--PAGE_BREAK--Планирование можно условно разделить на два вида: краткосрочное (оперативное) и долгосрочное (стратегическое). В основном на туристских предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предложить происходят все типичные для жизни туристического предприятия события, поскольку за этот срок выравнивается сезонные колебания конъюнктуры на рынке туристских услуг Учитывая специфику туристского бизнеса, используются краткосрочные планы или текущие (на срок до одного года) и оперативные (менее одного года). Краткосрочный план на год включает объем производства услуг, планирования прибыли и другое. Текущие финансовые планы (на срок до одного года) обычно разрабатывает с поквартальной разбивкой. Краткосрочный финансовый план позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Баланс, а так же план доходов и расходов туристского предприятия в рамках его операционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а так же капитальный бюджет является основными видами текущих финансовых планов.
Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план. Он составляет на период от трех до пяти лет (конечно, с внесением изменений и корректировкой), поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Составление бизнес-плана, способствует внутреннему управлению туристским предприятием, так как он разрабатывается на основе поставки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
· обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
· расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
· определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
· подбор специалистов, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании.
Одним из важнейших разделов бизнес-плана является его финансовый раздел в него входят:
· план — прогноз финансовых результатов (предполагаемый объем продаж, влияние различных факторов на ожидаемый баланс доходов-расходов);
· определение источников финансирования;
· выявление потребности в дополнительных инвестициях;
· выявление точки безубыточности (порога рентабельности);
· составление баланса активов и пассивов;
· оценка финансовых ресурсов;
· расчет рентабельности (доходности) проекта.
Слежение за результатом выполнения плана включает сравнение планируемых показателей с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени.
Налогообложение туристской деятельности — это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристской фирмы.
Налог (сбор, пошлина) — обязательный взнос в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательными актами. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода.
Рассматривая налогообложение туристкой деятельности, можно выделить следующие особенности:
1. Налог на прибыль. Ставка налога на прибыль установлена в следующих размерах: всего 24%, в т.ч. 17% в бюджет субъектов РФ, 5% в Федеральный бюджет, 2% в местный бюджет. Данный налог оплачивается поквартально 28 числа, следующим за отчетным кварталом.
2. Налог на имущество. Ставка налога составляет 1,4% от 2,2% годовых, оплачивается поквартально.
2.2 Анализ финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия представляет собой один из важнейших этапов аналитической работы, так как на его основе дается оценка полученных результатов, формируется финансовая стратегия и вырабатываются меры по ее реализации. Анализ финансового состояния предприятия проводится по оценке следующих показателей: финансовой устойчивости, кредитоспособности, ликвидности, коэффициента использования капитала.
Основным источником информационного обеспечения оценки финансового состояния предприятия являются бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде финансовой отчетности, отчет о движении денежных средств, о движении капитала, в т.ч. собственного.
В бухгалтерском балансе предприятия отражаются средства (имущество) его по состоянию, составу, и размещению на определенную дату – это активы, которые, по существу, должны приносить доход предприятию. В балансе также указаны источники формирования ресурсов, за счет которых формируются активы предприятия, — это пассивы, которые, по существу, представляют его финансовые обязательства.
Основная цель проведения анализа состояния активов и пассивов предприятия заключается в выявлении изменения за отчетный период в их составе и структуре по таким группам, как мобильные, т.е. оборотные (текущие), и внеоборотные (иммобилизованные) активы. Результаты анализа позволяют определить финансовую стабильность предприятия.
При установлении стабильного финансового положения, можно сказать, что фирма является кредитоспособной. С этого момента предприятие рентабельно, т.к. получает прибыль от своей деятельности и самоокупаемо, т.к. доходы превышают расходы. Результатом является оптимизация себестоимости, то есть полученной прибыли должно хватать на развитие фирмы, рост заработной платы. Именно к этому и стремятся все современные предприятия.
2.3 Анализ ценовой политики предприятия.
Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является инструментом, функционирующим только на основе экономических законов.
Величина цены на туристский продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт.
Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще.
Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие:
•услуги туризма, как и услуги вообще, представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги — это розничные цены;
•если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации продукта (в данном случае туристского продукта) отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами населения (потребителей и производителей);
•сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма. Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс — цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций;
• процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер.[4]
Чем больше неравномерность потребления услуг во времени, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворения спроса в период его максимальной величины. Сезонная дифференциация цен и тарифов отражает изменения общественно необходимых затрат труда в различные периоды года. Цены на туристский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье);
некоторые виды услуг реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен — внутренние и внешнеторговые, например: на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов. Другими словами, цены для иностранных туристов устанавливаются в долларах США и более высокие, чем для отечественных туристов. Цены на услуги туризма для отечественных туристов устанавливаются в рублях;
особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например продукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озера и т.п.).
На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.
Цены на туристский продукт должны соответствовать спросу и рекламе. Их необходимо ориентировать не на среднего потребителя (туриста), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности турфирм.
Цена на туристский продукт зависит не только от спроса, но и от рекламы данного продукта, так как между ними существует тесная взаимосвязь. Как правило, снижение цены ведет к росту спроса на туристский продукт и оказывает рекламное воздействие на покупателя туристского продукта; в свою очередь, улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на туристский продукт.
Уровень цен значительно влияет на объем реализации туристского продукта. Однако это влияние имеет свою специфику, которая обусловлена следующими моментами:
•потребление туристского продукта происходит в свободное
время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта)
самостоятельную ценность и которого у него не так уж много. Отсюда особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене туристского продукта. На туристском рынке возникают ситуации, когда турист в отдельные места туристского отдыха не поедет из-за низкого качества услуг и высокой цены на туристский продукт;
•между моментом продажи туристского продукта и актом его
потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха. Это находит свое отражение в политике цен на туристский продукт. Например, вводится специальное дополнительное страхование туристов, купивших турпакет, от инфляции, плохой погоды и др. Эта система применяется только до определенного времени.
Туристские фирмы предоставляют скидку со стоимости тура, если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха. Широко применяются сезонные скидки;
• цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туроператора.
Цена на туристский продукт определяется методом нормативной калькуляции.
При этом следует иметь в виду следующие особенности ценообразования в туризме.
• Туристский продукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, групповод и т.п.).
При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций.
Первая.Туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки.
Вторая.В условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердо фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
•Цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фото-
услуги и т.п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.
•Цена тура на одного человека зависит от количества туродней.
Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить.
•Цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих
равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на
одного человека.
•При групповом туре цена тура на одного человека зависит от
численности туристов в группе. Чем больше численность группы,
тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
Цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на
многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям
до 7 лет — скидка 50%, школьникам — 40%.
Ценовая политика фирмы представляет собой важнейший элемент общей стратегии фирмы, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия и сочетает в себе как стратегические, так и тактические аспекты. В наиболее общем виде ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней.
3. Основные вопросы менеджмента на предприятии туристского комплекса.
3.1 Ознакомление с кадровыми составом предприятия, организацией подбора и расстановки кадров, особенностями работы менеджера по персоналу, аттестацией кадров, подготовкой и повышением квалификации кадров.
Управление персоналом – является комплексным целенаправленным воздействием на коллективы и отдельные виды работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.
Одним из основных аспектов деятельности предприятия предполагает, что руководить предприятием означает также, и управлять людьми. В этой связи представляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников – одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы.
Залогом успешной деятельности предприятия является грамотный персонал. Задачей руководителя является правильный подбор персонала, его мотивация, чтобы каждый работник видел успех своей профессиональной деятельности через успех всей организации в целом.
Существенное влияние на производительность всех трудовых процессов и на реализацию намеченных целей и задач оказывает квалификация и образовательный уровень работников.
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка работа с кадрами требует систематической их переподготовки и повышение квалификации.
Квалифицированный работник быстрее и лучше овладевает передовыми методами труда, осваивает новую технику, эффективнее использует свое рабочее время.
