--PAGE_BREAK--1 Теоретические основы формирования туристского продукта 1.1 Формирование туристского продукта — основная функция туроператора
Практическая ценность туристского продукта определяется набором атрибутов — существенных, объективных свойств и характеристик, воспринимаемых и оцениваемых потребителями. Поэтому туристский продукт следует рассматривать с позиций многоуровневой мультиатрибутивной модели, являющейся основой для принятия решений по его формированию, развитию и совершенствованию (рис. 1.1). Рассмотрим уровни представленной модели.
«В основе любого туристского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому сердцевину продукта, его сущностную сторону представляет так называемый замысел (ядро продукта, функциональная полезность, базовая потребность), то есть его направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. Что же на самом деле приобретает турист? В действительности, он приобретает не продукт как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворить некоторую потребность. Следовательно, для туристского предприятия огромное значение имеет представление и распространение не свойств продукта, а реальной пользы и выгоды от него» [8, с. 142]. По сути, все продукты, предназначенные для удовлетворения определенной потребности человека, являются практически идентичными по замыслу с учетом того, что конкуренция и скорость распространения технического прогресса нивелируют различия в технологических подходах. Следовательно, для значительного числа рынков сам по себе туристский продукт по замыслу не является фактором, определяющим потребительский выбор. Решающим является то, каким образом продукт по замыслу реализуется или представляется. Если замысел туристского продукта выступает как его содержательная сторона, то по форме туристский продукт в реальном исполнении (реальный продукт, ожидаемый продукт) представляет собой именно определенный набор свойств, позволяющих реализовать этот замысел, то есть удовлетворить некую потребность туриста. Поэтому на втором уровне туристского продукта рассматриваются его свойства и характеристики: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатления и т. д. Они обычно помогают привлечь потребителей к товарной марке и отличить данный продукт по замыслу от предложений конкурентов.
Рис. 1.1. Многоуровневая мультиатрибутивная модель туристского продукта [8, с. 143]
Третий уровень — туристский продукт с подкреплением (расширенный продукт) — связан с характеристиками, которые дополняют его потребительскую ценность. Деятельность туристского предприятия должна быть направлена на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи, предоставление дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто благодаря высокому уровню качества и скорости обслуживания, с помощью консультаций, информирования, неформального общения и т. д.
Подкрепление туристского продукта в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов. Так, качество обслуживания определяется: 1) оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов; 2) вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников туристской фирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута и т. д.; 3) соответствием предлагаемого тура реальному содержанию; 4) согласованностью всех составных частей комплексного обслуживания.
Скорость обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента сроками: 1) подбора маршрута; 2) оформления необходимых документов (паспорта, визы, билеты и пр.); 3) получения справочной информации.
Несмотря на то что информационные услуги предоставляются бесплатно, именно благодаря им туристские предприятия в значительной степени обеспечивают реализацию своего туристского продукта.
Для информирования потребителей целесообразно использование каталогов, проспектов, брошюр, информационных листов, в которых имеются подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т. д. Эти материалы должны быть предоставлены каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель должен получить дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннуляции тура, а также по всем другим вопросам (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических условиях, достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т. д.), связанным с поездкой. Наличие информационного материала, знание его персоналом туристского предприятия и свободное предоставление по запросу туриста являются безусловным требованием создания туристского продукта и его успешной реализациями рынке.
В качестве атрибута продукта с подкреплением выступает и его цена, которая в данном случае рассматривается не в качестве маркетингового инструмента, а как характеристика, органично присущая туристскому продукту, отражающая представление потребителей о том, заслуживает ли он этой цены. «Рассмотрение туристского продукта с позиций многоуровневой мультиатрибутивной модели чрезвычайно важно для организации эффективной туристской деятельности. Базовые идеи данной модели представляют собой теоретическую основу для формирования, продвижения и реализации туристского продукта» [8, с. 145].
1.2 Разработка замысла туристского продукта
«Замысел тура основывается на поиске и подборе лежащих в его основе идей туристского продукта. Для этого используются различные источники и приемы. Источники идей туристского продукта могут быть внешними (по отношению к туроператору) и внутренними» [8, с. 145].
К внешним источникам идей относятся специализированные периодические издания, выставки и ярмарки, исследовательские организации, патенты и изобретения, рекламные агентства. Важная роль в поиске идей о продуктах отводится потребителям. Для этого и анализируются данные маркетинговых исследований их потребностей, мотивов, предпочтений, жалоб и рекламаций. Активная роль потребителей проявляется и в том, что они сами могут формировать исходные требования к обслуживанию. С этой целью, к примеру, многие туристские предприятия проводят специально организованные информационные коктейли для особых клиентов. Это дает возможность в непринужденной обстановке получить информацию об их пожеланиях по совершенствованию обслуживания. Значительная часть идей рождается также в результате анализа продуктов конкурентов. Так, например, оценка рекламы конкурентов дает информацию о новых направлениях и подходах в организации бизнеса. Обширные сведения содержатся также в годовых отчетах предприятий. Источниками идей о туристских продуктах являются посредники и поставщики. Посредники (например, туристские агентства) находятся в тесном контакте с рынком и располагают богатейшей информацией о проблемах клиентов. Поставщики услуг могут сообщить о новых концепциях, технологиях и методах коммерческой деятельности.
Вместе с тем следует признать, что идеи туристских продуктов вызревают в большинстве случаев внутри самого предприятия-туроператора. Важным источником идей является персонал предприятия, находящийся в непосредственном контакте с клиентами. В этом смысле его руководству крайне важно материально и морально стимулировать генерирование новых идей, рационализаторство, изобретательство. Выявление недостатков существующих продуктов также позволяет сформулировать новые идеи, направленные на их совершенствование. В том случае, когда анализ источников идей не приносит желаемого результата, используются творческие методы их генерации, в частности мозговая атака и синектика.
Мозговая атака — «метод коллективной генерации идей, осуществляемый группой специалистов. Основной принцип — неконтролируемая генерация и спонтанное переплетение идей участников группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению. Критика в любом виде запрещена. Принятое в ходе обсуждения решение является результатом совместных усилий участников мозговой атаки» [7, с. 66].
Суть метода «синектики (соединения различных и заведомо не соответствующих друг другу элементов) состоит в том, что для группового обсуждения приглашаются специалисты из разных сфер деятельности. Каждый из них вносит заранее продуманную идею. В дальнейшем происходят селекция и отсев идей, не выдержавших критику (метод синектики, в отличие от мозговой атаки, допускает критические высказывания). Принимается наиболее реальная идея, получившая поддержку большинства» [7, с. 64].
Для разработки идей продуктов с успехом может также использоваться метод целевых групп, формируемых из нескольких сотрудников, которые привлекают специалистов из различных функциональных подразделений туроператора. Каждая выдвинутая идея подлежит оценке с точки зрения соответствия требованиям рынка и ожиданиям потребителей, текущим планам и долгосрочной стратегии предприятия, имеющимся ресурсам, возможности успешной реализации ее в рыночных условиях.
Для отбора идей применяются различные подходы. При этом зачастую сугубо финансовые и количественные методы не принимают во внимание качественные критерии отбора, часто весьма важные для оценки привлекательности идей. Кроме того, эти методы требуют точных исходных данных (издержки на разработку и внедрение, предполагаемые объемы продаж и прибыли), которые не всегда можно получить на начальных этапах разработки туристского продукта. Поэтому достаточно эффективно на этапе отбора идей применение матричных методов.
Как правило, отбор идей осуществляется по нескольким направлениям с целью окончательного отбора наиболее привлекательных, которые становятся основой замысла туристского продукта. «Замысел туристского продукта — проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя атрибутами. Поэтому важной задачей являются их детализация и структурирование с точки зрения восприятия потребителями. С этой целью может быть использована модель японского ученого Н. Кано, в соответствии с которой выделяются три основные группы атрибутов продуктов и соответствующие им реакции потребителей» [8, с. 147-148].
