцов товаров этими органами, а такжесовершает иные действия, необходимые для осуществления указанных видовгосударственного контроля;
— на основаниипредварительного решения таможенного органа либо самостоятельно производитклассификацию товаров;
— определяет таможеннуюстоимость или количество товара, страну его происхождения, производитисчисление и обеспечивает уплату необходимых таможенных платежей, производитпересчет иностранной валюты в валюту, применяет правила взимания таможенныхпошлин и налогов в зависимости от избранного таможенного режима;
— заявляет поустановленной форме точные сведения о товарах и транспортных средствах, таможенномрежиме, избранном заинтересованным лицом, и иные сведения, необходимые длятаможенных целей;
— представляетодновременно с таможенной декларацией транспортные, товаросопроводительные ииные коммерческие документы на товары и транспортные средства, а в случаях,предусмотренных законодательством, разрешения, лицензии, сертификаты и иныедокументы, необходимые для таможенных целей, полученные у перевозчика илизаинтересованного лица;
— предъявляет потребованию таможенного органа декларируемые товары и транспортные средства вместе, где они находятся (при необходимости доставив должностных лицтаможенного органа в это место), или в месте, указанном должностными лицамитаможенного органа (при необходимости, с перемещением товаров и транспортныхсредств в это место);
— производит потребованию таможенного органа транспортировку, взвешивание или иное определениеколичества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденнойупаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров и транспортныхсредств, вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находитьсятовары и транспортные средства, а также производит иные операции, необходимыедля таможенного оформления;
— уплачивает илиобеспечивает уплату причитающихся таможенных платежей заинтересованным лицомлибо третьим лицом, если это предусмотрено договором между таможенным агентом изаинтересованным лицом, в сроки, установленные таможенным законодательством;
— обеспечиваетсоблюдение заинтересованным лицом мер экономической политики и иных мернетарифного характера;
— соблюдает порядокпроизводства таможенного оформления, включая требование о начале и завершениитаможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения;
— оспаривает вустановленном порядке решения, действия или бездействие таможенных органов и ихдолжностных лиц;
— требует от должностныхлиц таможенных органов представления документального подтверждения получения напроверку оригиналов коммерческих и иных документов, переданных заинтересованнымлицом таможенному агенту и имеющих отношение к таможенному оформлению;
— вскрывает упаковку,производит упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенномуоформлению;
— с разрешениятаможенного органа берет пробы и образцы товаров;
— проводит исследование(экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивает проведение такогоисследования (экспертизы) в соответствии с законодательством;
— ходатайствует передтаможенным органом о производстве таможенного оформления вне времени работыэтого органа либо в месте, отличном от определенного для производстватаможенного оформления;
— ходатайствует оприменении упрощенного порядка таможенного оформления в случаях,предусмотренных нормативными актами;
— присутствует привзятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и другихорганов государственного управления; знакомиться с результатами проведенногоисследования взятых проб и образцов этими органами при условии информированиязаинтересованного лица;
— уплачивает таможенныеплатежи;
— по поручениюзаинтересованного лица ходатайствует о предоставлении отсрочки или рассрочкиуплаты таможенных платежей;
— в порядке,предусмотренном законодательством, требует возврата излишне уплаченных иливзысканных сумм таможенных платежей, если платежи были уплачены таможеннымагентом либо взысканы с него, или если он уполномочен на это плательщикомтаможенных платежей;
— изменяет илидополняет сведения, указанные в таможенной декларации, а также изымает поданнуютаможенную декларацию в сроки, установленные законодательством;
— с разрешениятаможенного органа подает временную или периодическую декларацию в установленомпорядке;
— присутствует придосмотре товаров и транспортных средств, декларируемых им;
— ходатайствует передтаможенными органами о корректировке таможенной стоимости.
Таким образом, под таможеннойуслугой понимается результат действий и мер в сфере таможенного дела,направленных на удовлетворение потребностей участников внешнеторговойдеятельности в ускоренном и эффективном проведении таможенной «очистки» товара,с одной стороны, и государства – в обеспечении экономической безопасности ипополнении государственного бюджета – с другой.
1.2.        Таможенныеорганы, предоставляющие таможенные услуги
Таможенныеорганы — государственные органы, предназначенные для непосредственногоосуществления с помощью специальных методов государственно-властнойдеятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях инаделенные для этого специальными полномочиями.
Таможенныеорганы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как ихфункцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью являетсяорганизация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортныхсредств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такогопровоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можноохарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительныхтаможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическуюбезопасность России, права и законные интересы участников таможенныхправоотношений.
Таможенныеорганы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы спреступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.
Таможенныеорганы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенныхорганов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органыгосударственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления,общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органовпри осуществлении ими своих функций.
