--PAGE_BREAK--
Штатное расписание сотрудников на предприятие ООО «V&L». Табл. № 5.
Наименование должности
График работы в день
Рабочие дни в неделю
Всего рабочих часов в месяц
Перерывы, в том числе на обед
1. Директор
11.00 — 18.30
Вт — Пт
140 ч.
1 час
2. Бухгалтер
10.00 — 18.00
Пн — Пт
160 ч.
1 час
3. Менеджеры по направлениям
10.30 — 18.30
Пн — Сб
192 ч.
30 минут
4. Курьер
12.00 — 19.00 (в зависимости от объёма работы)
Пн – Сб (в зависимости от объёма работы)
В зависимости от объёма работы
30 минут
5. Уборщица
18.00 – 19.00
Пн — Сб (зависимости от объёма работы)
В зависимости от объёма работы
—
Фирма «V&L» — это небольшое агентство и в зависимости от объема работы заключаются договоры с гостиницами, хозяевами квартир, гидами-переводчиками, водителями автомашин или транспортными фирмами. Гиды-переводчики и водители автомашин работают на основе почасовой оплаты. Также по мере агентство обращается по мере необходимости к помощи профессиональных консультантов: юристов, специалистов по налогообложению и аудиторов – на основе почасовой оплаты.
Глава3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА.
3. 1 Методы ценообразования.
В современной экономике и маркетинге выделяют три метода установления рыночной цены, что также актуально и среди туроператоров.
Прежде всего это затратный или бухгалтерский метод установления цен на тур-продукт, в основе которого лежит сумма стоимости услуг поставщиков, входящих в туристический продукт и отвечающая коммерческим интересам туроператора норма прибыли. К примеру, если сумма стоимости услуг поставщиков, формирующих тур — пакет, $300, коммерческим интересам агентства удовлетворяет норма прибыли в 35 %, отпускная цена тура составит — $405. К достоинствам такого метода ценообразования относится его реальная подкрепленность себестоимостью тура, нормой прибыли оператора. Но, с другой стороны, бухгалтерский метод ценообразования не учитывает субъективной оценки туристами данного тура, преимуществ конкурентных предложений.
Метод предельной полезности тура — подразумевает субъективную оценку агентства готовности потенциальных потребителей заплатить определенную сумму денег за возможность посетить тот или иной курорт. Этот метод ценообразования особенно актуален для разработки туров-новинок (не имеющих и не имевших аналогов на туристском рынке региона), в случае отсутствия на рынке идентичных предложений конкурентов, если рынок неэластичен (потребители неохотно меняют свои предпочтения в случае изменения рыночных цен), и если фирма имеет имидж известной и стабильно работающей фирмы. Этот способ ценообразования выигрывает своей максимальной ориентированностью на потребителей, но его эффективность сильно зависит от субъективных оценок турагентства (требуется длительный опыт работы на региональном туристическом рынке, чтобы устанавливать реальную цену). Зачастую, устанавливая цену, оператор не опирается на реальную себестоимость, велика вероятность ошибки (недооценка или переоценка тура).
Наконец, наиболее действенный и применяемый сегодня на российском туристском рынке способ ценообразования — ценообразование на основе анализа предложений конкурентов. Цена на разрабатываемый тур должна устанавливаться по крайней мере не выше, чем цена идентичных туров у конкурентов, зачастую в ущерб коммерческим интересам туроператора.
Результатом ценообразования является цена на тур-продукт. Виды цен в туризме:
■ нетто и брутто цены. Нетто цена является выражением размера денежной суммы, которая подлежит обязательной оплате туроператору. В брутто-цену включается также и комиссионное вознаграждение турагентам;
■ пакетная (инклюзив) цена и тарифы туроператора. Пакетная цена устанавливается на полностью укомплектованный тур — пакет (включающий все туристические услуги, обслуживание от и до пункта отправления). Тарифы туроператоров устанавливаются на конкретные услуги поставщиков туристических услуг, включая коммерческий интерес туроператоров и комиссию агентам;
■ групповая и индивидуальная цена. Групповая цена устанавливается на туристическое обслуживание нескольких человек (например, цена для группы в 20 + 1 человек бесплатно — 23 900 руб.), индивидуальная цена устанавливается в отношении каждого конкретного туриста;
■ дискриминационная цена. Цена, устанавливаемая только для определенного контингента граждан: например, детям от 6 до 12 лет или от 0 до 6 лет, пенсионерам, студентам, группам от 10 человек.
