Содержание
1. Характеристика субъектов таможенныхправоотношений. Таможенные органы как субъекты таможенных правоотношений — правовое положение, компетенция. Нормативные акты, регулирующие деятельностьтаможенных органов2. Задача
Списоклитературы
1. Характеристика субъектов таможенных правоотношений.Таможенные органы как субъекты таможенных правоотношений — правовое положение,компетенция. Нормативные акты, регулирующие деятельность таможенных органов
К субъектам таможенных правоотношенийотносятся[1]:
1) таможенные органы — федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненныеему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда вТаможенном Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;
2) лица — юридические и физические лица,если иное не вытекает из Таможенного Кодекса;
3) российские лица — юридические лица сместонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, а также физические лица, постояннопроживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные натерритории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;
4) иностранные лица — лица, не указанныев подпункте 3);
5) декларант — лицо, которое декларируеттовары либо от имени которого декларируются товары;
6) перевозчик — лицо, осуществляющееперевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров подтаможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации илиявляющееся ответственным за использование транспортных средств;
7) таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларантаили иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставленоправо совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным Кодексом;
8) заинтересованные лица — лица,интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенныхорганов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно ииндивидуально, если из положений Таможенного Кодекса не вытекает иное.
Возглавляет в соответствии со ст. 402 Таможенногокодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) систему таможенных органовфедеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенногодела, — Государственный таможенный комитет РФ.
Именно ГТК России обеспечиваетнепосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного делаи единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможеннымиорганами на территории РФ (ст. 1 ТК РФ).
В соответствии с Положением о ГТК Россииего основными функциями являются[2]:
подготовка предложений осовершенствовании таможенной политики РФ;
организация таможенного оформления итаможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборотачерез таможенную границу;
организация взимания таможенной пошлины,налогов, сборов, установленных ст. 318 ТК РФ;
организация взимания антидемпинговых,специальных и компенсационных пошлин в соответствии с законодательством РФ омерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговлитоварами;
контроль правильности их исчисления исвоевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по ихпринудительному взысканию, обеспечение своевременного и полного внесения вфедеральный бюджет таможенных пошлин и налогов и др.
ГТК России также ответствен заобеспечение выполнения международных обязательств РФ в области таможенногодела, организацию сотрудничества с таможенными и иными компетентными органамииностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросамитаможенного дела.
Как следует из перечисленных функций,ГТК России как орган, возглавляющий единую централизованную систему,осуществляет организующую, обеспечивающую, координирующую и контролирующуюфункции по отношению ко всем субъектам данной системы органов.
ГТК России — единственный орган системытаможенных органов, имеющий право издавать в пределах своей компетенциинормативные правовые акты в области таможенного дела.
Региональное таможенное управление (РТУ)действует на основании Общего положения о региональном таможенном управлении,утвержденного Приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. N 1082.
В каждом из федеральных округов,образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849«О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральномокруге» [3], созданные ГТК России инепосредственно ему подчиненные РТУ, являясь связующим звеном между ГТК Россиии таможнями, таможенными постами на местах, осуществляют, в свою очередь,организацию, руководство, в том числе методическое, координацию и контрольдеятельности подчиненных таможен, таможенных постов.
Организуя таможенное дело в регионедеятельности и решая иные задачи, определенные Общим положением о региональномтаможенном управлении, РТУ взаимодействует в пределах своей компетенции сорганами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектовРФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. РТУявляется юридическим лицом, органом дознания и правоохранительным органом совсеми вытекающими из этого статуса правовыми последствиями.
Создание таможен как центральногоподчинения (подчиненных непосредственно ГТК России), так и непосредственноподчиненных региональным таможенным управлениям, осуществляется исключительноГТК России с учетом особенностей региона, специфики и объема пассажиро- итоваропотока, а также иных условий (ст. 405 ТК РФ).
Именно вышеназванные условия иопределяют как количество, так и категорию таможен в регионе, а такжеособенности их деятельности.
Необходимо отметить, что таможни, как итаможенные посты, являются таможенными органами, непосредственноосуществляющими таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу РФ. Таможни действуют на основании Общего положения о таможне,утвержденного Приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. N 1082.
Правовой статус таможни сходен состатусом регионального таможенного управления. Решая возложенные на нее задачи,таможня взаимодействует с различными государственными органами РФ и органамигосударственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления,физическими и юридическими лицами. В непосредственном подчинении таможнинаходятся таможенные посты, расположенные в регионе ее деятельности, в отношениикоторых таможня осуществляет руководство, в том числе методическое, а такжеобеспечение, координацию и контроль деятельности.
