ВВЕДЕНИЕ
Таможенная служба как видпрофессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентноеобеспечение исполнения соответствующих полномочий лицами, находящимися надолжностях в таможенных органах.
Сущность полномочий таможенныхорганов заключается в их праве принимать общеобязательные решения. Властныеполномочия таможенных органов воплощаются в компетенции конкретного таможенногооргана, закрепленной соответствующим нормативным правовым актом.
При этом в условиях развивающихсяв России рыночных отношений, требования таможенных органов, предъявляемые приосуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием дляперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РоссийскойФедерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования вбольшей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актовтаможенного законодательства Российской Федерации.
Проблематика выбранной темыисследования заключается в том, что, не всегда, осуществляя таможенныйконтроль, при котором таможенные органы обязаны обеспечить соблюдениеразрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации, и, одновременно, создать условия,способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенногозаконодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересовфизических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги и выполняя ряддругих функций, предусмотренных Таможенным Кодексом, закрепленныезаконодательно нормы реализуются в действительности. Поэтому гражданамнеобходимо иметь четкое представление о способах осуществления таможенногоконтроля и деятельности должностных лиц в таможенных органах.
Это и обусловило выбор темы«Способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц втаможенных органах».
Объект: таможенная деятельность.
Предмет: способы осуществлениятаможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах.
Цель: изучить основные способыосуществления таможенного контроля и дать характеристику деятельностидолжностных лиц в таможенных органах.
Гипотеза: процедура таможенногоконтроля является неотъемлемой и первостепенной функцией деятельностидолжностных лиц таможенных органов, знание основ которой необходимо при еёреализации.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, нормы и принципы таможенного права.
2. Изучить права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
3. Выделить методы и виды таможенного контроля.
4. Проанализировать способы осуществления таможенного контроля.
Методы исследования: сбор,анализ, систематизация литературы и законодательных положений по выбраннойтеме.
Методологическую базуисследования составили исследования в области таможенного права В.А. Шамахова,А. А. Богомоловой, О.Ю. Бакаевой.
Нормативную базу исследованиясоставил Таможенный Кодекс Российской Федерации/>,Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании вРоссийской Федерации».
Теоретическая и практическаязначимость работы заключается в необходимости изучения основ таможеннойдеятельности, что позволит гражданам при осуществлении процедуры таможенногоконтроля знать свои права и обязанности, а так же права и обязанностидолжностных лиц в таможенных органов, что позволит в полной мере соблюдатьзакрепленные законодательством нормы.
Структура: данная курсовая работасостоит из двух глав, посвященных изучению деятельности должностных лиц втаможенных органах и способам осуществления таможенного контролясоответственного.
Каждая глава содержит в себе двапараграфа, подробно раскрывающих её суть.
Характеристика литературы:основными, используемыми при подготовке к исследованию, источниками литературы,являются учебник «Таможенный контроль» под общей редакцией В. А. Шамахова иконспекты лекций А. А. Богомоловой.
Данные издания детальнорассматривают теоретические положения и законодательные документы потаможенному праву. Так же, авторы обоих изданий уделяют большое вниманиеизучению процесса осуществления таможенного контроля, его методам, видам испособам реализации, ссылаясь на законодательные источники.
таможняорганы право контроль
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Таможня — государственный орган,обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров итранспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов ивзимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенноеоформление.
Служба в таможенных органахявляется особым видом государственной службы граждан Российской Федерации,осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав иобязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органовРоссийской Федерации.
1.1 ПОНЯТИЕ, НОРМЫ И ПРИНЦИПЫТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Таможенное право представляетсобой средство государственного регулирования таможенного дела на территорииРоссийской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципегосударственным регулированием. Без таможенного права невозможно созданиенормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежитсистема исполнительной власти в лице таможенных органов. Таможенное правообеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенноедело в Российской Федерации. Осуществление таможенного дела невозможно безправового регулирования отношений, возникающих в данной области[1].
