Реферат по предмету "Таможенная система"


Таможенная политика Республики Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ
таможенный граница пошлина транспортный
Введение
1.Таможенная политика Республики Казахстан
1.1Таможенная политика как составная часть государственной политики РК
1.2Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики РК
2. Организация таможенного дела
2.1Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК
2.1.1Определение таможенной стоимости
2.1.2Начисление таможенных пошлин
2.2Таможенное оформление
2.3 Таможенные платежи
2.4 Таможенный контроль
3. Анализ деятельности таможни «Майкапчагай»Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Обретение Казахстаномсуверенитета и признание его полноправным членом мирового сообщества ставитперед государством глобальные задачи, выполнение которых требует созданияоптимального механизма для их реализации. Одним из таких механизмов являетсятаможенная политика как составная часть внешней и внутренней политикиРеспублики Казахстан. В новых условиях она не только выступает в качествеинструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, но и приобретаетболее важное значение, становясь регулятором и средством формирования новыхэкономических отношений и связей.
С началом реформированияв Республике Казахстан экономических и политических отношений возникает иреализуется новая демократическая концепция таможенной системы. По сути,впервые за долгие годы таможенная система создается не вопреки, а на баземировой традиции, многовекового международного и отечественного опыта, что даетвозможность рационального использования всего «набора инструментов» таможенногорегулирования, накопленного мировой и казахстанской практикой.
Новый статус странынастоятельно требовал пересмотра и осуществления соответствующих радикальныхизменений в организации управления экономикой, правовом обеспечении ееразвития, организации налоговой, таможенной, финансово-кредитной ивнешнеэкономической деятельности. От масштабов, уровня, структуры иэффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельностиво многом зависит создание условий для поддержания конкурентоспособностиотечественных производителей, насыщенность внутреннего рынка и экономическаябезопасность страны.
Особенности структурынационального производства, потребления и внешней торговли, неравномерностьуровня экономического развития отдельных секторов хозяйства и регионовКазахстана требуют комплексного подхода к разработке механизма внешнеторговогорегулирования, совершенствованию методологических основ его функционирования, усилениюроли таможенных органов в разработке и осуществлении внешнеэкономическойполитики.
Таможенная службаКазахстана в условиях переходного периода экономики должна стать реальнодействующим и весьма эффективным инструментом государственного регулированиявнешней торговли. Все это обусловливает необходимость совершенствованиягосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе итаможенной системы как одного из ее важнейших элементов.
Актуальность темы даннойработы обусловлена тем, что либерализация и интенсификация зарубежных связейКазахстана, постоянный рост числа участников внешнеэкономической деятельности,значительные экспортно-импортные потоки товаров обусловили необходимостьразработки принципиально нового подхода к механизму таможенного регулированиявнешнеэкономического комплекса и повышению эффективности таможенногоадминистрирования в стране.
Цель данной курсовойработы – раскрыть сущность таможенной политики РК, значение деятельноститаможенных органов, а также рассмотреть организацию таможенного дела в РК,включающую следующие вопросы: перемещение товаров и транспортных средств черезтаможенную границу РК, определение таможенной стоимости, начисление таможенныхпошлин, таможенное оформление, таможенные платежи, таможенный контроль.

1. Таможенная политикаРеспублики Казахстан
1.1 Таможенная политикакак составная часть государственной политики РК
Таможенная политикаРеспублики Казахстан — это система политико-правовых, экономических, организационныхи иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных нареализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов.
В Республике Казахстаносуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частьювнутренней и внешней политики Республики Казахстан. Таможенная политикаотносится к ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан впределах их полномочий. Основными целями таможенной политики РеспубликиКазахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономическихинтересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля ииные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан. (Ст. 3Таможенного Кодекса Республики Казахстан, далее – Кодекс).
Проведение таможеннойполитики Республики Казахстан имеет целью защищать рынок страны, интересыказахстанских производителей и потребителей, поощрять конкуренцию ипротиводействовать монополизму, поощрять экспорт и развитие импортозаменяющегопроизводства, обеспечивать приток в страну иностранных инвестиций, решениязадач торговой политики и др.
Таможенно-тарифнаяполитика Казахстана направлена на защиту интересов потребителей, диверсификациюнациональной экономики, обеспечение развития технологичных производств и производстватоваров с высокой добавленной стоимостью, благоприятного инвестиционногоклимата и обеспечение поступлений в государственный бюджет. Таможенно-тарифнаяполитика Республики Казахстан является одной из наиболее либеральных средистран СНГ и предусматривает наименьшее количество ограничений длявнешнеторговой деятельности.
Тактика построенияказахстанской таможенно-тарифной политики строится, исходя из необходимостипостоянного контроля за состоянием рынка того или иного вида продукции,быстрого и гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, обеспеченияцелесообразного протекционизма. При этом правильно выстроенная таможенно-тарифнаяполитика способствует насыщению внутреннего рынка и созданию условий длядобросовестной конкуренции с импортируемой продукцией, привлечению иностранныхинвестиций, обеспечению защиты и роста доходов отечественныхтоваропроизводителей, и, как следствие, привлечению дополнительных доходов вреспубликанский бюджет.
На сегодня поддержкаотечественных производителей и стимулирование развития отечественногопроизводства конкурентоспособных товаров с более высокой степенью переработки вобрабатывающей промышленности является одним из приоритетов проводимойгосударственной индустриально-инновационной политики. Так, максимальные ставкипошлин формируются на готовые изделия, средние — на комплектующие, минимальные– на сырье и социально значимые товары, не производящиеся в стране. Изменение иутверждение ставок таможенных пошлин производится в зависимости от показателейэффективности внешней торговли, конъюнктуры мирового рынка и в соответствии собязательствами, принятыми Республикой Казахстан в рамках региональныхобъединений (ЕврАзЭС), а также с процессом вступления Казахстана в ВТО в частиформирования тарифных предложений по доступу на рынок товаров.
Следует отметить, что вбольшинстве случаев изменения размеров ставок импортных таможенных пошлин, какпоказывает практика, инициируются на основании заявок отечественныхтоваропроизводителей. Заявки на пересмотр ставок таможенных пошлин направляютсяв Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан по установленнымформам согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Республики Казахстан от 14августа 2006 года № 765 «О Таможенном тарифе Республики Казахстан». Целесообразностьизменения таможенного тарифа устанавливается Межведомственной комиссией повопросам торговой политики и участия в международных экономическихорганизациях.
