Оглавление
Введение
Специфика проведения пешеходных экскурсий
1.1 Сущность и классификация экскурсий
1.2 Особенности пешеходных экскурсий
1.3 Специфика показа объектов используемых при проведении пешеходных экскурсий
1.4 Составление маршрута пешеходной экскурсии
2. Методическая разработка путевой информации к экскурсии «Ростов — литературный»
2.1 Контрольный текст экскурсии «Ростов-Литературный»
2.1.1 Объект показа: памятник Шолохову, «Дончанка», «Нахаленок» и «дед Щукарь»
2.2 Индивидуальный текст к одному из десяти участков экскурсии«Ростов — литературный», подтема «Литературная набережная»
2.3 «Портфель экскурсовода» к одному из десяти участков экскурсии «Ростов — литературный» «Литературная набережная»
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Цель курсовой работы состоит в анализе специфики проведения пешеходной экскурсии. Раскрыть понятие самой экскурсии, правила ее подготовки и проведения. Показать, что экскурсия являет собой колоссальный труд группы людей, которые разрабатывают специальный маршрут, готовят «портфель экскурсовода», индивидуальный текст для данной экскурсии, собирают интересный для экскурсантов материал.
Экскурсии для их участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от знаний экскурсовода, его жизненного опыта, коммуникабельности и ораторского искусства. В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона. Экскурсовод должен уметь заставить экскурсантов не только смотреть и слушать, но и сопереживать вместе с ним.
Задача курсовой работы показать технику и методы работы экскурсовода, а также раскрыть приемы, используемые при пешеходных экскурсиях, чтобы достичь максимального результата.
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
В практической части курсовой работы, я наглядно покажу методическую разработку тематической 3-х часовой автобусной экскурсии по г. Ростову-на-Дону — «Ростов — литературный». Подготовлю индивидуальный текст по одному из десяти отрезков этой экскурсии.
Все эти цели и задачи мне предстоит раскрыть в данной курсовой работе.
Специфика проведения пешеходных экскурсий
1.1 Сущность и классификация экскурсий
Понятие «экскурсия» согласно толкованию Б.В.Емельянова «являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы»[1,21].
Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией.
Общими признаками для всех экскурсий являются:
1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов.
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения. Наиболее актуальной нам представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:
1) по содержанию;
2) по составу участников;
3)по месту проведения;
4) по способу передвижения;
5) по продолжительности;
6) форме проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические. По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.
Обзорные экскурсиихарактеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.
Тематические экскурсиипосвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.
По составу участниковв первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.
По месту проведенияэкскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
По способу передвиженияразличают пешеходные и транспортные экскурсии.
Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии – высокаястепень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных), но все имеют одинаковую ценность.
1.2 Особенности пешеходных экскурсий
Пешеходные экскурсии становятся все более популярными вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневренность группы на маршруте, дают участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, представить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии – логический, последовательный зрительный ряд.
Длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должно превышать 6 километров, а загородных 10-12 километров.
Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута.
Пешеходные экскурсии имеют характерные особенности: они охватывают большую территорию, объекты показа расположенные недалеко друг от друга, темп экскурсии медленный, экскурсовод делает больше пауз. Особенно важно для пешеходных экскурсий определить точки осмотра. Так же экскурсоводу необходимо учитывать уровень физической подготовки экскурсантов, чтобы никто не отставал, не устал, но при этом экскурсию не стоит превращать, а обычную прогулку с преобладанием элементов пассивного отдыха: длительным сидением на скамейках, бревнах, пнях, бесцельных хождения по лесу, парку.
Немаловажным является и незначительные денежные затраты для организации и проведения пешеходных экскурсий.
В обзорных и загородных экскурсиях чаще всего используются комбинированные экскурсии, которые сочетают в себе экскурсию с использованием транспортных средств, включая пешеходную.
Наибольшим успехом пешеходных экскурсий пользуются природоведческие, геологические и ботанические экскурсии. Человек, уставший от мегаполиса, хочет приблизиться к природе.
Экскурсия по ботаническому саду позволяет, и оздоровиться, находясь в экологически чистом месте, и познать растительность той местности, где проходит экскурсия. Таким образом, эти экскурсии сочетают в себе два важных качества: познания и отдыха.
Специфика показа объектов используемых при проведении пешеходных экскурсий
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.
В пешеходных экскурсиях к объекту показа экскурсанты приближаются постепенно в сопровождении рассказа экскурсовода. Экскурсовод, как бы, готовит экскурсантов к просмотру объекта, привлекает их интерес к каким-то тонкостям и деталям. По мере приближения экскурсантов к объекту внимание их обостряется, и впечатление от увиденного вызывает наибольший результат.--PAGE_BREAK--
Для экскурсии характерны два вида внимания – произвольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью
полученной устной информации, контрастностью, например, памятника архитектуры с другими зданиями, расположенными рядом. Внимание, его направленность и устойчивость на экскурсии во многом зависят и от таких качеств людей, как добросовестность, трудолюбие, терпение, желание пополнять свои знания.
Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания. «Объем внимания – количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени» Необходимо при показе объектов опираться на такую особенность сознания, как распределенность внимания— способность экскурсанта при одновременном наблюдении нескольких объектов, находящихся в поле его зрения, распределять свое внимание между этими объектами и правильно дозировать его в целях лучшего усвоения экскурсионного материала.
Экскурсовод должен учитывать такое качество внимания, как его легкую отвлекаемость. Это важно при проведении экскурсий по оживленным городским улицам, где внимание участников постоянно отвлекают посторонние предметы, не являющиеся объектами показа (транспорт, прохожие, неожиданное появление пожарной или санитарной машины). Отвлекаемость обычно возникает при малой интенсивности внимания. Усиливается рассеянность на экскурсии под влиянием и таких факторов, как разговоры соседей, внешние шумы. Некоторые экскурсанты легко переключают внимание с объекта на объект («порхающее» внимание).
Экскурсоводу нужно учитывать усталость людей, если они приходят на экскурсию после окончания рабочего дня. У таких экскурсантов появляется рассеянность, с трудом удается добиться интенсивности их внимания. Кроме того пешеходная экскурсия – это большая физическая нагрузка и не каждый может долго находиться на ногах в оживленных местах.
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.
Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.
Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. В автобусных экскурсиях такой объект проезжается и можно переключить внимание на объект, касающийся темы экскурсии. Сложнее в такой ситуации при пешеходных экскурсиях.
С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями:
а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей;
б) умолчать об объекте;
в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.
При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.
Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав, опасных зон в работающих цехах и т.д.
В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.
Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры.
На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений
1.4 Составление маршрута пешеходной экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.[1.128]
Экскурсионная методика требует, чтобы интерес к экскурсии, ее теме и содержанию формировался заранее перед началом экскурсии и во вступительном слове экскурсовода.
«Исходный пункт должен дать завязку экскурсионного маршрута, и притом так, чтобы в дальнейшем развитии экскурсии постепенно получалось более полное выявление экскурсионного сюжета; конечный пункт должен намечаться так, чтобы в нем можно было закруглить и обобщить экскурсионный материал всего маршрута и таким образом подвести итог всей экскурсии».
Маршрут строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.
В пешеходных экскурсиях необходимо выбирать маршрут с меньшим количеством транспорта по бульварам, скверам. Переход между объектами не должен занимать 10–15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе.
Для выбора маршрута пешеходных экскурсий, необходимо выбрать небольшой участок, так как пешеходные экскурсии отличаются небольшой протяженностью, но так, чтобы на этом участке было достаточно объектов показа. При отборе объектов, необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следующим критериям:
— познавательная ценность объекта;
— известность объекта, с которыми обязательно хотят познакомиться экскурсанты;
— экзотичность объекта, его неповторимость;
— выразительность, под, чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое взаимодействие с окружающей средой;
— сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;
— месторасположение, удобство при размещении группы при осмотре объекта.
В экскурсионной практике принято в двух — трехчасовой обзорной городской экскурсии использовать 15-30, в тематической – 10-15 объектов. В экскурсиях не следует стремиться к чрезмерному увеличению числа объектов показа, это мешает глубине освещения темы. Недостаточное же их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также не способствует повышению качества экскурсии.
Маршруты строятся по хронологическому, тематическому и тематико-хронологическому, или комплексному принципу. Ввиду разбросанности объектов по городу выдержать хронологический принцип при составлении маршрута сложно или даже невозможно. Преимущественно используется тематический принцип, с учетом которого разработано большинство тематический экскурсий.
В следующей части курсовой работы я продемонстрирую методическую разработку трехчасовой автобусной экскурсии по г. Ростову-на-Дону «Ростов – литературный», где конечным объектом будет пешеходная экскурсия по бульвару Пушкинский.
Я на практике применю все навыки показа и рассказа при проведении пешеходной экскурсии на данном участке.
2. Методическая разработка путевой информации к экскурсии «Ростов — литературный»
2.1 Контрольный текст экскурсии «Ростов – литературный»
Вступление
Значительное количество памятников Дона связано с литературной жизнью в крае. Ряд из них носит мемориальный характер и отражает целые вехи в биографии и творческой деятельности русских и советских писателей.
Вот и сегодняшняя наша экскурсия, посвященная литературному прошлому Ростова «Ростов-литературный» началась от памятника «Витязя».
Объект показа: Дом с мемориальной табличкой Семина В.Н., Бахарева А.А.
На фасаде дома по улице Энгельса, 30, в котором жил и работал писатель Александр Арсеньевич Бахарев, с 1950 по 1974 год, установлена мемориальная доска.
Судьба Александра Бахарева типична для многих писателей его поколения. Вначале комсомольский работник, затем – журналист. Журналистика и вывела его на путь писательской деятельности. Накопленные наблюдения и раздумья газетчика над и вопросами жизни щедро использовались Бахаревым в художественных произведениях. В Ростове Александр Арсеньевич Бахарев поселился в послевоенные годы. Прожил на Дону четверть века. В 1953 году появилось его первое крупное произведение – повесть «Большой поток». Через 10 лет увидела свет его вторая повесть – «Северные гроздья». Ряд лет напряженного труда отдал Бахарев созданию романа «Человек прячет глаза». Этому произведению суждено было стать главной книгой автора. Хочется привести высказывание В.Закруткина, об этом самом замечательном произведении Бахарева, в котором автор глубоко и страстно выразил «сыновью любовь к родной земле и ее полям, к честным труженикам, ненависть ко всем, кто сознательно или по неведению приносит вред земле и землевладельцам».
