Реферат по предмету "Таможенная система"


Правовое регулирование таможенных режимов

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального
образования
«Оренбургскийгосударственный университет»
Финансово-экономический факультет
Кафедра таможенного дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенное право»
Правовое регулирование таможенныхрежимов
ОГУ 080115.5008.13 ОО
Руководитель работы
______________Кузнецов В.П.
«___» ________________2008 г.
Исполнитель
студентка группы 05 ТД – 2
______________Секретёва О.Н.
«___»________________2008 г.
Оренбург 2008

Содержание
 
Введение
1. Понятие таможенного режима. Видытаможенных режимов. Их характеристика
1.1 Понятие, назначение и сущность таможенногорежима
1.2 Основные таможенные режимы. Иххарактеристика
1.3 Экономические таможенные режимы. Иххарактеристика
1.4 Завершающие и специальные таможенныережимы
2. Виды обеспечения таможенных режимов
2.1 Правовое обеспечение таможенных режимов
2.2 Экономическое обеспечение таможенныхрежимов
2.3 Организационное обеспечениетаможенных режимов
3. Проблемы и перспективы обеспечениятаможенных режимов
Заключение
Список использованных источников

Введение
Одним из важнейшихинститутов таможенного права Российской Федерации является таможенный режим,которым обуславливается порядок перемещения товаров и транспортных средствчерез таможенную границу России.
Это обусловлено тем,что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 22) все товары и транспортныесредства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгомсоответствии с заявленным таможенным режимом.
Лицо вправе выбратьлюбой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ (ст.156).
Помещение товаров подтаможенный режим осуществляется с разрешения таможенных органов.
Вне зависимости отзаявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать:
— запреты иограничения, не носящие экономический характер и установленные в соответствии сзаконодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;
— требованиязаконодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.
Для того чтобытаможенные режимы эффективно применялись на практике участникамивнешнеэкономической деятельности, необходимо использование определенных мер пообеспечению таможенных режимов, связанных с предотвращением нарушений условий функционированияконкретного таможенного режима и положений, регламентирующих действие данногорежима.
Обеспечение таможенныхрежимов является гарантией их соблюдения декларантом, либо иныхзаинтересованных лиц, а также предусматривает санкции за нарушение правовыхактов, касающихся регулирования определенных таможенных режимов.
В связи с активнымразвитием внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, расширениеммеждународных торговых отношений, быстрым ростом торгового оборота изучениеобеспечения таможенных режимов приобрело особую актуальность. Целью даннойкурсовой работы является рассмотрение и изучение видов обеспечения таможенныхрежимов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятиетаможенного режима, его назначение и сущность в таможенном деле;
— охарактеризоватькаждый таможенный режим, выявить их особенности;
— изучить правовое,экономическое и организационное обеспечение таможенных режимов;
— сравнить с практикойобеспечения таможенных режимов других стран, обозначить существующие проблемыобеспечения таможенных режимов и возможные пути их решения.

1. Понятие таможенногорежима. Виды таможенных режимов. Их характеристика
1.1 Понятие, назначениеи сущность таможенного режима
 
Таможенныйрежим представляет собой базовую, фундаментальную категорию таможенного дела,от правильного определения которого зависит спектр последующего осуществлениятаможенных формальностей. Положения, составляющие содержание таможенногорежима, установлены ТК РФ, а также подзаконными актами.
Применениесистемы таможенных режимов позволяет оградить товаропоток внешней торговли отпредметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразнодля национальных интересов, а также оптимально распределить массивэкспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления.[1]
Использованиетаможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза иливывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различныеинструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитыватьпотребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и, вконечном счете, способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных формдеятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.[2]
Как и многие правовыекатегории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. Вшироком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим,выражающийся в определенном сочетании административно-правовых ифинансово-правовых средств регулирования, установленный таможеннымзаконодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие всвязи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границумежду таможенным органом и лицом, их перемещающим.Под правовым режимом в юридической литературе понимается особый порядокрегулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующихсочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а такжепозитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данномслучае — направленность на перемещение товаров и транспортных средств черезтаможенную границу).[3]
В узкоспециальномзначении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой таможеннуюпроцедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих:
— порядок применения вотношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, а такжезапретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности;
— статус товаров итранспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещениячерез таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за еепределами.
Под статусом товаров итранспортных средств для таможенных целей понимается наличие или отсутствиезапретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортнымисредствами, установленных ТК РФ (подп. 6, 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Сущностьтаможенных режимов состоит в том, что в них отражены условия и формальности,которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующийрежим.
С помощьютаможенных режимов определяются:
— конкретный порядок перемещения товаров через таможеннуюграницу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения);
— условиянахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории РФ;
— права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД),выбравшего тот или иной таможенный режим;
— внекоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающегоих через таможенную границу РФ.[4]
Каждый изпредусмотренных ТК РФ таможенных режимов перемещения товаров, а также отдельновзятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупностьтребований, обусловленных: порядкомтаможенного оформления товаров, производством таможенного контроля товаров, особенностямиуплаты таможенных пошлин, налогов.
Независимоот вида отдельного таможенного режима в ТК РФ содержатся условия применениятаможенных режимов, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любого изсуществующих режимов.
К такимусловиям отнесены:
— обязательность заявления таможенного режима. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможнотолько в соответствии с одним из предусмотренных ТК РФ таможенным режимом;
— правовыбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ. Каждый участник ВЭД самостоятельновыбирает таможенный режим при условии соблюдения всех его требований;
— обязательностьсоблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы.Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования,установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами внезависимости от заявленного таможенного режима;
— обязательность соблюдения разрешительного порядка выпускатоваров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Помещение товаров под таможенный режим осуществляется сразрешения таможенного органа. Таможенный орган вправе требовать только тедокументы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условийпомещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения действия этогорежима в соответствии с ТК. Днем помещениятоваров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.Выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом возможен толькопосле того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий,предусмотренных ТК РФ для помещения товара под избранный таможенный режим, а вотдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечениюуплаты таможенных платежей;
— обязательностьсоблюдения условий и требований избранного таможенного режима, в соответствии скоторым товар был выпущен;
— правоизменения выбранного таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ;
— обязательностьприостановления действия таможенного режима при изменении статуса товара.В случае изъятия товара по делу о нарушении таможенныхправил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенногорежима в отношении этого товара приостанавливается. Действие таможенного режима также приостанавливается при помещениииностранного товара под таможенный режим таможенного склада, например, режимвременного ввоза, приостанавливается при помещении временно ввезенных товаровна таможенный склад.[5]
Статьей 155Таможенного кодекса РФ установлены 17 таможенных режимов, которые разбиты на 4группы:
1) Основные таможенныережимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенныйтранзит.
2) Экономические таможенные режимы:переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления;переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободнаятаможенная зона (свободный склад).
3) Завершающие таможенные режимы:реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.
4) Специальные таможенные режимы:временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальныетаможенные режимы.[6]
Перечисленные виды таможенных режимовустановлены в целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу РФ. Основныетаможенные режимы устанавливаются законодательными нормами большинства странмира. Экономические таможенные режимы призваны способствовать развитиюпредпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства.Завершающие таможенные режимы применяются, как правило, в целях приведениясторон в первоначальное состояние либо устранения возможности пропуска внутрьстраны «нежелательных» товаров. Данная группарежимов призвана завершить таможенный оборот товаров. Например, режим реимпортаприменяется после временного вывоза. Для специальных режимов характерныотдельные ситуации, требующие налогового послабления в таможенной сфере.[7]
В системе таможенного режима условно можно выделитьтри составляющие части — подсистемы:
1) нормативно — регулятивную;
2) организационную;
3) материально — техническую.
Нормативно — регулятивная подсистема состоит изосновных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов,устанавливающих порядок применения таможенных режимов, а также устанавливающихответственность за нарушение «режимных» мероприятий. Организационнаяподсистема представляет собой совокупность «режимных» органов (ФТС России,региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и органов, скоторыми взаимодействуют «режимные» органы (Минэкономразвития России,Минфин России, ФНС России, и др.). Материально — техническая подсистемавключает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения,транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазиновбеспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.). [8]
Таким образом, таможенный режим представляет собойтаможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий,включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средствтаможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных всоответствии с законодательством РФ о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности, статус товаров и транспортных средств для таможенныхцелей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использованияна таможенной территории РФ или за ее пределами.
1.2 Основные таможенныережимы. Их характеристика
 