Первая группа атрибутов продукта (обязательные, по определению Н.Кано) соответствует базовым нуждам и запросам потребителей, которые считают их наличие само собой разумеющимся (например, возможность высокоскоростного доступа в Интернет в номерах гостиниц делового назначения). Выполнение требований потребителей в отношении обязательных атрибутов практически не способствует увеличению потребительской ценности продукта, а вот их невыполнение во многих случаях приводит к тому, что потребитель даже не рассматривает данный продукт.
Атрибуты, относящиеся ко второй группе, получили название количественных: удовлетворенность потребителя (то есть осознанная потребительская ценность) возрастает по мере количественного улучшения параметров соответствующей характеристики.
Наконец, входящие в третью группу атрибуты вызывают у потребителей восторг и называются «сюрпризными». Отсутствие соответствующих характеристик у продукта не отпугивает потребителя — он просто их не ожидает.
Для определения влияния своих действий на потребительскую ценность продукта туроператору необходимо установить: 1) какими характеристиками продукт должен непременно обладать (обязательные атрибуты); 2) какие характеристики могут придать продукту «изюминку» и быть неожиданными для потребителя («сюрпризные» атрибуты); 3) какие характеристики необходимо дозировать, сопоставляя издержки на их достижение и обусловленный этим рост числа потребителей (количественные атрибуты); 4) какие характеристики не представляют существенного интереса для потребителя и являются малозначимыми. Определение значимости атрибутов продукта может быть осуществлено на основе опросов потенциальных потребителей. Для этого по каждому рассматриваемому атрибуту в анкете предусматриваются два типа вопросов: 1) позитивный (если атрибут X будет присутствовать в продукте, как вы к этому отнесетесь?); 3) негативный (если атрибут X не будет отсутствовать в продукте, как вы к этому отнесетесь?). Иногда к данным вопросам добавляется еще один относительно того, сколько потребитель готов заплатить за наличие той или иной характеристики в продукте. К сожалению, опрос не всегда в состоянии показать, какой же атрибут стоит добавить в продукт. Это необходимо сделать самому его разработчику.
Для достижения конкурентных преимуществ представляется целесообразным: во-первых, придать продукту какие-то особенности, которые выражались бы в неожиданных для потребителя «сюрпризных» характеристиках; во-вторых, улучшать критические (наиболее важные) количественные характеристики.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Проектирование и экспериментальная проверка туристского продукта
«Проектирование туристского продукта — процесс превращения его замысла в реальный продукт, полезный для потребителя, технически и коммерчески целесообразный для туроператора» [8, с. 149]. Это предполагает в первую очередь организацию взаимодействия туроператора с партнерами и поставщиками. С одной стороны, туроператор проводит изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для разработки (сбыта) конкурентоспособного тура, максимально отвечающего потребностям потенциальных туристов, с другой — организует с ними эффективное взаимодействие. Следует уточнить, что под партнерами подразумеваются иные туристские предприятия (как отечественные, так и зарубежные), участвующие в полном или частичном формировании (продвижении, реализации) туристского продукта туроператора, поставщики — производители первичных (базовых) туристских услуг, включаемых в тур. К ним, в частности, относятся транспортные компании, средства размещения, предприятия питания, экскурсионные, культурно-развлекательные и иные организации. Поиск партнеров и поставщиков осуществляется на основе анализа информации из Интернета, справочников, рекламных материалов. Важную роль играют также встречи и контакты с представителями отечественных и зарубежных предприятий туристской индустрии на выставках, ярмарках, презентациях.
Выбирая партнеров и поставщиков, туроператору целесообразно руководствоваться следующими принципами: 1) ориентация не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочное сотрудничество; 2) сотрудничество должно быть взаимовыгодным для обеих сторон и иметь перспективы развития; 3) партнер должен обладать деловой репутацией и опытом предоставления туристских услуг на конкретном рынке или на рынках, близких к нему по своим характеристикам; 4) услуги, оказываемые партнером, должны полностью соответствовать тем критериям качества, которые предъявляют к ним целевые потребители; 5) услуги, предоставляемые разными производителями, должны соответствовать одному уровню и стандарту обслуживания, а также восприниматься потребителями как сходные и взаимодополняющие друг друга. Поиск и отбор партнеров и поставщиков завершается заключением с ними соответствующих договоров и соглашений о сотрудничестве, на основе которых туроператор приобретает или бронирует оказание тех или иных услуг, предусмотренных туром.
После того как туроператор определил круг своих партнеров и поставщиков для реализации замысла тура, он осуществляет комплектацию тура из услуг поставщиков. В зависимости от целевой направленности и назначения туристский продукт может включать в себя услуги по перевозке, размещению, питанию и программные. Обязательными при этом в соответствии с требованиями Закона Украины «О туризме» являются услуги по перевозке и размещению туристов. Услуги по перевозке (транспортному обслуживанию в рамках тура) можно разделить на три основных типа: доставка туристов от места их проживания к месту назначения и обратно; трансфер (предоставление транспортных средств для обеспечения встреч-проводов туристов); транспортное обеспечение программных услуг тура. Конкретное содержание услуг по перевозке, а также определение класса и условий их оказания зависят от целей и программы тура.
Услуги размещения предполагают обеспечение условий проживания туристов в различных по типу, уровню комфорта и месту расположения гостиницах и иных средствах размещения (пансионаты, мотели, кемпинги и т. д.) в зависимости от целевого назначения тура, количества его участников, продолжительности пребывания, а также в полном соответствии с уровнем и качеством других услуг, формирующих тур.
Услуги питания, обычно включаемые в тур, определяются количеством приемов пищи в течение одного дня обслуживания: завтрак — одноразовое питание; полупансион — двухразовое питание, обычно включающее завтрак и обед или завтрак и ужин; полный пансион — трехразовое питание, состоящее из завтрака, обеда и ужина. В ряде случаев в связи с выполнением программных услуг, включенных в структуру тура, возможна замена одного из видов питания «сухим пайком».
Включение в тур программных услуг (экскурсионных, развлекательных, познавательных, обучающих и др.) зависит от его целевой направленности, форм обслуживания (групповое или индивидуальное), видов туризма (рекреационный, деловой, религиозный и др.). При этом необходимо учитывать происходящие на туристском рынке изменения, которые можно охарактеризовать как переход от «конвейерного» туризма к дифференцированному. Специализация и индивидуализация спроса сказываются как на составе, так и на структуре услуг, в совокупности формирующих тур.
«Общей тенденцией является сокращение набора услуг в составе туристского продукта [8, с. 151]. С одной стороны, к этому туроператора толкают конкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низких цен. С другой стороны, при проектировании туристского продукта необходимо учитывать и психологию туристов, которым важен фактор свободы в выборе потребляемых услуг. По желанию им могут быть предложены дополнительные к основным (включенным в тур) услуги за дополнительную плату.
Технология проектирования тура предусматривает также выбор оптимального туристского маршрута. Туристский маршрут (от франц. marche — «ход», «движение вперед» и route — «дорога», «путь») — заранее спланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью предоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг. Туристские маршруты классифицируются по различным признакам. По цели маршруты подразделяют на следующие виды:1) тематические — с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности; 2) походные — с активными способами передвижения; 3) физкультурно-оздоровительные — с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий; 4) комбинированные — сочетают элементы всех перечисленных маршрутов.
По характеру передвижения маршруты подразделяют на: 1) линейные — с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе, то есть начало и окончание маршрута происходят в разных пунктах; 2) радиальные — с маршрутом, во время которого туристы постоянно пребывают в одном пункте, реализуя программу поездок и экскурсий в других пунктах и возвращаясь обратно; 3) кольцевые — с маршрутами, начинающимися и заканчивающимися в одном пункте.
