--PAGE_BREAK--Типы комбинированных маршрутов:
а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.)
б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и локальных препятствий или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с.), если в число локальных препятствий с учетом определяющих факторов или участков другого вида входит не менее 100% определяющих препятствий для данной к.с.
в) Маршрут, включающий локальные препятствия из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. определяющих препятствий, в случае если их общее кол-во и к. т. соответствует минимально необходимому набору определяющих препятствий для соответствующей категории сложности маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Минимальный набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма (например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.сл. включает препятствия: водные 3 к.т. — 2 шт, 4 к.т. — 2 шт.; горные перевалы 2А — 1 шт, 2Б — 1 шт.).
Маршруты по типу а) — б) предполагают увеличение к.с. комбинированного маршрута на 1, но не выше V к.сл.
Комбинированный маршрут VI кат сложности должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту в).
г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР.
2.1.
Анализ туров за 1999-2009
Туристское освоение этого района началось в 1957 году группой москвичей во главе с И. Рязановым. Они пересекли хребет, пройдя от Оймякона до Охотска более 500 км. Первыми из туристов на высшую точку хребта поднялись в 1963 г. Ленинградская группа Н. Федорова, но сплав по Юдоме был неудачным, потеряв в заломе байдарку, они пешком вышли к п. Кетанда. Пик массовости посещения этого района выпал на 70 -е -80-е годы. С начала 90-х годов экономика района начала падать. Стали закрываться поселки, все меньше и меньше геологических и других экспедиций стало посещать этот район, уменьшилось количество оленеводческих бригад.
Теперь туристским группам стало сложнее посещать этот район. Дороги и тропы недавно часто эксплуатируемые, жилье, от которого ближе можно было подойти к месту сплава или восхождения, атак же быстрый выход с маршрута, остались только на картах. Уменьшилась вероятность встречи, какой либо изыскательской партии или бригады оленеводов. Поэтому если взять статистику последних лет, то посещение этого района туристами стало очень редким явлением.
В перечне основных маршрутов и походов по Якутии, в районе хребта Сунтар – Хаята фигурируют следующие категорийные маршруты:
1) Пос. Томтор – р. Куйдусун – оз. Лабынкыр – Халкан –Хандыгская трасса. (2категория)
2) Пос. Томтор – р. Куйдусун – р. Манных-Юрях – г. Друза – оз. Лабынкыр – р. Халкан – Хандыгская трасса. (3 кат.)
3) Пос. Томтор – р. Куйдусун – пер. в верх. Р. Агаякан – Хандыгская трасса. (3 кат.)
4) Метеостанция Агаякан – р. Агаякан – р. Конгор – г. Мус-Хая – р. Бургали – р. Петрушка – р. Тонской – метеостанция Агаякан. (3 кат.)
5) Пос. Нежданинский – р. Тыры – р. Сунтар – верх. р. Бургали – г. Мус-Хая – р. Мыгдусик – г. Палатка – р. Хугутьян – р. Сыатынья – р. Сунтар – Хандыгская трасса. (4 кат.)
6) Пос. Томтор – р. Куйдусун – оз. Кюэль – верх р. Айзекан – г. Берилл (восх.) – р. Делькю Охотская – пос. Уега. (4 кат.)
7) Хандыгская трасса – р. Агаякан – пер. в верх. р. Куйдусун – р. Кухтуй – г. Друза – оз. Лабынкыр – р. Халкан – Хандыгская трасса. (4 кат.)
8) Хандыгская трасса – р. Агаякан – р. Джолинджа – г. Мус-Хая (восх.) – р. Конгор – г. Берилл (восх.) – р. Кяла – Юдомский хр. – р. Делькю Охотская – пос. Уега. (5 кат.)
9) ГМС Агаякан – р.Агаякан – р. Неймэчен – г. Берилл – р. Конгор – р. Джолинджа – г. Мус-Хая – р. Бургали – г. Палатка – р. Хугутьян – р. Сунтар – Хандыгская трасса (не менее 2 восх.). (5 кат.)
