Содержание
Введение
Глава I.Таможенные пошлины: уплата и возврат излишне уплаченных
1.1 Исчисление, сроки и порядок уплатыТаможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
1.2 Излишне уплаченные таможенныепошлины, налоги и их возврат
Глава 2. Возврат таможенных пошлин,налогов и иных денежных средств
2.1 Правила возврата таможенных пошлин,налогов и иных денежных средств
2.2 Определение сумм излишне уплаченныхтаможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
2.3 Оформление обращения на таможню
2.4 Рассмотрение обращения
Глава 3. Проблемы, возникающие привозврате таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Наиболеераспространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенныеплатежи, целями использования которых является получение дополнительныхфинансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулированиевнешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защитанациональных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Цельданной курсовой работы — изучить структуру и порядок возврата таможенныхплатежей, налогов и иных денежных средств.
Всвязи с этой целью поставлены основные задачи работы – рассмотреть порядокисчисления и срока уплаты таможенных пошлин, выявить в каких случаях возможнаизлишняя уплата таможенных пошлин, порядок возврата излишне уплаченныхтаможенных платежей, в т.ч. порядок оформления и рассмотрения обращений втаможенный орган, а также проблемы, возникающие при возврате таможенныхплатежей, налогов и иных денежных средств.
Таможенныепошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налоговсамостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом имеждународными договорами государств-членов таможенного союза. Исчисление суммтаможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валютегосударства-члена таможенного союза, таможенному органу которого поданатаможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международнымидоговорами государств-членов таможенного союза. Излишне уплаченными или излишневзысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные иливзысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств(денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии снастоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенногосоюза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенныхпошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Суммы таможенных платежей,процентов и экономических санкций, излишне поступившие в доход республиканскогобюджета в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленногопорядка взимания, по требованию плательщика подлежат возврату либо зачету всчет предстоящих платежей.
Правила, в соответствиис которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей, четкоопределены и закреплены законодательством. Это дает возможность лицам,перемещающим товары через таможенную границу, заранее ознакомиться стребованиями таможенных органов по взиманию таможенных платежей исамостоятельно просчитать возможные суммы таможенного налогообложения товаров.Однако, несмотря на установленный порядок исчисления таможенных платежей, могутиметь место случаи их уплаты в размере большем, чем установленозаконодательством. Если в процессе таможенного оформления товаров плательщикиоперативно учитывали величину остатков денежных средств по конкретномуплатежному документу, то определить размер излишне уплаченной суммы не трудно.Излишне уплаченная сумма, как правило, устанавливается как разница междусуммой, уплаченной по платежному документу, и суммой, истребованной таможней иуказанной в соответствующей графе таможенного документа. Возврат платежей можетосуществить только та таможня, в которую они были перечислены. Должностное лицотаможни, которому поручено рассмотреть заявление на возврат денежных средств, вобязательном порядке проверяет правильность заполнения обращения. Общий срок,включающий рассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате инепосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканныхтаможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней,исчисленных с момента подачи заявления.
Проблема возвратаизлишне уплаченных таможенных платежей заключается в том, что импортер(экспортер) на момент подачи декларации не располагает соответствующимидокументами, подтверждающими наличие у него льгот по таможенным платежам. Либоэто лицо не знает, что имеет право на такую льготу.
При создании даннойкурсовой работы использовался материал из изданий таких авторов как Халипов,Габчидзе, Борисов и т.п., а также Таможенного кодекса Таможенного союза. Вкачестве источников информации при написании курсовой работы были использованысайт Федеральной таможенной службы.
ГлаваI. Таможенные пошлины: уплата ивозврат излишне уплаченных
1.1Исчисление, сроки и порядок уплаты Таможенных пошлин, налогов
ииных денежных средств
Таможенныепошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налоговсамостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом имеждународными договорами государств-членов таможенного союза.
Привзыскании таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств исчислениеподлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенныморганом государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплатетаможенные пошлины, налоги.
Исчислениесумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валютегосударства-члена таможенного союза, таможенному органу которого поданатаможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международнымидоговорами государств-членов таможенного союза.
Сумматаможенных пошлин, подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применениябазы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенныхпошлин.
Сумманалогов, подлежащих уплате или взысканию, определяется в соответствии сзаконодательством государства-члена таможенного союза, на территории котороготовары помещаются под таможенную процедуру, либо на территории которого выявленфакт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.[1]
Общаясумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров неможет превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случаеесли бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учетальгот по уплате таможенных платежей[2].
Всоответствии с ТК ТС установлены следующие сроки уплаты таможенных пошлин,налогов и иных денежных средств:
1.При незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплатытаможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможеннойграницы, а если этот день не установлен, — день выявления факта незаконногоперемещения товаров через таможенную границу.
2.При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза сроком уплатыввозных таможенных пошлин, налогов считается:
А)при недоставке товаров в место прибытия — день пересечения товарами таможеннойграницы, а если этот день не установлен, — день выявления факта недоставкитоваров в место прибытия;
Б)при утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратнойутраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результатеестественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) ихранения, — день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день неустановлен, — день выявления факта утраты товаров;
В)при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территориитаможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их подтаможенную процедуру в месте прибытия — день пересечения товарами таможеннойграницы, а если этот день не установлен, — день выявления факта такого вывоза.