В кратком очерке, разумеется, всего не скажешь ни о жизни, ни о творческом пути писателя. Но нельзя не отметить, Что Александр Бахарев вел большую общественную работу. На протяжении 14 лет он возглавлял Ростовскую писательскую организацию. Был депутатом областного совета. За свою деятельность отмечен государственными наградами.
Бахарев жил и работал в этом доме на третьем этаже, а этажом выше, с 1970 по 1978год жил Виталий Семин.
Семин стал писателем имея за плечами немалый опыт, приобретенный в выпавших на его долю испытаний. Ростовский школьник, подростком угнанный во время войны в Германию, на долгие три года он был обречен на невыносимые муки страдания в концлагере. После войны вернувшись в родной город, он работал на заводе, учился в вечерней школе, затем в Ростовском пединституте, из которого за год до окончания был изгнан.
Его роман «Нагрудный знак ОСТ» — стал главной книгой писателя. Молодой прозаик следовал своему литературному кредо неукоснительно. И хотя его нещадно критиковали, пытались сбить с избранного пути, писатель, веривший в конечную победу добра над злом, неутомимо гнул свою линию, не шел на компромиссы, проявив завидное упорство и стойкость. Вот почему он смело показывал теневые стороны нашей жизни, негативные явления, недостойные человеческого рвения, поступки людей. продолжение
--PAGE_BREAK--
Объект показа: здание бывшей редакции газеты «Приазовский край», в которой работали писатели А.И.Свирский с 18933 по 1895г., А.С.Серафимович с 1896 по 1898г.
Одна из улиц Ростова названа в честь А.С.Серафимовича. Александр Серафимович Серафимович (Попов) родился в казачьей семье в станице Нижнее-Курмоярской, ныне Цимлянский район Ростовской области, в семье есаула.
Прославленный автор классического «Железного потока» и многих других выдающихся произведений.
Александр Серафимович в ранний период своей деятельности жил и работал в Ростове, а затем не раз бывал в нашем городе и в дореволюционные годы, и в советское время. О пребывании его в Ростове свидетельствует мемориальная доска, укрепленная на фасаде здания фабрики цветной печати. Её текст гласит: «Здесь, в редакции газеты «Приазовский край» в 1896-1898 гг. Работал писатель Серафимович (Попов) Александр Серафимович (1863-1949гг)».
Сотрудничая вначале в «Приазовском крае», а затем в газете «Донская речь», Серафимович помещает в них острые, злободневные корреспонденции, затрагивающие важные вопросы трудового народа. Только за один 1899г. Он опубликовал в «Донской речи» 10 фельетонов о различных неприглядных явлениях ростовской действительности. Среди них «гангрена», «Сумерки» и другие.
Объект показа: дом, где работал А.А. Фадеев.
На старинной улице Шаумяна в доме №33 в 1959 году была торжественно открыта мемориальная доска: «Здесь в редакции газеты «Советский юг» в 1924-1926 гг. работал писатель Александр Александрович Фадеев. Проживая в этом доме, он написал известный роман «Разгром».
Работая в редакции, А.А.Фадеев бывал в различных районах и городах края, выступал на рабочих собраниях, писал статьи в местной печати. В эти годы А.А.Фадеев совершенствовал свое писательское мастерство.
10 января 1925 года А.Фадеев впервые прочитал друзьям начало романа «Враги» (Так первоначально назывался «Разгром»). А через полгода в «Советском юге» появился отрывок этого романа, его первая публикация. После выхода в 1927 году «Разгрома», Фадеев становится популярным писателем.
Благодаря усилиям и напористости Фадеева, у литераторов донского края появился свой журнал «Лава». Став во главе журнала, Фадеев немало сделал для воспитания молодой писательской поросли. При его участии литераторы Ростова набирали силы.
До наших дней художественная монументальность произведений, все творчество писателя не потеряли своей значимости.
2.1.1 Объект показа: памятник Шолохову, «Дончанка», «Нахаленок» и «дед Щукарь»
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа Области Войска Донского.
В 1925 году М.Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон». Осенью 1926 года Шолохов с семьей перебрался в Вешенскую, где погрузился в работу над романом.
Вешенская образовалась в результате переселения казаков Чигонакской станицы, разоренной в петровские времена, когда уничтожались все городки, причастные к Булавинскому восстанию. Именно эта история рассказана в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», главные герои которого живут на хуторе Татарский станицы Вешенской. Михаил Александрович знал об этих местах не понаслышке — он прожил здесь всю свою жизнь. После смерти Шолохова в 1984 году в Вешенской был создан Государственный музей-заповедник писателя. Там же, в станице, на высоком берегу Дона установлен памятник шолоховским героям. Проект монументально-декоративной скульптуры «Григорий и Аксинья».
21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона.
