МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Уфимский институт (филиал)
Факультет юриспруденции и заочного отделения
Специальность 080507.65 «Менеджмент организации 3,5 года обучения
Кафедра „Управление внутренней и международной торговлей“
Контрольная работа
По предмету: Таможенное дело
Тема: Порядок заявления и контроля таможенной стоимости товаров
Выполнила: студентка 3 курса КолосковаОлеся Валерьевна
Фамилия и инициалы преподавателя:
Горбачев Сергей Владимирович
Уфа — 2010
Cодержание
Введение
1. Определение таможенной стоимости товаров
2. Заявление таможенной стоимости товара
3. Контроль таможенной стоимости товаров
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенныхпошлин являются адвалорные,которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Забазу исчисления таможенных платежей берется таможенная стоимость. Она же используется в качестверасчетной основы для взимания налога на добавленнуюстоимость (НДС), и других пошлин и налогов.
Любая расчетная база требует созданияопределенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому методика определениятаможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной(скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другимиотраслями национального законодательства, а с другойстороны, она должна соответствовать международным нормам.
Несущей конструкцией всей системы служат Таможенный кодекс РФи Закон РФ „О таможенном тарифе“. Последующие уровни являются механизмом реализации установленныхЗаконом “О таможенном тарифе” правовых норм, которые формируют ведомственные нормативные и технические документы ГТК России.
К ним относится „Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимыхна территорию Российской Федерации“, “Инструкция по заполнению декларации таможеннойстоимости”, “ Положение о распределении компетенции по контролю таможенной стоимоститоваров между таможенными органами различных уровней» и другие указания ГТКРоссии.
В установлении четких правил определения налогооблагаемой базыпри перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересованыи государство, и коммерческие круги. Так, в федеральномбюджете значительная доля его доходной части формируется за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственныморганам для планирования ожидаемых поступлений в бюджетнеобходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих круговзнание правил налогообложения ввозимых и вывозимых товаров — это реальная эффективностьвнешнеэкономической деятельности, планирование прибыли или убытков от конкретныхсделок и операций.
Таким образом, вопрос определения таможенной стоимости являетсяодним из важнейших во всем экономическом блоке таможенной политики Российской Федерации.
1. Определение таможенной стоимости товаров
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА — стоимость товара, определяемаядекларантом в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономическойи таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономическихотношений (включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетовбанков по ним). Система определения таможенной стоимости товара (таможенной оценки)основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике,и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок применениясистемы таможенной стоимости товара ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливаетсяПравительством РФ на основе положений указанного закона. Таможенная стоимость товаразаявляется (декларируется) таможенному органу РФ при перемещении товара через таможеннуюграницу РФ. Определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости.Правильность таможенная стоимость товара определяется соответствующим таможенныморганом РФ.
Порядок определения таможенная стоимость товара, вывозимых стаможенной территории РФ, также устанавливается Правительством РФ. Таможенная стоимостьтовара заявляется декларантом таможенному органу РФ при перемещении через таможеннуюграницу РФ. Ее определение декларантом производится согласно методам определениятаможенная стоимость товара, установленным законом РФ «О таможенном тарифе».Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форматаможенной декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом РФ всоответствии с законодательством РФ. Контроль за правильностью определения таможеннаястоимость товара осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформлениетовара. Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенная стоимостьтовара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной,может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и неможет передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специальногоразрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРФ.
Таможенная стоимость (таможенная оценка) товара это — цена сделки,фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения таможеннойграницы РФ. Система определения таможенная стоимость товара используется как вышеуже отмечалось для целей:
1) обложения товаров пошлиной;
2) внешнеэкономической и таможенной статистики;
3) применения иных мер государственного регулирования торгово-экономическихотношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контролявнешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательнымиактами России.
Таможенная стоимость (ТС) товаров используется для исчислениятаможенных платежей для применения мер государственного регулирования внешнеэкономическихотношений.
Вопрос определения ТС является наиболее сложным в таможеннойпрактике. Необходимо учитывать, что любой товар, предъявляемый к таможенному оформлениюимеет пять стоимостных оценок:
1) Контрактная цена — применяется во всех паспортах сделки;
2) Цена сделки — фиксируется в счете фактуры. Под ценой сделки понимается какцена, фактический уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары;
3) Фактурная стоимость — указывается в гр.22, гр.42 ГТД. Если товар один, тосуммы, указанные в этих графах, совпадают;
4) Статистическая стоимость — гр.46 ГТД, обозначена в $ США.
