--PAGE_BREAK--принято делить на следующие категории:
· достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);
· достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.);
· достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.).[3, стр. 45]
Политика туристского развитиядолжна отражать следующие основные аспекты:
· подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;
· определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;
· проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.
· использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения. [2, стр.67-68]
Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия.
Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития адекватного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».
Выделяют четыре принципа адекватного туризма:
· активное содействие в сохранении наследия местности — культурного, исторического и природного;
· подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
· создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
· разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.[7, стр.127]
Осознание хрупкости окружающей среды, искусственных культурных образований и их неразрывное единство с человеческим, обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма. Устойчивость в туризме означает:
· Рациональное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода и новых методов управления к развитию туризма.
· Переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии.
· Сокращение производственных отходов, а также применение транспортных средств, минимально загрязняющих среду.
· Вовлечение местного населения в процесс принятия решений относительно развития туризма.
· Партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов.
· Содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Как видим, что из данного перечня компонентов устойчивости в туризме, рациональное управление по использованию туристических ресурсов занимае первостепенное значение. Как и любые ресурсы на нашей земле, туристические ресурсы исчерпаемы. Поэтому только при правильном подходе к их использованию (т.е. включения их в туристический продукт), возможен вариант наибольшего срока их эксплуатации. Рациональное использование, так же рациональное управление, заключается в систематическом, спланированном процессе управления, в котором учтены все факторы влияния ипользования ресурсов в туризме на их качественное состояние. Но рациональное управление ресурсами не означает уменьшение их использования в туристической деятельности, а наоборот, создание с помощью менеджмента таких условий, при которых уровень использования ресурсов для удовлетворения туристических нужд не отражался бы отрицательно на состоянии используемых туристических ресурсов.
Наряду с промышленным использованием природных ресурсов в качестве сырьевого придатка, туризм выступает в другом образе. Роль природных ресурсов складывается в степени и формах их применения в туристической деятельности. А рациональность управления использования туристических ресурсов в туристической деятельности должна проходить по следующей разработанной схеме менеджмента на туристическом предприятии:
1. Внутренний менеджмент планирования. Осуществляется высшим и структурным руководством. Содержит информацию о целях, задачах и методах их достижения. Уже на начальном этапе при планировании должны быть прописаны формы поведения при отношениях с туристическими ресурсами. Закладываются договорные отношения по поводу рациональности использования, устанавливаются ответственность и обязанности по дальнейшей туристической деятельности.
2. Внутренний производственный менеджмент на турпредприятии. Включение в состав турпродукта с учетом особенностей того или иного ресурса. При проведении туристической деятельности необходимо учитывать ее влияние на используемый ресурс, прогнозировать будущее состояние, адекватность использования, возможность гибкой замены с целью уменьшения влияния.
3. Менеджмент реализации турпродукта. Реализовывается через структуру маркетинга. Использование того количества ресурса и в течение того времени, которое бы не отображалось негативно на состоянии ресурсов, характерном для естественного существования. Это может осуществляться через грамотное управление туристическими процессами – пользование ресурсами лишь для достижения поставленной туристической цели, использование в соответствии с достижением необходимой полезности, использовать исходя из возможностей данного ресурса, быть включенным в состав турпродукта, не нанося вред.
4. Менеджмент контроля над использованием туристических ресурсов. Осуществляется как на высшем, так и на структурном уровне в турорганизации, и на местном, локальном и глобальном уровне в государстве. Контроль осуществляется исходя из законодательства и поставленных целей при производстве и продвижении турпродукта, сопоставляя конечный и запланированный результат.
5. Менеджмент внешнего поведения туристической организации по вопросам использования туристических ресурсов. При конкурентном или товарищеском взаимодействии между субъектами хозяйствования на туристическом рынке должны возникнуть такие отношения, которые бы не только не наносили вред туристическим ресурсам при их употреблении, но и создавали бы определенные условия для дальнейшей рациональной практики их использования.
Для детального выявления сущности управления и рационального использования туристических ресурсов, необходимо разбить все туристические ресурсы по уже знакомой для нас классификации:первичные и вторичные. А конечный анализ результатов даст полную картину проблемности данной тематики.
Проблема рационального управления использования первичными туристическими ресурсами (природными, культурно-историческими и социальными) имеет приоритет в данной тематике. Так как здесь устанавливаются жесткие связи человек-природа, человек-общество, человек-человек как наиболее сложные.