Таможенныеорганы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную — деятельность.Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительнаядеятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений,определенных таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органовраспорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или судебномпорядке.
Вчисле наиболее важных НПА, содержащих предписания о таможенных органах, можновыделить ТК (разд. V, гл. 39-42, ст.401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «ОФТС» и некоторые другие акты.
Всоответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов России включает в себя(по нисходящей):
1)    федеральнуюслужбу, уполномоченную в области таможенного дела. В настоящий момент такимцентральным государственным органом является ФТС, находящаяся непосредственно введении Правительства РФ;
2)  РТУ;
3)  таможни;
4)  таможенныепосты.
Всоответствии со ст. 403 ТК России таможенные органы осуществляют следующие основныефункции:
1)    осуществляюттаможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующиеускорению товарооборота через таможенную границу;
2)        взимаюттаможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационныепошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления исвоевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по ихпринудительному взысканию;
3)        обеспечиваютсоблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу;
4)        обеспечиваютсоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ огосударственном регулировании ВТД и международными договорами РФ запретов иограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5)        обеспечиваютв пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6)        ведутборьбу с контрабандой и иными преступлениями, административнымиправонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот черезтаможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей,радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозойисчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а такжеоказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечениинезаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международнойгражданской авиации;
7)  осуществляютв пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных сперемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, всоответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютномконтроле;
8)  ведуттаможенную статистику внешней торговли;
9)      обеспечиваютвыполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела,осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органамииностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросамитаможенного дела;
10)    осуществляютинформирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают вустановленном порядке государственные органы, организации и граждан информациейпо таможенным вопросам;
11)    поводятнаучно-исследовательские работы в области таможенного дела.   Ст. 408 ТКзакрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые длявыполнения вышеизложенных функций
1)        приниматьмеры, предусмотренные ТК и иными НПА, относящимися к сфере таможенногозаконодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательстваРФ;
2)        требоватьдокументы, сведения, представление которых
предусмотрено ТК;
3)        проверятьу граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы,удостоверяющие их личность;
4)        требоватьот физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершениеопределенных действий или осуществление определенной деятельности в областитаможенного дела;
5)        осуществлятьв соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целяхвыявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производствонеотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления иустановления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а такжеобеспечения собственной безопасности;
6)        осуществлятьнеотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и впорядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;
7)        осуществлятьпроизводство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц кответственности за совершение административных правонарушений в соответствии сзаконодательством РФ об административных правонарушениях;
8)        использоватьв случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортныесредства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (заисключением средств связи и транспортных средств дипломатическихпредставительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а такжемеждународных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенногодела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления илиподозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаяхвладельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещаютпо требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке,определяемом Правительством РФ;
9)         задерживатьи доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутреннихдел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших илисовершающих преступления или административные правонарушения в областитаможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;
10)   производитьдокументирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий,связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся подтаможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
11)   получатьот государственных органов, организаций и физических лиц информацию,необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующимзаконодательством;
12)   выноситьруководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественныхобъединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиямиустранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнениеуказанных требований;
13)   предъявлятьв суды или арбитражные суды иски и заявления:
-   опринудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихсяуплатить их добровольно;
-   обобращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
-      виных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;
14)       устанавливатьи поддерживать официальные отношения консультативного характера с участникамиВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и ихпрофессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества ивзаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществлениятаможенного оформления и таможенного контроля;
15)     осуществлятьиные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.
1.3Структура таможенных органов
Наверху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ центральный орган,находящийся в ведение Министерства экономического развития и торговли. Правовойстатус этого таможенного органа определяется Постановлением Правительства РФ от21.08.2004 г. № 429 «О ФТС».
Вэтом НПА перечислено несколько десятком функций этого органа по контролю инадзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля испециальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями иадминистративными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:
-  осуществлениевзимания таможенных пошлин, налогов и прочих обязательных таможенных платежей,контроль правильности исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин,налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;
-  обеспечениесоблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу РФ, борьба с нарушениями установленных таможенныхправил;
-  обеспечениеединообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;
-  осуществлениетаможенного оформления и таможенного контроля;
-  обеспечениев пределах своей компетенции защиты прав и свобод граждан;
-  ведениетаможенной статистики;
-  информированиеи консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного делаучастником ВЭД;
-  реализацияпрограмм развития таможенного дела в РФ.
ФТСвозглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должностиПравительством РФ по представлению министра экономического развития и торговлиРФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.
СтруктураФТС включает в себя:
8главных управлений: Главное организационно-инспекторскоеуправление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации таможенногоконтроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управлениетоварной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тыловогообеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главноефинансово экономическое управление; Главное управление информационныхтехнологий.
11управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля;Управление таможенного сотрудничества; Управление делами;Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственнойбезопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистикии анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управлениеорганизации силового обеспечения.
НепосредственноФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская,Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а такжеспециализированные подразделения: Российская таможенная академия иКинологический центр ФТС России.
Территориальнымиподразделениями ФТС являются 7 РТУ:
Центральноетаможенное управление (включает в себя 28 местных таможен: Белгородскую,Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую,Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскуюсеверную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, Подольскую, Рязанскую,Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральнуюакцизную, Центральную оперативную и Центральную тыловую);
Северо-западноетаможенное управление (включает в себя 23 таможни: Архангельскую,Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую,Калининградскую, Калининградскую оперативную, Кингисеппскую, Костомукскую,Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую,Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктывкарскую, Северозападнуюакцизную, Северо-западную оперативную, Северо-западную тыловую, а такжеспециализированное подразделение — Кинологический центр Северо-западнойтаможни);
Южноетаможенное управление (включает в себя 20 таможен: Адыгейскую, Астраханскую,Волгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую, Кабардино-Балкарскую, Калмыцкую,Карачаево-Черкесскую, Краснодарскую, Миллеровскую, Минераловодскую,Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставропольскую,Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную оперативную);
Приволжскоетаможенное управление (включает в себя 16 таможен: Башкортостанскую, Кировскую,Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую, Пермскую,Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую,Чувашскую, Приволжскую оперативную);
Уральскоетаможенное управление (включает в себя 10 таможен: Екатеринбургскую,Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагильскую, Тюменскую,Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало- Ненецкую, Уральскую оперативную);
Сибирскоетаможенное управление (включает в себя 19 таможен: Алтайскую, Братскую, Бурятскую,Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую,Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую,Хакасскую, Читинскую, Восточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную,Сибирскую тыловую);
Дальневосточноетаможенное управление (включает в себя 16 таможен: Амурскую, Биробиджанскую,Благовещенскую, Ванинскую, Владивостокскую, Гродековскую, Камчатскую,Магаданскую,
Находкинскую,Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукотскую, Якутскую, Дальневосточнуюоперативную).
РТУосуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяетФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечениесвоевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщениеи анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своейкомпетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территорииРоссии, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу,борьба с контрабандой и иными таможенными
правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое,кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельностиподчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002г. № 1082, утверждающим Общее положение о РТУ.
НепосредственноРТУ подчиняются таможни. Существуют таможни
непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит
осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по
таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный
таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию
таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются
правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей
компетенции исполнение законодательства об уголовном и
административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют
через таможенные посты. Структура, штатная численность работников
таможни определяются РТУ.
Вотличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются юридическим лицом(за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). Взадачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенногодела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьбас административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура,штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяютсявышестоящей таможней.

РАЗДЕЛ2. ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В УПРАВЛЕНИИТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ
2.1Особенности управления таможенными услугами в РФ
Внастоящее время отсутствует нормативное понятие «государственные услуги в сферетаможенного дела», а также единообразный доктринальный подход к пониманию ихправовой природы и содержания. На основе анализа норм таможенногозаконодательства, научных суждений автор обозначает признаки, характеризующиесущность государственных услуг в сфере таможенного дела, и определяет видыгосударственных услуг, предоставляемых таможенными органами.
Таможенноезаконодательство России не содержит понятия «государственные услуги в областитаможенного дела», так же как и российское законодательство — понятие«государственная услуга» в целом. Вместе с тем Регламент Федеральнойтаможенной службы, утвержденный Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479,закрепляет, что ФТС России разрабатывает, утверждает и обеспечиваетопубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству идоступности государственных услуг. Однако до сих пор данный переченьотсутствует, что порождает в науке оживленные споры об услугах, оказываемыхтаможенными органами.
Внастоящее время ФТС России принято три Административных регламента по оказаниюуслуг в сфере таможенного дела, из чего можно утверждать о легальномсуществовании трех следующих государственных услуг:
1)по информированию о правовых актах в области таможенного дела иконсультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим вкомпетенцию таможенных органов (Приказ ФТС России от 24.05.2006 N 469);
2)по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (Приказ ФТСРоссии от 23.07.2008 N 906);
3)по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии сТоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (Приказ ФТС России от01.08.2008 N 951).
Предоставлениетаможенных услуг основано на положениях Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ),который не позиционирует их в качестве государственных услуг и, более того,по-разному определяет их правовую природу. Так, в соответствии с подп. 10 ст.403 ТК РФ осуществление информирования и консультирования в области таможенногодела относится к одной из основных функций таможенных органов [4].