В зависимости от способа передвижения маршруты бывают следующих видов: 1) автомобильные; а автобусные; 2) теплоходные (морские, речные); 3) авиационные; 4) железнодорожные; 5) комбинированные.
По территориальному признаку маршруты классифицируются на следующие виды: 1) международные; 2) внутренние (в пределах страны); 3) региональные; 4) местные.
Важным условием эффективного обслуживания туристов является тщательная разработка маршрутов.
Предоставление услуг, включенных в тур, обеспечивается соответствующей программой обслуживания. Туристское обслуживание — это совокупность видов деятельности, обеспечивающих туристам различные удобства при покупке и потреблении туристского продукта во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства. Туристское обслуживание носит одновременно комплексный и специфический характер. Первый предполагает удовлетворение совокупности потребностей туриста, находящегося в путешествии, второй же определяется тем, что его организация и структура принципиально отличаются от обслуживания в местах постоянного проживания туристов. Уровень комплексности и специфичности — один из важнейших критериев качества обслуживания туристов.
«Программа обслуживания — документ, содержащий исчерпывающую информацию с указанием дат и времени предоставления туристам оплаченных ими услуг. При разработке программы важно обеспечить оптимальность обслуживания, предполагающую: адресную направленность тура; соответствие программы цели путешествия; рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг; соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания» [8, с. 152]. Класс обслуживания применяется для обозначения качества предоставляемых услуг. Нормативные документы по установлению классов туров и программ обслуживания отсутствуют. Проблема состоит в том, что туристский продукт в большинстве случаев является комплексным, состоящим из набора услуг (размещение, транспорт, питание и др.), имеющих свои особенные внутренние градации. На практике классы обслуживания применительно к туру условно обозначают следующими категориями: люкс, первый, туристский, экономический.
«Результатом проектирования туристского продукта является технологическая документация. Она конкретизирует требования к процессу обслуживания туристов и должна содержать: описание процессов, форм и методов обслуживания туристов; характеристики процессов обслуживания туристов; требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования; количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки; договорное обеспечение обслуживания; необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, инспекцией по безопасности дорожного движения и др.); конкретные требования по обеспечению безопасности услуг, минимизации рисков для потребителей и их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды» [8, с. 153].
К технологической документации по сформированному туроператором туру относятся: технологическая карта туристского путешествия; график загрузки туристского предприятия; информационный листок к туристской путевке, который предоставляется потребителю.
Технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А) — документ, отражающий информацию о туре (основные показатели маршрута, программа обслуживания туристов, описание путешествия и др.) и служащий для расчета его стоимости.
График загрузки туристского предприятия (см. приложение Б) — документ, определяющий календарный план предоставления услуг по каждому сформированному туру (с указанием дат обслуживания туристов).
Информационный листок к туристской путевке (см. приложение В) содержит предназначенные для туристов сведения о туре: 1) вид и тип туристского путешествия, основное содержание программы обслуживания, протяженность и продолжительность маршрута; 2) описание трассы путешествия: пункты пребывания, продолжительность пребывания и условия размещения (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование) в каждом пункте обслуживания; 3) краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа местности и т. п.), программы обслуживания в каждом пункте тура; 4) перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату; 5) наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, аттракционов, детских игровых площадок, библиотек, кинозалов и т. д.; 6) адрес туристского предприятия, в котором начинается туристское путешествие, и проезд до него. В перечень дополнительной информации входят сведения, зависящие от специфики тура (например, возрастные ограничения, прием родителей с детьми, семейных пар, информация о факторах риска для здоровья исходя из климатических и природных условий, о часовых поясах, правилах дорожного движения, аренды автомобиля и др.).
Технологическая документация, являющаяся методическим обеспечением сформированного тура, утверждается руководителем туристского предприятия.
«Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной проверки сформированных туроператорами новых продуктов являются рекламные и стади-туры, а также пробные продажи» [8, с. 155].
Рекламные туры предназначены для ознакомления с новым туристским продуктом представителей средств массовой информации, авторитетных для целевых групп потребителей людей, а также турагентств, которые впоследствии будут осуществлять продажу данного продукта. Рекламные туры необходимо рассматривать как важный элемент рекламной кампании в отношении нового туристского продукта. Основные цели рекламных туров — информирование целевой аудитории о новом продукте, наглядная демонстрация его свойств, достоинств и конкурентных преимуществ.
Стади-туры (обучающие туры) направлены на формирование представления о новом туристском продукте у сотрудников службы продаж туроператора и представителей турагентств. Обучающие туры включают в себя не только ознакомление со всеми элементами туристского продукта (размещение, питание, транспорт, экскурсионное обслуживание и т. д.), но и изучение технологии оказания тех или иных услуг их производителями.
«Эффективной формой экспериментальной проверки новых туристских продуктов являются пробные продажи, которые проводятся для относительно небольших групп туристов (как правило, постоянных клиентов предприятия) до начала массовых продаж. В данном случае новый продукт получает реальную потребительскую оценку, что позволяет внести необходимые коррективы как в состав услуг, включенных в тур, так и в процесс их предоставления» [8, с. 155].
Таким образом, экспериментальная проверка нового продукта важна с точки зрения практической оценки его качества, сбалансированности входящих в него элементов, потенциальной конкурентоспособности. «Сформированный туристский продукт должен обладать следующими характеристиками: 1) основываться на услугах, наиболее привлекательных как для потенциального потребителя, так и для туроператора; 2) иметь конкретную основную цель, достижение которой обеспечивает удовлетворение приоритетных потребностей туристов (туристский продукт может иметь цели, дополняющие основную цель и раскрывающие ее); 3) все основные услуги, входящие в туристский продукт, должны соответствовать его целям и потребностям целевого рынка; 4) туристский продукт в целом и составляющие его услуги должны быть безопасными для туристов; 5) быть целесообразным и сбалансированным по физическим и экономическим нагрузкам; 6) быть простым как в оформлении процесса продажи, так и в плане получения туристом всех необходимых услуг; 7) обладать надежностью как с точки зрения соответствия содержания и качества тому, что фигурирует в рекламных и информационных материалах, так и с точки зрения надежности поставщиков услуг» [6, с. 176]. В случае положительных результатов экспериментальной проверки нового продукта туроператор принимает решение о его продвижении на рынок.
продолжение
--PAGE_BREAK--2 Технология деятельности турфирмы в процессе формирования велотура по Крыму
2.1 Общие сведения о турфирме ООО «Вело-Крым»
Туристическое агентство ООО «Вело-Крым» находится по адресу: АР Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 12. Офис агентства расположен на третьем этаже административного здания.
Реквизиты предприятия: лицензия АА №151617 от 25.04.2007 г. Адрес офиса: г. Симферополь, ул.Куйбышева, 12.
Директор – Иванова Наталья Петровна (тел. 0652-27-17-90).
Зам. директора – Сидоров Тимур Игоревич (тел. 06532-27-14-84).
Форма собственности предприятия – общество с ограниченной ответственностью.Предприятие существует с 2003 г., насчитывает 5 сотрудников, из них 4 человека имеют высшее образование, 1 — незаконченное высшее. Так как штат предприятия небольшой, структура управления фирмой достаточно проста. Весь персонал подчинен непосредственно директору и его заместителю.
Общество основано и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли посредством удовлетворения потребностей населения в товарах услугах и реализация интересов учредителей общества. Предмет деятельности фирмы:
— прием и обслуживание иностранных туристов в Украине (международный туризм);
— прием и обслуживание отечественных туристов в Украине (внутренний туризм);
— организация туристических поездок за пределы Украины (зарубежный туризм);
— экскурсионная деятельность;
— организация спортивно-массовых мероприятий, соревнований, олимпийских игр и организация поездок на спортивные события (спортивный туризм);
— разработка комплексных маркетинговых мероприятий в туризме, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры в сфере туризма.