10)ГМС Агаякан – р. Агаякан – пер. на р. Куйдусун – г. Друза – р. Кухту – пер. на р. Охота – сплав до пос. Арка. (5 кат., комбинированный)
11)ГМС Агаякан – р. Агаякан – р. Джолинджа – г. Мус-Хая (восх.) – р. Конгор – пер. на р. Ниткан – р. Юдома – сплав по р. Юдома – переход на р. Кетанда – сплав по р. Кетанда – р. Урак до пос. Востряково. (5 кат., комбинированый)
12)ГМС Агаякан – р.Агаякан – г. Мус-Хая – р. Конгор – г. Берилл – г. Раковского – Юдомский хр. – г. Друза – сплав по р. Охота до пос. Арка (не менее 3 восх). (6 кат., комбинированный)
2.2 Технические особенности проведения новых туров
Место проведения похода
Россия, восток республики Якутия, Охотский район Хабаровского края, хребет Сунтар — Хаята, вершины Мусс — Хая, Берил, р. Юдома, р. Кетанда, Р. Урак.
Справочные сведения о маршруте
Вид туризма
Категория сложности похода
Протяженность активной части похода (км)
Продолжительность
общая
ходовых дней
пеший
5
323
17
15
водный
534
14
13
итого
857
31
28
Нитка маршрута
Пешая часть
П. Нежданинский — р. Тыры — пер. Тыры (1а) — р. Сунтар — пер. Пограничный (н/к) — р. Прав. Ниткан — р. Ниткан — пер. Ниткан (н/к) — р. Харонь — р. Сунтар Хаята — ледн. Клюкина — пер. Проходной (1а) — ледник Б. Мусс Хая — восхождение г. Мус — Хая (2а.) — Ледник 42 — р. Кнорий — оз. Кнорий (1488 м.) — р. Надежда — пер. Магаданский (1б.) — Каньон Берилл (1б) — Ледник Берил — восхождение г. Берил (1б.) — пер. Икар (1б) — р. Надежда — р. Конгор — оз. Высокое (1878 м.) — пер. Конгор — р. Берил — р. Кагань — р. Ниткан.
Сплав
Р. Юдома — волок Юдома — Кетанда — р. Кетанда — р. Урак — пос. Вострецово.
Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия
Кат. тр.,
Длина,
км
Характеристика препятствия
Путь и метод прохождения
р. Тыры, р. Сунтар, р. Правый Ниткан, р. Ниткан, р. Харонь, р. Сунтар – Хаята, р. Кнорий, р. Надежда, р. Конгор, р. Берил, р. Кагань, р. Ниткан.
1а-1б
Переход вдоль русла рек затруднен частыми переправами, что занимает много времени на поиск и преодоление данного препятствия, ширина брода колеблется от 1 до 20 метров, глубина до 1метра, скорость течения от 0.5 м/c до 3 м / c.
Маневрирование группы относительно основного направления при броде. Для переправы навешивались перила. Работала вся группа, часть которой обеспечивала страховку
Каньон р. прав. Ниткан
1а
4км
Движение по гальке, камням и осыпям. Частые переправы. Прижимы
Маневрирование группы относительно основного направления при броде.
Пер. Проходной (2450 м.)
1а
Поверхность его характеризуется чередованием крутых и пологих участков. Язык завален мореным материалом. Ледник с трещинами образованными стекающими потоками тающей воды.
Открытую часть проходят на кошках.
Ледник Б. Мусс — Хая
1а
Ледник с трещинами образованными стекающими потоками тающей воды. Лед с шероховатой поверхностью.
При подъеме возможно движение по леднику без кошек вдоль промоин.
Гора Мусс – Хая (2959 м.). Восхождение западному гребню
2а
Венчает самый крупный локальный участок оледенения хребта Сунтар – Хаята. От вершины отходят 4 гребня со снежно – ледовыми склонами. Восхождение на южный перевал связан с преодолением крутых осыпей. На гребне имеются несколько жандармов. Предвершинный взлет – осыпной склон, запорошенный снегом.
