Содержание
/>Введение
1. Сущность таможенной политики вРоссийской Федерации1.1 Таможенная политика, цели и методы ееосуществления1.2 Концепция таможенной политики в Таможенном кодексе РФ1.3 Концепция таможенной политики в Законе РоссийскойФедерации «О таможенном тарифе»
2. Таможенно-тарифная политика вРоссийской Федерации
2.1 Итоги реализации таможенно-тарифнойполитики в 2008 году и основные направления развития на 2009-2011гг.
2.2 Приоритеты таможенно-тарифнойполитики на среднесрочный период и этапы ее реализации
2.3 Меры по совершенствованиютаможенного администрирования3. Информационные аспекты таможенной политики РоссийскойФедерации
3.1 Информационная поддержка повышенияэффективности таможенного оформления и контроля
3.2 Использование возможностей сети«Интернет»
3.3 Проблемы информационноговзаимодействия и информационной безопасности
Заключение
Список используемой литературы
таможеннаятарифная политика
Введение
Таможенная политиканашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х — начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с цельюувязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействоватьна развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины наимпортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенноговлияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективностьвнешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не толькозащищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но истимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывознойпошлины на значительную часть товаров.
С переходом российскойэкономики с социалистических рельсов на капиталистические значение таможенныхорганов в жизни государства резко возросло, причем, круг решаемых таможнейзадач переместился из области политической в чисто экономическо-правовую.
Таможенноезаконодательство, отвечающее требованиям рыночной экономики, началоформироваться относительно недавно. Если раньше, в силу слабости международнойроссийской торговли, таможня выполняла роль «железного занавеса», тосейчас она выполняет естественную для себя функцию правового и экономическогорегулирования международных перевозок и пополнения казны государства. Насегодняшний день без знания и соблюдения таможенного законодательства немыслимапрактически любая международная деятельность. Любое предприятие, решившее выйтина международный рынок, неминуемо столкнется с проблемой грамотныхвзаимоотношений с таможенными органами. Юридически же весь спектр сложных, азачастую просто запутанных законодательных актов, связанных с вопросамитаможенного декларирования, налогов, акцизов и пошлин уплачиваемых припересечении товаром границы, базируется на Таможенном Кодексе РоссийскойФедерации и Законе РФ «О таможенном тарифе».
Децентрализациявнешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировоехозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений.Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четкоурегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционированиеэкономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемаяфункция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическуюнезависимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным являетсяизучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.
Целью курсовой работыявляется изучение таможенной политики в Российской Федерации.
В связи с этимосновными задачами, предопределившими структуру работы, являются:
· изучениетаможенной политики, цели и методов ее осуществления;
· анализсостояния таможенно-тарифнойполитики в настоящее время;
· выявлениеприоритетных направлений развития таможенно-тарифнойполитики на среднесрочный период и этапы ее реализации;
· рассмотрениеинформационных аспектов таможенной политики Российской Федерации;
· выявлениепроблем информационного взаимодействия и информационной безопасности.
В качестве литературы,использованной при написании данной работы центральное место занимаетТаможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективногоосуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ былииспользованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела вРоссии.
1. Сущность таможеннойполитики в Российской Федерации1.1 Таможенная политика, цели и методы ее осуществления
Таможенная политикапредставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированиювнешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) черезустановление соответствующего таможенного режима перемещения товаров итранспортных средств через таможенную границу.
Таможенная системаРоссии имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасностигосударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности.Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано спроводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью каквнешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенныйкодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можнопредставить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовыхмер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решениюфискальных задач.
Совокупностьинститутов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, атакже набор форм и методов ее осуществления, порядок использованиякомпетентными государственными органами инструментов таможенного регулированияобразуют понятие механизма таможенной политики.
Основной цельютаможенной политики любого государства является обеспечение его экономическихинтересов. И Россия в этом плане не исключение.
Цели таможеннойполитики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
· Обеспечениенаиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля ирегулирования товарообмена на таможенной территории России.
· Участиев реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
· Стимулированиеразвития национальной экономики.
· Содействиепроведению структурной перестройки и реализации других задач экономическойполитики России.
· Иныецели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и ПравительствомРоссийской Федерации.
Основные началатаможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулированиявнешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 4)относятся:
1. Единствовнешнеторговой политики как составной части внешней политики РоссийскойФедерации.
2. Единствосистемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроляза ее осуществлением.
3. Единствополитики экспортного контроля.
4. Единствотаможенной территории Российской Федерации.
5. Приоритетэкономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
6. Равенствоучастников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.
7. Защитагосударством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
8. Исключениенеоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговуюдеятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации вцелом.
Таможенная политикадолжна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которойпонимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального,политического и оборонного существования и прогрессивного развития РоссийскойФедерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношениюк возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Статья 2 ТК закрепляет,что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика,являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяютсяФедеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК идругими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболееэффективного использования инструментов таможенного контроля и регулированиятоварообмена на российской таможенной территории, участию в реализацииторгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развитиянациональной экономики, содействию реализации основных задач экономическойполитики России.
Направленность целейтаможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулированиеразвития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутреннейполитикой российского государства. Как составная часть внешней политикигосударства, таможенная политика России призвана таким образом реализовыватьвнешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюсяв кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но испособствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления,оздоровления и последующего подъема.
Таможенная политикаопирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционнойпредпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенноерегулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование иреализация таможенной политики — сложный процесс, протекающий в недрахгосударственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованныхпредпринимательских кругов.
Таможенная политика- часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она сталапервой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущностьтаможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организациитаможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободныхтаможенных зон и т.д. Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической ивнешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задачобщей экономической стратегии правительства.
Формирование таможеннойполитики любого государства предполагает два важных подхода к определению еенаправленности — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельскогохозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистскаятаможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий дляразвития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные целидостигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения наимпортируемые товары и ограничением импорта.