— взаимодействие с областной и районной государственными администрациями, приграничными и таможенными службами, министерствами и ведомствами;
— санаторно-курортное лечение на Украине;
— посреднические услуги в образовании, стажировке, производственной практике и трудоустройстве за рубежом;
— координация деятельности туристских, транспортных и других предприятий, организаций независимо от подчинения и форм собственности по вопросам приема и обслуживания иностранных и отечественных туристов и организацией поездок граждан Украины за границу;
— организация концертов и гастрольных поездок, шоубизнес на Украине и за рубежом;
— визовая поддержка;
— консалтинг в сферетуризма, внешнеэкономической деятельности
— деятельность всех видов наземного пассажирского и грузопассажирского транспорта,
— ведение базы данных о туристских путешествиях и маршрутах, бронирование гостиниц и жилья;
— определение перспектив и направлений развития туризма, требований к его уровню и объемам, формирование и размещение государственных заказов и контрактов в области туризма;
Являясь турагентом и предоставляя широкий спектр туристских услуг, ООО «Вело-Крым» имеет широкий круг договорных отношений. В период 2004-2009 гг. руководство турфирмы стало уделять особое внимание организации велосипедного туризма в южных регионах Украины, в частности в Крымух. Как показала практика, у отечественных и иностранных туристов имеется значительный интерес к велосипедному туризму в Крыму. Спортивный велосипедный туризм в Крыму – это весьма перспективный вид туризма, который активно пропагандируется ООО «Вело-Крым» и приносит предприятию достаточно высокие доходы. Только за 11 месяцев 2009 г. предприятием получена общая прибыль в размере 127.5 тыс. грн.
2.2 Особенности технологии деятельности туристского предприятия в процессе формирования велотуров
В отличие от велоспорта, в велотуризме понятие «Старт» — это посадка в плацкартный вагон поезда или погрузка в самолёт (если район проведения велопохода находится вдали от дома). Уже с этого момента начинается борьба и это не преувеличение, всей группы, во главе с руководителем, за успешное прохождение маршрута. И борьба эта ведётся в отрыве от столовых, тёплых постелей, веломастерских, в сложных походных условиях, без магазинов, источников воды (например в тайге, степи, пустыне или высоко в горах).
В таких условиях очень важна слаженность действий всех участников велопохода. Выгрузка из поезда, регулировка велосипеда, крепление велорюкзаков со снаряжением (в котором находится всё, что необходимо путешественнику удалившемуся от всех благ цивилизации: дом, постель, столовая, веломастерская). Далее дорога от одного города к другому, от одного села к другому, от одного ориентира к другому, от одного родника к следующему. И дорога эта бывает разная: от хорошего асфальта, до грунтового лесного просёлка, пешеходной туристской тропы и даже езда просто по азимуту, прохождение ледников и речек вброд, а также многих других препятствий которых не встретишь просто проезжая на велосипеде по городу.
По маршруту группа движется с остановками — через каждые 40-50 минут, отдыхает 15-20 минут и движется снова. Интенсивность физических нагрузок в велотуризме ниже, чем в велоспорте и поэтому велотуризмом может заниматься практически любой здоровый человек в возрасте от 14-ти и более лет.
На обед группа останавливается, как правило, в живописном месте, разводится костёр для чая, завхоз выдаёт дежурным продукты и после отдыха группа снова движется по маршруту. Вечером выбирается место для установки палаток рядом должна быть вода, река или море для купания. Разводится костёр, ставятся котелки с водой для приготовления дежурными вечернего супа и чая. Распаковываются велорюкзаки, устанавливаются палатки, выкладываются коврики, спальники и другое личное, и общественное снаряжение. После плотного ужина — посиделки у костра, задушевные разговоры о велосипедах, велопоходах, о жизни. А утром, завтрак, сборы — весь распакованный лагерь укладывается в велорюкзаки и — на маршрут. На маршруте группа движется плотно, в пределах видимости, отстающих ждут. Если требуется помощь её оказывает вся группа, механик, доктор. На маршруте можно останавливаться в живописных местах, любоваться природой и отдыхать.
По пути посещаются различные достопримечательности, которыми так богата наша Украина, особенно Крым и Карпаты. Велотуризм — это умеренные, нагрузки в сочетании с эмоциональным восприятием красоты природы.
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма (пешеходным, водным, горным, авто-мото, парусным, спелео, лыжным), в Федерацию Спортивного Туризма Украины — ФСТУ (сайт ФСТУ). Почти в каждой области Украины существуют областные Федерации Спортивного Туризма которые занимаются развитием спортивного туризма. В областных федерациях работают комиссии по всем видам спортивного туризма а также районные, городские, ведомственные клубы туристов. В них можно обратиться, чтобы узнать о существующих секциях велотуризма в даном регионе.
Как и в любом виде спорта, обучение проходит от простого к сложному. Сложность велопохода определяется категорией, их шесть: 1-я категория сложности (далее к/с ) для начинающих, самая сложная – 6-я категория (см. табл. 2.1:
Таблица 2.1
Категории велопохода
Категория велопохода
Протяженность маршрута (не менее) — КМ
Рекомендованная продолжительность похода — дней
Запасные дни («днёвки»)
1
250
6
1
2
400
8
1-2
3
500
10
2
4
600
13
2-3
5
700
16
3
6
800
18
4
Велопоходы нового сезона 2010 года велотуристы Украины будут совершать по новым нормативам. Основной целью изменений предыдущих нормативов было приближение к нормативам, прежде всего, Российской Федерации, для возможности взаимного участия в велопоходах всех велотуристов стран – участниц СНГ.
Велопоход 1-й категории сложности протяженностью примерно 270-300 км прокладывается, как правило, по равниной части Украины, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). Веломаршрут походит, в основном, по асфальту, но можно и подальше от интенсивных дорог. В день необходимо проезжать 45-50 километров. К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте, где можно отдохнуть и покупаться в море.
Велотурист, который участвовал в велопоходе 1 к/с и затем, после зачёта похода, получил справку (сертификат) об участии, тем самым выполняет норматив 3-го взрослого разряда по спортивному велотуризму и может участвовать в велопоходах более высоких категорий сложности.
Веломаршруты более высокой категории сложности (со 2-й по 6-ю) имеют большую протяженность, могут быть приурочены к горным дорогам, а зачастую – практически к бездорожью.
В велотуризме понятие «Финиш» — это когда велопоход засчитывается и участникам выдаются сертификаты (справки). Для повышения своего разряда необходимо участвовать в более сложных категориях и иметь опыт руководства велопоходами.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Анализ туристских возможностей региона
Идеальное место для развития велотуризма в Украине — горный и степной Крым. Разветвленная сеть автотрасс, туристских троп, сельских дорог создает отличные полигоны для любителей велосипеда. Наиболее интересен и разнообразен для горного велотуризма юго-западный Крым (между городами Симферополь — Ялта — Алушта). Обилие прекрасных видов и исторических памятников, благоприятный климат, дороги средней степени сложности, средняя плотность распространения населенных пунктов — все это притягивает тысячи байкеров из Украины, России, Польши, Германии.
Южный берег Крыма — самый сложный район для велотуризма из-за больших перепадов высот, ограниченных пределов видимости на горных серпантинах и высокой плотности жилья и курортов. К трассам максимальной сложности можно отнести Ангарский перевал (758 м н.у.м.), пик Эклизи-бурун (1527 м н.у.м.); спуск по тропе с пещерного города Мангуп; подъем на плато Ай Петри (1234 м н.у.м.), а затем спуск в сторону Большого каньона Крыма.
Есть свои поклонники и у езды по равнинному Крыму, особенно по побережью Тарханкута, Казантипа и Керченского полуострова.
В Крыму возможен горный велотуризм любой сложности и для любого возраста. Но для того, чтобы группы путешествие не превратилось в муку, обязательно нужны хорошие маунтинбайки и крымские инструкторы, знающие особенности крымских велотроп.