В туристской фирме «Элит плюс» отсутствует кадровая служба как самостоятельный орган. Все работы по комплектованию кадров решают непосредственно директор предприятия и старший менеджер. Основным содержанием их совместной работы является:
· формирование кадров предприятия (планирование, отбор и наем при необходимости, высвобождение, анализ текучести);
· развитие работников (профессиональная ориентация, организация продвижения по службе);
· совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
Набор кадров на туристском предприятии «Элит плюс» осуществляется посредством рекламных объявлений в специализированных печатных и иных изданиях, а также при помощи кадрового агентства. Работников отбирают на конкурсной основе. В ходе беседы с кандидатом руководитель задает вопросы, касающиеся следующих моментов:
1. Образование и опыт;
2. Поведение (внешний вид, уверенность в своих силах, адаптивность и контактность, уравновешенность);
3. Целеустремленность (желание карьерного роста, готовность к выполнению заданий, способность к образованию);
4. Интеллектуальные способности (умение вести переговоры, уровень суждений, мыслительные способности);
5. Манера разговора (находчивость, ясность изложения мыслей);
6. Профессиональная пригодность (специальная и личная).
Именно эти моменты позволяют выявить из множества кандидатов тех, которые будут представлять реальную ценность для предприятия.
Как для предприятия, так и для сотрудников имеет большое значение постоянное повышение квалификации, которое происходит посредством посещения специализированных семинаров и рекламных туров.
3.2 Методы управления на предприятии.
Метод управления — это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.
В практике управления успешно применяются следующие методы управления:
· административные;
• экономические;
• социально-психологические.
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:
•целеустремленность коллектива;
•организованность;
•четкость и слаженность работы;
•оперативностьи своевременность решений;
•распорядительность, гибкость, дисциплинированность и инициативность.
Организационно — распорядительные и административные методы управления.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административныеметоды ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Различают пятьосновных способов административного воздействия:
— организационные воздействия,
— распорядительные воздействия,
— материальная ответственность и взыскания,
— дисциплинарная ответственность и взыскания,
- административная ответственность.
Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей, обеспечивая материальную мотивацию работников.
Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы управления направлены на обеспечение социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы обслуживания; на укрепление здоровья, возрастание значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье и др. Указанные аспекты социально-психологических методов закреплены в законодательстве, регулирующем деятельность органов внутренних дел.
К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др. Согласно статье 35 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации начальник органа, наряду с высокой требовательностьюк подчиненным, обязан: создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и достоинство подчиненных; не допускать протекционизмав работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел. Все эти положения всегда можно отнести к любой сфере деятельности человека.
В практике управления туристской фирмой «Элит плюс» применяются все виды методов, что делает управление предприятием более эффективным.
3.3 Стиль руководства.
Не менее важен стиль управления руководителя. В какой-то мере он формируется в зависимости от организации труда руководителя. Процесс управления состоит из следующих элементов: определение целей и осуществление функций управления; стиля управления; организации деятельности управления аппарат управления; обеспечение наиболее полного использования потенциала управления, его трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Большое воздействие на стиль управления оказывают условия организационно-распорядительной деятельности: пределы самостоятельности предприятий и органов управления, сбалансированность прав и обязанностей, строгая согласованность распорядительных действий.
Стиль управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.
Толкачёв Вячеслав Иванович, директор туристской фирмы «Элит плюс» обладает демократическим стилем руководства и это заметно в технологии принятия управленческих решений:
a высказывает свои мысли, идеи и предлагает задавать вопросы;
a предлагает пробное решение в качестве опытного образца (модели) для решения, но не отрицая других решений;
a раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает решения.
Можно сказать, что директор рассматриваемого предприятия являет собой идеальный пример сочетания настоящего руководителя, способного принимать компетентные твердые решения и человека, способного всегда принять и понять чужую точку зрения на любой вопрос или проблему, касающихся работы и функционирования фирмы.