Таможенное право объединяет всеправила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средствчерез таможенную границу. Данные правила содержатся в ТК, а также в иныхфедеральных законах, затрагивающих отдельные аспекты перемещения товаров черезтаможенную границу. Таким образом, таможенное право – это комплексная отрасльроссийского законодательства, представляющая собой систему правовых нормразличной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством ипредназначены для регулирования общественных отношений, связанных сперемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Подтаможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтовразличной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей иконтроля до таможенных правонарушений и организации прохождения службы втаможенных органах), объединенных одним термином – «таможенное дело».
В качестве основных методовправового регулирования в теории права выделяют[2]:
1. Предписывающий (императивный) метод.
2. Дозволительный (диспозитивный) метод.
Основным для таможенного праваявляется императивный метод, то есть метод властных предписаний: лицо приосуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает вопределенные отношения с государственными (таможенными) органами, которыедиктуют ему правила поведения в данной области.
Пределы диспозитивного методасущественно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в техслучаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыминормами.
Норма таможенного правапредставляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений,которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающиевозникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливаяправа и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила.Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охранавозможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенногозаконодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании,то есть в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативныхактов.
Таможенное право содержит восновном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участниковправоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы,то есть нормы, определяющие условия применения к субъекту мергосударственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер,занимают в таможенном праве значительно меньшее место.
В соответствии с методамиправового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения,предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на[3]:
1. Управомочивающие.
2. Обязывающие.
3. Запрещающие.
Управомочивающими нормамивыступают нормы, наделяющие участников таможенно-правовых отношенийопределенными правами, использование которых зависит от усмотрения такихучастников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любомутаможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправепроизвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведениетаможенному брокеру).
Обязывающими являются нормы,предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так,при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларантобязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органунеобходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа он долженпредъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить ихуплату).
К запрещающим нормам относятсянормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться отсовершения определенных действий (в частности, товары, выпуск которыхосуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающихсоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передачетретьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а вслучаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качестватоваров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любойформе).
В структуре нормы таможенногоправа содержатся такие элементы, как гипотеза, определяющая круг лиц, которымадресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащаясамо правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участниковправоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения занарушение диспозиции.
По степени определенности втаможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы.Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенногоправа практически не используются в регулировании правоотношений. Бланкетныенормы, то есть нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, втаможенном праве не находят такого широкого распространения, как, например, вуголовном или административном праве. Тем не менее они используются длярегулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм,содержащихся в иных нормативных правовых актах. В частности, ТК содержит нормыо соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу.
Большая часть основных принциповперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу выделеназаконодателем в отдельные статьи ТК. В частности, гл. 2 ТК содержит основныепринципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1. Принцип свободы и равенстваправ лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу[4].
2. Принцип обязательностисоблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможеннуюграницу[5].Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии смеждународными договорами Российской Федерации, так и в соответствии свнутренним законодательством России.
3. Принцип обязательностиприбытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию РоссийскойФедерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территорииРоссийской Федерации в установленных для этого местах и во время работытаможенных органов. При этом согласно норме п. 3 ст. 69 ТК таможенные органыобязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска черезГосударственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и овремени работы таможенных органов.
4. Принцип обязательноститаможенного оформления и контроля перемещаемых через таможенную границу товарови транспортных средств[6].Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу,подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях,предусмотренных ТК.
5. Принцип ограничения правпользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимисяпод таможенным контролем[7].Данный принцип затрагивает несколько основных таможенно-правовых институтов, аименно: таможенное оформление и таможенный контроль товаров.
Кроме общих принципов перемещениятоваров (транспортных средств) через таможенную границу РФ можно выделитьотдельные группы принципов, относящихся к конкретным таможенно-правовыминститутам, то есть институциональные принципы таможенного права.
К ним относятся, в частности,принцип обязательности нахождения прибывших на таможенную территорию РоссийскойФедерации товаров на временном хранении (п. 2 ст. 77 ТК), принципобязательности таможенного декларирования товаров (ст. 123 ТК РФ). Применениеконкретных таможенных режимов основано на принципе свободы выбора режима, равнокак и принципе свободы изменения действующего таможенного режима на инойтаможенный режим (п. 2 ст. 156 ТК).