Так, за 2004-2006 годы вцелях поддержки отечественных товаропроизводителей в рамках реализацииСтратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на2003-2015 годы, на основании поручений Правительства Республики Казахстан,обращений государственных органов и заявок отечественных товаропроизводителейМинистерством индустрии и торговли разработаны и приняты ПравительствомРеспублики Казахстан постановления, предусматривающие поддержку развитияавтомобильной и машиностроительной отраслей, металлургической промышленности,строительных материалов, пищевой и легкой промышленности.
Применение импортных иэкспортных таможенных пошлин позволяет регулировать операции по импорту иэкспорту товаров, осуществлять защиту внутреннего рынка Республики Казахстан истимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике Казахстана,нацеленные на повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
В предыдущие годыРеспублика Казахстан проводила интенсивные меры по изменению и отказу от своихтарифных барьеров. Прежде всего, было отменено импортно-экспортноелицензирование, в соответствии с принятыми постановлениями с 1995 году былиустранены требования по лицензирование по экспорту и импорту всех товаров, но,как и во многих государствах, исключение составили оружие, наркотики,драгоценные металлы, дикие животные и т.п. товарные группы, количество которыхохватывает 19. Одновременно в 1995 году Казахстан устранил экспортные квоты,ограничения охватывают лишь частично экспортную инфраструктуру. Экспортныетарифы к уровню 1996 года сократились с 5,3% до 4,1%, количество же продуктов,облагаемых такими тарифами, за этот период снизилось с 733 до 259. Среди странТаможенного Союза все экспортные тарифы были упразднены в середине 1996 года.
Вхождение РеспубликиКазахстан в Таможенный Союз обусловило изменение средневзвешенных импортныхтарифов с 3,0% до 7,5%, что вовсе не способствует развитию внешней торговли.Все это, в конечном счете, осложняет процесс вступления республики во Всемирнуюторговую организацию.
В целях защитывнутреннего рынка, поддержки отечественных товаропроизводителей, расширениявнутреннего производства и выпуска конкурентоспособной продукции Министерствоминдустрии и торговли разработаны и приняты Правительством Республики Казахстанследующие решения.
ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 11 апреля 2007 года № 287 внесены следующиеизменения и дополнения в Таможенный тариф РК. В целях поддержки отечественныхтоваропроизводителей изменены ставки таможенных пошлин на ввоз:
— мяса и мясопродуктов(говядины, баранины, свинины, птицы) – с 15% до 25 (20) %, но не менее 0,35(0,4) евро за 1 кг. ;
— рис – с 20% до 20%, ноне менее 0,07 евро за 1 кг.;
— пряжи шерстяной – с 15%до 5%;
— стекла закаленногобезопасного – с 5% до 15%;
— спектрометров,спектрофотометров и спектрографов, основанных на действии оптического излучения– с 5% до 0%;
— прочей оцинкованнойпроволоки из черного металла, с максимальным размером поперечного сечения более 3 мм, с покрытием – с 15% до 0%;
— вертолетов гражданскихи частей и принадлежностей для гражданской авиации – с 20 (5) % до 0%;
— мыла – с 0% до 10%;
— отдельных видовлесоматериалов – с 10% до 5%.
В целях обеспечениястроительными материалами отечественных предприятий строительной индустрииПравительством принято 26 июля 2007 года постановление Правительства РеспубликиКазахстан № 630 «О внесении изменений в постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 14 августа 2006 года», которым изменены таможенныепошлины на импорт:
— цемента – с 5% до 0%;
— битума нефтяного – с 5%до 0%;
— строительных блоков изоблегченного бетона — с 15% до 0%;
— проката плоского,арматуры – с 5% до 0%.
В целях стабилизации ценна внутреннем рынке нефтепродуктов принято постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 15 февраля 2007 года № 114 «О внесении изменений идополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 15 октября2005 года № 1036 и от 14 августа 2006 года № 765».Данным решениемПравительства Республики Казахстан актуализированы ставки таможенных пошлин на экспортнефтепродуктов в соответствии с ценами на мировых рынках на сырую нефть.
ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 20 октября 2007 года № 976 установленвременный запрет на экспорт семян подсолнечника и подсолнечного масла, а такжеснижены импортные таможенные пошлины до 0% на подсолнечное масло и другие видымасел, в том числе рапсовое, соевое сафлоровое. Данное постановление принято вцелях стимулирования ввоза масла растительного в страну и обеспечения населенияданным видом товара по доступным ценам.
В целях систематизацииставок таможенных пошлин и обеспечения их соответствия принципам и правиламВсемирной торговой организации разработано и принято постановлениеПравительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1317 «О Таможенномтарифе и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РеспубликиКазахстан». Постановление предусматривает установление одинаковых ставоктаможенных пошлин в рамках групп товаров, обладающих схожими характеристиками,отвечающим экономическим интересам отечественных производителей и потребителейпутем:
— стимулирования ввоза,не производимого в республике оборудования и сырья, и обеспечения адекватнойзащиты, прежде всего, интересов отечественных сельскохозяйственныхпереработчиков;
— минимизациивозможностей для таможенных органов и участников внешнеэкономическойдеятельности манипулировать таможенными кодами.
Товарная номенклатуравнешнеэкономической деятельности Республики Казахстан приведена в соответствиес обновленной версией (2007 года) Гармонизированной системы описания товаров.
Приказом Министраиндустрии и торговли Республики Казахстан от 26 сентября 2007 года № 284утверждены Правила изменения таможенных пошлин, разработанные в целях приданиятранспарентности таможенно-тарифному регулированию. Правилами определеныпорядок и сроки изменения таможенных пошлин, порядок рассмотрения заявокотечественных товаропроизводителей на изменение ставок таможенных пошлин,механизм разработки и представления заключения на Межведомственную комиссию РеспубликиКазахстан по вопросам торговой политики и участия в международных организациях.
ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 16 ноября 2007 года № 1040 снятыограничения на экспорт лома цветных металлов автомобильным транспортом.
