Реферат по предмету "Спорт"


Путешествия по железной дороге

--PAGE_BREAK--Пассажир имеет право занять в пути следования свободное
место в вагоне более высокой категории в порядке, установлен­ном правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на же­лезнодорожном транспорте.
Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир име­ет право приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы; про­возить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет; провозить с собой ручную кладь, размеры и масса которой определяются пра­вилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодо­рожном транспорте.
Железные дороги осуществляют по предварительным заявкам организаций продажу им проездных документов (билетов) для перевозок групп пассажиров.
При возврате приобретенных организациями по предвари­тельным заявкам проездных документов (билетов) в железнодо­рожные билетные кассы менее чем за семь суток до отправления поезда и не позднее чем за трое суток до отправления поезда удерживается 50 процентов стоимости плацкарты, а при возвра­те таких проездных документов позднее чем за трое суток до от­правления поезда стоимость плацкарты удерживается полностью.
Прием от организаций предварительных заявок на продажу проездных документов (билетов) для перевозок групп пассажи­ров и выплата стоимости возвращенных ими проездных докумен­тов (билетов) осуществляются в порядке, установленном феде­ральным органом исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта.
В случае невозможности предоставить пассажиру место в ва­гоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его сог­ласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разни­ца в стоимости проезда.
При перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд всем пользователям услуг же­лезнодорожного транспорта предоставляются одинаковые усло­вия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При проезде в поездах дальнего и местного следования в ва­гонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за от­дельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в стоимость проезда.
В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфорт­ности пассажирам предоставляется платное сервисное обслужи­вание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в ваго­нах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.
Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах по­вышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В поездах дальнего и местного следования пассажиры за от­дельную плату обеспечиваются питанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяется федеральным органом исполнительной власти в об­ласти железнодорожного транспорта.
В случае задержки отправления поезда дальнего или местно­го следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить пре­тензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Феде­рального закона «Транспортный устав железных дорог Россий­ской Федерации», в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претен­зии пассажир прилагает проездной документ (билет).
Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.
Уплата штрафа производится железной дорогой из расчета за каждый полный час задержки отправления или опоздания по­езда.  При этом задержка отправления или опоздание поезда ме­нее чем на 1 час в расчет не принимается.
При частичном удовлетворении или отклонении железной до­рогой претензии заявителя в уведомлении железной дороги дол­жно быть указано основание принятого ею решения
В случае удовлетворения железной дорогой претензии заяви­теля деньги в размере суммы штрафа по просьбе пассажира пере­сылаются по месту его жительства или выдаются ему непосред­ственно на руки.
Пассажир вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железная дорога возвращает пасса­жиру деньги в размере провозной платы.
Каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей также руч­ной клади весом не более 36 килограммов, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна разме­щаться в вагонах в специально отведенных для этого местах.
Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажи­ров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
Перечень предметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домаш­них животных и птиц за плату.
Порядок перевозки животных и птиц определяется правила­ми перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа
Железнодорожные камеры хранения независимо от наличия у граждан проездных документов (билетов) осуществляют хранение ручной клади в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.
Сроки хранения ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
За естественную порчу сданных на хранение скоропортящих­ся продуктов железная дорога ответственности не несет.
Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 килограммов, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его перено­сить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место.
Железная дорога обязана при предъявлении пассажирами проездных документов (билетов) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначе­ния, в котором имеется багажный вагон.
Пассажиры могут предъявить для перевозки багаж с объяв­ленной ценностью.
За объявленную ценность багажа взимается сбор. Перевозка грузобагажа осуществляется в порядке, установленном настоящим Уставом, правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и правилами перевозок пассажи­ров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Для перевозки в качестве багажа от пассажира принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам и свойствам без затруднений могут быть погружены в багажный вагон и разме­щены в нем и не могут причинить вред багажу других пассажи­ров. Масса багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Перевозка опасных грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также гру­зов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на желез­нодорожном транспорте, в качестве ручной клади, багажа, грузо­багажа в пассажирских поездах не допускается.
Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлены багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения.
Дата отправления багажа, грузобагажа указывается в пере­возочных документах.
Если багаж или грузобагаж в пути следования подлежит пе­регрузке, срок доставки багажа или грузобагажа определяется временем следования по данному пути следования согласован­ных поездов, в состав которых включены багажные вагоны, с добавлением одних суток на каждую перегрузку багажа и двух суток на каждую перегрузку грузобагажа.
Дата прибытия багажа или грузобагажа проставляется желез­нодорожной станцией назначения в перевозочных документах.
Багаж или грузобагаж считается утраченным, если не прибу­дет на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 су­ток после окончания срока доставки багажа или грузобагажа, и его стоимость подлежит возмещению.
Если багаж или грузобагаж прибыл по истечении указанного в настоящей статье срока, получатель может получить багаж или грузобагаж и должен возвратить железной дороге сумму, ранее выплаченную ему за утрату багажа или грузобагажа в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
В случае отказа в письменном виде от получения багажа, гру­зобагажа или непредставления получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение четырех суток после уведомления получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобага­жа на железнодорожную станцию назначения железная дорога вправе реализовать багаж, грузобагаж в порядке, установленном настоящим Уставом.
Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездных документов (би­летов). Выдача багажа проводится в течение всего времени, ког­да железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа. На железнодорожной станции на­значения прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без уче­та дня прибытия. За хранение багажа сверх установленного сро­ка взимается плата в порядке, определенном правилами оказа­ния услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте.
Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня его при­бытия, а также грузобагаж физических лиц, не востребованный в течение 30 дней с момента уведомления в письменной форме по­лучателей о прибытии грузобагажа, и грузобагаж юридических лиц, не востребованный в течение 10 дней с момента уведомления в письменной форме получателей о прибытии грузобагажа, подлежат реализации в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
 