Проведение таможенного контроляосновано на принципе его выборочности[8].Выбор необходимых форм таможенного контроля проистекает из использованиясистемы управления рисками (вероятности несоблюдения таможенного законодательства).
Отдельного внимания заслуживаютпринципы осуществления таможенными органами таможенного дела. В их числе можновыделить следующие принципы.
1. Принцип законности деятельности таможенных органов. Решения, действия(бездействие) таможенных органов и их должностных лиц должны соответствоватьтребованиям актов таможенного законодательства, иных правовых актов, а такженормативных правовых актов федерального министерства, уполномоченного в областитаможенного дела.
2. Принцип невмешательства в деятельность таможенных органов. Органыгосударственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественныеобъединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов приосуществлении ими своих функций[9].
3. Принцип должностной индивидуализации. Данный принцип заключается в том,что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретнымиуполномоченными должностными лицами таможенных органов.
Решения таможенных органов(должностных лиц) о предоставлении или непредставлении заинтересованным лицамсоответствующих прав носят разрешительный характер и принимаются в видеразрешений, отказов, запретов.
4. Принцип обязательности решений таможенных органов.
5. Принцип обязательности требований таможенного органа. В соответствии сданным принципом требования таможенного органа обязательны для исполнениялицами, к которым они направлены.
Принципиальные основы таможенногоправа находятся в неразрывной связи с институтом участников или субъектовтаможенно-правовых отношений.
1.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Под «должностью» в таможенныхорганах понимается юридически установленный для одного лица объем функций иправомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа.
Каждая должность содержит точноотграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающимданную должность. Наименование каждой должности представляет собой краткую иточную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системефункций таможенных органов.
Права сотрудников таможенныхорганов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешногоосуществления служебной деятельности.
Право на ознакомление сдокументами, определяющими права и обязанности сотрудника по занимаемой втаможенном органе должности, означает право на ознакомление с правиламивнутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями,положениями, уставами, правилами работы с информацией и тому подобное
Право на получение вустановленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей, означает не только право сотрудника таможенногооргана запрашивать и получать необходимую информацию, но и наличиесоответствующей обязанности у государственных органов, юридических и физическихлиц, вступающих в отношения с таможенными органами, предоставлять этуинформацию.
Право посещения в установленномпорядке для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от формсобственности.
Право на принятие решений иучастие в подготовке решений в соответствии с должностными обязанностямиозначает право сотрудника участвовать в обсуждении и решении вопросовдеятельности таможенного органа в целом и его подразделений, выступать собоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и должностныхлиц вносить соответствующие предложения. Начальники таможенных органов обязанысоздавать условия для реализации указанного права сотрудников, обеспечиватьгласность и объективность в оценке деятельности таможенного органа и служебнойдеятельности сотрудника.
Право на продвижение по службе втаможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслугилет, результатов службы и уровня квалификации.
Преимущественное право напродвижение по службе имеют сотрудники с более высокими результатами работы,более длительным стажем работы в таможенных органах и с более высоким уровнемквалификации и тому подобное
Сотрудники таможенных органовнаделены также правами, сопутствующими их служебной деятельности – права наознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своейдеятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение кличному делу своих объяснений, проведение по требованию сотрудника служебногорасследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;объединение в профессиональные союзы; участие в собраниях сотрудниковтаможенных органов, применение физической силы, специальных средств, а такжебоевого огнестрельного и холодного оружия в случаях и в порядке,предусмотренных законодательством Российской Федерации, пенсионное обеспечениес учетом выслуги лет.
Обязанности сотрудниковтаможенных органов – это установленные правовыми актами для обязательногопостоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Сотрудник таможенных органоввыполняет свои обязанности в пределах своей компетенции в соответствии сдействующим законодательством, присягой и контрактом.
Исполнение должностныхобязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствиис его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается всоответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службеРоссийской Федерации[10].
Под исполнением обязанностей позанимаемой должности сотрудником таможенных органов понимается исполнениеуказанных обязанностей в течение установленного служебного времени или сверхэтого времени, если такой режим службы вызван служебной необходимостью, участиево всех служебных мероприятиях, проводимых в таможенном органе; следование кместу службы и обратно, нахождение в служебной командировке; действия по защитежизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственнойбезопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение налечении, следование к месту лечения и обратно.