Следуетотметить, что в настоящее время отсутствует единообразный подход к определениюсущности информирования и консультирования. Одна часть административныхрегламентов государственных органов определяет информирование(консультирование) по вопросам сферы их компетенции как государственнуюфункцию, другая — как государственную услугу.
Вопросо разграничении понятий «функция» и «услуга» является внастоящее время особенно актуальным. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает следующиеопределения функции и услуги, которые могут служить отправной точкой в ихразграничении. Функция — «нормативно установленный вид властнойдеятельности органа государства», а услуга — «способ удовлетворения потребностейграждан и юридических лиц». Заслуживает внимания также подход Н.В. Путило,которая отмечает, что услуги связаны с использованием административногопотенциала, но, в отличие от функций, не предполагают прямое исполнениеполномочий, являющихся основным назначением органа. В продолжение этой же мыслиЛ.К. Терещенко указывает, что «там, где речь идет овластно-распорядительных полномочиях, не могут иметь места государственныеуслуги».
Всвязи с этим информирование и консультирование, осуществляемые государственнымиорганами за рамками их основных (прямых) функциональных обязанностей, должнырассматриваться как государственные услуги. Представляется, что информированиеи консультирование, осуществляемые таможенными органами по запросамзаинтересованных лиц по мере возникновения потребности, являются полноценнымигосударственными услугами и должны быть исключены из основных функцийтаможенных органов.
Предоставлениетаможенными органами таких государственных услуг, как принятие предварительныхрешений, основано на ст. 41 ТК РФ, которая закрепляет право федеральногооргана, уполномоченного в области таможенного дела, и иных таможенных органовпринимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии сТоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретноготовара, о происхождении товара из конкретной страны.
Однакопо какому критерию информирование, консультирование и принятие таможеннымиорганами предварительных решений отнесены к государственным услугам? Анализируязакрепленные административными регламентами ФТС России государственные услуги,можно выделить следующие их общие признаки. Услуги предоставляются таможеннымиорганами на безвозмездной основе. Федеральная таможенная служба не вправеосуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платныхуслуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениямиПравительства РФ.
Однакоданный признак не следует рассматривать в качестве отличительной особенностигосударственной услуги, так как совершение таможенными органами в интересахобратившихся лиц в рамках исполнения государственных функций юридическизначимых действий также осуществляется на безвозмездной основе. Следуетсогласиться с Н.В. Путило, которая определяет сущность государственной услугикак получение гражданином благ, выгодных лично ему, не связанных с исполнениемобязательств. А.В. Нестеров к государственным услугам относит бесплатныеуслуги, оказываемые в соответствии с регламентами и стандартами государственныхуслуг уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованнымлицам.
Наосновании изложенного представляется, что государственную услугу в сферетаможенного дела характеризуют следующие признаки.
Во-первых,добровольность обращения лиц в таможенные органы, если оно не связано сисполнением требований таможенного законодательства. Так, если рассматриватьгосударственные функции, закрепленные в административных регламентах ФТС, тообращение в таможенные органы заинтересованных лиц за совершением определенныхдействий (включение в реестр, выдача квалификационного аттестата специалиста потаможенному оформлению, оформление пассажирской декларации и т.п.) основано навыполнении норм ТК РФ и представляет собой, по сути, таможенную обязанность.
Во-вторых,государственные услуги представляют собой получение определенных благ в сферетаможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица. Так, приинформировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимуюинформацию в сфере таможенного дела, которая позволяет ему правильносориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела; принятиепредварительного решения позволяет участнику внешнеэкономической деятельностисущественно упростить и ускорить проведение таможенного оформления итаможенного контроля.
Однакоограничивается ли предоставление таможенными органами услуг тремявышеуказанными государственными услугами? В науке существуют различные точкизрения. Под влиянием административной реформы и принятия ТК РФ, закрепившегопринципиально новую идеологию таможенного дела, возникла научная концепция«сервисной таможни». При этом понятие «сервисная таможня»используется в значении «государственный поставщик», т.е. государственнаяорганизация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугузаказчику, федеральная служба или государственное учреждение, ориентированныена оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникамвнешнеэкономической деятельности, а также элемент международной организации,главной целью которого является результативное содействие внешнеторговойдеятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенныхпроцедур. В целом концепция «сервисной таможни» это особый взгляд насистему таможенной деятельности. Результат ее — таможенные услуги, под которымиавторами концепции понимаются «комплекс действий и мер в сфере таможенногодела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД»,а под таможенным сервисом — организованное обслуживание потребителей таможенныхуслуг.
