--PAGE_BREAK--Тот же принцип соответствия содержания упражнений туристскому опыту и подготовке участников применяется и при планировании других упражнений. Так в технике передвижения и страховки этапы контрольных соревнований на самых ранних этапах обучения оценивают лишь технику передвижения по простейшим препятствиям (например технику движения по бревну через условный ручей). В старшем школьном возрасте для преодоления естественных препятствий на дистанции учащиеся применяют уже не только технику передвижения, но и технику самостраховки на веревочных перилах и т.д.
В-третьих, комплексная дистанция оценивает уровень владения участниками как индивидуальной, так и командной туристской техникой. В частности у учащихся разных классов контроль над владением индивидуальной техникой осуществляется в рамках упражнений по ориентированию на местности, преодолению склонов и переправ. Напротив, в упражнениях по транспортировке пострадавшего подручными средствами, организации бивака (установка и демонтаж палатки, разжигание костра, кипячение воды на костре) оцениваются соответствующие командные умения и навыки туристов.
3. Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований.
Комплексная дистанция контрольных соревнований – это в обычном случае маршрут определенной протяженности, проведенный на местности с естественными (искусственными) препятствиями, включающий вышеуказанный ряд технических этапов (упражнений).
По каким критериям выбирают район проведения учебно-контрольных соревнований и каковы основные принципы планирования комплексной дистанции соревнований? При выборе местности для постановки дистанции, преподаватель (тренер) руководствуется в общем случае следующим.
· Выбор местности определяется наличием на данный район цветной спортивной карты масштаба 1: 10 000-1:20 000 (для постановки этапа ориентирования).
· Местность должна содержать, необходимый «набор» естественных препятствий: склоны, водные препятствия.
· Местность (параметры естественных препятствий, сложность ориентирования и, соответственно, карты соревнований) должна соответствовать начальным навыкам и умениям участников в технике туризма.
· Район постановки дистанции (особенно в район этапа ориентирования) не должен включать потенциально опасных участков: железнодорожных путей, автомагистралей, труднопроходимых болот и пр.
Непосредственно при планировании дистанции учебно-контрольных соревнований надо стремиться к следующему.
· Содержание дистанции (технических этапов) должно соответствовать вышеуказанным (таблицы 1,2) параметрам и требованиям по оценке туристской техники у школьников разных возрастных групп. Все ее этапы по определению должны быть преодолимыми для прошедших соответствующуютуристскую подготовку участников.
· Дистанция должна быть предельно безопасной.
· Дистанция должна обслуживаться минимумом судей (преподавателем и судьями, выбранными из числа учащихся).
Дадим некоторые комментарии к вышеназванным принципам планирования дистанции.
Какова обычная структура комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований?Подчеркнем, что дистанция учебно-контрольных соревнований не является цельной в принятом на других туристских соревнованиях смысле. Фактически группы учащихся последовательно выполняют заданные упражнения на местности, при этом они же по очереди выступают или в качестве участников, или в качестве судей. Время прохождения дистанции в целом никак не оценивается; учитывается лишь время преодоления участниками и командами отдельных этапов дистанции. Соответственно дистанция не содержит общепринятых участков старта, финиша для дистанции в целом. Старт и финиш осуществляется на месте выполнения каждого отдельного упражнения.
Сама схема расположения этапов на дистанции диктуется местонахождением подходящих естественных препятствий и подходящих участков для постановки этапов ориентирования. Контрольные соревнования направлены, прежде всего, на оценку технической, а не физической подготовленности учащихся. Поэтому протяженность дистанции не играет существенной роли (четко должны соблюдаться лишь параметры протяженности этапов ориентирования). Остальные упражнения могут выполняться на ограниченном участке местности, если соответствующие естественные препятствия располагаются вблизи друг от друга. В целом, не следует увеличивать протяженность дистанции свыше трех километров для детей старшего школьного возраста и свыше полутора километров для младших школьников. Обычно для оценки туристской техники достаточно простой последовательности заданных технических этапов, компактно расположенных на местности (полоса препятствий). Последовательность выполнения упражнений может быть произвольной. В принципе, не исключается работа команд одновременно на различных этапах дистанции, если есть возможность организации соответствующего судейства.