Исполнение законов являетсянепреклонным требованием, предъявляемым ко всем государственным служащим.Выполнение этой обязанности сотрудником таможенных органов означает, что ондолжен исполнять свою должность в соответствии с конституционными принципами.
Обязанность обеспечиватьсоблюдение и защиту прав и законных интересов граждан означает обязанностьсотрудников таможенных органов исполнять законы, имеющие непосредственноеотношение к правам и свободам граждан; осуществление мер по охране прав исвобод граждан в таможенной сфере.
Обязанность исполнять приказы,распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителейозначает, что сотрудники таможенных органов обязаны выполнять все приказыначальников таможенных органов, за исключением заведомо незаконных. Однаковыполнение всех распоряжений осуществляется сотрудником под свою личнуюответственность за правомерность своих действий. В случае сомнения вправомерности полученного им для выполнения приказа он обязан в письменнойформе незамедлительно сообщить об этом начальнику таможенного органа. Еслиначальник подтверждает приказ или распоряжение в письменной форме, сотрудникобязан его выполнить, за исключением заведомо незаконного.
Обязанность своевременнорассматривать обращения означает, что каждый сотрудник таможенных органов впределах своей должностной компетенции должен в установленные таможеннымзаконодательством сроки рассматривать обращения граждан, государственныхорганов, органов местного самоуправления и организаций и принимать по нимрешения.
Обязанность соблюдать правилавнутреннего распорядка в таможенном органе является важной, поскольку в нихустанавливаются основные обязанности сотрудника в конкретном таможенном органе.Этой обязанностью охватывается также требование по соблюдению должностныхинструкций, правил работы со служебной информацией и тому подобное, регламентирующихспециальные обязанности сотрудников таможенных органов.
Обязанность поддерживать уровеньквалификации означает, что каждый сотрудник должен профессионально обеспечиватьзадачи и функции таможенных органов, отвечать требованиям, вытекающим из назначенияи содержания занимаемой им должности.
Обязанность хранитьгосударственную и иную охраняемую законом тайну. При оформлении на должность,связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственнуютайну, сотрудник таможенных органов обязан пройти процедуру допуска.
Неисполнение законных требованийтаможенных органов и их должностных лиц влечет ответственность, предусмотреннуюзаконодательством Российской Федерации[11].
Система таможенногозаконодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов,содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров итранспортных средств через таможенную границу и соответственно порядокосуществления таможенного контроля.
Под таможенными правом понимаетсясредство государственного регулирования таможенного дела на территорииРоссийской Федерации. Таможенное право создает базис для создания нормальнофункционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит системаисполнительной власти в лице таможенных органов.
Норма таможенного права – этоправило поведения участников таможенно-правовых отношений. Она регулирует ихповедение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правовогоотношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, атакже санкции за ненадлежащее исполнение такого правила.
Разработана достаточно большаяклассификация норм. Говоря об основных, следует выделить регулятивные,правоохранительные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие, относительно иабсолютно-определенные нормы.
Деятельность сотрудниковтаможенных органов определяется их правами и обязанности.
Должностные лица таможенныхорганов имеют право на на ознакомление с документами, определяющими права иобязанности сотрудника по занимаемой должности; на получение в установленномпорядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностныхобязанностей; на посещение в установленном порядке для исполнения должностныхобязанностей организаций независимо от форм собственности; право на принятиерешений и участие в подготовке решений и право на продвижение по службе втаможенных органах.
В обязанности сотрудниковтаможенных органов входит обеспечение соблюдения и защиты прав и законныхинтересов граждан; исполнение приказов, распоряжений, указаний вышестоящих впорядке подчиненности руководителей; своевременное рассмотрение обращений;соблюдение правил внутреннего распорядка в таможенном органе; поддержка уровняквалификации и хранения государственной и иной охраняемой законом тайны.
Деятельность сотрудниковтаможенных органов регулируется законодательными, нормативными и инымиположениями Российской Федерации.
2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Таможенный контроль – один изважнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупностьмер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдениятаможенного законодательства Российской Федерации[12].