Фритредерство- это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи вовнешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниченийна внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует болеевыгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагаетминимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввозаиностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами(инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины,сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенногооформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения иформальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования иквотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Административныеинструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современномэтапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществлениябольшим числом компаний коммерческих операций может остановить роствнешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, болеерационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке дляпокупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютныерезервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяютполучать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности идобиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.
1.2 Концепциятаможенной политики в Таможенном кодексе РФ
В Таможенном кодексе РФдаются основные понятия таможенного регулирования (таможенное дело и таможеннаяполитика, таможенная территория и таможенная граница), определяется механизмгосударственного управления таможенным делом, а также закрепляется системаисточников права, регулирующих отношения, возникающие в таможенной сфере.Подтаможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства еереализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров итранспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенныйконтроль и др.
Конституция РФ относиттаможенное регулирование к ведению федеральных органов и закрепляет единствоэкономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовыхсредств на территории Российской Федерации. Одной из основных гарантийсвободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствиевнутренних таможенных границ. Обложение пошлинами и сборами товаров приперемещении между различными территориями России активно использовалосьсубъектами вплоть до принятия ныне действующей Конституции РФ в целях защитыместного товарного рынка. Однако, Статья 74 Конституции сделала невозможнымпринятие подобных решений органов государственной власти субъектов РФ вбудущем. Очевидная «внешняя» направленность таможенного дела,урегулированная в Конституции, допускает в интересах развития и укреплениямеждународной экономической интеграции создание таможенных союзов России сдругими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международныхдоговоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормамимеждународного права.
Таможенная политикапредставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированиювнешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) черезустановление соответствующего таможенного режима перемещения товаров итранспортных средств через таможенную границу.
Совокупностьинститутов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, атакже набор форм и методов ее осуществления, порядок использованиякомпетентными государственными органами инструментов таможенного регулированияобразуют понятие механизма таможенной политики.
Основные началатаможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулированиявнешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»относятся:
1) единствовнешнеторговой политики как составной части внешней политики РоссийскойФедерации;
2) единство системы государственногорегулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политикиэкспортного контроля;
4) единство таможеннойтерритории Российской Федерации;
5) приоритетэкономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участниковвнешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государствомправ и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключениенеоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговуюдеятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации вцелом.
Таможенная политикадолжна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которойпонимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального,политического и оборонного существования и прогрессивного развития РоссийскойФедерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношениюк возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Таможенная политика опираетсяна деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой еереализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование толькос деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможеннойполитики — сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма сучастием всех трех ветвей государственной власти — законодательной,исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
В Российской Федерацииосуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частьювнутренней и внешней политики России, цели которой определяются ФедеральнымСобранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТаможеннымКодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечениюнаиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля ирегулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию вреализации торгово-политических задач по защите российского рынка,стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основныхзадач экономической политики России.
Протекционистскаятаможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий дляразвития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные целидостигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения наимпортируемые товары.
В отличие отпротекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровеньтаможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаровна внутренний рынок страны.
Основными средствами(инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины,сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенногооформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения иформальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования иквотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Реализация таможеннойполитики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимостьчеткой правовой регламентации таможенной политики обусловлена тем, чтоинструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частногобизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательскойдеятельности. Таможенно-правовые нормы — это устанавливаемые государствомправила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения всвязи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу. Совокупность таможенно-правовых норм и составляет таможенное право каккомплексную отрасль российского законодательства. Основными принципамипостроения системы источников таможенного права являются конституционность изаконность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствиевсех источников права основным принципам таможенного регулирования,закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствиеподзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которыхпринимались данные подзаконные акты.
К основным элементамсистемы источников таможенного права России относятся: а) внутреннее таможенноезаконодательство; б) международно-правовые договоры и соглашения с участиемРоссии, касающиеся таможенных вопросов.
Основными видамиподзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
1. Указы Президента РФ.
2. ПостановленияПравительства РФ.
3.Подзаконные акты,принимаемые совместно несколькими государственными органами.
4. Нормативные актыФТС.
Основными инструментамиунификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендацииспециализированных международных организаций.
Международно-правовоесотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по тремосновным направлениям:
1) взаимодействие состранами СНГ;
2) сотрудничество состранами «дальнего зарубежья»;
3) сотрудничество врамках международных организаций.
Действующее российскоетаможенное законодательство содержит понятие исключения из таможеннойтерритории. Ими являются территории свободных таможенных зон и свободныхскладов, которые «рассматриваются как находящиеся вне таможеннойтерритории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Кодексоми иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу».
Таможенная граница являетсяюридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы,представляющей собой реальную линию на местности. ТК различает понятия внешнейи внутренней таможенной границы.
Внешняя таможеннаяграница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило,совпадает с государственной границей (за исключением вышеописанных ситуаций).
Внутренние таможенныеграницы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи сиспользованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны,свободного таможенного склада). По правовому статусу внутренняя границаприравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается какпограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальныеконтрольно-пропускные пункты.
1.3 Концепциятаможенной политики в Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе»
В Законе РоссийскойФедерации «О таможенном тарифе» определяется предмет Закона и целитаможенно-тарифного регулирования.Объектом правового регулированиякомментируемого Закона являются общественные отношения, возникающие в процессеформирования и применения таможенного тарифа, а также при обложении пошлинамитоваров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенный тариф вданной статье определен как инструмент «торговой политики игосударственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерациипри его взаимосвязи с мировым рынком». Основные инструментыгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть условнообъединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифныеинструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (иликвазитарифные) инструменты (таможенные сборы и иные таможенные платежи,внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовоерегулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);
4) антидемпинговые икомпенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересовнациональных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованиемэкспортных субсидий;
5) государственнаямонополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установлениетехнических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предметих соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
7) контингентирование(квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/илиимпортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостьюна установленный период времени;
8) лицензирование,предполагающее выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений(лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговойдеятельности» внешнеторговая политика осуществляется посредствомтаможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций.Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различныхограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектовне допускаются. В этом же законе в качестве важнейшего принципагосударственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплен приоритетэкономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф. Основнойцелью Закона «О таможенном тарифе» считается рационализация товарнойструктуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются или полностьюотменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развитияроссийской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары,которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.
