--PAGE_BREAK--Объем платежеспособного спроса на экзотический турпродукт.
Финансовое положение большинства потребителей не позволяет расплачиваться за приобретение необходимого для нормального функционирования объема и номенклатуры продукции. Потенциал платежеспособного спроса следует оценить как низкий.
Возможность получения информации о спросе на продукцию фирмы.
Несмотря на активную политику многих туристских фирм в области маркетинга, сбор и проверка достоверности информации представляет серьезную проблему.
Возможность победы в конкурентной борьбе за потребителяразворачивается в основном в ценовой сфере.
Возможности снижения цены и вообще конкурентной борьбы в ценовой сфере ограничены. Вместе с тем определенные резервы снижения затрат кроются в возможности изменения существующей системы хозяйственных связей. Повышение информированности предприятий относительно спроса, создание соответствующих товарных запасов позволило бы снизить издержки производства.
Наличие у туристских фирм маркетинговой стратегии и ее реализация.
В отличие от ресурсной стратегии различные аспекты конкурентной стратегии, ценообразования, продвижения услуг часто являются предметами обсуждения на уровне руководства. Вместе с тем увязка этих вопросов с другими аспектами функционирования туристского предприятия в единый стратегический комплекс не проводится.
1.2.
Сбыт приключенческого турпродукта
Комплексный подход к сбыту приключенческого турпродукта предполагает разработку четырех разделов этого процесса: самого товара, его цены, методов его распространения и методов стимулирования.
Под методами распространения понимается различная деятельность предприятия, направленная на обеспечение целевых потребителей услугами.
Методы стимулирования включают деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Основой разработки ориентиров по сбыту турпродукта должны стать маркетинговые исследования потребностей, спроса, емкости рынка, анализ рыночной ситуации, определение доли данного туристского предприятия на рынке. В качестве информационной базы необходимо использовать систему маркетинговой информации, а для расчетов применять современные методы анализа, использовать современную вычислительную технику, что обеспечит многовариантность показателей, учет последних, обусловленных планируемыми маркетинговыми мероприятиями.
Среди основных решений предприятия по сбыту важным является решение о широте предлагаемых услуг. Желательным является предложение широкого ассортимента. Однако в условиях рынка предприятие на основании маркетинговых исследований должны определить, каким количеством ассортимента заниматься, и отобрать из них наиболее выгодные для себя.
В рамках управления сбытовой деятельностью туристские организации должны разработать программу стимулирования сбыта приключенческого турпродукта, рассматривая при этом сбыт как коллективные усилия по обеспечению продажи потенциальным туристам, укреплению отношений с ними и удовлетворению их потребностей и услугах.
Решив прибегнуть к стимулированию сбыта экзотических турпродуктов, туристские предприятия должны определить его задачи, отобрать необходимые средства стимулирования, разработать соответствующую программу, организовать ее предварительное опробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов.
Задачи стимулирования сбыта приключенческого турпродукта вытекают из задач реализации туристических путевок определенной категории туристов. Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана реализации учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта, и существующую конъюнктуру, и рентабельность каждого из используемых средств. К основным средствам стимулирования сбыта можно отнести: предложение приключенческого тура бесплатно (что, конечно нереально) или на пробу; профессиональные встречи и специализированные выставки; туристские конкурсы для побуждения работников туристского предприятия к эффективной сбытовой деятельности.
Таким образом, организация и управление сбытовой деятельностью является одним из основных коммерческих функций промышленного предприятия. Все остальные по отношению к ней имеют подчиненное значение и как бы обслуживают ее.
Исходя из изложенного содержание работы по сбыту экзотических туров можно свести к выполнению следующих основных операций:
• нахождение покупателей продукции (установление рынка сбыта);
• выбор форм и методов сбыта товаров;
• организация оказания услуг клиентам;
• рекламно-информационная деятельность туристского предприятия.