Кроме того, различные цены устанавливаются в зависимости от модификаций тура — класс перевозчиков, категория отеля, система питания. Например, тур в Анталию на неделю. Табл. № 6.
Отель
SNGL
DBL
TRPL
HB
FB
HB
FB
HB
FB
«GrandIncekum»**
340
380
290
320
256
299
«CarettaBeldibi»***
390
420
360
390
320
370
«Otem Hotel»****
440
480
399
459
350
390
В зависимости от сезона (пиковый, высокий, несезон) и сроков тура, а также в отношении различных категорий граждан (дети, взрослые на дополнительном месте и т.д.). Пример:
Коттеджи пансионата «Изумруд» «Адлер» (Финансово-хозяйственное управление мэрии г. Москвы)
Стоимость на одного человека в сутки (в рублях). Табл. № 7.
Тип
номера
май
июнь
июль
август
сентябрь
Дети на осн. место
Дети на доп. место
2-местный (коттедж
Б)
625
640
800
900
675
-
4-10 лет -скидка 50 %
10-14 лет-скидка 30 %
3-местный (коттедж
А)
670
690
865
980
730
4-10 лет-скидка 50% 10-14 лет-скидка 30%
4-10 лет -скидка 50 %
10-14 лет-скидка 30 %
В деятельности любого туристского агентства может сложиться ситуация, когда ему приходится варьировать ранее установленными ценами на свои услуги (уменьшать или увеличивать их). Уменьшение цены турагентством может наступить в результате длительного простоя его деятельности и сокращения объема продаж, в результате потери им значительной доли рынка, усиления конкурентной борьбы, окончания сезона, сокращения издержек в работе или появления новых схем его сотрудничества с поставщиками туристических услуг. В отличие от повышения цены, ее снижение — безболезненная для агентства и потребителя процедура, основываясь на которой можно даже выстроить отдельную рекламную кампанию. Однако увлечение постоянным снижением отпускной цены на тур — пакеты может привести к ряду негативных последствий:
1. потребители начинают относиться к подешевевшему туру как наименее качественному, что отталкивает состоятельных клиентов от его приобретения;
2. к услугам снижающего цену агентства начинают прибегать представители менее доходных сегментов, не способных часто путешествовать. В то время как любого турагентства интересуют, прежде всего, клиенты, позволяющие себе отдыхать как можно чаще (желательно и в межсезонье);
3. регулярное снижение отпускной цены может не привести к увеличению спроса, так как клиенты ожидают дальнейшего падение стоимости тура;
4. демпинговые меры в течение всего сезона могут привести к «избалованности» потребителя, который откажется покупать туры по другим, более дорогим ценам в дальнейшем. Поэтому часто демпингующие турагенты вызывают неуважение у своих коллег, поскольку, достигнув собственной сиюминутной цели (например, продав горящие путевки или сформировав группу), они нарушили ценовое равновесие на рынке в ближайшем будущем. По этим причинам профессиональные турагентства зачастую прибегают к незаметному и постепенному снижению отпускных цен на свои туры, прибегая к:
а) повышению качества оказываемых в туре услуг (например, расселяя людей в более дорогих отелях или предлагая клиентам индивидуальный трансфер);
б) включению в стоимость тура новых дополнительных услуг (например, питание или дополнительную экскурсию);
в) вводя новые бонусные программы для своих клиентов.
Повышение цены — малопривлекательно как для туристов, так и для турагентства, поскольку это подрывает их конкурентоспособность и доступность тур — пакетов для широких слоев населения.
Рост цен может быть вызван чрезмерным спросом на предлагаемые тур — поездки, ростом издержек турагентства, стремлением фирмы увеличить собственные прибыли, изменением налогового законодательства или экономической ситуации в стране. По понятным причинам, любое агентство стремится как можно более незаметнее и безболезненнее для потребителя провести повышение цен на свои тур — пакеты. Это достигается путем:
■ замены услуг, оказываемых в туре, на менее качественные (перевозчик, отели, экскурсии);
■ сокращением количества услуг в инклюзив - турах (например, исключение из тур -пакета питания или экскурсионной программы);
■ сокращением ассортимента предлагаемых туров (как способ снижения постоянных и переменных издержек турагентства);
■ сокращением сроков тура (например, более раннее отправление с места отдыха снимает необходимость оплачивать еще одни сутки проживания);
■ сокращением количества и размера скидок для различных категорий граждан.