Другой целью — поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходови расходов. Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивнымизменениям в структуре производства и потребления товаров в РоссийскойФедерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередьмашинно-технической. Задачей таможенного тарифа считается защита экономикиРоссии от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировомрынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многиеиз которых по техническим параметрам и затратам на производство продукциизначительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокийуровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом ивнутреннем рынке. Другая крайность — чрезмерный импорт — затрудняет развитие отечественногопроизводства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов. Еще однойзадачей таможенного тарифа является обеспечение условий для эффективнойинтеграции России в мировую экономику. Это задача не только тарифной, но итаможенной политики в целом.
Цельтаможенно-тарифного регулирования может использоваться в качестве критерияклассификации таможенных пошлин. По этому признаку таможенные пошлины условномогут быть разделены на протекционистские (или покровительственные) ифискальные. Фискальные пошлины имеют основной целью увеличение финансовыхпоступлений в бюджет. Протекционистские пошлины защищают определенные отраслиэкономики от конкуренции иностранных товаров, а также используются в ходеторговых переговоров как средство давления на конкурентов, вынуждающее их пойтина определенные уступки.
Пространственнымипределами действия Закона РФ «О таможенном тарифе» являютсятаможенные границы Российской Федерации. Более полное определение таможеннойграницы дано в Таможенном кодексе: «Пределы таможенной территорииРоссийской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободныхскладов являются таможенной границей Российской Федерации». Таким образом,нормы Закона РФ «О таможенном тарифе» действуют на российской таможеннойтерритории, то есть территории, над которой Российская Федерация обладаетисключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
В зависимости от страныпроисхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:
а) минимальные — имиоблагаются товары, происходящие из стран, которым в торговле с данной странойпредоставлен режим наибольшего благоприятствования. В Законе они названыпредельными ставками;
б) преференциальные — эти ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок,предоставляемых отдельным странам или группам стран. Сейчас преференциальныеставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами.
в) максимальные — этимиставками облагаются товары, происходящие из всех остальных государств. Иначеэти ставки называются генеральными, или общими.
Автономные тарифыпредусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентнымгосударственным органом данной страны вне зависимости от имеющихсямногосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономныеставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа безсогласования со странами внешнеторговыми партнерами.
Автономно-конвенционныетарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные(договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары,которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставкадоговорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке.
Пункт 2 ст.2 в Законе«О таможенном тарифе» посвящен определению товарной номенклатурытаможенного тарифа. Законодатель, закрепляя за Правительством РФ полномочия поопределению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее ТНВЭД) Российской Федерации, устанавливает основной принцип создания и развитиятоварной номенклатуры — соответствие принятым в международной практике системамклассификации товаров. Группировка товаров в таможенных тарифах — это нестолько техническая, сколько торгово-политическая задача.
Особое значение впрактике таможенно-тарифного регулирования имеет классификация товаров, то естьотнесение конкретных товаров к позициям, указанным в ТН ВЭД. Иногда этуоперацию именуют тарифным приравниванием.
Порядок классификациитаможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД утвержденприказом ГТК от 7 августа 1995 года N 484.Классификационные решения могутприниматься в зависимости от товара, проходящего таможенное оформление,таможней, региональным таможенным управлением или Таможенно-тарифнымуправлением ФТС.
В Законе вводитсяпонятие ввозной (импортной) и вывозной (экспортной) пошлины.
В зависимости отобъекта обложения таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные(импортные), вывозные (экспортные) и транзитные (провозные).
Важнейшую роль втаможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины. Транзитные пошлины внастоящее время практически повсеместно не применяются. Таможенный кодекс ЕСсодержит положения об экспортных пошлинах и равнозначных отчислениях, взиманиекоторых является частью экспортной процедуры, однако в настоящее времяэкспортные пошлины в ЕС не применяются (действуют лишь экспортные отчисления насельскохозяйственные товары).
В Импортном тарифесодержится отдельный перечень наименований развитых стран — пользователейсхемой преференций Российской Федерации (47 государств). В отношении товаров,происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза.
Адвалорные ставки(advalorem) устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемыхтоваров. Адвалорные пошлины получили наибольшее распространение в современнойпрактике таможенно-тарифного регулирования.
Это в определенной мересвязано с тем, что в условиях «плавающих» курсов валют в случаеобесценивания национальной валюты при использовании адвалорных пошлин уровеньтаможенного обложения не меняется.
2. Таможенно-тарифнаяполитика в Российской Федерации
2.1 Итоги реализации таможенно-тарифной политики в2008году и основные направления развития на 2009-2011 гг.
Тарифно-таможеннаяполитика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутреннихзадач — перехода российской экономики на инновационный путь развития, еедиверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее рольв технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступароссийских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифнаяполитика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала впроизводство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, долженбыть реализован принцип эскалации тарифа.
Проводимая в 2007-2008году тарифно-таможенная политика базировалась на Основных направленияхтаможенной политики на 2008-2010 годы, одобренных Правительством РоссийскойФедерации 2 марта 2007 года. Из предусмотренных мероприятий выполненыследующие.
1. Напостоянной основе введены в действие нулевые ставки ввозных таможенных пошлинна широкую номенклатуру технологического оборудования. Дальнейшее расширениеперечня видов технологического оборудования с нулевыми ставками ввозных пошлинпредусмотрено постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 года №357 (98позиций)
2. Врамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» снижены ставкиввозных таможенных пошлин на медицинские модули с 20 до 5 процентов.