 
 
 
2.2. Технология перевозки туристов железнодорожным транспортом
В Министерстве путей сообщения России пассажирскими и ту­ристскими перевозками ведает Главное пассажирское управление, которому подчинены пассажирские службы в управлениях желез­ных дорог.
Туристское путешествие может быть реализовано как обыч­ными графиковыми поездами, так и специализированными ту­ристскими поездами.
Перевозка туристов на специализированных туристских поез­дах, включая дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Как правило, движение поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее разработанному плану.
Перевозка туристов на железнодорожном транспорте осуществляется по трем основным группам маршрутов:
·         групповые маршруты;
·         туристско-экскурсионные поезда;
·         поезда «Здоровья».
Групповые путешествия реализуются, как правило, к месту от­дыха и обратно по предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие бюро организуют обслужи­вание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер и др.).
Туристско-экскурсионные поезда представляют собой полный комплекс обслуживания в поезде (проживание, питание, досуг и др.) за исключением экскурсионного обслуживания.
Групповые путешествия и туристско-экскурсионные поезда ре­ализуются как по радиальным, так и по кольцевым маршрутам.
Поезда здоровья («Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и др.) — это однодневные маршруты с оздоровительными или спортив­ными целями. В ряде случаев такие маршруты могут быть 2-3 дневными. К числу таких маршрутов относятся и культурно-просветительные, например, вывоз жителей сельских местностей в города для посещения театров, кино, выставок, ярмарок и т.д.
Назначение туристско-экскурсионных поездов дальнего следования осуществляется приказом (указанием) начальника же­лезной дороги отправления по заявкам организаций и туристс­ко-экскурсионных бюро.
Туристские поезда местного и пригородного сообщений назначаются начальником Пассажирского управления дороги.
Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор).
В каждом вагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д.
На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следова­ния назначаются два проводника. Готовность к отправлению ту­ристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отде­ления дороги, санитарного врача, представителя фирмы — орга­низатора путешествия или арендатора поезда, представителя служ­бы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформля­ется актом.
В арендную плату входит оплата всех вагонов, включенных в поезд, постельного белья из расчета одного комплекта на турис­та на 7 дней, стоимость проезда по установленным тарифам, сто­имость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового пи­тания и другие расходы.
К сумме чистой арендной платы добавляется сумма установ­ленной (объявленной) нормы прибыли.
В случае отказа арендатора от аренды после подписания до­говора за 20 дней до его отправления он уплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды. Аналогичную неустой­ку оплачивает дорога при отказе в услугах по договору.
В штате туристско-экскурсионного поезда дальнего следова­ния кроме обслуживающих поездных бригад предусматривает­ся: директор турпоезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач.
Директор турпоезда назначается из высококвалифицирован­ных туристских работников, имеющих опыт воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он от­вечает за работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах, выполнение плана-графика маршрута, про­ведение воспитательной, культурно-массовой, экскурсионной работы.
Он участвует в комиссии по проверке готовности поезда к рейсу, ведет учет и отчетность, проводит вступительную и за­ключительную беседы с туристами, отвечает наравне с бригади­ром (начальником) поезда за качество предоставляемых услуг в соответствии с договором.
Он имеет право удалять с поезда туристов, систематически нарушающих правила внутреннего распорядка.
Инструктор-методист составляет планы воспитательной, культурно-массовой и туристско-экскурсионной работы и отве­чает за организацию досуга. Он проводит регулярные беседы в туркабинете или по радиотрансляционной сети, знакомит тури­стов с путевой информацией, организует концерты, плановые эк­скурсии, встречи и т.д.
В его оперативном подчинении находятся культорганизатор и аккомпаниатор.
Инструктор-методист отвечает за посадку туристов и их раз­мещение, обеспечение туристскими путевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов.
Врач турпоезда работает в соответствии с его должностными обязанностями. Он назначается из лиц, имеющих стаж лечебной работы и прошедших инструктаж по вопросам гигиены и эпидемиологии. Его основной обязанностью является оказание экстренной медицинской помощи в пути следования и профилак­тика заболеваний, контроль за соблюдением санитарного режи­ма в вагонах и ресторанах.
