Министерство транспорта Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Контрольная работа:
Государственный контроль на воздушном транспорте
Тема:
Специальный контроль авиационной безопасности и технология работы ваэропорту Пулково-2
Выполнил: Сацик М.В.
Студент КФ СнТ
186 группа
Санкт-Петербург 2010 г.
Специальный контроль авиационной безопасности
Специальный контроль авиационнойбезопасности осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта иперевозчика. Он заключается в проверке наличия у пассажиров и в их ручной кладипредметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом (огнестрельного ихолодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся,ядовитых, отравляющих, взрывоопасных веществ, сжатых и сжиженных газов), идругих веществ и предметов, которые могут быть приняты к перевозке только наособых условиях.
Цель данного вида контроля — предотвращениетеррористических актов и захвата заложников на борту воздушного судна, а такжепредотвращение незаконного вывоза перечисленных выше предметов и веществ.
Предполетный досмотрпассажирови ручной клади организуется в зоне спецконтроля непосредственно перед посадкойна борт самолета. Зона спецконтроля представляет собой один или два пунктадосмотра, оборудованных техническими средствами досмотра:
стационарныйрентгенотелевизионный интраскоп (РТИ) для контроля ручной клади;
стационарными и ручнымиметаллоискателями (МИС) для досмотра пассажиров.
При проверке ручной клади вслучае отображения на экране оружия иди других предметов, запрещенных кперевозке воздушным транспортом, пассажиру предлагается открыть ручную кладь,после чего проводится ее досмотр. Такое же предложение может быть сделанопассажиру при обнаружении в содержимом ручной клади предметов и веществ,вызывающих сомнение в их назначении.
Если в вещах обнаруженызапрещенные вещества или предметы, которые пассажир стремился незаконнопровезти, он несет ответственность за это в установленном порядке. Газовоеоружие и газовые патроны, на которые у пассажира отсутствуют соответствующиедокументы, передаются в органы внутренних дел в соответствии сзаконодательством, регламентирующим оборот оружия на территории РоссийскойФедерации. Если у пассажира при досмотре обнаружены опасные вещества ипредметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовнаяответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства,ядовитые, наркотические, радиоактивные вещества и т.п.), он снимается с рейса ивместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается ворганы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.
В некоторых случаях, когдапровоз опасных предметов является незлонамеренным, представитель по авиационнойбезопасности может принять решение об изъятии этих предметов на время полета. Фактизъятия оформляется специальным документом — актом, зарегистрированным вжурнале. При этом изъятые у пассажира опасные предметы и вещества, которыенаходятся в свободной продаже, но запрещены к перевозке на гражданскихвоздушных судах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лакокрасочныеизделия, вещества и предметы бытового назначения, не имеющие стандартнойзаводской упаковки, и т.д.), выдаются провожающим или хранятся в аэропорту вспециальных помещениях.
Перед прохождением предполетногодосмотра пассажир обязан положить на досмотровый стол все металлическиепредметы, имеющиеся при нем, и пройти через стационарный металлоискатель. Еслипрохождение спецконтроля прошло благополучно, в авиабилете инспектор подосмотру делает отметку о прохождении пассажиром предполетного досмотра, ипассажир направляется на посадку.
В случае срабатывания сигналастационарного металлоискателя инспектор досматривает пассажира с помощьюручного металлоискателя. При наличии звуковых сигналов инспектор предлагаетпассажиру пройти в кабину вместе с ручной кладью, где проводится личный досмотрпассажира. Личный досмотр проводится только лицами одного пола с досматриваемымпассажиром в специально выделенных в аэропортах помещениях, отвечающихтребованиям санитарии и гигиены. Запрещается проводить в одном помещенииодновременно личный досмотр нескольких пассажиров. В процессе личного досмотралица, производящие его, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношениипассажира и не допускать действий, унижающих его достоинство.
Если в результате проведенияспецконтроля произошло опоздание пассажиpa на рейс, нов его вещах не было обнаружено опасных предметов, должностные лица, проводящиедосмотр, обязаны принять, необходимые меры, чтобы отправить, пассажираочередным рейсом. Если же пассажир откажется от полета или от продолженияполета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиакомпанияобязано по его требованию полностью возместить, стоимость билета или егонеиспользованной части.