3. Утвержденына постоянной основе дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин наотдельные компоненты и комплектующие элементы, ввозимые в режиме «промышленнойсборки». В рамках этого направления в 2007 году был расширен перечень ввозимых беспошлинноили по пониженной ставке пошлины отдельных компонентов и деталей, применяемыхпри производстве узлов и агрегатов автотранспортных средств.
4. Продленона постоянной основе применение пониженных ставок ввозных пошлин на материалы икомплектующие, используемые в рамках проекта создания среднемагистральногопассажирского самолета 881-100.
5. Принятырешения по корректировке сезонных пошлин на товары 68 наименованийсельхозпродукции.
6. Принятыпоправки в Закон РФ «О таможенном тарифе», предоставляющие полномочияПравительству РФ изменять порядок распределения тарифных квот.
7. Принятряд решений по совершенствованию правил определения страны происхождения.Расширен перечень технологических операций, осуществление которых позволяетпризнавать товар происходящим из той страны, где такие операции былиосуществлены.
8. Активнои последовательно проводилась политика защиты отечественной промышленности отнедобросовестного или резко возросшего импорта. Приняты решения о примененииантидемпинговых мер в отношении импорта никельсодержащего плоского проката изЕС, машиностроительного крепежа из Украины, подшипников качения из Китая испециальной защитной меры (сетки из стекловолокна).
В рамкахсоответствующих расследований были заключены соглашения с Украиной орегулировании поставок на таможенную территорию Российской Федерации прутковдля армирования железобетонных конструкций и плоского холоднокатаного проката.
Проводилисьрасследования в отношении полиамидных технических нитей и нержавеющих труб. Порезультатам ранее проведенных расследований применялись защитные меры вотношении трехфазных асинхронных электродвигателей, швеллеров, некоторых видовстальных труб, дрожжей пекарных сухих, ламп накаливания.
9. Отмененывывозные пошлины на ряд товаров с высокой долей добавленной стоимости. Срединих: отдельные виды химической продукции, продукции деревообрабатывающей ицеллюлозно-бумажной промышленности (отдельные виды пиломатериалов, целлюлозы,бумаги и картона).
Средневзвешенная ставкаввозных таможенных пошлин в 2007 году составляла 11,25%, в 2008 году — 11,17%,в 2009 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа будет равна 11,15%, в2010 году — 10,4%; в 2011 году — 9,55%. Одновременно, по условиям обязательствпо связыванию ставок ввозных таможенных пошлин после присоединения к ВТО Россиявправе будет сохранять достаточно высокий уровень тарифной защиты(средневзвешенная ставка по окончании переходного периода насельскохозяйственные товары — до 18%, промышленные — 7,6%).
Объем экспорта товаровв 2008 году составил 352,5 млрд. долларов США против 301,2 млрд. долл. США в2007 году (рост 117%). Объем поступлений от взимания вывозной таможеннойпошлины составил 1 834,9 млрд. руб.
Изменения ставоквывозных пошлин были осуществлены по 63 позициям, без учета нефти инефтепродуктов. По нефти и нефтепродуктам (73 позиции) ставки пошлин изменялисьв соответствии с законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» каждые 2месяца. С целью защиты внутреннего рынка и предотвращения роста цен быливведены вывозные таможенные пошлины на пшеницу и ячмень в размерах 40 и 30процентов соответственно.
2.2 Приоритетытаможенно-тарифной политики на среднесрочный период и этапы ее реализации
Принципиальный подход кформированию основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли вреализации стратегических целей социально-экономического развития страны.Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментомрешения внутренних задач — перехода российской экономики на инновационный путь развития,ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Этообуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящийпериод. Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российскойэкономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовымтехнологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создаватьстимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должныиспользоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принципэскалации тарифа. Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики вформировании трансграничных производственно-технологических связей, развитииспециализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях.Смещаются акценты таможенно-тарифной политики — от регулирования внешнейторговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центровкомпетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулированиивнутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позицийроссийских компаний в России и за рубежом. В-четвертых, единаятаможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамкахЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
Цель таможенно-тарифнойполитики в среднесрочной перспективе — содействиедиверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российскойэкономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного инетарифного регулирования.
Задачитаможенно-тарифной политики:
· содействиетехнологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа киспользованию передовых иностранных оборудования и технологий;
· стимулированиеразвития производственно-технологической кооперации российских и иностранныхкомпаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающихпроизводств на российскую территорию («импорт производств вместо импортатоваров»);
· повышениеконкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых дляимпорта;
· унификациятаможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамкахЕврАзЭС.
Реализация поставленныхзадач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениямитаможенно-тарифной политики.
1. Стимулированиепереноса производств на территорию России путем дифференциации ставоктаможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначениятоваров.
Дифференциация ставоктаможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальныепошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные — на готовые изделия)создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России посравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств натерриторию России.
В среднесрочнойперспективе для стимулирования переноса производств в Россию:
· Будетпродолжена работа по изменению Таможенного тарифа с целью дифференциации ставоктаможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.
· Длясоздания условий, способствующих организации производства тех товаров, накоторые ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будутприменяться: классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифнойпозиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, какавтомобилестроение, сельхозмашиностроение будет проведена работа по подготовкеправил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуретоваров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем наматериалы и комплектующие; таможенный режим переработки для внутреннегопотребления.
· Будетпродолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин,применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случаеввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае — непредназначенных для такого производства.
Эффективность такогоподхода подтвердила практика реализации постановления Правительства Российскойфедерации от 29 марта 2005 года № 166 «О внесении изменений в таможенный тарифРоссийской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленнойсборки», которое было принято с учетом интересов как потенциальных инвесторов,так и российских производителей автокомпонентов.