3.При убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза срокомуплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если до фактического пересечениятаможенной границы товары были утрачены, за исключением уничтожения(безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо врезультате естественной убыли при нормальных условиях перевозки(транспортировки) и хранения, считается день утраты товаров, а если этот деньне установлен, — день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров стаможенной территории таможенного союза
4.При временном хранении товаров сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налоговсчитается:
А)у перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров намомент регистрации документов, представленных для помещения товаров навременное хранение:
вслучае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их наскладе временного хранения или принятия их иным лицом на временное хранение вместе, не являющемся складом временного хранения, — день регистрации таможенныморганом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;
вслучае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю или иномулицу без разрешения таможенного органа до размещения их на складе временногохранения либо принятия их иным лицом на временное хранение в месте, неявляющемся складом временного хранения, — день такой передачи, а если этот деньне установлен — день регистрации таможенным органом документов, представленныхдля помещения товаров на временное хранение;
Б)у лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемсяскладом временного хранения:
вслучае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их вместе, не являющемся складом временного хранения, — день такой утраты, а еслиэтот день не установлен — день регистрации таможенным органом документов,представленных для помещения товаров на временное хранение;
вслучае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю или иномулицу без разрешения таможенного органа до размещения их в месте, не являющемсяскладом временного хранения, — день такой передачи, а если этот день не установлен- день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещениятоваров на временное хранение;
В)у владельца склада временного хранения либо лица, осуществляющего временноехранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения:
вслучае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения или в месте, неявляющемся складом временного хранения, — день такой утраты, а если этот деньне установлен — день размещения товаров на складе временного хранения либо вместе, не являющемся складом временного хранения;
вслучае передачи товаров, хранящихся на складе временного хранения или в месте,не являющемся складом временного хранения, получателю или иному лицу безразрешения таможенного органа — день такой передачи, а если этот день неустановлен — день размещения товаров на складе временного хранения либо вместе, не являющемся складом временного хранения;
вслучае использования товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не вцелях временного хранения товаров — день такого использования, а если этот деньне установлен — день регистрации таможенным органом документов, представленныхдля помещения товаров на временное хранение.
Ввозныетаможенные пошлины, налоги подлежат уплате в следующие сроки:
А)в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска длявнутреннего потребления, — до выпуска товаров в соответствии с таможеннойпроцедурой выпуска для внутреннего потребления;
Б)в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска длявнутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин,налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению этимитоварами:
— в случае отказа от использования таких льгот — до внесения изменений втаможенную декларацию, поданной для помещения товаров под таможенную процедурувыпуска для внутреннего потребления, в части отказа от использования льгот;
— в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованиюили распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием такихльгот, — в первый день совершения указанных действий, а если этот день неустановлен, — в день регистрации таможенным органом таможенной декларации,поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннегопотребления.
Принедоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом местодоставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:
а)если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаровперевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа — деньтакой передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенныморганом транзитной декларации;
б)если недоставка иностранных товаров произошла по причине утраты товаров, заисключением уничтожения вследствие аварии или действия непреодолимой силы либоестественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, — день такойутраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органомтранзитной декларации;
в)если недоставка иностранных товаров произошла по иным причинам — деньрегистрации таможенным органом транзитной декларации.
Вслучае недоставки товаров в установленное таможенным органом место доставкисроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается день регистрации таможенныморганом транзитной декларации.
Срокомуплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:
1)у декларанта:
вслучае утраты товаров до размещения их на таможенном складе, за исключениемуничтожения вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественнойубыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — деньтакой утраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенныморганом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедурутаможенного склада;
вслучае утраты или передачи иному лицу до помещения товаров под иную таможеннуюпроцедуру, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе, заисключением уничтожения вследствие аварии или действия непреодолимой силы либоестественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) ихранения, — день такой утраты, а если этот день не установлен — деньрегистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещениятоваров под таможенную процедуру таможенного склада;
2)у владельца таможенного склада:
вслучае утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты)вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли принормальных условиях хранения, — день утраты товаров, а если этот день неустановлен — день размещения товаров на таможенном складе;
вслучае выдачи товаров с таможенного склада без представления в отношении такихтоваров документов, подтверждающих помещение их под таможенную процедуру, — день выдачи, а если этот день не установлен — день размещения товаров натаможенном складе;
Приустановлении таможенных процедур сроки уплаты таможенных пошлин, налоговустанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членовтаможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза[3].
Срокиуплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенногодекларирования определяются законодательством государств-членов таможенногосоюза, устанавливаются законодательством такого государства-члена таможенногосоюза.
Таможенныепошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенногосоюза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключениемтоваров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или натерритории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров черезтаможенную границу.
Вслучае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов вотношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита,таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене таможенногосоюза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможеннойпроцедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью второйнастоящего пункта.
Когдабудет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международнымдоговором государств-членов таможенного союза, что товары, помещенные подпроцедуру таможенного транзита, находятся на территории другогогосударства-члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплатев этом государстве-члене таможенного союза.
Таможенныепошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена таможенного союза, вкотором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Формы уплаты таможенныхпошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты)определяются законодательством государств-членов таможенного союза, в которомподлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Уплаченные(взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению ираспределению между государствами-членами таможенного союза в порядке,установленном международным договором государств-членов таможенного союза.
Порядокуплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договоромгосударств-членов таможенного союза.
Приналичии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправезадерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенныхпошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов приликвидации или реорганизации юридического лица, устанавливаютсязаконодательством государств-членов таможенного союза.