К основным таможеннымрежимам в соответствии с Таможенным кодексом РФ относятся: выпуск длявнутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит.
Каждый таможенный режимпреследует достижение определенной цели. Рассмотрим каждый из этих режимовподробнее. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления используется,как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли — продажи или менытоваров. Указанный таможенный режим не связывает участника внешнеэкономическойдеятельности обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самымему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенногоимущества. Товары, оформленные в соответствии с этим таможенным режимом, могутбыть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы,уничтожены и т.д. В соответствии со ст. 163 ТК РФ выпуск для внутреннегопотребления — это таможенный режим, при котором ввезенные на таможеннуютерриторию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозес этой территории.[9]
В силу этого выпуск длявнутреннего потребления является наиболее часто используемым режимом наряду стаможенным режимом экспорта (вместе составляют около 80% всего товарооборотаРоссии). Приобретение товарами статуса выпущенных для свободного обращенияявляется следствием выполнения условий таможенного режима выпуска длявнутреннего потребления. Такими условиями являются уплата таможенных пошлин иналогов, а также соблюдение всех ограничений, установленных законодательствомРФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числеэкономического характера. Легальное несоблюдение этих условий возможно только вслучаях, предусмотренных иными законодательными актами РФ (установленныецелевые льготы, другие освобождения), и влечет за собой условный выпуск товаров(п. 2 ст. 164 ТК РФ). Это является одним из отличий выпуска для внутреннегопотребления от других таможенных режимов, предполагающих использование товаровна таможенной территории РФ, которые непосредственно предусматривают полное иличастичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а такженеприменение ограничений экономического характера, установленныхзаконодательством.[10]
Представляется необходимымдополнить несколько слов о правовом положении товаров, помещенных подрассматриваемый режим. При соблюдении всех его условий товары приобретаютстатус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Это, всвою очередь, согласно подп. 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ влечет за собой утрату имистатуса иностранных и приобретение статуса российских товаров (что не влияет наих иностранное происхождение).
Кроме того, с выпускомтоваров для свободного обращения они перестают находиться под таможеннымконтролем (п. 1 ст. 360 ТК РФ).
Если же в случаях,предусмотренных законодательством РФ, условия таможенного режима выпуска длявнутреннего потребления не соблюдены, то такие товары будут считаться условновыпущенными.[11]
Условно выпущенныетовары считаются иностранными и продолжают находиться под таможенным контролем.При этом условный выпуск товаров является обстоятельством, с которым ТК РФ связываетобязательное предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, заисключением случаев, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов,процентов и пени не превышает 20 тыс. руб. или таможенный орган сочтетнеобязательным предоставление такого обеспечения (ст. 337).[12]
Экспорт — таможенныйрежим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможеннойтерритории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательстваоб обратном ввозе.
Фактический вывозтоваров за пределы таможенной территории РФ предусматривается несколькимитаможенными режимами (например, временный вывоз, реэкспорт, перемещение междутаможенными органами через территорию иностранного государства). Однако вотличие от остальных режимов содержание таможенного режима экспортапредполагает окончательный вывоз товаров с таможенной территории РФ,предусматривающий постоянное нахождение товаров за ее пределами, что соответственноне связывает экспортера обязательством об их последующем обратном ввозе. Статья166 ТК РФ содержит перечень условий, соблюдение которых является обязательнымдля помещения товаров под таможенный режим экспорта. Структурно эти условия выглядятследующим образом:
— уплата вывозныхтаможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТК РФ;
— соблюдениеограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности;
— выполнение иныхтребований и условий, установленных Кодексом, другими федеральными законами ииными правовыми актами РФ.
При экспорте товаровпроизводятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налоговв соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Международныйтаможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товарыперемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможеннымконтролем между местом их прибытия на таможенную территорию РоссийскойФедерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью ихпути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территорииРоссийской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также безприменения к товарам запретов и ограничений экономического характера,установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности.[13]
Транзит товаровначинается с момента их ввоза на таможенную территорию РФ и завершаетсяфактическим вывозом с ее территории. Товары помещаются под таможенный режиммеждународного таможенного транзита в месте их прибытия на таможеннуютерриторию РФ в пункте пропуска через Государственную границу (п. 1 ст. 69 ТКРФ). Завершается действие таможенного режима в месте убытия товаров стаможенной территории РФ и также в пункте пропуска через Государственнуюграницу (ст. 119 ТК РФ). Товары, помещенные под рассматриваемый таможенныйрежим, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. Это объясняется тем,что содержание таможенного режима исключает нахождение таких товаров всвободном обращении на таможенной территории РФ.[14]
Таможенный Кодексвыделяет основное и дополнительные условия помещения товаров под таможенныйрежим международного таможенного транзита. Основным условием помещенияиностранных товаров под рассматриваемый таможенный режим является отсутствиезапрета на транзит этих товаров по таможенной территории РФ. Такие запретымогут быть установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ, атакже международными договорами РФ. Так, в соответствии с Федеральным закономот 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропныхвеществах» предусмотрен запрет на транзит через таможенную территорию РФнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 28).
Дополнительные условияпомещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзитамогут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами РФ имеждународными договорами. Например, согласно Правилам оборота гражданского ислужебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации,утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, транзитчерез территорию РФ указанных товаров допускается на основании разрешений наввоз на территорию РФ и вывоз из РФ, выдаваемых органами внутренних дел. Вслучае непредставления таких документов транзит товаров через таможенную территориюРФ также должен быть запрещен. При международном таможенном транзите порядоквыдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит ипорядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификациятоваров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерацииосуществляются по правилам, установленным статьями 80 — 86 Таможенного кодексаРФ в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международномутаможенному транзиту.
1.3 Экономические таможенные режимы. Иххарактеристика
 