Будут внесены измененияв Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взиманиятаможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем этопредусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможеннойпошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначениятоваров.
· Усилениерегулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности ирациональная защита внутренних рынков.
Угроза вытеснениятоваров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требуетсоздания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время,искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы дляповышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересыпотребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулируетповышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественноепроизводство не может удовлетворить в полной мере.
· Сбалансированностьрегулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будетобеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрномсекторе (сезонные пошлины, квоты); гибким реагированием на потребностипроизводителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временногоснижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применениемспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
· Будетпродолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин напрогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов,при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин наконкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями.Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования,использование которого способно повысить конкурентоспособность российскойпродукции.
2. Будет осуществленпереход к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего,на товары промышленно-производственного и социального назначения, непроизводимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной цельюприводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и,соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличиявысоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства вцелях минимизации размера таможенных платежей.
3. Отказ отнеобоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применениявывозных таможенных пошлин.
Сегодня вывозныетаможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты,выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а такжефискальную функцию.
В среднесрочнойперспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу от применениявывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, атакже необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров;использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленныхФедеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговойдеятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.
4. Адаптация инструментовтарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободнойторговли.
Двусторонние соглашенияРоссийской Федерации о свободной торговле с государствами — участниками СНГпредусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлини применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российскийрынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулированиявнешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкогоправового механизма введения временных ограничений во взаимной торговлесодержит потенциальные риски для интересов российской экономики.
Установленная систематаможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии спривязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.
В соответствии с Планомдействий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономическогосообщества (утвержден 6 октября 2007 года МежгоссоветомЕврАзЭС на уровне Главгосударств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведениитаможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.
В среднесрочнойперспективе будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ:
· подготовленоновое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущемсмогут присоединиться другие страны — участницы СНГ;
· двухсторонниесоглашения о свободной торговле будут дополнены договоренностями о механизмахзащиты внутренних рынков стран-участниц.
Россия должнаобеспечить достижение договоренностей со Сторонами — партнерами по формированиютаможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования втаможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.
5. Оптимизациянациональной схемы тарифных преференций.
В Российской Федерацииустановлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями)которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.
К товарам, происходящимиз развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовыхставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихсястран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименееразвитых стран (всего — 53), таможенная пошлина не взимается.
В среднесрочнойперспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле сразвивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран — бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целейпредоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:
· содействиеразвитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесенияущерба экономике России и ее отдельным отраслям;
· учетполитики стран-бенефициаров в отношении России.
6. Последовательноесокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.
Ввиду значительныхизменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозныхтаможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого непроизводятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров,ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный)капитал организаций с иностранными инвестициями. Будет продолжен мониторингрежима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью егооптимизации, включая ограничение его применения в случаях, когда льготный режимиспользования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям наостальной части таможенной территории РФ.
7. Обеспечениестабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифногорегулирования.
Частые изменения ставоктаможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. Впериод до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающийстабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одногофинансового года.
Исключения будуткасаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решенийдиктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.
2.3 Меры посовершенствованию таможенного администрирования
Планируются такжеследующие меры по совершенствованию таможенного администрирования дляреализации приоритетов таможенно-тарифной политики.
Для эффективнойреализации инструментов таможенно-тарифного регулирования будет улучшенокачество таможенного администрирования за счет осуществления таможенногоконтроля на основе системы анализа и управления рисками, внедренияпредварительного информирования, широкого распространения переносаосуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе методаминимальной достаточности.
Необходимо разработатьметодику сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговыхпартнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россиюс нарушениями установленных правил.
Предстоит упроститьтехнологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранныесырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.
Будет упрощена системаучета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций сними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся вбухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.
Запланировано упроститьсистему таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей квоздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительноетаможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческойдеятельности.
Необходимо принятьнормативный правовой акт правительства РФ, определяющий порядок подтвержденияуполномоченными федеральными органами исполнительной власти использованиятоваров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввознойтаможенной пошлины или тарифную классификацию товара.
Реализация намеченныхприоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будетсодействовать решению стратегических задач социально-экономической политикигосударства по переходу российской экономики на инновационный путь развития иобеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российскогобизнеса в глобальной экономике.
3. Информационныеаспекты таможенной политики Российской Федерации
3.1 Информационнаяподдержка повышения эффективности таможенного оформления и контроля
В последнее время всечаще внимание государственных и коммерческих структур, различных общественных инаучных организаций привлекают проблемы внешнеэкономической деятельности вконтексте обеспечения экономической безопасности государства. Особую остротуэти проблемы приобрели в результате августовского финансово-политическогокризиса, поразившего практически все аспекты жизнедеятельности государства икрайне негативно отразившегося на состоянии отечественной экономики. Присохранении общемировых тенденций к формированию механизмов многостороннегоуправления международными политическими, экономическими и другими процессамивозникает угроза вытеснения России из числа развитых и влиятельных государствна периферию мирового интеграционного процесса, ослабления ее внешнеполитическоговлияния, включая и наиболее приоритетные регионы — страны СНГ, Балтии, Ближнегои Дальнего Востока.
В этих условиях однимиз основных инструментов сохранения экономической стабильности государстваявляется сбалансированная таможенная политика, ориентированная на решениеследующих основных задач:
— гибкое и эффективноерегулирование торгово-экономических отношений в интересах защиты российскогорынка и стимулирования развития национальной экономики;
— безусловное взиманиетаможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей для оперативногоформирования доходной части федерального бюджета;
— создание условий,способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РоссийскойФедерации;
— повышениеэффективности валютного контроля, а также контроля за вывозом из страныстратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
— совершенствованиеметодов и форм ведения таможенной статистики внешней торговли в интересахоперативного информирования органов государственной власти и управления отекущем состоянии внешнеэкономической деятельности государства и прогнозов ееразвития на ближнюю и дальнюю перспективы;
— предотвращение любыхформ таможенных правонарушений;
— развитиемеждународных связей в области таможенного дела на основе унификации таможенныхпроцедур, повышения активности российской Таможенной службы в реализациимеждународных программ.