Вместес тем данная концепция подвергается обоснованной критике. Так, А.Б. Новиковсправедливо отмечает, что происхождение концепции «сервисной таможни» можетобъясняться системной подменой понятия «таможенное дело» комплексным понятием «таможенныеуслуги» и что ее сторонники часто используют термины «таможенная деятельность»и «таможенные услуги» в качестве синонимов, а цели и задачи в таможеннойсистеме, включая сервисные, трансформируются в цели и задачи в сфере таможенныхуслуг. По сути, в данной концепции речь идет об оказании государственных услугтакому клиенту или заказчику, как государство, а данная теоретико-правоваяконструкция в структуре административной реформы не используется. Н.В. Путило,подвергая критике использование публичных услуг как теоретико-правовую конструкцию,близкую к функциям государства, согласно которой государство находится вуслужении общества, а субъектом, получателем этих услуг является общество,абстрактный народ, отмечает, что «данный подход не следует использовать дляпонимания и регулирования публичных услуг, получателем которых являетсяконкретное лицо, а предоставляет их государственный служащий».
Рассматриваяконцепцию «сервисной таможни», А.Б. Новиков указывает, что таможенное делообобщенно может быть представлено в виде трех блоков: регулированиевнешнеторговой деятельности, таможенный контроль и таможенные услуги. ФТСРоссии предоставляет государственные услуги в области внешней торговли, аименно услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационнымвопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов натерритории России и ряд других.
Представляется,что перечисление услуг таможенных органов является простым наборомразнопорядковых действий (функций, услуг, таможенных операций) данных органов,без указания на признак, по которому они отнесены к их услугам. Например,согласно ст. 403 ТК РФ таможенное оформление является одной из основных функцийтаможенных органов, причем выражающей предназначение системы таможенных органовв целом. Кроме того, таможенное оформление является не правом, а законнойобязанностью любого лица, перемещающего товары и транспортные средства черезтаможенную границу. При таможенном оформлении таможенные органы как разреализуют свои властно-распорядительные полномочия в соответствии сзаконодательством. Вышеизложенное исключает отнесение таможенного оформления кгосударственной услуге.
Такжев соответствии со ст. 87 ТК РФ таможенное сопровождение представляет собойтаможенную операцию, которая осуществляется должностными лицами таможенныхорганов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенногозаконодательства, в связи с чем объективно не может рассматриваться в качествегосударственной услуги.
Чтокасается предоставления таможенными органами услуги по хранению товаров,находящихся под таможенным контролем на складах временного хранения (ст. 115 ТКРФ) и на таможенных складах (п. 4 ст. 226 ТК РФ), то существеннымиособенностями являются, во-первых, возмездный характер ее оказания, во-вторых,договорная основа ее предоставления. Считаем, что правовое оформление даннойуслуги в форме публичного договора и распространение на действия по ее оказаниюнорм гражданского законодательства исключают возможность принятияадминистративного регламента ее предоставления, а следовательно, и определенияее в качестве государственной услуги.
Всевышеизложенное свидетельствует об отсутствии единообразного пониманиягосударственных услуг в сфере таможенного дела и их перечня, что объясняетсяотсутствием соответствующей нормативной базы. Вместе с тем в настоящее времянеобходимо принятие нормативного акта, определяющего понятие и сущностьгосударственной услуги в целом. Именно после этого станет возможной разработкаправовой концепции государственной услуги в сфере таможенного дела.
2.2Исследование эффективности применения административных регламентов в управлениитаможенными услугами в РФ
Административныйрегламент устанавливает:
— сроки и последовательность административных процедур и административныхдействий таможенного органа;
— порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицамитаможенного органа;
— порядок взаимодействия таможенного органа с физическими или юридическимилицами, а также с учреждениями, предприятиями и организациями при исполнениигосударственных функций или предоставлении государственных услуг.
Внедрениеадминистративных регламентов в таможенных органах введено в рамкахАдминистративной реформы.
Административнаяреформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000г. повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Количествотаможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постовувеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новоетерриториально-структурное размещение таможенных органов России.
В2009 г. проведено 130,7 тысяч экспертноисследовательских работ. Достигнутыйкосвенный экономический эффект составил 7,2 миллиардов рублей Широкаяинформация и открытость таможенной службы для участников внешнеэкономическойдеятельности, всего общества — необходимые условие и средство обеспеченияпрозрачности и предсказуемости ее работы, формирования в общественном мненииположительных образов российской таможни и таможенника.
Этисоставляющие характеризуют стратегический курс таможенных органов России насотрудничество и утверждение партнерских отношений с участникамивнешнеэкономической деятельности. В этих целях по инициативе ГТК России созданКонсультативный совет по таможенной политике. В него вошли руководителитаможенных органов, объединений предпринимателей и бизнесменов.