Ледник проходят в связках. При подходе к осыпям рекомендуется придерживаться выходов коренных пород. При этом необходимо соблюдать все правила преодоления крутых участков и осыпей. Преодоление жандармов не представляет большой сложности.
Ледник 42
2а
Спуск по леднику 42 в долину р. Кнорий осложнен крутыми осыпями, под которыми не редко находится лед. Лед с шероховатой поверхностью. Крупные промоины характерны для этого участка. Ущелье после ледника опасно камнепадами. При движении часты броды. В нижней части каньона ручей образует каскад водопадов.
Ледник проходят в связках. Движение вдоль крупных промоин. Преодоление промоин со страховкой. Каскад водопадов в каньоне можно пройти по береговой террасе.
Пер. Магаданский (1970 м.)
1б
Соединяет приток ручья Надежда с каньоном Берил. Южный склон перевала обрывист. Вначале идет некрутая осыпь, ниже – местами, задернованные террасы со сбросами в каньон. Ручей образует водопад в несколько струй.
Лучше пройти траверсом к востоку от седловины, е выходя на террасу. Затем пересечь в верховьях два осыпных кулуара и спуститься, используя скальные полки.
Каньон Берил
1б
Верхняя часть каньона Берил, (мы прошли верхнюю часть), как и весь каньон труден для прохождения. Мутные потоки воды, частые прижимы, большая скорость течения, лавинные снежники.
Лучше пройти траверсом к востоку от седловины пер. Магаданский.
Ледник Берил
2а
Один из самых крупных в хребте Сунтар – Хаята. В верней части лед покрыт снегом, в теплую погоду снег и верхний слой снега тает, образуя снежную кашу. Высота низшей точки 1920 м. фирновой линии 2290м. Внизу ледника располагаются мощные трещины шириной от 5 до 10 метров. В средней части ледника формируются глубокие промоины. Сложно проходимая нижняя часть ледника т.к. она представляет собой обрыв крутизной 40 градусов и местами лед покрыт каменной крошкой.
Для выхода на ледник потребуются кошки, Движение группы лучше вдоль крупных промоин. Преодоление промоин с применением страховки.
г. Берилл (2934 м.) восхождение по западному гребню. пер. Икар (2600 м.)
1б, 1б
Вторая по высоте вершина хребта Сунтар – Хаята. От вершины отходят несколько гребней. Западный делит цирк ледника Берил на две камеры. Все гребни, кроме западного, сильно изрезаны. Поэтому наиболее доступен для восхождения западный. На значительном протяжении он имеет осыпные склоны. Сам гребень относительно пологий. На нем часты выходы разрушенных скал. Вершинный взлет довольно крутой, покрыт снегом. Соединяет верховье ледника 85 бассейна Конгора с севера – западной частью ледника 86.Спуск по леднику 85 довольно опасен из — за своей крутизны. Узкий каньон 2.5 км труден для прохождения. Бурный ручей из — за прижимов часто приходится пересекать, глубина бродов до 07 м.
Наиболее крутой первый взлет имеет перепад 200 м. Склон крутизной 35 гр. рекомендуется придерживаться выходов коренных пород. При этом необходимо соблюдать все правила преодоления крутых участков. При подъеме возможно движение по леднику без кошек вдоль промоины. При спуске, на участках с открытым льдом применялась групповая страховка.
Р. Юдома до волока на Кетанду
3
280км
Сплав от устья р. Когань сложен из — за низкого уровня воды. Долина Юдомы очень широкая, поэтому основное русло разбивается на много других русел, а основное русло ярко не выражено. В русле Юдомы часто шумят перекаты, ниже устья Джульдаса начинаются завалы, требующие обноса судов. За Нельдеком Первым идут разбои. В 2 км. Выше правого притока Амбарчан и в его устье находятся пороги, высота валов достигает 1.5 м. Порог Барьерный опасен в большую воду. В 12 км. ниже устья Амушкана несложная шивера из двух ступеней ниже порог Дикий, валы до 1 м. На мелких перекатах перенос судов.
Маневрирование группы относительно основного направления для выбора основного русла реки. Разведка состояния завалов и при невозможности прохождения обнос судов. Разведка состояния порогов, обеспечение страховки при прохождении порогов.
