/>СодержаниеВведение
1. Сущность таможенных органов каксубъектов таможенного права1.1Структура таможенных органов1.2 Обеспечение деятельности таможенных органов1.3Цели и задачи таможенного регулирования
2. Правовое положение таможенныхорганов2.1Понятие и признаки таможенных органов РФ2.2Виды и правовое положение таможенных органов2.3Функции таможенных органов
3. Виды таможенного контроля,осуществляемого таможенными органами
Заключение
Список литературы
Введение
Государственные органы иих должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ врешении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условийдля этого.
В соответствии сзаконодательными актами РФ таможенные органы РФ вправе допускать выполнение подсвоим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другимигосударственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
В случае размещения структурныхподразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций наобъектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенныхскладов, и других объектах, предусмотренных Таможенным кодексом,материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставлениясредств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основаниидоговора.
Цель работы – рассмотретьтаможенные органы как субъектов таможенного права.
Задачи работы – изучитьструктуру таможенных органов.
1. Сущность таможенных органов как субъектов таможенногоправа 1.1 Структуратаможенных органов
Общее руководствотаможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Таможенное дело непосредственноосуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами исоставляющие единую систему, в которую входят:
Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации;
региональные таможенныеуправления Российской Федерации;
таможни РоссийскойФедерации;
таможенные постыРоссийской Федерации.
Центральным органомфедеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственноеруководство таможенным делом в Российской Федерации, является Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации (далее — ГТК РФ). Положение о ГТК РФутверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.
ГТК РФ осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественнымиобъединениями.
В своей деятельности ГТКРФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другимифедеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениямии распоряжениями Правительства РФ.
ГТК РФ решает возложенныена него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенныеуправления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории,подведомственные ГТК РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения,вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют наосновании положений, утверждаемых ГТК РФ.
Никакие государственныеорганы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения,затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующегодопуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи илииным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствуетположениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.
Таможенные органы РФвыполняют следующие основные функции:
участвуют в разработкетаможенной политики РФ и реализуют эту политику;
обеспечивают соблюдениезаконодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенныеорганы РФ. Принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий,учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
обеспечивают в пределахсвоей компетенции экономическую безопасность РФ, являющуюся экономическойосновой суверенитета РФ;
защищают экономическиеинтересы РФ;
применяют средстватаможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимают таможенныепошлины, налоги и иные таможенные платежи;
участвуют в разработкемер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу РФ, реализуют эти меры;
обеспечивают соблюдениеразрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу РФ;
ведут борьбу сконтрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства,относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекаютнезаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия,предметов художественного, исторического и археологического достояния народовРФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животныхи растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, другихтоваров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом ипресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельностьмеждународной гражданской авиации;
осуществляют исовершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия,способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
ведут таможеннуюстатистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;
ведут Товарнуюноменклатуру внешнеэкономической деятельности;
содействуют развитиювнешнеэкономических связей республик в составе РФ, автономной области,автономны округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а такжепредприятий, учреждений, организаций и граждан;
содействуют осуществлениюмер по защите государственной безопасности, общественного порядка,нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных ирастений, охране окружающей природной среды, защите интересов российскихпотребителей ввозимых товаров;
осуществляют контроль завывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
осуществляют валютныйконтроль в пределах своей компетенции;
обеспечивают выполнениемеждународных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; участвуют вразработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело,осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органамииностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросамитаможенного дела;
проводятнаучно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела;осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов вэтой области для государственных органов, предприятий, учреждений иорганизаций;
обеспечивают вустановленном порядке Президента РФ и Правительство РФ, иные государственныеорганы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией потаможенным вопросам;
реализуют единую финансово-хозяйственнуюполитику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенныхорганов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.1.2 Обеспечение деятельности таможенных органов
Материально-техническоеобеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федеральногобюджета и других источников, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.
В случае гибели должностноголица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семьепогибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере10-кратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой имв таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительновыплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшегопо последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия илипоявления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений учрежденийсреднего профессионального, высшего профессионального образования — до окончанияучебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размересреднемесячного заработка погибшего.
При получении должностнымлицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений,исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью,указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годовогоденежного содержания по последней занимаемой им в таможенных органах должности,а также в течение 10 лет — разница между размером его среднемесячного заработкапо последней занимаемой должности и размером пенсии.
При нанесении должностномулицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременноепособие в размере пяти среднемесячных заработков.
Ущерб, причиненный имуществудолжностного лица таможенного органа или его близкого родственника в связи сисполнением этим должностным лицом служебных обязанностей, возмещается в полномобъеме.
Выплата пособий ивозмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федеральногобюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.
Решение о выплате пособийпринимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основанииприговора суда или постановления следственных органов либо прокурора опрекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.
Отказ или уклонение следственныхорганов от возбуждения уголовного дела могут быть обжалованы таможенным органомпрокурору или в суд на основании проведенного служебного расследования и другихдоказательств.
Возмещение ущерба, причиненногоимуществу, производится по решению (приговору) суда.
Годовое денежное содержаниедолжностного лица таможенного органа, используемое для исчисления размеров единовременныхпособий, включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицодолжно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью.