На специальных пунктах отстоя туристских поездов должны быть следующие виды обустройства:
·         освещение всей территории;
·         радиофикация, электронные навесные часы;
·         телефоны;
·         площадка для стоянки автобусов;
·         туалеты, умывальники, комнаты отдыха туристов, бытовые комнаты;
·         устройства для заправки вагонов водой, топливом, зарядки аккумуляторных батарей;
·         устройства для сбора и удаления мусора.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Такие пункты предусматривают питание туристов или в ваго­нах-ресторанах туристского поезда, или автономно — в городских пунктах питания.
Число поездов «Здоровье» в настоящее время сократилось, однако значительно вырос уровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), где выступает опе­ратором фирма «Росинтур» и компания «Русь-рейл», состоит из комфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс», «Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны, вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др. Пассажировместимость такого поезда 500 человек. Питание туристов на поездах маршрута «Здоровье» (выходного дня) производится также через поездные буфеты либо с помощью выездной торговли.
Обязанности персонала поезда «Здоровье» аналогичны выше­описанным. В вагонах туристских поездов и туркабинете долж­ны быть также правила для туристов, доска объявлений оперативной информации, расписание движения по маршруту, план туристскоэкскурсионных мероприятий, график питания, меню, распорядок дня туристов.
Чем продолжительнее железнодорожное туристское путешест­вие, тем оно утомительнее. Наиболее приемлемым для туриста счи­тается путешествие до двух суток. Продолжительные путешествия планируются, как правило, в высококомфортабельных поездах. При этом поездной стресс снижается за счет интересной культурной про­граммы, кратковременных остановок в зеленых и экологически чи­стых зонах (в лесу, у озера, в горах, на берегу моря и др).
На сегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторами являются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Они организуют­ся как внутренние, так и международные железнодорожные тури­стские маршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великий шелковый путь»: Москва — Бухара — Са­марканд — Ташкент — Алма-Ата на «Восточном экспрессе». Одна­ко стоимость данного тура 1800 дол. США, как и стоимость севе­ро-западного тура фирмы «Окдайл» — 2000 DM, не рассчитаны на массовый туризм.
Аналогичным по цене является десятидневный железнодорож­ный туристский маршрут Москва — Омск — Новосибирск — Ир­кутск — Улан-Батор — Пекин на «Восточном экспрессе».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.     ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ТУРИСТСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА
3.1 Подвижной состав пассажирского железнодорожного транспорта для туристических перевозок в России
Для перевозки туристов используются как обычные, так и спе­циально построенные (или модернизированные) туристские ва­гоны с максимальным уровнем комфорта в пути.
Туристские поезда дальнего следования формируются из 13-17 пассажирских вагонов типа ЦМК (вагон цельнометалли­ческий купейный) с 36 спальными местами, включая 2-3 вагона-ресторана типа ЦМВР (цельнометаллический вагон-ресторан).
Туристские поезда в местном сообщении формируются в составе не менее 10 пассажирских вагонов, в пригородном — не менее 6 вагонов. При включении в состав двух вагонов-рестора­нов они ставятся под номерами 3 и 8, 3 и 13 или 8 и 13. Если в составе поезда три вагона-ресторана, они ставятся под номера­ми 3, 8 и 13.
В туристском поезде дальнего или сверхдальнего сообщения дополнительно вводится один вагон-клуб, где имеется туристский кабинет, проводится показ кино-видеофильмов и т.д. Такой вагон ставится под номером 0 или 16 (он является штабным вагоном).
Кроме того, в туристских целях используются прогулочные (в том числе детские) железные дороги, паровоз и т.д. Так, турист­ская фирма «Окдайл» (Санкт-Петербург) специализируется на организации железнодорожных и ретро-туров на поездах паро­возной тяги для любителей железных дорог. Ею также предлага­ется регулярный туристский маршрут Санкт-Петербург — Моск­ва через старинные русские города Псков и Новгород на фир­менном поезде «Новгород-экспресс» продолжительностью 3 дня. Туристам предлагаются различные варианты размещения: купе люкс на одного или двух человек или обычное четырехместное купе.
В программе экскурсий — достопримечательности Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода (с посещением Новгородского кремля и музея деревянного зодчества), Пскова (с посещением действующего Псково-Печорского монастыря с обедом в тра­пезной).