1.2 Излишне уплаченныетаможенные пошлины, налоги и их возврат
Излишнеуплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являютсяуплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежныхсредств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствиис настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенногосоюза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенныхпошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат(зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин,налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин,налогов осуществляется в порядке и случаях, которые установленызаконодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплатаи (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либотаможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин,налогов.[4]
Суммытаможенных платежей, процентов и экономических санкций, излишне поступившие вдоход республиканского бюджета в результате неправильного их исчисления либонарушения установленного порядка взимания, по требованию плательщика подлежатвозврату либо зачету в счет предстоящих платежей.[5]При этом порядок возврата (зачета) таможенными органами излишне поступившихсумм таможенных платежей, взимаемых таможенными органами процентов иэкономических санкций практически аналогичен и регламентирован. [6]
Суммыуплаченных или взысканных таможенных платежей и процентов могут рассматриватьсякак излишне уплаченные или взысканные в следующих случаях:
1. суммытаможенных платежей пересчитаны при корректировке таможенной стоимости;
2. уплатаили взыскание произошли в результате неправильного применения ставок таможенныхплатежей, официального курса иностранных валют, устанавливаемых Национальнымбанком;
3. уплатаили взыскание произошли в период действия льгот по уплате таможенных платежей;
4. вотношении товара восстановлен режим наибольшего благоприятствования илипреференциальный режим;
5. уплатапроизошла вследствие арифметической или технической ошибки;
6. нарушенустановленный порядок уплаты или взыскания;
7. плательщикомв добровольном порядке перечислены суммы таможенных платежей в счет будущихплатежей либо сверх начисленных;
8. виных предусмотренных законодательством случаях.
Основаниемдля возврата (зачета) излишне уплаченных сумм таможенных платежей являетсятакже аннулирование либо отзыв таможней выданного таможенного разрешения наиспользование товаров в таможенных режимах, условием установления которыхявляется их уплата.
Длявозврата (зачета) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей ихплательщику (под которым понимается декларант либо иное лицо, на котором лежалаобязанность уплатить таможенные платежи, но не обязательно то лицо, которое ихфактически уплатило) в таможню необходимо представить следующие документы:
— письменное заявление (в произвольной форме), в котором указываются обоснованиевозврата (зачета), подлежащая возврату (зачету) излишне уплаченная (взысканная)сумма, вид платежа, реквизиты соответствующего платежного документа, а такжебанковские реквизиты плательщика. Если за плательщика уплату производило иноелицо, то в заявлении можно указать банковские реквизиты этого лица, которомуподлежит возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы;
— копиидокументов, на основании которых исчислялись и уплачивались суммы таможенныхплатежей ;
— экземпляры платежных документов, подтверждающих уплату сумм таможенных платежейс заверенной должностным лицом таможни информацией о выявленных фактах излишнейуплаты и их копии (впоследствии по требованию плательщика оригиналы платежныхдокументов могут быть возвращены). В случае, если вся сумма таможенныхплатежей, уплаченная в соответствии с платежным документом, является излишнеуплаченной, то представляется экземпляр такого платежного документа и егокопия;
— иные документы по требованию таможенного органа.[7]
Глава 2. Возвраттаможенных пошлин, налогов и иных денежных
средств
2.1 Правила возврататаможенных пошлин, налогов и иных денежных
средств
Правила,в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей,четко определены и закреплены законодательством. Это дает возможность лицам,перемещающим товары через таможенную границу, заранее ознакомиться стребованиями таможенных органов по взиманию таможенных платежей исамостоятельно просчитать возможные суммы таможенного налогообложения товаров.[8]
Однако,несмотря на установленный порядок исчисления таможенных платежей, могут иметьместо случаи их уплаты в размере большем, чем установлено законодательством.
Денежныесредства могут уплачиваться в большем размере с намерением их использования вбудущем, при последующих поставках товаров. При этом не учитывается, когдабудут проводиться эти поставки (если вообще будут). Перечисленные суммы не являютсяконкретными таможенными платежами в отношении определенных товаров до того, кактаможенному органу не будет заявлено об этом в таможенной декларации. Такогорода платежи называются авансовыми.
Иногдаденьги перечисляются сверх сумм, исчисленных по конкретной таможеннойдекларации. Такие авансовые поступления являются своего рода «страховкой» отвозможных изменений курсов валют или норм законодательства.[9]
Встречаютсяпереплаты и иного рода. Это излишне уплаченные суммы по конкретной таможенной декларациив отношении конкретного товара. Они либо связаны с изменением законодательства,влияющим на исчисленные ранее суммы (в сторону уменьшения платежей), либообразовались в результате ошибки, допущенной при исчислении таможенныхплатежей. Как правило, излишняя уплата таких платежей выявляется в результатеконтроля правильности исчисления таможенных платежей уже растаможенных товаров.
Самымираспространенными ситуациями, влекущими высвобождение таможенных платежей,являются последующее использование налоговой льготы, восстановление режиманаиболее благоприятствуемой нации или режима предоставления тарифныхпреференций. Возможен пересчет таможенной стоимости в результате еекорректировки. Приведенные случаи объединены своей «восстанавливающей» характеристикой(восстанавливается льгота, тарифная преференция, более льготный режим либоналоговая база).[10]
Обизлишней уплате можно говорить и в отношении таможенных платежей, перечисленныхв таможню за товары, которыми, в конечном счете, заинтересованное лицо непользуется (не вправе пользоваться, утратило право на их использование).Приведем исчерпывающий перечень таких ситуаций: [11]
— помещение лицом товаров под таможенный режим отказа в пользу государства;
— принудительное безвозмездное обращение товаров в собственность государства;
— утрата товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимойсилы либо в результате естественной убыли при нормальных условияхтранспортировки, хранения;
— аннулирование свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенныйрежим, требующий уплаты таможенных пошлин и налогов, либо отказ в выдаче такогосвидетельства таможенным органом.