Среднемесячный заработокопределяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
Должностной оклад должностноголица таможенного органа для целей настоящей статьи включает также оклад по специальномузванию, надбавки за выслугу лет, за знание иностранного языка и иные надбавки.1.3 Цели и задачи таможенного регулирования
В ст. 19 Таможенногокодекса Российской Федерации закреплен основополагающий принцип, всоответствии, с которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз вРоссийскую Федерацию и вывоз из страны товаров и транспортных средств (в томчисле при осуществлении внешнеэкономической деятельности) впорядке, предусмотренном Таможенным кодексом.
Товары и транспортныесредства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможеннымирежимами.
Таможенный режим — этосовокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств,перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенныхцелей. />Они касаются порядка оформления товаров,взимания таможенных платежейи др.
Таможенный кодекс РФсодержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортныхсредств:
1. Выпуск для свободногообращения.
2. Реимпорт.
3. Транзит.
4. Таможенный склад. Припомещении на таможенный склад товаров, предназначенных для вывоза всоответствии с таможенным режимом экспорта, такие товары освобождаются оттаможенных пошлин и налогов, либо уплаченные суммы возвращаются, если такоеосвобождение или возврат предусмотрены при фактическом экспорте товаров. Приэтом указанные товары должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дняпомещения на таможенный склад.
5. Магазин беспошлиннойторговли. При помещении товаров, в том числе российских, под таможенный режиммагазина беспошлинной торговли взимаются таможенные сборы за таможенноеоформление в валюте Российской федерации в размере 0,1 процента таможеннойстоимости товаров и дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которойкотируется Центральным банком Российской Федерации, в размере 0,05 процентаэтой стоимости.
6. Переработка натаможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товарыиспользуются в установленном порядке для переработки на таможенной территорииРоссийской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратомсумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии стаможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможеннойтерритории Российской Федерации.
При ввозе товаров напереработку на таможенной территории требуется обеспечение уплаты таможенныхплатежей в виде внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенногооргана, которые затем возвращаются после окончания процедуры переработки ивозвращения продуктов переработки. Пошлины могут быть возвращены в течение трехлет. После истечения этого срока они перечисляются в федеральный бюджет.
7. Переработка подтаможенным контролем — таможенный режим, при котором иностранные товарыиспользуются в установленном порядке на таможенной территории РоссийскойФедерации без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения ктоварам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем споследующим выпуском для свободного обращения или помещения продуктовпереработки под другой таможенный режим.
8. Временный ввоз (вывоз)- таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территорииРоссийской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичнымосвобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономическойполитики. Устанавливается перечень товаров, помещаемых под режим временноговвоза {вывоза), с полным освобождением от таможенных пошлин, налога надобавленную стоимость и акцизов. Полное освобождение от таможенной пошлины иналогов возможно на срок не более 1 года.
При частичномосвобождении за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается трипроцента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате,если товары были выпущены для свободного обращения.
В день истеченияустановленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товарыдолжны быть заявлены к иному таможенному режиму, либо помещены на складывременного хранения, учрежденные таможенными органами.
9. Свободная таможеннаязона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются ииспользуются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах)без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указаннымтоварам мер экономической политики, а российские товары размещаются ииспользуются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимомэкспорта, в порядке, определяемом таможенным законодательством.
10. Свободный склад.
11. Переработка вне таможенной территории — таможенныйрежим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мерэкономической политики и используются вне таможенной территории РоссийскойФедерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки всвободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным иличастичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без примененияк товарам мер экономической политики.
12. Экспорт. Экспорттоваров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мерэкономической политики и выполнения других установленных требований.
При экспорте товарыосвобождаются от налогов, либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату всоответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, при экспорте товаровнепосредственно предприятиями-изготовителями такие товары освобождаются отуплаты НДС и акцизов в порядке, определяемом Государственной налоговой службойРоссийской Федерации, а при экспорте другими предприятиями сумма уплаченных НДСи акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов.
13. Реэкспорт — таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможеннойтерритории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенныхпошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования иквотирования).
14. Уничтожение — таможенный режим, при котором иностранные товары и транспортные средствауничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние,непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин, налога надобавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено натаможенные органы, а также без применения мер экономической политики.Уничтожению подлежат только фактически ввезенные товары с разрешения таможни.
15. Отказ в пользугосударства — таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара безвзимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономическойполитики.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации было введено еще два таможенных режима:
16. Вывоз товаров дляпредставительств РФ за рубежом.
17. Вывоз отдельныхтоваров в государства — бывшие республики СССР.
Таможенные режимы можноразделить на две основные группы.
/>Кпервой группе относятся режимы, при помещении под которые товары переходят вполное распоряжение лица, перемещающего их, т. е. режимы данной группы имеютзавершенный характер. Это — выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт,реэкспорт.
Таможенные режимы,относящиеся ко второй группе, допускают использование товаров только для строгоопределенных целей и при соблюдении установленных таможенными органами условий.К этой группе относятся режимы: таможенный склад, магазин беспошлиннойторговли, транзит, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободныйсклад, переработки, отказ в пользу государства, уничтожение товаров.
