--PAGE_BREAK--
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСТЕВОГО ДОМА
В архитектурно-планировочных, инженерных и санитарных условиях жилищно-коммунальной инфраструктуры населенных пунктов Рязанской области, далеко не соответствующих западным стандартам, гостевые дома объективно будут встречать определенные трудности в обеспечении качества определяемых услуг туристам. Поэтому наличие благоустроенного санузла и водоснабжения в гостевом доме будет весомой составляющей в формировании стоимости услуг. В случае если хозяйство гостевого дома (особенно в сельской местности) не имеет соответствующего санитарно-технического обустройства, цена за размещение должна быть соразмерно ниже. В противном случае владельцы гостевых домов оставят негативное впечатление у туристов.
В последние годы появилось немало квартир европейского стандарта, коттеджей с автономной системой инженерного обеспечения. Поэтому материальная база гостевого дома во многих районах может быть вполне приемлемой.
Оборудование и инвентарь гостевого дома должны обеспечивать достаточно комфортное и безопасное проживание клиентов.
Целесообразно начать комплектование номеров гостевого дома только с обязательных предметов и оборудования. Полную комплектацию рекомендуется осуществить позже, когда владелец гостевого дома наберет опыт и определит целевой сегмент клиентов.
Следует обратить особое внимание на качество и санитарное состояние обязательного оборудования и инвентаря. Кровать, пол, двери, окна не должны скрипеть. Оборудование и инвентарь не должны издавать неприятных запахов. Желательно, чтобы комната для гостей была обставлена с учетом гармоничного сочетания цветов и форм мебели и предметов. Излишняя роскошь не нужна, особенно если она контрастирует с плохой работой санузла, отсутствием горячей воды, низкой температурой в жилище.
В летнее время на окнах необходимо иметь сетки, защищающие от комаров и мошки. Химические средства защиты от летающих насекомых можно применять только с согласия гостей, так у некоторых из них могут быть аллергические заболевания. Дополнительная комфортность достигается установкой кондиционера или вентилятора.
Владельцам гостевого дома рекомендуется иметь несколько комплектов постельного белья и набор полотенец. При заселении клиент получает комплект чистого отглаженного белья без посторонних запахов. Желательно, чтобы постель перед приездом гостей была подготовлена: наволочки одеты на подушки, простыня подвернута под матрац, в пододеяльник заправлено одеяло (кроме жарких месяцев, когда пододеяльник и одеяло застилаются отдельно: одеяло — сверху на пледе, покрывающем кровать).
Важно помнить, чем комфортнее помещение для проживания, тем более высокую цену можно взять с клиента за постой.
Общие требования к оборудованию гостевого дома
В сельском гостевом доме необходимо предусмотреть:
· наличие связи (телефон, мобильный телефон, рация);
· аварийное освещение, кроме естественного и искусственного (фонари, свечи, аккумуляторы, дизельный генератор);
· холодное водоснабжение с запасом, не менее чем на сутки;
· горячее водоснабжение (электроподогрев, подогрев);
· возможность пользоваться баней, душем не реже 1 раза в 3 дня;
· рекомендуемая температура воздуха в доме не менее 18 Сº.
Рекомендуемые требования по набору помещений для проживающих:
В гостевом доме желательно предусмотреть следующие помещения, кроме жилой комнаты:
· санузел с соответствующим оборудованием (светильник, корзина, держатель);
· помещение для питания или для самостоятельного приготовления пищи (с соответствующим оборудованием);
· помещение (место) для стирки и сушки одежды (с оборудованием и инвентарем);
· помещение для мытья (душ, баня);
· помещение/часть помещения для отдыха, просмотра телепередач;
· кладовка (место) для хранения личных вещей.
Рекомендации по обустройству жилой комнаты и спального места
Рекомендуемая площадь жилой комнаты (спальни) – не менее 7 м², норма на 1 проживающего – 5 м²; жилая комната должна иметь запираемую дверь и следующее оборудование:
· кровать (односпальная 80х90см, двуспальная 160х190см), матрац (толщиной не менее 8 см), наматрасник, комплект постельного белья;
· прикроватные тумбочки (комод);
· стул (по количеству проживающих в комнате);
· шкаф (оборудованное место с плечиками для одежды);
· люстра на потолке или бра над кроватью;
· переключатели освещения у входа;
· плотные шторы для светоизоляции;
· сетка от комаров;
· корзина для мусора.
