Реферат по предмету "Таможенная система"


Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

Рефератна тему:
Основы И ОРГАНИЗАЦИЯтаможенного дела в Российской Федерации

Содержание
1. Основы и организация таможенного дела в российскойфедерации
1.1 Понятиетаможенного дела. Источники таможенного дела в Российской Федерации
1.2Организация таможенного дела в Российской Федерации
1.2.1Таможенные органы в РФ
1.2.2Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений и предприятий всфере таможенного дела
Списокиспользованных источников

1.Основы и организация таможенного дела в российской федерации
 
1.1Понятие таможенного дела. Источники таможенного дела в российской федерации
Процессразвития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что насовременном этапе развития ни одна страна не способна развиватьсясамостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными ипревратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие входе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг,транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.
Таможенноедело- это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей иявляющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом инациональном уровне.
Зарождениетаможенного дела относится к глубокой древности. В III веке до н.э. в городеТарифа в нынешней Андалузии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то времягосподствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилосьназвание товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) заего провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), котораясистематизировала порядок и величину пошлины, была названа в честь города — тариф.[1]
Многочисленные фактыистории позволяют утверждать о 1000 – летнем периоде существования в Россиитаможенного дела. Первые упоминания о таможенных отношениях Киевской Руси сдругими странами датируются IX веком. Именно тогда в Киевской Руси взимался мыт- сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользованиеучастком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. ВXII-XV вв. во время удельного периода российской государственности, содержание таможенныхмероприятий стало более предсказуемым и сопряженным с экономическими интересамикрупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. Сначала XIII века взимание таможенных платежей осуществлялось уже как сопределенного количества, так и в зависимости от ценности взвешиваемыхпродуктов (при определении «весчего сбора»).
Наразвитие таможенного дела сильное влияние, приведшее, в частности, кзначительному усложнению системы таможенных платежей, оказалимонголы-завоеватели. В середине XIII века монголо-татары ввели свою пошлину –тамгу. Тамга (тюрк.) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалутамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князиили наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходныхпошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на всесборы, получившие название таможенных, и на место их сбора, таможню.
Таможеннаяслужба в ее современном понимании как единая государственная структура,регулирующая торгово-экономические отношения государства с другими странами,появилась лишь в XVII веке.
В середине XVII века вцарствование Алексея Михайловича был принят первый единый для Московскогоцарства законодательный акт, положивший начало преобразованию таможенного делана Руси. 25 октября 1653 года царь Алексей Михайлович подписал Указ “О взиманиитаможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием поскольку взято ис каких товаров” — Торговый устав. “Торговым всяких чинов людям товаров своих ина покупку товаров денег не таить и цены с товаров не убавлять и являть втаможнях товары и деньги, и продажную цену сказывать прямо в правду, без всякойхитрости: А которые всяких чинов торговые люди учнут товары свои таить ипродажной цены у товаров убавливать, у тех торговых людей те их товары имати насебя Государя бесповоротно: А которые торговые люди объявятся с утаеннымитоварами и с убавочною ценою в другой раз, и в третий раз, тем людям, сверх техих взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно”, — говорилось вУказе. В переводе на современный язык речь идет о занижении таможеннойстоимости и распоряжении товарами не прошедшими таможенного оформления иконфискации таких товаров в пользу государства — проблемах, и сегодня актуальныхдля любой таможенной службы. Этим Уставом впервые законодательно былизакреплены права и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлениюконтроля над перевозом товаров и перемещением людей. Данный Указ (Торговый илиТаможенный устав) заложил основу развития единой системы государства. Далеебыли приняты Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667год). Эти документы явились началом реформ в российской таможенной системе, вто время самой запутанной и архаичной.
С1700 года в царствование Петра I управляющие таможни начинают называтьсятаможенными бурмистрами, а с 1720 года – обер-цольнерами.
В1753-1757 гг. проводится таможенная реформа согласно Манифесту от 20 декабря1753 года.
Вначале XIX века в России происходит смена коллежской системы управления наминистерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функцияуправления таможнями передается в Департамент внешней торговли, включенный всостав образованного в 1802 году Министерства финансов.[2]
Сначала 1865 года функции по управлению таможенными учреждениями передаютсяДепартаменту таможенных сборов.
В1868 году с целью усиления охраны морской границы в Балтийском море создаетсяМорское крейсерство, а в 1872 году там основывается таможенная флотилия.
Воктябре 1893 года пограничная стража выводится из подчинения начальниковДепартамента таможенных сборов и таможенных округов, и ей присваиваетсяназвание Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводится внепосредственное подчинение Министра финансов.
Вмае 1912 года производится последняя реорганизация таможенной службы в царскойРоссии.
Мироваявойна, первые годы революции и гражданской войны окончательно сводят к нулю каквнешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условияххозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопрос о таможенной политикене возникает.
Креформированию внешней торговли приступает Временное правительство. Последующиеперемены происходят после Октябрьской революции 1917 года. Из теорииобщенародной собственности, естественно, следует вывод о национализации внешнейторговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 годавводилась государственная торговая монополия на все товары первойнеобходимости.
22 апреля 1918 годапринимается декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяцучреждается пограничная охрана. В июне принимается декрет «О переходеДепартамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны икорчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности».
Департаменттаможенных сборов переименовывается в Главное управление таможенного контроля снепосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.
Вначале 1921 года политика «военного коммунизма» сменяется «новой экономическойполитикой». Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, низкое качествопродукции, высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе– такими были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды.[3]
Вдекабре 1921 года принимается закон о борьбе с контрабандой, в соответствии скоторым при ВЧК начинает работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандойпод председательством Реввоенсовета. В комиссии активно принимали участиетаможенные органы.
Таможенныйустав СССР 1924 года, явившийся первым кодифицированным актом по таможенномуделу, окончательно закрепляет сформировавшуюся к тому времени системутаможенного управления. Главной задачей таможенных органов становится контрольнад экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешнейторговли.
Нарубеже 20–30-х годов усиливается командно-бюрократический стиль управленияэкономикой, укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращаетсячисло участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чистовспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможеннымкодексом 1964 года таможня подчиняется Министерству внешней торговли СССР.
РешениемСовета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТСССР образуется Главное управление государственного таможенного контроля(ГУГТК) при Совете Министров СССР.
25 октября 1991 годаУказом Президента РСФСР образуется Государственный таможенный комитет России(ГТК России). Вновь созданная таможенная служба России заступает на охрануэкономических рубежей нового государства. Этот момент явился началом трудногоэтапа возрождения и становления таможенной службы, как важного государственногооргана регулирования и контроля ВЭД. От бывшего союзного государства Россияунаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов, не обустроенные,а в ряде случаев и неохраняемые границы, отсутствие адекватногозаконодательства. В 1993 г. принимается Таможенный кодекс РФ, отслуживший ровнодесять лет.
Понормам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степениразвитости таможенной администрации любого государства является развитаяинфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая базаи квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этимкритериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира снаиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе,требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов,смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников.Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.[4]
Уходот административного и фискального давления в сторону всемерного содействияучастникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе наосновании анализа и управления рисками, применение новейших информационныхтехнологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом–всеэто составляющие уже начавшейся реформы.
Привсей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опытего свидетельствует о том, что таможенное дело и таможенное регулирование вРоссии сложились как важнейшая сфера экономического регулирования ВЭДгосударства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальныхинтересов. Поэтому они, в свою очередь, лежат в основе характеристикивнешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.
Изсамого словосочетания “таможенное дело” следует, что в собственном смысле оноозначает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с неюдругими структурами. В современном представлении термин “таможенное дело”охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней ивнутренней политикой и деятельностью государства.
Врамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеетмногоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов ипотребностей.
В Таможенном кодексеРоссийской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупностьметодов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулированияи запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств черезтаможенную границу.
Таможенноедело–предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит кведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядкаи правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров итранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1.ТК РФ).
Согласност.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, афедеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенногодела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач вобласти таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательстваРоссийской Федерации всеми таможенными органами на территории РоссийскойФедерации.
Отнесениетаможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможеннойтерритории и централизацию таможенного дела в стране.
Подтаможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиесяв исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальномшельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, надкоторыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территорииРФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.
Однакопонятие таможенной территории не совпадает с понятием государственнойтерритории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участкигосударственной территории и, наоборот, включаться участки, находящие запределами государственной границы.
В соответствии со ст. 2ч.1,2 Таможенного кодекса РФ таможенная территория состоит из территорииРоссийской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе РоссийскойФедерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россияосуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. Также на территории Российской Федерации могут находитьсясоздаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны,являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары,помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются какнаходящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применениятаможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономическогохарактера, установленных законодательством Российской Федерации огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключениемслучаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.
Таможеннаяграница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, заисключением периметров особых экономических зон, исключительной экономическойзоны, и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова,установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляетюрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приняторазличать внешнюю и внутреннюю границы.
Внешняя таможеннаяграницаразделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадаетс государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон,исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которыхнаходятся искусственные острова, установки и сооружения, над которымиРоссийская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляетсяпограничными войсками совместно с таможенниками.
Внутренниетаможенные границы образуют периметры особых экономическихзон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.
Посвоему административно-правовому статусу внутренняя таможенная границаприравнена к внешней: территория особой экономической зоны рассматривается какпограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальныеконтрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечиваетсяне пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободнойтаможенной зоны.
Дляобеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела встране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения вдеятельности федеральных органов государственной власти, органов государственнойвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Единствотаможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса вотношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласност.106, п. “в” Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежатобязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.
Основанноена содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сферетаможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:
— таможенное регулирование;
— основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортныхсредств;
— деятельность в области таможенного дела;
— таможенные процедуры;
— таможенные режимы;
— специальные таможенные процедуры;
— таможенно-тарифное регулирование (страна происхождения товара и таможенныеплатежи);
— таможенное оформление;
— таможенный контроль;
— ведение таможенной статистики внешней торговли;
— борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, дознаниеи оперативно-розыскная деятельность таможенных органов;
— борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела(нарушениями таможенных правил) и применение мер ответственности за этинарушения, производство по делам об административном правонарушении и ихрассмотрение;
— информирование и консультирование;
— обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностныхлиц;
— таможенные органы;
— регулирование прохождения службы в таможенных органах;
— информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
Приведеннаясистема отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Нотаможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенного регулированиямогут потребовать новых средств его осуществления, а их изменение и дополнениеполучит адекватное отражение в содержании таможенной деятельности. Однако какимбы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своейсовокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных иправоохранительных целей государства.[5]
Экономическиецели таможенной деятельности достигаются посредством взиманиятаможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу:таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов затаможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.
Регулятивные целитаможенной деятельности достигаются посредством установленияставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможеннуюграницу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров,лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз ивывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельностьосуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственногосуверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качествеответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акциииностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям.Установления любых протекционистских мер производится таможенными органами при условиисоблюдения требований, предусмотренных законодательством и международнымидоговорами Российской Федерации.
Таможенноедело является монополией государства. Главный смысл государственной монополиитаможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулированиявнешнеторгового обмена.
Монополиятаможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономическихсвязей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее отнеблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов– спекулятивных,монопольных, конъюнктурных и т.д.
РоссийскаяФедерация участвует в международном сотрудничестве в целях гармонизации иунификации национального законодательства с международными нормами и практикой(ст. 1 ч.4 ТК РФ).
Таможенноедело тесно связано с международными отношениями. Оно зависит от международныхдоговоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2ТК РФ) устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяетсяпринцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ идругих законодательных актах Российской Федерации по таможенному делусодержатся другие правила.
Источникитаможенного дела включают в себя:
— международные принципы и нормы, подписанные РФ в сфере таможенного дела;
— конституционные нормы, регулирующие таможенное дело;
— законы (конституционные, федеральные, кодексы), регулирующие таможенное дело;
— нормативно-правые акты Президента России, Правительства России, ГТК России ииных государственных органов по вопросам таможенного дела.
Такжек источникам таможенного дела следует отнести:
1.Публикации Международной торговой палаты, например, Правила толкованиямеждународных торговых терминов — “Инкотермс-2000”, “Унифицированные обычаи ипрактика для документарных аккредитивов”;
2.Документы комиссий ООН, например, общие условия поставок, контрактов и т.п.;
3.Обычное право (обычаи и обыкновения);
4.Судебно-арбитражную практику.
Такжеисточником таможенного дела признается обычай.
Подобычаем понимаются сложившиеся и применяемые в таможенной сфере правилаповедения, не предусмотренные законодательством. В некоторых случаях внормативно-правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, еслиотношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в РоссийскойФедерации публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешнейторговли.
Посколькуобычай, как правило, не зафиксирован в документах, участники таможенныхотношений имеют право доказывать наличие обычая или оспаривать егосуществование, используя весь арсенал доказательств, предусмотренных правом.
Разъясненияпо вопросам административной и судебной практики в таможенной сфере, которыедают высшие административные (исполнительные) и судебные органы, не являютсяисточниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовоерегулирование таможенных отношений (информационные письма, обзоры, рекомендациии другие документы Высшего Арбитражного Суда РФ и ГТК России). Такого родадокументы выявляют условия правильного применения таможенного законодательства,способствуют уяснению смысла таможенных норм и тем самым существенно влияют наосуществление таможенной деятельности и реализацию таможенногозаконодательства.
Законодательствопризнает также в качестве регулятора ВЭД контракты между непосредственнымиучастниками ВЭД, но это такой регулятор, который основывается на нормахнационального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международногоправа, носящих диспозитивный характер, когда стороны имеют право отступать отэтих норм.
таможенный государственный внешнеэкономический
1.2Организация таможенного дела в российской федерации
 
1.2.1Таможенные органы в РФ
КонституцияРоссийской Федерации не содержит понятия “таможенные органы”. Оно появляется вТК РФ, а также в других нормативно-правовых актах по таможенному делу и праву,административному и другим отраслям права.
Таможенныеорганы–федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, иподчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.
Впервыетаможенные органы включены в утвержденную Указом Президента РФ структуруфедеральных органов исполнительной власти в 1992 году (Указ Президента РФ от30.09.92 г. № 1148 “О структуре центральных органов федеральной исполнительнойвласти”).
Статья1 ч.3 ТК РФ регламентирует руководство таможенным делом. Общее руководствотаможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствиис законодательством Российской Федерации.
Таможенныеорганы составляют единую федеральную централизованную систему. Единаяфедеральная централизованная система таможенных органов действует на единойтаможенной территории Российской Федерации. Отдельные таможенные органыдействуют за границей Российской Федерации.
Согласностатье 402 ч.1 ТК РФ таможенными органами являются:
1)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенногодела;
2)региональные таможенные управления;
3)таможни;
4)таможенные посты.[6]
Федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела,является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России).
Таможенные органы имеютфлаг и эмблему. Морские и речные суда таможенных органов имеют вымпел. Наавтотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещаетсяэмблема. Описание
ирисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела морских и речныхсудов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.
Функциитаможенных органов Российской Федерации содержатся в ст. 403 ТК РФ.
Таможенныеорганы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, валютныйконтроль; взимают таможенные платежи; обеспечивают соблюдение порядкаперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а такжезапретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу; ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административнымиправонарушениями в сфере таможенного дела и т. д.
Длявыполнения функций, возложенных на таможенные органы, они наделены правомочиями(ст. 408 ТК РФ).
Таможенныеорганы при осуществлении таможенного контроля с использованием морских (речных)и воздушных судов таможенных органов имеют право:
— при обнаружении признаков незаконного перемещения товаров, подлежащихтаможенному контролю, останавливать транспортное средство и проводить еготаможенный досмотр;
— задерживать лиц, находящихся на транспортном средстве, если они подозреваются всовершении преступлений, производство неотложных следственных действий идознания по которым отнесено к ведению таможенных органов;
— преследовать и задерживать за пределами территориального моря РоссийскойФедерации морские (речные) суда, убывшие с таможенной территории РоссийскойФедерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне РоссийскойФедерации до захода их в территориальное море иностранного государства, еслипреследование было начато во внутренних водах, территориальном море РоссийскойФедерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке сдистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
— при обнаружении признаков административного правонарушения в областитаможенного дела задерживать транспортные средства для их изъятия всоответствии с законодательством Российской Федерации об административныхправонарушениях;
— производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением наних должностных лиц таможенных органов.
Правомочияэкипажей морских (речных) и воздушных судов таможенных органов изложены в ТКРФ.
Порядокиспользования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерациидля целей таможенного контроля утвержден Постановлением Правительства России от10 декабря 2003 г. № 747.
Такжетаможенные органы имеют определенные права в отношении досмотраавтотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможеннымконтролем. Таможенные органы вправе останавливать автотранспортные средства (втом числе не осуществляющие международные перевозки товаров), в случаях, еслиони перевозят товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверкитоваров и документов на них. В зонах таможенного контроля, вдоль таможеннойграницы автотранспортные средства останавливаются таможенными органами. В иныхместах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутреннихдел при взаимодействии с таможенными органами.
Остановкатранспортного средства вне зоны таможенного контроля не может длиться болеедвух часов. По результатам проверки товаров и транспортных средств составляетсяакт установленной формы. В случае возбуждения дела об административномправонарушении транспортное средство принудительно помещается на территориюсклада временного хранения или в иную зону таможенного контроля на время,необходимое для его разгрузки, при условии, что транспортное средство неподлежит изъятию согласно законодательству Российской Федерации.
Таможенныеорганы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу РоссийскойФедерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются ГТК Россиисогласно объему пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития ВЭДотдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров,импортеров, других участников ВЭД.
Таможенные органырасполагаются в помещениях, владельцами которых являются сами. Таможенные постыи структурные подразделения таможен могут располагаться в помещениях,принадлежащих владельцам СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлиннойторговли и помещениях участников ВЭД, осуществляющих регулярные поставкитоваров, согласно договорам безвозмездного пользования. Материально-техническоеобеспечение в части предоставления средств связи, оргтехники таких таможенных органовосуществляют владельцы объектов, на территории которых они расположены наосновании договора.
Таможенныеоперации по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, как правило,совершаются в местах нахождения таможенных органов и их структурныхподразделений. Однако по мотивированному запросу таможенные операции могутсовершаться в иных местах при условии, что это не снижает эффективноститаможенного контроля.
Времяработы таможенных органов определяется начальником таможенного органа согласнозаконодательству Российской Федерации. Время работы таможенных органов впортах, аэропортах устанавливается с учетом времени работы иных контролирующихорганов и служб в этих пунктах пропуска; в иных местах–с учетом потребностейучастников ВЭД и транспортных организаций; в международных пунктах пропуска–сучетом времени работы таможенных органов сопредельных государств. Кроме того,по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенныхорганов таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенногооргана.
Сточки зрения масштабов территориальной деятельности система таможенных органовподразделяется на два уровня.
Кпервому относится ГТК России, осуществляющий свою деятельность на всейтерритории РФ; ко второму – все другие таможенные органы, осуществляющие своюдеятельность на территории подведомственного региона.
Положениео Государственном таможенном комитете утверждено Указом Президента РФ от25.10.1994 г. № 2014 (ред. от 16.09.1999) “Об утверждении положения оГосударственном таможенном Комитете Российской Федерации”.
Россияграничит с 16 странами и является чемпионом мира по числу сопредельныхгосударств. Общая протяженность российской границы 61031,29 км1. Сухопутный участок – 14420,95 км,речной и озерный – 7802,84км, морской – 38807,5км. Экономическая зона на моресоставляет 9 млн. кв. км и тянется с запада на восток через 12 часовых поясов.
Из 89 российскихсубъектов 45 являются приграничными (из них 24 получили выход к Государственнойгранице лишь после 1991 года). Статус многих участков государственной границыдо сих пор не ясен. Даже спустя десять лет после распада Союза не решенывопросы международно-договорного оформления границы. Почти 17 тыс. км. границыне закреплены юридически ни на картах, ни на местности. Сегодня Государственнаяграница оформлена в международно-правовом отношении с 6 из 16 сопредельнымигосударствами; с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНДР и Китаем (заисключением двух участков в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров нареке Амур и острова Большой на реке Аргунь).
РоссийскаяФедерация имеет сухопутные границы:
— со странами Европы: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей,Беларусью, Украиной;
— со странами Азии: Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, КНДР.
Воглаве таможенной службы Российской Федерации находится Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Общая штатная численностьсотрудников 68 тысяч (всего в мире работает 800 тысяч таможенников).
Центральныйаппарат ГТК России включает Главные Управления и Управления ГТК России. Впрямом подчинении ГТК России находятся: Региональные таможенные управления(РТУ), таможни прямого подчинения (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская,Центральная энергетическая, кинологический центр ГТК России), Центральнаябазовая таможни, представительства ГТК России за рубежом в ФедеративнойРеспублике Германия, в Финляндской Республике, Республике Беларусь, РеспубликеКазахстан, Киргизской Республике, Республике Украина, Королевстве Бельгия.
Вподчинении ГТК России также находится Центральное экспертно-криминалистическоетаможенное управление (регион деятельности – территория Российской Федерации),которому подчинены региональные экспертно-криминалистические службы в составерегиональных таможенных управлений.
Дляобеспечения деятельности таможенных органов ГТК России создает таможенныелаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждениявысшего, профессионального и дополнительного образования,информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также имеет введении государственные унитарные предприятия, деятельность которыхспособствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
В структуру ГТК Россиивходит Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Российская Таможенная Академия» (РТА), которая является специализированнымвысшим учебным заведением таможенного профиля. В 2002 г. Российской таможеннойакадемии придан статус Регионального учебного центра Всемирной таможеннойорганизации. В настоящее время созданы три филиала Российской таможеннойакадемии в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке. Также в состав ГТКРоссии входит Главный научно-информационный вычислительный центр, являющийсяголовным учреждением ГТК России в области реализации программ информатизациитаможенных органов, разработчиком и эксклюзивным поставщиком информационныхпродуктов ЕАИС ГТК России.
ГТКРоссии в соответствии с постановлениями учреждены федеральные государственныеунитарные предприятия – ФГУП “Ростаможинформ» и ФГУП «РОСТЭК».[7]
ФГУП“Ростаможинформ” является разработчиком и эксклюзивным поставщиком официальныхтаможенных информационных продуктов. Основными видами деятельности ФГУП“Ростаможинформ” являются:
— информирование граждан и юридических лиц о действующем законодательстве,регулирующем отношения участников внешнеэкономической деятельности;
— предоставление актуализированной информации по вопросам, касающимся таможенногорегулирования;
— предоставление данных официальной таможенной статистики Российской Федерации обэкспорте и импорте товаров.
ФГУП «РОСТЭК» –крупнейший государственный холдинг по предоставлению услуг участникамвнешнеэкономической деятельности в околотаможенной сфере, ориентирующийся нареализацию ряда государственных задач в области таможенного регулирования.Система предприятий ГУП «Ростэк» объединяет 180 филиалов, дочерних иаффилированных компаний на территории всей России, а также за ее пределами.Основные виды деятельности: строительный, транспортный, логистический,брокерский и консалтинговый бизнес.
Всоответствии с делением территории Российской Федерации на федеральные округаобразованы семь региональных таможенных управлений:— Центральное таможенное управление.
Зонойдеятельности управления определена территория Центрального федерального округа.
— Северо-Западное таможенноеуправление.
Зонойдеятельности управления определена территория Северо-Западного федеральногоокруга.
— Южное таможенноеуправление.
Зоной деятельностиуправления определена территория Южного федерального округа.
— Приволжское таможенное управление.
Зонойдеятельности управления определена территория Приволжского федерального округа.
— Уральское таможенноеуправление.
Зонойдеятельности управления определена территория Уральского федерального округа.
— Сибирское таможенноеуправление.
Зоной деятельностиуправления определена территория Сибирского федерального округа.— Дальневосточное таможенное управление.
Зоной деятельностиуправления определена территория Дальневосточного федерального округа.
Региональные таможенныеуправления, таможни и таможенные посты свою деятельность осуществляют на основеположений, утвержденных ГТК России (Приказ ГТК России от 10.10.2002 г. №1082 (сизм. от 16.06.2003)”Об утверждении общих положений о таможенных органахРоссийской Федерации” (вместе с “Общим положением о региональном таможенномуправлении Российской Федерации”, “Общим положением о таможне РоссийскойФедерации”. “Общим положением о таможенном посте Российской Федерации”).
В зависимости оттерриториального размещения таможен и таможенных постов они подразделяются на пограничныеи внутренние. Это связано как с маршрутами перемещения товаров, движенияпассажиропотоков, так и с местами концентрации участников внешнеэкономическойдеятельности.
К пограничным таможнямотносятся таможни и их подразделения, расположенные в местах пересечениятранспортными магистралями границы государства, а также в аэропортах, морских иречных портах. Например, к пограничным таможням относятся Брянская, Выборгская,Камчатская, Шереметьевская.
К внутренним таможнямотносятся таможни и их подразделения, расположенные в местах концентрацииучастников внешнеэкономической деятельности. Обычно создаются вадминистративных центрах субъектов Федерации, при крупных железнодорожныхстанциях, промышленных и добывающих предприятиях. Внутренними таможнямиявляются Московская Восточная, Рязанская и др.
В зависимости отспециализации таможни и таможенные посты подразделяются на общие испециализированные.
Кспециализированным относятся таможни (таможенные посты), выполняющиеспецифические и наиболее сложные виды деятельности или осуществляющиетаможенное дело при особых обстоятельствах. Например, Энергетическая таможня,Центральная акцизная таможня, Северо-западная оперативная таможня и др.
Никакиегосударственные органы за исключением Государственной Думы, Президента РФ иПравительства РФ не имеют права принимать решения относительно компетенциитаможенных органов Российской Федерации, выполнять без соответствующего допускаили изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или инымобразом вмешиваться в их деятельность.
Имуществотаможенных органов, учреждений и государственных унитарных предприятийтаможенных органов находится в федеральной собственности. Правомочиясобственника по управлению этим имуществом принадлежит ГТК России.Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органовосуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников,предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Взаимоотношенияв системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации идецентрализации, т.е. каждый нижестоящий орган подчинен только вышестоящемутаможенному органу по вертикали, который в свою очередь направляет и контролируетнижестоящий, и решения вышестоящего обязательны для исполнения нижестоящим.Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство синициативой и ответственностью нижестоящих органов за выполнение возложенных наних функций на подведомственной территории.
1.2.2Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений и предприятий всфере таможенного дела
Важноеместо среди субъектов таможенного права занимают государственные служащие,работающие как непосредственно в таможенных органах, так и во входящих втаможенную систему Российской Федерации учреждениях, на предприятиях и ворганизациях.
Понятия “таможеннаяслужба” и “служба в таможенных органах, учреждениях и организациях” могуттрактоваться по-разному — и как идентичные, и как существенно отличающиеся другот друга. Это зависит, в свою очередь, от трактовки термина “таможеннаяслужба”.
Представляется,что есть основания понимать таможенную службу как определенную совокупностьтаможенных органов, учреждений и организаций, а также правовой статусдолжностных лиц таможенных органов, порядок и условия прохождения службы в этихорганах.
Службав органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющихтаможенное дело или способствующих решению таможенных задач, — это государственнаятаможенная служба.
Всоответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.07.97 г. “О службе втаможенных органах Российской Федерации” под таможенной службой (или службой втаможенных органах) понимается особый вид государственной службы граждан РФ,осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав иобязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органовРоссийской Федерации.
Косновным принципам таможенной службы следует отнести:
— принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иныминормативными правовыми актами;
— принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
— принцип единства государственной власти;
— принцип равного доступа граждан к службе в таможенных органах;
— принцип профессионализма и компетентности сотрудников;
— принцип ответственности сотрудников за принимаемые решения, неисполнение илиненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Службав таможенных органах и учреждениях построена в соответствии с принципами,закрепленными в Конституции России, Таможенном кодексе РФ, Федеральном законеРФ от 21.07.97 г. “О службе в таможенных органах Российской Федерации”,Федеральных законах “Об основах государственной службы Российской Федерации”, “Осистеме государственной службы Российской Федерации”, Указом Президента РФ от16.11.98 г. “Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы РоссийскойФедерации”, Федеральным законом от 30.06.2002№ 78-ФЗ “О денежном довольствиисотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, другихвыплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудниковфедеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерациина иные условия службы (работы)”.В Трудовом кодексе, в частности, в ст. 32Конституции РФ провозглашен принцип: “Граждане Российской Федерации имеютравный доступ к государственной службе”.
Косновным принципам таможенной службы следует отнести:
— принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иныминормативными правовыми актами;
— принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
— принцип единства государственной власти;
— принцип равного доступа граждан к службе в таможенных органах;
— принцип профессионализма и компетентности сотрудников;
— принцип ответственности сотрудников за принимаемые решения, неисполнение илиненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Поддолжностью в таможенных органах понимается юридическиустановленный для одного лица объем функций и правомочий по реализациикомпетенции соответствующего таможенного органа.
Должностнымилицами таможенных органов Российской Федерации являютсяграждане, занимающие должности в этих органах и выполняющие функции пореализации компетенции таможенных органов, которым в установленном порядкеприсвоены специальные звания или квалификационные разряды.
Государственныйтаможенный служащий — лицо, занимающее должность в таможенныхорганах, учреждениях и организациях, участвующее в осуществлении таможенногодела и обладающее определенным объемом (кругом) прав и обязанностей.
Подпрохождением службы в таможенных органах имеется в виду совокупностьюридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудниковтаможенных органов и его динамику. К таким фактам относятся: поступление наслужбу в таможенные органы, заключение контракта, назначение на должность,присвоение специального звания, служебная аттестация и др.
Кусловиям службы в таможенных органах относятся положения, определяющиевнутренний распорядок, продолжительность служебного времени, отпуска, денежноеи материальное обеспечение, социальное страхование, льготы, гарантии,компенсации.
Сотрудникамитаможенных органов могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет,способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состояниюздоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
Похарактеру труда (старшинству должностей) таможенные служащие могут бытьподразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
К руководителямотносятся председатель, заместители председателя, члены Коллегии ГТК;начальники региональных таможенных управлений и таможен, таможенных постов;начальники управлений, отделов, других структурных подразделений таможенныхорганов, их заместители; директора (начальники) таможенных предприятий иорганизаций, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений,руководители таможенных органов и учреждений, так как они играют большую роль вопределении перспективных и текущих задач возглавляемого органа, предприятия,учреждения, организации, структурного подразделения; в направлении икоординации их деятельности, подборе и расстановке кадров, принятии решений иконтроле за их выполнением.
Кчислу специалистов относятся служащие таможенных органов и учреждений,предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование,которые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков, ноне являются руководителями.
Техническиеисполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность.
Вцелях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатныхрасписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенныхорганов. Перечень указанных должностей определяется председателемГосударственного таможенного комитета Российской Федерации.
Юридическиесвойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — одиниз наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих.Таможенные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностныхлиц таможенных органов и служащих таможенных органов.
Сотрудникамтаможенных органов присваиваются специальные звания. Присвоение специальныхперсональных званий служит одной из форм аттестации должностных лиц таможенныхорганов. Порядок присвоения специальных званий устанавливается ПрезидентомРоссии.
Должности,занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностямспециальные звания подразделяются на следующие группы:
— младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможеннойслужбы;
— средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенанттаможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможеннойслужбы;
— старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможеннойслужбы, полковник таможенной службы;
— высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы,генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы,действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
Длядолжностных лиц таможенных органов устанавливается ношение форменной одежды.Форма одежды определяется Правительством, а правила ее ношения — ГТК России.Форменная одежда выдается бесплатно.
Правасотрудников таможенных органов – это специальные служебные права,предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности.
Обязанностисотрудников таможенных органов – это установленные правовымиактами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия позанимаемой должности. Сотрудник таможенного органа выполняет свои обязанности впределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством,присягой и контрактом.
Общиеобязанности сотрудников таможенных органов закреплены в ст. 17 Федеральногозакона РФ “О службе в таможенных органах Российской Федерации”.
Обязанностисотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностнойинструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкцийустанавливается Председателем Государственного таможенного комитета РоссийскойФедерации.
Правоограничениясотрудников таможенных органов – это установленные законом запретына осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органовдействий или состояний. Перечень ограничений прав сотрудника таможенных органовустановлен в Федеральном Законе РФ от 21.07.97 г. “О службе в таможенныхорганах Российской Федерации”.
Запретзаниматься другой оплачиваемой деятельностью означает невозможностьодновременно занимать другую должность в государственных органах, органахместного самоуправления, на предприятиях и организациях, быть депутатомпредставительных органов в субъектах РФ, органов местного самоуправления.Сотрудникам таможенных органов разрешено заниматься оплачиваемой педагогической,научной и иной творческой деятельностью.
Задобросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенныхорганов могут применяться такие поощрения, как благодарность; премирование;награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой Государственноготаможенного комитета Российской Федерации; награждение нагрудными знаками“Почетный таможенник России”, “Отличник таможенной службы”; досрочноеприсвоение очередного специального звания; награждение именным оружием;присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующегозанимаемой должности; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарноговзыскания.
Сотрудникитаможенных органов могут быть представлены председателем Государственноготаможенного комитета Российской Федерации к государственным наградам РоссийскойФедерации, почетным званиям Российской Федерации.
Занарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могутналагаться следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— строгий выговор;
— предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
— увольнение из таможенных органов.

Списокиспользованных источников
1. Тимошенко И.В.Таможенное право России. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:Феникс, 2001.
2. Тимошенко И.В.Таможенное право России: курс лекций. Общая часть. — М.: ПРИОР, 2001.
3. Тимошенко И.В.,Девяткина Е.М. Таможенное право России: курс лекций. Особенная часть. – М.:ПРИОР, 2001.
4. Халипов С.В.Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). — М.: Зерцало-М,2001.
5. Борисов К.Г.Международное таможенное право. Учебн. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1997.
6. Лозбенко Л.А.Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. — М.: РИО РТА, 2000.
7. Рубинская Э.Т.Управление внешнеэкономической деятельностью. — М.: “КОНТУР”, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ дифференциации доходов населения Республики Марий Эл
Реферат Договоры по оказанию услуг. Договор аренды
Реферат Правовое регулирование сделок предусматривающих отчуждение недвижимого имущества под выплату ре
Реферат Влияние ядерного взрыва на животных, продукты и ветеринарное имущество
Реферат Права и обязанности работника законодательстве о занятости населен
Реферат Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей
Реферат Сравнительный анализ эффективности функционирования различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности России
Реферат Последовательность закрытия счетов и отражение их в бухгалтерских регистрах в СПК Дубенский Ва
Реферат Этногенез монголов
Реферат Battle Of The Mountain Essay Research Paper
Реферат Открытое и закрытое акционерное общество
Реферат Туберкулёз
Реферат Эффективная презентация
Реферат Buddhism Essay Research Paper BuddhismBuddha taught that
Реферат Установление факторов оказавших влияние на изменение показателей финансовых результатов рассматриваемого