Увлекательному и малоутомительному путешествию способ­ствует преобразование вагонов поезда в «отель на колесах» (род-тель). При этом общее число купе в спальном вагоне не превышает восьми, а в каждом купе проживают один-два человека.
Купе оборудуются вертикально или горизонтально располо­женными мягкими кроватями (в ряде случаев — одной двуспаль­ной кроватью), кондиционером, письменным столом, телевизо­ром, телефоном. Туалетная и душевая комнаты могут быть как в каждом купе, так и один бытовой блок на два купе. В вагоне так­же имеется библиотека, вагон-салон, конференц-вагон, детский вагон с залом для подвижных игр, видеосалон, дискотека и др.
В России организованы суперконтинентальные железнодорож­ные туристские маршруты по транссибирской магистрали, вошед­шей в эксплуатацию в 1900 г. Эта самая длинная в мире железнодо­рожная ветка (9000 км) соединяет Москву — Новосибирск — Ир­кутск — Хабаровск — Владивосток. Время в пути — 158 ч.
По этой же трассе проходят международные маршруты:
Новосибирск — Улан-Батор — Пекин, продолжительностью 140 ч;
Новосибирск — Пекин, продолжительностью 153 ч.
Организовано движение высокоскоростных поездов ЭР-200 между Москвой и Санкт-Петербургом.
По оценкам специалистов поездки на высокоскоростных ма­гистралях на расстояние до 1000 км рентабельнее авиационных.
В России такие проекты существуют для транспортных коридоров: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Минск — Брест, Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург и др.
Разработан проект создания трансконтинентальной магист­рали «Аляска — Сибирь» (от Якутска к Беринговому проливу, да­лее через тоннель на Аляску).
Россия готова принять участие в проекте сооружения транс­континентальной железнодорожной магистрали по двум возмож­ным направлениям: Пекин — Улан-Батор — Транссиб, Транссиб — Пекин — Казахстан — Туркменистан — Иран — Турция. Европей­ский Банк Реконструкции и Развития выделил России крупный кредит для развития и модернизации железных дорог России, в том числе на создание транспортных коридоров Берлин — Вар­шава — Минск — Москва — Нижний Новгород и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Липецк — Волгоград — Астрахань.
В настоящее время фирмами «Ориент-Экспресс сервис» и «Же­лезнодорожный путешественник» (Москва) уже осуществляются сезонные международные перевозки туристов на сверхдальние расстояния (трансконтинентальный экспресс «Россия» по транс­сибирской магистрали по маршруту: Москва — Новосибирск — Иркутск — Улан-Батор — Пекин).
Кроме того, предполагается строительство новой суперско­ростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Существенным недостатком при международных перевозках по железным дорогам является различная ширина колеи. В Рос­сии она принята равной 1524 мм, в большинстве стран Европы -1435 мм.
Такая несогласованность требует перестановки вагонов на другие колесные тележки, что связано с увеличением продолжи­тельности пребывания в пути.
Особой популярностью пользуется железнодорожный приграничный туризм с Финляндией. Сейчас в Хельсинки мож­но доехать тремя фирменными скорыми поездами: «Лев Толстой» (из Москвы), «Репин» и «Сибелиус» (из Санкт-Петербурга). Оте­чественные поезда «Лев Толстой» и «Репин» сформированы из вагонов 1-го и 2-го классов (двухместные «СВ» и четырехмест­ные купейные).
В вагонах-ресторанах данных поездов большой выбор блюд и российских деликатесов.
В составе данных поездов имеется вагон бизнес-класса на 10 пассажиров, в котором обеспечены все условия для комфорт­ной работы и отдыха деловых людей. В вагоне имеется душ, круглосуточно работающий бар, а также другие атрибуты ком­форта. По заявке пассажиров к поезду прицепляется специаль­ный вагон для перевозки автомобилей.
Все составы сопровождаются нарядами транспортной мили­ции. Финский поезд «Сибелиус» отвечает всем международным стандартам. Все члены поездной бригады владеют русским и дру­гими европейскими языками. В данном поезде также предусмот­рен специальный вагон для бизнесменов.
Большим достоинством путешествий на данных поездах является их точное следование по расписанию, высокий уровень комфорта, выезд из центра одного города и прибытие в центр другого, а также проведение таможенного досмотра во время движения.
Для российских туристов, выезжающих в Финляндию, одновременно с приобретением билета можно забронировать место в гостинице.
Предполагается пустить суперэкспресс «Пендолино» между Санкт-Петербугом и Хельсинки, который позволит сократить время в пути с шести до трех часов.
3.2 Билеты, тарифы, льготы, перевозка багажа
На туристские поезда оформляются индивидуальные (имен­ные) или групповые билеты, в стоимость которых включается:
«плацкарта» — право на спальное место в поезде, право перевозки багажа; ·         страховка;