Требования по набору услуг в гостевом доме:
· круглосуточный прием гостей;
· услуги питания или условия его приготовления;
· уборка жилой комнаты к каждому визиту туристов, включая заправку постелей;
· пользование цветным телевизором, электроплитой и холодильником, баней (душем) (1 раз в 3 дня) и аптечкой;
· прокат лодок, снастей, услуги автотранспорта, туристские и экскурсионные услуги, пользование телефоном, коптильней, мангалом и др.
· смена постельного белья – не мене 1 раза в неделю, смена полотенец не менее 1 раза в 3 дня (или предоставление сменного комплекта постельного белья и полотенец);
· УБОРКА: желательны ежедневная текущая (полная уборка комнат гостей), ежедневная промежуточная (удаляется мусор из пепельниц, со стола, мусорные корзины, уборка постели, ванная), обязательна уборка после выезда (убирается гостевая комната, моются стены, удаляется пыль, моются ковры, светильники, моются окна и оконные рамы).
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСТЕВОГО ДОМА
Персонал гостевого дома
Один из факторов обеспечения экономической эффективности гостевого дома — подготовленный и опытный персонал. Хозяйство гостевого дома может управляться персоналом от 1 до 3 человек в зависимости от количества мест и интенсивности прибытия клиентов.
Для эффективной работы гостевого дома его персонал должен соответствовать определенным требованиям. В отличие от обычной гостиницы, где работа каждого сотрудника строго регламентирована, в гостевом доме персонал обязан одинаково качественно выполнять несколько видов работ.
Высокие требования предъявляются к состоянию здоровья персонала гостевого дома. Для всех сотрудников, связанных с приемом и обслуживание гостей обязательно наличие санитарных книжек.
Персонал гостевого дома должен иметь базовые знания и навыки по оказанию первой доврачебной помощи заболевшему или пострадавшему клиенту, по приемам пожаротушения и эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях.
Юридическое оформление отдыха клиентов по системе гостевых домов
Туристам, приобретающим тур с размещением в гостевом доме, выдается путевка установленного образца. Дополнительно с ними заключается договор. Если организацией отдыха вместе с хозяином гостевого дома занимается турфирма, договор оформляется в момент приобретения тура, а затем производится распределение дохода в соответствии с имеющимися договоренностями. Обычно турфирма ограничивается комиссионными в размере 10% от стоимости размещения.
Прием и оформление в гостевом доме
Как правило, туристы бронируют размещение заранее. Это дает возможность подготовить помещение для приема гостей, спланировать свое время.
Прием и оформление в гостевом доме предусматривает упрощенную регистрацию въезда-выезда проживающего, необходимую для отчетности и расчета часов пребывания. С этой целью рекомендуется заполнять карту гостя, где необходимо указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, дата приезда, дата отъезда, набор заказанных услуг.
Работник гостевого дома обязан информировать гостей о правилах проживания и пожарной безопасности.
Проживание
Комфорт и удобство проживания — основные критерии определения качества услуг гостевого дома. Желательно, чтобы проживание регламентировалось Внутренними правилами, составляемыми владельцами дома и согласованными с санитарными службами, пожарным надзором и туроператором.
Если помещение, предоставляемое клиентам, имеет какие-либо особенности, ухудшающие его потребительские свойства, о них надо предупредить заранее. Это может быть, например, неустранимый ночной шум, не зависящий от владельцев гостевого дома, запах сырости при проживании на первом этаже и т.д.
Полотенца.Количество полотенец для каждого клиента должно быть не менее трех. Их укладывают стопкой в ванной комнате, а при ее отсутствии — в изголовье кровати. Большое полотенце предназначено для тела, среднее — для ног, малое — для рук.
Спальное место.Кровать должна быть умеренной жесткости. Диван обычно считается ложем более низкого качества.
Туалет.Зона особого внимания хозяев и гостей. По сути, это «визитная карточка» дома. В туалете не должно быть никакого запаха.
Питание
Питание — неотъемлемая часть ведения гостевого дома. Хозяйства гостевых домов имеют преимущество перед обычными гостиницами в организации питания, поскольку гостевой дом обслуживает ограниченное количество гостей. При этом можно учесть вкусы и желания каждого гостя в отдельности.
Поэтому необходимо помнить следующие правила организации питания:
· узнайте пожелания гостя, зависят ли предпочтения в пище от вероисповедания, стойкости к аллергенам и т.д.;
· информируйте гостя о своих фирменных домашних блюдах;
· заранее согласуйте с гостем меню.
