--PAGE_BREAK--Введение
Перевозка тарно-штучных грузов отдельными единицами, т.е. поштучно, обуславливает применение тяжелого ручного физического труда у всех участников перевозочного процесса (отправителя грузов, транспортной организации, получателя). Это вызвано невозможностью эффективного использования средств механизации из-за многообразия форм и видов тары, ее размеров, массы. Кроме низкой производительности труда такие перевозки приводят к большим простоям подвижного состава, к потере товарного вида груза из-за возможного повреждения тары.
Формирование и скрепление пакетов тарно-штучных грузов в зависимости от объемов производства могут осуществляться с помощью ручных приспособлений, либо механизированного оборудования, или полностью автоматизированных комплексов.
Таким образом, внедрение пакетных перевозок грузов требует от предприятия-изготовителя продукции значительных затрат на производство или закупку технических средств (поддонов, пакетоформирующих машин, пакетоскрепляющего оборудования).
Считается, что в основном выгоден переход на пакетную доставку грузов перевозчикам, особенно при наличии многократных перевалок, и получателям продукции, которые без дополнительных капитальных вложений снижают издержки при проведении ПРТС работ, т.е. повышают свою рентабельность.
В условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности необходимо обеспечить быструю доставку товаров, их качество и сохранность. Для тарно-штучных грузов это возможно при пакетных поставках.
Переход на пакетную поставку продукции значительно повышает вероятность ее сбыта, что ведет к ускорению оборота и, в конечном счете, к дополнительной прибыли.
Поставщик пакетированной продукции чаще всего имеет возможность перейти на более дешевую тару, например вместо деревянных ящиков использовать картонные, или перейти на групповую упаковку штучных изделий в термоусадочную пленку.
1. Исследовательский раздел1.1 Расположение и характеристики грузоотправителя и грузополучателей, расчет матрицы расстояний
Грузоотправитель: ЗАО «Уралбройлер» (Аргаяшская птицефабрика), Челябинская область, Аргаяшский район, п. Ишалино.
Грузополучатели:
1. Супермаркет «Пятерочка», Проспект Победы, 111.
2. Универсам «Тракторозаводский», ул. Героев Танкограда, 57.
3. Супермаркет «Проспект», ул. Салютная, 10.
4. Супермаркет «Пятерочка», ул. Салютная, 11.
5. Супермаркет «Пятерочка», ул. Комарова, 131.
6. Супермаркет «Пятерочка», ул. Комарова 110.
Карта района перевозок приведена в Приложении А.
Матрица кратчайших расстояний на данном развозочном маршруте приведена в табл.1.
Таблица 1 — Матрица кратчайших расстояний.
li= 61,79 км
li — (i-1) = 1,79 км
li — среднее расстояние от грузоотправителя до грузополучателя, км;
li — (i-1) — среднее расстояние между соседними пунктами развоза на маршруте, км.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению1.2.1 Требования к упаковке
Яйца куриные пищевые упаковывают в ящики из гофрированного картона с бугорчатыми прокладками по ГОСТ 13513-86, в полимерные контейнеры по ГОСТ Р 51289-99 или в тару-оборудование по ГОСТ 24831-81 с использованием бугорчатых прокладок (грохоток).
Перед непосредственной транспортировкой яиц со склада Птицефабрики их сортируют по категориям, указанным в таблице 2, после чего раскладывают в потребительскую тару, а затем в транспортную тару. Также возможна упаковка сразу в транспортную тару (картонные ящики с бугорчатыми прокладками).
Таблица 2 — Категории яиц по массе.
1.2.2 Требования к маркировке
Маркировка яиц производится в соответствии со следующими стандартами:
1. ГОСТ Р 52121-2003 Яйца куриные пищевые. Общие технические условия.
2. ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов.
груз автомобиль куринное яйцо
3. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя.
К любой партии яиц в обязательном порядке прикладывается Паспорт Качества.
В Паспорте Качества указываются:
а) дата выдачи паспорта;
б) наименование предприятия-поставщика;
в) наименование продукции;
г) количество яиц по категориям;
д) количество мест в партии;
е) дата сортировки;
ж) подписи и печати руководителя предприятия и главного (старшего) ветеринарного врача.
1.2.3 Требования к транспортировке и хранению
Транспортировка и хранение куриных яиц происходит в соответствии с ГОСТ Р 52121-2003.