Последовательнаяреализация принятого курса направлена на преобразование российской таможни вновое качество — «таможню для клиента», которая по стандартам Всемирнойтаможенной организации представляет высший класс таможни — таможню нового века.2008 год был ознаменован тем, что Совет Всемирной таможенной организации принялрешение об использовании русского языка в качестве рабочего в работе Комитетапо гармонизированной системе. Таможенная служба развернула активную работу поприсоединению Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении игармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), которая определила основныечерты и принципы деятельности таможни XXI века. Был введен в эксплуатациюМеждународный автомобильный пункт «Сайменское» на российско-финляндскойгранице, рассчитанный на пропуск 1280 автомобилей в сутки.
Осуществлялосьпланомерное обеспечение подразделений правоохранительного блока таможеннойслужбы специальным обмундированием, снаряжением, вооружением. В таможенныеорганы было поставлено 107 получили в свое распоряжение морские и речныекатера, вертолеты. Повысился уровень воспитательной работы в таможенных органахи учреждениях.
Получиларазвитие социальная сфера таможенной службы. Она включает социальную защитусотрудников таможенных органов и членов их семей, пенсионеров таможеннойслужбы, социально-правовую и жилищно-бытовую работу, медицинское обслуживание.

РАЗДЕЛ3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЕНИЯ ТАМОЖЕНЫМИ УСЛУГАМИ ВРАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФРМЫ
Сегоднятаможенные органы России находятся в стадии активного институционального развития,на которое оказывают влияние два важных фактора. Первый — предстоящееприсоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамкахкоторого российское таможенное законодательство и таможенное администрированиедолжны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в областитаможенного дела. Именно данные обстоятельства вызвали необходимость принятия в2003 г. нового Таможенного кодекса РФ (далее — ТмК РФ), создавшего необходимыепредпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировымстандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основдеятельности таможенных органов России.
Второйважный фактор, вызывающий кардинальные изменения в деятельности таможенныхорганов, — реформирование системы государственного управления в соответствии сутвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в РоссийскойФедерации в 2006 — 2008 годах.
Однойиз основных целей административной реформы является повышение эффективностидеятельности органов исполнительной власти. Для реализации этой цели, вРоссийской Федерацией создана новая система и структура федеральных органовисполнительной власти, оптимизированы функции органов исполнительной власти,введена их типология, разрабатываются и внедряются в практику административныерегламенты, стандарты государственных услуг, принципы и процедуры управления порезультатам.
Именнопод влиянием данного фактора ТмК РФ закрепил новые подходы к структуре, порядкуформирования системы таможенных органов России.
Часть1 ст. 402 ТмК РФ устанавливает, что таможенными органами являются:
1)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенногодела;
2)региональные таможенные управления;
3)таможни;
4)таможенные посты.
ТмКРФ не называет конкретный федеральный орган, уполномоченный в областитаможенного дела. Однако им является Федеральная таможенная служба (далее — ФТСРоссии).
Такимобразом, ТмК РФ сохранил существовавшую ранее четырехзвенную систему таможенныхорганов. Вместе с тем, анализируя ст. 402 ТмК РФ, нельзя не заметить, чтоКодекс расширяет содержание понятия «система таможенных органов». Так, согласноч. 4 ст. 402 ТмК РФ в систему таможенных органов также входят не являющиесяправоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведениифедеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечениядеятельности таможенных органов.
Изэтого можно сделать вывод, что система таможенных органов включает, во-первых,таможенные органы, во-вторых, учреждения, созданные для обеспечениядеятельности таможенных органов.
Созданиеучреждений, способствующих решению задач таможенных органов, регламентированост. 421 ТмК РФ. Часть 1 данной статьи устанавливает, что для обеспечениядеятельности таможенных органов федеральный орган, уполномоченный в областитаможенного дела, создает в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения,образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования,печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, атакже имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельностькоторых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Всоответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 103-р «Оперечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральныхгосударственных учреждений, находящихся в ведении ФТС России» в ведении ФТСРоссии находятся федеральные государственные учреждения: Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Российскаятаможенная академия», Специализированное государственное учреждение «Главныйнаучно-информационный вычислительный центр ФТС России», Государственное учреждение«Центральная поликлиника ФТС России», Государственное учреждение «Центральныйклинический госпиталь ФТС России», Государственное учреждение «Пансионат «Белоесолнце» ФТС России», Государственное учреждение «Санаторий «Победа ФТС России»и федеральные государственные унитарные предприятия: Федеральноегосударственное унитарное предприятие «РОСТЭК», Федеральное государственноеунитарное предприятие «Санаторий «Электроника».