Настоятельно рекомендуется представлять клиентам подробное меню на каждый день и рекомендуется проставить расценки за каждый прием пищи.
Обеспечение безопасного проживания
Понятие «безопасность клиента» относится практически ко всем сторонам деятельности гостевого дома. После впечатлений, полученных от посещения привлекательных мест, для любого туриста вторым условием качественного путешествия является его собственная и имущественная безопасность.
Безопасность клиентов гостевого дома обеспечивается внешними и внутренними факторами. Внешние факторы не зависят от владельцев гостевого дома. К ним относятся общая политическая и социально-экономическая среда ведения бизнеса, количественный и качественный уровень преступности в стране в целом и регионе в частности. Нет такой страны, в которой абсолютно нет преступности. Предрасположенность к кражам и хулиганству не зависит от национальности, а определяется социальной средой, в которой проживает на селение.
Внутренние факторы безопасности полностью зависят от владельцев гостевого дома. К ним обычно относятся вопросы безопасного проживания клиентов, соблюдение санитарно-гигиенических требований при приготовлении еды и покупке продуктов питания, обеспечение в доме локальной противопожарной и противоэпидемической безопасности, соблюдение техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами.
Дополнительные услуги гостевого дома
Кроме стандартных услуг проживания и питания, остальные услуги, предоставляемые клиентам в гостевом доме, относятся к категории дополнительных, которые необходимы для повышения конкурентоспособности и т.п. Качественный и количественный состав дополнительных услуг определяется владельцами гостевых домов самостоятельно в зависимости от текущего спроса со стороны клиентов.
Преодоление конфликтов и проблемных ситуаций
В туристском или гостиничном бизнесе могут возникать конфликтные или околоконфликтные ситуации. Туристы – это, прежде всего потребители, которые платят, чтобы получить приятное, максимально комфортное, интересное и неутомительное времяпрепровождение. Различают околоконфликтные и конфликтные ситуации.
Околоконфликтные ситуации в основном порождаются существенным различием между ожиданиями туриста и его конкретными впечатлениями, полученными от поездки и проживания. Например, стоимость услуг гостевого дома показалась туристу чересчур завышенной при отсутствии необходимых бытовых и санитарно-гигиенических условий (нет горячей воды, холодный туалет во дворе и т.п.). В этом случае владелец гостевого дома должен разумно подходить к вопросу ценообразования и соблюдения паритета гостевого дома «цена-качество».В большинстве случаев опытные владельцы не допускают проявления околоконфликтных ситуаций, а в случае возникновения таковых стараются решить проблемную ситуацию путем переговоров или уступок за свой счет, так как небольшая уступка одному привередливому клиенту не принесет больших убытков хозяйству гостевого дома.
Иногда возникают конфликты. В большинстве случаев они связаны с так называемыми «трудными» клиентами, к которым обычно относят чрезмерно требовательных гостей. Однако в практике гостевых домов конфликтные ситуации случаются реже, чем в гостиницах, поскольку владельцы гостевых домов относятся к гостям очень внимательно.
Необходимо помнить, что хозяйство гостевого дома — это не отдельный субъект туристской индустрии – оно, как любая другая гостиница или ресторан, находится в тесном взаимодействии с турагентами и туроператорами, которые также отвечают по своим обязательствам. Поддержание репутации хорошего и надежного партнера – залог процветания бизнеса владельца гостевого дома.
Рекомендуемые требования к территории гостевого дома
Территория, прилегающая к зданию, должна быть расчищена, обустроена, иметь освещение, место для парковки автотранспорта. Само средство размещения должно иметь необходимую информацию для гостя. На территории может быть предусмотрено оборудованное место для отдыха вне дома с соответствующим оборудованием (мангал, коптильня и т.п.). Места для активного отдыха и купания желательно обозначить, обследовать и по возможности благоустроить.
Экономика и продвижение услуг гостевого дома
Услуги по кратковременному проживанию – это, прежде всего, предпринимательская деятельность, которая в той или иной мере регулируется государством и отраслевыми факторами индустрии туризма. Процветающее хозяйство гостевого дома отличается также оптимальным механизмом ценообразования, грамотно поставленной системой бухгалтерского учета и отчетности, эффективной системой управления качеством и маркетингом.
Механизм ценообразования
Стоимость стандартного пакета услуг гостевого дома зависит от следующих факторов.