Как правильно спланировать и поставить на местности технические этапы учебно-контрольных соревнований? Технические этапы располагаются на естественных или искусственных препятствиях в соответствии с техническими заданиями. Например, этап преодоления склона – на склоне оврага, на искусственной скальной стенке; этап преодоления водного препятствия – на ручье, на реке и т.д. Важно, чтобы параметры выбранных для установки этапа препятствий соответствовали подготовке тестируемых участников (их потенциальным умениям и навыкам) и целям соревнований. Для этого каждой возрастной группе тестируемых определены средние параметры различных технических этапов (протяженность этапа, количество КП, крутизна и протяженность склона, примерная длина бревна при переходе через реку и т.д.). Важно, чтобы и сами технические задания соответствовали возрасту и уровню готовности участников соревнований (таблицы 1,2).
Технические этапы планируются с обязательным учетом требований по безопасности. С этой точки зрения, важно, как мы уже подчеркивали выше, во-первых, удачно выбрать место постановки этапа и соблюсти принятые параметры соответствующих естественных препятствий (таблицы 1,2). Во-вторых, следует провести тщательную предварительную подготовку этапов с точки зрения их безопасности. Особое внимание следует обратить на выбор местности для постановки этапов ориентирования. В данном случае участники с разным уровнем начальной подготовки работают на протяженном участке дистанции «безнадзорно» со стороны преподавателя и могут элементарно заблудиться. Чтобы этого избежать для установки КП следует выбрать район с очевидными ориентирами-ограничителями движения на этапе, и довести соответствующую информацию до участников. Перед стартом этапа участникам следует так же указать «аварийное» направление движения, пользуясь которым они неминуемо выйдут на ясный линейный ориентир (дорогу, просеку и пр.), ведущий до места старта этапа. На этапах преодоления склона судьями (преподавателем) проводиться предварительная подготовка: удаляются «живые» камни со склонов, опасные сучья и пр. Бревно, уложенное через водное препятствие, надежно закрепляется. Если на этапе навесной переправы (для учащихся 10-11 класса) натянутые, перильные веревки расположены высоко от поверхности земли (1.5-2м и более), следует на опоры для закрепления перил повесить вспомогательные петли, чтобы облегчить участникам процесс «водружения» на транспортную веревку, и обеспечение самостраховки. Любое лазанье по сучьям на достаточно большую высоту таит опасность!
До начала соревнований этапы маркируются: обозначаются точки начала и окончания этапа; опасные, безопасные и рабочие зоны; коридоры движения; опоры, необходимые для организации страховки и пр. Не следует пренебрегать маркировкой, во избежание ненужных конфликтов с участниками соревнований и субъективизма в судейских решениях. Особенно тщательно следует обозначить границы опасной зоны (в пределах которой участнику требуется страховка). Хорошо, если эти границы будут естественными и, соответственно, понятными для участников (например, берег реки при преодолении навесной переправы). Однако сама конфигурация препятствий на учебных соревнованиях «новичков» (например, пологий склон) далеко не всегда позволяет определить естественные границы опасной зоны. Тогда необходимо применить и надежно закрепить маркировочную ленту («волчатник»).
При непосредственной постановке этапов на местности следует учитывать все возможности для оптимизации дистанции – добиться наиболее быстрого движения участников и команд по дистанции без потери качества оценки их техники. Примером такой оптимизации является организация движения на этапах по параллельным, равноценным маршрутам, что позволяет одновременно преодолевать этап двум командам (участникам). Так относительно просто сделать равноценные спуски со склона с самостраховкой спортивным способом, навесные переправы через водные препятствия, маршруты движения через ручей по бревну. Примером оптимизации дистанции является так же известный метод постановки «кругового этапа» азимутального ориентирования (Ганопольский, 2000). Контрольные пункты на этапе ориентирования по азимуту устанавливаются таким образом, чтобы они располагались по кругу, с единой точкой старта и финиша, размещенной в условном центре этого круга. Тогда старт могут принимать одновременно несколько участников (в том числе, участники из разных команд). Они преодолевают одну и ту же дистанцию, начиная с разных контрольных пунктов (Старт – 1 КП – 2 КП – 3 КП – 4 КП – Финиш; Старт – 2 КП – 3 КП – 4 КП – 1КП – Финиш и т.д.), что позволяет ускорить преподавателем оценку данного упражнения.
4. Организация, судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.