Результатом ценообразования турагентства является окончательное оформление его ассортимента. Ассортимент агентства есть перечень всех видов предлагаемых им туров или услуг с указанием следующих реквизитов:
■ наименование тура (распространенное наименование «Анталия из Анапы» или фирменное «Окно в Париж», «Райские дни на Багамских островах»);
■ маршрут тура с указанием мест ночевок или стоянок (для круизов или автотуров);
■ ценовое предложение (все варианты цен для тура — в зависимости от отелей, категорий размещения, сроков заездов, вариантов питания);
■ сроки осуществления поездок (даты тура или регулярность рейсов, например, «с 15 июня каждую неделю по воскресеньям»);
■ перечень входящих в стоимость услуг (например, «В стоимость входят: авиаперелет Анапа — Даламан — Анапа, проживание и питание полупансион в отеле выбранной категории, трансфер аэропорт — отель-аэропорт...», «Дополнительно оплачивается: виза (в аэропорту прибытия) — $10 с человека, экскурсионное обслуживание, страховка — $7 с человека»).
Ассортимент туров многопрофильных турагентств (с целью ясности для потребителей) должен быть систематизирован.
Обычно авиатуры, предлагаемые агентством, систематизируются сначала по географическим направлениям, после по категориям предлагаемых отелей (обычно в порядке убывания категории отеля). Например, авиатуры из Ростова-на-Дону классифицируются на авиатуры в Турцию, Кипр, ОАЭ, Италию, Испанию. Далее, авиатуры из Ростова в Турцию могут классифицироваться на вылеты в Анталию, Даламан и Стамбул. Вылеты в Анталию, в свою очередь, содержат информацию по стоимости туров с проживанием в отелях 5*, 4*, 3*.
Ассортимент автобусных или железнодорожных туров может изначально классифицироваться по географическим направлениям, либо по срокам их реализации (1.06.2010 — 18.06.2010 «Брест — Прага — Нюрнберг — Париж (5 дней) — Брюссель — Берлин — Варшава — Брест»; 6.06.2010 -12.06.2010).
В зависимости от профиля работы агентства, его ассортимент может быть широким (предполагающим различные туры в различных географических направлениях, например, автотуры, авиатуры, круизы) или узким, глубоким (предлагающим различные модификации тура) или мелким.
Можно выделить несколько временных периодов, когда анапские туристы предпочитают проводить отдых за рубежом: два летних месяца июль и август, особенно август — самый большой пик. Осенние школьные каникулы и ноябрьские праздники. Новый год и зимние школьные каникулы. Праздник 8 марта.
Весенние школьные каникулы. Первомайские праздники: 1 мая и День победы
Планируемый Vпродаж туров на год турагентства «V&L». Табл. № 8.
Наименование тура
Vвыпуска в
нат. ед.
Цена ед. продукции
V продаж, выручка
Международные
Египет
63
19 500
1 228 500
Израиль
7
35 000
245 000
Испания
15
47 000
705 000
Италия
15
45 000
675 000
Турция
70
18 000
1 260 000
Франция
20
40 000
800 000
Российские
Домбай
45
4 600
207 000
Золотое Кольцо
40
3 000
120 000
Красная Поляна
55
8 000
440 000
Москва
30
10 000
300 000
Санкт – Петербург
40
7 000
280 000
Комбинированные
100
20 000
2 000 000
Итого
500
8 260 500
Агентские (30%)
2 478 150
Турагентство приобретает туры у туроператоров, значит «V&L» получает 10 % от тура и за накрутку по коммерческим интересам агентства удовлетворяет норма прибыли в 20% , то сумма выручки составляет 2 478 159 руб. за год.
ГЛАВА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Единовременные расходы на открытие. Табл. № 9.
Наименование
Сумма, в руб.
1. Аренда помещения
20 000
2. Вывеска
30 000
3. Сайт
15 000
4. Мебель
56 000
5. Затраты на рекламную компанию
50 000
6. Оргтехника
60 000
7. Выделенный канал интернет
3 500
8. Подключение телефона ( 2 линии)
14 000
9. Создание локальной сети
5 000
10. Ознакомительные туры для 3 сотрудников
27 300
11. Реклама
50 000
12. Непредвиденные расходы
15 000
ИТОГО:
345 800
Постоянные расходы турагентства «V&L» на месяц. Табл. № 10.
Наименование расхода
Сумма расхода (руб.)