Таможенная стоимость — база для налогообложения, определяемаяна основании цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей оплате, с учетомрасходов по доставке до места ввоза на территорию РФ, скорректированной с учетомустановленных до начислений и вычетов.
Таможенную стоимость товара используют для таможенной оценкив соответствии с требованиями «Закона РФ о таможенном тарифе» раздел №.3;4 и приказом № 1 по ГТК РФ от 05.01.94 для ввозимых товаров и в соответствии с приказом№ 3 от 05.01.97 и приказом № 522 от 27.08.97 для вывозимых товаров.
Таможенная стоимость — величина условная, ее используют в основерасчета всех таможенных платежей:
- сборы за таможенное оформление — рассчитывается в % к ТС;
- таможенная пошлина (адвалорная) — в % к ТС;
- акциз;
- НДС.2. Заявление таможенной стоимости товара
При ввозе товаров ТС заявляется в гр.12 и 45 ГТД и, при необходимости,в декларации таможенной стоимости (ДТС). ДТС заполняется в следующих случаях:
- если по условиям контракта предусмотрены расчеты в СКВ и поставляемыетовары облагаются ввозной таможенной пошлиной, НДС или акцизом;
- если стоимость партии товара превышает сумму, эквивалентную 5000 долларамСША;
- в случае многоразовых поставок по одному контракту, а также повторяющихсяпоставок одного товара одним покупателем в адрес одного получателя по различнымконтрактам;
- в случаях, когда этого требует таможенный орган.
Статья 13 Закона РФ «О таможенном тарифе» гласит:
«Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантомтаможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможеннуюграницу Российской Федерации».
«Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласнометодам определения таможенной стоимости, установленным настоящим Законом».
«Контроль за правильностью определения таможенной стоимостиосуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенноеоформление товара».
Декларант должен помнить, что заявляемая им таможенная стоимостьи предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основыватьсяна достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларантобязан по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнемунужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверностисведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларантимеет право доказать такую достоверность (статья 15 Закона РФ «О таможенномтарифе»).
Для того, чтобы декларант смог правильно определить таможеннуюстоимость ввозимого товара в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе»,ему необходимо познакомиться с системой методов определения таможенной стоимостиввозимых товаров.
Согласно статье 323 «Порядок определения и заявления таможеннойстоимости товаров» содержит следующий порядок:
1) Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определениятаможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляетсяв таможенный орган при декларировании товаров.
2) Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения,относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документальноподтвержденной информации.
3) Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органамив порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченнымв области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным в области финансов, в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенный орган на основании документов и сведений, представленныхдекларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемойпри определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избраннымдекларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определениязаявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
4) Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточнымидля принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенныйорган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведенияи устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларантобязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документыи сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемыетаможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеетправо доказать правомерность использования избранного им метода определения таможеннойстоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
5) При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленнойдекларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, чтопредставленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или)достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованиемизбранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларантуопределить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанномслучае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации повыбору метода определения таможенной стоимости товаров.
6) Если в сроки выпуска товаров (статья 152) процедура определения таможеннойстоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплатытаможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный органв письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенныхплатежей. Дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налоговне предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых намомент таможенного оформления неизвестна.
7) В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органомсроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признакитого, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и(или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимостьтоваров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный органсамостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяяметоды определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларантао принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятиятакого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимостьтоваров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплатетаможенных платежей (статья 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов.Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществленав течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную суммутаможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.3. Контроль таможенной стоимости товаров
Контроль — это критически важная и сложная функция управления,представляющая собой процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходимдля обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишкомсерьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактическидостигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутыерезультаты существенно отличаются от установленных стандартов.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа:
Первый этап процесса контроля — это установка стандартов, т.е.конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управлениянеобходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления длявсех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданнымистандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципомисключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызыватьсрабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап — измерение результатов — является обычно самымхлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами,менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля,можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливаядвустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегаяизлишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер,нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
В целом систему таможенного контроля можно рассматривать каксовокупность элементов (процедур), в том числе направленных на контроль факторов,влияющих на формирование таможенных платежей, и включающую:
1) контроль наименования товара;
2) контроль кода товара по ТН ВЭД;
3) контроль количества товара;
4) контроль страны происхождения товара;
5) контроль объектов интеллектуальной собственности;
6) контроль фактурной стоимости товаров;
7) контроль таможенной стоимости товаров.
Таким образом, понятие «контроль таможенной стоимости»охватывается более общим понятием «таможенный контроль». Контроль таможеннойстоимости товаров, как одного из факторов, влияющих на формирование суммы таможенныхплатежей, является одним из объектов таможенного контроля. В свою очередь, контрольтаможенной стоимости нельзя рассматривать как самодостаточный элемент (процедуру)таможенного контроля, поскольку контроль таможенной стоимости взаимосвязан с другимиэлементами, составляющими таможенный контроль в целом, или по-другому, с контролеминых факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей.
В целях контроля таможенной стоимости могут применяться, формытаможенного контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, аименно:
1) проверка документов и сведений;
2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
3) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
4) устный опрос;
5) получение пояснений;
6) таможенная ревизия.
С точки зрения эффективности контроля таможенной стоимости товаровфакторы, влияющие на достоверность (правильность) определения таможенной стоимоститоваров, можно разделить на две принципиальные группы (по методу образования этихфакторов):
1) «Методологические» факторы, связанные с правильным использованиемустановленных Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» методовопределения таможенной стоимости.
2) «Внешние» по отношению к таможенной стоимости товаров факторы,т.е. те исходные элементы, при искажении которых таможенная стоимость товаров никогда(даже при правильном учете отражении «методологических» факторов) не будетопределена правильно.
По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органомможет быть принято одно из трех возможных решений:
1) о принятии заявленной таможенной стоимости (таможенный орган соглашаетсяс заявленной таможенной стоимостью);
2) об уточнении заявленной таможенной стоимости (в целях реализации этого решениятаможенный орган запрашивает дополнительные документы и сведения для подтверждениятаможенной стоимости, при этом товар может быть выпущен под обеспечение уплаты таможенныхплатежей, которые могут быть дополнительно начислены);
3) о корректировке таможенной стоимости (т.е. об изменении величины заявленнойдекларантом таможенной стоимости в рамках выбранного им метода или иного методаопределения таможенной стоимости)
Контроль таможенной стоимости рассматривается не как самоцель,а как неотъемлемый, органичный элемент единой системы таможенного контроля, призванногосвоевременно выявлять нарушения таможенного и налогового законодательства на возможноболее ранней стадии с тем, чтобы оперативно принимать корректирующие воздействияи разрабатывать меры по предупреждению таких нарушений в будущем. В связи с этимсистема контроля таможенной стоимости должна содержать как специфические, присущиетолько ей компоненты, обусловленные спецификой контроля, так и компоненты, единыедля всей системы таможенного контроля, позволяющие обеспечить единство этой системыи сопряженность ее отдельных частей.
Национальная (российская) система контроля таможенной стоимостидля обеспечения ее эффективного функционирования на современном этане должна такжевзаимодействовать с аналогичными системами других государств и быть оптимально гармонизированнойкак с ними, так и со смежными системами иных государственных органов, в первую очередьналоговых, финансовых и правоохранительных, а также учитывать реальные торгово-коммерческиепроцессы, что требует взаимодействия с коммерческими структурами.
Заключение
Дальнейшее совершенствование таможенной фискальной политики Россиинеразрывно связано с интенсификацией определения таможенной стоимости товаров. Являясьодним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует созданиясамой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля. Дляэтого имеются все основания. Приведенная система методовопределения таможенной стоимостии методология ее декларирования служит методическойбазой для контроля таможенной стоимости.
Следующим шагом по пути создания постоянно действующей системыконтроля должно быть проведение оптимизации структурыуправления подразделений, занимающихся таможенной стоимостью. Эта структура должна обеспечивать всю технологическую цепочку от форматно-логического этапа, проводимого в оперативных отделах таможенногооформления, до ГТК России. Естественнымобразом оптимальное функционирование системы контроля таможенной стоимостидолжно базироваться на критериальных методах количественной оценки.
Правильный выбор критериев эффективноститесно связан с главной целью,стоящей перед таможеннымиорганами, — обеспечение экономической безопасности страны.
Оценка факторов, влияющих на выполнение этой задачи, заключается а систематизации, количественноми качественном рассмотрении всех основных параметров, откоторых может зависеть решение задач. Проведение постоянногоценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевая и комплексная проверка участников внешнеэкономической деятельности,тщательный контроль таможеннойстоимости, устранение утечки валютной выручки — вот некоторыепути достижения этой цели.
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г.).
3. Информационная система «Консультант плюс».
4. Толковый словарь таможенного права, под ред. Козырин А.Н. — М., 2006г.
5. Ноздрачев А.Ф. ”Таможенное право" учебник. — М.: Юристъ, 2007г.
6. Толстоногова И.В. «Таможенное право России». Учебник. — М., 2006г