Инаконец, излишне уплаченными считаются денежные средства, признанные таковымипо решению суда. Так как известно, что решение суда, вступившее в законнуюсилу, является обязательным для всех юридических лиц, организаций, неявляющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан иподлежит неукоснительному исполнению на всей территории Таможенного союза.[12]
Пожеланию плательщика излишне уплаченные суммы можно вернуть. При обращении завозвратом необходимо учитывать, что таможня возвращает платежи только темлицам, на которых законодательством была возложена обязанность уплаты этихплатежей (плательщикам таможенных платежей). Данное правило действует и вслучае, если при декларировании товаров денежными средствами организациираспоряжался таможенный агент (указанный субъект не является плательщиком, иему таможенные платежи не могут быть возвращены). [13]
Вкачестве плательщика могут выступать юридические и физические лица, а такжеиндивидуальные предприниматели.
Рассмотримдействия, которые необходимо предпринять для возврата излишне уплаченныхтаможенных платежей.
Еслив процессе таможенного оформления товаров плательщики оперативно учитываливеличину остатков денежных средств по конкретному платежному документу, тоопределить размер излишне уплаченной суммы не трудно. В противном случаенеобходимо «поднять» платежные документы, подтверждающие факт перечисления суммплатежей в таможню, и таможенные документы, где указана определеннаязаконодательством сумма подлежащих к уплате платежей за конкретный товар.
Платежнымидокументами являются:
— платежные поручения (если уплата была произведена в безналичном порядке);
— квитанции к приходному кассовому ордеру (если уплата была произведена наличнымиденежными средствами в кассу таможни);
— квитанции формы ПД-4;
— иные документы, подтверждающие произведенный платеж.
Таможеннымидокументами являются (те из них, которые имеются):
— таможенные декларации;
— формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 или КТС-2;
— свидетельство о возмещении льгот по уплате таможенных платежей;
— свидетельство по отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей;
— бланк уплаты таможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья,материалов, комплектующих;
— бланк платежей таможенного режима временного ввоза;
— иные документы, в соответствии с которыми производится исчисление и уплататаможенных платежей.
Излишнеуплаченная сумма, как правило, устанавливается как разница между суммой,уплаченной по платежному документу, и суммой, истребованной таможней иуказанной в соответствующей графе таможенного документа.
Такимобразом, следует внимательно проверять каждый платежный документ, фиксируя приэтом его реквизиты, вид платежа (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенныесборы и т.д.) и, конечно, сумму остатка.
Длядополнительного контроля можно обратиться в таможенный орган за отчетом орасходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Такойотчет таможня обязана представить в письменной форме не позднее тридцатикалендарных дней со дня получения требования. В случае несовпадения остатковденежных средств с представленными таможней в отчете проводится их совместнаявыверка.
Сведенияо сумме платежей, подлежащих возврату, их видах, реквизитах платежных документов,согласно которым такие платежи были уплачены, в дальнейшем будут нужны принаписании заявления на возврат денежных средств.
Дооформления обращения на таможню плательщику необходимо убедиться в том, что онне имеет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей,а также задолженности по уплате процентов или пеней, т.е. не имеет долгов передтаможней.
Следуетиметь в виду, что таможенный орган вправе самостоятельно зачесть излишнеуплаченные суммы в счет имеющейся задолженности перед государством и возвратитьтолько ту сумму, которая останется после такого зачета.
2.2 Определение суммизлишне уплаченных таможенных пошлин,
налогов и иных денежныхсредств
Если в процессетаможенного оформления товаров плательщики оперативно учитывали величинуостатков денежных средств по конкретному платежному документу, то определитьразмер излишне уплаченной суммы не трудно. В противном случае необходимо«поднять» платежные документы, подтверждающие факт перечисления сумм платежей втаможню, и таможенные документы, где указана определенная законодательствомсумма подлежащих к уплате платежей за конкретный товар. [14]
Платежными документамиявляются:
— платежные поручения(если уплата была произведена в безналичном порядке);
— квитанции кприходному кассовому ордеру (если уплата была произведена наличными денежнымисредствами в кассу таможни);
— квитанции формы ПД-4;
— иные документы,подтверждающие произведенный платеж.
Таможенными документамиявляются (те из них, которые имеются):
— таможенныедекларации;
— формы корректировкитаможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 или КТС-2;
— свидетельство овозмещении льгот по уплате таможенных платежей;
— свидетельство поотсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей;
— бланк уплатытаможенных платежей и процентов в отношении иностранных сырья, материалов,комплектующих;
— бланк платежейтаможенного режима временного ввоза;
— иные документы, всоответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей.
Излишне уплаченнаясумма, как правило, устанавливается как разница между суммой, уплаченной поплатежному документу, и суммой, истребованной таможней и указанной всоответствующей графе таможенного документа. [15]
Таким образом следуетвнимательно проверять каждый платежный документ, фиксируя при этом егореквизиты, вид платежа (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы ит.д.) и, конечно, сумму остатка.
Для дополнительногоконтроля можно обратиться в таможенный орган за отчетом о расходовании денежныхсредств, внесенных в качестве авансовых платежей. Такой отчет таможня обязанапредставить в письменной форме не позднее тридцати календарных дней со дняполучения требования. В случае несовпадения остатков денежных средств спредставленными таможней в отчете проводится их совместная выверка.
Сведения о суммеплатежей, подлежащих возврату, их видах, реквизитах платежных документов,согласно которым такие платежи были уплачены, в дальнейшем будут нужны принаписании заявления на возврат денежных средств.
До оформления обращенияна таможню плательщику необходимо убедиться в том, что он не имеетнеисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а такжезадолженности по уплате процентов или пеней, т.е. не имеет долгов передтаможней. [16]
Следует иметь в виду,что таможенный орган вправе самостоятельно зачесть излишне уплаченные суммы всчет имеющейся задолженности перед государством и возвратить только ту сумму,которая останется после такого зачета.[17]
2.3 Правила заполненияобращения в государственный орган,
уполномоченный вобласти таможенного дела
Возврат платежей можетосуществить только та таможня, в которую они были перечислены. Если таможенноеоформление товаров производилось в разных таможнях и соответственно авансовыеплатежи были перечислены на различные счета республиканского бюджета, товозвращать эти суммы каждая из таможен будет отдельно в пределах сумм, излишнеперечисленных на открытый для нее счет. Следовательно, необходимо обращаться завозвратом в каждую из этих таможен.