2.1 МЕТОДЫ И ВИДЫ ТАМОЖЕННОГОКОНТРОЛЯ
Субъектами таможенного контроляявляются должностные лица таможенных органов, лица оказывающие содействие впроведении таможенного контроля (эксперты, специалисты и понятые), а такжелица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации иоказывающие им договорные услуги (таможенный перевозчик, таможенный брокер,владелец склада).
При этом необходимо отметить, чтоправовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены вТаможенном кодексе Российской Федерации – обязательность таможенного контролявсех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст.14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользованияи распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как впорядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации(ст. 15 ТК РФ).
Целью таможенного контроляявляется определение посредством проверок соответствия таможенных операций итаможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений,требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль можетпроводиться исключительно таможенными органами[13].
Если таможенные органы проводятпроверку товаров и транспортных средств, на ввоз которых в Российскую Федерациюв соответствии с законодательством Российской Федерации о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения,обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции другихгосударственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию такихдействий и их одновременное проведение[14].
Окончательное решение о выпускетоваров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенногоконтроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенногоконтроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительныхдокументов, оформляемых иными государственными органами (органамисанитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного контроля), порезультатам проведенных контрольных действий.
При ввозе на таможеннуютерриторию Российской Федерации товары и транспортные средства считаютсянаходящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границыи до момента[15]:
1. Выпуска для свободного обращения.
2. Уничтожения.
3. Обращения в федеральную собственность.
4. Реализации как не востребованных (например, в случаях превышения сроковхранения на складе временного хранения или на таможенном складе).
5. Реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию РоссийскойФедерации (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные натаможенную территорию Российской Федерации, от уплаты таможенных платежей исовершения таможенных операций).
6. Вывоза с таможенной территории Российской Федерации (например, какзапрещенные к ввозу в Российскую Федерацию или вывезенных в соответствии стаможенным режимом реэкспорта).
Российские товары и транспортныесредства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе стаможенной территории Российской Федерации с момента принятия грузовойтаможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных навывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечениятаможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территорииРоссийской Федерации).
Кроме того, при обнаружениитаможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу,что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдениезапретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности,а так же у лиц, приобретших товары на таможенной территории РоссийскойФедерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такиетовары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временноехранение[16].
Проверка достоверности сведенийпосле выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться таможеннымиорганами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся подтаможенным контролем[17].Само по себе установление такого срока является важным правовым нововведением,так как данная статья устанавливает особый порядок проверок, проводимыхтаможенными органами, и предусматривает возможность осуществления проверкидостоверности сведений, заявленных при выполнении таможенных процедур в течениегода. При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статусанаходящихся под таможенным контролем.
Метод таможенного контроля –совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенногоконтроля необходимо выделить[18]:
1. Таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортныхсредств в таможенный пункт.
2. Таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортногосредства.
3. Сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются всеформы контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.
На практике различают следующиевиды таможенного контроля:
1. Таможенный контроль товаров.
2. Таможенный контроль транспортных средств.
В зависимости от видатранспортных средств контроль подразделяется на:
1. Таможенный контроль морских судов.
2. Таможенный контроль речных судов.
3. Таможенный контроль железнодорожных составов.
4. Таможенный контроль воздушных судов.
5. Таможенный контроль автотранспортных средств.
Применительно к таможенномуконтролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных(вывозимых) и транзитных товаров.
Поскольку при осуществлениитаможенного контроля больше значение имеют отдельные существенныехарактеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считатьтаможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого илинесопровождаемого багажа.
В зависимости от характераучастия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих странвыделяются:
1. Двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотрраздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран.
2. Односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводяттаможенные органы только одной из стран.
3. Совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведениятаможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.
Таможенный контроль может бытьоднократным или повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, еслитаможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотрпроводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительнокороткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадаютпод повторный таможенный контроль.
Объектами таможенного контроляявляются:
1. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границуРоссийской Федерации, в том числе в международных почтовых отправлениях, всопровождаемом иди несопровождаемом багаже, ручной клади.
2. Таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию отоварах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границуРоссийской Федерации.