К экономическим таможенным режимам в соответствии сТК РФ относятся: переработка на таможенной территории, переработка длявнутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз,таможенный склад.
Переработка на таможенной территории — таможенныйрежим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территорииРоссийской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров)для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождениемот уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки стаможенной территории Российской Федерации в определенный срок.[15]
Основное назначение этого таможенного режима состоитв предоставлении национальным производителям возможности предлагать свою продукциюна зарубежных рынках по конкурентной цене, одновременно способствуя экономическомуразвитию национальной экономики и созданию рабочих мест.
Переработка для внутреннего потребления — таможенныйрежим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РоссийскойФедерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целейпроведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением отуплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки длясвободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым кпродуктам переработки.[16]
И таможенный режим переработки для внутреннегопотребления, и таможенный режим переработки на таможенной территории позволяютперерабатывать на таможенной территории товары, не имеющие статуса находящихсяв свободном обращении, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.Вместе с тем названные режимы имеют ряд отличий, наиболее существенные изкоторых следующие:
— основным способом завершения таможенного режимапереработки на таможенной территории является вывоз продуктов переработки стаможенной территории РФ, в то время как таможенный режим переработки длявнутреннего потребления завершается их помещением под таможенный режим выпускадля внутреннего потребления (т.е. переработка на таможенной территории ориентированав первую очередь на вывоз товаров с таможенной территории РФ, а переработка длявнутреннего потребления — на их ввоз на эту территорию, что следует также изназвания рассматриваемых режимов);
— при завершении таможенного режима переработки натаможенной территории основным способом (вывозом продуктов переработки стаможенной территории РФ) ввозные и вывозные таможенные пошлины не взимаются, аиспользование таможенного режима переработки для внутреннего потребленияпредполагает уплату НДС и акцизов, если они взимаются с ввозимых товаров, припомещении товаров под таможенный режим переработки и уплату таможенной пошлиныпри выпуске продуктов переработки для свободного обращения;
— в случае выпуска продуктов переработки товаров натаможенной территории для свободного обращения таможенные пошлины и налогивзимаются с ввезенных товаров, при этом дополнительно с этих сумм уплачиваетсяпроцент по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы лицу былапредоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработкина таможенной территории (товары по своему правовому положению приравниваются ктоварам, ввезенным для переработки и изначально выпущенным для свободногообращения). Таможенные пошлины при завершении режима переработки длявнутреннего потребления взимаются не с ввозимых товаров, а с продуктовпереработки по ставкам, применимым к продуктам переработки;
— под таможенный режим переработки для внутреннегопотребления может быть помещен ограниченный круг товаров.[17]
Переработка вне таможенной территории — таможенныйрежим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РоссийскойФедерации для целей проведения операций по переработке товаров в течениеустановленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктовпереработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенныхпошлин, налогов. Основное экономическое значение этого таможенного режимазаключается в предоставлении национальным производителям возможности сокращатьпроизводственные издержки и предлагать свою продукцию на внутреннем рынке поболее конкурентоспособным ценам.[18]
Указанные таможенные режимы преследуют общую цель — перемещение товаров через таможенную границу РФ для их последующей переработки.Основное их отличие состоит в том, что один из названных режимов допускаетиспользование российских товаров с целью их переработки вне российскойтаможенной территории, а два других, наоборот, позволяют использовать иностранныетовары для переработки на российской таможенной территории.
Временный ввоз — таможенный режим, при котором иностранныетовары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) натаможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условнымосвобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этимтоварам запретов и ограничений экономического характера, установленных всоответствии с законодательством Российской Федерации о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности. Применение таможенного режимавременного ввоза позволяет снять многие препятствия на пути развитияэкономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами".
Товар, помещенный под таможенный режим временноговвоза, должен быть использован таким образом, чтобы при завершении режима оннаходился в неизменном состоянии, за исключением изменений, произошедших попричине естественного износа и убыли. Такое требование ограничивает возможностипользования временно ввезенными товарами. В частности, исключается возможностьпроведения каких-либо операций по переработке или обработке.
Во время нахождения под режимом временного ввозатовары остаются в распоряжении пользователя данного таможенного режима. Лицо,которое временно ввезло товары, должно соблюдать требования, предусмотренныезаконодательством о данном таможенном режиме, в связи с чем на него возлагаютсядополнительные обязанности, которые вместе с предоставляемыми ему правами иопределяют его статус как пользователя режима временного ввоза. Пользованиевременно ввезенными товарами допускается только в целях и на условиях, которыепредусмотрены разрешением на их временный ввоз.[19]
По общему правилу временно ввезенные товары не могутбыть предметом уступки, отчуждения (в любой форме), кроме как по специальномуразрешению таможенного органа. Передача таких товаров пользователем режимомдругим лицам допускается в случаях, непосредственно установленных законодательством.
Таможенный склад — таможенный режим, при которомввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся подтаможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретови ограничений экономического характера, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся подтаможенным контролем на условиях, предусмотренных настоящим параграфом.
В практике международной торговли бывают случаи,когда на момент ввоза товаров неизвестно, каким образом они будутиспользоваться на территории страны. Выбрав режим таможенного склада, импортерполучает возможность хранить товары в течение определенного периода времени,собирать необходимые документы и отложить момент уплаты таможенных пошлин, налоговдо момента выпуска товаров в свободное обращение. В некоторых случаяхтаможенные пошлины, налоги вообще не уплачиваются. Например, товары могут бытьвывезены за пределы России или помещены под таможенный режим переработки.[20]
Определение режима таможенного склада полностьюсоответствует определению, содержащемуся в главе 1 Специального приложения DКиотской конвенции и практически не отличается от определения режима по ТК РФ1993 г. (ст. 41).
 