При отказе пассажира пройтидосмотр или предъявить вещи к досмотру пассажира к перевозке не допускают.
Спецконтроль являетсяпоследним этапом подготовки пассажиров к перевозке. После его прохожденияпассажирам предлагается пройти на борт воздушного судна,
Следует отметить, чтозарегистрированный багаж также проходит досмотр в специальной зоне багажногоотделения с помощью технических и других средств досмотра (например, с помощьюспециально обученных собак). При этом в крайних случаях, связанных снеобходимостью вскрытия багажа, досмотр его может быть произведен в отсутствиипассажира, однако в такой ситуации приглашаются понятые. Факт досмотра багажа вотсутствии пассажира оформляется актом и регистрируется в специальном журнале.
В настоящее время к Россииимеются ряд аэропортов, где введен 100% -ный досмотр багажа. С этой целью вцоколе аэровокзала установлена система «Rapiscan in line» и другие ТСД со скоростью 0,5 м/с, что позволяетдосматривать до 900 единиц багажа в час.Служба поисково-аварийно-спасательного обеспечения полетов (ПАСОП)
Служба поисково-аварийно-спасательногообеспечения полетов задействуется в кризисных ситуациях по необходимости (пожар,разрушение ВС, наличие потерпевших). Ей в обязательном порядке подается команда«Готовность» или «Тревога» в соответствии с инструкцией попроведению поисковых и аварийно-спасательных работ
Технология работы отделаавиационной безопасности и визового контроля аэропорта «Пулково-2» приобслуживании вылетающих рейсов.
Общие положения.
Технология разработана на основе:
«Воздушного Кодекса РФ»,
«Положения о Федеральнойсистеме обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актовнезаконного вмешательства» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.94г.№ 897);
«Положения о службеавиационной безопасности АП „Пулково“;
временной инструкции » Опропускном и внутриобъектовом режиме на территории авиапредприятия «Пулково»;
приказа Минтранса России от 21.11.1995г.№ 102 " Об утверждении и введении в действие Руководства по производствудосмотра пассажиров, членов экипажей гражданских и воздушных судов,обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовыхзапасов", приказа № 22 от 20.01.98 ФАС РФ.
Технология определяет порядокработы личного состава отдела АБ и ВК по обеспечению требований авиационнойбезопасности при обслуживании вылетающего рейса.
Начальник дежурной смены ОАБ иВК на основании суточного плана полетов, указаний начальника отдела, а такжескладывающейся оперативной обстановки определяет рейсы, вылетающие из а/п«Пулково-2» и требующие особого контроля. Далее начальник сменыпроводит инструктаж с постановкой конкретных задач каждому инспектору,входящему в состав смены ОАБ и ВК и фиксирует это в журнале учета обслуживаемыхрейсов,
Работа инспекторов отдела при обслуживаниивылетающего рейса осуществляется по следующим направлениям:
предполетный досмотр ВС;
контроль за комплектацией изагрузкой багажа,
контроль за загрузкой груза в ВС;
контроль за наличием виз илииных разрешений на въезд пассажиров в иностранное государство;
контроль за посадкой пассажировв ВС,
Контроль за комплектацией багажа.
Инспектор отдела осуществляетконтроль за комплектовкой багажа в зале комплектовки багажа. Он обеспечиваетбезопасность во время работы грузчиков, комплектующих багаж, отслеживаеттранспортную тележку с багажом на пути до ВС и, совместно с бортпроводником,ответственным за сохранность багажа, контролирует погрузку его на ВС. Призагрузке багажа в грузовой отсек контролирует наличие на багаже багажных бирок,проверяет соответствие количества мест багажа, указанного в документах,количество мест фактически загружаемого в ВС багажа. Инспектор отдела недопускает доступа к багажу лиц, не связанных с обслуживанием данного рейса. Входе работы он поддерживает радиосвязь с другими сотрудниками отдела идокладывает начальнику смены по окончанию этапов работы.
Контроль за загрузкой груза в ВС.
Инспектор отдела, осуществляющийконтроль за загрузкой груза в ВС, совместно с инспектором таможни, перед загрузкойгруза проверяет грузовой отсек ВС на наличие в нем посторонних предметов,неоформленного груза или багажа, проверяет правильность оформления грузовыхдокументов и соответствие мест, указанных в грузовых документах, количествумест фактически загружаемого в ВС груза, правильность маркировки.