Яйца куриные пищевые предъявляются к транспортировке в транспортной или потребительской таре объединенной в укрупненную грузовую единицу.
Особые требования предъявляются к температуре транспортировки, которая не должна превышать +6 градусов Цельсия. В связи с этим транспортирование куриных пищевых яиц возможно в изотермических фургонах и фургонах рефрижераторах.
Также в виду хрупкости особые требования предъявляются к транспортной и потребительской таре, согласно ТУ 5481-001-23864720-02 [3] в транспортной и потребительской таре должны использоваться ячейки профильные из картонных и бумажных материалов для транспортировки яиц.
1.3 Тара1.3.1 Потребительская тара
В соответствии с ГОСТ Р 52121-2003 яйца укладывают в специальную потребительскую тару с использованием ячеек из бумажного или полимерного материала особого профиля, обеспечивающего сохранность продукции во время транспортировки и хранения. Размер потребительской тары может варьироваться, так птицефабрика выпускает партии яиц в грохотках по 30 шт, а также упаковках на 10, 12 штук.
Для расчетов решено принять фасовку яиц в грохотки по 30шт. (рис.1), упакованные в пленку полиэтиленовую термоусадочную ГОСТ 25951-83
Масса одного яйца = 0,066кг.
Масса гофрированной прокладки+пленка = 0,242кг.
Масса брутто грохотки = 2,222кг.
Рисунок 1. — Грохотка яиц
1.3.2 Транспортная тара
В данной курсовой работе будем рассматривать следующий вид транспортной тары — ящики из гофрированного картона по ГОСТ 13516-86 и поддоны 2ПО4 по ГОСТ по ГОСТ 9078.
Вес ящика = 0,1 кг.
Размер ящика 300*400*320 мм.
Вместимость 1 ящика 6 грохоток по 30 яиц =180 яиц.
Масса брутто 1 ящика = 13,43 кг.
Размер разовой отправки qр=800 кг.
Количество единиц транспортной тары для разовой отправки N= 64 ящиков.
Масса груза Мгруза=859,52 кг.
Ящик изображен на рис.2.
В ТТС-2 ящики укладываются на поддон.
Вес поддона (сухого) — 20 кг.
Размер поддона 1200*800*150 мм.
Грузоподъемность 1т.
На поддоне размещается 32 ящика (по длине — 4, по ширине — 2, по высоте — 4).
Масса 32 ящиков 429,76 кг
Масса грузовой единицы 449,76 кг
Размер разовой отправки qр=800 кг.
Количество единиц транспортной тары для разовой отправки N= 2 поддона.
Масса груза Мгруза=899,52 кг.
Поддон изображен на рис.3.
Рисунок 2. — Ящик из картона. Рисунок 3. — Поддон.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4 Разработка двух альтернативных транспортно-технологических схем
Транспортно-технологическая схема 1 доставки груза представлена в таблице 3.
Таблица 3. — Транспортно-технологическая схема доставки груза 1
Транспортно-технологическая схема 2 доставки груза представлена в таблице 4.
Таблица 4. — Транспортно-технологическая схема доставки груза 2.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Технологический раздел2.1 Расчет параметров складов
Суточный объем отправок груза определяется по формуле:
Pсут = P’г ∙ kн / Др (1)
где
kн — коэффициент неравномерности поступления груза (kн = 1,1);
Др — количество рабочих дней в году, дней (Др = 365 дней).
P’г — скорректированный годовой грузооборот, учитывающий массу транспортной тары, т;
P’г = Pг * (1+2kc) (2)
где
Pг — годовой объем, т (Pг =14000 т);
Коэффициент сопутствующего сбора определяется по формуле
kc=mтары/mг. е. (3)
mт — масса тары, т.
mг. е — масса грузовой единицы, т.
Вместимость склада определяется по формуле:
Vск = Pсут ∙ tхр (4)
где
Pсут — суточный объем отправок груза, т.
tхр — продолжительность хранения товара на складе, сут (tхр=2 сут).
Удельная нагрузка на пол склада определяется по формуле:
H= mп/Sп (5)
где
mп — масса тары, т;
Sп — площадь тары, м2.
Площадь склада определяется по формуле:
Fск = Vск ∙ kпр /H (6)
где
Vск — вместимость склада, т.
kпр — коэффициент, учитывающий проходы и проезды;
Чтобы найти ширину склада aнеобходимо из Fск извлечь квадратный корень и округлить в меньшую сторону до величины, кратной 6.