В целях стабилизации ценна основные продовольственные товары на внутреннем рынке и обеспечениянаселения необходимым объемом продуктов питания постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 6 февраля 2008 года № 112 «О внесении дополнений иизменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2006года № 765 и от 28 декабря 2007 года № 1317» снижены ставки таможенныхпошлин на ряд наиболее значимых продовольственных товаров. Вместе с темснижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию сократит затратысубъектов частного предпринимательства, занимающихся ввозом и реализациейпродовольственных товаров, таких как:
— сахар (снижениетаможенной пошлины с 30%, но не менее 0,12 евро за 1 кг до 10%);
— рис (снижениетаможенной пошлины с 20%, но не менее 0,07 евро за 1 кг до 10%);
— колбасные изделия(снижение таможенной пошлины с 25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг до 10%);
— молоко (снижениетаможенной пошлины с 15% до 5%);
— сыры и творог (снижениетаможенной пошлины с 15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 10%);
— масло (снижениетаможенной пошлины с 20 до 10%);- маргарин (снижение таможенной пошлины с 15%,но не менее 0,12 евро за 1 кг до 10%);
— рыба (снижениетаможенной пошлины с 10% до 0%);
— фрукты и овощи свежие(снижение таможенной пошлины до 0%).
ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 28 января 2008 года № 75 «О внесенииизменений и дополнения в ППРК от 15 октября 2005 года № 1036» увеличеныэкспортные ставки таможенных пошлин на нефтепродукты с 83,3 до 123,3 и с 55,5до 82,2 долл. США за 1000 кг., а также увеличен период мониторинга мировых ценна сырую нефть до 3 месяцев.
РазработанныйМинистерством проект постановления «О внесении дополнений и изменений впостановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1317»,предусматривающий снижение таможенных пошлин на ряд следующих товаров:фармацевтической продукции (с 5% до 0%), проволоки из железа или стали (с 5% до15%), ваты из текститьных материалов и изделий из нее (с 5% до 15%), семянрапса (с 5% до 0%), маслосемян рапса (до 15%, но не менее 40 евро за 1 тонну до0%) сроком на 9 месяцев внесен на рассмотрение в Канцелярию Премьер-МинистраРеспублики Казахстан 3 марта 2008 года.
По ряду наиболее значимыхпродуктов питания с 1 января 2009 года истекли сроки сниженных ставоктаможенных пошлин при ввозе на территорию Казахстана. С учетом прогнозов попроизводству и потреблению основных продовольственных товаров необходиморассмотреть вопрос целесообразности либо продления, или, наоборот, повышенияставок таможенных пошлин. С учетом того, что импорт дешевых товаров можетзахлестнуть наши рынки, а это отразится на наших производителях. Импорт товаровпри высоком уровне инфляции и девальвации нацвалют в соседних странах можетнегативно отразиться на внутреннем рынке Казахстана.
Владимир Школьник,министр индустрии и торговли РК, отметил на селекторном совещании Правительствав январе 2009 г, что таможенная политика Казахстана в отношении импорта иэкспорта товаров будет скорректирована. Мнения аналитиков относительноповышения таможенных ставок расходятся. По словам Талгата Акуова, президентаНезависимой ассоциации предпринимателей, такая мера не улучшит положенияотечественных товаропроизводителей, а только отрицательно скажется напотребителях из-за повышения цены вследствие повышения пошлин.
Аналогичного мненияпридерживается и Мунавара Палташева, исполнительный директор Форумапредпринимателей Казахстана. По ее словам, повышение таможенной пошлины — этоне метод стимулирования отечественного производства. В свое время правительствопошло на снижение ставки таможенных пошлин ввиду определенной сложившейсяситуации, и это было сделано правильно. Сейчас они возвращают их на прежнийуровень, либо решают вопрос об их повышении. Возможно, правильно вернуть ставкина прежний уровень, но их нельзя повышать. Повышение пошлин не даст тогоэффекта, который необходим.
По словам Петра Потапова,генерального директора АО «Vita», повышение таможенной пошлиныпоможет отечественным товаропроизводителям, но непонятно, на сколько это будетактуально. Перед новым годом было заявление президента Казахстана о том, что с2010 года Россия, Беларусь, Казахстан будут входить в единое экономическоепространство. Повышение пошлин противоречит общеполитическим движениям. Помнению эксперта, производители при таком раскладе могут оказаться в выигрыше,но отношения с соседними странами могут испортиться.
По мнению аналитиков,такой способ борьбы с конкурентами не повышает конкурентоспособностьотечественного товара. Важно соблюдать баланс интересов.
1.2 Значение деятельноститаможенных органов в реализации таможенной политики РК
Таможенные органыРеспублики Казахстан — государственные органы, в пределах своей компетенцииучаствующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющиетаможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность всоответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскнойдеятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренныезаконодательными актами Республики Казахстан (ст. 16 Таможенного кодекса РК).
Согласно ст. 17 Кодексаединую систему таможенных органов Республики Казахстан составляют:
— уполномоченный орган;
— территориальныеподразделения уполномоченного органа по областям (городам республиканскогозначения, столице);
— таможни;
— таможенные посты;
— контрольно-пропускныепункты на таможенной границе Республики Казахстан;
— специализированныетаможенные учреждения.
Таможенные органы имеютсоответствующую таможенную инфраструктуру.
Функции уполномоченногооргана:
— ведет таможеннуюполитику в Республике Казахстан;
— разрабатывает иутверждает нормативные правовые акты;
— осуществляетруководство таможенными органами;
— разрабатывает и создаетинформационные системы, системы передач данных, технических средств таможенногоконтроля, а также средств защиты информации в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан;
— осуществляетлицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов в пределах компетенции;
— осуществляет таможенноеадминистрирование в соответствии с таможенным законодательством РеспубликиКазахстан;
— осуществляет таможенныйконтроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товарови транспортных средств;
— обеспечивает напостоянной основе своевременное информирование участников внешнеэкономической ииной деятельности в сфере таможенного дела, в том числе об изменениях идополнениях в таможенном законодательстве Республики Казахстан.
Деятельность таможенныхорганов строится на принципах (ст. 18 Кодекса):
— законности;
— обеспечения права назащиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участниковвнешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
— гласности.
Задачами таможенныхорганов являются (ст. 19 Кодекса):
— участие в разработке иреализации таможенной политики Республики Казахстан;
— обеспечение в пределахсвоей компетенции суверенитета и экономической безопасности РеспубликиКазахстан;
— обеспечение соблюдениятаможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль заисполнением которого возложен на таможенные органы;
— обеспечение соблюдениямер тарифного и нетарифного регулирования, установленных законодательствомРеспублики Казахстан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемыхчерез таможенную границу Республики Казахстан;
— защита прав и интересовучастников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
— осуществление исовершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а такжесоздание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможеннуюграницу Республики Казахстан и др.