Р. Кетанда – р. Урак.
3 с элем. 4
210км
Довольно быстрая река с разветвленной сетью проток. Много перекатов и шивер. Встречаются несколько несложных порогов. Серьезным препятствием являются заломы, в том числе по берегам. Их насчитывается около 300. Река очень рыбная, поэтому часто на берег выходят медведи. На р. Урак, в характерном изгибе русла в устье правого притока реки Надпорожной, находится порог Труба. Он состоит из двух ступеней. Первая представляет валы до 1.5 метра, имеющие закрученный гребень. На выходе гряды обливных камней. Навал воды на скалы левого берега. Через 50 м. вторая ступень – серия валов и бочек.
Маневрирование группы относительно основного направления для выбора оптимального пути. Разведка состояния завалов и при невозможности прохождения обнос судов. Разведка состояния порогов, обеспечение страховки при прохождении порогов.
волок Юдома – Кетанда
1а
20км
Сложность представляет озерно-болотистая местность. Заросшие мхом валуны, кочки, трясина, заросли стланика. Перевал еле заметный.
Маневрирование группы относительно основного направления для выбора оптимального пути.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Оптимальное время прохождения данного маршрута с 20 июля по 20 августа. Это самое теплое время года с наименьшим количеством осадков. Хотя ни кто не гарантирует что на следующий день, после теплого солнечного дня начнутся заморозки, пойдет снег. Особенно это часто возможно наблюдать на высоте свыше 1900м.
В это время года «белые ночи» — светлое время суток очень большое. Можно составить график движения с большим послеобеденным отдыхом. Например, с 13 до 16 часов. В это время идти очень жарко. Отдых хорошо восстанавливает силы.
Группа должна быть сильной и хорошо подготовленной, здесь важна психологическая совместимость, что является необходимым условием при длительном и трудном путешествии.
2.2. Варианты подъезда и отъезда
Уфа – Якутск авиаперелет через Москву. С Якутска самолетом или речным транспортом добираемся до п. Хандыга. Желательно заказать билеты заранее. До горняцкого поселка Нежданинское сейчас можно добраться или на попутном транспорте, или арендовав заранее машину. Но дорога очень трудно проходимая, при большом уровне р. Тыры добраться до п. Нежданинское машиной не возможно. От поселка начнется активная часть маршрута.
Маршрут заканчивается после сплава по р. Урак. Перед устьем реку пересекает телефонная линия. От устья по грунтовой дороге 2 км. до поселка Вострецово. Переправившись через р. Охота, автотранспортом до п. Аэропорт, Там самолетом до Уфы.
График движения
Дн
и
Участок пути
Км.
Ходовое
время (час.)
Определяющие препятствия на участке
1
Нежданинское – р. Скальный
19
8
Частые переправы, галечный грунт, прижимы.
2
Р. Скальный – р. Хампей Сепыння
25
10
Частые переправы, галечный грунт, прижимы.
3
Р.Хампей Сепыння – р. Малтан
22
9
Частые переправы, галечный грунт, прижимы.
4
Р. Малтан – р. Геологический
26
11
Частые переправы, галечный грунт, прижимы.
5
Р.Геологический — Пер. Тыры — р. Сунтар
18
8
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты.
6
Р. Сунтар – Пер. Пограничный — р. Ниткан
24
11
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты.
7
Дневка
-
-
-
8
Р. Ниткан – Пер. Ниткан- р. Сунтар Хаята
26
11
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты.
9
Р. Сунтар Хаята – пер. Проходной
19
10
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты, обрывы, ледник.
10
Пер. Проходной – г. Мус Хая — р. Кнорий
14
10
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, обрывы, ледник
11
Р. Корий – оз. Кнорий. Полудневка
6
3
12
Оз. Кнорий – каньон Берил
26
11
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты, обрывы.
13
Каньон Берил – г. Берил – р. Надежда (1789)
13
10
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты, обрывы, ледник
14
Р. Надежда – р. Конгор – пер. Конгор — р.Кагань
34
12
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи, набор высоты.