Итак, труд руководителя – это труд работника, занятого в аппарате управления. Личностно-деловые качества руководителя в значительной мере предопределяют его опыт и способности. К важнейшим качествам, которыми должен обладать управляющий, относятся управленческие способности и коммуникабельность, компетентность и организаторские способности. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к руководителю, являются высокие морально-этические требования: доброжелательность, приветливость, справедливое отношение к персоналу, сдержанность и уравновешенность. Труд руководителя должен быть направлен на организацию работы персонала и на организацию личной работы. Организация работы коллектива предполагает умение директора определять цели деятельности предприятия, ставить задачи перед подчиненными, принимать правильные решения и обеспечивать их выполнение, а также использовать каждого работника на той работе, где он по своим личным наклонностям и деловым качествам может приносить наибольшую пользу фирме.
4. Маркетинг.
4.1 Особенности формирования спроса на турпродукт.
На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предлагает туристская фирма.
Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Предложение на туристском рынке – это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.
Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), а с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства.
Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение – цены поднимаются; если же предложение превышает спрос – цены снижаются.
Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев:
•географические;
•социальные;
•психологические.
К географическим критериям относятся:
· страна прибытия туриста;
· географическая цель туристской поездки.
Социальные критерии (другое название «социолого-демографи-ческие критерии») связаны с характеристикой туриста: возраст, пол, профессия, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход и др.
Психологические критерии дают характеристику поведения туриста, поэтому их еще называют «психолого-поведенческие критерии». К ним относятся: мотив поездки, сезонность, организация и длительность поездки и др.
Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса является объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на форму спроса и выбора турпродукта и услуг.
4.2 Разработка и система продвижения турпродукта.
Весь процесс разработки турпродукта включает следующие этапы:
1. Определение целей и выявление мотивационных аспектов путешествия.
2. Сбор информации о предоставляемых услугах гостеприимства в выбранном районе.
3. Подбор маршрута тура.
4. Формирование пакета услуг и транспортного обслуживания.
5. Расчет цены тура.
6. Реклама созданного турпродукта.
Продвижением турпродукта считается осуществление коммуникационных связей с существующими и потенциальными потребителями туруслуг с целью информировать их о предлагаемом турпродукте и вызвать у них желание приобрести его.
Современными каналами продвижения турпродукта являются:
· реклама в средствах массовой информации (СМИ) и других рекламоносителях;
· стимулирование продаж — использование краткосрочных стимулов, имеющих целью поощрение продажи туруслуг и получение быстрой и положительной ответной реакции рынка;
· связи с общественностью (PR— publicrelations), меры, с помощью которых при участии третьих лиц (пресса, спонсорство, благотворительность и другие) формируется позитивный образ фирмы и ее турпродукта;
· прямые продажи (прямой маркетинг) - умение персонала туристской фирмы работать с посетителями офиса, разбираться в их потребностях и желаниях, склонять их к приобретению предлагаемого турпродукта.
Основной целью рекламы является создание привлекательного образа страны в целом, а также ее отдельных регионов и центров, маршрутов и видов туризма. Эта работа проводится путем издания и распространения большого объема печатной рекламы (проспектов, брошюр, плакатов), публикации рекламных статей в средствах массовой информации, проведения презентаций, участия в туристских выставках, распространения устной информации и другими.
Также необходимо указать на то, что туристская фирма обязана проводить рекламную работу по следующим направлениям:
· выпуск «имидж-рекламы», способствующей распространению позитивной информации, повышению известности, авторитета, узнаваемости туристского предприятия;
· деловая реклама, задача которой состоит в том, чтобы ознакомить российских ииностранных предпринимателей в области международного туризма (гостиницы, транспортные компании) с основными направлениями своей деятельности.
Средствами указанной выше рекламы могут стать:
— выпуск рекламных проспектов и брошюр;
— помещение рекламных обращений в туристской специализированной прессе;
-помещение информации о фирме в национальных и международных справочниках по туристским фирмам и путеводителях;
— участие в национальных и международных туристских выставках;
— проведение презентаций своего туристского продукта на зарубежных рынках;
— передача информации по сети Интернет (в том числе и создание собственного сайта);
— рассылка почтовой рекламы (Directmail);
— выпуск сувенирной рекламы.
Процесс разработки планов рекламной деятельности и их реализации включает четыре последовательных этапа: проведение исследований рынка; разработку рекламной стратегии и планов; определение средств и мер по их реализации; составление рекламных обращений.
продолжение
--PAGE_BREAK--