Итак,как следует из ст. 421 ТмК РФ, а также вышеуказанного распоряжения ПравительстваРФ, в ведении ФТС России находятся не только учреждения, но и предприятия.Поэтому ч. 4 ст. 420 ТмК РФ следовало бы сформулировать так: в системутаможенных органов входят не являющиеся правоохранительными органами учрежденияи предприятия, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной вобласти таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Наличиеучреждений и предприятий, способствующих решению задач таможенных органов, былопредусмотрено и в предыдущем ТмК РФ 1993 г. Однако в отличие от нынедействующего ТмК РФ данные учреждения и предприятия не включались в системутаможенных органов, а за Государственным таможенным комитетом РФ закреплялисьполномочия собственника по управлению их имуществом.
Представляется,что включение в систему таможенных органов данных учреждений вызываетобоснованные сомнения.
Во-первых,при этом размываются и становятся двусмысленными традиционное понятие«система таможенных органов», понятия «принципы построениясистемы таможенных органов», «структурные элементы системы таможенныхорганов». Из понятия «система таможенных органов» следует, что внее входят исключительно таможенные органы. На это указывает и ст. 401 ТмК РФ,согласно которой таможенные органы составляют единую федеральную централизованнуюсистему.
Во-вторых,что представляется особо важным, нахождение вышеуказанных учреждений в системетаможенных органов Российской Федерации вообще является временным. Так, УказПрезидента от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти» устанавливает, что федеральная служба невправе осуществлять управление государственным имуществом. Пункт 25 Указазакрепляет, что медицинские, санаторно-курортные и образовательные федеральныегосударственные учреждения (предприятия), подведомственные министерствам и инымфедеральным органам исполнительной власти, продолжают свою деятельность допринятия Правительством РФ решения об их передаче в ведение соответствующегофедерального агентства.
Аналогичныйвывод можно сделать из Постановления Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N429 «Вопросы Федеральной таможенной службы», которое устанавливает,что Федеральная таможенная служба вправе иметь в ведении учреждения ипредприятия, созданные для обеспечения деятельности таможенных органов, допринятия соответствующих нормативных правовых актов.
Представляется,что закрепленный законодателем в ТмК РФ подход к определению системы таможенныхорганов обусловливает необходимость рассматривать систему таможенных органов вузком и широком смыслах. В узком смысле система таможенных органов — совокупность таможенных органов России, в широком — совокупность таможенныхорганов России и учреждений (предприятий), созданных для обеспечениядеятельности таможенных органов Российской Федерации.
Анализправового статуса структурных элементов современной системы таможенных органов,понимаемой в узком смысле, позволяет сделать вывод, что кардинальные изменениякоснулись лишь высшего ведомства таможенных органов России. Так, на сменуГосударственному таможенному комитету РФ пришла Федеральная таможенная служба.Однако за сменой названия стоят более серьезные перемены.
Согласноназванному Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная таможеннаяслужба потеряла свою самостоятельность и была подчинена Министерствуэкономического развития и торговли РФ. В соответствии с данным Указом ч. 3 ст.1 ТмК РФ закрепила, что Минэкономразвития России осуществляет функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в областитаможенного дела, а ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию втаможенных целях задач в области таможенного дела.
Вместес тем таможенные органы находились в подчинении Минэкономразвития Россиидостаточно непродолжительное время, чуть более двух лет. Указом Президента РФот 11 мая 2006 г. N 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»функции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в области таможенного дела, руководство деятельностью таможеннымиорганами было возложено на ФТС России до принятия соответствующего федеральногозакона.
Подобнаянепоследовательность и незавершенность в вопросе формирования механизмауправления системой таможенных органов имеет свои негативные последствия.Во-первых, такое положение не придает стабильности организации деятельноститаможенных органов. Во-вторых, формируется противоречивая правовая база,касающаяся административно-правового статуса таможенных органов.
Всоответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 , ФТС Россииявляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функциипо выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию,контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютногоконтроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями иадминистративными правонарушениями.
ПодчинениеФТС России Минэкономразвития России отразилось и на порядке формированияструктурных элементов системы таможенных органов. В соответствии с прежним ТмКРФ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений итаможен осуществлялась Государственным таможенным комитетом РФ, а таможенныхпостов — региональными таможенными управлениями. Согласно ст. 402 действующегоТмК РФ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управленийи таможен осуществляется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенногодела, а таможенных постов — федеральной службой, уполномоченной в областитаможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным вобласти таможенного дела. Таким образом, объем полномочий ФТС России посозданию, ликвидации и реорганизации таможенных органов существенно уменьшился.
Вотличие от своего предшественника — ТмК РФ 1993 г. новый Кодекс прямо неуказывает на принадлежность таможенных органов к системе правоохранительныхорганов. Так, в ст. 8 ТмК РФ 1993 г. устанавливалось, что «таможенное делонепосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиесяправоохранительными органами и составляющие единую систему».