В условиях развитиярыночной экономики таможенной службе отводится роль государственногоинструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, от работы которогозависит развитие приоритетных направлений экономики, становление предпринимательства,в том числе малого и среднего бизнеса. Значительные объемы инвестиций, роствнешней торговли и перспективы Казахстана войти в состав ВТО – все эти факторыпредполагают совершенствование форм и методов регулирования таможенного дела.
Сегодня таможенная службанашей страны находится на качественно новом уровне своего развития. Запоследние годы был осуществлен ряд реформ, направленных на создание основы длядальнейшего успешного функционирования таможни. Увеличение внешнеторговогооборота Казахстана, улучшение инвестиционного климата, приведение ТаможенногоКодекса в соответствие с международными стандартами – все это являетсяподтверждением тому, что таможенная служба нашей страны развивается динамично.
Главным приоритетомдеятельности таможенных органов в свете Послания Главы государства от 1 марта2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии»на предстоящие годы должно стать вхождение таможенной службы Казахстана в число50 наиболее развитых таможенных администраций мира. Первым и основнымприоритетом в Послании провозглашена успешная интеграция Казахстана в мировуюэкономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны.Предстоящее вступление государства в ВТО требует реализации неординарных проектовмеждународного значения, развитие индустрии производства товаров и услуг,которые могут конкурировать на рынке.
Не случайно, функции,выполняемые таможенными органами РК, включают в себя целый комплекс правовых,экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых сцелью оптимизации процесса развития и содействия торгово-экономическомуразвитию.
Развитие таможеннойслужбы и модернизация таможенных процедур являются одной из важнейших тем,обсуждаемых в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО инеобходимы для развития международной торговли.
Устойчивое развитиеэкономики Казахстана требует дальнейшего совершенствования системы таможенногорегулирования через модернизацию таможенной службы. Все компоненты деятельноститаможенной службы должны быть приведены в соответствие с международнымистандартами в условиях предстоящей либерализации торговой политики, унификациинормативных правовых актов в рамках принятых международных обязательств,внедрения электронного документооборота, а также развитие сотрудничества иинформационного обмена между таможенными службами Таможенного Союза, а такжедругих государств.
Поэтому неслучайно сучетом обозначенных факторов Комитет таможенного контроля (КТК) МФ РКразработана «Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстанна 2007-2009 годы» (далее – Программа). Работа над Программой,осуществляемая в соответствии с предварительной договоренностью ПравительстваРК с Всемирным банком, ведется на основе поиска и использования имеющегосяпередового зарубежного опыта, а также современных информационных технологий.
В настоящее время текущаяситуация в сфере регулирования таможенного дела в Республике Казахстан неявляется достаточно благоприятной для развития торговли и экономики,ограничивает потенциальные поступления таможенных платежей и налогов вреспубликанский бюджет. Поэтому приоритетом для будущего развития должно статьсовершенствование таможенных процедур, ориентированных на содействие торговле.Деятельность таможенных органов должна развиваться на твердой базе, ускоритьмасштаб и ход модернизации. В противном случае таможенная служба Казахстанаможет не успеть за потребностями предпринимателей и уровнем обслуживания,предоставляемым другими современными таможенными администрациями, что можетсделать страну сравнительно менее конкурентоспособной. Как показываетмеждународный опыт и многие успешные инициативы по реформированию таможеннойслужбы за последние 10 лет, в том числе проекты Всемирного банка, аспектсистемных преобразований в переходных экономиках требует, чтобы страна такжепересмотрела роли таможенных органов и других пограничных надзорных иправоохранительных ведомств и провела интеграцию их функций.
Главной целью Программыявляется «формирование устойчивой эффективно функционирующей таможеннойсистемы, способствующей экономическому развитию и конкурентоспособности страны,путем внедрения международных стандартов и лучших мировых достижений в областитаможенного администрирования за счет сокращения сроков оформления и упрощениятаможенных процедур и контроля».
Основные спонсоры разработкиПрограммы — Всемирная таможенная организация, Евротаможня, а также Всемирныйбанк, рассматривающий вопрос ее финансирования. Указанными организациямирекомендовано использовать опыт реформирования и модернизации таможенной службыШвеции, признанной одной из наиболее эффективных в мире. Поэтому на основеизучения опыта деятельности шведской таможни на встрече глав таможенных службКазахстана и Швеции в сентябре 2006 года, в Программу модернизации таможеннойслужбы Республики Казахстан включены следующие мероприятия:
— внедрение электронногодекларирования с 24 часовым режимом приема и обработки деклараций в центреинформационных технологий;
— разработка и применениесистемы управления рисками при таможенном оформлении;
— создание системыклассификации уровня качества работы участников ВЭД с применениемдифференцированных форм таможенного контроля к ним;
— организация совместноготаможенного контроля с сопредельными государствами с использованиеминформационного обмена данными;
— внесение проектапредложений о передаче функции контролирующих органов на государственнойгранице таможенной службе Казахстана;
— созданиеспециализированных крупнейших терминалов, охватывающих сразу несколькоприграничных пунктов пропуска с соответствующей инфраструктурой, позволяющейэффективно осуществлять таможенный контроль.
Источником финансированияПрограммы является республиканский бюджет, а также средства Всемирного банка врамках инвестиционного Проекта по модернизации таможенной службы. РеализацияПрограммы на 2007-2009 гг. потребует дополнительного финансирования объемом 22млрд. 983 млн. тенге, из которых 20 млрд. 148 млн. тенге предполагаетсяфинансировать из республиканского бюджета и 2 млрд. 834 млн. тенге из средствпроекта Всемирного банка. В 2010-2012 гг. необходимые объемы финансированиясоставят 4 млрд. 802 млн. тенге, из которых 4 млрд. 177 млн. тенге предлагаетсяфинансировать из средств проекта Всемирного банка и 625 млн. тенге из республиканскогобюджета.