1.4 Завершающие и специальные таможенные режимы. Их характеристика
 
К завершающим таможенным режимам относятся:реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.
К специальным таможенным режимам относят: временныйвывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенныережимы.
Реимпорт — таможенный режим, при котором товары,ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся натаможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки (подпункт 2пункта 1 статьи 235) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения ктоварам запретов и ограничений экономического характера, установленных всоответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности.[21]
Реэкспорт — таможенный режим, при котором товары,ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этойтерритории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин,налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономическогохарактера, установленных в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.[22]
Уничтожение — таможенный режим, при котороминостранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенныхпошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограниченийэкономического характера, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Уничтожение товаров допускается, если товары,подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянииэкономически выгодным способом.
Не допускается уничтожение следующих категорийтоваров:
1) культурных ценностей;
2) видов животных и растений, находящихся подугрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когдатребуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий;
3) товаров, принятых таможенными органами в качествепредмета залога, до прекращения отношений залога;
4) которые изъяты или на которые наложен арест всоответствии с законодательством Российской Федерации;
5) иных товаров, перечень которых можетустанавливаться Правительством Российской Федерации.
Уничтожение товаров не допускается, если:
— может причинить существенный вред окружающей средеили представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровьялюдей;
— производится путем потребления товаров всоответствии с их обычным предназначением;
— может повлечь расходы для государственных органовРоссийской Федерации.
Отказ в пользу государства — таможенный режим, прикотором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплатытаможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограниченийэкономического характера, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности.
Отказ от товаров в пользу государства не долженповлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы,которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализациитоваров.
Под таможенный режим отказа в пользу государства немогут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Конкретный перечень товаров, которые немогут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства,устанавливается Правительством Российской Федерации.[23]
Временный вывоз — таможенный режим, при которомтовары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РоссийскойФедерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территорииРоссийской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенныхпошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономическогохарактера, установленных в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Беспошлинная торговля — таможенный режим, при котороминостранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации,или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим запределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинахбеспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также безприменения к товарам запретов и ограничений экономического характера,установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Перемещение припасов — таможенный режим, при которомтовары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушныхсудах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажировлибо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческойперевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажейи пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются черезтаможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применениязапретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности.[24]
При вывозе товаров, помещенных под таможенный режимперемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутреннихналогов не производятся, если иное не установлено законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах.
Иные специальные таможенные режимы устанавливаются вотношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых с таможенной территорииРоссийской Федерации и предназначенных для обеспечения функционированияпосольств, консульств, представительств при международных организациях и иныхофициальных представительств Российской Федерации за рубежом;
2) товаров, перемещаемых через таможенную границумежду воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможеннойтерритории Российской Федерации и за пределами этой территории;
3) товаров, перемещаемых через таможенную границу ипредназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайныхситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам,пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых дляпроведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельностиаварийно-спасательных формирований;
4) товаров, вывозимых в государства — бывшиереспублики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных натерриториях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иныхучреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственностиРоссийской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведенияна территориях указанных государств российскими организацияминаучно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческойоснове;
5) российских товаров, перемещаемых междутаможенными органами через территорию иностранного государства.[25]