Длина склада вычисляется по формуле
lс= Fск /а (7)
2.1.1 Расчет параметров склада для ТТС-1
mт = 0,00155 т.
mг. е = 0,01343 т.
kпр =1,5
Коэффициент сопутствующего сбора равен:
kc=0,12.
Скорректированный годовой грузооборот равен
P’г =17360 т;
Суточный объем отправок груза равен:
Pсут=52,3 т
Вместимость склада равна:
Vск=104,6 т
Удельная нагрузка на пол склада равна (коробки сложены в 4 ряда):
H=0,447 т/м2
Площадь склада равна:
Fск=351 м2
Ширина склада равна:
а = 18 м
Длина склада равна:
lс =24 м.
Реальная площадь склада равна
Fск=432 м2
Схема склада изображена на рис.4.
Рисунок 4 — Схема склада для ТТС-1.
2.1.2 Расчет параметров склада для ТТС-2
mт = 0,069 т.
mг. е = 0,44976 т.
kпр =1,5
Коэффициент сопутствующего сбора равен:
kc=0,15.
Скорректированный годовой грузооборот равен:
P’г =18200 т;
Суточный объем отправок груза равен:
Pсут=54,85 т
Вместимость склада равна:
Vск=109,7 т
Удельная нагрузка на пол склада равна:
H=0,4685 т/м2
Площадь склада равна:
Fск=352 м2
Ширина склада равна:
а = 18 м
Длина склада равна:
lс =24 м.
Реальная площадь склада равна
Fск=432 м2
Схема склада изображена на рис.5.
Рисунок 5 — Схема склада для ТТС-2
2.2 Расчет производительности погрузо-разгрузочных машин
Первоначально рассчитываются техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники Wmпо формуле:
Wm= 3600∙ mг. е. / Тц (8)
где mг. е — масса грузовой единицы;
Тц — время рабочего цикла, сек.
Эксплуатационная производительность у грузоотправителя определяется по формуле:
Wэ = Pcmax. / N∙Тн (9)
где — время работы погрузочно-разгрузочного пункта (Тн=8 ч);
N — количество постов погрузки (разгрузки) на маршруте (N=1).
Время рабочего цикла определяется по формуле:
Тц = Тз + l/V1 + h/V2+ То + l/V'1 + h/V'2 (10)
где Тз — время зацепки груза, сек;
То — время отцепки груза, сек;
l — расстояние горизонтального перемещения с грузом, м;
h — расстояние вертикального перемещения без груза, м;
V1 — скорость горизонтального перемещения с грузом, м/с;
V2 — скорость вертикального перемещения с грузом, м/с;
V'1 — скорость горизонтального перемещения без груза, м/с;
V'2 — скорость вертикального перемещения без груза, м/с.
Время погрузки/разгрузки 1т груза равно:
t1тпогр (разгр) = 1/ Wт (11)
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.1 Расчет показателей работы погрузочно-разгрузочных механизмов для ТТС-1
Погрузка и разгрузка осуществляется вручную,4 грузчика.
Тз=2 сек.;
То=4 с.;
l=24 м.;
V1=0,55 м/с.;
V1’=1,4 м/с.;
Время цикла погрузки равно:
Тцпогр = 66,78 с
Техническая производительность погрузки (работ
Wтпогр = 2,89 т/ч
Время цикла разгрузки равно:
Тцразгр = 66,78 с.
Техническая производительность:
Wтразг = 2,89 т/ч
Эксплуатационная производительность:
Wэ = 6,54 т/ч
Время погрузки/разгрузки одной тонны груза:
t1тпогр =0,35 ч
t1тразгр = 0,35 ч
2.2.2 Расчет показателей работы погрузочно-разгрузочных механизмов для ТТС-2
Используемый погрузчик Toyota 7FB15 (Приложение Б).