Контроль за наличием виз илииных разрешений на въезд лиц в иностранное государство осуществляетсяинспектором отдела перед стойкой регистрации пассажиров. Контроль за наличиемвиз у транзитных пассажиров осуществляется перед стойками регистрациитранзитных пассажиров Получив от пассажира паспорт и авиабилет, инспекторотдела проверяет документы на право въезда в иностранное государство. Приусловии их действительности инспектор проставляет в авиабилете заранее оговоренную,доведенную до агентов СОМП перед началом регистрации отметку, возвращаетдокументы пассажиру. Во всех случаях агент СОМП принимает к регистрацииавиабилеты и багаж пассажиров, в том числе обслуживаемых по технологии VIP, только при условии, что на паспорте, либо билете каждого,включая детей, имеется отметка о прохождении визового контроля.
В случае отсутствия указаннойотметки, либо признаков ее фальсификации, пассажир и его багаж к регистрации недопускается, агент СОМП обязан передать документы сотруднику отдела АБ и ВК. Начальниксмены отдела АБ после окончания регистрации на рейс проводит контрольные сверкисоответствия количества зарегистрированных пассажиров количеству купонов сотметками отдела АБ о прохождении визового контроля. При обнаружениинесоответствий совместно с начальником смены СОМП принимает меры к выявлениюпассажиров, не прошедших визовый контроль, а также установлению виновных в этом.
При возникновении сомнений вдействительности документов пассажира инспектор отдела информирует об этомстаршего инспектора. Старший инспектор отдела принимает решение о допускепассажира на рейс или об отказе в перевозке, докладывает начальнику сменыотдела, который принимает окончательное решение. После этого старший инспекторотдела информирует диспетчера по регистрации СОМП, а затем пассажира свозвратом ему документов.
Контроль наличия у пассажировобратных билетов осуществляет агент СОМП Решение о допуске либо о снятии срейса пассажиров, не имеющих обратных билетов, принимает начальник смены СОМП.
Контроль за посадкой пассажиров.
Инспектор отдела совместно ссотрудником ОКПП перед посадкой пассажиров, но не позднее 40 минут до вылетарейса по расписанию, проверяет все помещения, технические отсеки ВС с цельювыявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут бытьиспользованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявленияпосторонних лиц. При посадке пассажиров не допускает контакта досмотренныхпассажиров с посторонними лицами и работниками авиапредприятия, не связанными собслуживанием данного рейса, обращает особое внимание на пассажиров, вызывающихподозрение своим поведением и, при необходимости, изымает у пассажирапосадочный талон, ставя в известность агента СОМП, ответственного за посадку. Послеокончания посадки инспектор отдела сверяет фактическое количество пассажиров,прошедших досмотр, с количеством зарегистрированных пассажиров, о чемдокладывает старшему инспектору.
Предполетный досмотр ВС.
Предполетный досмотр ВСосуществляется по отдельной технологии.
1. В случае обнаружениянеоформленного багажа, груза, инспектор отдела докладывает начальнику сменыотдела, диспетчеру САБ, старшему диспетчеру СОМП, начальнику отдела Пулковскойтаможни, начальнику смены соответствующей службы и КВС для принятия мер поустранению выявленных нарушений. При невозможности своевременного устранения
2. выявленных нарушенийдокладывает сменному заместителю начальника аэропорта.
3. По окончании обслуживаниярейса инспектор отдела делает запись в журнале учета.
Приложения к Чикагской конвенцииИКАО.
Упрощение формальностей примеждународных воздушных перевозках.
Международная организациягражданской авиации (ИКАО), членами которой являются 187 государств, из всехмногочисленных сфер своей деятельности, направленных на развитие безопасных,упорядоченных и эффективных воздушных сообщений, большое внимание уделяетсовершенствованию международных воздушных перевозок. Основными направлениямисотрудничества между государствами в области организации воздушных перевозок врамках ИКАО являются упрощение формальностей при международных воздушныхперевозках.