комиссионный сбор за услуги кассы по предварительной про­даже (заказу) билетов; сбор за доставку билетов (при необходимости); местные сборы. Железнодорожный билет является договором пассажира с же­лезной дорогой на транспортные услуги. Данные взаимоотноше­ния по договору регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и вышеперечисленными нормативными актами.
В соответствии с данным договором железная дорога обязует­ся предоставить ряд услуг:
·         перевозку пассажира в пункт назначения;
·         перевозку багажа;
·         предоставление дополнительных услуг за отдельную плату (постельные принадлежности, чай, кофе, поднос багажа, прода­жа газет и журналов, сувениров и др.).
Железная дорога предоставляет пассажиру (в туристском по­езде туристу) ряд льгот:
·         бесплатную перевозку багажа весом до 35 кг;
·         бесплатную перевозку одного ребенка до 5 лет, если он не за­нимает отдельного места;
·         льготные тарифы на детей до 12 лет;
·         сезонные льготные тарифы и др.
В международных поездах предусматривается целый ряд других льгот. Так, на поездах между Россией и Финляндией установ­лена скидка для минимальных групп туристов от двух человек.  Здесь же можно приобрести «билет бизнесмена» на 10-50 поез­док, который не является именным, и этим билетом может вос­пользоваться любой сотрудник фирмы. На билет от 40 поездок и выше установлена 50-процентная скидка, а срок его действия — 6 месяцев. Кроме того, в бизнес-центрах вокзалов Москвы, Санкт-Петербурга и Хельсинки можно оформить визу, забронировать место в отеле, приобрести льготный билет на все виды городско­го транспорта и т.д. Пассажир может объявить при сдаче багажа его ценность, зап­латив соответствующий сбор; тогда в случае утери багажа пасса­жир получит компенсацию в размере двукратной объявленной стоимости.
Если железная дорога докажет пассажиру, что стоимость его багажа была объявлена завышенной, то компенсация будет вы­плачена по реальной стоимости.
Справка о реальной стоимости заявленных вещей может быть получена в бюро товарных экспертиз или комитете по статистике.
Если багаж пассажира принят без объявленной ценности, то компенсация пассажиру при его утере будет выплачена по специ­альному тарифу.
При задержке доставки багажа по вине железной дороги пас­сажиру выплачивается компенсация в размере 10% суточной оплаты провоза при наличии акта, составленного по требованию пассажира.
При утере билета проводником составляется соответствую­щий акт, заверенный штампом и подписью начальника поезда, а на станции со стоянкой не менее 10 минут новые проездные документы оформляются начальником поезда (без участия пас­сажира).
Другие нормы, касающиеся билетов, тарифов, льгот и пере­возки багажа регулируются вышеизложенными «Правилами ока­зания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлени­ем Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277).
3.3 Ответственность и обязанности перевозчика
Если с пассажиром по вине железной дороги произошел нес­частный случай, то он имеет право на получение страхового воз­мещения, так как в стоимость билета входит страховой взнос.
В соответствии с Уставом и Правилами перевозки пассажи­ров на транспорте предоставление транспортных услуг реализу­ется с соответствующим уровнем комфорта и качеством и вклю­чает в себя:
наличие в вагоне маршрута движения, расписания, таблички с фамилией, именем и отчеством проводника; поддержание температуры в вагоне в соответствии с сани­тарными нормами (не ниже +18°С); содержание вагона в чистоте (влажная уборка вагона, купе и туалетов не менее 4 раз в сутки); не менее 3 раз в сутки подачу чая, кофе и кондитерских изде­лий, а в вагонах СВ поездов всех категорий — в любое время су­ток по требованию пассажиров; работу проводника в форменной одежде, а при обслужива­нии пассажиров — в белой куртке или фартуке; наличие кипяченой воды, столовых принадлежностей, игр; наличие радиоустановки в вагоне; оказание первой доврачебной помощи пассажиру и др. В поездах международного сообщения дополнительно к выше­описанному проводник вагона обязан:
знать телефоны, адреса и реквизиты представительств стра­ны за рубежом; делать отметки по требованию пассажира на проездных до­кументах и заверять их штампом; принимать от пассажиров заявки (заказы) на завтрак, обед и ужин в ресторане и др. Проводнику вагона запрещается:
перевозить чужие вещи или почту; предлагать пассажирам уже использованное белье; требовать и брать от пассажиров чаевые; взимать за услуги больше установленной стоимости; закрывать один из туалетов; курить в вагоне и служебном купе; находиться в состоянии алкогольного опьянения и др. Уставом железных дорог регламентированы также соответ­ствующие права и обязанности пассажиров.
3.4.  Перевозка туристких грузов в железнодорожном сообщении
 