Туризм, в т.ч. велосипедный, является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, составляющих порядка 30-35% мировых объемов торговли услугами.
Правительство АР Крым одним из приоритетных направлений стратегии социально-экономического подъема Крыма определяет туризм как потенциальную основу развития экономики республики и реальный фактор разрешения многих социально-экономических проблем человека и окружающей среды.
Стратегическая цель развития индустрии туризма к Крыму предполагает создание конкурентоспособного на мировом рынке туристического продукта и его стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
Туристический и рекреационный комплекс Крыма в настоящее время включает 632 предприятия отдыха и лечения. Санатории сосредоточены в основном на Южном берегу Крыма и курорте Евпатория. В то же время Юго-Восточный Крым располагает большой сетью пансионатов, а в горном Крыму имеется сеть туристических баз и приютов. Всё это способствует развитию также велосипедного туризма.
В условиях относительной экономической самостоятельности АР Крым настойчиво ищет пути создания рыночного хозяйственного механизма, реформ экономики в новых условиях. Согласно концепции развития экономики полуострова Правительством Автономной Республики Крым туристско-рекреационная отрасль признана одной из приоритетных.
Крым, обладая уникальными природными богатствами, ландшафтами, месторождениями лечебных вод и грязей, мощным культурно-историческим наследием, привлекает к себе отечественных и иностранных туристов.
Это подтверждает статистика — Крым занимает ведущее место на Украине в обслуживании экскурсантов (45.3% — 1998 г., 42% — 1999 г., 41.8% — 2009 г.), в обслуживании иностранных туристов (33.9% — 1998 г., 19.6% — 1999 г., 34% — 2009 г.), отечественных туристов (14.6% — 1998 г., 16% — 1999 г., 18% — 2009 г.).
Доля Крыма в объеме предоставляемых туристских услуг в целом по Украине составляет 22.6% — 1998 г., 20.4% — 1999 г, 24.4% — 2009 г.; в поступлениях платежей в бюджет от субъектов туристической деятельности — 29.3% — 1998 г., 27% — 1999 г., 26.7% — 2009 г.
В Крыму в 2009 г. туристическую деятельность осуществляли 655 субъектов предпринимательства, и в динамике по сравнению с 1966 г. их число увеличилось в 1.5 раза. Общее количество субъектов предпринимательской деятельности, получивших право на осуществление туристической деятельности в АР Крым, составляло 1052, т.е. 397 субъектов предпринимательской деятельности получили право на осуществление туристической деятельности, но не реализовали его.
В структуре объема реализации туристических услуг в АР Крым за 2009 г. наибольший процент занимает внутренний туризм (68.2%), на втором месте — иностранный (31%) и третьем — зарубежный (0.8%).Сравнивая эти показатели с 1996 г. (зарубежный туризм — 36%, внутренний — 35%, иностранный — 29%), можно отметить четкую тенденцию в переориентации политики правительства Крыма в течение последних пяти лет на развитие внутреннего и иностранного туризма.
Динамика соотношения въездного и выездного туризма в Крыму имеет положительное сальдо в 2009 г. (+124756 чел.), что в 3.8 раза больше, чем в 1996 г. (+32717 чел.). Структура базы размещения показывает, что в 2009 г. основную долю по приему иностранных и отчественных туристов в Крыму занимают гостиницы — 37%, далее идут турбазы — 22%, базы отдыха — 16%, санатории и пансионаты с лечением — 13.8%, частные места размещения — 9.7%.
Анализ динамики размещения с 1996 г. показывает, что ее структура в основном сохраняет свою направленность. Отмечается тенденция роста спроса на частные места размещения (1.8% — 1996 г., 9.7% — 2009 г.). Анализ динамики целей посещения за период 1996-2000 гг. говорит о постоянстве структуры: основной целью туристов при посещении Крыма является отдых (в среднем 68%), далее идет лечение (в среднем 10.4%), спортивно-оздоровительный туризм (в среднем 8.6%) и др. Развитие конгрессного туризма (проведение различных международных форумов, саммитов, симпозиумов) увеличило поток туристов, приезжающих с деловой, служебной целью, с 4% — 1996 г. до 12.1% — 2009 г.
Главным партнером АР Крым в сфере иностранного туризма за период 1996-2009 гг. является Россия (в среднем 82%), далее Беларусь (среднее значение 7%), Германия (2.5%) и около 60 других стран мира (7.4%).
В системе технологий туризма важную роль играет наличие базы санаторно-курортного и туристского комплекса. Структура санаторно-курортного и туристского комплекса АР Крым такова (см. Статистический бюллетень «Крым. Курорты. Туризм», 1996-2000): санатории, профилактории — 22%; пансионаты — 18%; туристические базы — 1%; кемпинги, мотели-кемпинги — 1%; детские оздоровительные лагеря, детские оздоровительные центры, оздоровительные лагеря — 12%; пансионаты с лечением — 2%; базы отдыха — 36%; туристические гостиницы — 4%; дома отдыха — 2%; спортивно-оздоровительные центры — 2%. Общее количество отдыхающих составило в 2006 г. 4400 тыс. человек, из них организованные — 900 тыс. человек, неорганизованные — 3500 тыс. человек.
Коэффициент заполняемости предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в Крыму составил в 1996 г. — 34%, в 1997 г. — 51.55%, в 1998 г. — 44.11%, в 1999 г. — 40.18%, в 2000 г. — 45.9%. Общий объем туристических услуг в АР Крым составил только в 2009 г. 194950.9 тыс. грн., затраты предоставляемых туруслуг — 161874.9 тыс. грн., платежи в бюджет — 29782.73 тыс. грн., количество туристов — 375298 чел., количество экскурсантов — 686657 чел., общее количество туродней — 3433043.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Описание нового веломаршрута и его особенностей
Трасса нового веломаршрута приурочена к следующим основным пунктам (см. приложение Д): Джанкой (начало маршрута, прибытие на поезде), Бакальская коса, Межводное, Тарханкут, Евпатория, Николаевка, Бахчисарай, Соколиное, Ай-Петри, Алупка, Байдарские Ворота, Севастополь, Фиолент, Севастополь (окончание маршрута, отправление на поезде).
Общая протяженность дистанции — 676 км(это несколько превышает норматив 2-й категории сложности, однако большая часть маршрута проходит по равнинной территории, по автодорогам).
От Джанкоя до Николаевки маршрут проходит в пределах степной части Крыма, перепад высот составляет от 0 м.н.у.м. до 50 м н.у.м. От Николавки до Ай-Петри происходит увеличение высотных отметок, максимум — плато Ай-Петри (высота 1234 м н.у.м.). После Ай-Петри вначале идет спуск на Южный берег Крыма (Алупка), затем — вновь подъем в горы (Байдарские ворота — Севастополь — Фиолент).
На маршруте повсеместно имеется топливо и питьевая вода (в населенных пунктах, в горной части Крыма — на рекреационных точках, обслуживаемых предприятиями Госкомлесхоза АР Крым, в частности — «Торопова дача» в районе Севастополя), возможности пополнения запасов продуктов питания — не ограничены.
При разработке трассы маршрута с активными способами передвижения были учтены требования высокой оздоровительной эффективности и содержательности маршрута. Построение трассы маршрута осуществлялось в рамках определенных лимитирующих факторов, таких как транспортные ограничения, малая пропускная способность объектов инфраструктуры, санитарно-эпидемиологическое состояние района путешествия, погодные условия и др. Кроме того, трасса предлагаемого веломаршрута достаточно безопасна и логична по построению.
Из-за неблагоприятных погодных условий или в случае недостаточной физической подготовленности самих туристов возможно сокращение маршрута, его прекращение практически в любой точке. Хорошо развитая транспортная инфраструктура Крыма позволяет туристу с велосипедом добраться на автотранспорте из любого населенного пункта или с любого отрезка многочисленных крымских автотрасс до городов с железнодорожными станциями (Севастополь, Евпатория, Симферополь и др.), а оттуда — вернуться домой.