1. Арендная плата
20 000
2. Интернет (3 рабочих места)
9 000
3. Телефон (2 линии)
2 000
4. Заработная плата
85 050
5. Канцтовары
2 000
6. ЖКХ, в том числе
4 748
6.1 вода
6.1.1 холодная (12 м3)
240
6. 1. 2 горячая (10 м3)
700
6.2 отопление (газ)
500
6.3 электроэнергия
3 000
6.4 канализация
308
7. Реклама
10 000
8. Банковские услуги
500
9. Почтовые услуги
500
10. Мобильные услуги
1000
11. Представительские расходы
1 500
ИТОГО
136 298
Если разбить по разным видам, то расходы можно представить в следующих таблицах.
Услуги, которые использует фирма «V&L» на месяц. Табл. № 11.
Наименование услуги
Сумма (руб.)
1. ЖКХ, в том числе
4 748
1.1 вода
1.1.1 холодная (12 м3)
240
1.1. 2 горячая (10 м3)
700
1.2 отопление (газ)
500
1.3 электроэнергия
3 000
1.4 канализация
308
2. Услуги связи
12 500
2.1 Почтовые
500
2.2 Мобильные
1 000
2.3 Интернет (3 рабочих места)
9 000
2.4 Телефон (2 линии)
2 000
3. Банковские услуги
500
4. Реклама
10 000
ИТОГО
27 748
Прочие расходы. Табл. № 12.
Наименование расхода
Сумма расхода (руб.)
1. Представительские расходы
1 500
2. Арендная плата
20 000
3. Канцтовары
2 000
ИТОГО
23 500
Смета расходов агентства «V&L» Табл. № 13.
Наименование затрат
Затраты за месяц
Затраты на год
Трудовые
67 500
810 000
ЕСН
17550
210 600
Амортизация
16 700
200 400
Расходы на услуги
27 748
332 976
Прочие расходы
23 500
282 000
Итого
152 998
1 835 976
4.1 Налогообложение. Рентабельность предприятия и срок окупаемости.
Налогообложение прибыли у турагентов.
Если турагент продает путевки по посредническим договорам, то момент реализации путевок в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов определяется так:
— при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;
— при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки;
— предварительная оплата туров также считается выручкой.
Турфирма — налоговый агент
Налоговый кодекс РФ устанавливает случаи, когда организация должна выступить в качестве налогового агента, то есть удержать налог из дохода, причитающегося другой компании или физическому лицу, и уплатить его в бюджет.
От обязанностей налогового агента не освобождены даже те фирмы, что перешли на упрощенную систему налогообложения. Российские турфирмы, приобретая услуги у иностранных партнеров, которые не состоят на учете в налоговых органах, могут быть признаны налоговыми агентами.
За неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей налоговый агент может быть привлечен к ответственности. Правда это относится лишь к тем случаям, когда иностранная фирма оказывает услуги, местом реализации которых является территория России. Местом реализации услуг территория РФ признается местом реализации туристских услуг, если они оказаны непосредственно на территории страны.
Если турфирма приобретает у иностранных партнеров услуги по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов за рубежом, то удерживать со своего партнера НДС не нужно.
Что касается услуг по визовому обслуживанию, налоговые органы в ряде случаев пытаются доказать, что у российской турфирмы возникают обязанности налогового агента, если в стоимость тура включено оформление визы. Однако услуги по получению визы являются вспомогательными по отношению к основным услугам, которые оказываются за рубежом. Местом реализации признается то место, где реализуются основные услуги. Иными словами, территория иностранных государств.
Иными словами, если турфирма оплачивает иностранной компании услуги по перевозке туристов из России за рубеж и обратно, то при каждой такой выплате ей необходимо удержать с данной суммы налог на прибыль. При этом нужно применить налоговую ставку, установленную — 10%. Налоговая база и сумма налога на прибыль исчисляются в той валюте, в которой иностранная организация получает доходы.
Выручка от реализации у турагентств, работающих по посредническим договорам, определяется как сумма комиссионных вознаграждений, или как сумма разниц между продажной и покупной стоимостью турпутевок:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, в том числе объектов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов;
- расходы, связанные с оплатой банковских услуг (кроме процентов по предоставленным кредитам);
- налоги и сборы, относимые на финансовые результаты (например, налог на имущество организаций, транспортный налог);
- расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции;
- причитающиеся организации штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- прочие доходы;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, причитающиеся к уплате организацией;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью;
- убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых решением суда не установлены;
- судебные расходы;
- прочие расходы.
Для оценки эффективности работы предприятия используют показатель – рентабельность.
Исходя из выше приведенной выше таблицы следует:
1) Прибыль предприятия (руб.) = выручка — затраты:
2478150 — 1835976 = 642174.