В своих произведениях Шолохов писал и о тяжелой женской доле. А статную, гордую казачку Аксинью запомнили все. На набережной женская стать и красота заключена в монументе «Дончанка».
Тут же и литературные герои М. Шолохова – семилетний «Нахаленок», которому выпала доля жить при строительстве социализма и совсем не по-детски понимать взрослые перепятии и «дед Щукарь», который, наоборот, в силу своего возраста, тоже пытался вникнуть в текущую обстановку.
«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»
Объект показа: памятник А.М.Горькому
Во многих других местах память о Горьком увековечена, но сам он там никогда не бывал. А у нас – недолго, правда, жил и работал еще безвестным, а потом дважды возвращался на Дон прославленным.
Он жил в ночлежном доме и работал грузчиком в порту. Горький начал странствовать после того, как усомнился в тогдашних литературных описаниях русского народа и типичных его представителей и проникся желанием увидеть, где живет и что вокруг него за народ. Правда, вместо одного мифа Максим Горький создал другой, сочинив потом красивые романтические истории о босяках.
Позже, уже, будучи известным, Горький приезжал в Ростов, проводил встречи с рабочим классом.
Объект показа: Здание бывшего дома Печати, где в 1926 году выступал поэт В.В. Маяковский.
В тяжелые времена становления советской власти, воспитывать дух патриотизма помогал В.Маяковский, который путешествовал по России и выступал перед рабочим классом.
Впервые В.Маяковский посетил Ростов еще до революции. В послереволюционное время В.Маяковский был в Ростове трижды. Его выступления перед трудящимися были заметным явлением в культурной жизни города.
Раньше в доме №20 по проспекту Ворошиловский был дом Печати, где в 1983 году была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом здании выступал 28 ноября 1926 года, лучший, талантливейший поэт наше советской эпохи Владимир Владимирович Маяковский. (1893-1930гг.)». Памятник стоит на государственной охране.
Объект показа: памятник Пушкину, Пушкинский бульвар
Пушкинский бульвартакже называли Северной Большой Садовой. В далеком прошлом улица эта была далеко не респектабельной. Носила название Кузнецкой (до 1885 года), поскольку здесь располагались множество кузниц и фабрика медных изделий, позже был выстроен колокольный завод.
Бронзовый памятник А.С.Пушкина работы скульптора Михаила Адольфовича Минкуса, был торжественно открыт в честь 160-летию поэта в 1959 году.
«Уважение к минувшему, — писал А.С. Пушкин, — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Трижды на Дону бывал А.С. Пушкин. Сегодня документально точно можно говорить только о двух памятниках, связанных с именем великого поэта. Первый – в Таганроге. Это дом градоначальника Папкова, второй — в Аксае, бывшая почтовая станция.
Впервые Пушкин побывал на Дону вскоре после того, как разъяренный колкими политическими эпиграммами и свободолюбивыми стихами поэта Александр 1 решил выслать его по этапу на поселенье в Сибирь или в Соловецкий монастырь и, лишь благодаря заступничеству друзей Пушкина, изменил место ссылки — на юг России. Пушкина направили на службу в Екатеринослав. Это было в 1820 г.
Вскоре в Екатеринослав приехала дружески относившаяся к Пушкину семья Раевских: старик генерал Раевский, младший сын Николай и дочери Мария и Софья. Они разыскали поэта где-то на окраине города, в бедной хате, больного, в лихорадочном бреду. Уговорив Инзова разрешить, больному Пушкину, отпуск, Раевские в начале июня вместе с поэтом" отправились в каретах на Кавказ.
Несмотря на предупреждения о «дорожных опасностях», Пушкин был рад этой поездке. Она обещала приятную новизну кавказских впечатлений. Но ехать было тяжело: трясла лихорадка.
В Таганроге они провели сутки, остановились в доме градоначальника П.А. Папкова на Греческой улице. Затем направились в Ростов. Многое, наверное, виделось поэту на придонской дороге. Возле ерика у Синявки не мог он миновать огромного котла, в котором будто бы варили кашу для русских солдат во время осады Азова. Он ехал мимо обмелевшего Темерника с остатками петровских корабельных верфей на оползающих берегах, мимо руин Танаис — некогда гордого, не пожелавшего покориться боспорскому царю города-легенды, города-загадки.
В Ростове путешественники осмотрели крепость Святого Дмитрия, посетили Богатый колодец.
В армянском городе Нахичевани задержались у базара. Раевский и Пушкин прошли по торговым рядам, их воображение поразила многоязыковая и пёстрая толпа. Когда возвращались, Пушкин сказал в раздумье: «Я жаждал краёв чужих, думал, что и на отечественном юге так много любопытного, достойного пера поэта. Прелестный край!..» В станице Аксайской остановились на ночлег.
Были в Новочеркасске. А потом осматривали Старый Город. Будучи на Донщине Пушкин писал:
Блестя среди полей широких,
Вот он льется, Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата
Реки знают Тихий Дон.
От Аракса до Евфрата
Я привез тебе поклон.