Реализация Программыпозволит получить следующие результаты:
— безбумажное оформлениевнешнеэкономической деятельности, при котором большинство документов передаетсяв электронном виде;
— совершенствованиепроцедуры таможенного оформления товаров на границе; внедрение современныхтаможенных процедур в соответствии с международными стандартами; расширениевнешней торговли и увеличение транзита;
— повышение открытости ипрозрачности операций; прозрачная законодательная база;
— внедрение принципа «одногоокна», позволяющего участникам ВЭД направлять свои запросы через однуцентральную инстанцию, что позволит снизить издержки по соблюдению таможенногозаконодательства и устранить дублирование функций несколькими пограничнымислужбами;
— повышение эффективностиправоохранительных операций по борьбе с контрабандой, перевозкой наркотиков идругими трансграничными видами преступлений;
— тесные партнерскиесвязи между государственными органами и частным сектором; — улучшениетаможенного сотрудничества с соседними странами и др.
Программа предусматриваетобязательное принятие «Концепции модернизации таможенной службы РеспубликиКазахстан» (далее – Концепция), проект которой разработан КТК с учетомрекомендаций Всемирной таможенной организации и других международныхорганизаций и институтов в области таможенного регулирования. УказаннаяКонцепция в качестве основной цели модернизации имеет повышение эффективностиВЭД государства и стратегии безопасности Казахстана, выход казахстанскойтаможни на уровень международных стандартов в основных сферах ее деятельности изавоевание статуса полноправного партнера в рамках международного таможенногосотрудничества.
Концепция определяетосновные цели, задачи и направления развития таможенных органов, и является основойдля разработки программ и планов модернизации таможенной службы РК насреднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, в частности, раздел IV Концепциизакрепляет семь наиболее приоритетных направлений модернизации таможеннойслужбы Республики Казахстан. В качестве таких направлений названы: борьба скоррупцией; совершенствование национального таможенного законодательства; международноетаможенное сотрудничество и внедрение международных стандартов; совершенствованиесуществующих и внедрение новых информационных и коммуникационных технологий наоснове современных технических решений; совершенствование кадровой политики; развитиематериально-технической базы таможенных органов и сопутствующей инфраструктуры;активизация взаимодействия с общественностью.
Концепция, будучисоставной частью Программы модернизации таможенных органов, представляет собойкомплекс идей, целей, задач и мероприятий, нацеленных на переход деятельностиказахстанской таможни к международным стандартам. При этом одной из главных проблем,на решение которых направлены мероприятия, предусматриваемые Концепцией,является борьба с недостоверным декларированием и занижением таможеннойстоимости товаров.
Комплексная реализациявсех планируемых (как в Концепции, так и в Программе в целом) мероприятий позволиттаможенной службе Казахстана соответствовать международным стандартам, повыситьуровень экономической и социальной безопасности, укрепит национальнуюбезопасность и международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, достигнутьнового уровня надежности и качества контроля над перемещением товаров итранспортных средств. Кроме того, реализация Программы и Концепции на практикеокажет позитивный мультипликативный эффект на другие сектора экономики, чтоблагоприятно отразится на общих макроэкономических показателях, и будетспособствовать дальнейшей реализации Стратегии развития Казахстана до 2030г.Прогнозируемый рост поступлений таможенных платежей и налогов в республиканскийбюджет на период 2007 – 2009 годы (по данным КТК МФ РК) составит 190,7 млрд.тенге, в том числе в 2007 году – 42,4 млрд. тенге, в 2008 году – 43,6млрд.тенге, в 2009 году – 45,2 млрд.тенге.
Таким образом,особенностью современного модернизационного процесса совершенствования системытаможенного регулирования в Республике Казахстан станет сочетаниеинновационного поиска моделей развития с моделями, опробованными таможеннымиорганами передовых зарубежных стран. Это позволит сформировать устойчивую иэффективно функционирующую таможенную систему, которая будет способствоватьэкономическому развитию и повышению уровня конкурентоспособности страны.

2. Организациятаможенного дела
Таможенное дело вРеспублике Казахстан включает в себя порядок и условия перемещения товаров итранспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенногооформления и таможенного контроля, применения таможенных режимов, взиманиятаможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сферетаможенного дела и другие средства реализации таможенной политики, основанные навластных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическуюи иную деятельность.
Сфера таможенного дела –область государственного регулирования по применению таможенного дела приреализации таможенной политики Республики Казахстан.
2.1 Перемещение товаров итранспортных средств через таможенную границу РК
Перемещение товаров итранспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан — совершениедействий по ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозу стаможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств любымспособом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях,использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Таможенную территориюРеспублики Казахстан составляют сухопутная территория, территориальные воды(море) и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиесяна континентальном шельфе Республики Казахстан искусственные острова,установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстанобладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.
Пределы таможеннойтерритории Республики Казахстан, а также периметры специальных экономическихзон являются таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница — линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределытаможенной территории Республики Казахстан. Таможенная граница может совпадатьс Государственной границей Республики Казахстан.
Согласно ст. 8 Кодекса вселица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан, вывоз изРеспублики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров итранспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящимКодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Приввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РеспубликиКазахстан условиями перемещения товаров и транспортных средств являютсяфактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленныхтаможенным законодательством Республики Казахстан. При вывозе товаров итранспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан условиемперемещения является подача таможенной декларации или иное действие,направленное на вывоз товаров и транспортных средств (ст. 9 Кодекса).
Пересечение таможеннойграницы Республики Казахстан допускается в пунктах пропуска, определяемыхстатьей 55 Таможенного Кодекса, во время их работы в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан. Пунктом пропуска товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Республики Казахстан согласно ст. 55 является для товаров,перемещаемых:
— воздушным транспортом,- аэропорт назначения или первый аэропорт на таможенной территории РеспубликиКазахстан, в котором воздушное судно, перевозящее товары, совершает посадку ипроизводит разгрузку товаров;
— морским транспортом, — первый порт разгрузки или порт перегрузки на таможенной территории РеспубликиКазахстан;
— другими видамитранспорта, — первый таможенный орган в пути следования;
— трубопроводнымтранспортом и по линиям электропередачи, — места установки приборовкоммерческого учета, согласованные с уполномоченным органом.
2.1.1 Определениетаможенной стоимости
Таможенная стоимостьтовара — стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу РеспубликиКазахстан, используемая в целях:
— обложения товаратаможенными платежами и налогами;
— применения иных мергосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности РеспубликиКазахстан.