Упрощение формальностей. ИКАОработает над созданием единых процедур, связанных с соблюдением требованийгосударственных органов при въезде в страну, транзите или при выезде из страныпассажиров, а также требований к воздушным судам и экипажам. В частности, ИКАОразрабатывает стандарты и рекомендации в этой области. Впервые стандарты ирекомендуемая практика по упрощению формальностей при международных воздушныхперевозках были одобрены Советом ИКАО в 1949 г. в соответствии со статьей 37Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Они былиутверждены в виде Приложения 9 к Чикагской конвенции и вступили в силу 1сентября 1949 г. В дальнейшем стандарты и рекомендуемая практика былизначительно расширены и изменены на созываемых для этой цели специализированныхсовещаниях ИКАО по упрощению формальностей.
Статья 37 Чикагской конвенции, лежащая в основе стандартов ирекомендуемой практики по упрощению формальностей, в частности,предусматривает, что… «Международная организация гражданской авиациипринимает и по мере необходимости время от времени вносит поправки вмеждународные Стандарты, Рекомендации и Правила, касающиеся таможенных ииммиграционных правил..., а также других вопросов, относящихся к регулярности иэффективности воздушных перевозок *. Порядок проведения в жизнь государствами — членами ИКАО стандартов и рекомендаций по упрощению формальностей особооговаривается в статье 22 конвенции, которая закрепляет обязанность каждогодоговаривающегося государства »… принимать, путем введения специальныхправил или иным образом все практически возможные меры для того, чтобыупростить формальности и ускорить воздушную навигацию между территориямиДоговаривающихся государств и без необходимости не допускать задержек воздушныхсудов, экипажей, пассажиров и грузов, вызванных, в частности, применениемиммиграционных, карантинных, таможенных и впускных/выпускных законов", атакже в статье 23 конвенции, в которой говорится, что каждое договаривающеесягосударство берет на себя обязательство "… устанавливать, исходя изпрактической возможности, таможенные и иммиграционные правила для международнойвоздушной навигации в соответствии с практикой, которая время от времени можетвводиться или рекомендоваться настоящей Конвенцией" *. Помимо стандартов ирекомендуемой практики, указанной в Приложении 9, в основе программы ИКАО вобласти упрощения формальностей лежат резолюции по упрощению формальностей 16-йсессии Ассамблеи, заявление Совета «Цели ИКАО в области упрощенияформальностей» (Док.7891-С/906/2) и рекомендации специализированныхсовещаний по упрощению формальностей, изложенные в Циркуляре ИКАО 152-АТ55.
Приложение 9 к Чикагскойконвенции содержит следующие разделы: прибытие и вылет воздушных судов,прибытие и убытие пассажиров и их багажа, ввоз и вывоз грузов и другихпредметов; загрузка, следующая транзитом через территорию договаривающегосягосударства; средства и службы, предназначенные для обработки загрузки вмеждународных аэропортах; посадка в немеждународных аэропортах; прочиеположения по упрощению формальностей. Кроме того, в Приложении приведенырекомендованные ИКАО единые перевозочные документы, такие как: генеральнаядекларация, грузовая ведомость, карточка посадки/высадки, свидетельство членаэкипажа, рекомендация Совета таможенного сотрудничества, стандартная форматорговых документов ООН. Таким образом, целью Приложения 9 являетсястандартизация и унификация процедур и документов, применяемых государствамипри международных перевозках. Однако государства далеко не всегда следуют этимстандартам и рекомендациям ИКАО, соблюдая свои национальные интересы. Стандартыи рекомендации ИКАО по упрощению формальностей на практике неизбежно выливаютсяв две формы:
1) «негативная» форма,когда государства не устанавливают национальных требований свыше определенногомаксимума в отношении документации, ограничения свободы передвижения и. т.д.;
2) «позитивная» форма,когда государства предоставляют определенный минимум средств для удобствапассажиров, для транзитных перевозок и т.д. Когда речь идет о «негативном»положении, предполагается, что государства по возможности устанавливаюттребования ниже максимального уровня, оговоренного в стандартах и рекомендацияхИКАО. Когда речь идет о «позитивном» положении, предполагается, чтогосударства по возможности предоставляют больший объем средств по сравнению сминимумом, установленным ИКАО. В этой связи в соответствии со статьей 38конвенции договаривающимся государствам предлагается сообщать в ИКАО обо всехимеющихся расхождениях между их национальными правилами и процедурами имеждународными стандартами, содержащимися в Приложении 9. Кроме того,государства должны публиковать в изданиях по аэронавигационной информации различиямежду национальными правилами и практикой и соответствующими стандартами ирекомендуемой практикой ИКАО.