Объект показа: Дом, в котором жил Г.Ф. Шолохов-Синявский
В этом доме прожил последние годы своей жизни советский писатель Георгий Филиппович Шолохов-Синявский, о чем свидетельствует мемориальная доска. Первый свой рассказ молодой автор показал Александру Фадееву в 1935 году. Отзыв А.Фадеева был кратким, но выразительным: «рассказ слабый, но способности у автора несомненны». А через два года новый рассказ начинающего литератора получил положительную оценку редактора журнала «На подъеме» Александра Бусыгина. продолжение
--PAGE_BREAK--
Так начался писательский путь Шолохова-Синявского, продолжавшийся сорок лет. За это время им было создано немало произведений – рассказы, повести, романы, очерки и литературно-критические статьи. Шолохов-Синявский писал о там, что хорошо знал. «Материал сам находил меня в той среде, в которой я жил» — говорил писатель. Он жил среди рыбаков – появился роман «Суровая путина», работал на железной дороге — это дало роман «Далекие огни», был на фронте – и написал роман «Волгины» — эпопею о Великой Отечественной войне.
Объект показа: Доходный дом градоначальника И.Н. Зворыкина
(Дом Киршона)
С правой стороны мы видим старинный дом на углу Пушкинской и Семашко, раньше известен был как «дом Киршона». Советский драматург Владимир Киршон когда-то проживал в нём, о чём свидетельствует мемориальная доска. Владимир Михайлович Киршон появился в Ростове в 1923 году молодым, 21-летним юношей и стал заведующим учебной части совпартшколы. За те несколько лет, которые В.Киршон провел в Ростове, он оставил заметный след в общественной и культурной жизни города, как создатель и руководитель писательской организации, воспитатель и наставник молодых литераторов.
Его лучшие пьесы — «Рельсы гудят», «Чудесный сплав», «Большой дом», поднимали острые социальные проблемы жизни нашего общества, вошли в золотой фонд советской литературы. На сегодняшний день, к сожалению, творчество Киршона давно забыли и театры, и ростовчане…
А вот песню на стихи Киршона знают, любят и помнят все — «Я спросил у ясеня, где моя любимая».
Жизненный путь драматурга трагически оборвался в годы культа, он был репрессирован, как «враг народа» и реабилитирован посмертно. Осенью 1924 года в этом доме останавливался Александр Фадеев. С 1932 по 1964 годы здесь проживал известный донской фольклорист, ученый и писатель Федор Викторович Тумилевич (Шишканов).
Заключение
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы побывали в местах, где когда-то творили великие писатели. Конечно, это только толика того, что можно увидеть в Ростове-на-Дону и на Донской земле. Вы можете побывать на других экскурсиях: «По Чеховским местам» в г. Таганрог, «На родине Шолохова» в станице Вешенская или проделать «путь Пушкина», через почтовую станцию в г. Новочеркасск.
Закончилась наша экскурсия возле парка, который назван в честь великого писателя М.Горького. Вы можете прогуляться самостоятельно по парку и отдохнуть.
В заключение, хочу вновь привести слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Приятных впечатлений. Всего доброго. До свиданья.
2.2 Индивидуальный текст к одному из десяти участков экскурсии «Ростов — литературный», подтема «Литературная набережная»
Мы находимся на набережной. Это самое любимое для прогулок и отдыха место ростовчан и всех гостей города. Многие писатели и поэты воспевали в своих творения великую реку «Дон-Батюшка». Но наиболее точно жизнь уроженцев Дона смог показать великий донской писатель Михаил Шолохов.
Перед нами памятник великому донскому писателю Михаилу Шолохову. На мраморном постаменте узнаваемый шолоховский росчерк и хорошо знакомая всем фигура почти в натуральную величину в простой косоворотке с неизменной папиросой в руке. Памятник довольно скромный, но и Михаил Александрович, как рассказывают люди, близко его знавшие, был человеком очень скромным. Выполнен он из меди.
Высота — чуть больше двух метров. Автор — наш земляк, уроженец станицы Митякинской Николай Можаев. Его создали скульптор, народный художник России, академик Российской академии художеств, профессор Александр Рукавишников и архитектор, академик Международной академии архитектуры Игорь Воскресенский.
В станице Вешенская памятник Шолохову выглядит так: (рис.1.)
Моя Родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе.
М.А.Шолохов.
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа Области Войска Донского.
Отец писателя, Александр Михайлович, был выходец из Рязанской губернии. Мать, Анастасия Даниловна, «полуказачка, полукрестьянка», служила горничной. В молодости она была против воли выдана замуж за казака-атамана С. Кузнецова, но, сойдясь с А. М. Шолоховым, оставила его. Будущий писатель появился на свет незаконнорожденным и до 1912 года носил фамилию первого мужа матери, при этом имел все казачьи привилегии. Только когда Александр Михайлович и Анастасия Даниловна обвенчались, и отец усыновил его, Шолохов обрел свою настоящую фамилию, утратив при этом принадлежность к казачьему сословию, как сын мещанина.
С 1920 года, когда на Дону окончательно установилась советская власть, Михаил Шолохов, несмотря на юные годы, а ему было 15 лет работал, учителем по ликвидации безграмотности.
В мае 1922 года Шолохов окончил краткосрочные курсы продовольственной инспектуры в Ростове и был направлен в станицу Букановскую в качестве налогового инспектора. Был судим ревтрибуналом за превышение власти.