Таможенная стоимостьвывозимых за пределы таможенной территории Республики Казахстан товаровопределяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплатепри продаже на экспорт (ст. 306 Кодекса). При определении таможенной стоимоститовара в цену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранеевключены:
— расходы по доставкетовара до аэропорта, порта или иного места вывоза товара с таможеннойтерритории Республики Казахстан: стоимость транспортировки; расходы попогрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
— стоимость страхования;
— расходы, понесенныепродавцом: комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость контейнеров илидругой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое соцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочныхматериалов и работ по упаковке;
— роялти и сборы завыдачу лицензии, связанные с оцениваемыми товарами, подлежащие уплате продавцомпрямо или косвенно как условие продажи оцениваемых товаров, если такие роялти исборы не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
— поступающая продавцупрямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, в том числе доход,полученный в государствах с льготным налогообложением, облагаемый всоответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
— налоги, взимаемые натаможенной территории Республики Казахстан, если в соответствии с налоговымзаконодательством Республики Казахстан или международными договорами,участником которых является Республика Казахстан, они не подлежат компенсациипродавцу в связи с вывозом товаров с таможенной территории РеспубликиКазахстан.
При определениитаможенной стоимости товара из цены сделки исключаются следующие платежи ирасходы при условии, что они ранее были включены в цену сделки и могут бытьподтверждены документально:
— расходы на монтаж,сборку, наладку оборудования или оказание технической помощи после вывозатакого оборудования с таможенной территории Республики Казахстан;
— расходы по доставкетоваров после вывоза их с таможенной территории Республики Казахстан;
— стоимость страхованиядоставки товаров после их вывоза с таможенной территории Республики Казахстан;
— таможенные пошлины иналоги, уплачиваемые в стране импорта.
При отсутствии ценысделки таможенная стоимость вывозимых товаров определяется исходя изпредставленной декларантом выписки из бухгалтерской документациипродавца-экспортера о затратах, связанных с производством или приобретением,хранением и транспортировкой вывозимого товара. В случае отсутствия сведений,подтверждающих заявленную таможенную стоимость вывозимого товара, таможеннаястоимость такого товара определяется на основании сведений по идентичным илиоднородным товарам, имеющимся у таможенного органа, в том числе информации,предоставленной с использованием результатов независимой экспертизы.
Таможенная стоимостьввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан товаров основывается наобщих принципах таможенной оценки Генерального соглашения по тарифам и торговлеи Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам иторговле (ст. 307 Кодекса).
Согласно ст. 308 Кодексаопределение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территориюРеспублики Казахстан, производится путем применения следующих методов:
— по цене сделки сввозимыми товарами;
— по цене сделки сидентичными товарами;
— по цене сделки соднородными товарами;
— вычитания стоимости;
— сложения стоимости;
— резервного.
Основным методомопределения таможенной стоимости товаров является метод по цене сделки сввозимыми товарами. В случае невозможности использования основного методапоследовательно применяется каждый из перечисленных методов. При этом каждыйпоследующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может бытьопределена путем использования предыдущего метода. По заявлению декларантаметоды вычитания и сложения стоимости применяются в обратнойпоследовательности.
Метод определениятаможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 309 Кодекса). Таможеннойстоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Казахстан,является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за него при продажена экспорт в Республику Казахстан. При определении таможенной стоимости товарав цену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:
— расходы по доставкетовара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территориюРеспублики Казахстан;
— стоимость страхования;
— расходы, понесенныепокупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость контейнеровили другой многооборотной тары; стоимость упаковки, включая стоимостьупаковочных материалов и работ по упаковке;
— соответствующая частьстоимости товаров (работ, услуг), которые прямо или косвенно были предоставленыпродавцу покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связис производством и продажей на вывоз оцениваемых товаров;
— роялти и сборы завыдачу лицензии, связанные с оцениваемыми товарами;
— величина части прямогоили косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи илииспользования оцениваемых товаров.
При определениитаможенной стоимости товара в нее не могут быть включены платежи и расходы приусловии, что они выделены из цены, действительно уплаченной или подлежащейуплате за импортируемые товары:
— расходы на монтаж,сборку, наладку оборудования или оказание технической помощи после ввоза такогооборудования на таможенную территорию Республики Казахстан;
— расходы по доставкепосле ввоза товаров на таможенную территорию Республики Казахстан;
-таможенные пошлины иналоги, уплачиваемые в стране импорта.
Метод определениятаможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами (ст. 310 Кодекса). Прииспользовании метода оценки по цене сделки с идентичными товарами в качествеосновы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки сидентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые соцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
— физическиехарактеристики;
— качество и репутация нарынке.
Цена сделки с идентичнымитоварами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости,если эти товары:
— проданы для ввоза натерриторию Республики Казахстан;
— ввезены одновременно соцениваемыми товарами или не ранее чем за девяносто календарных дней до ввозаоцениваемых товаров;
— ввезены примерно в томже количестве и на том же коммерческом уровне (оптом, в розницу).
Если при применении настоящегометода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то дляопределения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая изних.
Метод определениятаможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами (ст. 311 Кодекса). Прииспользовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качествеосновы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки потоварам, однородным с ввозимыми. Под однородными понимаются товары, которые неявляются одинаковыми, но имеют сходные характеристики и состоят из схожихкомпонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемыетовары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородноститоваров учитываются следующие их признаки:
— качество, наличиетоварного знака;
— репутация на рынке.
Если при применениинастоящего метода выявляется более одной цены сделки по однородным товарам, тодля определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкаяиз них.
Метод определениятаможенной стоимости на основе вычитания стоимости (ст. 312 Кодекса). Определениетаможенной стоимости товара по методу оценки на основе вычитания стоимостипроизводится в том случае, если оцениваемые идентичные или однородные товарыбудут продаваться первоначально без изменения исходного состояния. Прииспользовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определениятаможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которойоцениваемые идентичные или однородные товары продаются в наибольшем совокупномколичестве одновременно с импортом оцениваемых товаров лицам, не являющимсявзаимосвязанными с продавцом. При этом продажа должна быть осуществленаодновременно с ввозом оцениваемых товаров, а при отсутствии продажи в такиесроки — на наиболее близкую после ввоза оцениваемых товаров дату, но не позднеедевяноста календарных дней с момента ввоза оцениваемых товаров. Из цены единицытовара вычитаются:
— комиссионныевознаграждения или надбавки, начисляемые в целях извлечения прибыли и покрытияобщих расходов в связи с продажей в Республике Казахстан ввозимых товаров тогоже класса или вида;
— сумма ввозных пошлин,налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в РеспубликеКазахстан в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории РеспубликиКазахстан;
— расходы, выплачиваемыев Республике Казахстан на транспортировку, страхование, погрузочные иразгрузочные работы, осуществляемые на территории Республики Казахстан.