Иммиграционный контроль в пункте трансфера
Прохождение трансфернымпассажиром иммиграционного контроля зависит от типа маршрута трансферного пассажираи нахождение трансферного пункта в стране Шенгена или не-Шенгена.
ПРИМЕЧАНИЕ: список стран,входящих в Шенген, см. TIM/TIMATIC.
Трансфер в стране не-Шенгена.Пассажир летит на Паспортный контроль Международных — внутренних рейсах Зависит от местных национальных законов Внутренних — международных рейсах Зависит от местных национальных законов Внутренних — внутренних рейсах Нет Международных — международных рейсах Нет
ПРИМЕЧАНИЕ:
для дополнительной информации см.TIM/TIMATIC.
Пассажир не может въезжать вовторую Шенгенскую страну через не-Шенген, если у пассажира однократная виза вШенгенскую зону.
Трансфер в стране Шенгена.Пассажир летит из Паспортный контроль Шенгена или внутренних линиях — в Шенген или внутренние линии Нет Шенгена или внутренних линиях — в не-Шенген Да Не-Шенген — в Шенген или внутренние линии Да Не-Шенген — на линии не-Шенгена Нет
Ряд стран требуют наличиетранзитных виз для определенных граждан — даже, если пассажир остается втранзитной зоне аэропорта.
При отсутствии транзитныхдокументов пассажир может стать недопустимым пассажиром (INAD).
ПРИМЕЧАНИЕ:
для дополнительной информации см.TIM/TIMATIC.
СТЫКОВОЧНОЕ ВРЕМЯ МЕНЕЕ 2-ХЧАСОВ.
Представитель ФГУАП «Пулково» по трансферу сопровождаетпассажира в транзитную зону зала ожидания вылета, где пассажир проходитрегистрацию на стыковочный рейс.
В данном случае багаж пассажираперегружают с борта на борт, не выдавая пассажиру.
Регистрацию трансферногопассажира проводят в присутствии представителя ФГУАП «Пулково» в транзитномзале.
БЕЗВИЗОВЫЙ ТРАНСФЕР.
В случае безвизового трансферапассажиров размещают в гостинице, имеющей допуск к работе с безвизовымипассажирами.
Трансферных пассажиров,следующих рейсами других авиакомпаний, представитель группы трансфера при встречеинформирует о дальнейших действиях, связанных с оформлением дальнейшегомаршрута.
При отсутствии у пассажировроссийской визы представитель ФГУАП «Пулково» доставляет пассажиров втранзитную зону аэропорта.Прохождение таможенного контроля в пункте трансфера
Прохождение трансфернымпассажиром таможенного контроля зависит от типа путешествия трансферногопассажира и нахождение трансферного пункта в или вне Европейского Союза.
ПРИМЕЧАНИЕ: для болееподробной информации и список стран EU см. TIM/TIMATIC.
Трансфер в стране не-EU.
В таблице представлены правилапрохождения таможенного контроля трансферным пассажиром в стране не-EU:Пассажир летит на Ручная кладь Зарегистрированный багаж Международных — внутренних рейсах Зависит от местных национальных законов Зависит от местных национальных законов Внутренних — международных рейсах Зависит от местных национальных законов Зависит от местных национальных законов Внутренних — внутренних рейсах Нет Нет Международных — международных рейсах Нет Нет
ПРИМЕЧАНИЕ:
для дополнительной информации см.TIM/TIMATIC.
Трансфер в стране EU.
В таблице представлены правилапрохождения таможенного контроля трансферным пассажиром в стране EU:Пассажир летит из Ручная кладь Зарегистрированный багаж EU или внутренних линиях — в EU или внутренние линии Нет Нет EU или внутренних линиях — в не-EU Нет Нет Не-EU — в EU Да Нет Не-EU — на внутренние линии Да
Зависит от местных
национальных законов Не-EU — в не-EU Нет Нет
ПРИМЕЧАНИЕ: длядополнительной информации см. TIM/TIMATIC.Потеря стыковки
В случае потери пассажиромстыковки на рейс другой авиакомпании по вине перевозчика ФГУАП «Пулково»,представитель по трансферу принимает меры по переоформлению этого пассажира наследующий рейс и при длительной задержке воздушной перевозки предлагаетпассажиру размещение в гостинице.