2. Виды обеспечениятаможенных режимов
 
2.1 Правовоеобеспечение таможенных режимов
 
Обеспечение — совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальномупротеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов,поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов,предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов. [26]
Таким образом, подобеспечением таможенных режимов понимается совокупность мер и средств,способствующих соблюдению таможенных режимов, предотвращению нарушенийтаможенного законодательства.
Правовое обеспечениевключает в себя все нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы права,регулирующие и обеспечивающие использование таможенных режимов.[27]
Кроме того, следуетотметить, что данный вид обеспечения является ключевым по отношению костальным, поскольку другие виды обеспечения таможенных режимов (экономическоеи организационное) основываются на принятых и утвержденных соответствующимиорганами власти нормативно-правовых источниках.
Систему источниковправа, являющихся правовым обеспечением таможенных режимов и регулирующихотношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортныхсредств под определенный таможенный режим, составляют:
1. Международныедоговоры (Киотская Конвенция, Стамбульская конвенция и Конвенция о карнете ATA,определяющие порядок применения таможенного режима временного ввоза (вывоза);Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитныхопераций; различные двусторонние межправительственные соглашения и др.).
2. Таможенный кодексРФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 года «О таможенномтарифе», Федеральный закон от 13 октября 1995 года «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 22 января1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» идр.
3. Указы Президента РФ(Указы Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменениипорядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания таможенныхпошлин», от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственномрегулировании внешнеторговых бартерных сделок» и др.).
4. ПостановленияПравительства РФ (Постановления Правительства РФ от 8 августа 1999 года № 908«Об особенностях применения таможенных режимов переработки на таможеннойтерритории и переработки под таможенным контролем при ремонте российскойавиационной техники», от 16 августа 2000 года № 599 «О перечнетоваров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением отуплаты таможенных пошлин и налогов» и др.).
Право Правительства РФи ФТС России в пределах своей компетенции и впредь до принятия соответствующихзаконодательных актов Российской Федерации определять особенности правовогорегулирования таможенных режимов, а также устанавливать новые таможенные режимыпредусмотрено статьей 24 Таможенного кодекса РФ. При этом полномочие определятьособенности правового регулирования таможенных режимов может быть реализованотолько в том случае, если отдельные положения, регулирующие вопросы применениятаможенных режимов, не предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Отменяя илиизменяя уже установленное Таможенным кодексом РФ условие, ограничение илитребование таможенного режима, Правительство РФ или ФТС России выходят запределы своей компетенции.
5. Нормативные правовыеакты ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Нормативно-правовые актыперечислены по убывающей юридической силе каждого из них. То есть в основеправового обеспечения таможенных режимов лежат, прежде всего, международныедоговоры и Таможенный кодекс Российской Федерации. В ТК РФ закреплены главныепринципы организации таможенного дела в целом и таможенных режимов в частности.Нынешний Таможенный кодекс основан на Киотской конвенции, многие положения, каккасающиеся таможенных режимов, так и других институтов таможенного права. Такимобразом, можно сказать, что правовое обеспечение таможенных режимов РоссийскойФедерации во многом унифицировано с международными норами таможенного права.
Порядок примененияодних таможенных режимов (в частности, таможенного склада, магазинабеспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, отказа в пользугосударства) обеспечивается и регламентируется специальными положениями,утвержденными приказами ФТС России. Положение о конкретном таможенном режимеразрабатывается на основе соответствующих статей Таможенного кодекса РФ иохватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связис помещением товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим.
Остальные же таможенныережимы (и таких большинство) до сих пор ждут принятия положений об ихприменении, в то время как в отношении них продолжает действовать большоеколичество различного рода несистематизированных правовых актов — приказов,указаний, писем и телеграмм ФТС России.[28]
ТК РФ содержит рядположений, направленных на обеспечение соблюдения лицами требований таможенногозаконодательства в части применения таможенных режимов. Так, ст. 156 ТК РФзакрепляет, что ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этойтерритории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один изтаможенных режимов и соблюдать этот режим. В соответствии со ст. 15 ТК РФ послевыпуска товаров пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии сзаявленным таможенным режимом. Соблюдение указанных положений обеспечиваетсявозможностью привлечения лиц к административной ответственности по ст. 16.18«Невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращениена эту территорию товаров и (или) транспортных средств» и 16.19«Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режимтоварами и (или) транспортными средствами» КоАП РФ.[29]
Гарантии соблюдениятаможенного режима являются неотъемлемой частью самого режима. В силутребований п. 5 ст. 179, п. 2 ст. 211 ТК РФ, если соблюдение таможенного режимапереработки на таможенной территории или временного ввоза было обеспеченогарантиями, лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, илилицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформитьсоответствующие документы на свое имя. Аналогичной прямой нормы для случаевпередачи прав владения, пользования или распоряжения в отношении товаров,находящихся на таможенном складе, ст. 219 ТК РФ не содержит, однакопредставляется, что лицо, приобретшее имущественные права, также обязанопереоформить необходимые документы.[30]
Требование гарантийсоблюдения таможенного режима — право, но не обязанность таможенного органа.Представляется, что такое право должно реализовываться таможенным органом неповсеместно и не бессистемно, а строго на основе анализа рисков, с учетомзаявляемого таможенного режима, благонадежности лица, помещающего товары подтаможенный режим, его деловой репутации, частоты перемещения, категории товара,размера товарной партии и т.д. Кроме того, необходимо учитывать положение п. 2ст. 337 ТК РФ, в соответствии с которым обеспечение уплаты таможенных платежейне представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налоговсоставляет менее 20 тыс. руб., а также в случаях, когда таможенный орган имеетоснования полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.Вопрос о необходимости предоставления гарантии соблюдения таможенного режимарешается таможенным органом на этапе выпуска товаров, что исключает требованиетакого обеспечения впоследствии, на стадии использования таможенного режима. Обеспечиваясоблюдение таможенного законодательства в части применения таможенных режимов,ТК РФ одновременно значительно усиливает административные барьеры на пути косуществлению внешнеэкономической деятельности по сравнению с прежним Кодексоми создает возможность для неравного положения участников такой деятельности.[31]
Таким образом, созданиеи принятие нормативно-правовых источников в целях обеспечения функционированиятаможенных режимов и установление ответственности за их нарушение, отраженной вКоАП, УК и др., позволяет эффективно применять на практике таможенные режимы ирегулировать таможенные правоотношения, возникающие по их поводу.
2.2 Экономическоеобеспечение таможенных режимов
Наряду с возможностью применения мерадминистративной ответственности ТК РФ вводит новый для таможенногозаконодательства институт гарантий соблюдения таможенного режима. Этот институтоснован на положении ст. 88 ТК ЕС, в соответствии с которым таможенные органымогут обусловить выдачу разрешения на помещение товаров под режим сосвобождением от таможенных платежей предоставлением обеспечения,гарантирующего уплату таможенного долга, который может возникнуть в отношенииданных товаров. Данный вид обеспечения получил название экономическоеобеспечение таможенных режимов. Особую роль играют меры обеспечения уплатытаможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также вреализации фискальной функции таможенного регулирования.[32]
Основной формойгарантии соблюдения таможенного режима служит предоставление обеспечения уплатытаможенных пошлин, налогов, которое согласно ст. 337 ТК РФ может требоваться, втом числе в случаях условного выпуска товаров. Обеспечение уплаты таможенныхпошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым инымлицом в пользу указанного лица. Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин,налогов определяется исходя из сумм таможенных платежей, подлежащих уплате привыпуске товаров для свободного обращения (если обеспечивается соблюдение таможенногорежима, предполагающего нахождение товаров на таможенной территории РФ) или приих вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (если обеспечениепредоставляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ).[33]
Обеспечение уплатытаможенных платежей может осуществляться следующими способами:
— залогом товаров ииного имущества;
— банковской гарантией(принимается гарантия, выданная банком, входящим в перечень банков, выступающихгарантами перед таможенными органами);
— внесением денежныхсредств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе(денежный залог); — поручительством;
— страхованием (вслучаях установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченнымв области таможенного дела совместно с федеральным органом исполнительнойвласти по надзору за страховой деятельностью). [34]
ТК РФ определил, чтовид обеспечения уплаты таможенных платежей выбирает сам декларант. Таможенныеорганы не имеют право требовать предоставления определенного вида обеспечениялибо отказывать в принятии определенного вида обеспечения, за исключениемслучаев, если таможенный орган не обладает компетенцией на принятие решения оприменении конкретного способа обеспечения.
Предметом залога могутбыть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а такжеиное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданскимзаконодательством Российской Федерации.
Порядок работытаможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей установлен распоряжениемГТК РФ от 29.10.2003 № 596-р «Об утверждении Порядка работы таможенныхорганов с обеспечением уплаты таможенных платежей». Порядок примененияобеспечения уплаты таможенных платежей, его способы и размеры установленыглавой 31 ТК РФ. Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей сиспользованием залога разъяснен письмом ГТК РФ от 10.03.2004 № 01-06/8481«О заключении договоров залога».
По общему правилу(статья 337 ТК РФ) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налоговосуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный органудостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. Следует отметить, чтотребование таможенного органа о предоставлении гарантий надлежащего исполнениялицом своих обязанностей в виде обеспечения уплаты таможенных платежей являетсяправом, а не обязанностью таможенного органа. Так, в соответствии с пунктом 2статьи 337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется в случаях,когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятыеперед ним, будут выполнены. При реализации данного положения таможенные органыруководствуются, в первую очередь, сведениями о законопослушности лица, отсутствиизадолженностей по уплате таможенных платежей, «стажа» лица в частивнешнеторговой деятельности. Обеспечение уплаты таможенных платежей нетребуется во всех случаях, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин,налогов составляет менее 20 тысяч рублей.[35]
В ТК РФ законодатель определяет самыеобщие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей:
а) перечислены основные случаи, когдадолжна быть обеспечена уплата таможенных платежей:
— предоставление отсрочки или рассрочкиуплаты таможенных платежей;
— условный выпуск товара;
— перевозка и (или) хранение иностранныхтоваров;
— осуществление деятельности в областитаможенного дела (деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцевскладов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенныхброкеров);
б) определены случаи, когда обеспечениеуплаты таможенных платежей не представляется:
— сумма подлежащих уплате таможенныхплатежей, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб.;
— таможенный орган имеет основанияполагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены;
Отметим, что подобная формулировканаделяет таможенные органы огромными дискреционными полномочиями (т.е. полномочиями,реализуемыми по собственному усмотрению) и вряд ли является оправданной.
в) определен круг лиц, которые могутпроизводить обеспечение уплаты таможенных платежей:
— лица, ответственные за уплатутаможенных платежей;
— любое иное лицо, действующее в пользулица, ответственного за уплату таможенных платежей;
г) определен общий порядок возвратаобеспечения уплаты таможенных платежей:
Размер обеспечения уплаты таможенныхплатежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей,процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения илиих вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышатьразмер указанных сумм.
Осуществление деятельности в качестветаможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельцатаможенного склада и таможенного перевозчика обусловлено обеспечением уплатытаможенных платежей. Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей приосуществлении этих видов деятельности не могут быть менее: 50 миллионов рублейдля таможенного брокера; 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытаяплощадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, еслив качестве склада используется помещение, для владельцев складов временногохранения и таможенных складов открытого типа; 2,5 миллиона рублей для владельцевскладов временного хранения и таможенных складов закрытого типа; 20 миллионоврублей для таможенного перевозчика.
Широкое использование банковскихгарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротойреализации. Исходя из сложившейся практики удовлетворение требованиябенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 — 5 рабочих дней.Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогови сборов предусмотрено как в НК РФ (ст. 74), так и в ТК РФ (ст. 346). Договорпоручительства определяется в ГК РФ (ст. 361) как обязательство поручителяотвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним егообязательства полностью или частично.
Таким образом, экономическое обеспечениетаможенных режимов, которое заключается при использовании таможенных режимов вприменении обеспечения уплаты таможенных платежей, является гарантиейвыполнения своих обязательств участниками внешнеэкономической деятельности испособствует снижению риска по нанесению ущерба бюджету страны и экономики врезультате неуплаты таможенных пошлин или другого нарушения таможенного законодательства.
 