Перевозка туристских грузов и багажа регламентируется «Пра­вилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277) и «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении».
Туристские грузы (оборудование, снаряжение, палатки и др.) перевозятся как в режиме ручной клади, так и грузобагажа.
Процедурно отнесение ручной клади к той или иной катего­рии груза производится на железнодорожных станциях и вокза­лах в специальных весовых с переоформлением ручной клади в багаж при превышении нормы 36 кг. При посадке на малых стан­циях, где нет весовых, эта задача возложена на проводника ваго­на (в который производится посадка). В некоторых крупных го­родах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) — весо­вые. И в том, и в другом случае при превышении нормы взимают дополнительную плату, зависящую от превышения веса и рассто­яния, на которое перевозится груз.
Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднений помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Забота о целости и сохранности перевозимой ручной клади — обязанность пассажира.
Не допускается размещение ручной клади на местах, предназ­наченных для пассажиров, а также в проходах между сидениями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к руч­ной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 200 см.
Каждый пассажир имеет право провести с собой бесплатно ручную кладь весом не свыше 36 кг (на билет полный или детс­кий). Разрешается провоз при себе байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназна­ченных для ручной клади. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдавать в багаж.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отрав­ляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества (кро­ме случаев, предусмотренных специальными правилами), а так­же предметы, не допускаемые к перевозке таможенными прави­лами.
 К перевозке багажом принимаются вещи и предметы, вес одно­го места которых не превышает 75 кг, а длина 3 м. Минимальный вес отправки -10 кг. Неделимые предметы весом свыше 75 кг при­нимаются к перевозке из расчета одно место на один билет. Пе­ревозка предметов весом более 75 кг, сданных сверх этого коли­чества, оплачивается по тарифу грузобагажа.
При согласии пассажира багаж может быть отправлен по дру­гому маршруту или в другом поезде, не указанном в билете, в том числе ранее поезда, на котором должен следовать пассажир. Об этом в багажной квитанции делается отметка: «Багаж отпра­вить… (число)» или «Багаж отправить по маршруту...».
В случае неприбытия багажа, о выдаче которого пассажиром предъявлено требование, станция назначения обязана на обрат­ной стороне багажной квитанции после истечения срока достав­ки сделать отметку «Багаж не прибыл», поставить штемпель с обозначением года, месяца, числа и получить от пассажира заяв­ление с указанием адреса для посылки ему уведомления о прибы­тии багажа.
Багаж считается утраченным и пассажир имеет право потребо­вать возмещения его стоимости, если багаж не прибудет на стан­цию назначения по истечении 10 суток после окончания срока его доставки.
В конце 1994 г. Министерство путей сообщения России издало указание, в котором указано:
с 15 декабря 1994 г. в поездах дальнего следования на рос­сийских железных дорогах пассажир вправе дополнительно к нор­ме провести с собой:
1) излишнюю ручную кладь весом до 14 кг за отдельную пла­ту по тарифу багажа весом в 50 кг с выдачей квитанции ЛУ-12 А;
2) излишнюю ручную кладь весом до 50 кг бесплатно на один купленный за полную стоимость билет в одном купе спального или купейного вагона;
3) с разрешения начальника станции или вокзала ручную кладь весом до 150 кг бесплатно в отдельном купе с оплатой полной стоимости за 4 места (кроме фирменных поездов);
4) во всех случаях перевозимый в вагоне багаж должен размещаться в специально отведенных для перевозки ручной клади местах
4. СПЕЦИФИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЗА РУБЕЖОМ
В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта.
Это объясняется умеренными тарифами и многочисленными льготами, высоким уровнем сервиса в пути следования, наличи­ем высокоскоростных и свехскоростных маршрутов, открытием прямого сообщения под Ла-Маншем, наличием единых согласо­ванных систем обслуживания, а также разветвленной сетью же­лезных дорог (таблица 1).
                                                                                                                  Таблица 1
Сеть железных дорог в странах ЕС  
Страна
 