Метод определениятаможенной стоимости на основе сложения стоимости (ст. 313 Кодекса). Прииспользовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы дляопределения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитаннаяпутем сложения:
— стоимости материалов ииздержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
— суммы прибыли и общихрасходов, включаемых в цену при продаже товаров того же класса или вида, что иоцениваемые товары, произведенные в стране экспорта для поставки в РеспубликуКазахстан;
— стоимости расходов подоставке товара на таможенную территорию Республики Казахстан; стоимостьстрахования.
Резервный методопределения таможенной стоимости (ст. 314 Кодекса). Таможенная стоимость товарана основе резервного метода может применяться, если таможенная стоимость неможет быть определена путем последовательного применения методов, рассмотренныхвыше. При применении резервного метода определения таможенной стоимостидопускается использование:
— информационныхсправочников, определяемых Правительством Республики Казахстан;
— статистических данных,общепринятых размеров комиссионных, скидок, прибыли, тарифов на транспорт ииных сведений.
При применении резервногометода определения таможенной стоимости товара также может быть использованаинформация, имеющаяся в таможенных органах. В соответствии с положенияминастоящей статьи таможенная стоимость по резервному методу не определяется наоснове:
— цены товара навнутреннем рынке страны экспорта;
— системы,предусматривающей использование для таможенных целей более высокой из двухальтернативных стоимостей;
— цены товара,поставляемого из страны экспорта в третьи страны;
— цены товара навнутреннем рынке Республики Казахстан на товары отечественного происхождения;
— произвольноустановленной или достоверно не подтвержденной стоимости товара;
— стоимости идентичныхили однородных товаров, определяемой на основе исчисления затрат, непредусмотренных статьей 313 Таможенного Кодекса;
— минимальной таможеннойстоимости.
Таможенная стоимостьтоваров заявляется в письменной и (или) электронной формах декларантомтаможенному органу при декларировании товаров с заполнением декларациитаможенной стоимости. Форма и порядок заполнения декларации таможеннойстоимости устанавливаются уполномоченным органом. При письменном декларированиитоваров применяются Грузовая таможенная декларация и Пассажирская таможеннаядекларация.
2.1.2 Начисление таможенных пошлин
Согласно ст. 300 Кодекса базой для обложения таможенными пошлинамиявляется таможенная стоимость товаров. По товарам, в отношении которыхустановлены специфические ставки таможенных пошлин, базой для обложениятаможенными пошлинами является единица измерения в соответствии с Товарнойноменклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Республике Казахстан.
Таможенные платежи и налоги исчисляются плательщиками таможенных платежейи налогов самостоятельно. При обнаружении правонарушения в сфере таможенногодела исчисление подлежащих уплате таможенных платежей и налогов производитсятаможенным органом.
Исчисление таможенных платежей и налогов производится в национальнойвалюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных ТаможеннымКодексом РК и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Для целей исчисления таможенных платежей и налогов применяются ставки,действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (ст.302 Кодекса). Для целей исчисления таможенных пошлин и налогов применяютсяставки в соответствии с таможенным тарифом Республики Казахстан и налоговымзаконодательством Республики Казахстан, соответствующие коду товаров поТоварной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и наименованию товаров.
В случаях, когда для целей исчисления таможенных платежей и налогов, втом числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвестипересчет иностранной валюты, применяется рыночный курс обмена валют,определенный в соответствии с законодательством Республики Казахстан на деньрегистрации таможенной декларации таможенным органом либо на день платежа длятаможенных платежей, уплата которых не связана с таможенным оформлениемтоваров.
Исчисление таможенных платежей и налогов при совершении правонарушения всфере таможенного дела (ст. 304 Кодекса). При использовании условно выпущенныхтоваров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено полное иличастичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов, для исчисленияпричитающихся к уплате таможенных платежей и налогов применяются ставкитаможенных платежей и налогов, действующие на день регистрации таможеннойдекларации таможенным органом. При наличии нарушения сроков уплаты таможенныхплатежей и налогов исчисление таможенных платежей и налогов производится сначислением пени за несвоевременную уплату таможенных платежей и налогов всоответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.
2.2 Таможенное оформление
Таможенное оформление –совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органамиРеспублики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средствчерез таможенную границу Республики Казахстан.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границуРеспублики Казахстан, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях,предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан (ст. 10Кодекса).
Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТаможеннымКодексом РК и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами всфере таможенного дела. В соответствии с международными договорами РеспубликиКазахстан в целях упрощения и ускорения таможенного оформления могутприменяться таможенные документы других государств, используемые длятаможенного оформления (ст. 360 Кодекса).
Порядок и технология производства таможенного оформления (ст. 361Кодекса) дифференцированы в зависимости от:
— категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу РеспубликиКазахстан;
— вида транспорта, используемого для такого перемещения;
— лиц, перемещающих товары.
Таможенные процедуры одинаково применяются независимо от страныпроисхождения, отправления и назначения товаров.
Согласно ст. 363 Кодекса под основным таможенным оформлением понимаютсядействия по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их подопределенный таможенный режим. Таможенные операции по основному таможенномуоформлению товаров совершаются в месте нахождения таможенных органов и во времяих работы.
Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенныхцелей, производится на государственном и русском языках. Уполномоченный органвправе определять случаи, когда таможенные органы могут принимать ииспользовать для таможенных целей документы и сведения, составленные наиностранных языках (ст. 366 Кодекса).
При ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе с этойтерритории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий,аварий, катастроф, а также скоропортящихся товаров, живых животных,радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, экспресс-грузов, гуманитарной итехнической помощи, сообщений и материалов для целей массовой информации идругих подобных товаров таможенное оформление производится в приоритетномпорядке.
В целях совершенствования таможенного оформления уполномоченный органвправе устанавливать упрощенный порядок таможенного оформления товаров итранспортных средств, предусматривающий выпуск товаров и транспортных средствпри представлении минимального объема сведений, необходимых для ихидентификации.