2.3 Организационноеобеспечение таможенных режимов
К числу форм гарантийсоблюдения таможенного режима относится также организационное обеспечениетаможенных режимов, а в частности представление обязательства об обратномвывозе товара, что имеет значение для таможенных режимов, действие которыхзавершается вывозом товаров с таможенной территории РФ (временный ввоз,международный таможенный транзит, реэкспорт). Применительно к таможенномурежиму временного ввоза это полномочие таможенных органов содержится дополнительнов п. 2 ст. 210 ТК РФ, в соответствии с которым таможенный орган вправетребовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, представлениягарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числепредставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.[36]
Представляется, чтотакое обязательство может требоваться только у лица, помещающего товары подтаможенный режим, но не у таможенного брокера: последний не имеет в отношениидекларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащимиполномочиями для того, чтобы обязываться о будущем вывозе товаров.
Вместе с тем статустакого обязательства в контексте иных положений ТК РФ не совсем понятен. Так,юридический факт помещения товаров под таможенный режим фиксируется в моментвыпуска товара и сам по себе возлагает на лицо обязанность по соблюдениютаможенного режима, в том числе по его завершению одним из предусмотренныхспособов. Таким образом, обязанность вывезти временно ввезенные товары илитовары, выпущенные в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, возникает наосновании требования закона и не требует дополнительного документальногоподкрепления. Неисполнение указанной обязанности является противоправнымнезависимо от наличия либо отсутствия рассматриваемого обязательства. С другойстороны, если закон допускает альтернативный способ завершения таможенногорежима, оснований требовать его завершения именно вывозом товаров на основанииданного обязательства не имеется.[37]
Перечень гарантийсоблюдения таможенного режима не является исчерпывающим. В качестве иныхгарантий можно назвать такие меры, как:
— таможенноесопровождение;
— определение маршрутовперевозки, которые на основании ст. 169 ТК РФ могут применяться к товарам,перевозимым по таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимоммеждународного таможенного транзита;
— идентификация товарови транспортных средств, помещенных под таможенный режим (ст. 390 ТК РФ).
Идентификация широкоиспользуется как форма обеспечения многих таможенных режимов, особенно основныхи экономических, например, для всех видов переработки, при экспорте,международном таможенном транзите. Идентификация для этих режимов, как правило,является условием помещения под таможенный режим.[38]
Экспортный контроль вРоссийской Федерации осуществляется посредством методов правового регулированиявнешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
— идентификациюконтролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствияконкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации,работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектамивнешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки(перечни), указанные в ст. 6 Федерального закона «Об экспортном контроле»;
— разрешительныйпорядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами итехнологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму ихгосударственного регулирования;
— таможенный контроль итаможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров итехнологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенномделе;
— применение мергосударственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушившихустановленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществлениявнешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг,результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы присоздании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видоввооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такиедействия.[39]
Для идентификациивывезенных или ввезенных обратно товаров в продуктах их переработки, примеждународном таможенном транзите и в других случаях используются следующиеспособы, если эти способы применимы исходя из характера товаров иосуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставлениезаявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровойили другой маркировки на вывозимые товары;
2) подробное описаниевывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставлениерезультатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимыхтоваров и продуктов их переработки;
4) использованиесерийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;
5) документальноеподтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаровподвергались вывезенные товары;
6) иные способыидентификации, предполагающие использование современных технологий.
Приемлемость заявленного способаидентификации товаров устанавливается таможенным органом с учетом характератоваров и осуществляемых операций по переработке товаров.[40]
По запросу заявителя и с согласиятаможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может бытьобеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье,материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также отехнологии производства продуктов переработки.
Таможенные органы не требуют применениямер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РоссийскойФедерации, предусмотренных ТК РФ при международном таможенном транзите, еслиперевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком.
В случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, Правительство Российской Федерациивправе устанавливать маршруты перевозки отдельных видов товаров в соответствиис международным или внутренним таможенным транзитом. В иных случаях маршрутыопределяются для перевозки отдельных видов товаров, в отношении которых приперемещении через таможенную границу зафиксированы частые случаи нарушениятаможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты иограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности. При этом маршрут заявляетсяперевозчиком. Заявленный перевозчиком маршрут является для него обязательнымпри перевозке товаров. Изменение маршрута допускается с письменного разрешениятаможенного органа.[41]
Меры по обеспечению соблюдениязаконодательства при международном таможенном транзите применяются таможеннымиорганами в целях:
— недопущения введения в оборот товаровбез применения к ним запретов и ограничений, установленных законодательством огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности;
— соблюдения в отношении товаров мертаможенно-тарифного регулирования, если применение таких мер предусмотренозаконодательством.
К организационному обеспечениютаможенных режимов в соответствии с Таможенным кодексом РФ относится такжетаможенное сопровождение. Таможенное сопровождение — это мера по обеспечениюсоблюдения законодательства РФ о таможенном деле при перевозке товаров.[42]
Таможенное сопровождение — сопровождениетранспортных средств, перевозящих товары в соответствии с международным таможеннымтранзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органовисключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РоссийскойФедерации при международном таможенном транзите. Данная мера применяется такжепри внутреннем таможенном транзите, при перемещении товаров в соответствии срежимами экспорта, выпуска для внутреннего потребления и др.
Таможенный орган вправе принять решениео таможенном сопровождении в случае:
1) непредставления обеспечения уплатытаможенных платежей в соответствии с ТК РФ;
2) перевозки отдельных видов товаров,определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими в соответствии сТК РФ;
3) недоставки перевозчиком хотя бы одинраз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутреннийтаможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим всилу постановлением о назначении административного наказания по делу обадминистративном правонарушении в области таможенного дела;
4) обратного вывоза ошибочно поставленныхв Российскую Федерацию товаров или товаров, ввоз которых в Российскую Федерациюзапрещен, если место фактического пересечения указанными товарами таможеннойграницы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;
5) перевозки товаров, в отношениикоторых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности.
За таможенное сопровождение взимаютсятаможенные сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации оналогах и сборах.[43]
Таким образом, организационноеобеспечение таможенных режимов направлено на непосредственную реализацию техположений, которые устанавливаются правовым обеспечением таможенных режимов, иприменяются в случаях, когда невозможно применить обеспечение уплаты таможенныхплатежей, т.е. экономического обеспечения таможенных режимов. Организационноеобеспечение выражается в технических средствах и способах соблюдения таможенногозаконодательства, и препятствуют его нарушению.