Вновом ТмК РФ правоохранительный характер деятельности таможенных органов можнологически вывести из содержания статей, раскрывающих полномочия таможенныхорганов. Так, ст. 408 ТмК РФ устанавливает, что таможенные органы имеют правоосуществлять оперативно-розыскную деятельность, неотложные следственные действияи дознание в пределах своей компетенции, производство по делам обадминистративных правонарушениях и привлекать к ответственности лиц засовершение административных правонарушений.
Вслучаях, не терпящих отлагательства, таможенные органы имеют право использоватьсредства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям илиобщественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенногодела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления илиподозреваемых в их совершении (п. 8 ст. 408 ТмК РФ). Таможенные органы имеютправо задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или ворганы внутренних дел Российской Федерации подозреваемых в совершениипреступлений, совершивших или совершающих преступления или административныеправонарушения в области таможенного дела (п. 9 ст. 408 ТмК РФ).
Вцелях пресечения правонарушений, задержания лиц, совершивших правонарушения,преодоления противодействия законным требованиям должностного лица таможенныхорганов или отражения нападения на них ст. 414 ТмК РФ наделяет должностных лицтаможенных органов правом применять физическую силу, специальные средства иоружие.
Направоохранительный характер деятельности таможенных органов указывает также п.4 ст. 402 ТмК РФ, согласно которому в систему таможенных органов входят такжене являющиеся правоохранительными органами учреждения. Сюда же можно отнестист. 385 ТмК РФ, которая устанавливает, что таможенные органы вправе привлекатьв соответствии с законодательством России специалистов другихправоохранительных органов для оказания содействия в проведении таможенногоконтроля.
Следуетотметить, что указание на статус таможенных органов как правоохранительныхотсутствует в Положении о Федеральной таможенной службе и Общих положениях орегиональном таможенном управлении, таможне и таможенном посте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенныеуслуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговуюдеятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органыпредоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности наопределенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию порегулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения иохраны окружающей среды.
Сегоднятаможенные органы России находятся в стадии активного институциональногоразвития, на которое оказывают влияние два важных фактора. Первый — предстоящееприсоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамкахкоторого российское таможенное законодательство и таможенное администрированиедолжны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в областитаможенного дела. Именно данные обстоятельства вызвали необходимость принятия в2009 г. нового Таможенного кодекса РФ (далее — ТмК РФ), создавшего необходимыепредпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировымстандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основдеятельности таможенных органов России.
Второйважный фактор, вызывающий кардинальные изменения в деятельности таможенныхорганов, — реформирование системы государственного управления в соответствии сутвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в РоссийскойФедерации.

Список использованной литературы
1.       Таможенныйкодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ
2.       РаспоряжениеГТК РФ от 22.03.2001 N 258-р (ред. от 11.01.2010)
3.       «Оприменении таможенного законодательства в отношении товаров, перемещаемыхиностранными корреспондентами и инокорпунктами»
4.       ПриказФТС РФ от 10.09.2009 N 1660 «Об утверждении Административного регламентаФедеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организацииприема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращенийграждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям вустановленный законодательством Российской Федерациисрок»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15799)
5.       ГТК РФ от 16.12.1998 N 01-15/26471 (ред. от 28.06.2002, с изм. от 17.07.2002)«О направлении методических рекомендаций по применению электронногореестра перевозчиков — нарушителей российского таможенного законодательства»
6.       ПриказГосналогслужбы РФ от 31.05.1997 N ВП-3-28/121а, ФСНП РФ от 31.05.1997 N 191,ГТК РФ от 30.05.1997 N 321, ВЭК РФ от 30.05.1997 N 56, МВД РФ от 31.05.1997 N338 «Об утверждении межведомственной формы отчетности N 01-МВ „Орезультатах работы по выявлению и пресечению нарушений налогового, таможенногои валютного законодательства“
7.       Информационноеписьмо Президиума ВАС РФ от 17.06.1996 N 5 т»Обзор практики рассмотренияспоров, связанных с применением таможенного законодательства"
8.       ФТС РФ от 06.04.2007 N 01-06/12871«О разъяснении некоторых положенийтаможенного законодательства»
9.       Федеральныйзакон от 07.05.2004 N 33-ФЗ (ред. от 27.07.2006)«О внесении изменений встатью 3 Закона Российской Федерации „О таможенном тарифе“ и в статью5 Федерального закона „О внесении изменений и дополнений в часть вторуюНалогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательстваРоссийской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актовзаконодательства Российской Федерации“(принят ГД ФС РФ 23.04.2004)
10.  Азаревич,Т. « День сегодняшний и завтрашний: Таможня и внешнеэкономическая деятельность»/ Т. Азаревич. – 2009. – №12. – С. 31 – 32.
11.  Таможенноеправо РБ. – Москва: Амалфея 2009. – 460 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.