Большинство изперечисленных режимов второй группы имеют своей целью решение различныхэкономических задач:
— складирование товаров —цель режима «таможенный склад»;
— переработка товаров —цель всех трех режимов переработки;
— использование товаровпри выполнении определенных условий — цель режимов «временный ввоз(вывоз)», «свободная таможенная зона»;
— перевозка товаров —цель режима «транзит».
Следовательно,существующие таможенные режимы ориентированы на развитие торговли,промышленности и международных перевозок.
Роль и значение таможенных режимовочень велики. Таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара черезтаможенную границу в зависимости от назначения товара, условия нахождения егона/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар, права и обязанности лица,перемещающего товары, требования к товару, помещаемому под данный конкретныйрежим.
Через таможенную границу Российской Федерации товары перемещаются всоответствии с их таможенными режимами.
Перечень таможенных режимов не является исчерпывающим:Правительству Российской Федерации и ГТК предоставлено правоустанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможеннымкодексом (ст. 24).
Вопросы, связанные с Применением таможенных режимов, регулируются нетолько Кодексом, но и рядом дополнительны актов, в том числе ведомственных. Таможенный кодекс определяет наиболее общие и принципиальныеположения.
Таможенные режимы наряду с особенностями, характеризующими каждый из них, имеютряд общих черт. Для нескольких режимов характерно полное или частичное освобождение товаров от оплаты таможенных пошлин и другихплатежей (реимпорт, транзит, таможенный склад, временный ввоз или вывоз,свобод/>ные таможенные зоны; и свободные склады и др.), неприменениетак называемых мерэкономической политики. К этим мерам относятся ограничений на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров, установленные исходя из экономических интересов Российской федерации. Они включают в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных имаксимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российскойэкономики с мировым хозяйством[1].
2. Правовое положение таможенных органов
2.1 Понятие и признаки таможенных органов РФ
Понятие таможенныхорганов имеет следующий вид: таможенный орган — это орган исполнительнойвласти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от именигосударства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи ифункции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областямиуправления с помощью присущих ему форм и методов деятельности.
Предлагая этоопределение, авторы не претендуют на его полноту и бесспорность, однако, онисчитают, что его можно принять как вариант с учетом не разработанности вопроса.
Формулируя понятиетаможенного органа РФ, следует учитывать его специфические черты и особенности.
Таможенные органыРоссийской Федерации являются органами исполнительной власти, звеньями системыгосударственного управления. К числу органов исполнительной власти таможенныеорганы отнесены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г., они осуществляютисполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.Таможенные органы, используя разнообразные формы и методы, осуществляют своифункции и полномочия в области организации перемещения через таможенную границутоваров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; таможенногоконтроля и оформления и т.д.
Важной отличительнойчертой и особенностью таможенных органов является то, что действующимзаконодательством они отнесены к к числу правоохранительных органов.Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многомобусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основныеправа и полномочия в сфере таможенного дела таможенные органы осуществляют сучетом интересов страны, укрепления ее экономического суверенитета иэкономической безопасности.
Деятельность таможенныхорганов характеризуется правоохранительной направленностью. Они принимают мерыпо защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций приосуществлении таможенного дела. Таможенные органы осуществляют не только борьбуконтрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового законодательства, чтосвидетельствует об их характере как правоохранительных органов, они такжеприменяют средства типичного регулирования торгово-экономических отношений, тоесть активно участвуют таможенно-правовом регулировании внешнеэкономическойдеятельности; содействуют развитию внешнеэкономических связей РФ и еесубъектов; осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненноважных материалов и валютный контроль в пределах их компетенции; участвуют вмеждународно-правовом сотрудничестве и регулировании отчислений в сферетаможенного дела.
Следует считать, чтоприведенные понятия таможенных органов не единственное, существуют и точкизрения других авторов. Например, К.К.Сандровский пишет "… таможенныеорганы можно определить как государственные органы, осуществляющиеисполнительно-распорядительную деятельность в специальной сфере государственногоуправления, связанной с пропуском через государственную границу различного родагрузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств,служащих для перевозки пассажиров и грузов".
В действовавшем ранеетаможенном законодательстве и в литературе прежних лет упоминается термин«таможенные учреждения». Однако в действующем таможенномзаконодательстве, в том числе и в ТК, этот термин не используется. Несмотря наэто, понятие «таможенные учреждения» в расширенном варианте — «таможенные учреждения и организации» и сегодня имеет право насуществование. В соответствии со ст. 9 Таможенного Кодекса и нам можно отнеститаможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведенияпрофессионального и дополнительного образования в сфере таможенного дела; к нимже относятся создаваемые ГТК вычислительные центры, полиграфические,строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельностькоторых способствует решению задач таможенных органов.2.2 Виды и правовое положение таможенных органов
В Таможенном Кодексеподчеркивается, что таможенные органы составляют единую систему, в которуювходят:
ГосударственныйТаможенный Комитет РФ;
Региональные таможенныеуправления РФ;
Таможни РФ;
Таможенные почты РФ.
Системообразующиефакторы, взятые в совокупности, придают характер внутренней органическойвзаимосвязи составным частям данной системы.