3. Деятельность таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельцасклада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговлипо соблюдению таможенного законодательства.
4. Соблюдение ограничений на пользование и распоряжение
товарами и транспортнымисредствами, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
5. Уплата таможенных пошлин, налогов.
2.2 СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии с ТК к способампроведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формамитаможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Такимобразом, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля илипроведения таможенного контроля вообще следует рассматривать[19]:
1. Создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК);
2. Истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТК);
3. Идентификацию товаров, транспортных средств (ст. 83, 390 ТК);
4. Привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК), взятие проби образцов товаров (ст. 383 ТК);
5. Создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК);
6. Применение технических и иных средств проведения таможенного контроля(п. 4 ст. 294, ст. 370, 388 ТК);
7. Наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, п. 1 ст. 391ТК).
Необходимо рассмотреть выделенныеспособы проведения таможенного контроля подробнее.
1. Создание зон таможенного контроля. Зоны таможенного контроля создаютсядля целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра итаможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещенияпод таможенным наблюдением[20].Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, вместах производства таможенного оформления, в местах перегрузки товаров, ихосмотра и досмотра, в местах временного хранения, в местах стоянки транспортныхсредств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и в иныхместах, определяемых ТК.
Зоны таможенного контроля могутбыть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контролясоздаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащихтаможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться наосновании письменного решения начальника таможенного органа (лица, егозамещающего): 1) при производстве таможенного оформления вне установленных дляэтого мест (на период совершения таможенных операций); 2) при необходимостиосуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженныхтаможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.
Деятельность таможенных органов впределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствоватьвыполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФна пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ,в пределах приграничной территории Российской Федерации.
Зона таможенного контроля (какпостоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию,предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащихтаможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и инойкоммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц черезграницы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешениятаможенных органов и под их надзором.
2. Истребование необходимых документов и сведений. Как способ проведениятаможенного контроля истребование необходимых документов и сведений применимо ктем формам контроля, которые изначально предусматривают работу с определеннымидокументами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнестипроверку документов и сведений, таможенную ревизию.
При проведении таможенногоконтроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительныедокументы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся втаможенной декларации и иных таможенных документах[21].Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме иустанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен дляэтого.
В целях осуществления проверкидостоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправезапрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета иотчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов,относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров,ввозимых на таможенную территорию РФ, – также и к последующим операциям сданными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям стоварами[22].
Более того, для проведениятаможенного контроля таможенные органы вправе[23]:
1. Получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных свнешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц,указанных в ст. 16 ТК, а также справки об операциях таможенных брокеров,владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов итаможенных перевозчиков.
2. Получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иныхорганов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.
3. Идентификация товаров,транспортных средств, документов. Применение идентификации для целей проведениятаможенного контроля просматривается во многих таможенно-правовых институтах.Идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита, применениитаможенных режимов переработки. На идентификации основано проведениетаможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальнойсобственности[24].В отдельных случаях идентификация может рассматриваться не только как способпроведения таможенного контроля, но и как цель его проведения.
Таможенная идентификация можетприменяться не только по инициативе таможенного органа, но и по инициативелица, перемещающего товар. по просьбе декларанта таможенные органы осуществляютидентификацию российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территорииРФ, в месте их декларирования[25].
Таможенная идентификация, какправило, состоит из двух этапов. Первый этап заключается в придании предметаминдивидуальных признаков либо отражении уже существующих признаков наопределенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой,буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков и т. д[26]. На второмэтапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженныминдивидуальным признакам.
Таможенная идентификацияспособствует проведению таких форм таможенного контроля, как:
1. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.
2. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
3. Проверка документов и сведений.
4. Осмотр территорий и помещений.
4. Привлечение специалистов иэкспертов. Взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз приосуществлении таможенного контроля проводится в целях: а) выявления фактовнедостоверного декларирования товаров; б) обеспечения правильности начисления ивзимания таможенных платежей; в) определения принадлежности к товарам, ккоторым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии сзаконодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности. Для проведения исследования проб или образцов товаров должностноелицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы.