Реализация таможеннойполитики предполагает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий.Выполнение этих мероприятий нацелено, в основном, на создание необходимой длявыполнения поставленных задач и в то же время достаточно гибкой таможеннойинфраструктуры. Основу функционирования создаваемой инфраструктуры составляетединое информационное пространство таможенных органов, эффективностьформирования которого предполагает совершенствование систем сбора и обработкитаможенной информации, повышение полноты и достоверности информации в базахданных, распределенных по территории России.
Повышение эффективноститаможенного оформления и контроля основывается на создании и организацииустойчивого функционирования специализированных информационно-техническихсистем, объединенных в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС)таможенных органов.
Сегодня ЕАИСпредставляет собой территориально-распределенную систему, ядром которойявляется Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России. Кцентральной базе данных подключены информационные ресурсы двенадцатирегиональных таможенных управлений, в которых аккумулируются данные офункционировании входящих в состав управлений таможен и таможенных постов.Таким образом, ЕАИС имеет топологию иерархического дерева с центром в Москве. Кнастоящему времени в рамках ЕАИС реализовано более 20 информационных таможенныхтехнологий. Эти технологии поддерживаются более 100 пакетами прикладныхпрограмм, базирующихся на единой системе отраслевых классификаторовнормативно-справочной информации. Техническую основу ЕАИС составляют более 13тыс. компьютеров, объединенных в 850 локальных вычислительных сетей.
В то же время анализсостояния и направлений развития ЕАИС показывает, что современное пониманиепринципов развития таможенного дела и соответствующей информационно-техническойинфраструктуры требует интеграции не только информационных систем, но и средствтаможенного контроля (установок для контроля ручной клади, среднегабаритныхгрузов, контейнеров, личного транспорта, микроавтобусов, технических средствобнаружения наркотиков и взрывчатых веществ, распознавания качественного составаметаллов и так далее). Если рассматривать динамику возрастания требований кэффективности функционирования таможенной службы Российской Федерации,целесообразно признать, что наряду с традиционным повышением технической итехнологической оснащенности таможенных органов необходима переориентация насоздание систем, в которых информационные потоки будут организовываться нетолько за счет ввода данных инспекторами, а и непосредственно при работеаппаратуры контроля. В этом случае повысится уровень контроля за деятельностьюинспекторов, будет реализован режим автоматической регистрации всей информации,порождаемой в процессе работы таможенных органов, что несомненно приведет куменьшению уровня таможенных правонарушений.
3.2 Использованиевозможностей сети «Интернет»
В условияхфинансово-экономического кризиса одной из приоритетных задач становитсяразъяснение участникам внешнеэкономической деятельности позиции ФТС России,доведение до них оперативной и достоверной информации об особенностяхдеятельности таможенных органов в сложившейся ситуации. Сегодня решение этойзадачи существенно осложняется тем, что по ряду объективных причин ограниченвыпуск периодических изданий ФТС России, а организация конструктивноговзаимодействия со средствами массовой информации требует значительных усилий ине всегда приводит к желаемому результату.
В связи с этимигнорирование возможностей международной сети «Интернет» являетсястратегической ошибкой. Сегодня «Интернет» в России является реальнойи одной из наиболее эффективных массовых информационных систем. Практически всеинформационно-аналитические службы используют информацию из этой системы, апростота доступа к ресурсам сети безотносительно их расположения выводит ее наведущие позиции наряду с телерадиовещанием.
В то же времянеобходимо однозначно понимать, что «Интернет» представляет собойабсолютно открытую систему, основным принципом развития которой являетсямаксимальная доступность всех информационных ресурсов. Поэтому все аспектыприменения «Интернов-технологий в таможенных органах должны быть отделеныот реализации функций таможенного контроля и оформления. Автоматизация этихфункций должна выполняться только в рамках ЕАИС таможенных органов, доступ кресурсам которой должен быть строго регламентирован. Что же касается применения“Интернет”-технологий, то оно должно быть ориентировано на созданиедополнительного информационного пространства, помогающего участникамвнешнеэкономической деятельности лучше понимать процедуры таможенногооформления, содержащего справочную информацию о деятельности таможенной службы.В общих чертах, применение “Интернет”-технологий должно быть направлено наобеспечение достоверной информацией о различных сторонах таможенного делалюбого, кто бы ни пожелал этой информацией воспользоваться.
Предоставление доступак достоверной информации о деятельности таможенной системы может и должносоздать предпосылки к снижению числа правонарушений среди сотрудниковтаможенных органов и структур, предоставляющих услуги в области тамо-женногооформления. Однако создание таких предпосылок возможно лишь в том случае, когдана официальных WWW-серверах таможенных органов будет помещаться информация нетолько обзорного характера, но и детальная информация о правовой основетаможенного дела в РФ (электронные тексты Таможенного кодекса, законов,постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений ФТСРоссии), об особенностях таможенного оформления в том или ином регионе и т. д.Естественно, что в общедоступную базу данных должна помещаться только таинформация, которая не может классифицироваться как конфиденциальная (например,не подлежат раскрытию данные о личной идентификационной информации таможенныхинспекторов и ряд специальных разделов базы нормативно-справочной информации).
Здесь необходимосделать очень важное в методологическом плане замечание. Созданиеинформационных ресурсов ФТС и предоставление к ним прямого доступа через»Интернет" преследует две взаимосвязанные цели. Во-первых,обеспечивается пропаганда деятельности таможенной службы, аргументированнаядемонстрация вклада таможенных органов в формирование доходной частифедерального бюджета, в пресечение и профилактику таможенных правонарушений, ина этой основе формируется позитивное общественное мнение о людях в таможеннойформе, о таможенной службе в целом. Во-вторых, реализуется принципцеленаправленного распространения ведомственной документальной информации,обеспечивающий единство понимания и интерпретации государственной политикитаможенного регулирования, направлений развития таможенной службы.