Место расположения.Наибольшим спросом характеризуются гостевые дома, расположенные в центре населенных пунктов вблизи от транспортных узлов (железнодорожных станций, вокзалов, автобусных остановок и т.д.). Кроме того, близкое расположение к центрам торговли, местам массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий также повышает стоимость проживания в гостевых домах.
Качество оказываемых услуг.Чем качественнее хозяйство гостевого дома отвечает нормативным архитектурно-планировочным и санитарно-гигиеническим требованиям, тем стоимость пакета услуг гостевого дома будет выше.
Квалификация персонала.Стоимость услуг гостевого дома, которые предоставляются подготовленным и опытным персоналом, обычно выше. Персонал гостевого дома должен уделять особое внимание качественному обслуживанию гостей. Чем лучше персонал понимает нужды и желания клиента, тем больше удовлетворения от поездки и проживания в данном гостевом доме получает клиент, и, следовательно, больше денег он может затратить на оплату предоставленных услуг.
Сезонность прибытий.Привлекательные туристские районы весьма отличаются различной сезонностью прибытий туристов. Например, наибольший пик пребывания приходится на летний период. В свою очередь, зимой и в межсезонье цены на турпакеты снижаются. Поэтому зимой и весной некоторые предприятия туристской индустрии, в том числе и гостиницы (кроме ресторанов), стараются уравновесить спрос путем введения гибкой системы тарифов для поддержания хотя бы минимального числа обслуживаемых туристов. В системе гостевых домов сезонность прибытий также должна играть значительную роль в ценообразовании.
Таким образом, ЦЕНА НА УСЛУГИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ В ГОСТЕВОМ ДОМЕ должна включать:
· стоимость сырья (продуктов для приготовления пищи и пр.), текущие расходы на производство, реализацию и продвижение услуг, прибыль;
· косвенные налоги по отдельным видам услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и пр.).
Принципы определения цены на услуги туризма:
· цена должна возместить владельцу дома затраты и обеспечить такой размер прибыли, который позволит ему работать по принципу самофинансирования;
· цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во много определяется сезонностью;
· цена должна быть гибкой.
Продвижение услуг гостевого дома и управление качеством
Продвижение услуг гостевых домов на рынке предусматривает поиск определенной потребительской ниши. В идеале это должно быть не простое предоставление питания и ночлега, а комплекс услуг привлекающих туристов (включая рекреационную привлекательность местности). Каждое хозяйство гостевого дома должно быть конкурентоспособно, а это достигается его специфическими особенностями, уникальностью. Нахождение и продвижение таких особенностей на туристский рынок — сложная задача, включающая в себя элементы науки и искусства. Владельцы гостевого дома должны искать и находить свои эксклюзивные формы привлечения клиентов. В этом залог их успеха.
Прежде всего, необходимо определиться со своими потенциальными клиентами. Для этого надо ответить на вопросы: кто они (школьники, студенты, соотечественники, иностранцы), каков их социальный статус и, следовательно, платежеспособность? Будут ли это транзитные путешественники или туристы, ориентированные на выполнение экологических туров? Владелец гостевого дома должен изучить потенциальные возможности своей территории, выяснить возможности посещения особо охраняемых территорий, рыбной ловли, сбора дикоросов.
Эффективное продвижение услуг гостевого дома заключается в том, чтобы потенциальный клиент сделал выбор в пользу именно этого, а не иного средства размещения, затратив на это минимум времени и энергии. Для клиентов большое значение имеет хорошая доступность (в основном транспортная, реже пешая) той или иной гостиницы. Если гостевой дом располагается на отдалении от остановки общественного транспорта или от магистральной дороги, следует позаботиться о доставке туристов непосредственно к месту проживания. Большую помощь в этом вопросе могут оказать партнеры по бизнесу — туроператоры и турагенты, с которыми следует заключить соответствующий договор.
Немаловажное значение для привлечения и удержания клиентов в гостевом доме имеют многочисленные имиджевые факторы. В целом они определяют атмосферу дома, его уют. Имеет значение радушие хозяев, интерьер и неагрессивная окраска внутренних помещений, порядок во дворе, чистота жилища и особенно подсобных помещений.
Еще один фактор успеха — постоянство обслуживания. Оно означает, что клиенты гарантированно получают заказанную услугу «несмотря ни на что».
Фактор постоянства относится и к ценовой политике гостевого дома. Крайне нежелательно менять расценки на обслуживание в середине сезона. Это создает значительные трудности в работе туроператора, который может реализовать туры заблаговременно.
продолжение
--PAGE_BREAK--