Особым совещанием ревтрибунала «за преступление по должности» Шолохов был приговорен к расстрелу. В течение двух суток он ждал неминуемой смерти, но судьбе было угодно пощадить Шолохова. По некоторым данным, именно тогда он указал в качестве года рождения 1905-й, чтобы скрыть свой настоящий возраст и выдать себя за несовершеннолетнего, в то время как на самом деле родился на год или два раньше.
11 января 1924 года М. А. Шолохов обвенчался с дочерью бывшего станичного атамана Марией Петровной Громославской (1902-1992), связав в ней судьбу на долгие шестьдесят лет. Именно 1924 год можно считать началом профессиональной деятельности Шолохова-писателя. 14 декабря в газете «Молодой ленивец» появился первый из «Донских рассказов» Шолохова «Родинка», после чего один за другим стремительно выходят и другие его рассказы
Когда писателю удалось собрать многочисленные воспоминания участников Первой мировой войны и богатый архивный материал, он начал работу над романом, который получил название «Тихий Дон».
Как свидетельствует сам писатель: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал, что-то не то. Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Не выглядит ли она для читателя некой terra incognita? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе.»[10,143]
Осенью 1926 года Шолохов с семьей перебрался в Вешенскую, где погрузился в работу над романом.
Вешенская образовалась в результате переселения казаков Чигонакской станицы, разоренной в петровские времена, когда уничтожались все городки, причастные к Булавинскому восстанию. Именно эта история рассказана в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», главные герои которого живут на хуторе Татарский станицы Вешенской. Михаил Александрович знал об этих местах не понаслышке — он прожил здесь всю свою жизнь. После смерти Шолохова в 1984 году в Вешенской был создан Государственный музей-заповедник писателя. (Рис.2.)
Там же, в станице, на высоком берегу Дона установлен памятник шолоховским героям. Проект монументально-декоративной скульптуры «Григорий и Аксинья» заслуженный художник УССР Н.В. Можаев создал еще в 1957 г. Однако отлили памятник лишь в 1991 г., и первоначально установили на набережной Ростова-на-Дону. Семь лет спустя статую перенесли в Вешенскую. (Рис. 3.)
На всех литературных перекрестах чернили и клеветали автора «Тихого Дона».
Бедный автор, которому в 1928 г. едва исполнилось 23 года! Сколько нужно было мужества, сколько уверенности в своей силе и в своем писательском таланте, чтобы стойко переносить все пошлости. Феоктист Александрович Березовский говорил: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу…»
В конце 1999 года, в преддверии юбилея Шолохова (2000 год — год 95-летия со дня его рождения), в средствах массовой информации появились сообщения о том, что рукописи «Тихого Дона», все эти годы хранившиеся, как выяснилось, в семье Василия Кудашева, близкого друга писателя, погибшего во время Великой Отечественной войны.
Сенсация! Другого слова не найдешь. 855 страниц, написанных от руки, — большая часть шолоховской рукой, другая — рукой Марии Петровны, жены писателя (тогда у Шолоховых еще не было пишущей машинки).
Из них более пятисот страниц — черновики, варианты, фразы, перечеркнутые вдоль и поперек в поисках искомого слова, — вообщем, живые свидетельства авторской мысли, творческих исканий». Посмотрите, как выглядели эти рукописи (Рис.4.), а также первое издание «тихого Дона» в роман-газете. (Рис.5.)
21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. (Рис.6.)
Объект показа: Дончанка
В своих произведениях Шолохов писал и о тяжелой женской доле. А статную, гордую казачку Аксинью запомнили все.
Мы видим перед собой скульптуру, которая олицетворяет собой женскую красоту, нежность и терпимость. Она воздвигнута в честь женщин г. Ростова-на-Дону и называется «Дончанка».
Можно предположить, что это «бегущая по волнам» А.Грина. На протяжении многих веков писатели и поэты описывали женскую красоту и неповторимость.
У основания скульптуры, на металлической пластине выгравированы стихи великого русского поэта льва Ошанина:
Дождики всю землю поливают,
Льдины тают каждую весну,
Девушки хорошими бывают
Не в одном Ростове-на-Дону.
Но играть не стану я в молчанку, продолжение
--PAGE_BREAK--
Безо всякой лишней суеты
Я признаю честно: ростовчанки –
Люди всесоюзной красоты.
Объект показа: «Нахаленок» и «Дед Щукарь».
И вот, перед нами предстают и сами персонажи бессмертных произведений М.Шолохова «Нахаленок» и «Поднятая целина».
Столько патриотичности, юмора и трагичности в одном рассказе. «Нахаленок». С каким искусством включается жизнь ребенка в многосложную, бурную жизнь времени. Мастерство в глубочайшем чувстве границ детского восприятия, «норм» поведений. При всей нацеленности рассказа, при всей сосредоточенности на определенном явлении, умело найденные подробности могут дать такое радующее представление о кипящем разнообразии жизни.
— Значит, ты мне грозишь? — переспрашивает дед.
Мишка вовсе исчезает за дверью. Выглядывая в щелку, пытливо караулит каждое движение деда, потом заявляет:
— Погоди, погоди, дедунюшка!.. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!