Различие в достиженииэтих целей заключается прежде всего в том, что пропаганда деятельноститаможенных органов основывается на изложении фактов правильного применениятаможенного законодательства, сопровождаемого комментариями специалистов, накомпактном и доходчивом разъяснении особенностей различных режимов таможенногооформления и т. д. В то же время достижение второй цели предполагаетформирование базы данных исходных документов без каких-либо комментариев итолкований. При этом, если решение задач популяризации деятельности таможенныхорганов может быть поручено специалистам пресс-службы ФТС России, имеющимбольшой опыт во взаимодействии со средствами массовой информации иобщественными организациями, то к формированию базы данных исходных документовнеобходимо привлекать специалистов ряда целевых управлений центральногоаппарата и, прежде всего, Правового управления.
Возможность такогоразделения информации заложена в самой технологии формирования информационныхстраниц WWW-сервера. При этом большое значение может иметь размещение насерверах электронных версий специализированных изданий ФТС России ирегиональных таможенных управлений. Эффективность такой формы распространенияинформации можно многократно увеличить, если воспользоваться свойствамитехнологии гипертекста и предоставить пользователям при прочтении электронныхвариантов журнальных или газетных публикаций возможность вызывать на мониторкомпьютера тексты исходных документов, ссылки на которые встречаются по тексту.
Создание общедоступныхинформационных ресурсов ФТС России — очень важный и ответственный шаг на пути коткрытому информационному обществу. Поэтому прежде всего необходимо определитьединые принципы формирования WWW-серверов, порядок и методики ведения информационныхстраниц и разделов документационных баз данных. Вполне логичной представляетсяиерархическая система WWW-серверов: главный сервер ФТС России, серверырегиональных таможенных управлений, серверы крупных таможен.
Главный сервер ФТСРоссии должен содержать ссылки на все информационные ресурсы, содержащиесведения о таможенных службах России, стран СНГ, дальнего зарубежья. Крометого, этот сервер должен содержать наиболее полную информацию об общих правилахтаможенного оформления в Российской Федерации, базу данных нормативно-правовыхдокументов, а также методические рекомендации по формированию и ведениюWWW-серверов региональных таможенных управлений и таможен. Сегодня основатакого сервера создана в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТСРоссии (http://www.customs.ru/).
Серверы региональныхтаможенных управлений могут содержать информацию о статистике внешней торговлисвоего региона, об особенностях таможенного оформления в регионе, о режимеработы таможен региона, a также содержать базу данных исходных документов,включая приказы и распоряжения, издаваемые начальником региональногоуправления. Кроме того, серверы региональных управлений могут содержатьинформационные страницы таможен региона, которые будут освещать деятельностькаждой конкретной таможни.
Говоря о серверахрегиональных таможенных управлений, нельзя не отметить существование серверов вУральском таможенном управлении (http://www.ural.customs.ru/),Восточно-Сибирском таможенном управлении (http://www.custom.irkutsk.ru/),Поволжском таможенном управлении (http://www.volga.customs.ru/),Западно-Сибирском таможенном управлении (http://customs.gcom.ru/). В то жевремя наполнение этих серверов существенно различается как по объемаминформации, так и по ее содержанию.
3.3 Проблемыинформационного взаимодействия и информационной безопасности
Организация международногосотрудничества в области таможенного дела тесно связана с обеспечениеминформационного взаимодействия. Однако при этом необходимо учитывать, что новыеинформационные и телекоммуникационные технологии создали предпосылки дляпоявления таких понятий, как информационная война, информационное оружие иинформационная безопасность, возникла принципиально новая среда противоборствагосударств — информационное пространство.
Так как информацияоткрыто стала товаром, то появилась реальная опасность расхищенияинформационных ресурсов государства, а развитие кооперации с зарубежнымистранами при создании в России систем информационного обмена еще болееупростило доступ зарубежных пользователей к этим ресурсам. При этом необходимочетко представлять, что интерес зарубежных спецслужб и внутренних преступныхгруппировок к таможенной информации будет только усиливаться по мере внедренияв деятельность таможенных органов новых информационных технологий. Это связанокак с организацией «внешнего» мониторинга экономической ситуации встране, прогнозирования тенденций внешнеэкономической деятельности, так и спопытками использования таможенной информации в интересах недобросовестнойконкуренции, а также для подготовки и осуществления преступных действий натаможенной границе.
Необходимо отметить,что успешное решение вопросов обеспечения экономической безопасности РоссийскойФедерации в этих условиях тесно связано с обеспечением информационнойбезопасности таможенных органов. При этом первоочередными задачами в данной областиявляются:
— предотвращениенесанкционированного доступа к конфиденциальным и служебным данным приинформационном взаимодействии с соответствующими международнымиправоохранительными органами и организациями, ведущими борьбу с международнойорганизованной преступностью, международным терроризмом, распространениемнаркотиков и незаконной торговлей оружием, делящимися и радиоактивнымиматериалами;
— обеспечениеинформационной безопасности и регламента трансграничного информационногообмена, а также сохранности и целостности информации при ее передаче понациональным телекоммуникационным каналам;
— определение условийинтеграции информационных систем как внутри страны, так и с зарубежнымисистемами с обязательным применением сертифицированных средств защитыинформации;
— организация,координация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ в области обеспечения безопасности информации в ЕАИС таможенных органов;
— подготовкаспециалистов по информационной безопасности для соответствующих подразделенийтаможенных органов.
