Содержание
Введение
1. Понятие «единая таможенная территория» и таможеннаяграница
2. Прибытие товаров на таможенную территорию
3. Внутренний таможенный транзит
4. Убытие товаров с таможенной территории РоссийскойФедерации
Заключение
Список литературы
Введение
Подобно всем правовымнормам нормы таможенного права применяются на определенном территориальномпространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретнымлицам.
Территориальноепространство действия таможенных правовых норм распространяется на таможеннуютерриторию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей (п. 1 ст. 2ТК РФ).
Таможенная территорияРоссийской Федерации включает в себя ее территорию, а также находящиеся висключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальномшельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РоссийскаяФедерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2ст. 2 ТК РФ).
На территории РоссийскойФедерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законамиособые экономические зоны, которые являются частью таможенной территорииРоссийской Федерации. Товары, помещенные в особые экономические зоны,рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерациидля целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограниченийэкономического характера, установленных законодательством Российской Федерациио государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, определяемых ТК РФи иными федеральными законами (п. 3 ст. 2 ТК РФ).
Пределы таможеннойтерритории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в п. 2 и3 ст. 2 ТК РФ, являются таможенной границей (п. 4 ст. 2 ТК РФ).
Таможенная границасовпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключениемпределов территорий, указанных в п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ (п. 5 ст. 2 ТК РФ).
1. Понятие «единая таможеннаятерритория» и таможенная граница
Итак, основнымипонятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования,являются таможенная территория и таможенная граница.
Под таможеннойтерриторией понимают территорию, на которой в полном объеме действуетзаконодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документахСовета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможеннойтерритории опирается на понятие государственной территории[1].
Понятие «единаятаможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территорииРоссийской Федерации включает в себя также находящийся в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки исооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношениитаможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральномзаконе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальномшельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать ирегулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов,установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственнымиостровами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных,санитарных и иммиграционных законов и правил.
Более четкое определениепонятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Обисключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся запределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерацияосуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законови правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными висключительной экономической зоне[2].
Конвенцией ООН поморскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальномуморю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство можетосуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных,фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах еготерритории или территориального моря, а также осуществлять наказание занарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах еготерритории или территориального моря.
Для определенияпространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используетсяпонятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная)линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчиваетпространственные пределы действия таможенного законодательства данногогосударства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Инымисловами, таможенная граница устанавливает область действия таможенногосуверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать сгосударственной границей страны.
Различают понятие внешнейи внутренней таможенных границ.
Внешняя таможенная граница разделяеттаможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает сгосударственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенныйрежим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.
Внутренние таможенные границы проходят в глубинетаможенной территории страны. По своему административно-правовому статусувнутренняя таможенная граница приравнена в внешней. Существенное влияние наопределение таможенной территории оказывает практика создания таможенныхсоюзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народнойэкономической интеграции. Таможенные территории государств, составившихтаможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новоекачество — союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуютсяпланы создания таможенных союзов в рамках СНГ.
Товары и транспортныесредства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенномуоформлению.
Под таможеннымоформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемыхотдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых черезтаможенную границу товаров и транспортных средств в целях определениятаможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения вих отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений,предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственномрегулировании внешнеэкономической деятельности[3].
Целью таможенногооформления является помещение товаров и транспортных средств под определенныйтаможенный режим.
Таможенному оформлениюпосвящены гл. 8 — 16 ТК РФ (ст. 58 — 154). Глава 8 определяет принципиальныеположения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требованиятаможенных органов при производстве таможенного оформления должны бытьобоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.
Порядок и технологиипроизводства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видовтоваров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемогодля такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие),категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).
При ввозе товаровтаможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органупредварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, — устного заявления либо совершения иныхдействий, свидетельствующих онамерении лица осуществить таможенноеоформление; при вывозе товаров — в момент предоставления таможенной декларации,а в случаях, предусмотренных ТК, — устного заявления либо совершения иныхдействий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Завершается таможенноеоформление совершением таможенных операций, необходимых для применения ктоварам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или длязавершения действий этого режима, если такой режим действует в течениеопределенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст.60 ТК).
2. Прибытие товаров натаможенную территорию
Положения относительноприбытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст.69—78).