Акцент в деятельности таможни делается впервую очередь на практической реализации функций таможенного оформления итаможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, наборьбе с контрабандой и иными преступлениями, дознание и проведение неотложныхследственных действий по которым отнесено в соответствии с УПК РФ к компетенциитаможенных органов, а также с административными правонарушениями, производствопо которым в соответствии с КоАП РФ отнесено к компетенции таможенных органов.Таможня также исполняет ряд задач и функций, стоящих перед ней как органом,структурно подчиненным вышестоящему таможенному органу.
Таможенный пост действует на основанииОбщего положения о таможенном посте, утвержденного Приказом ГТК России от 10октября 2002 г. N 1082.
Правовой статус таможенного поста вомногом зависит от того, является ли он юридическим лицом. Если это так, егостатус сходен со статусом таможни. Если же таможенный пост не являетсяюридическим лицом, он рассматривается лишь как структурное подразделениетаможни.
Действия ГТК России по созданию,реорганизации и ликвидации РТУ, таможен и таможенных постов направлены наоптимизацию структуры таможенных органов и перераспределениематериально-технических и кадровых ресурсов с целью максимальной эффективностиих функционирования в условиях все более активизирующейся ВЭД.
В ТК РФ впервые получило законодательноезакрепление право ГТК России создавать еще и специализированные таможенныеорганы. Ранее возможность создания специализированных таможенных органовопосредованно была закреплена в Приказе ГТК России от 10 января 1996 г. N 12, апозднее — в Приказе ГТК России от 10 октября 2002 г. N 1082 «Обутверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации».
Специализация таможенных органов можетзаключаться как в установлении для них лишь отдельных правомочий для выполнениянекоторых из функций, возложенных на таможенные органы в целом, так и ввозможности совершения таможенных операций в отношении определенных категорийтоваров. К числу специализированных относятся Центральноеэкспертно-криминалистическое региональное таможенное управление, оперативные, акцизныеи тыловые таможенные органы, кинологический центр, а также таможенные органы,специализирующиеся на таможенном оформлении и таможенном контроле товаров,перевозимых воздушным транспортом, таможенные органы, специализирующиеся натаможенном оформлении ввозимых (вывозимых) драгоценных металлов и драгоценныхкамней, таможенные органы, специализирующиеся на таможенном оформлении итаможенном контроле товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и полиниям электропередачи.
Все региональные таможенные управления,таможни и таможенные посты РФ действуют на основании общих положений отаможенных органах РФ, утвержденных Приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. N1082 «Об утверждении общих положений о таможенных органах РоссийскойФедерации».
Таким образом, система таможенныхорганов с необходимостью включает в себя, помимо совокупности таможенныхорганов, которыми являются региональные таможенные управления, таможни итаможенные посты, еще и учреждения, создаваемые ГТК России, не являющиеся,однако, правоохранительными органами. Создавая таможенные органы и учреждения,ГТК России осуществляет в отношении их имущества правомочия собственника.
Функции таможенных органов,установленные в статье 403 ТК РФ, вытекают, прежде всего, из международных норми принципов в области таможенного дела (внешнеторговой деятельности), измеждународных обязательств РФ и направлены на реализацию задач, решаемыхгосударством в области внешнеторговой деятельности, в области защиты прав иинтересов граждан, охраны и защиты здоровья населения, охраны экономическойбезопасности страны. Поэтому функции таможенных органов не претерпелизначительных изменений по сравнению с ТК РФ 1993 г. Однако они актуализированыв связи с произошедшими в законодательстве РФ изменениями (в частности, натаможенные органы возложено взимание антидемпинговых, специальных икомпенсационных пошлин, защита прав интеллектуальной собственности и др.) иоптимизированы исходя из новой концепции ТК РФ. Именно поэтому поименованные встатье функции названы основными.
Изложенные в ТК РФ функции относятся кфункциям управления исключительно в области таможенной деятельности. Функции жетаможенных органов в области административно-хозяйственной, социальной ифинансово-экономической деятельности регулируются иными законодательными актамиРФ. Функции условно можно разделить на фискальные, контрольные, регулятивные иправоохранительные. Однако сформулированы они таким образом, что не все из нихможно отнести исключительно к одному из названных видов. Многие носят комплексныйхарактер. К таким относятся следующие функции: осуществление таможенногооформления и контроля (контрольная функция), создание условий, способствующихускорению товарооборота (регулятивная функция); взимание таможенной пошлины,налогов, антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлины, таможенныхсборов (фискальная функция), контроль правильности исчисления и своевременностиуплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительномувзысканию (контрольная функция); ведение таможенной статистики внешней торговли(регулятивная и контрольная функции одновременно).2. Задача
В 2000 году в адресдетского дома поступила гуманитарная помощь из Германии: обувь, одежда,предметы гигиены, велосипеды, игрушки, швейные машины и автобус. Детский домобратился в таможню для таможенного оформления и выпуска товаров в свободноеобращение, представив следующие документы: товарно-транспортные накладные иписьмо германской стороны о передаче указанных товаров в дар детскому дому.Таможня отказала в выпуске товаров.