Протяженность путей сообщения, км
 
Объем перевозок,
млн пасс/год
 
Бельгия
 
3479
 
142
 
Дания
 
2344
 
146
 
Франция
 
33872
 
834
 
Германия
 
26934
 
1000
 
Греция
 
1565
 
12
 
Ирландия
 
1944
 
25
 
Италия
 
16066
 
429
 
Люксембург
 
271
 
10
 
Нидерланды
 
2798
 
256
 
Португалия
 
2668
 
226
 
Испания
 
12541
 
274
 
Великобритания
 
16854
 
762
 
 
В Европе туристские перевозки реализуются как специальны­ми туристскими или экскурсионными поездами, так и рейсовыми (графиковыми) экспрессами.
Жители Центральной Европы пользуются скоростными желез­ными дорогами TEE (Trans European Exdivss). Во Франции путешественники предпочитают суперскоростной поезд TGV (Train a Grande Vitesse), доставляющий пассажиров из Парижа в Мар­сель за 4 часа 40 минут, в Лион, Нант — за 2 часа, Бордо — за 3 часа.
Высокоскоростные поезда D-Train курсируют в Германии, су­перскоростной поезд Cercanias — в Испании.
Среди туристов Европы большой популярностью пользуют­ся ночные экспрессы: Вена — Венеция, Вена — Цюрих, Вена — Гам­бург, Рим — Женева, Брюссель — Лондон, Париж — Лондон (через Ла-Манш).
Особой популярностью у туристов пользуется «Восточный экспресс» (Orient Exdivss) — первоклассная железнодорожная ли­ния Париж — Стамбул, открытая еще в 1883 г. Поезд следует из Парижа через Страсбург, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, да­лее в Стамбул. Здесь самое роскошное в Европе обслуживание пассажиров. Аналогичный экспресс курсирует между Лондоном и Венецией. Скорость движения таких поездов 300 км/ч. В сто­имость билета в первом классе входит изысканное питание.
С 1980 г. «Восточный экспресс» восстановлен в своем пер­воначальном ретро-стиле.
Наиболее крупный европейский туроператор, специализирую­щийся на организации путешествий на скоростных и супер­скоростных экспрессах, — фирма Wagon Lits.
В настоящее время общая протяженность железнодорожных магистралей мира, на которых курсируют высокоскоростные по­езда, составляет около 10 000 км.
Первая в мире высокоскоростная дорога Токио — Осака была построена в 1964 г., а к настоящему времени в Японии уже су­ществует сеть таких дорог Синкансен, скорость движения поез­дов на которой составляет около 300 км/ч.
В ближайшие годы на железных дорогах Европы появятся поезда нового поколения на магнитной подушке с линейным дви­гателем, скорость движения которых достигает 540 км/ч.
Скоростные магистрали построены в Европе по маршрутам Париж — Лион, Кельн — Франкфурт, Нюрнберг — Эрфурт — Галле, Лейпциг — Берлин, Верона — Мюнхен, Мадрид — Барселона, Дуб­лин — Белфаст и др.
Разработаны проекты таких магистралей в Швейцарии, Нидерландах, Испании, Финляндии, Великобритании, США.
Реализация проектов высокоскоростных магистралей акти­визировалась после введения в эксплуатацию тоннеля под Ла-Маншем. За рубежом широко используется система чартерных турист­ских поездов (Charter coach). В составе такого поезда имеются дополнительные грузовые платформы для перевозки личных автомобилей туристов. По прибытии в страну (город) турист продолжает свое путешествие на автомобиле.
Туристские поезда оборудованы вагонами с широким обзо­ром, низким уровнем шума и вибраций, удобной мебелью, кондиционерами, телефонами в первом классе и другими атри­бутами комфорта.
Во многих странах Европы курсируют специальные экскур­сионные поезда (Panoramic), расписание которых увязано с рас­писанием морских и речных судов.
Популярен также маршрут «Night Ferry» (Ночной паром): Лондон — Дувр — Дюнкерк — Париж. Здесь сочетается увлекатель­ное сухопутное путешествие по территории Англии и Франции с морским путешествием через пролив на пароме.
Кроме выше перечисленных, следует отметить ряд популяр­ных туристских железнодорожных экспрессов, эксплуатирующих­ся в различных странах мира.
1. Австралийский туристский экспресс Indian Pacific, кур­сирующий через всю страну с востока на запад по маршруту Сид­ней — Перс.
2. Фирменный туристский экспресс Golden Arrow (Золотая стрела), курсирующий по маршруту Лондон — Париж.
3. Туристский высококомфортабельный поезд в Южной Аф­рике, пересекающий всю страну и следующий по маршруту Пре­тория — Кейптаун.
4. Американский аналог «Восточного экспресса», курсирую­щий между Вашингтоном и Чикаго.
5. Лучший российский экспресс «Красная стрела», следующий по маршруту Москва — Санкт-Петербург.
6. Популярный испанский туристский поезд Al Adalus (Анда­лузский экспресс), следующий по двум маршрутам: Мадрид — Севилья — Кордова — Гранада — Рондо — Севилья -Мадрид (8 дней — 7 ночей); Севилья — Кордова — Гранада — Рондо — Севилья (7 дней -6 ночей). Здесь комфортабельные ретро-купе оборудованы кондиционером, телевизором, туалетом, душем. Кроме того, в составе поезда имеются вагоны-рестораны, бары, библиотека и др.
Наиболее мощные железнодорожные системы Европы име­ют такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Ита­лия и Испания.