3. Проблемы и перспективыобеспечения таможенных режимов
 
Отсутствиесистематизированного законодательства по отдельным таможенным режимам не содействуетукреплению законности в таможенном деле, отрицательно сказывается на развитиивнешнеэкономических связей Российской Федерации и динамике внешнеторговогооборота.
Обеспечивая соблюдениетаможенного законодательства в части применения таможенных режимов, ТК РФодновременно значительно усиливает административные барьеры на пути косуществлению внешнеэкономической деятельности по сравнению с прежним Кодексоми создает возможность для неравного положения участников такой деятельности.[44]
Выделение экономических таможенныхрежимов в отдельную группу прослеживается и в ТК ЕС, который, как и настоящийКодекс, к таможенным режимам с экономическим значением относит таможенныйсклад, активную переработку, переработку под таможенным контролем, пассивнуюпереработку и временное использование. Наряду с понятием «таможенный режимс экономическим значением» ТК ЕС содержит понятие «таможенный режим сосвобождением от таможенных платежей», к которому помимо перечисленных вышережимов отнесен также транзит. Правовой регламентации этих категорий таможенныхрежимов посвящены ст. 84 — 160 ТК ЕС и ст. 309 — 787 Постановления о егоприменении.[45]
Выделение европейским таможеннымзаконодательством таможенных режимов с экономическим значением и таможенныхрежимов с освобождением от таможенных платежей в отдельные группы имеетпрактическое значение для их правового регулирования, что выражается, вчастности, в наличии общих базовых положений о применении этих режимов, которыесводятся к следующему:
— применение таможенного режима с экономическимзначением требует получения разрешения таможенных органов (ст. 85 ТК ЕС);
— таможенные органы могут обусловитьвыдачу разрешения на помещение товаров под режим с освобождением от таможенныхплатежей предоставлением обеспечения, гарантирующего уплату таможенного долга,который может возникнуть в отношении данных товаров (ст. 88 ТК ЕС);
— права и обязанности владельцаэкономического таможенного режима могут быть переданы другому лицу при условиисоблюдения установленных таможенным органом предпосылок, причем это лицо будетобязано выполнять действующие в отношении данного таможенного режимапредпосылки (ст. 90 ТК ЕС);
— таможенный режим с освобождением оттаможенных платежей завершается, когда товары, помещенные под этот режим, илипродукты их переработки оформляются в таможенном отношении (ст. 99 ТК ЕС).
Несмотря на значительную работу, котораяпроведена для подготовки изменений и дополнений в Таможенный кодекс РоссийскойФедерации, часть проблем в области таможенного дела по-прежнему остаетсянерешенной. К таким проблемам относятся:
— применение договора страхования вкачестве финансовых гарантий в области таможенного дела;
— неурегулированность имущественныхвзаимоотношений лиц, причастных к перевозке, хранению и проведению грузовыхопераций с товарами;
— дискреционные полномочия таможенныхорганов, бремя доказывания фактов и обстоятельств при применении таможенныхправил;
— определение судьбы невостребованныхиностранных товаров;
— предоставление налогового режима вотношении продуктов переработки аналогичного тому, который предоставляется приэкспорте товаров;
— освобождение от уплаты НДСперевозчиков при перевозке импортируемых или экспортируемых товаров(взаимоисключающие положения в Налоговом и Таможенном кодексах). [46]
Возникают также вопросы о соответствииКиотской конвенции и обоснованности применения таможенного режима переработкидля внутреннего потребления (ст. 187-196 Кодекса). В Киотской конвенциипредусмотрены таможенный режим переработки на таможенной территории итаможенный режим переработки вне таможенной территории (Специальное приложение F)и положения о таких режимах в Кодексе (соответственно ст. 173-186 и ст.197-208) не противоречат Киотской конвенции. Но в ней непредусмотрен таможенныйрежим переработки для внутреннего потребления. По Кодексу иностранный товар ввиде сырья и материалов не обязательно может быть выпущен для свободногообращения на территории России с уплатой таможенной пошлины и незамедлительнымпоступлением средств в федеральный бюджет. Уплата таможенной пошлины ипоступление средств в связи с этим в федеральный бюджет могут быть отсрочены доодного года в силу таможенного режима переработки для внутреннего потребления.Основным мотивом применения этого режима является то, что он используется, еслиставка таможенной пошлины на переработанную продукцию ниже ставки на ввезеннуюнепереработанную продукцию. [47]Однако,как уже указывалось выше, нормальной практикой таможенно-тарифногорегулирования является применение принципа эскалации при установлении ставокввозных таможенных пошлин. Установление более низких ставок ввозных таможенныхпошлин для готовых изделий, чем для сырья, материалов, полуфабрикатов икомплектующих изделий означает нерациональное поощрение импорта иностранныхготовых изделий вместо поощрения производства аналогичных отечественныхтоваров. Следует отметить, что все-таки не удалось достигнуть целимаксимального включения в Кодекс норм прямого действия. Несовершенстводействующего таможенного законодательства выражается в отсутствии установленныхзаконодательным путем пределов полномочий таможенных органов в целом ифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного в областитаможенного дела в частности. Это приводит к тому, что на сегодняшний день вдополнение к Таможенному кодексу действует около 3,5 тысяч нормативных правовыхактов ФТС России, регулирующих правоотношения в таможенной сфере.
При этом отдельные правовые нормыдействующего Таможенного кодекса противоречат Конституции РФ, в связи с чемКонституционный Суд РФ неоднократно рассматривал обращения по этому поводу ипризнавал отдельные положения действующего Таможенного кодексанесоответствующими Конституции России, гражданскому, уголовному, налоговомузаконодательству, законодательству о валютном регулировании и валютном контролеи т.п.
В основном эти противоречия выражаются втом, что таможенные органы без достаточных к тому оснований вторгаются в сферуправоотношений, которые регулируются специальными отраслями права. ДействующийТаможенный кодекс предоставляет таможенным органам право не только произвольноизменять правила таможенного процесса, но и вмешиваться в экономическую деятельностьширокого круга лиц, влиять на формирование рынка, управлять товарными потоками.[48]
Таможенный кодекс не решает проблемуустановления пределов нормативного регулирования актами федерального органаисполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Исчерпывающегоперечня вопросов, по которым могут быть изданы ведомственные нормативные правовыеакты нет.
По всем правилам юридических норм каждыйзакон должен отвечать таким требованиям, как однозначность положений, строгаяопределенность и ясность формулировок. В этом отношении Таможенный кодекстребует доработки. А так как Таможенный кодекс является базовым правовым актомтаможенного права и в частности регулирования таможенных режимов и их обеспечения,то необходимо учитывать, что и остальные виды обеспечения не могут в полноймере эффективно применяться на практике при перемещении товаров черезтаможенную границу Российской Федерации.
Следовательно, необходимосовершенствование норм Таможенного кодекса, которые бы позволили бездискриминации и коррупции обеспечивать соблюдение таможенного законодательстваи способствовать налаживанию и развитию внешнеэкономических связей РФ с другимистранами. В частности важно ограничить возможность таможенных органов необоснованноприменять меры по обеспечению таможенных режимов, а именно таможенного сопровождения.Поскольку это ведет к большим финансовым затратам участников внешнеэкономическойдеятельности. Также необходимо решить проблему немотивированного досмотратоваров, перемещаемых в соответствии с процедурой МДП. Данные проблемы должнырешаться комплексно и обдуманно. В первую очередь по средствам грамотно и четкосформулированных правовых актов, которые бы отвечали международным требованиями могли эффективно применятся на практике.