Обращение в таможнюдолжно быть составлено в письменной форме в виде заявления, с обязательнымуказанием:
— обстоятельств, всоответствии с которыми у плательщика имеются излишне уплаченные денежныесредства;
— суммы платежей,подлежащей возврату;
— видов таких платежей;
— реквизитов платежныхдокументов, согласно которым суммы платежей были уплачены.
В заявлении такжедолжны быть указаны банковские реквизиты плательщика (наименование банка, МФОбанка, расчетный счет), а если плательщик желает возвратить денежные средствана расчетный счет иного лица (третьего лица) — банковские реквизиты такоголица. Следует отметить, что перечисление денег на иной счет, чем счетплательщика возможно только в случае, если возвращаемые суммы платежей былиуплачены за плательщика таким третьим лицом. [18]
Кроме того, еслиденежные средства были уплачены наличными в кассу таможенного органа, то взаявлении необходимо отразить пожелание о возврате их в виде наличных денежныхсредств.
В заявлении также можновыразить свое согласие либо несогласие с возможностью возврата денежныхсредств, перечисленных в таможню в иностранной валюте, в рублях или в иной иностраннойвалюте, официальный курс рубля к которой установлен. Такой вопрос можетвозникнуть в случае, если у таможенных органов отсутствуют денежные средства втой иностранной валюте, в которой был произведен платеж. При этом для целейпересчета иностранной валюты применяется официальный курс рубля к иностраннойвалюте, установленный на день возврата излишне уплаченных сумм платежей.
Заявление должно бытьподписано руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом) изаверено печатью юридического лица, содержать фамилию, имя, отчество лица либоруководителя юридического лица (иного уполномоченного лица), а также полноенаименование юридического лица, место жительства или место нахождения лица либоюридический адрес юридического лица.[19]
Сведения, указанные взаявлении, подтверждаются документально. Следует отметить, что требуетсяпредставить только те сведения, которые имеют существенное значение для решениявопроса о возврате платежей и не представлялись таможне ранее.
Чтобы ускоритьпроцедуру рассмотрения заявления, документы, влияющие на принятие решения овозврате, должны быть представлены в таможню одновременно с заявлением.
Данное заявление можетбыть подано плательщиком не позднее трех лет со дня уплаты рассматриваемойсуммы. По истечении указанного срока излишне уплаченные суммы не возвращаются.
День излишней уплатытаможенных или авансовых платежей необходимо определять следующим образом:
1) если уплата былапроизведена наличными денежными средствами либо в кассу таможенного органа либов банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельскийисполнительный и распорядительный орган или организацию связи Министерствасвязи и информатизации Республики Беларусь – день внесения плательщиком в указаннуюорганизацию таких сумм платежей;
2) если уплата былапроизведена в безналичном порядке, причем на счете плательщика было достаточносредств для исполнения этого платежного поручения в полном объеме – день сдачиплательщиком платежного поручения банку на перечисление причитающихся суммтаможенных или авансовых платежей;
3) если уплата былапроизведена в безналичном порядке, однако на счете плательщика отсутствовалисредства в количестве, достаточном для исполнения этого платежного поручения вполном объеме, – день исполнения банком платежного поручения плательщика наперечисление причитающихся платежей;
4) при обращении суммобеспечения в причитающиеся таможенные платежи – день подачи в таможенный органзаявления плательщика в письменной форме о таком обращении;
5) при взаимозачетепричитающихся таможенных платежей и финансовых обязательств республиканскихорганов государственного управления, местных исполнительных и распорядительныхорганов перед плательщиком.
Итак, при желаниивозвратить излишне уплаченные платежи – таможенные или авансовые – необходимособлюсти указанные выше требования по оформлению заявления в таможню и егопредставлению.
Следует отметить, чтоплательщик не всегда уплачивает денежные средства добровольно. При выявлениитаможенными органами фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин иналогов таможенные органы выставляют требование об их уплате. При этомисчисление подлежащих уплате таможенных платежей производится таможенныморганом. Неисполнение указанного требования является основанием для применениятаможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных платежей. Еслив результате таких мер фактически взысканная в качестве таможенных пошлин иналогов сумма денежных средств превышает сумму, подлежащую уплате всоответствии с законодательством, такие денежные средства признаются излишневзысканными таможенными платежами. Для их возврата приведенные выше требованиядолжны быть исполнены в полной мере.[20] При этомднем излишнего взыскания таможенных платежей является:
1) если денежныесредства были бесспорно взысканы таможенным органом за счет наличных денежныхсредств плательщика – юридического лица – день внесения в банк наличныхденежных средств для их зачисления на счета таможенного органа;
2) если денежныесредства были бесспорно взысканы таможенным органом за счет безналичныхденежных средств плательщика – юридического лица – день исполнения банкомплатежного требования таможенного органа на бесспорное взыскание таможенныхплатежей;
3) если денежныесредства были взысканы с плательщика в судебном порядке за счет его имущества(за исключением денежных средств плательщика – юридического лица, которыевзыскиваются в бесспорном порядке) – день принятия банком платежного документана перечисление таможенному органу денежных средств;
4) при обращении суммобеспечения в причитающиеся таможенные платежи в ситуации, когда плательщикнарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которыхбыло обеспечено внесением таких сумм, – день принятия таможенным органомрешения об обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи.