15
Р. Кагань – р. Прав. Ниткан
17
7
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи.
16
Р.Прав Ниткан – устье р. Кагань
12
6
Частые переправы, галечный грунт, прижимы, осыпи.
17
Дневка
18
Устье р. Кагань – р. Авлия
36
9
Мелкие перекаты, не выраженное русло, заломы
19
Р. Авлия – р. Голубой
50
11
Мелкие перекаты, не выраженное русло, заломы, разбои.
20
Р. Голубой — р. Кабалка
50
12
Мелкие перекаты, не выраженное русло, заломы, разбои.
21
Р. Кабалка — р. Марат
52
12
Перекаты, пороги, заломы, разбои.
22
Р. Марат – р. Хачавал
50
11
Перекаты, пороги, заломы, разбои
23
Р. Хачавал — р. Озерная
43
11
Заломы, разбои, порог, медленное течение.
24
Р. Озерная– 6км. ниже устья Малтана
24
8
Заломы, разбои, порог, медленное течение.
25
Волок р. Юдома – р. Кетанда (кл. Манящий)
22
9
Марь, крупные камни, покрытые мхом.
26
Дневка
27
Кл. Манящий – р. Оння
39
10
Мелкие перекаты, заломы, разбои.
28
Р.Оння — р. Абдай
42
11
Большие заломы, разбои, перекаты, порог.
29
Р. Абдай – р. Оглыкит
48
11
Большие заломы, разбои, перекаты, порог.
30
р. Оглыкит – р. Урак – р. Авлекит
49
10
Большие заломы, разбои, перекаты, порог.
31
р. Авлекит – пос. Вострецово – пос. Аэропорт.
32
9
Перекаты, не выраженное русло, заломы.
Были разработаны несколько вариантов аварийного выхода группы в зависимости от точки нахождения.
— До перевала Тыры группа планировала возвратиться в п. Нежданинское. Или получить помощь.
— Находясь в долине р. Сунтар, возвращение обратно, в п. Нежданинское. Или, по р. Сунтар, выйти на Хандыгскую трассу.
— С долины р. Ниткан по правому Ниткану и перевал Пограничный можно выйти на р. Сунтар, далее на Хандыгскую трассу.
— С ледников системы г. Мусс — Хая возможен спуск к р. Сунтар — Хаята, затем в долину р. Сутар до Хандыгской трассы.
Есть вариант спуска к р. Кнорий по ней до озера Кнорий, где есть стоянка оленеводов.
— С ледников системы г. Берил в случае необходимости по р. Надежда до озера Кнорий (стоянка оленеводов).
— Во время сплава по р. Юдома самым рациональным выходом является сплав до п. Огонек.
Техническое описание маршрута и потенциально опасные участки.
При движении на маршруте следует использовать большую продолжительность светлого времени суток. Выход на маршрут в 6 часов утра. Переходы по 45 — 60 мин. Отдых 15 мин. С 12 до 15 часов обед и отдых. Затем движение по маршруту до 20 — 21 часа. Жесткий график движения запланирован для накопления запаса времени на случай непредвиденных обстоятельств.
Начальная часть маршрута проходит по пойме р. Тыры.
В малую воду движение по руслу реки не представляет особой сложности. Только в низовьях приходится часто искать броды и в некоторых местах проходить по прижимам, забираясь на возвышенности. Правда и здесь мы пользовались страховкой, так как участник может сорваться в воду, намочив и испортив снаряжение и оборудование. Когда несешь тяжелый рюкзак, неприятности нам доставлял галечный грунт. По нему лучше всего двигаться в обуви с жесткой подошвой но, частые броды делают главной и незаменимой обувью болотные сапоги.
Но совсем другая картина при неблагоприятных условиях, когда после сильных дождей потоки мутной воды делают переправы опасными и даже невозможными.
Лучший вариант это переждать когда вода упадет, а если нет такой возможности то двигаться нужно вдоль берега, организовывая переправы через притоки.