Функциональная общность,единство целей и задач таможенных органов, обусловленные тем, что все они выполняютединые по содержанию функции.
Организационное единствотаможенных органов. Оно обеспечивается организационным построением системы этихорганов, которая отличается строгой иерархичностью.
Рассмотрение совокупноститаможенных органов в качестве единой системы предполагает одновременно анализспецифики ее составных частей, то есть различных таможенных органов, в качествеподсистемы. Важно рассмотреть статус каждого из таможенных органов, являющихсясамостоятельным субъектом таможенного права.
Таможенный Кодексопределяет его как центральный орган федеральной исполнительной власти,осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Этосовершенно правильная, но явно недостаточная характеристика.
Указом Президента РФ от14 августа 1996 г. Государственный Таможенный Комитет отнесен к числуфедеральных органов исполнительной власти, каковыми являются государственныекомитеты, федеральные службы и другие органы.
Статус ГТК, его функции,полномочия и частично — структура определяются в Таможенном Кодексе, Положениио Государственном Таможенном Комитете РФ, а также других нормативных актах.
ГТК признается органом,осуществляющим межотраслевое регулирование, поскольку выполняет не толькофункции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные ичастично контрольные функции в этой сфере (ст. ст. 11, 13 ТК РФ).
В системе таможенныхорганов ГТК является функциональным и организационным центром данной системы,возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы,способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности.
ГТК возглавляетПредседатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.Председатель ГТК несет персональную ответственность за выполнение данныморганом возложенных на него задач и функций. Заместители Председателя, в томчисле первый заместитель, назначаются на должность и освобождаются от нееПравительством по представлению Председателя ГТК. Обязанности между нимираспределяет Председатель.
Важной составной частьютаможенных органов являются региональные таможенные управления. Возникновение ифункционирование управлений, являющихся промежуточным звеном между ГТК итаможнями, было обусловлено усложнением функций и организации управления всфере таможенного дела[2].
Правовой статусрегиональных таможенных управлений находит свое отражение в Типовом положении орегиональном таможенном управлении РФ. Было введено понятие «таможенныйрегион», пределы которого определяются ГТК. РТУ создаются, реорганизуютсяи ликвидируются ГТК. В оперативном управлении РТУ находятся расположенные натерритории региона таможенные органы, а также предприятия, учреждения иорганизации, входящие в систему ГТК. Управление является юридическим лицом,имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием,текущие счета по учету бюджетных средств, сумм по поручениям, счета в банках ииных кредитных учреждениях.
РТУ имеет свои задачи,например, обеспечение и защита в пределах своей компетенции экономическойбезопасности и интересов страны; исполняет свои функции: организует применениесредств таможенного регулирования торгово-экономических отношений и другие.
Таможни РФ составляютфундамент системы таможенных органов. Именно они непосредственно решаютосновную часть задач в таможенном деле.
Таможни условноподразделяют на внутренние и внешние (в стране и на границе).
Таможни осуществляютдеятельность под руководством ГТК и РТУ. Отдельные таможни могут быть подчиненынепосредственно ГТК.
Регион деятельноститаможни определяет ГТК. Он же осуществляет их создание, реорганизацию иликвидацию.
В оперативном подчинениитаможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты.
Таможни являютсяюридическим лицом. Перед каждой из них определен круг задач и функций, имиисполняемых.
Таможенные посты РФ — первичное звено системы таможенных органов. Деятельность его направляетсятаможней, в состав которой он входит и которой подчиняется.
Решением ГТК попредставлению РТУ таможенному посту может быть придан статус юридического лица
Таможенный пост выполняеттакие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление товарови транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; обеспечиваетсоблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средствчерез таможенную границу; налагает и взимает таможенные пошлины, налоги и иныеплатежи.2.3 Функции таможенных органов
Таможенные органы выполняютследующие основные функции:
1) осуществляюттаможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорениютоварооборота через таможенную границу;
2) взимают таможенные пошлины,налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы,контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин,налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдениепорядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдениеустановленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности и международными договорамиРоссийской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу;
5) обеспечивают в пределахсвоей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6) ведут борьбу с контрабандойи иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела,пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия,культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихсяпод угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности,других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международнымтерроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерациив деятельность международной гражданской авиации;
7) осуществляют впределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещениемтоваров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством
Российской Федерации овалютном регулировании и валютном контроле;
8) ведут таможеннуюстатистику внешней торговли;
9) обеспечивают выполнениемеждународных обязательств
Российской Федерации в части,касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентнымиорганами иностранных государств, международными организациями, занимающимисявопросами таможенного дела;
10) осуществляют информированиеи консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядкегосударственные органы, организации и граждан информацией по таможеннымвопросам;
11) проводят научно-исследовательскиеработы в области таможенного дела.
3. Виды таможенного контроля, осуществляемого таможеннымиорганами
Виды таможенногоконтроля.