Национальная сеть железных дорог Германии (German Rail) про­тяженностью около 30 000 км с 2500 вокзалами и станциями перево­зит в год около миллиарда пассажиров. Она соединяет 50 городов страны и является удобным европейским туристским транзитом.
На большинстве железных дорог мира (75%) ширина колеи составляет 1435 мм (стефенсоновская колея), 11% дорог имеют более широкую колею (1524, 1600, 1676, 1880, 2135 мм), а 14% -узкую колею (1067 или 1087 мм).
Спецификой путешествий за рубежом по железной дороге является разграничение вагонов на классы (первый, второй и туристский), а купе — на мужские, женские и семейные, курящие и некурящие, люкс, одно-, двух-, трех-, четырехместные и турист­ские (до 6 мест).
Дети по международным правилам в отношении разграниче­ний купе на мужские и женские «приобретают пол» с 12 лет.
В Европе принята следующая классификация поездов:
TD    -   межконтинентальный экспресс;
1C    -    международный экспресс;
ICL   -    скоростной супер-экспресс;
TEE   -   фирменный экспресс;
ЕС    -    скоростной экспресс;
Е     -    скорый поезд;
RSB   -   пригородный поезд и др.
Для туристов и других категорий пассажиров за рубежом су­ществуют различные системы льгот и скидок.
Система Eurailpass действует в 17 странах Европы при сле­довании по железным дорогам:
билет без лимита расстояния (для первого класса) действует до 15 дней, стоимостью 498 USD, до 3 месяцев — 1398 USD;
билет для молодежи (при наличии удостоверения междуна­родных студенческих организаций) без лимита расстояния дей­ствует до 15 дней, стоимостью 398 USD, один месяц — 578 USD, Два месяца — 768 USD;
для компаньонов, следующих вдвоем (или более), и др.
Такая система скидок действует при проезде на территории Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Нидерландов, Венгрии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Норвегии.
Система Interrail — это согласованные льготные тарифы на железнодорожном транспорте 27 стран Европы и Африки. Она предполагает льготы молодежи до 26 лет, а также льготы взрос­лым туристам.
Дисконтные карты этой системы можно приобрести по 7 зо­нам, где цена составляет 250-260 USD. Время действия билета до 15 дней (одна зона), до месяца (до 7 зон). Такие дисконтные кар­ты можно приобрести и в России.
Система Euronight — льготные тарифы на скоростных и су­перскоростных экспрессах.
В каждой стране существуют свои национальные тарифы, предусматривающие дополнительные льготы. Так, в Великобри­тании можно купить льготный именной билет с крупной скидкой на проезд без ограничения расстояния в отдельные периоды вре­мени (система British Rail System). Кроме того, на английских железных дорогах можно приобрести проездной билет (British pass) для туристов и гостей, а также для молодежи со значитель­ными скидками, действующими только для второго класса. Здесь же установлен самый льготный лимит перевозки багажа без до­полнительной оплаты: в первом классе — 70 кг, во втором — 50 кг (в других европейских странах такой лимит составляет 20-35 кг). На железных дорогах Великобритании можно провозить бесп­латно четырех детей в возрасте до 5 лет, а для детей в возрасте от 5 до 16 лет действует 50%-ная скидка.
В Германии дети до 4 лет следуют бесплатно, с 4 до 11 лет — за 50%. Молодежь (от 12 до 26 лет) получает скидку по школьным или студенческим билетам в вагоне второго класса. Для туристов в Германии продаются льготные билеты на 5, 10, 15 дней и один месяц. Такие билеты, кроме железнодорожного транспорта, дей­ствительны на некоторых автобусных и речных маршрутах.
Туристам при реализации железнодорожных туров в крупные города (Лондон, Стокгольм) продаются льготные билеты на все виды городского транспорта (common carrier).
Значительные льготы туристам предоставляются на железных дорогах Австрии. Здесь продается открытый билет, действующий 15, 30 и 60 дней, стоимостью на 20% ниже, чем с фиксированной датой. Указанные льготы для туристов за рубежом являются важ­ным стимулом развития туризма в целом.
Наибольшую популярность железнодорожные путешествия получили в Германии, Великобритании и Швейцарии. Если жи­тели Великобритании и Швейцарии предпочитают путешество­вать по своим странам, то немцы путешествуют по Европе, Рос­сии и Америке. Особой популярностью здесь пользуются путе­шествия на паровозной тяге.
Значительный интерес к железнодорожным туристским путе­шествиям проявляют на американском континенте. Здесь лиди­руют три основных маршрута: Транс-Канада, Транс-Америка и Транс-Атлантика. Канадский тур включает десятисуточный пе­реезд Ванкувер — Монреаль (через Виннепег и Оттаву). Железно­дорожное путешествие по США из Вашингтона в Лос-Анджелес длится 12 суток. По пути следования американский Orient-Exdivss заходит в города: Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо и др. Наконец, трансатлантический железнодорожный тур начинается в Манагуа и заканчивается на южной оконечности Южной Америки в Пуэрто-Монт, проходя через Гуаякиль, Лиму и Сантъяго.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :