Реферат по предмету "Спорт"


Туризм в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK-- SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 1. – Формы денежных расчетов
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Как видно из рис.1, расчеты в нашей республике могут принимать как наличную, так и безналичную форму. При расчетах наличными происходит передача денежных средств в форме денежных знаков (банкнот), при безналичных расчетах денежная сумма «передается» посредством совершения записей по соответствующим счетам [2, с.39]. Большинство коммерческих сделок, заключаемых между юридическими лицами, предполагает осуществление расчетов в форме безналичных платежей. Безналичные расчеты- платежи за товары, работы и услуги без применения наличных денег путем перечисления соответствующих сумм со счета (ов) плательщика на счет(а) получателя. Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Индивидуальные предприниматели и юридические лица однако могут использовать наличные деньги при расчетах, в ряде случаев, предусмотренных законодательством[1].
Осуществляя хозяйственную деятельность, туристская фирма сталкивается с необходимостью производить денежные расчёты как внутри самой фирмы, так и вне её. Внутренние расчёты связаны с выдачей заработанной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу закупки, формирования и реализации туристского продукта, выполнения работ, оказания слуг, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредитов и пр. Все расчёты туристской фирмы можно разделить на две группы:
1)    платежи по товарным операциям – это операции, связанные с движением туристского продукта и расчёты с производителями туристских продуктов, покупателями, комиссионерами и комитентами;
2)    расчёты по нетоварным операциям – операции, не обусловленные движением туристского продукта и связанные лишь с движением денежных средств, а также расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, кредитными организациями, акционерами, подотчётными лицами и др.
Внутрифирменные расчёты с физическими лицами и некоторые расчёты с юридическими лицами могут осуществляться наличными деньгами через кассу туристской фирмы. Внешние расчёты ведутся, как правило, в безналичной форме через банк, где участники расчётов открывают свои счета и который выполняет роль посредника, беря на себя обязательство проведения всех процедур по списанию и зачислению денежных средств по соответствующим счетам.
Следует отметить, что организация безналичных расчетов подчиняется общим положениям и принципам, обязательным к соблюдению всеми участниками расчетов. Основные принципы системы построения безналичных расчетов представим в виде таблицы:
Таблица 2. — Основные принципы системы построения безналичных расчетов РБ.
Принцип
Реализация
Принцип осуществления расчетов по банковским счетам
Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами
Принцип обеспеченности платежа
Наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования.
Принцип согласия плательщика и очередности платежей
Осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка, и исключительно по приказу субъектов хозяйствования[2], в порядке установленной очередности платежей[3].
Принцип срочности
Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, нормативных документах Национального банка
Принцип свободы выбора
Свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования.
Примечание. Источник: [собственная разработка]
К принципам организации безналичных расчетов относятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы. Международная банковская практика выработала еще ряд принципов, которые пока не нашли должного отражения в национальном законодательстве. Такими принципами являются: правовой режим осуществления расчетов и платежей, контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения, принцип имущественной ответственности за соблюдением договорных условий. Принципы безналичных расчетов призваны поддерживать дисциплину участников расчетов, за несоблюдение которой налагаются штрафы и пени.
На территории Беларуси безналичные расчеты могут проводиться в национальной и иностранной валютах, причем в последнем случае они регулируются Инструкцией об операциях по безналичным расчетам в иностранной валюте на территории Республики Беларусь.
Основным источником платежей являются собственные средства туристских предприятий.
Форма безналичных расчетов представляет собой законодательно регулируемый способ исполнения денежных обязательств через банки, определяемый видом платежной инструкции и организацией документооборота.
Для более наглядного представления о различных формах безналичных расчетов представим информацию о них в виде таблиц 3 -8.
Таблица 3. – Расчеты платежными поручениями
Понятие
Форма платежа, в соответствии с которой банк по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении.
Использование
расчеты за полученные товары, оказанные услуги;
расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, оказание и возврат временной финансовой помощи, переводы средств на выплату дебиторской платы и других платежей в пользу отдельных граждан);
предварительную оплату услуг в случаях, предусмотренных договорами;
оплату товарных векселей;
авансовые платежи
Схема реализации
Отгрузка товара либо выполнение работ, оказание услуг и отсылка документов плательщику → оформление платежного поручения и предоставление его в банк для исполнения →списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк получателя → зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение о его переводе.
Достоинства
Универсальность
Простота оформления и прохождения через банк
Недостатки
Отсутствие должной гарантии платежа
Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Таблица 4.– Расчеты платежными требованиями
Понятие
Расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.
Использование и характерные особенности.
Расчеты допустимы лишь при внутригосударственных расчетах, когда банком-отправителем и банком-получателем являются банки – резиденты Республики Беларусь.Необходимым условием для совершения платежа является акцепт плательщика на оплату выставленного платежного требования. Заявляемый плательщиком отказ от акцепта должен быть мотивированным. Применяется лишь за отгруженные (отпущенные) товары, выполненные работы. Оплата платежными требованиями не может быть использована по бестоварным операциям, либо при оплате за еще неполученный товар (работы, услуги), например, при предоплате. Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, на основании исполнительных документов, определяемых действующим законодательством.
Схема реализации
С последующим акцептом: Отгрузка товаров, оказание услуг и отсылка документов плательщику → предоставление бенефициаром платежного требования в банк→ принятие платежного требования банком – исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель→ принятие платежного требования банком- отправителем к исполнению и передача его плательщику для акцепта→ передача заявления[4] на последующий акцепт после проверки плательщиком в течение установленного срока акцепта обоснованности требования→ списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк получатель→зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.
С предварительным акцептом: Отгрузка товаров, оказание услуг и отсылка сопроводительных документов→ передача заявление на предварительный акцепт (до поступления платежного требования в банк-отправитель)→ предоставление бенефициаром платежного требования в банк → принятие платежного требования банком- отправителем на инкассо и передача его в банк-отправитель списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк получатель→зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.
Достоинства
Система инкассо[5] обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований
Контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика, а также со стороны банка.
Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.
Недостатки
Отсутствие гарантии платежа
Усложнение документооборота
Регулирование
Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Таблица 5. – Расчеты платежными требованиями-поручениями
Понятие
Расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему ( минуя обслуживающий банк) расчетного, отгрузочных и других документов, стоимость поставленного по договору товара; произвести платежи по другим операциям
Использование
Используются в коммерческом обороте
Схема реализации
Отгрузка, пересылка платежного требования –поручения. → Акцептованные платежные требования поручения. → Перевод денежных средств → Зачисление средств на счет получателя.
Достоинства
Упрощение документооборота (нет необходимости сдавать документы на инкассо, отказы от оплаты производятся, минуя банк)
Повышение ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность.
Недостатки
Отсутствие гарантии платежа
Возможность замедления оборачиваемости средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцепта (особенно необоснованных).
Регулирование
Инструкция о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Таблица 6. – Расчеты аккредитивами
Понятие
Обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент[6]), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) провести платежи получателю денежных средств, либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель
Использование
Оплата поставленной продукции, выполненных работ, оказываемых услуг, то есть, осуществление товарных операций.
Используется в международных расчетах, сделках
Схема реализации
Заключение контракта, в котором указывается, что стороны будут использовать аккредитивную форму расчетов. →Предоставление импортером в банк заявления на открытие аккредитива. → Открытие аккредитива. → Проверки подлинности аккредитива и авизование его бенефициару. →Проверка бенефициаром аккредитиву на предмет соответствия условиям контракта, и в случае согласия с условиями — отгрузка товара. →Получение бенефициаром документов от перевозчика. →Предоставление бенефициаром документов, требуемых аккредитивом. →Проверка комплекта документов банком бенефициара и отсылка их банку-эмитенту для оплаты, акцепта или негоциации. →Проверка комплекта документов банком-эмитентом, и в случае выполнения всех условий аккредитива — перевод суммы платежа бенефициару. → Зачисление авизующим банком суммы выручки по аккредитиву. →Получение импортером документов на товар и вступление во владение товаром.
Достоинства
гарантия платежа поставщику;
 контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками.
Недостатки
сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.
Регулирование
 Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 67.
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Таблица 7. –Расчеты чеками
Понятие
Безусловное письменное предложение чекодателя[7] учреждению банка произвести платеж указанной в чеке денежной суммы чекодержателю (получателю)
Использование
В расчетах между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими, включая индивидуальных предпринимателей.
Схема реализации
Покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки. →
Банк выдает ему чековую книжку. → Отгрузка товара или оказание услуг. → Оплата товара чеком. → Поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счет покупателя и зачисляет их на счет поставщика.
Достоинства
Гарантия платежа
Недостатки
 Усложнение документооборота (зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя))
Регулирование обращения
Банковский кодекс Республики Беларусь (гл.24, ст.280), положения и инструкции Национального банка Республики Беларусь
Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, Положение о чековой книжке, Положение о расчетном чеке.
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Таблица 8. –Расчеты посредством карточек
Понятие
Платежный инструмент, который обеспечивает доступ к банковскому счету и проведение безналичных расчетов за товары, услуги, получение наличных денежных средств, предусмотренных законодательством.
Использование
Осуществляются платежи за товары, услуги.
Получение наличных.
Сервисные услуги: перевод средств со счета на счет, скидки, различные виды страхования и т.д.
Схема реализации
Заключение договора карт-счета и открытие карт-счета. → Выдача карточки.→ Передача товара, оказание услуг клиенту-держателю карточки.→Использование карточки и оформление карт-счета.→ Передача карт-счета в банк → Передача банку-эмитенту платежных инструкций, сформированных после обработки карт-чеков. → Списание средств с карт-счета клиента.→ Перевод денежных средств в банк-эквайер.→Зачисление средств на счет бенефициара и извещение его об оплате.
Достоинства
Оперативность, банковскую надежность.
Упрощенная схему расчетов.
Полную информация о произведенных посредством карточки операциях.
Возможность получения скидок (бонусов), осуществление посредством одной карточки рублевых и валютных схем расчетов при использовании рублевых и валютных «электронных кошельков».
Недостатки
Необходимость онлайновой верификации банком, что существенно увеличивает стоимость и время выполнения каждой операции.
Перемещение денежных сумм легко прослеживается, т. е. отсутствует анонимность сделок.
Слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать либо путем производства фальшивок, либо скопировав информацию с них).
Регулирование обращения
Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 74 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 января 2005 г. № 9).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.