М.Шолохов поставил перед собой труднейшую задачу, когда попытался показать, какое влияние на формирование характера семилетнего ребенка оказало суровое время первых лет советской власти.
«Мишка, не догадываясь, мелко подрагивая от ужаса, перевел
взгляд и, увидев на груди, на матросской рубахе, синие и белые полосы, залитые кровью, вздрогнул, словно кто-то сзади ударил его по ногам,- широко раскрытыми глазами взглянул еще раз в недвижное черное лицо и прыгнул на повозку:
— Батянюшка, встань! Батянюшка, миленький!..- Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок».
Второй персонаж не менее известен — Дед Щукарь из романа «Поднятая целина».Образ, наделенный своей, совершенно особой литературной судьбой. Казалось бы, ничем не связан он с развитием основного сюжета романа, не будь его — и ничто существенно не изменилось бы в ходе событий, во взаимосвязях остальных персонажей… Как и в жизнь обитателей Гремячего Лога, так и в композицию романа, если понимать ее формально, он вносит скорее путаницу.
Дед Щукарь стал одним из любимейших героев читателя. Чем завоевал он такую необычайно широкую популярность?Комическое в характере и злоключениях деда Щукаря дало возможность в полную силу проявиться шолоховскому юмору — глубоко народному, то грубоватому, то согретому теплой усмешкой и так часто очень близкому к тому, что Шолохов называет «грустинкой». Уморительны и характер Щукаря, и положения, в которые он попадает, и манера рассказывать о его жизни. Кто не смеялся до слез над неумолимой последовательностью нелепостей, сопутствующих бедняге-неудачнику с первых дней появления его на свет? Кто не наслаждался сокровищами художественного слова, обильно почерпнутыми писателем из неиссякаемых богатств живой народной речи и послужившими созданию этого образа?Критика уже не раз справедливо отмечала, что в изображении судьбы смешного старика очень много серьезного, печального и трогательного.
Лишь в колхозе горемычный Щукарь начинает обретать то, чего ему так не хватало всю жизнь. Недаром весело признается он: «Жизня эта мне, братцы, начала дюже нравиться».Обратим внимание и на такую деталь, со счастливым вдохновением найденную писателем. Прощаясь с дедом Щукарем, последним мы слышим от него-то самоеМакарово «задача ясная?», и излюбленное Давыдовское словечко «факт». Которое ставит точку, заканчивающую повествование о чудесном, смешном и трогательном, неудачливом и нашедшем что-то драгоценное в жизни, прежде болтливом и пустоватом, а под конец спокойном и мудром старике, милом всем нам человеке.
Заканчивая рассказ о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича:
«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»
Объект показа: памятник А.М.Горького.
Шолохов высоко ценил Горького – писателя и человека. «Я поражался колоссальным, разносторонним знаниям Алексея Максимовича, его неустанному трудолюбию, суровой требовательности к себе», — говорил он в 1936 году на собрании в станице Вешенской посвященном памяти М.А.Горького. [7,86]
Заканчивая прогулку по набережной, мы видим перед собой памятник великому русскому писателю А.М.Горькому.
Во многих других местах память о Горьком увековечена, но сам он там никогда не бывал. А у нас – недолго, правда, жил и работал еще безвестным, а потом дважды возвращался на Дон прославленным.
На набережной Горький стоит не потому, что красоту любил до слез, а там – виды красивы. Работал здесь Алексей Максимович. Грузчиком в порту. Это было в 1891 г. во время бродяжничества Горького (есть и более изящное определение: во время его странствований по Руси).
А странствовать он стал после того, как усомнился в тогдашних литературных описаниях русского народа и типичных его представителей и проникся желанием увидеть, где живет и что вокруг него за народ. Правда, вместо одного мифа Максим Горький создал другой, сочинив потом красивые романтические истории о босяках.
В начале 10-х годов прошлого века ростовский юноша Максимов, слишком увлекшись этой литературой, решил порвать с пресной, скучной, затхлой жизнью своего окружения и присоединиться к гордым босякам. Велико же было его разочарование… Он излил свои чувства Горькому, между ними завязалась переписка. В одном из посланий своему почитателю Горький писал: «Я, разумеется, никогда и никого не звал: «Идите в босяки», а любил и люблю людей действующих, активных, кои ценят и украшают жизнь хоть мало, хоть чем-нибудь, хоть мечтою о хорошей жизни.
Вообще русский босяк явление более страшное, чем мне удалось сказать: страшен человек этот невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни». Вспоминал ли Горький, работая над рассказами о босяках, кого-то из ростовских знакомцев? Трудно сказать. Но вот в том, что образы обитателей ночлежки из пьесы «На дне» Горький создавал под ростовскими впечатлениями, уверены многие наши краеведы. «- Прямых указаний на это нет, но, судя по всему, больше и лучше, чем в Ростове, жизнь ночлежки Горький не изучал нигде», — считает экскурсовод «Ростов-тур» Татьяна Лень. Как это ни удивительно, грузчиком в Ростовском порту Горький стал, можно сказать, по знакомству. Дело в том, что в Ростов, особенно в голодные годы (а 1891-й был голодным), стекалось множество деревенской бедноты, не владевшей никаким ремеслом. Первым делом их привлекал, конечно, порт, где всегда была потребность в рабочей силе. Но порой возникал изрядный ее переизбыток. Горькому повезло, что он встретился со знакомым, и тот порекомендовал его артельному старосте.