2.3 Таможенные платежи
В Республике Казахстан действуют следующие таможенные платежи (ст. 290Кодекса):
— таможенные пошлины;
— таможенные сборы;
— сборы;
— плата за предварительное решение.
Ставки таможенных платежей подразделяются на:
— адвалорные – начисляемые впроцентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
— специфические – начисляемые вустановленном размере за единицу облагаемых товаров;
— комбинированные – сочетающие обаназванных вида ставок таможенных платежей.
Таможенная пошлина – видтаможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан приввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара суказанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза иливывоза.
Таможенные пошлины уплачиваются при декларировании товаров в таможенныхрежимах, условия помещения под которые устанавливают уплату таможенных пошлин всоответствии с таможенным тарифом Республики Казахстан. Ставки таможенныхпошлин устанавливаются Правительством Республики Казахстан и вступают в силу поистечении тридцати календарных дней после их официального опубликования (ст.292 Кодекса).
К таможенным сборам относятся (ст. 293 Кодекса):
— таможенный сбор за таможенное оформление;
— таможенный сбор за таможенное сопровождение;
— таможенный сбор за хранение товаров.
Основой для определения размеров таможенных сборов является стоимостьзатрат таможенных органов за выполнение указанных действий.
К сборам, взимаемым таможенными органами, относится сбор за выдачулицензии. Сбор за выдачу лицензии взимается за:
— учреждение таможенного склада;
— учреждение склада временного хранения;
— осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
— осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
За принятие предварительного решения относительно классификации,методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товаравзимается плата за предварительное решение в размере, установленномПравительством Республики Казахстан (ст. 299 Кодекса).
Плательщиками таможенных платежей (ст. 322 Кодекса) являются лица:
— обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, илидекларант;
— получающие лицензии.
Таможенные платежи уплачиваются в наличном и безналичном порядке. Уплататаможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом суказанием плательщика, за которого вносятся таможенные платежи. Таможенныеплатежи уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан.
2.4 Таможенный контроль
Таможенный контроль – совокупностьмер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан, в том числе сиспользованием системы управления рисками, по соблюдению таможенного и иногозаконодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением котороговозложен на таможенные органы Республики Казахстан.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов вотношении (ст. 430 Кодекса):
— товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границуРеспублики Казахстан;
— таможенной декларации, документов и сведений о товарах и транспортныхсредствах;
— деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенныхперевозчиков, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамкахотдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временномухранению;
— соблюдения установленных ограничений на право пользования ираспоряжения товарами;
— исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципавыборочноcти и ограничиваются теми формами, которые достаточны для обеспечениясоблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан (ст. 433 Кодекса).
Для целей осуществления таможенного контроля путем осмотра и (или)таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещенияпод таможенным надзором вдоль таможенной границы Республики Казахстан в местахтаможенного оформления, производства предварительных операций, в местахперегрузки товаров, их осмотра и таможенного досмотра, в местах временногохранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся подтаможенным контролем, на таможенных складах, на территории специальныхэкономических зон, на свободных складах, в магазинах беспошлинной торговли, вместах нахождения таможенных органов создаются зоны таможенного контроля.
Согласно ст. 435 Кодекса лица, перемещающие товары и транспортныесредства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющиедеятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаныпредставлять таможенным органам документы и сведения, необходимые длятаможенного контроля, в устной и (или) письменной, и (или) в электроннойформах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимыедля таможенного контроля, в письменной и (или) в электронной формах. Дляпроведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать всоответствии с законодательством Республики Казахстан от банков и организаций,осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения и справки оденежных операциях по осуществляемым экспортным и (или) импортным сделкам.Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами итаможенными органами не менее пяти лет с момента окончания нахождения товаров итранспортных средств под таможенным контролем. Таможенные брокеры и иные лица,осуществляющие предпринимательскую деятельность в отношении товаров,находящихся под таможенным контролем, должны хранить документы в течение пятилет после года, в течение которого проводились таможенные операции с такимитоварами.
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемыечерез таможенную границу Республики Казахстан. Таможенные органы вправеостанавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать морские,внутренние водные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию РеспубликиКазахстан без разрешения таможенного органа. При этом действия по задержанию(возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории другихгосударств, проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстани международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (ст. 437Кодекса).
Формами таможенного контроля (ст. 441 Кодекса)являются:
— проверка таможенной декларации, документов и сведений;
— устный опрос;
— получение объяснений;
— таможенный надзор;
— осмотр товаров и транспортных средств;
— таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
— личный досмотр;
— маркировка товаров специальными марками либо нанесение на нихидентификационных знаков в случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом РК иналоговым законодательством Республики Казахстан;
— проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности поним;
— учет товаров и транспортных средств;
— осмотр помещений и территорий.
Согласно ст. 471 Кодекса таможенному досмотру не подлежит личный багажПрезидента Республики Казахстан и следующих вместе с ним членов его семьи.
Личный багаж Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателя СенатаПарламента Республики Казахстан, Председателя Мажилиса Парламента РеспубликиКазахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, РуководителяАдминистрации Президента Республики Казахстан, Председателя КонституционногоСовета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан,Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального БанкаРеспублики Казахстан, Председателя Комитета национальной безопасностиРеспублики Казахстан, Управляющего делами Президента Республики Казахстан,начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан, членов ПравительстваРеспублики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан освобождаетсяот таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границуРеспублики Казахстан в связи с исполнением служебных обязанностей илидепутатских полномочий.
Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда),боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом, если иное непредусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышенияего оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоватьсятехнические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаютсяуполномоченным органом. Указанные технические средства должны быть безопасныдля жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вредлицам, товарам и транспортным средствам.
При проведении таможенного контроля не допускается причинениенеправомерного вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцамскладов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, владельцаммагазинов беспошлинной торговли и иным лицам, чьи интересы затрагиваютсядействиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведениитаможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам (ст. 479Кодекса).

3. Анализ деятельности таможни «Майкапчагай» Восточно-Казахстанскойобласти за 1 квартал 2005 года
Итоги деятельности по таможенным платежам.
По итогам 1 квартала 2005 года прогнозное задание по поступлениютаможенных платежей и налогов выполнено на 122,3 %, в бюджет перечислено 29276, 615 тыс. тенге (таблица 1). По сравнению с аналогичным периодом прошлогогода объем платежей увеличился на 148,4 % или на 17 490,2 тыс. тенге.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.