Физические нагрузки на маршруте увеличиваются постепенно (отрезок пути по степной части Крыма), возрастая предельно ко второй трети путешествия. На этот же период запланировано прохождение наиболее сложных участков местности (подъем на плато Ай-Петри).
Режим походного дня обеспечивает необходимую ритмичность чередования нагрузок и отдыха. Режим дня зависит от района путешествия, сезона, физического и морального состояния группы и других факторов. На первую половину дня приходится две трети дневного перехода.
Разбивка трассы на участки дневных переходов, планирование дневок и составление графика движения группы проведено в зависимости от конкретных особенностей местности, технической сложностью прохождения пути, наличия экскурсионных объектов или природных достопримечательностей. При продолжительности похода в шесть – восемь дней запланирована одна дневка в середине пути, при продолжительности более девяти дней – две дневки. Переходы не занимают в день более 5 – 6 часов.
График движения по маршруту отражен в следующей таблице 2.2:
Таблица 2.2
График движения по маршруту
День пути
Пункт отправления
Пункт назначения
Расстояние, км.
Чистое время движения, ч.
Средний темп движения, км/ч.
первый
Джанкой
Бакальская коса
115.3
6
19.2
второй
Бакальская коса
Оленевка
87.7
5
17.5
третий
Оленевка
Атлеш
33.0
4
8.3
четвертый
Атлеш
Донузлав
69.0
5
14.0
пятый
Донузлав
Николаевка
100.0
6
16.7
шестой
Николаевка
Соколиное
88.7
5
17.7
седьмой
Соколиное
Ай-Петри
26.3
4
6.6
восьмой
Ай-Петри
Алупка
45.0
4
11.2
девятый
Алупка
дневка
0
0
0
десятый
Алупка
м. Фиолент
95.7
5
19
одиннадцатый
м. Фиолент
дневка
0
0
0
последний
м. Фиолент
Севастополь
15
2
7.5
ИТОГО
675.7
46
14.7
Краткое описание апробированного веломаршрута по дням (апробация маршрута состоялась в период со 3 по 16 июля 2009 года):
День первый.Джанкой-Камышное-Стерегущее-Бакальская коса. В Джанкой приехали рано утром. После сборки велосипедов выехали в направлении на Воинку. На Раздольненском канале устроили отдых с перекусом. На ночлег решили остановиться на Бакальской косе — месте довольно пустынном. За день проехали 115,3 км.
День второй. Бакальская коса-Межводное-Оленевка. С Бакала выехали в 9:30. Приехав в Межводное, были там до 19:00 — было очень жарко, а вода в заливе прогрелась до 28 градусов. После спада жары поехали в Оленевку при встречном ветре, который нас сильно вымотал. на ночлег остановились прямо на берегу Караджинской бухты. Проехали 87,7 км.
День третий.Джангуль-Атлеш. Делали вылазку в урочище Джангуль… После возвращения в Оленевку поехали вдоль берега на Атлеш, где и остановились на ночлег. За день проехали 33 км.
День четвертый.Выезд на шоссе (Марьино) Новоивановка — оз. Донузлав. Выехали с Атлеша в направлении Окуневки. Дорога оставляла желать лучшего. Ехали по степи, за кончился запас воды, пришлось заправляться на овцепоилке. Выехав на шоссе у Марьино, проехали через Знаменское и Медведево и остановились на ночлег на берегу оз.Донузлав. За день проехали 69 км.
День пятый.Оз.Донузлав-Евпатория-Николаевка. Этот участок не был чем-то примечательным, если не считать внушительного расстояния, пройденного за день — 100 км. Небольшую остановку сделали в Евпатории. В 9 вечера приехали в Николаевку и остановились на ночлег в недостроенном пансионате. Это решение было связано с надвигающейся грозой, на которую мы не рассчитывали.
День шестой.Николаевка-Бахчисарай (водопр.кран) – Соколиное. Утром нас поднял охранник, который заметил непрошеных постояльцев. Выехав из Николаевки, мы поехали в направлении Бахчисарая через Вилино и Кочергино. Окружающая местность представляла собой довольно ровную степь. Спустившись в Бахчисарай, мы выехали на Ялтинское шоссе и добрались до Соколиного, точнее, до поляны в 2 км от села, где и заночевали. За день проехали 88,7 км.
День седьмой.Соколиное -г.Ай-Петри. Утром двумя группами по очереди поднимались пешком на Сююрю-Кая. Очень красивый вид на Большой каньон Крыма. К вечеру поднялись по серпантину на Ай-Петри и заночевали в молодом сосняке неподалеку от приюта, в который нас не пустили. За день проехали 26,3 км.
День восьмой.Учансу-Поляна Сказок-Алупка. Ночевка была очень холодная — около 2 градусов. Рано утром, до восхода солнца, выехали к зубцам, чтобы встретить этот самый восход. Потом спустились в Ялту, посетили Поляну Сказок, Ласточкино Гнездо, по нижнему шоссе доехали до Воронцовского дворца. На ночлег остановились в Воронцовском парке, на обрыве у моря. За день — 45,0 км.
День девятый.Днёвка. Весь день стоим в Алупке: купаемся, едим мидий, отдыхаем.
День десятый.Алупка-Байдарские Ворота-м.Фиолент. Завершающий этап маршрута проходил сначала по старому севастопольскому шоссе до поворота на Форос, затем поднялись на Байдарский перевал, через Орлиное выехали на севастопольскую трассу. Заехав в Севастополь для пополнения продуктов, мы свернули на мыс Фиолент, где и заночевали. За день проехали 95,7 км.
День одиннадцатый.Мыс Фиолент. Дневка. Отдых и купание на Фиоленте.
День двенадцатый.м.Фиолент-Севастополь (поезд). Вернулись в Севастополь и прибыли на вокзал. За день проехали 15 км.
ИТОГО: Двенадцать дней (10 дней – непосредственно велопробег, 2 дня — днёвки), общая протяженность веломаршрута — 676 км. Чистое время движения на велосипеде за 12 дней — 46 часов, средняя скорость — 14.7 км/час.
Особенности питания на веломаршруте заключаются в следующем. При расчете питания был соблюден основной принцип теории сбалансированного питания – динамическое равновесие между количеством поступающей с пищей энергии и энергозатратами организма. Продукты должны включали оптимальное количество жиров, белков и углеводов, были насыщены витаминами и минеральными солями, обладали минимальным весом, хорошей транспортабельностью, имели длительный срок хранения. Основное требование к подбору продуктов для похода – легкость и быстрота приготовления различных блюд.
В зависимости от тактики маршрута режим питания может быть двух, трех и четырехразовым. На описываемом веломаршруте питание было трехразовым (горячее и сухим пайком). На завтрак отводится 35 процентов дневного рациона, на обед — 40, на ужин – 25. При двухразовом горячем питании, например на экстремальных маршрутах, на завтрак планируют 40 процентов суточной нормы калорий, на ужин – до 35, а остальное отводится на питание на больших и малых привалах.
Питание было разнообразным. Меню составлялось на три дня, а затем повторялось. Примерное меню на одного человека составляется в виде таблицы (табл. 2.3):
Таблица 2.3
Примерное меню на 1 человека в день на веломаршруте
день
Наименование приема пищи
Меню
первый
Завтрак
Кофе, бутерброды с колбасой и сыром
Обед
Борщ, макароны «по флотски», чай.
Ужин
Сок фруктовый, сыр, гуляш с картошкой
второй
Завтрак
Кофе, каша овсяная со сгущенным молоком
обед
Уха, котлеты с вермишелью, чай
ужин
Пицца с ветчиной и сыром, сок яблочный
третий
завтрак
Кофе, каша гречневая
обед
Суп овощной, пельмени, чай
ужин
Сок яблочный, гуляш, пирожки с капустой
Необходимый набор продуктов покупается в основных населенных пунктах по маршруту (Джанкой, Оленевка, Николаека, Алупка, Севастполь и др.). Обеды готовились частично на костре, частично – приобретались на предприятиях общественного питания в вышеуказанных населенных пунктах.