В современной философии отношений человека и природы складываются четкие представления о роли людей в пользовании дарами природы. Лишь от человека зависит уровень первозданности природы. Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течениеочень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменение биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимания ученых. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального управления и использования природных ресурсов, и в благоразумии человека.[8, стр. 15]
Рациональное использование водных ресурсов. Строительство водоотводящих систем и сооружений. Это не единственные меры по охране рек, озер и водоемов. Строительство сооружений по очистке не предотвращает главной проблемы – источников загрязнения. Туристическая деятельность при использовании водных ресурсов основывается на рекреационной форме отдыха, поэтому главным критерием управления использования водных ресурсов является их первоначальная охрана, а после уже и сберегательное использование в туризме. Для этого необходимо контролировать строительство промышленных объектов вблизи рек, озер и водоемов, и их влияние на водные ресурсы. Управление потоками туристов и частота использования не должна изменять естественность водных ресурсов. При организации использования водных ресурсов необходимо не только четкое правовое регулирование, но и своевременная реализация правовых ограничений использования. Совокупность выполнения данных требований, правильная организация и рациональное управление по их исполнению – залог устойчивого использования водных ресурсов в туризме.
Рациональное использование растительных и животных ресурсов. Когда-то лесами была занята большая часть поверхности суша планеты, однако с развитием цивилизации ситуация резко изменилась, и сейчас все леса занимают лишь треть поверхности суши. Вместе с уничтожением флоры происходит и исчезновение фауны. Сокращение лесных площадей и деградация лесов, низкая численность животного мира – стали одной из глобальних не только экологических, но и туристических проблем.
Необходимо выявить небольшую зависимость. Управление – это целенаправленный процесс по реализации определенных действий для рационального использования туристических ресурсов, который включает непосредственный менеджмент, организацию, планирование и контроль. Учитывая данные функции можно говорить, что управление использования лесных и животных ресурсов в туризме сложный процесс, так как он напрямую не зависит лишь только от области туризма. Туризм лишь способен в своей сфере влиять на процессы использования и задействования в туристической деятельности, но это будет неэффективно без учета специфики рациональности в других сферах человеческой жизнедеятельности. Что касается туризма, то ограничение туристических потоков, правильный выбор соотношения природных условий, особенностей флоры и фауны в данный момент и влияния на них туристической деятельности, также правильный выбор туристического вида деятельности и возможности природной среды – все это говорит об умелом менеджменте при ведении туризма.
Проблема рационального управления использования культурно-исторических и социальных ресурсов в туризме.
В отличие от природных или финансово-промышленных ресурсов культура и культурные традиции, их символическая и социально-политическая ценность не может быть объектом «прямого» управления, поскольку не может быть интерпретирована как чья-то собственность. Смыслы и символы культуры никому не принадлежат, а являются кругом общественного бытия. При таком подходе каждое управленческое действие в этой области должно учитывать максимальный спектр интересов, ценностей и взглядов на цели и схему использования культурно-символического слоя данной территории или региона в туристической сфере. Кроме традиционно понимаемых ресурсов: объектов, ресурсов натуральных и материальных, ресурсов нового типа – информационных, символических (технологии создания знаков: имидж- и брендостроительство) особое место занимают переосмысленные человеческие, интеллектуальные и творческие ресурсы. Эффективное использование социально-культурных ресурсов для целей системного развития территорий обусловливается практиками – это технологии культурного туризма, разного рода фестивальные и «культурно-индустриальные» проекты, современные художественные практики, работа с образом территории, современные стратегии фандрайзинга, а также программы типа «возрождение городов средствами культуры», «коридоров гуманитарного развития», социально-культурные и экологические экспертизы территорий и пр. Развитие индустрии туризма зависит не только от усилий отдельных предпринимателей или органов власти, но должно активно поддерживаться местным сообществом и субъектами промышленной политики.
Процесс управления ресурсом культуры должен включать:
· развитие современных образовательных технологий, в том числе в области подготовки и переподготовки кадров, т.е. развитие человеческого капитала.
· новые технологии работы с традиционной культурой.
· межкультурная (или мультикультурная) коммуникация (основной ресурс – зоны влияния соседних областей, землячества и т.д.)
· инвестиционные проекты в области «креативных индустрий» и культурного туризма. Следует развивать инвестиционную привлекательность культуры, выходя рамки меценатства, спонсорства и других форм благотворительности, разрабатывать способы вовлечения среднего и мелкого бизнеса в финансирование культурных проектов и программ, совершенствовать систему налогообложения и налоговой политики, что позволит обеспечить стабильность, устойчивость финансовых технологий в социально-экономическом развитии. [9, стр. 134]
Другой областью приложения концепции рационального управления и проблем использования туристических ресурсов является сектор второстепенных ресурсов туристической деятельности. Методы управления данными ресурсами отличаются от предыдущих, так как здесь не выстраиваются сложные отношения с естественно убывающими ресурсами. Однако очень важно выстроить правильную систему управления вторичными, так как от этого зависит и степень использования первичных. Можно привести небольшой пример, подтверждающий данный аргумент. При нехватке дорожной инфраструктуры, или неэффективном управлении ее использования, во время туристической экскурсионной деятельности, вполне закономерно страдает ландшафтный, водный, животный и растительный ресурсы от банального загрязнения при транспортных стоянках. Эти проблемы решаются только при согласованном управленческом процессе на различных уровнях приложения проблемы. В идеале, использование туристических ресурсов (первичных и вторичных) должно быть в комплексе, при таких условия, в которых они бы друг друга взаимодополняли, не принося при этом негативного влияния, и в конечном результате стремились бы к главной цели — удовлетворение туристической потребности.