Заключение
 
Таким образом, следуетсделать вывод о том, что основное практическое значение и социальная ценностьтаможенных режимов в таможенном деле заключается в их регулятивной,упорядочивающей направленности, а реализация субъектами таможенныхправоотношений своих прав и обязанностей, предусмотренных правовымиположениями, регламентирующими основания, порядок и условия применения этихрежимов, является объективной предпосылкой для нормального функционированиямеханизма управления таможенным делом и внешнеэкономической деятельностью,реализации субъектами своих законных экономических интересов в процессевозникновения и развития рассматриваемых правоотношений, а также недопущениявозникновения неблагоприятных последствий экономического и правового характера,которые могут возникнуть вследствие совершения противоправных деяний указаннымисубъектами, либо наличия обстоятельств чрезвычайного и абсолютного характера,не зависящего от усмотрения и волеизъявления этих субъектов.
Обеспечение таможенныхрежимов играет важную роль в таможенном деле, поскольку без его существованияневозможно эффективное и результативное применение на практике всехсуществующих таможенных режимов.
Основу обеспеченияфункционирования таможенных режимов составляют правовые акты, в первую очередьТаможенный кодекс РФ, который регламентирует главные принципы применениятаможенных режимов таможенными органами и участниками внешнеэкономическойдеятельности, кроме тог существуют федеральные законы, приказы, распоряжения ит.д. Они также являются основополагающими началами других видов обеспечениятаможенных режимов – организационного и экономического. Все виды взаимосвязаныи не могут эффективно применяться отдельно.
В связи с этим именночетко сформулированное и правильно разработанное законодательство, учитывающиеинтересы всех сторон таможенных правоотношений, является важнейшим условиемуспешного развития, как внешнеэкономических связей, так и всей страны.Совершенствование правового, организационного и экономического обеспечениятаможенных режимов является перспективой дальнейшего развития таможенного делав Российской Федерации.
 

Список использованныхисточников
 
1. Таможенныйкодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 280 с.
2. КодексРФ об административных правонарушениях: (по сост. на 10 апреля 2006 г.). – М.:Юрайт – Издат, 2006. – 344 с.
3. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 18.07.2005) «Обэкспортном контроле».
4. Приказ ГТК РФ № 973 от 08.09.03. «Об утверждении Инструкции осовершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенномтранзите товаров».
5. Приказ ФТС РФ №867 от 15.09.05. «Об утверждении Инструкции оборганизации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенныеоперации при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории».
6. Приказ ФТС РФ № 887 от 23.09.05 «Об утверждении Инструкции оборганизации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенныеоперации при использовании таможенного режима переработки вне таможеннойтерритории».
7. Приказ ГТК РФ № 1388 от 04.12.03. «О совершении отдельныхтаможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза».
8. Распоряжение ГТК РФ от 09.12 2003 г. N 666-р «Обутверждении инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспеченияуплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите».
9. Приказ ФТС РФ от 11.08.2005 № 725 «О фиксированном размереобеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров».
10. Распоряжение ГТК РФ от 29.10.2003 № 596-р «Обутверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенныхплатежей».
11. ПисьмоФТС РФ 15-13/20095 от 29.05.07. «Об обеспечении уплаты таможенных платежейфизическими лицами».
12. Комментарийк таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. – М.: Изд-воПроспект, 2004. – 736 с.
13. Таможенноеправо России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В. Тимошенко. – М.:«Приоритет», 2003. – 352 с.
14. Таможенноедело: учебник / О.В.Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 314с.
15. Таможенноеправо : учеб.для вузов / С.В. Халипов. - М.: ЗерцалоМ, 2004. - 240 с.
16. Таможенноеправо: учеб.для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский .- 5-е изд.,перераб. и доп. - М. : Дашков иК, 2004. - 841 с.
17. Становлениеи развитие основных элементов административно-правового режима обеспечениятаможенного дела: (историко-правовой аспект) / Р.А.Марченко // История государства и права. - 2007. - N3. - С. 24-26.
18. Правовоерегулирование таможенных режимов. Комментарий законодательства / А.Н. Козырин,В.В. Егазарова // Право и экономика. – 2005. — № 6.
19. Обеспечениеуплаты таможенных платежей / О.Г. Бадулин // Правои экономика. - 2004. - N 7. - С. 60-64.
20. Таможенныережимы по российскому законодательству. Обзор и определения / БорисВульфович Россинский // Закон. - 2006. - N6. - С. 5-12.
21. Правовыеосновы помещения товаров под «завершающие» и «специальные»таможенные режимы / В.Г.Свинухов // Право и экономика. - 2005. - N7. - С. 66-70.
22. Правовыеосновы помещения товаров под «основные» и «экономические»таможенные режимы / В.Г.Свинухов // Право и экономика. - 2005. - N6. - С. 61-70.
23. www.customs.ru
24. www.vch.ru
25. www.tamognya.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.