Тз=25 сек.;
То=15 с.;
l=24 м.;
V1=1,9 м/с.;
V2=0,4 м/с.;
V1’=2,5 м/с.;
V2’=0,23 м/с.;
h=0.8 м.;
Время цикла погрузки равно:
Тцпогр = 67,7 с
Техническая производительность погрузки
Wтпогр = 24 т/ч
Время цикла разгрузки (включаю погрузку порожней тары) равно:
Тцразгр = 70 с
Техническая производительность:
Wтразг = 23 т/ч
Время разгрузки порожней тары у грузоотправителя равно:
Тцразгр порож тара=67,7 с
Техническая производительность:
Wтразгр пор тары= 10 т/ч
Эксплуатационная производительность:
Wэ = 6,85 т/ч
Время погрузки/разгрузки одной тонны груза:
t1тпогр =0,04 ч
t1тразгр = 0,043 ч
1.1. Выбор подвижного состава
Расчет чистого времени погрузки или разгрузки за ездку осуществляется на основе рассчитанного времени погрузки (или разгрузки) 1 тонны и определяется по формуле:
tп (р) =qн *γст /Wт (12)
— номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
— статический коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава на развозочных маршрутах.
Коэффициент использования грузоподъемности определяется как отношение массы перевозимого груза к номинальной грузоподъемности подвижного состава. Различают статический и развозочный коэффициенты использования грузоподъемности, определяемые соответственно по формулам (13 и (14):
(13)
(14)
где
— статический коэффициент использования грузоподъемности;
— развозочный коэффициент использования грузоподъемности;
— коэффициент сопутствующего сбора.
Общее время простоя автомобиля при погрузке и разгрузке за каждую ездку включает не только продолжительность погрузочно-разгрузочных работ, но и время, затраченное на маневрирование, закрепление и пересчет груза, оформление документов и т.п.
Время погрузки автомобиля у грузоотправителя вычисляется по формуле:
tп= qн*γ. р /Wт (15)
где
γ. р — развозочный коэффициент использования грузоподъемности.
qн — номинальная грузоподъемность.
Wт — техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники.
Время погрузки-разгрузки автомобиля в магазинах вычисляется по формуле:
tп (р) = qн*γ. ст /Wт (16)
где qн — номинальная грузоподъёмность
γ. ст — статический коэффициенты использования грузоподъемности
Wт — техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники.
Время разгрузки порожней тары у грузоотправителя вычисляется по формуле:
tр= qн*γ. ст*kс /Wт (17)
где
qн — номинальная грузоподъёмность.
γ. ст — статический коэффициенты использования грузоподъемности. kс — коэффициент сопутствующего сбора.
Wт — техническая производительность погрузочно-разгрузочной техники.
Время простоя при погрузке-разгрузке определяется по формуле:
tп-р= tп +tп (р) +tр+ (tм + tоф + tож) * (nз +1) (18)
где
tп — время погрузки автомобиля у грузоотправителя.
tп (р) — время погрузки-разгрузки автомобиля в магазинах.
tр — время разгрузки порожней тары у грузоотправителя.
tм — время маневрирования в пунктах. (tм=3 мин.)
tоф — время оформления документов. (tоф=10 мин.)
tож — время ожидания погрузки-разгрузки. (tож=5 мин.)
nз — количество пунктов завоза на маршруте. (nз=6)
Все непосредственно сопутствующие погрузке и разгрузке операции в каждом пункте погрузки-разгрузки принято объединять в одну группу. называемую временем заезда:
tз= tож+ tм+ tоф (19)
Подставим значения в формулу, получим:
tз=18 мин=0,3 ч.
С учетом количества пунктов развоза, формула (18) принимает вид:
tп-р= tп+ tп (р) + tр+ tз (nз+1)
где nз— количество пунктов завоза груза на маршруте.
Длина маршрута вычисляется по формуле:
LМ=2Li+Li — (i-1) * (nз-1); (20)
li — среднее расстояние от грузоотправителя до грузополучателей, км (li= 61,79 км);
li — (i-1) — среднее расстояние между соседними пунктами развоза на маршруте, км (li — (i-1) = 1,79);
nз— количество пунктов завоза груза на маршруте.
Себестоимость перевозки одной тонны груза определяется по формуле:
(21)
Где
Lм — длина маршрута, м;
Спер — переменные расходы на 1 км пробега автомобиля, руб;
Спост — постоянные расходы на 1 час работы автомобиля, руб;
tп-р — время простоя при погрузке-разгрузке, ч;
Скм — полные затраты на 1 км пробега определяется по формуле:
(22)
Переменные расходы рассчитываются по формуле:
Спер = Р ∙ k (23)
где
Р — средний расход топлива, л/км;
k=3 для дизельных двигателей;
Нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01∙ (Hsan∙S+ Hw∙W) ∙ (1 + 0,01∙D) (24)
где
Qн — нормативный расход топлива, л;
Hsan — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег, км;
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т∙км;
Hw = 1,3 л/100 т∙км — для дизельных двигателей.