Каковы особенности организации учебно-контрольных соревнований по технике туризма? Статус учебных соревнований не предполагает разработки положения о соревнованиях, их финансирования. В обычном случае состав участников соревнований ограничен составом учебной группы или класса (нескольких групп, классов) одного учебного заведения. Соревнования проводятся в течение одного дня, не требуют размещения команд в палатках, гостиницах. Преподаватель сам определяет принцип формирования команд. При этом он исходит из того, чтобы команды формировались из состава участников с одинаковым уровнем подготовки (освоившим одинаковый объем учебного материала), примерно одного возраста, с одним соотношением юношей и девушек в командах. Преподаватель, долго работающий с определенным контингентом учащихся, может назначить капитанами команд наиболее подготовленных учеников (развести их по разным командам, и тем самым, уравнять их шансы на старте). Если контрольные соревнования проводятся как этап подготовки к официальным соревнованиям – здесь ситуация в корне иная. В таком случае «наигрывается» постоянный состав команды с известной пропорцией юношей и девушек.
Все необходимые сведенья о дистанции (последовательность преодоления этапов, порядок и условия их преодоления, порядок маркировки этапов и пр.) преподаватель сообщает участникам до начала соревнований. Последовательность старта команд (участников) на этапах определяется жеребьевкой. В протокол каждого технического этапа заносится название команды (ФИО участников команды) и соответствующий стартовый номер; отмечается общее время, затраченное на преодоление командой (участниками) этапа; фиксируются технические ошибки (соответствующие штрафные баллы). Образец протокола отдельного технического этапа представлен в таблице 3.
Как построен процесс судейства при проведении учебно-контрольных соревнований? Специфика учебных соревнований состоит в том, что участники не только демонстрируют свой уровень технической туристской подготовки, но и обучаются судейству туристских соревнований. Идеально организованные учебные соревнования те, когда каждый выступает как в роли участника, так и в роли судьи. На официальных соревнованиях судейство осуществляет коллегия судей в следующем составе: главный судья соревнований и заместители главного судьи, судьи начальники дистанций, главный секретарь и его помощники, врач соревнований, комендант, судьи старта-финиша, судьи на технических этапах. Понятно, что для проведения учебно-контрольных соревнований такой коллегии не требуется. В данном случае для успешного их проведения необходима работа «главного судьи» (преподавателя), судьи-секретаря и судей на технических этапах. Преподаватель планирует дистанцию (определяет расположение и последовательность этапов, находит подходящие естественные препятствия и определяет их сложность (исходную оценку в баллах)). Он же в целом отвечает за проведение соревнований и определение их результатов (проверяет проведенные расчеты и утверждает результаты соревнований). Судья-секретарь, исходя из представленных судейских протоколов отдельных этапов, рассчитывает окончательные результаты соревнований. Судьи на этапах соревнований фиксируют время преодоления этапа участниками, отмечают технические ошибки участников в виде штрафных баллов. После преодоления этапа всеми участниками (командами) они предоставляют итоговый протокол преодоления этапа судье-секретарю.
Таблица 3.
Образец протокола технического этапа соревнований по ТПМ.
ЭТАП «ПРЕОДОЛЕНИЕ СУХОГО ОВРАГА ПО БРЕВНУ»
КОМАНДА _________________СТАРТОВЫЙ №_______
№ п/п
Нарушения и ошибки
Штраф в баллах*
Иванов
Петров
Сидоров
Иванова
Петрова
Сидорова
1.
Потеря (отсутствие) самостраховки
1.0
2.
Неполная самостраховка (не завинчена муфта карабина)
0.5
3.
Узел завязан неправильно (при организации самостраховки)
1.0
4.
Падение участника в воду при переправе
0.7
5.
Потеря равновесия при переправе по клади, по жердям (заступ в воду одной ногой)
0.5
6.
Узел не расправлен
0.25
СУММА ШТРАФОВ
ВРЕМЯ НА ЭТАПЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
* – в графе каждого участника, напротив названия определенного штрафа ставятся отметки за каждый случай его назначения данному участнику.
Секретарь соревнований может быть выбран из числа учащихся. Точно так же сами учащиеся могут выполнять функции судей на этапах: организуется учебное судейство «по круговой системе», когда на этапах участники «судят друг друга» под общим руководством преподавателя. Все участники соревнований при этом вместе переходят с этапа на этап после того, как «отработали в разных качествах» (как мы уже отмечали выше, при этом общее время прохождения всей дистанции не учитывается, маршрута, как такового нет, а есть простой набор упражнений или технических этапов).
продолжение
--PAGE_BREAK--