Согласно ст. 69 ТК РФ,прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РоссийскойФедерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границуРоссийской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары итранспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственнойгранице Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправеустанавливать пункты пропуска через Государственную границу РоссийскойФедерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельныхвидов товаров.
После пересеченияперевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары итранспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (местаприбытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаютсяизменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение,удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средствидентификации.
Таможенные органы обязаныпредставлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска черезГосударственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и овремени работы таможенных органов.
Положения ст. 69 ТК РФ нераспространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами,пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в портуили аэропорте, которые расположены на таможенной территории РоссийскойФедерации.
Администрация пунктапропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальникаэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала,станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытиятранспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу (ст. 71 ТКРФ).
В соответствии со ст. 72ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территориюРоссийской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документыи сведения, предусмотренные ст. 73—76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта,на котором осуществляется международная перевозка. ФТС вправе сокращать перечнисведений, предусмотренные ст. 73—76 ТК РФ. Таможенный орган не вправе требоватьот перевозчика представления иных сведений.
Если документы,предусмотренные ст. 73—76 ТК РФ, не содержат всех необходимых сведений,перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путемпредставления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов,составленных перевозчиком в произвольной форме[4].
Перевозчик вправепредставить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытиятоваров и транспортных, средств на таможенную территорию Российской Федерации. Перевозчиквправе представить документы (часть документов) в форме электронных документовв соответствии с ТК РФ и в порядке, определенном МЭРТ.
При представленииперевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органыпри необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только техсведений, которые предусмотрены ст. 73—76 ТК РФ.
От имени перевозчикадокументы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим поего поручению.
В ст. 77 ТК РФпредусматривается, что после прибытия товаров и представления таможенномуоргану соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены илиперегружены (ст. 78 ТК 110 РФ), помещены на склад временного хранения (гл. 12ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннемутаможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ).
С момента предъявлениятоваров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся навременном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст. 103ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл.41 ТК РФ.
3. Внутреннийтаможенный транзит
Внутренний таможенныйтранзит(ВТТ) —таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможеннойтерритории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов иограничений экономического характера, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст.79 ТК РФ).
ВТТ применяется приперевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения,из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможеннойтерритории Российской Федерации, между складами временного хранения,таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров потаможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставленообеспечение уплаты таможенных платежей.
Порядок производства ВТТрегламентируется гл. 10 ТК РФ (ст. 79—92). Положения гл. 10 ТК РФ нераспространяются на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушноесудно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытиятоваров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку безчастичной выгрузки товаров, а также на товары, перевозимые трубопроводнымтранспортом и по линиям электропередачи.
Перевозка товаров всоответствии с процедурой ВТТ может осуществляться любым перевозчиком, в томчисле таможенным перевозчиком.
Согласно ст. 80 ТК РФ,ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельностикоторого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедуройВТТ (таможенный орган отправления).
Разрешение выдается:перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицу,осуществляющему хранение товаров или проведение с товарами других операций наскладе временного хранения, таможенном складе или в ином месте, определенномкак место доставки (например, владельцу магазина беспошлинной торговли,получателю товаров). Исключительно этому же лицу разрешение на ВТТ будет выдаватьсяв случае перевозки товаров по таможенной процедуре ВТТ в место доставки, неявляющееся местом нахождения таможенного органа (в частности, на складполучателя товаров).