По формам осуществлениятаможенного контроля его можно разделить на следующие виды:
1. проверка документов натовары и транспортные средства — заключается в их изучении с точки зренияустановления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты ихоформления;
2. таможенный осмотртоваров и транспортных средств (под таможенным осмотром понимаетсяадминистративное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся впроверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в них товара безвскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законностиих перемещения через таможенную границу РФ);
3. таможенный досмотртоваров и транспортных средств (это административное действие, заключающееся вфактической проверке товаров и транспортных средств в целях установлениязаконности их перемещения через таможенную границу РФ, предотвращения ввоза иливывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а такжеопределения наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества.
Различают таможенныйконтроль товаров и транспортных средств. Применительно к таможенному контролютоваров существует таможенный контроль импортных, экспортных и транзитныхтоваров. Таможенный контроль товаров, следующих транзитом через таможеннуютерриторию Российской Федерации, называется промежуточным. Таможенный контрольтранспортных средств подразделяется в зависимости от видов транспортныхсредств, перемещающихся через таможенную границу (таможенный контроль морскихсудов, речных судов, железнодорожных составов, воздушных судов,автотранспортных средств и др.).
В процессе осуществлениятаможенного контроля обычно участвуют таможенные органы нескольких стран,поэтому в зависимости от характера участия в процессе таможенных органовсотрудничающих стран выделяются:
— двусторонний таможенныйконтроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенныеорганы каждой из стран;
— одностороннийтаможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы толькоодной страны;
— совместный таможенныйконтроль, когда таможенный досмотр осуществляется совместно таможеннымиорганами.
Таможенный контрольбывает однократным и повторным. Когда таможенная граница пересекается толькоодин раз в одном направлении и таможенный досмотр осуществляется только одинраз, имеет место однократный таможенный контроль. Если товары и транспортныесредства пересекают границу дважды, они попадают под повторный таможенныйконтроль.
В зависимости отконкретных административных действий, Таможенный кодекс РФ устанавливает следующиеформы таможенного контроля:
Проверка документов исведений, необходимых для таможенных целей.
Таможенный досмотр,досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.
Учёт товаров итранспортных средств.
Устный опрос физическихлиц и должностных лиц.
Проверка системы учёта иотчётности.
Осмотр территорий ипомещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могутнаходится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либоосуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Иные формы, предусмотренныеТаможенным кодексом и другими актами законодательства РФ по таможенному делу, либоне противоречащими законодательным актам РФ.
Рассмотрим основные чертыкаждого вида таможенного контроля.
1. Проверка документов исведений, необходимых для таможенных целей.
Цели при таможенномконтроле определяются по тем документам и сведениям, которые передаёт лицо,перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границудолжностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.
Указанные документыдолжны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортныесредства. Такими сведениями могут являться: наименование российского получателятоваров, наименование перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве, такиекак: вид, название, номер и другое. К сведениям также относят обобщённоекомплектование товаров и его качество.
Рассмотренные сведениянеобходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар для ведения внешнеэкономическойдеятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.
В случае, если лицо,перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет товар или багаж, или имеетего, но он предназначен для личного пользования, то в этом случаеосуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы. Лицо заполняеттаможенную декларацию, где указывает, с какой целью он выезжает за границуРоссийской Федерации, количество мест багажа, если он есть, валюту и валютныеценности. Количество товаров и их вес не должны превышать ограничений.
В некоторых случаях, вцелях выполнения законодательства Российской Федерации, на некоторые товарытребуются разрешительные документы: от Управления Министерства культуры РоссийскойФедерации, от Государственного комитета Российской Федерации по связи иинформации, от Госатомнадзора, от Минздрава Российской Федерации, отМинистерства сельского хозяйства Российской Федерации, от Министерствавнутренних дел, от Государственного комитета санитарно-эпидемиологическогонадзора, от Банка России и других государственных органов.
Поданные документы должныбыть подлинными, иметь достоверные сведения и правильно документальнооформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы, внимательнопроверяют их на основании таможенного законодательства и иных нормативных актов.На основании международных соглашений с участием Российской Федерации,некоторые учреждения и организации стран дальнего и ближнего зарубежья такжеимеют право выдавать разрешительные документы.
Достоверность сведенийтакже может проверяться путём запроса в любой другой правоохранительный органРоссийской Федерации, налоговый или иной контролирующий орган РоссийскойФедерации.
Таможенный досмотр.
Наиболее важной и частоиспользуемой формой контроля является таможенный досмотр. Таможенный досмотр делитсяна обязательный, который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр, производимыйпо усмотрению начальников таможни и начальников таможенных постов.
а). Таможенный досмотртоваров и транспортных средств.
В обязательном порядкетаможенный досмотр производится в отношении товаров, подлежащих обложениюакцизным налогом: заявленных в товаросопроводительных документах как различноговида безалкогольные напитки, продукты питания, табак, стекло, обувь и другиетовары, близкие по наименованию к акцизным товарам, в отношении лиц, ранеедопустившими нарушения процедуры внутреннего таможенного транзита, а такжетоваров, перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.
В других случаях, досмотрпроизводится по усмотрению начальников таможенных постов, на основаниисведений, указываемых в товаросопроводительных и транспортных документах, а такжев период основного таможенного оформления.