Возврат излишнеуплаченных или излишне взысканных платежей по желанию плательщика можетпроизводиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате другихплатежей. Излишне уплаченные или взысканные суммы могут быть зачтены в счетуплаты конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретноготовара или товарной партии, оформленных по конкретной таможенной декларации,либо в счет предстоящих таможенных платежей. Кроме того, излишне перечисленныесуммы могут быть зачтены как в уплату таможенных платежей (таможенных пошлин,налогов, таможенных сборов), так и в уплату пеней, процентов и других возможныхплатежей, взимаемых таможней.
Ранее зачетомпризнавался факт перечисления суммы авансовых платежей, излишне уплаченных насчет, открытый для одной таможни, в счет подлежащих уплате таможенных платежейна счет, открытый для другой таможни. Такое перечисление действительновозможно, и оно применяется исключительно для упрощения процедуры уплатытаможенных платежей. Однако такую процедуру в настоящее время нельзярассматривать как зачет. Это не что иное, как уплата таможенных платежей инымлицом за счет плательщика. Существующие правила зачета платежей здесь неуместны.
При зачете излишнеуплаченных или взысканных пеней, процентов и иных сумм, перечисленных вреспубликанский бюджет на счета, открытые для таможни, либо при их возвратеприведенные выше требования подлежат исполнению.
Существует категориятаможенных платежей, которые не являются излишне уплаченными, но также могутбыть возвращены. Это те суммы таможенных пошлин и налогов, которые былиуплачены в отношении товаров, помещенных под таможенный режим реимпорта илиреэкспорта.
2.4 Порядокрассмотрения обращения в таможенный орган
Должностное лицотаможни, которому поручено рассмотреть заявление на возврат денежных средств, вобязательном порядке проверяет:
1) порядок оформлениязаявления (правильно ли оформлено заявление, указаны ли в нем необходимые длявозврата сведения, полнота таких сведений, указано ли лицо, подающеезаявление);
2) наличие либоотсутствие у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплатетаможенных платежей, пеней, процентов;
3) своевременностьподачи заявления. Трехлетний срок исчисляется со дня, следующего за днем уплатытаможенных платежей (по каждому платежному документу), по день регистрацииподанного плательщиком заявления в таможне;
4) фактическоепоступление уплаченных сумм платежей на счет республиканского бюджета, открытыйв соответствии с законодательством для таможни, а также сведения, указанные взаявлении, в частности, сумму платежей, подлежащих возврату, виды такихплатежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенныхплатежей были уплачены. Проверка осуществляется путем сверки с данными оплатежных документах, суммах и видах платежей, имеющимися в таможне;
5) указанныеплательщиком в жалобе обстоятельства, в соответствии с которыми у него имеютсяизлишне уплаченные денежные средства. Также просматриваются документы,подтверждающие такие обстоятельства, либо иные документы, представленныеплательщиком.[21]
В результатепроведенной проверки таможней либо выносится окончательное решение позаявлению, либо в связи с недостатком информации плательщику направляетсязапрос. Рассмотрим некоторые возможные ситуации.
1. Установлено, чтоподанное заявление составлено с нарушением требований, т.е. не в полной мереуказана информация о лице, его подавшем.
Данный факт говорит обанонимности поданного заявления. Как и любое иное обращение, такое заявление неможет быть рассмотрено. В описанном случае таможня отказывает в рассмотрениизаявления, вынося соответствующее решение.
2. Если у плательщикаимеется налоговое обязательство по уплате таможенных платежей, пеней илипроцентов перед таможней, которое в установленный срок не было исполнено,сумма, востребованная к возврату, не возвращается. Таможенный органсамостоятельно зачитывает такие суммы в счет неисполненного обязательства.
По факту зачета втечение пяти календарных дней со дня его проведения выносится соответствующеерешение, которое направляется плательщику. Если сумма к возврату превышаетимеющуюся задолженность, то оставшиеся после зачета платежи таможня можетвернуть.
3. В результатеисчисления срока, прошедшего со дня уплаты возвращаемых платежей до дня подачизаявления на такой возврат, установлено, что он превышает три года. В этом случаетаможня выносит решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм таможенныхили авансовых платежей.
4. В результатепроверки сведений, указанных в заявлении, установлено, что:
— реквизиты платежныхдокументов, указанные в заявлении плательщика, не соответствуют реквизитамплатежных документов, по которым фактически были перечислены денежные средства.Решение таможни здесь очевидно – это решение об отказе в возврате излишнеуплаченных сумм платежей. [22]
Однако может возникнутьиная ситуация, когда указанными в заявлении платежными документами денежныесредства были перечислены на иную таможню, чем ту, куда подали заявление. Вэтом случае отказа не будет. Таможня, получившая заявление, самостоятельно, впятидневный срок, вместе с необходимыми материалами обязана направить его вдругую таможню по компетенции. Лицо, подавшее заявление, будет уведомлено офакте пересылки документов;
— размер излишнеуплаченной суммы, указанный плательщиком в заявлении, превышает сумму,имеющуюся по данным таможни. В этом случае таможня возвратит лишь ту сумму,которая является излишне уплаченной по ее данным. При этом таможней такжевыносится решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платежей (вразмере разницы между суммой, поименованной в заявлении плательщика, и суммой,возвращенной таможней).
5. Представленныхдокументов недостаточно для принятия решения. Данный факт не является причинойотказа в возврате денежных средств. Таможенный орган обязан письменно запроситьнедостающие документы у плательщика, указав их перечень и срок представления.Срок подачи дополнительных документов определяется таможней самостоятельно, ноон должен быть достаточен для того, чтобы данное требование могло бытьисполнено плательщиком.
В случаенепредставления необходимых документов плательщиком таможенным органомвыносится письменное решение об отказе в возврате излишне уплаченных суммтаможенных или авансовых платежей. При этом плательщик может повторнообратиться в таможенный орган с заявлением и представить необходимые документы.