Экспертиза проводится экспертамитаможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений ФТС России),а также иных соответствующих организаций или другими экспертами.
При отборе проб или образцовтоваров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб илиобразцов в двух экземплярах по установленной форме. При необходимости взятиепроб или образцов производится с участием эксперта или специалиста. Привлечениелица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
Проводя исследования, экспертдолжен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу образцов, недопуская их порчи и повреждения, если это не вызывается характеромисследования. На основании проведенных исследований эксперт в соответствии сосвоими специальными знаниями дает заключение от своего имени.
По окончании исследования пробыили образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когдатакие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат пробили образцов превышают их стоимость.
5. Создание и применение информационных ресурсов. Информационные ресурсытаможенных органов составляют:
1. Документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенныхопераций в соответствии с ТК;
2. Иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов всоответствии с ТК и другими федеральными законами[27].
Таможенные органы вправе собиратьинформацию о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещениемтоваров и транспортных средств через таможенную границу, о лицах,осуществляющих деятельность в области таможенного дела[28].
В целях проведения таможенногоконтроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливатьинформацию, включающую сведения:
1. Об учредителях организации.
2. О государственной регистрации юридического лица либо в качествеиндивидуального предпринимателя.
3. О составе имущества, используемого для осуществления предпринимательскойдеятельности.
4. Об открытых банковских счетах.
5. О деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности.
6. О местонахождении организации.
7. О постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика иоб идентификационном номере налогоплательщика.
8. О платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющихдеятельность в области таможенного дела.
9. В отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия,имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства,идентификационный номер налогоплательщика (если имеется), а также о частотеперемещения ими товаров через таможенную границу.
Информационные ресурсы таможенныхорганов являются федеральной собственностью.
6. Применение технических и иных средств проведения таможенного контроля.Технические средства могут использоваться таможенными органами в целяхсокращения времени проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации иэффективности[29].
Технические средства также могутприменяться при проведении таких форм таможенного контроля, как:
1. Осмотр помещений и территорий.
2. Таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств.
3. Личный досмотр.
4. Проверка документов и сведений.
5. Таможенная ревизия.
6. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на нихидентификационных знаков.
7. Устный опрос.
К числу технических средствпроведения таможенного контроля относятся досмотровая рентгено-телевизионнаятехника, флюороскопическая досмотровая техника, инспекционно-досмотровыекомплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток,досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования,технические средства идентификации, химические средства идентификации,технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов,а также ряд других технических средств. Все используемые таможенными органамитехнические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека[30].
Отдельно от технических средств вТК выделены следующие средства контроля:
1. Морские (речные) и воздушные суда.
2. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы,специальных средств и оружия.
3. Поисковые и сторожевые собаки.
7. Наложение ареста на товары илиизъятие товаров. Эти обеспечительные меры, применяемые до возбужденияуголовного дела или дела об административном правонарушении, появились втаможенном законодательстве РФ впервые. О применении ареста (изъятия) товаров впроцессе проведения таможенного контроля говорится в нескольких статьях ТК:
– ст. 377 «Наложение ареста натовары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии»;
– ст. 391 «Дополнительныеполномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных натаможенную территорию Российской Федерации».
Отличительными признаками ареста(изъятия) товаров служат применяемые формы таможенного контроля и лица, вотношении которых применяются данные формы таможенного контроля[31].
Арест (изъятие) в процессеспециальной таможенной ревизии проводится для целей обеспечения сохранноститоваров до завершения специальной таможенной ревизии, по результатам проведениякоторой должно быть установлено наличие либо отсутствие факта нарушениятаможенного законодательства. Факт пользования и (или) распоряжения условновыпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставленополное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов,еще не является фактом нарушения таможенного законодательства. За этим должнапоследовать проверка таможенным органом совершения таможенных операций повыпуску товара в свободное обращение. И только по результатам такой проверкиможно утверждать о незаконности пользования товарами на территории РФ.
Наложение ареста на товары или ихизъятие в соответствии со ст. 391 ТК проводится на основании обнаруженныхфактов незаконного перемещения товаров, и соответственно никаких дальнейшихпроверок таможенным органом уже не проводится.