Таможенный досмотр — этоадминистративное действие, заключающееся в фактической проверке товаров итранспортных средств, в целях установления законности их перемещения черезтаможенную границу, соответствие проверяемых товаров данным, заявленным втаможенной декларации, соответствие товаров нормам, установленнымсоответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых оттаможенного контроля, либо перемещаемых без разрешительных документовпредметов, а также предметов, являющихся контрабандой, определения наименованияи кода по ТНВЭД товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определениестоимости, количества и качества.
Досмотр производится путёмвскрытия тары и установки товаров, установления их наименования, подсчётаколичества, а при необходимости и качества товара, путём проверки всех мест, полостейи конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах, с цельюобнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть спрятаны предметыконтрабанды. Для этого применяются прощупывание, прокалывание, разборкаконструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего иличасти предмета и т.п. Главный принцип, используемый при производстве досмотра — его выборочность.
При выполнении таможенногодосмотра таможенные органы применяют следующие методы его осуществления: идентификационныйдосмотр (внешняя идентификация товара), досмотр с пересчётом количествагрузовых мест без их вскрытия, со вскрытием всех грузовых мест, досмотр с пересчётомколичества предметов в грузовых местах, досмотр с замерами и определениемхарактеристик товаров без взятия проб и образцов на экспертизу (со взятием), направленныйдосмотр (по выявлению тайников сокрытий контрабанды), повторный таможенныйдосмотр (до выпуска товаров и после его выпуска).
Одной из форм таможенногодосмотра является идентификационный досмотр. Идентификационный досмотр проводитсяв отношении всех партий, ввозимых из дальнего зарубежья товаров, помещаемых подтаможенный режим выпуска для свободного обращения. Товары из стран СНГ досматриваютсявыборочно, по решению начальника таможни. Не подлежат этому виду контролятовары, перемещаемые физическими лицами в упрощённом, льготном порядке.
Идентификационныйтаможенный досмотр проводится после подачи грузовой таможенной декларации вупрощённом порядке с целью установления фактического соответствия товаров ихописанию и количеству, заявленному декларантом товаров в основных идополнительных листах грузовой таможенной декларации, определения страныпроисхождения товаров. При проведении идентификационного таможенного досмотрарешение о выпуске товаров может приниматься только уполномоченными сотрудникамиотделов таможенного оформления и контроля, отвечающими за документальноеоформление, не участвующими в таможенном досмотре, и только при наличии актатаможенного досмотра.
Идентификационныйтаможенный досмотр проводится на основании письменных поручений Письменныепоручения регистрируются в журнале учёта актов таможенного досмотра. Должностноелицо таможенного органа, получив поручение на проведение идентификационногодосмотра, осуществляет фактический досмотр товаров и транспортных средств.
Результаты досмотра,отражаемые в акте таможенного досмотра, в обязательном порядке должнысодержать:
практическое описаниетоваров (наименование, из какого материала изготовлены, что из себяпредставляют, цвет, запах и прочее);
описание маркировки,нанесённой на товар и его упаковку, определяющей страну происхождения этих товаров;
количественные характеристикитоваров (вес, количество мест, количество товаров в дополнительных единицахизмерения и так далее В случае невозможности указания точных сведений, этисведения указываются ориентировочно.
Все виды таможенногодосмотра и результаты их проведения фиксируются актом таможенного досмотра.
В случае обнаружения, вакте досмотра отдельно отмечаются: наркотические средства, психотропные,сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружение,огнестрельное оружие, взрывчатые устройства, патроны к оружию и боеприпасы,ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения, материалыи оборудование, которые заведомо могут быть использованы при его создании, атакже предметы художественного, исторического и археологического достояния.
Акт таможенного досмотра составляетсяв двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются представителями всех заинтересованныхорганизаций, присутствующих при досмотре. Один экземпляр акта передаётсядекларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении досмотренных товаров.Второй остаётся в таможенном органе.
При необходимостипроведения экспертизы, в процессе досмотра, могут отбираться пробы и образцытоваров. Взятие проб и образцов производится в установленном порядке.
При проведении таможенногодосмотра могут применяться технические средства таможенного контроля, безопасныедля жизни и здоровья людей, и не причиняющие вреда товарам и транспортнымсредствам.
Необходимо отметить, чтоТаможенным кодексом РФ, Федеральными законами и иными нормативными документами предусмотреноосвобождение от таможенного досмотра. Так, статья 188 Таможенного кодексауказывает, что от таможенного досмотра освобождается личный багаж Президента РоссийскойФедерации, а также личный багаж, депутатов Государственной Думы, членов СоветаФедерации РФ и членов Правительства РФ, если указанные лица пересекают границуРФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей, а такжевоенные корабли, боевые и военно-транспортные судна и военная техника,следующая своих ходом.
Следующим примером можетслужить Федеральный закон РФ “О федеральной фельдъегерской связи” от 16.11.94г.1, согласно которому неподлежат таможенному досмотру перевозимые фельдъегерями фельдъегерской связиотправления особой важности, совершенно секретные, секретные и иные служебныеотправления.
б). Личный досмотр
Личный досмотр являетсяисключительной формой досмотра. Он может быть произведён по решению начальника таможенногооргана или должностного лица, его замещающего. Личному досмотру может бытьподвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. Не могут быть подвергнутыдосмотру:
Президент РФ2;
Члены Совета Федерации идепутаты Государственной Думы РФ3;
судья КонституционногоСуда РФ, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом дляобеспечения безопасности других людей4;
прокуроры и следователиорганов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральнымзаконом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании, присовершении преступления5;
судьи РФ, за исключениемслучаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делув отношении судьи1;
сотрудники органовФедеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей2;
сотрудники федеральных органовгосударственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей;
лицо, обладающееиммунитетом на территории РФ в соответствии с Венской конвенцией одипломатических отношениях 1961 года;
а также иные лица,освобождённые от проведения личного досмотра в соответствии с актамизаконодательства РФ и международными договорами .
Личный досмотр может бытьпроведён при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующеечерез таможенную границу РФ, либо находящееся в транзитной зоне аэропорта, открытогодля международного сообщения или в зоне таможенного контроля, скрывает при себеи не выдаёт товары, являющиеся объектами нарушения законодательства РФ илимеждународного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен натаможенные органы РФ. Такими основаниями считаются соответствующие сведения, содержащиесяв заявлениях, и сообщениях российских и иностранных лиц, в материалах, поступившихот других таможенных органов РФ, а также непосредственное обнаружение должностнымилицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих нато, что физическое лицо скрывает и не выдаёт товары.
Решение о проведенииличного досмотра определённого физического лица принимается начальникомтаможенного органа или лицами, его замещающими, и оно оформляется письменно, путёмналожения резолюции на таможенную декларацию, поданной физическим лицом, либона рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельнымактом. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенногооргана, которому поручено проведение личного досмотра. Личный досмотрпроводится при участии понятых, а при необходимости специалистов, в том числепереводчика и медицинского работника. Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующихв нём и не имеющих к нему отношения запрещается. Лица. участвующие в личномдосмотре, должны быть совершеннолетними, и, за исключением медицинского работника,одного пола с досматриваемым лицом. Обследование тела досматриваемого лицаосуществляется только медицинским работником. Личный досмотр должен проводитьсяв корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинениенепоправимого вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица в пределах,необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Вред, причинённый имуществудосматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц, таможенныхорганов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии сзаконодательством РФ.
По результатам личногодосмотра может быть возбуждено уголовное дело или заведено дело о нарушениитаможенных правил. В том случае подлинник протокола личного досмотра приобщаютк материалам дела, либо уголовного, либо о нарушениях таможенных правил, акопия остаётся в таможенном органе.
Повторный таможенныйдосмотр.
Таможенный контрольосуществляется не только в процессе таможенного оформления, но и после выпускатоваров и транспортных средств. В соответствии со статьёй 193 Таможенногокодекса РФ таможенный контроль может проводиться вне зависимости от выпускатоваров и транспортных средств в любое время, если имеются достаточныеоснования полагать о наличии нарушения законодательства РФ, контроль заисполнением которых возложен на таможенные органы. Они вправе проверять наличиетоваров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверятьсведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы идругую информацию, относящуюся у внешнеэкономическим и последующим коммерческимоперациям с данными товарами и транспортными средствами. На практике проводитсякак плановый так и внеплановый таможенный контроль. В плановом порядкеосуществляется валютный контроль за поступлением валютной выручки, за условно выпущеннымитоварами и другое. При внеплановом контроле таможенные органы вправе проверятьналичие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенныйдосмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверятьдокументы, имеющие отношение к данным товарам. Так, повторный таможенныйдосмотр может проводиться в любое время, в целях выявления фактовнедостоверного декларирования товаров, прошедших таможенное оформление,уклонений от уплаты таможенных платежей или совершение иных таможенныхправонарушений.
Основанием для принятия решенияо проведении повторного таможенного досмотра после выпуска товаров итранспортных средств могут быть любые сведения о наличии нарушениязаконодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнениемкоторых возложен на таможенные органы РФ.
Повторный досмотр вне месттаможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится таможенныминарядами. При его проведении должностные лица таможенных органов имеют правопроверять наличие товаров и транспортных средств, перепроверять сведения,указанные в таможенной декларации и других документах, необходимых длятаможенного контроля, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюсяк внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами итранспортными средствами после их выпуска, а также осуществлять другиедействия, предусмотренные таможенным кодексом РФ.
Учёт товаров итранспортных средств.
Формой таможенногоконтроля является также учёт товаров и транспортных средств. Так, товары итранспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, как при ввозе,так и при вывозе, помещаются на склад временного хранения или в таможенныйсклад. Товары и транспортные средства подлежат обязательному учёту. Формамиучёта являются книги учёта и таможенный документ учёта.
При принятии на хранениеили выдаче со склада товаров и транспортных средств оформляется “Краткаядекларация” с отметкой “товар принял — товар выдал”, и заверяется личнойномерной печатью инспектора таможни. При учёте товаров, фактическое помещениекоторых на СВК не происходит, в графе “Примечания” “Книги учёта товаров и транспортныхсредств” делается отметка “Учёт без помещения на СВК”. Аналогичная отметкаделается на товаросопроводительных документах.
Владелец СВК или ТСобязан вести единый учёт товаров и транспортных средств и единый учётрегистрационных номеров, справок в хронологическом порядке.
Устный опрос должностныхи физических лиц
Одной из форм таможенногоконтроля является устный опрос физических и должностных лиц. Так, таможеннымкодексом установлено, что товары и транспортные средства подлежат декларированию.Допускается письменная и устная форма декларирования. Устное декларирование,как правило, возможно при таможенном оформлении ручной клади и багажапассажиров. Если в ручной клади или багаже пассажиров есть товары, в отношенииввоза или вывоза которых установлены ограничения, то в этом случае необходимаписьменная форма декларирования.
Проверка системы учёта иотчетности.
В качестве формытаможенного контроля применяется также проверка системы учёта и отчётности.
Товары и транспортныесредства, перемещаемые через таможенную границу РФ, находящиеся на складевременного хранения, а также заявленные в режиме таможенного склада инаходящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенныхорганов.
На основании Таможенногокодекса РФ, владельцы складов обязаны вести учёт и представлять таможенномуоргану РФ отчётность о хранящихся товарах и транспортных средствах.
Владелец складавременного хранения обязан предоставить отчёт о хранящихся или находящихся нахранении товаров и транспортных средств ежеквартально до 10 числа месяцаследующего за отчётным. владелец склада обязан не реже одного раза в три месяцапредоставить отчёт о хранящихся на его складе товарах и транспортных средствах
Таможенные органы РФ вправепроводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся подтаможенным контролем.
Осмотр территорий ипомещений, складов временного хранения, таможенных складов.
Следующей формойтаможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов, свободныхтаможенных зон, транспортных средств и других мест, где находится или могутнаходится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Основаниемдля проведения таможенного контроля является Таможенный кодекс РФ, а такжеприказы и указания ГТК РФ.
Под таможенным осмотром понимаетсядействие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест, гденаходятся или могут находиться товары и транспортные средства, исследованиевнешнего вида транспортного средства или грузовых помещений, тары, либоупаковка груза на предмет установления законности их перемещения через границуи выполнение таможенных формальностей. В местах таможенного оформлениятаможенные органы производят осмотр транспортных средств как непосредственноперед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.
Целью осмотра являетсяконтроль за надлежащим оборудованием транспортного средства, выявление внешнихпризнаков наличия скрытых тайников, определения способа осуществления досмотра,сохранность средств идентификации и т.п. Осмотр предполагает проверку,обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных средств без вскрытияупаковки, тары, без нарушения целостности товаров.
Иные формы таможенногоконтроля.
К иным формам таможенногоконтроля относятся контролируемая поставка, организация и проведение которойрегламентируется Таможенным кодексом РФ, статьями 227, 228, 229, Законом обоперативно-розыскной деятельности в РФ1.
Контролируемая поставка — это система согласованных между собой оперативно-розыскных мероприятий и иныхдействий таможенных и других компетентных органов одной или нескольких страндля пресечения незаконного международного оборота предметов, ввоз, вывоз итранзит которых запрещён международным, либо национальным правом стран — участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту.
Решение о проведенииоперации “контролируемая поставка” в соответствии со статьями 227, 228Таможенного кодекса РФ принимается ГТК РФ с последующим уведомлением прокурора.
Заключение
Общие и конкретные задачии функции таможенных органов определяются в таможенном законодательстве,стержнем которого является Таможенный Кодекс РФ. Кодекс направлен на защитуэкономического суверенитета и экономической безопасности РФ. «Обеспечениезащиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов исоблюдение ими обязанностей в области таможенного дела».
Это положение даетоснования сделать вывод о том, что само таможенное дело и таможенные органыизначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являютсяправоохранительными по своему характеру и в большинстве случаев выступаютименно в таком качестве.
В ст. 10 ТаможенногоКодекса приведен обширный перечень функций, исполняемых таможенными органами,их двадцать — это свидетельство того, что деятельность их очень многообразна.
Подчеркнем некоторыемоменты, важные для характеристики таможенных органов. Они обеспечиваютсоблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средствчерез таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-распорядительные,административные органы.
Список литературы
1. Воробьев, Ю. А.Таможенное право. Учебник / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Юрист, 1998.
2. Гравина А.А.,Терещенко Л.К., Шестакова М.Л. Таможенное законодательство. Практическийкомментарий / М. Юрист, 1997 г.
3. Драганов В.Г.Основы таможенного дела. – М.: Экономика, 1998г.;
4. Пригожин Г.И.Таможенное право: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Российскоетаможенное право. Учебник для вузов. / Под ред. Б.Н. Габричидзе – М:Издательская группа Инфра — М–Норма, 2004г.
6. Таможенное право/ Под ред. Д.Л. Коноваловаю М.: Юристъ, 2004.
7. Таможенное правоРоссии. Учебное пособие. И.В. Тимошенко. Ростов на — Дону: Феникс. 2001 г.
8. Таможенное право:Учебник / Под ред. Д.Д. Горцева. М.: ПРИОР, 2005.
9. Таможенное право:Учебник. Отв редактор – доктор юрид. Наук, профессор А.Ф. Ноздрачев М.: Юрист,1998 г.
10. Таможенное право:Экзаменационные ответы студенту вуза / Под ред. И.Д. Иванова. М.: ПРИОР, 2004.