Для получения разрешенияна ВТТ должны быть соблюдены следующие условия, исчерпывающий перечень которыхустановлен ТК РФ:
1) товары не должны бытьзапрещены к ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в отношении товаров,ввозимых на таможенную территорию РФ, должен быть проведен государственныйконтроль, если товары подлежат такому контролю в соответствии сзаконодательством РФ в месте прибытия на таможенную территорию РоссийскойФедерации;
3) в отношении товаровдолжны быть представлены разрешения, лицензии, если в соответствии сзаконодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по территорииРоссийской Федерации допускается при наличии разрешений (лицензий). Речь идет отаких особых категориях товаров, как, например, взрывчатые вещества, оружие,сильнодействующие вещества, наркотические средства;
4) в отношении товаровдолжна быть представлена транзитная декларация. В качестве декларации на ВТТтаможенный орган отправления принимает любой транспортный или коммерческийдокумент, если он содержит все необходимые сведения. Перечень указанныхсведений приведен в ст. 81 ТК РФ. Данный перечень содержит более подробныесведения для таможенного контроля, чем это требуется при прибытии товаров натаможенную территорию Российской Федерации. Они необходимы для расчета сумм вобеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, а также розыска товаров в случаенедоставления их в место доставки;
5) должна быть обеспеченаидентификация товаров для того, чтобы таможенный орган назначения могубедиться, что прибывшие товары — это именно те товары, которые помещались подтаможенную процедуру внутреннего таможенного транзита в таможенном органеотправления, и никакой подмены либо недозволенных вложений в пути непроисходило;
6) транспортное средстводолжно быть оборудовано надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 84ТК РФ в случае, если идентификация товаров обеспечивается таможенными пломбамии печатями;
7) должны быть принятымеры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РоссийскойФедерации, в том числе обеспечена уплата таможенных платежей как необходимаядля государства гарантия того, что, если товар не будет доставлен в местоназначения, лицо, получившее разрешение на ВТТ, уплатит причитающиеся суммыпошлин и налогов.
4. Убытие товаров с таможеннойтерритории Российской Федерации
Порядок убытия товаров стаможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст.119—122).
Убытие товаров итранспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственнуюграницу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о Государственной границе РоссийскойФедерации, во время работы таможенных органов. Данное положение нераспространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами,пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в портуили аэропорте, которые расположены на таможенной территории РоссийскойФедерации.
Убытие товаров итранспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для полученияразрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств втаможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещениетоваров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможеннойтерритории Российской Федерации. До убытия товаров и транспортных средствперевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения,предусмотренные ст. 73—76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на которомосуществляется международная перевозка товаров.
Погрузка товаров натранспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации,допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, когдапри таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявлениятоваров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствиис таможенным режимом международного таможенного транзита.
Должностные лицатаможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при ихпогрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории РоссийскойФедерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождениекоторых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенныхорганов. По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешитьпроизводить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа всоответствии со ст. 407 ТК РФ.
В ст. 122 ТК РФсформулированы следующие требования к товарам при их убытии с таможеннойтерритории Российской Федерации.
1. Товары должны бытьфактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том жеколичестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения подопределенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояниятоваров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие измененияестественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировкии хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемыхостатков в транспортном средстве.
2. Лица не несутответственности за несоблюдение положений ст. 122 ТК РФ в случае, если утраталибо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действиянепреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами истандартами, действующими в Российской Федерации, — при изменении сведений околичестве товаров из-за погрешности методов измерения.
3. Российские товарымогут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при ихпомещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, покоторым произошло уменьшение количества товаров.
4. При предъявлениитоваров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенныйорган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.
Заключение
Понятие «единаятаможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территорииРоссийской Федерации включает в себя также находящийся в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки исооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношениитаможенного дела.
Таможенная границаочерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательстваданного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран, устанавливаетобласть действия таможенного суверенитета. Различают понятие внешней ивнутренней таможенных границ.
Товары и транспортныесредства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенномуоформлению.
Положения относительноприбытия товаров на таможенную территорию РФ изложены в гл. 9 ТК РФ (ст.69—78). Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территориюРоссийской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственнуюграницу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товарыи транспортные средства
Внутренний таможенныйтранзит—таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможеннойтерритории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов иограничений экономического характера, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД (ст.79 ТК РФ).
Порядок убытия товаров стаможенной территории Российской Федерации регулируется гл. 13 ТК РФ (ст.119—122). Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропускачерез Государственную границу Российской Федерации или в иных местах,установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации оГосударственной границе Российской Федерации, во время работы таможенныхорганов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993.
2. Таможенный кодекс РФ с постатейнымиматериалами / Под общ. ред. А.Н. Козырина. М., 2009.
3. Ответственность за нарушениетаможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. С. 24.
4. Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Основы таможенного дела.Правоохранительная деятельность таможенных органов. М., 2007. Вып. V. С. 85.
5. Таможенное право: Учебник для вузов /Отв, ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.
6. Таможенное право: Учебник / Отв. ред.А.Ф. Ноздрачев. М., 2009.
7. Фатхутдинова A.M. Юридическая ответственность потаможенному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22.
8. Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энциклопедия / Подред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.
9. Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебноепособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2009. — 160 с. — (Российское юридическоеобразование). С.52-54.