Таможенный орган,признав факт излишней уплаты или взыскания платежей, принимает решение об ихвозврате.
Возврат платежейосуществляются либо в рублях, либо в иностранной валюте. Все зависит от того, вкаких денежных единицах были уплачены возвращаемые суммы платежей. Однако прирассмотрении заявления на возврат платежей, уплаченных в иностранной валюте,таможня может столкнуться с проблемой отсутствия этой валюты на ее счетах. Вэтом случае возврат может быть произведен в имеющейся валюте либо рублях (припересчете используется курс, действующий на день возврата). Замена валюты можетбыть произведена только с согласия плательщика.
Денежные средства,уплаченные в безналичном порядке, возвращаются также в безналичном порядке. Вслучае уплаты платежей наличными в кассу таможенного органа их возврат можетбыть осуществлен как наличными денежными средствами из кассы таможенногооргана, так и в безналичном порядке. Это также решает плательщик, указав способвозврата в своем заявлении.
Общий срок, включающийрассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате инепосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканныхтаможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней,исчисленных с момента подачи заявления. Однако существует единственный случай,когда фактически времени уйдет больше, чем один месяц, – при непредставлениизаявителем полного пакета документов одновременно с подачей заявления навозврат. Это не является продлением срока. При запросе документов срок,установленный таможней для их представления, не включается в срок рассмотрениязаявления.
Итогом рассмотрениязаявления, по которому принято решение о возвращении денежных средств, являетсяпредъявление в банк поручения на перечисление сумм излишне уплаченных платежейна расчетный счет плательщика либо иного лица, указанного в заявлении, либо ихвыдача наличными.
Если при рассмотрениизаявления плательщика о возврате таможенным органом не выявлены факты излишнейуплаты или излишнего взыскания либо установлено нарушение иных условий,необходимых для возврата, принимается решение о невозвращении денежных средств.Таможенный орган в указанный выше срок обязан вынести письменное решение оботказе в возврате таких платежей и направить его плательщику.
Любое из указанныхрешений принимается руководителем либо уполномоченным заместителем таможенногооргана.
Следует отметить, чтопри возврате уплаченных сумм таможенных платежей такие суммы не индексируются,проценты или пени по ним не начисляются. Исключение составляет лишь возвратизлишне взысканных денежных средств. Они будут возвращаться с процентами приусловии, что были взысканы на основании незаконных решений таможенных органовлибо неправомерных действий или бездействия их должностных лиц. Процентыисчисляются за каждый день взыскания. Процентная ставка принимается равной1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на день направленияплатежного поручения банку на возврат плательщику этих сумм.
Все изложенное в полноймере относится и к зачету излишне уплаченных сумм таможенных и авансовыхплатежей, а также к возврату и зачету излишне взысканных сумм таможенныхплатежей. Различны лишь сроки зачета. Решение о зачете принимается в течениепяти рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишнеуплаченной суммы, а сообщить плательщику о зачете в счет предстоящих платежейнеобходимо не позднее десяти дней со дня проведения такого зачета.
Глава 3. Проблемы,возникающие при возврате таможенных пошлин,
налогов и иных денежныхсредств
Как известно, приперемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации взимаютсятаможенные платежи, которые включают в себя: ставки ввозных или вывозныхтаможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. При этом применяются ставки,действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.Одновременно с этим предусмотрены случаи применения льгот и таможенныхпреференций по уплате таможенных платежей. В самом простом виде это заключаетсяв том, что декларант (претендент) на получение таких льгот обязан представитьна таможню документы, подтверждающие соответствующие заявленные (льготные)условия.[23] Тоесть, иными словами, вместе с представлением таможенной декларации, в которой,помимо всего прочего, указаны сведения, необходимые для исчисления и взиманиятаможенных платежей, должна содержаться информация о наличии у лица,перемещающего товары, льгот по уплате таможенных платежей.
Вот, собственно, сутьпозиции таможенного ведомства России, изложенная в целом, как уже говорилось, вТаможенном кодексе РФ. Однако в последнее время в таможенные органы сталипоступать многочисленные вопросы от участников ВЭД о правомочностисуществующего порядка. В частности, ставится под сомнение невозможностьпредоставления таможенных льгот уже после выпуска товаров, но с последующимпредставлением необходимых документов, эти льготы подтверждающих.[24]
Итак, проблемазаключается в следующем. Предполагается, что импортер (экспортер) на моментподачи декларации не располагает соответствующими документами, подтверждающиминаличие у него льгот по таможенным платежам. Либо это лицо не знает, что имеетправо на такую льготу. Спрашивается также, можно ли сначала уплатить платежиполностью, а после должного оформления документов вернуть как бы льготные(излишне уплаченные) суммы? Другой вопрос, интересующий потенциальныхплательщиков, заключается в сроках представления «льготных»документов, то есть на каком этапе их следует подавать — до оформления, вовремя или после него?
Сразу отметим, чтовышеприведенные варианты, по нашему мнению, носят достаточно лукавый характер,но, тем не менее, в печати рассматриваются и обсуждаются. Определеннаянадуманность проблемы состоит в том, что трудно представить себе современногоучастника ВЭД (после двадцатилетнего отпуска внешней торговли в «свободноеплавание» и одновременно с этим катастрофической ее монополизацией), нерасполагающего нужными документами или не знающего об их существовании.Впрочем, даже если предположить, что такие существуют, не лишне, думается,напомнить, что государство отнюдь не самоустранилось от контроля за внешнейторговлей и ее участниками: существует соответствующий закон, иные нормативныеакты, в том числе лицензирующие эту деятельность и т.д.