Таким образом,обозначив далеко не полный круг информационных аспектов таможенной политикиРоссийской Федерации, можно сделать следующие основные выводы:
1. Проблема реализациисбалансированной таможенной политики государства содержит ряд достаточно ярковыраженных информационных компонентов и вследствие этого на любом этапе(постановочном, концептуальном, нормотворческом и т. д.) должна рассматриватьсятакже и как информационная проблема.
2. Тесная связь междуэкономической безопасностью государства и эффективностью его таможеннойполитики обусловливает необходимость отнесения единого информационногопространства таможенных органов к важнейшим национальным информационнымресурсам с одновременным признанием ответственности государства за обеспечениеего целостности и сохранности.
3. Важнейшимнаправлением развития таможенных технологий, их интеграции в международныепроцессы регулирования товарооборота является комплексная информатизациядеятельности таможенных органов Российской Федерации, основанная насовершенствовании существующей ЕАИС и организации ее взаимодействия синформационными системами других министерств и ведомств правоохранительного иэкономического блоков.
Заключение
Таможенная политика — часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она сталапервой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущностьтаможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве,организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, созданиисвободных таможенных зон и т.д.
Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, ипоэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегииправительства.
Реализация таможенной политикидолжна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Источникитаможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составныечасти) которой находятся в отношениях субординации и иерархическойподчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенногодела.
К законодательству отаможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенномтарифе», а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии сТК .
ТК и Закон РФ «Отаможенном тарифе» занимают центральное место в механизме правовогорегулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовые вопросы,возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе ониуступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которойстроится и развивается все таможенное законодательство.
Особенности примененияотдельных норм этих таможенных законов определены специальными постановлениямизаконодательного органа — постановлением Верховного Совета Российской Федерацииот 18 июня 1993 года «О введении в действие Таможенного кодекса РоссийскойФедерации» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21мая 1993 года «О введении в действие Закона Российской Федерации Отаможенном тарифе».Развитие внешнеторгового оборота, туристическогообмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ поунификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основныхнаправлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различныхгосударств, содействие сближению национальных норм, создание такогомеждународного таможенного режима, который базировался бы на принципахмеждународного права и достигнутых межправительственных договоренностях.
Международно-правовоесотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедурудосмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил вморском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанныхперевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающихза границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа,следующего отдельно от пассажиров.
Таможенная политикаопирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционнойпредпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенноерегулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование иреализация таможенной политики — сложный процесс, протекающий в недрахгосударственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованныхпредпринимательских кругов.
В Российской Федерацииосуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частьювнутренней и внешней политики России, цели которой определяются ФедеральнымСобранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТаможеннымКодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечениюнаиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулированиятоварообмена на российской таможенной территории, участию в реализацииторгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развитиянациональной экономики, содействию реализации основных задач экономическойполитики России.
Внутри «Основныхнаправлений таможенно-тарифной политики» нет четких ответов по поводу будущегоТаможенного союза, зато есть кризисный прогноз. Он состоит из двух этапов.Первый — к концу 2010 года предполагается постепенный переход от острой фазыкризиса к стадии смягчения. И выход на второй, восстановительный этап — онзапланирован на 2011-2012 годы и предусматривает поступательное движение отвосстановления экономики к росту. В таможенно-тарифном преломлении это звучиткак отказ от слишком активного протекционизма и соблюдение баланса междузащитными и стимулирующими мерами во внешней торговле.
Список использованнойлитературы
1. КонституцияРФ.Консультант плюс, 1993 г.
2. Таможенныйкодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ
3. Федеральныйзакон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности»
4. ЗаконРФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе»
5. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 «ОФедеральной таможенной службе»
6. ПриказГТК России от 26 дек.2003г. №1545 «О повышении эффективности деятельноститаможенных органов в области экспортного контроля»Российская газета.2003г.28дек. №262.
7. ПриказГТК РФ 1539 от 25.12.03. О предоставлении тарифных преференций.
8. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебноепособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
9. Беляшов В.А. Таможенные процедуры:Учебно-практическое пособие. – М.: Приор-Издат, 2004.
10. ГабричидзеБ.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 2001г.
11. ГабричидзеБ.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1999 г.
12. ГабричидзеБ.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство«Данилов и К», 2004г.
13. ГабричидзеБ.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов.«Норма» — М., 1998
14. «Изменениесанкций за нарушение Таможенных правил, предусмотренных Федеральным Законом от20.08.2004 N 118-ФЗ „О внесении изменений в кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации “(Н.К. Бобылев), Юрист», 2005, N 4.
15. КозыринА.Н. Таможенное право России. Общая часть. М. 1999г.
16. Комментарийк Таможенному кодексу Российской Федерации / под ред. А.А. Гравина, Л.К.Терещенко, М.П. Шестакова. М. 2007 г.
17. "Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации " (постатейный)(под ред. А.Н. Козырина), Издательство «Проспект», 2004
18. «Комментарийк Таможенному кодексу Российской Федерации» (постатейный) под ред. Ю.Ф.Азарова, Г.В. Баландиной, Издательство «Норма», 2004.
19. ПоповаИ.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодексу. Основная часть. СПб. 2005г.
20. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифноерегулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. – М.:Экономистъ, 2004.
21. Таможенноеправо: Учебник для вузов / М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо и др. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
22. Таможенноеправо. Учебник. / под ред. А.Ф. Ноздрачева. М. Юрист, 2008.
23. Тимошенко И.В. Таможенное правоРоссии: Курс лекций. – М.: Приоритет, 2003.
24. ФоминС.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига», 2004
25. ЧемакинИ.М. Таможенное право России. Учебное пособие. Екатеринбург, 2006 г.
26. «Черезграницу – незаконно. Особенности административной ответственности заправонарушения в сфере таможенного дела », Ю. Широков «Бизнес-адвокат»,N 4, 2008.
Интернет-ресурсы:
27. www.custom.ru
28. www.tkod.ru
29. www.mediatext.ru
30. www.businesspravo.ru
31. www.referent.ru