Выше ключа Сентябрьского прижимы заставили нас подняться высоко по склону. Брод через реку Ыт — Юряха до 08м. глубиной. В 4 км. от него на правом берегу прижим — скалы до 10 м. — обходим по крутому склону. Еще 4 км. до прижима у левого берега. Здесь сложная переправа глубиной до 1 м. при ширине 25 м. Перед впадением Малтана в долине большие наледи, а сама река мечется в глубоком каньоне. Тропа идет левым берегом.По левому притоку Тыры, на юг, через перевал идет тропа в долину Авлии, Каньон в верховьях правого истока Тыры ведет к перевалу Тыры в реку Сунтар.
Перевал представляет собой широкое плато. На нем видны две седловинки, разделенные высоким холмом, под ним маленькое озерцо. Тур находится на южной. Подъем от границы леса занимает 1.5 часа.
Спуск в долину Сунтара идет по короткому распадку с осыпными склонами. Перепад высот на спуске 150 м.
Долина р. Сунтара довольно широкая и легко проходимая. От Хороньжи Верхней поднимаемся по ручью на юго-восток. В начале удобно идти плоской террасой до начала ущелья
Выход на перевал Пограничный по каменистому склону. Седловина — небольшое заболоченное плато в россыпях камей. Там выложен небольшой тур.
Спуск по крутому курумнику. Путь отмечен сложенными турами. Склон крутизной до 40 гр. через 1 км. приводит к ручью. Каньон проходим в малую воду. В случае дождей необходимо выходить наверх. У большой скальной плиты на левом берегу можно отыскать тропу, которая обходит ущелье. Через 2,5 км она идет по болотистому плато, край которого обрывается к ручью 50 — метровой стеной.
Далее спускаемся к левому притоку, текущему в каньоне. После дождей почва плывет под ногами, следует быть крайне осторожным, а лучше всего использовать перила. Перевальный участок от Хороньжи Верхней до Ниткана 15 км.
Путь по Ниткану в его верховья лежит по террасам левого берега. Путь по каньону образованному рекой менее удобен из — за частых бродов и прижимов. Подъем пологий. Перед выходом к перевалу возможен выход к каньону с обрывистыми стенами.
По ручью, преодолев небольшой обрывистый уступ, выходим на седловину. Выход на седловину возможен и по террасам правого берега Ниткана, там есть тропа. Далее начинается распадок Харони. Спуск по нему плавный и лучше придерживаться террас правого берега ручья. Он приведет к устью ручья Сунтар — Хаята. Перевальный участок от устья ручья Сунтар — Хаята до границы кустарника в долине Ниткана 15 км. Перепад высот при спуске 550 м.
Ручей Сунтар — Хаята больше напоминает каменную реку, состоящую из больших и маленьких булыжников. В районе перевала Станция ручей сужается, образуя каньон с крутыми обрывистыми склонами. Продвижение по каньону затруднено обрывами, по которым ручей стекает, образуя водопады. Осыпи на склонах создают дополнительные трудности.
В некоторых местах каньон перекрыт лавинными снежниками, сквозь которые ручей промыл туннели. В теплое время хождение по ним не безопасно, из — за возможности провалиться в туннель. Прохождение таких участков мы проходили с применением страховки. Ручей берет подпитку от ледника 28, который входит в состав ледника Клюкина.
Переход по леднику Клюкина в этот период времени возможен без применения специальной страховки.
Поверхность льда имеет пористую структуру, промоины, образованные стекающими водами преодолеваются с подстраховкой. Пересекая в серединной части ледник Клюкина, 28, 30, 31, подходим к перевалу Проходной (2450 м.). От него до горы Мус — Хая 3 км.
Восхождение на г. Мус — Хая, решили произвести по западному гребню. С ледника на западный гребень идет не очень крутой подъем. Трудность представляют каменистые осыпи. По гребню идти не сложно, но вершинный взлет довольно крутой. Мы вынуждены перед самой вершиной, по осыпи пройти южнее, а затем выйти на вершину. На вершине холмик с установленными памятными досками. Путь от подножья склона до вершины занимает 1 — 2 часа. продолжение
--PAGE_BREAK--