W — объем транспортной работы, т∙км, рассчитывается по формуле:
W = Gгр ∙ nз ∙Sгр (25)
где
Gгр — масса груза, т;
Sгр — пробег с грузом, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или
снижение) к норме в процентах.
Поправочный коэффициент Dсоставит:
+20% при работе в городе с населением 1-3 млн чел.;
+4,2% в зимний период для районов с умеренным климатом (5 месяцев)
+10% при пониженной скорости движения.
Итого коэффициент Dсоставит +20% + 4,2%+ 10% = +34,2%
Техническая скорость автомобилей примерно равна: Vт = 35 км/ч
Постоянные расходы рассчитываются по формуле:
Спост = Sа/м∙k2 (26)
где
Sа/м — площадь автомобиля;
k2 — для грубой оценки примем равным 10 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2.3 Выбор подвижного состава для ТТС-1
Для автомобиля ЗИЛ 5301 «Бычок» (2 ездки):
qн = 3 т;
nз=3.
Коэффициенты использования грузоподъемности:
γст = 0,9
γр =0,86
Время на погрузку и разгрузку:
tп = 0,89 ч.
tр = 0 ч.
t(п) р=0,93 ч.
Время погрузки-разгрузки равно:
tп-р = 3 ч
Средний расход топлива:
Hsan= 15 л/100 км
Пробег с грузом:
Sгр = 130,4 км
Длина маршрута:
S= Lм = 254,7 км
Нормативный расход топлива равен:
Qн = 57 л.
Расходы равны:
Спер = 9 руб.
Спост = 94,2 руб.
Скм = 12 руб.
Стоимость перевозки 1 тонны груза:
S1тпер = 1236,6 руб.
Для автомобиля MAN12.225 LLC (1 ездка):
qн = 6 т;
nз=6.
Коэффициенты использования грузоподъемности
γст = 0,9
γр = 0,86
Время на погрузку и разгрузку:
tп = 1,7 ч
tр = 0 ч
t(п) р=1,8
Время погрузки-разгрузки равно:
tп-р = 5,5 ч
Нормативный расход топлива равен:
Hsan= 24 л/100 км
Пробег с грузом:
Sгр = 70.74 км
Длина маршрута:
S= Lм = 132,53 км
Нормативный расход топлива равен:
Qн = 49 л.
Расходы равны:
Спер = 14,4 руб.
Спост = 176,4 руб.
Скм = 19,44 руб.
Стоимость перевозки 1 тонны груза:
S1тпер = 656,6 руб.
2.2.4 Выбор подвижного состава для ТТС-2
Для автомобиля ЗИЛ 5301 «Бычок» (2 ездки):
qн = 3 т;
nз=3.
Коэффициенты использования грузоподъемности:
γст = 0,93
γр =0,87
Время на погрузку и разгрузку:
tп = 0,11 ч.
tр = 0,04 ч.
t(п) р=0,12 ч.
Время погрузки-разгрузки равно:
tп-р = 1,47 ч
Нормативный расход топлива равен:
Hsan= 15 л/100 км
Пробег с грузом:
Sгр = 130,4 км
Длина маршрута:
S= Lм = 254,7 км
Нормативный расход топлива равен:
Qн = 60 л.
Расходы равны:
Спер = 9 руб.
Спост = 94,2 руб.
Скм = 12 руб.
Стоимость перевозки 1 тонны груза:
S1тпер = 1144 руб.
Для автомобиля MAN12.225 LLC (1 ездка):
qн = 6 т;
nз=6.
Коэффициенты использования грузоподъемности
γст = 1
γр = 0,9
Время на погрузку и разгрузку:
tп = 0,22 ч
tр = 0,09 ч
t(п) р=0,26
Время погрузки-разгрузки равно:
tп-р = 2,6 ч
Нормативный расход топлива равен:
Hsan= 24 л/100 км
Пробег с грузом равен:
Sгр = 70.74 км
Длина маршрута:
S= Lм = 132,53 км
Нормативный расход топлива равен:
Qн = 49,3 л.
Расходы равны:
Спер = 14,4 руб.
Спост = 176,4 руб.
Скм = 19,44 руб.
Стоимость перевозки 1 тонны груза:
S1тпер = 505,84 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--