Альтернативой аресту (изъятию)может служить фактическая уплата таможенного платежа и совершение таможенногооформления товара[32].
Целью ареста (изъятия) товара впорядке ст. 391 ТК является обеспечение его сохранности до принятия судебногорешения об обращении товара в федеральную собственность или его возмезднойреализации для целей взыскания таможенных платежей[33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под таможней понимаетсягосударственный орган, который призван обеспечивать порядок перемещения черезтаможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов,применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящийтаможенный контроль и таможенное оформление.
Большая часть основных принциповперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу выделеназаконодателем в отдельные статьи ТК.
К основным принципам перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу можно отнести: принципсвободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средствчерез таможенную границу; принцип обязательности соблюдения запретов иограничений при перемещении товаров через таможенную границу; принципобязательности прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территориюРоссийской Федерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможеннойтерритории Российской Федерации в установленных для этого местах и во времяработы таможенных органов; принцип обязательности таможенного оформления иконтроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств; принципограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортнымисредствами, находящимися под таможенным контролем.
Особое внимание необходимообратить на принципы осуществления таможенными органами своей деятельности. Кним относятся принцип законности деятельности таможенных органов; принципневмешательства в деятельность таможенных органов; принцип должностнойиндивидуализации; принцип обязательности решений таможенных органов; принципобязательности требований таможенного органа.
Характеристику деятельностидолжностных лиц таможенных органов можно дать, рассматривая их права иобязанности. Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебныеправа, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности,обязанности — установленные правовыми актами для обязательного постоянногоисполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Анализируя процесс осуществлениятаможенного контроля, необходимо разграничить следующие виды контроля:таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.Последний, в свою очередь, так же имеет дальнейшее деление в зависимости отвида транспортного средства. Применительно к таможенному контролю товаровразличают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) итранзитных товаров.
В зависимости от характераучастия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих странвыделяются двусторонний, односторонний и совместный таможенный контроль.
К способам осуществлениятаможенного контроля относится создание зон таможенного контроля; истребованиенеобходимых документов и сведений; идентификация товаров, транспортных средств;привлечение специалистов и экспертов; создание и применение информационныхресурсов; применение технических и иных средств проведения таможенногоконтроля; наложение ареста на товары или изъятие товаров.
Таким образом, к способампроведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формамитаможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Цельютаможенного контроля является определение посредством проверок соответствиятаможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участникамитаможенных отношений, требованиям таможенного законодательства РоссийскойФедерации.
Список использованной литературы
1. Богомолова А. А. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшееобразование, 2010. – С. 61.
2. В.Г.Драганова. Основы таможенного дела: Учеб. – 2 изд., перераб. И доп.- М, 2001 – 423 с.
3. Грудцына, Л.Ю. Таможенное право в России / Л.Ю. Грудицына. – М.:Юстицинформ, 2007. – 736 с.
4. Козырин А.Н. Таможенное право России. Уч. пособие. – М, 1995 – 288 с.
5. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Общая часть /Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М. Лебедева. – М, 1996 – 491 с.
6. Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. –М, 1998 – 295 с.
7. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып. IV: Правовое регулированиетаможенного дела/Ю.В. Воробьев; Под общ. ред. В.А. Максимцева. – М, I99S – 271с.
8. Основы таможенного дела: Учеб./Под общ. ред. В.Г.Драганова. – М, 1998 –391 с.
9. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенныеплатежи. Учеб. пособие. – М, 1995. – 211 с.
10. Таможенное право: учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. Т. 3. — 813 с.
11. Таможенное право / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П.Санкт-Петербург, 2001. – 372 с.
12. Таможенное право: учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М., 2009. — 293 с.
13. Таможенное право/Под ред. А.Ф. Ноэдрачева. – М, 1998 – 269 с.
14. Таможенное право: в 2 т.: учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – Т. II. Полутом 1. – 734 с.
15. Таможенное право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; подобщ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
16. Таможенное право: учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – Т. 3. – 883 с.
17. Таможенное право: учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.:Проспект, 2009. – 528 с.
18. Таможенный Кодекс Российской Федерации.
19. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенномрегулировании в Российской Федерации».
20. Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 141.