Собственно, порта, в современном понимании, с его разгрузочными механизмами, тогда в Ростове не было. Суда – главным образом турецкие и греческие небольшие парусники причаливали к берегу, к ним приставляли досчатые сходни, и подрядившиеся на разгрузку мужики взваливали на плечи и перли к складам мешки с табаком, сырыми кожами и т. д. И так – по 12, а то и по 15 часов в день. Казалось бы, после такой каторги одно желание – побыстрее добраться до койки и отрубиться. А Горький (точнее, тогда еще – Алексей Пешков) принимался за чтение, газетные публикации комментировал рабочим, за что, по некоторым свидетельствам, и прозван был Алексей–Политика. Любопытно, что когда Горький стал писателем и слух о нем разнесся по Руси, комнату в ночлежке на двадцать с лишним человек, где спали вповалку и где и он обитал, рабочие назвали в его честь. Только не именем Алексея-Политики или Максима Горького, а просто политической. К сожалению, этот дом-ночлежка не сохранились до наших дней.
Во время своего третьего посещения города, летом 1929 года, Горький встретился с железнодорожниками, побывал на Сельмаше. Кто-то сказал: — «Оставайтесь у нас, Алексей Максимович, напишите книгу о нашем Сельмаше!»
На это он ответил:
— Вам, молодым, надо знать о нашем окаянном прошлом. Пишу сейчас о старом: «Клим Самгин» — может, читали?.. А о Сельмаше я напишу хуже вас. Вы, рабочие, построили гигантский завод, и вы же, рабочие, все вместе, коллективно, лучше, чем я, опишите все это.
Бородатый каменщик, стоявший впереди сказал:
— Жизня наша простая – кладем кирпичики, землю роем…
Горький, подняв руку, произнес:
— Нет, не простая ваша жизнь. Перед всем миром встает русский народ – небывалые заводы строит…. А нам доказать надо… Всему миру доказать надо… И я верю, вы докажете… Жить хочется, когда смотришь на вас… писать хочется…[6, 21]
А теперь я прошу всех пройти в автобус, чтобы продолжить нашу занимательную экскурсию.
2.3 «Портфель экскурсовода» к одному из десяти участков экскурсии «Ростов — литературный» подтема «Литературная набережная»
/>
Рис.1. Государственный музей М.А.Шолохова в Станице Вешенской.
/>
Рис.2 Памятник Григорию и Аксинье
/>
Рис.3 Рукопись
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении я хочу подытожить все то, о чем писалось в данной курсовой работе. Итак, каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение, как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Экскурсии бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. При показе объектов необходимо опираться на способность экскурсанта при одновременном наблюдении нескольких объектов, находящихся в поле его зрения, распределять свое внимание между этими объектами и правильно дозировать его в целях лучшего усвоения экскурсионного материала. Экскурсовод должен учитывать такое качество внимания, как его легкую отвлекаемость.Это важно при проведении экскурсий по оживленным городским улицам. Усиливается рассеянность на экскурсии под влиянием и таких факторов, как разговоры соседей, внешние шумы. Экскурсоводу нужно учитывать усталость людей.
Необходимо делать паузы при рассказе во время переходов между объектами, чтобы экскурсанты получили возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти.
На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Емельянов, Б.В. «Экскурсоведение»: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
Долженко, Г.П. «Экскурсионное дело»: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное (Серия «Туризм и сервис»)- М.ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «МАРТ», 2006.-304с.
Маслюкова, Т.А. Экскурсоведение. Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие/ Т.А. Маслюкова. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. – 68с.
Советский энциклопедический словарь, М.: 1982 г., с. 87
Шулепова, Э.А. «Материалы Свада памятников истории и культуры РСФСР. Ростовская область»- М., 1989г.,- 176 с.
Гегузин, И. «Страницы ростовской летописи. Краеведческие очерки о событиях и людях, увековеченных в мемориальных досках», изд.2-е дополненное и исправленное, ч. 2, 1989г.
«Творчество М.А.Шолохова». Сборник статей. Сост. П.И.Павловский. Изд-во «Просвещение», М.,1964г.
Якименко, Л.Г. «Творчество М.А.Шолохова» М., «Советский писатель», 1977г., — 486с.
На земле Тихого Дона: очерки/ составил Г.Губанов, — М., Современник, 1981г.- 426с., ил.
Шолоховские чтения – 97, Проблемы изучения творчества М.А.Шолохова/ сборник статей, -Ростов н/Д, 1997 г.
Сивоволов, Г.Я. «Михаил Шолохов. Страницы биографии», Ростов н/Д – АООТ «Ростовское книжное издательство», — 1995 г., — 350с.
Воронов, В. «Гений России. Страницы биографии М.А. Шолохова», изд. АО «Цветная печать», 1995г., — 159 с.
http://www. Википедия.ru