Введение
Традиционно в ходе международнойавтомобильной перевозки таможенные органы при пересечении грузами территорииодного или более государств применяют в каждом из них национальные системыконтроля и процедуры. Они различаются в зависимости от государства, однакозачастую предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применениенациональных гарантийных требований (гарантия, таможенные закладные, депозиты)в целях покрыть возможную сумму пошлин и сборов в период транзита грузов по каждойиз территорий. Подобные меры, применяемые в каждой последующей стране транзита,ведут к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В этой связии была разработана система МДП, имеющая целью сократить трудности, с которымисталкивается перевозчик, и в то же время предоставить в распоряжение таможенныхорганов международную систему контроля, способную заменить традиционныенациональные процедуры, обеспечив при этом должным образом каждому государству,по территории которого осуществляетсяперевозка грузов, получение доходов.
Актуальностьэтой проблемы выражается на практике. Особенностью рассматриваемого вопросаявляется наличие международно-правовых норм, регулирующих и связанных срегулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы,содержащиеся в международных договорах с участием РФ, является в силу п. 4ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России и имеютприоритет перед внутригосударственным законодательством. Правильное разрешениевопросов, связанных с изучением законодательства перевозчиков, возможно толькопри условии систематического толкования соответствующих нормвнутригосударственного законодательства с учетом международно-правовых норм.
Учитываяактуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков заНТП, я и решила затронуть ее в настоящей работе. Она состоит из двух глав.Первая глава посвящена изучению конвенции МДП. Здесь подробно рассмотренасистема гарантий, которые дает данная конвенция и рассмотрено использование книжкиМДП – документа, подтверждающего эти гарантии.
Вторая главапосвящена рассмотрению возможностей и особенностей выпуска товаров до подачитаможенной декларации. Более подробно здесь рассмотрена процедура МДП,предшествующая подаче таможенной декларации.
декларация таможенный товар конвенция
1. Выпуск товара до подачи таможенной декларации
Выпуск товара до подачитаможенной декларации осуществляется в соответствии с статьей 197 ТК ТС.
При помещении под таможенныепроцедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых(ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорийтоваров, указанных в статье 178 ТК ТС, а также при применении специальныхупрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии спунктом 2 статьи 41 ТК ТС, выпуск товаров может быть осуществлен до подачитаможенной декларации при условии, что декларантом представлены:
1) коммерческие или иныедокументы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, странеотправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный кодтовара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне неменее первых четырех знаков, количество, вес брутто и фактурную стоимость товаров;
2) обязательство в письменнойформе о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документови сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпускатоваров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможеннойпроцедуре, под которую помещаются товары;
3) документы и сведения,подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когдатакие документы и сведения могут быть представлены на момент подачи таможеннойдекларации.
В отношении товаров, указанных встатье 178 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, за исключением товаров,необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения,необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, атакже гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможеннойдекларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Выпуск до подачи таможеннойдекларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономическийоператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозныхтаможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенныхпошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором всоответствии со статьей 39 ТК ТС, если это предусмотрено законодательствомгосударств – членов таможенного союза.2. Уплата таможенных пошлин иналогов
При выпуске товаров до подачитаможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налоговв отношении этих товаров:
1) возникает у декларанта смомента такого выпуска;
2) прекращается в случаях,установленных подпунктами 1) – 7), 9) и 10) пункта 2 статьи 80 ТаможенногоКодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок овыпуске товаров;
3) подлежит исполнению:
– до истечения срока,указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целейисчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенныхпошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии сзаконодательством государства – члена таможенного союза, действующие на деньрегистрации таможенной декларации;
– в случае, если в течениесрока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в отношениитоваров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом невнесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров – впоследний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. Приэтом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставкитаможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии сзаконодательством государства – члена таможенного союза, действующие на последнийдень срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи.
Заключение
В результате расширениявнешнеторговой деятельности субъектов частного права и повышения ролитаможенной службы при перемещении товаров через таможенные границы государств вюридической доктрине стало больше внимания уделяться вопросам регламентациитаможенного дела как во внутригосударственном российском законодательстве, таки в международном праве.
Однако изучение вышеназванныхвопросов, как правило, ведется внутри них самих. Сферы таможенного итранспортного законодательства изучаются параллельно друг другу, вопросы ихвзаимовлияния в большинстве случаев остаются без внимания. Однако связь ивзаимовлияние указанных сфер права имеют место и прослеживаются, в частности, врегламентации рассмотренного вопроса. Именно поэтому в настоящей работе япопыталась рассмотреть международно-правовые вопросы и вопросывнутригосударственной регламентации ввоза и вывоза товаров.
В области международного прававзаимоотношения таможни и автомобильного перевозчика регулируются рядоммеждународных таможенных конвенций. Наиболее известной является рассмотренная вданной работе Конвенция МДП (1975). Определяя нарушение своих положений вобщем, Конвенция МДП содержит отсылку к национальному праву стран-участниц дляквалификации таких нарушений.
Международное законодательство, регулирующее вопросы международныхперевозок и взаимоотношения перевозчиков и таможенных органов, состоит из непротиворечащих друг другу, действующихсогласованно международных договоров, нормы которых являются в силу КонституцииРФ составной частью правовой системы РФ и имеют приоритет над российскимнациональным законодательством. Для правомерного решения вопроса следуетиспользовать способ систематического толкования правовых норм, причем преждеследует верно истолковать международно-правовые нормы, а уже потом, учитывая их смысл, уяснять значениенорм ТК ТС.
Таможенноеоформление является сложным правовым механизмом, складывающимся в процессе внешнеэкономическойдеятельности между декларантом и таможенным органом и подразделяется на этапы.
Количество ипоследовательность стадий таможенного оформления зависит от направленияперемещения товаров и их статуса. Основной этап таможенного оформления – таможенноедекларирование товаров. Поэтому в данной работе процедура МДП рассмотрена какпредшествующая декларированию товаров.
Списоклитературы
1. МеждународнаяКонвенция о перевозках грузов по железным дорогам (МГК) / Энциклопедическийсборник изложений и распоряжений по железнодорожной перевозке грузов… Варшава,1914. С. 944.
2. Таможенная Конвенция омеждународных перевозках грузов с применением книжки МДП, 1975 г. /Справочник по Конвенции ТИР, включая Таможенную Конвенцию о международнойперевозке грузов с использованием карнетов ТИР (книжек МДП). – Нью-Йорк, 1994.
3. Бекяшев К.А. Таможенноеправо: учеб. / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. – М.: Проспект, 2009. – 360 с.
4. Таможня – Юг России(Электронный ресурс) www.tamognia.ru/
5. Таможенныйкодекстаможенногосоюза. Новосибирск: Сиб.унив. изд., 2010. — 191 с/
6. Б.Н. Габричидзе,Таможенное право. Учебное пособие, М, 2010