Глава 2. Приключенческие туры в современных условиях
2.1. Разновидности туров
К экзотическому виду турпродукта для современного российского туриста можно отнести любой познавательный тур в любую часть света. То, что необычно и отличается от обычного отдыха и лечения можно отнести к экзотическому туризму.
Пользуются интересом у туристов туры через регион или даже всю страну через различные климатические зоны, на различных видах транспорта и др. crossingtour; — сельский (деревенский) туризм farmtourorruraltour— отдых в каникулы или выходные дни holidaytourили иной период отдыха holidayperiod. Выходные дни — святое дело испокон веку. Суббота — «библейский шаббат», день недели, когда следует отдыхать. Эта традиция соблюдается многие тысячелетия и присутствует и в других религиях и культах. Христиане до IVвека н.э. имели два выходных дня. В Vвеке было решено оставить только один выходной — воскресенье. Два выходных снова были установлены трудящимся лишь в конце XXвека. Это обеспечило туристские фирмы еженедельной работой, поскольку туры выходного дня наиболее распространены и охватывают огромный контингент туристов и экскурсантов;
— поездка в красивые горные массивы, прогулка по горам majesticmountainstour, услаждение взгляда замечательными красивыми ландшафтами, закатами и восходами солнца и др. Поражают взгляд туриста фантастические ландшафты уникальных местностей— Гранд Каньон (США), Долина каменных пальцев (Перс, Австралия), гигантские водопады (Ниагарский, Игуасу, Виктория). Для туристов устраиваются специальные смотровые площадки для обзора окрестностей, устанавливаются подзорные трубы и др.;
— сафари safarytour, тур в целях охоты, рыбной ловли (hunting, fishing, underwaterfishing), поездки на природу в заповедники для наблюдения за животными, фотоохота, тур в национальный парк в Кении или ЮАР, в целях увидеть уникальных животных на природе в естественных условиях.
Практикуется поездка па природу или путешествие в заповедник к местным или турпримечательностям на внедорожных автомобилях (джипах) Jecp-Sufwy. Организуется колонна автомашин, в которой, кроме собственно джипов с туристами и проводниками, следует транспорт сопровождения с палатками, продовольствием, топливом, питанием и др. В программу тура входит не только посещение достопримечательностей местной природы, но обучение вождению машины в горных условиях, преодолению препятствий, устройству лагерной жизни, изучение техники выживания в экстремальных условиях;
— экотуризм ecotour, ecotourism— новая отрасль туризма, которая получила второе название: NatureTourismwithaSoftTouch— дословно: «природный туризм с мягким прикосновением к природе», то есть туризм, обеспечивающий минимальное влияние человека на окружающую природу. Программы экотуров предусматривают обычно посещение экологически чистых мест, природных резерваций и заповедников (например, организован ряд специальных маршрутов на остров Барбадос, Галапогосские острова). В процессе подобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия. Иногда экотуризмом именуется softtourism. К экотуризму относится и путешествие по болотам swampsafari. Популярностью пользуется тур по знаменитым болотам Флориды (США). В силу труднодоступности эти болота редко посещаются людьми, природа сохранилась в первозданном виде, в силу климатических условий богатая флора и фауна. Для туристов организуется посещение болот на специальных мелкосидящих катамаранах с приводом воздушным винтом — программа FlorudaSeminoleTrip, которая предусматривает два дня путешествия по болотам, фотографирование редких животных и птиц, посещение труднодоступного поселения индейцев, постоянно живущих в глубине болот вдалеке от цивилизации;
— военный тур на места боев и исторических сражений для ветеранов и родственников погибших воинов, посещение военных объектов и полигонов, боевых морских кораблей, подводных лодок, катание на военной технике, танках, сверхзвуковых истребителях, стрельба из поенного оружия на полигонах и в тирах, участие в военных учениях и маневрах, запуске космических кораблей на космодромах в качестве зрителей — militarytour, к таким же можно отнести и туры на посещение концлагерей и тюрем, хотя такое мероприятие является лишь составной частью тура;
— ностальгический (этнический) тур на места исторического проживания nostaligietour. Туризм на места исторического проживания населения, для встречи с родственниками или изучения (ознакомления) с особенностями культуры и быта определенной этнической группы.