Однако, как бы там нибыло, вышепоименованное Письмо ФТС, разъясняя возможные коллизии, говорит буквальноследующее: "… если при таможенном оформлении товаров в таможеннойдекларации не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот поуплате таможенных платежей и товары выпущены (помещены под избранный таможенныйрежим), представление в таможенный орган после выпуска товаров документов,подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не можетсвидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов". Воткстати, думается, ответ на вопрос о сроках представления документов на льготы«при таможенном оформлении». В самом деле, раз товары могут бытьдопущены на таможенную территорию только при наличии декларации, значит,одновременно с ней должны быть подготовлены и «льготные» документы.
Цитируем Письмо далее:«Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов…производится только в случае, если при таможенном оформлении товаров втаможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении вотношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и в таможенныйорган представлены документы, подтверждающие соответствующие заявленныеусловия, но при этом таможенные платежи фактически уплачены».
Интересна еще однаремарка, содержащаяся в Письме. Поскольку значение ее для участников ВЭД имеетбольшое значение, процитируем ее также практически дословно: «Возвраттаможенных платежей производится в случае предоставления тарифных льгот в видевозврата уплаченной суммы таможенной пошлины».[25]Однако, порядок предоставления тарифных льгот определяется ПравительствомРоссийской Федерации.[26] В связис этим возврат суммы таможенной пошлины может быть осуществлен только в случае,если Правительством Российской Федерации установлена тарифная льгота в виде возвратауплаченной таможенной пошлины.
Вот эта последняя изпроцитированных фраз Письма как раз и должна была бы вызвать наибольшее числонареканий со стороны участников ВЭД. Дело в том, что (и об этом также говоритсяв Письме) в настоящее время случаи предоставления тарифных льгот в видевозврата уплаченной таможенной пошлины Правительством Российской Федерации таки не установлены.
Таким образом, казалосьбы, все ясно и точки над «i» расставлены. Тем не менее следует,очевидно, признать, что проблема все-таки существует, несмотря на ряд явнонадуманных, искусственных вопросов. Понятны также и позиции сторон.
Так, плательщик,конечно же, заинтересован в освобождении (возврате) от уплаты налогов либо нахудой конец в их минимизации, тем более если такие возможности теоретическидопустимы. С другой стороны, и это также естественно, особенно при нечеткомизложении тех или иных позиций нормативных документов, а следовательно,возможности их многовариантного толкования, у пользователей невольно возникаетсоблазн максимальной их трактовки в свою пользу.
Фискальные службы,разумеется, занимают диаметрально противоположные позиции: получить все сполнаи даже больше, то есть льготы и преференции, даже когда таковые предусмотрены,по возможности «зажать».
Извечная дилемма, новозможно ли ее разрешение? Представляется, что одним из наиболее действенныхинструментов при этом может быть повышение качества нормативно-правовойведомственной документации. Необходима серьезная работа над качественнымизложением таких материалов хорошим, четким, доступным для понимания иоднозначного толкования языком. При всем уважении к российской таможеннойслужбе приходится констатировать ее малые успехи в этом направлении. Далее, чемгрешат наши ведомства (и ФТС также), так это слишком частые изменения идополнения к уже выпущенным документам, что также путает и сбивает с толкупользователя. И, наконец, полное недоумение вызывает часто многолетняя работанад изданием документов, в том числе и высшей юридической силы, чья задача, вчастности, -разъяснять ранее продекларированные правила и положения. Например,уже упоминавшийся и так и не существующий порядок предоставления тарифных льготв виде возврата уплаченной таможенной пошлины, разработать который достаточнодавно было поручено российскому правительству.
Подобные мероприятия,помимо, так сказать, прямого действия, приведут, на наш взгляд, к большемууважению закона, к повышению общей юридической культуры участников ВЭД, безкоторых мелкому сутяжничеству и «выяснению отношений» между заинтересованнымисторонами не будет видно конца.
Заключение
Таким образом, возвратизлишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, суммавансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налоговосуществляется в порядке и случаях, которые установлены законодательствомгосударства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и взысканиетаможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органукоторого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Правила, в соответствиис которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей, четкоопределены и закреплены законодательством. При желании возвратить излишнеуплаченные платежи – таможенные или авансовые – необходимо соблюсти указанныевыше требования по оформлению заявления в таможню и его представлению.
Общий срок, включающийрассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате инепосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканныхтаможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней,исчисленных с момента подачи заявления.
Итогом рассмотрениязаявления, по которому принято решение о возвращении денежных средств, являетсяпредъявление в банк поручения на перечисление сумм излишне уплаченных платежейна расчетный счет плательщика либо иного лица, указанного в заявлении, либо ихвыдача наличными.
Следует отметить, чтопри возврате уплаченных сумм таможенных платежей такие суммы не индексируются,проценты или пени по ним не начисляются.
таможенныйпошлина платеж обращение
Список использованнойлитературы
1. Таможенныйкодекс Российской Федерации
2. Таможенныйкодекс Таможенного Союза от 1.07.2010 года
3. Федеральныйзакон «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. №5003-1
4. Письмоот 31.12.2008 N 01-11/56480 «О возврате таможенных пошлин, налогов»(зарегистрирован данный документ в Минюсте РФ лишь в апреле текущего года).
5. Инструкциио порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов затаможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленнуюстоимость от 16 августа 2001 г. № 45
6. Налоговыйкодекс Республики Беларусь
7. Таможенноеправо. Андриашин Х.А Учебник изд. Юстицинформ, 2006 -264с
8. Таможенноеправо. Халипов С.В. Учебник, 2006 3-е изд. -440с
9. http://tamagent.biz
10. http://prozakon.su
11. http://www.tamcenter.ru
12. http://www.customs.ru
Размещено на