Средняя стоимость питания на 1 человека в день составляет 30 грн.
продолжение
--PAGE_BREAK--3 Материально – техническое обеспечение, смета расходов и обоснование экономической целесообразности нового веломаршрута
3.1 Перечень необходимого инвентаря и снаряжения
Требования к снаряжению зависят от условий и характера туристского путешествия. Снаряжение должно быть легким, прочным, надежным, удобным в употреблении и по возможности универсальным. Кроме того, снаряжение должно допускать взаимозаменяемость предметов при утере или поломке отдельных из них. Общая характеристика снаряжения приведена в табл. 3.1.
Наименование
Количество, штук
Масса, кг
Стоимость, грн.
1. Группового пользования
5
10
1500
Итого
―
2.Личного пользования
10
50
800
Итого
―
3. Специального назначения.
3.1 Группового пользования
1
2
500
3.2 Личного пользования
10
1
100
На одного туриста
1.5
55
1200
Таблица 3.1
Общая характеристика снаряжения
К снаряжению группового пользования относятся: палатки (4 палатки 4-х местные), походная переносная плита («Шмель). К снаряжению специального назначения — ремонтный набор (стандартный), запчасти к велосипедам. К снаряжению личного пользования относятся рюкзак, спальный мешок и т.д. Снаряжение группового пользования и специального назначения берется в аренду у туристского предприятия. Условно сумма платы за прокат снаряжения составляет 10% его стоимости.
3.2 Состав медицинской аптечки
Содержимое аптечки предусматривает оказание помощи при всевозможных опасностях, травмах и заболеваниях, обусловленных как неправильными действиями туристов, так и условиями проведения путешествия. В частности, термические ожоги, ранения острыми и колющими предметами, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясение мозга, потертости, мозоли, отравления продуктами питания или ядовитыми дикорастущими растениями и грибами, желудочно-кишечные заболевания, острая сердечная недостаточность, обмороки, отморожения, переохлаждения, простудные заболевания, воспаление легких, тепловой удар, солнечный удар, снежная слепота, засорение глаз, поражение электричеством, ранения дикими животными, укус ядовитых змей и насекомых. Перечень составляющих медицинской аптечки для разрабатываемого маршрута оформляется в виде таблицы 3.2.
Таблица 3.2
Перечень составляющих медицинской аптечки для маршрута
Наименование
Количество
Масса, кг
1. Перевязочный материал
10
0.1
12
2. Антисептики
5
0.2
11
3. Обезболивающие и жаропонижающие
5
0.1
15
4. Антибиотики
10
0.1
7
5. Сердечно-сосудистые
2
0.1
3
6. средства при желудочно-кишечных заболеваниях
10
0.05
8
Итого
42
0.65
56
На одного туриста
4.2
0.065
5.6
продолжение
--PAGE_BREAK--3.3 Смета расходов
Расходы на организацию и проведение велотура включают транспорт (в т. ч. трансфер), продукты питания, прокат снаряжения и инвентаря, аптечка, ремонтный набор, экскурсионное обслуживание, услуги инструктора, страховка (см. табл. 3.3).
Загранпаспорт и визы для жителей Украины и СНГ не требуются.
Таблица 3.3
Смета расходов
Статья расходов
Сумма
На группу
На одного туриста
1. Транспорт (в т. ч. трансфер)
2000
200
2. Продукты питания
3300
330
3. Прокат снаряжения и инвентаря
1200
120
4. Аптечка
56
5.6
5. Ремонтный набор
500
50
6. Экскурсионное обслуживание
2000
200
7. Услуги инструктора
5000
500
8. Страховка
1000
100
9. Загранпаспорт и визы
0
0
Итого
15056
1505.6
Таким образом, расходы на организацию и проведение велотура (т.е. себестоимость велотура) составляют 1505.6 грн. на 1 человека.
3.4 Обоснование экономической целесообразности веломаршрута
С учетом целей турфирмы, в практике маркетинга разработаны следующие методы ценообразования:
1) Ценообразование на основе издержек.
2) Ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции;
3) Ценообразование с ориентацией на спрос.
Ценообразование на основе издержек (затратный метод) основан на калькуляции издержек производства, обслуживания, накладных расходов, желаемой прибыли.
Он используется предприятиями, которые хотят получить прибыль от инвестиций. При этом выясняется нижний предел цены, ниже которого она не должна падать.
Нами будет использован именно такой подход.
Расходы на организацию и проведение велотура включают транспорт (в т. ч. при установлении рентабельности маршрута необходимо учитывать современные рыночные условия и результаты маркетинговых исследований. В курсовой работе рекомендуется принять допустимый уровень рентабельности от 5 до 25 %.
Помимо учтенных в стоимости тура прямых затрат, фирма несет также и постоянные издержки по организации и реализации данного и других туров. Эти издержки формируются в целом по предприятию, а затем распределяются на отдельные виды туров.
Такое распределение может проводится разными способами, но наиболее близким считается способ, при котором фирма часть маржинального дохода (ориентировочно 25%) каждого тура направляет на оплату постоянных затрат.
Также необходимо учесть, что в некоторые статьи расходов заложен НДС, сумму которого необходимо исключить из себестоимости маршрута для избежания двойного налогообложения.
Расчеты по обоснованию экономической целесообразности предлагаемого веломаршрута отражены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Расчеты по обоснованию экономической целесообразности нового
веломаршрута
№ п/п
Наименование калькуляционных статей
Показатель
1
Себестоимость маршрута на 1 человека, грн.
1505.6
2
Рентабельность, %
25
3
Прибыль от реализации, грн. (п. 1×п. 2)
376.4
4
НДС, грн. ((п. 1+п. 3) ×0,2)
376.4
5
Продажная цена тура, грн. (п. 1+п. 3 +п. 4)
2258.4
6
Маржинальный доход от продажи 1 тура, грн. (п.5-п.1-п.4)
376.4
7
Объем реализации в год, шт.
100
8
Выручка от реализации в год, грн. (п. 7×п. 5)
225840
9
Маржинальный доход в год, грн. (п. 6×п. 7)
37640
10
Постоянные затраты в год, грн. (п. 9×0,25), в т.ч. аренда помещения, аренда компьютера, коммунальные платежи, заработная плата агента по продаже туров и прочее в составе этого веломаршрута
9410
11
Прибыль валовая в год, грн. (п. 6-п. 10)
28230
12
Налог на прибыль, грн.
7057.5
13
Чистая прибыль в год, грн. (п. 11-п. 12)
21172.5
Таким образом чистая прибыль от нового велотура по Крыму для турпредприятия ООО «Вело-Крым» за год при условии продажи не менее 10 велотуров по 10 человек составляет 21172.5 грн. Предложенный нами новый веломаршрут по Крыму является экономически выгодным.
продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
На современном этапе развития туризма, для того чтобы удовлетворить все потребности туриста, фирма должна предоставлять весь комплекс туристических, услуг в который входят турпродукт и турпакет.
Туристический продуктсостоит из разработанного комплекса туристических услуг, включающего не менее двух таких услуг, реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав, которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, на связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.).
Турпакет– это пакет документов выдаваемых на руки туристу таких как: туристическая путевка, ваучер, страховой полис, экземпляр договора клиента с турфирмой, билеты на транспорт и виза (если это предусматривается договором обслуживания), информационные листки (в них клиент может почерпнуть информацию о гостинице, экскурсиях, инфраструктуре доступной в месте отдыха цены на некоторые предлагаемые услуги в месте отдыха и другую важную и интересную информацию) экскурсионная программа и другие необходимые документы.
В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности: 1) установление нормируемых характеристик услуги; 2) установление технологии процесса обслуживания туристов; 3) разработка технологической документации; 4) определение методов контроля качества; 5) анализ проекта; 6)представление проекта на утверждение.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.). В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия. Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Разработка конкретного туристского маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров. Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы: 1) исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута; 2) маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута; 3) определение типа маршрута; 4) построение эскизной модели маршрута; 5) привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения; 6) разработка схемы безопасности на маршруте; 7) разработка паспорта маршрута; 8) согласование паспорта с соответствующими службами; 9) пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений; 10) утверждение паспорта маршрута. После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками.
Все эти требования находят свое отражение в следующих документах:
1. Технологическая карта маршрута (приложение А) и график загрузки туристского предприятия (приложение Б). При разработке технологической карты маршрута определяются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерное (ожидаемое) количество туристов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.
2. Паспорт маршрута (приложение Г), картографический материал (приложение Д). Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.
3. Рекламно-информационный листок (приложение В). Туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэтому информационный листок обязательно должен прилагаться в комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фирме, условия безопасности туристов на маршруте, необходимые контактные телефоны для связи с посольством, с принимающей фирмой. В нем могут содержаться и другие документы: памятка-программа тура, карты, проспекты и т.д.
4. Каталог маршрута – красочный информационный каталог, в котором отражается вся информация по маршруту.
Технология туристской деятельности была рассмотрена нами на примере велотура по Крыму. Велосипедный туризм – не совсем обычный и очень интересный вид активного отдыха. Трудно описать ощущения, когда несешься лесными дорогами и тропами на горном велосипеде, обгоняя пешеходные группы туристов. Через мгновение открывается то панорама Крымских гор, то снова ущелье, а над головой — десятки метров грозных скал. Время для горного байкера сжимается, а объем информации и впечатлений многократно увеличивается. Поклонники этого вида туризма освоили Крым уже давно. Развитая сеть дорог, разнообразные ландшафты и достопримечательности, удобные места для стоянок и лагерей всегда привлекали туристов на велосипедах.
Равнинный и предгорный Крым, Тарханкутский и Керченский полуострова очень удобны для велосипедистов, особенно начинающих, из-за пологого рельефа, незагруженных автодорог, наличия удобных мест для стоянок на побережье. Горный Крым, южное и юго-восточное побережье в этом плане несколько сложнее. Здесь более пересеченный рельеф, автомагистрали сложные, извилистые, заполнены автомобилями, мест для стоянок на берегу моря не так много. Поэтому сюда едут, как правило, более подготовленные велосипедисты. Предгорный и горный Крым — идеальное место для любителей маунтин-байка (горного велосипеда). Сочетание самых разнообразных форм рельефа, со значительными перепадами высот, экзотические ландшафты и пейзажи, наличие древних вьючных троп (удобных для велосипеда) сделали этот район Крыма очень популярным для поклонников горного велосипеда. Здесь ими проводятся всевозможные соревнования, слеты и велоралли, на которых демонстрируют мастерство, обмениваются информацией, общаются тысячи поклонников маунтин-байка. Проводятся в Крыму и чемпионаты Украины по маунтин-байку. Немаловажную роль при этом играет наличие рядом с горами черноморского побережья, где всегда есть возможность расслабиться и отдохнуть от велосипедных трудов.
В Крыму множество клубов и турфирм, которые занимаются прокатом велосипедов и планированием маршрутов. Впрочем, невзирая на все плюсы, специалисты выносят строгий вердикт: «материальная база для развития планового велотуризма в Крыму отсутствует, нет специализированных стоянок с мастерскими и наличием запчастей. Хотя выход, как выясняется есть — развивать велотуризм в рамках концепции автономных групп. Эта концепция предусматривает организацию походов для групп по 6-10 человек с автономным транспортным сопровождением. Снаряжение при этом делится на личное (рюкзак, спальный мешок и т.д.) и групповое (палатки, переносная плита, ремонтный набор, запчасти к велосипедам)» [6, с. 2].
Чистая прибыль в год при условии продажи не менее 10 велотуров по 10 человек составляет 21172.5 грн. Предложенный веломаршрут по Крыму является экономически выгодным.
Развитие велосипедного туризма — перспективное направление в турбизнесе, особенно для территории Крымского полуострова.
продолжение
--PAGE_BREAK--Список использованной литературы
Закон Украины «О туризме» (в редакции от 18.11.03 г. № 1282-IV).
Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Программы развития Крыма как круглогодичного общегосударственного и международного курортно-рекреационного и туристического центра» от 29.01.2003 № 133.
Государственная программа развития туризма на 2002-2010 гг., утв. Постановлением Кабинета Министров Украины 29.04.2002 № 583.
Концепция развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года", утв. Кабинетом министров Автономной Республики Крым 12.07.2002 за №329-p.
Бачинская А. Развитие велосипедного туризма в Крыму. — Крымская правда, 2003, № 145, с. 2.
Веткин В.А. Технология создания туристского продукта. – М.: Гросс-Медиа, 2008. – 320 с.
Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/ А.П. Дурович — 4-е изд., стереотипное. — Мн.: Новое знание, 2004. ¾ 496 с.
Дурович А.П. Организация туризма. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — Мн.: Новое знание, 2001. ¾ 432 с.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов /Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 1998. ¾ 787 с.
Ладыженская Р.С. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов специальностей гостиничного хозяйства и туризма. – Харьков, ХГАГХ, 2004. – 214 с.
Организация туризма: Учебное пособие / А.П.Дурович, Г.А.Бондаренко, Т.М.Сергеева и др. – 3-е изд-е. – Мн.: Новое знание, 2006. – 640 с.
Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. — М.: Советский спорт, 2000. ¾ 200 с.
Рудяк Ю., Кузнецов В., Клименко А. Всё об учете и организации туристической деятельности. – 2-е изд., перераб. и доп. – Х.: Фактор, 2005. – 276 с.
Состоялся ли курортный сезон-2006 в Крыму? – Дайджест мнений. — Новости турбизнеса, № 21, 2006, с. 6-7.
Слепокуров А.С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. — Симферополь: СОНАТ, 2000. ¾ 100 с.
Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 352 с.
Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие. – 2-е изд, стер. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.
Яновская Н.В. Туризм: Организация и учет. — 2-е изд., перераб… — Х.: Фактор, 2000. ¾ 229 с.
ООО «Вело-Крым»
(наименование туристского предприятия, обслуживающего маршрут)
Технологическая карта
туристского путешествия по веломаршруту Джанкой-Тарханкут-Бахчисарай_Ай-Петри-Севастополь на 2010г.
(наименование маршрута)
1. Основные показатели маршрута
Вид маршрута велосипедный
Категория сложности
вторая
Протяженность маршрута (км)
676
в т. ч. пешком (на лыжах)
на лодках (плотах)
Продолжительность путешествия (сут.)
Число туристских групп
10+2 днёвки
10
Число туристов в группе
10
Всего туристов по маршруту
100
Всего человеко-дней обслуживания
1200
Начало обслуживания на маршруте первой группы
Начало обслуживания на маршруте последней группы
1 мая
Конец обслуживания последней группы
1 октября
Стоимость путевки
2258.4 грн.
№ п/п
Месяц
Число туристов в месяц
График заезда туристских групп по месяцам
Число групп в месяц
1
2
3
4
5
1
май
20
1 мая, 15 мая
2
2
июнь
20
1 июня, 15 июня
2
3
июль
20
1 июля, 15 июля
2
4
август
20
1 августа, 15 августа
2
5
сентябрь
20
1 сентября, 15 сентября
2
Адрес туристского предприятия, с которого начинается путешествие
г. Джанкой, ул Вокзальная, 1 (филиал ООО «Вело-Крым»)
--PAGE_BREAK--