налог на прибыль = 20%, отсюда следует: 642174 х 20% = 128434,8
чистая прибыль за год = 642174 – 128434,8 = 513739,2
чистая прибыль за месяц = 513739,2 / 12 = 42811,6
2) Рентабельность предприятия = х 100%:
х 100% = 134%
3) Срок окупаемости = :
= 0,9 года
4. 2Состав путёвки.
Формирование цены на один туродень комплексного обслуживания. Часто турагенты объявляют усредненные цены одного туродня группового или индивидуального комплексного обслуживания (в расчете на одного туриста) на основе принятых стандартов обслуживания.
Так, в зависимости от набора услуг в пакете, могут быть объявлены следующие цены:
- размещение в гостинице, завтрак, трансфер (по категориям);
- размещение в гостинице, трехразовое питание, трансфер (по категориям);
- размещение в гостинице, трехразовое питание, трансфер, экскурсия на автобусе (по категориям).
Такие цены рассчитываются на основе усредненных затрат турфирмы и стоимости услуг, включенных в пакет. Чтобы применить данную модель ценообразования, туроператор должен иметь опыт работы по продаже тура; располагать отчетной документацией, позволяющей правильно оценить и планировать расходы, спрогнозировать спрос.
Цены одного туродня комплексного обслуживания используются в качестве справочных или базисных и позволяют потенциальным партнерам по сбыту еще до проведения переговоров оценить возможную стоимость планируемого тура.
Цена одного туродня комплексного обслуживания может использоваться также для определения цены конкретного тура. В данном случае цена одного туродня умножается на число дней продолжительности тура. Эта цена может быть увеличена за счет прибавления стоимости дополнительных услуг.
Следует отметить, что конкурентоспособность цены предложения не всегда определяется только стоимостью пакта услуг. Чем более дестинация удалена от сбытовой территории, тем большую долю в стоимости поездки занимает тариф на перевозку туристов. Соответственно, повышение конкурентоспособности цен должно осуществляться не только в направлении их снижения на пакет услуг (при сохранении качества), но путем удешевления транспортных тарифов. Иногда эту задачу можно решить, организуя чартерные перевозки.
На уровень обслуживания клиентов при покупке тура влияют различные факторы. При этом взаимоотношения персонала с клиентом являются одним из значимых.
Расчет стоимости тура в Турцию (г. Анталия).
Предлагается тур туристической фирмой «V&L» для группы из 40 чел:
1. Общие условия:
Сроки: 15 дней — 14 ночей в июле.
Количество туристов в группе, включая сопровождающего:40.
Питание: полупансион (завтрак и ужин).
Проживание: двухместные номера со всеми удобства в курортном отеле.
Транспорт: перелет регулярным рейсом «Аэрофлота».
Трансферт: аэропорт – гостиница — аэропорт автобусом «Мерседес».
2. Смета расходов турфирмы по отправке туристов.
Перелет: 5250 х 40 человек = 210 000.
Проживание: гостиница «Sun Zeynep», включая питание (полупансион):1050 х 14 ночлегов х 40 человек = 588 000.
Итого: 798 000
3. Услуги фирмы (бронирование мест в гостинице и авиабилетов, сопровождение группы) -10% от величины расходов:
(588 000+ 210 000) х 10% = 798 000 х 10% = 79800.
4. Прибыль фирмы — 10% от величины расходов — 79800.
5. Общая стоимость тура на всю группу: 798 000 + 79 800 + 79 800 = 957 600.
6. Стоимость тура на одного человека (расходы на сопровождающего от фирмы делятся на общее количество туристов в группе, т. е. на 39 человек):
957600 \ 39 = 24553, 9. Этот расчет показывает, что на долю турфирмы ООО «V&L» приходится лишь 16,7% общей стоимости тура:
((79 800 + 79 800) \957 600) х 100%=16,7%.
Распределение общехозяйственных расходов. Табл. № 14.
Вид тура
Плановая
себестоимость
отдельных
туров, тыс. руб.
Плановая
себестоимость
отдельных туров, %
Распределение
общехозяйственных
расходов, тыс. руб.
1
2
3 = 2 / итог 2
4 = 3 x Плановый уровень расходов(152 998 руб.) /100%
Франция
45 000
49,0
750
Италия
40 000
43,0
658
Санкт-Петербург
5 000
6,0
91
Золотое кольцо
2 000
2,0
30
Итого
92 000
100,0
1529
продолжение
--PAGE_BREAK--