Правомерны ли действия таможни? Какиминормативными актами регулируется порядок оказания гуманитарной помощи и еетаможенного оформления? Какие документы должны быть представлены длятаможенного оформления гуманитарной помощи?Решение
Действия таможни неправомерны. Порядококазания гуманитарной помощи (содействия) РФ [4] регламентирует оказаниегуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, включая ее получение,выдачу удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров и услуг кгуманитарной помощи (содействию), таможенное оформление, учет, хранение,распределение и контроль за целевым использованием, а также порядокраспоряжения предоставленными в качестве гуманитарной помощи (содействия)легковыми автомобилями.
Координация на федеральном уровнедеятельности органов, организаций и лиц по получению и распределениюгуманитарной помощи (содействия), поступающей в Российскую Федерацию,осуществляется Комиссией по вопросам международной гуманитарной и техническойпомощи при Правительстве Российской Федерации, образованной ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 16 апреля 2004 г. N 215 «Обупорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп,образованных Правительством Российской Федерации»[5].
Решения о подтверждении принадлежности кгуманитарной помощи (содействию) средств и товаров, ввозимых в РоссийскуюФедерацию, а также работ и услуг принимаются Комиссией. Перечень документов,подтверждающих гуманитарный характер оказываемой помощи (содействия),определяется Комиссией. Эти документы представляются получателями гуманитарнойпомощи (содействия), а также федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом целевогоназначения получаемой гуманитарной помощи (содействия).
Решения Комиссии оформляютсяпротоколами, которые подписывает ее председатель (заместитель председателя).
Комиссия на основании своего решениявыдает удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ иуслуг к гуманитарной помощи (содействию), по форме согласно приложению.Удостоверение представляется в налоговые и таможенные органы с цельюпредоставления в установленном порядке определенных законодательствомРоссийской Федерации налоговых и таможенных льгот. Копии удостоверения втечение 3 дней со дня его оформления направляются в Министерство РоссийскойФедерации по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет РоссийскойФедерации.
Удостоверение подписываетсяпредседателем, заместителем председателя или ответственным секретарем Комиссиии заверяется печатью Комиссии. Прилагаемые к удостоверению перечни средств,товаров, работ и услуг заверяются штампом с надписью «Гуманитарная помощь(содействие)».
Образцы подписей председателя,заместителя председателя, ответственного секретаря Комиссии, а также печатиКомиссии и штампа с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)»представляются Комиссией в Министерство Российской Федерации по налогам исборам и Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Удостоверение выдается не позднее чемчерез 3 рабочих дня после принятия Комиссией соответствующего решения наосновании доверенности получателя гуманитарной помощи (содействия) и являетсядокументом строгой отчетности. Срок действия удостоверения — один год со дняпринятия Комиссией решения о подтверждении принадлежности средств, товаров,работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию).
Налоговые и таможенные льготы,предусмотренные статьей 2 Федерального закона «О безвозмездной помощи(содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот поплатежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлениембезвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», предоставляютсяполучателям гуманитарной помощи (содействия) только при наличии удостоверения,указанного в пункте 7 Порядка.
Средства и товары, относящиеся кгуманитарной помощи (содействию), являются собственностью донора до момента ихфактической передачи получателю гуманитарной помощи (содействия). Таможенноеоформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарнойпомощи (содействия), осуществляется в порядке, определяемом Государственнымтаможенным комитетом Российской Федерации.
При ввозе этих товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации Государственный таможенный комитет РоссийскойФедерации обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенныхтаможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии сзаконодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взиманиясборов за таможенное оформление.
Список литературы
1. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред. от20. 08. 2004), принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001. (с изм. и доп., вступающими в силус 1 окт. 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. № 4.
2. Таможенный кодексРоссийской Федерации: ФЗ от 28. 05. 03. № 61-ФЗ // Российская газета. 2003. 3июня. С. 1-11.
3. О таможенномтарифе: Федеральный закон т 21 марта 2003 № 5003-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗРФ. 2004. № 12.
4. Порядок оказаниягуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации: Утвержден ПостановлениемПравительства от 4 декабря 1999 г. N 1335 (в ред. Постановлений ПравительстваРФ от 26.09.2001 N 691, от 12.05.2003 N 277, от 23.07.2004 N 376) // Правоваясистема «Консультант плюс».
5. Комментарий кТаможенному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. В. М. Орлов. – М.: Юрист,2004. – 736 с.
6. Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1995. N 11. Ст. 942.
7. Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4771.
8. Трошкина Т. Н.,Шахматьев А. А. Правовое регулирование таможенных платежей. — М.: Новаяправовая культура, 2003. – 214 с.
9. Трошкина Т. Н.Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. – М.: Новая правоваякультура, 2004 г. – 330 с.