Процесс управления использования секторов размещения, питания, транспорта, развлечения, информационного обеспечения и дополнительных услуг должен соответствовать современным стандартам, применяемым в каждой отдельной отрасли индивидуально. Методология управления должна быть подчинена концепции современного образования, и основываться на достижениях науки, техники, исторических знаний и опыта. Конечный результат от рационального управления должен соответствовать существующим тенденциям развития туристической сферы. Поэтому рациональность управления использования вторичных туристических ресурсов необходимо рассматривать через призму существующих тенденций и прогнозов развития туристического рынка.
Эволюция туристского рынка предполагает преобразование всех видов туристской деятельности. Соответственно методы управления должны также реагировать на меняющуюся внешнюю среду. Можно выделить следующие цели в различных сферах туристической деятельности, которые должны достигаться с помощью рационального менеджмента вторичных ресурсов.
Менеджмент торговой сферы. Магазины в курортних зонах и туристических дестинациях должны стать более привлекательными для туристов и предлагать больше высококачественной продукции местного производства. По возможности магазины следует открывать рядом с заводами и фабриками, где туристы смогут наблюдать процесс производства. Это будет способствовать повышению спроса на местную сувенирную продукцию. Продавцам следует обладать определенным словарным запасом на нескольких иностранных языках, чтобы объяснять туристам технологические особенности производства товара, его историю. Желательно обеспечивать доставку товара в любую точку мира.
Менеджмент сферы отдыха.Тенденция к здоровому образу жизни поставили задачи перед менеджерами отелей об необходимости иметь спортивные тренажеры, разрабатывать специальные оздоровительные туристские программы, включающие обучение определенным видам спорта. Популярными должны быть поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты.
Менеджмент экскурсионно-туристической деятельности. Число посещений культурных, исторических и природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Возрастет популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей должен стать более широким и включать объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многих других.
Менеджмент туризма профессиональной подготовки кадров. Ожидается рост популярности образовательных туров, международных студенческих обменов, в т. ч. с целью изучения иностранных языков, обучающих программ для взрослых. В колледжах, институтах, университетах будут открыты международные образовательные центры. Университетские кампусы, привлекательные своими спортивными и культурными событиями, развлечениями, конференциями и краткосрочными курсами, станут особенно популярны. Человек, руководствуясь личными интересами, будет стремиться использовать любую возможность для повышения уровня своего образования.[5, стр.24-25]
Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к поставщикам в туризме, с которыми будет необходимо считаться руководителям туристических организаций.
Средства размещения.
· отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризации и использования современных технологий в бронировании туров. Следовательно необходимо наладить структуру управления по установлению договорных отношений с предприятиями перевозчиками, для сотрудничества в данной области. Это единственный способ не отстать в информационном обществе и не затрачивать огромные суммы денег на попытки ускорить темпы компьютеризации. Следовательно, не потраченный капитал можно вкладывать в развитие услуг в сфере размещения.
· возрастут расходы на пропаганду туризма. Менеджмент в данной ситуации должен четко взаимодействовать с сектором маркетинга, и вместе искать пути по снижению расходов или поиска новых нишь туристической деятельности.
· гостиничная индустрия меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер — на доход с одного клиента. Данная процедура управления финансами предприятия сможет индивидуализировать предоставляемые услуги. Станут доступнее системы личных коммерческих отношений (скидки, доп. услуги, персонализация услуг и т. д.).
· только 30 % всех отелей Европы относятся к гостиничным цепям. Данная статистика говорит с одной стороны об упрощенном процессе управления, менее структурированном на малых предприятиях, а также об увеличенной конкурентной борьбе, что положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг. Но с другой стороны это может сказаться на неспособности автономного существования отдельных предприятий, что приведет к их исчезновению или объединению.
· в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций.
· становится выгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, т. е. заботиться об охране окружающей среды. Менеджмент должен быть избирательным. Управление должно осуществляться по всем направлениям, для того, чтобы удовлетворять различные требования существующих направлений в туризме.
Менеджмент предприятий отелей должен быть готов и методологически и профессионально к условиям, которые устанавливаются в современном развитии туризма. Важным условием привлечения туристов в регион является повышение комфортности отелей и качества обслуживания.
Через менеджеров различных структур организации должны создаваться следующие условия для развития сферы общественного питания в соответствии с существующими тенденциями и приоритетами в развитии туризма. Меню ресторанов, баров, кафе следует составлять с большим разнообразием, учитывая возрастающую популярность экзотической кухни. В качестве фона к процессу приема пищи можно использовать национальную музыку и развлекательные программы.
Средства транспорта. продолжение
--PAGE_BREAK--