Переселенцев весьма условно можно разделить на вынужденных, покидающих место исторического проживания насильственно в силу изгнании но религиозным, военным или политическим причинам, и на добровольных, покинувших родину в поисках лучшей доли в иных краях и землях (экономических переселенцев). Вынужденные переселенцы — довольно большая категория населения планеты. Миграция населения обусловлена экономическими, политическими и религиозными факторами. Более тысячи лет назад норвежцы и ирландцы мигрировали в Исландию и Гренландию. Вошли в историю пилигримы из Англии, бежавшие из страны по религиозным убеждениям на новые земли американского континента. Мировые войны принесли неисчислимые бедствия и генерировали новые волны переселенцев, интернированных и военнопленных, которые из опасения (и не без основания) преследования не вернулись на родину.
К последним уместно отнести немцев Поволжья, которых пригласили для обживания этого края русские цари, затем через двести лет коммунисты выселили их, как врагов народа, в Казахстан, а затем вновь исторические события перестройки и утраты единства Союза сделали их жизнь сложной и невыносимой и уже через триста лет они вновь тысячами возвращаются на историческую родину — в Германию.
Ярким примером ностальгического туризма является массовый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинградской области и в другие местности вокруг Ладожского озера. Финны, ориентировочно 500 тыс. человек, вынужденно покинули эти места в период военных действий 1939—1945 гг. и компактно колониями поселились в различных районах Финляндии и Швеции. В 1989-90 г. с введением режима перестройки в СССР финнам было разрешено посещение в порядке туризма этих местностей. Туризм приобрел массовый характер — посещение родственников, заброшенных фундаментов хуторов, кладбищ и др. Программы таких туров очень специфичны — их участники в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. Основная часть программ и цель приезда — индивидуальное (или мелкими семьями) посещение на легковых машинах местных жителей различных деревень и селений, оставшихся родственников. Для конкретных групп населения это туризм для определенного поколения, в памяти, которою сохраняется ореол родины, со временем у последующих поколений ностальгические чувства притупляются или пропадают новее, а потомки вынужденных переселенцев, эмигрантов ассимилируются с местным населением и поэтому проблем и потребности в ностальгическом туризме не возникает. Большой вклад в реализацию программ туров для финнов-переселенцев внес «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга», который переоборудовал турбазу в поселке Лосеве в гостиницу международного класса «Лосевская» и организовал прием финских туристских групп. В Финляндии были созданы специализированные туристские фирмы, например MatkaMaailmaOY, FinnSovtoursи другие, которые специализировались на ностальгическом туризме.
— для посещения родственников или друзей relative& visitorstour;
— религиозное паломничество religiousorpilgrimtour, путешествие или тур с религиозными целями.
Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV—XVвеках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля.
Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись н пун. просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж hajjв Мекку. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.
Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов. Атеистически настроенное население России с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество и красочные праздники рождественской недели в Финляндии, в других скандинавских странах и странах Западной Европы, где рождественские праздники всегда красочны и представительны. Так, популярными у туристов многих стран становятся туры в финское местечко Рованиеми на Полярном круге в гости к легендарному Санта Клаусу. Шоу для детей и взрослых с Санта Клаусом весьма поучительно. В этой, когда-то глухой, деревушке в далекой Лапландии оборудован суперсовременный аэродром, и высокопоставленные гости прибывают даже на сверхзвуковом самолете «Конкорд», Для гостей организовано красочное представление с Санта Клаусом и мифическими гномами, построена деревня Санта Клауса — заполярный супермаркет, пещера с детскими аттракционами. Город Санта Клауса принимает ежегодно до 300 тыс. туристов со всех концов света. Протяженность Полярного круга по территории России превышает 10 тыс. км, и на всем этом пространстве не нашлось ни одного жилища Деда Мороза, надо ехать в гости к финскому Сайта Клаусу, поскольку свой не образовался;
— туры на места катастроф, на потухшие вулканы, на затонувшие суда. Так, летом 1998 г. научно-исследовательское судно «Академик Келдыш», оснащенное глубоководными подводными аппаратами, доставило группу энтузиастов в Атлантику и организовало спуски на дно на место гибели легендарного Титаника;
— туры с целью кладоискательства. Различаются на профессиональные экспедиции в поисках сокровищ и кладов и любительские — приключенческие развлекательного характера, с предоставлением возможности помыть золотой песок в отходах золоторудного производства, поиска драгоценных камней, на островах Индийского океана предлагают туристам лопату и карту с закопанным сказочным сундуком — такой вид занятий входит в перечень островных развлечений туристов;
— секс-тур sex-tour, главной целью которого является участие в развлечениях сексуального характера: (а) тур для мужчин в специальных целях для развлечений с местными женщинами, посещения публичных домов, такой тур особенно популярен в Японии, также практикуется для военнослужащих и вахтовых рабочих, редко объявляется открыто; (б) тур, чаще заказной, организуемый для молодых женщин, которые направляются на неделю или более длительный срок за рубеж с целью подработать древней профессией, иногда совмещая с работой в казино, ресторанах, отелях, развлекательных шоу и стриптизах и других.
На сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН. Так, например, на цели сохранения объектов и храмов Абу Симбел, попадавших в зону затопления при строительстве Асуанской плотины в Египте, было выделено 40 млн. долларов США. Часть наиболее ценных объектов была разобрана, перевезена на более высокое место и смонтирована вновь. К сожалению, часть уникальных исторических построек и сооружений осталась под водой, и теперь туристы могут обозревать их с парохода на дне водохранилища.
В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Так, в местечке Монт Сант-Мишель на севере Франции естественный и неиссякаемый природный туристский ресурс — прилив и отлив моря, отличающийся необычайной высотой уровня воды в фазах протекания явления и яркой особенностью убытия и прибытия воды в силу очень пологого дна залива. В Китае на одной из крупных рек в ее дельте при приливе два раза в день возникает мощная волна, идущая против течения реки с моря. Это уникальное явление называется «Речной Бор», происходит ежедневно на реке Чэнг-ху-фа, высота волны 7 м, скорость 27 км в час. Аналогичные природные явления наблюдаются в устье реки Меконг (высота волны до 14 м) и в устье Амазонки в местечке Канал де Норт.
Основным природным ресурсом на острове Бали в Индонезии, который служит верной приманкой для туристов, является «неповторимый закат солнца». Можно утверждать, что такой же закат есть и на других соседних островах, островах в другой части этого и других океанов, находящихся на этой широте. Но состоятельные туристы твердо веруют, что на Бали — закаты самые лучшие и едут за тридевять земель полюбоваться на это явление из пятизведных бунгало. На деле, в продвижение этого туристского продукта вложены невиданные средства, а на месте организован супер изысканный сервис и туристское обслуживание. Все в целом обеспечивает немалый туристский поток весьма состоятельных клиентов, а бронирование туров производится за 60 дней.
Отметим, что туристы с удовольствием посещают не только уникальные храмы, пирамиды, прочие рукотворные древности, но и достижения современности, как-то: сборочные конвейеры автомобильных заводов, дегустационные залы, которые воспринимаются туристами неизменно с восторгом и энтузиазмом (так, в Южной Африке в Кейптауне, который славится своими традициями виноделия, предлагается экскурсия «Винный путь» — по местным винным заводам) и колбасные заводы, пивоварни и шахты, гидротехнические сооружения и даже госпитали.
Туристская территория или акватория — вид комплексного туристского ресурса географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объект туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона и реестрах и кадастрах. Территория на суше, на поверхности земли не требует дополнительного посещения. Под землей — соответственно, для любителей спелеологического туризма шахт и горных выработок, например, все туристы, посещают алмазные копи и шахты золотых приисков в Йоханнесбурге (ЮАР). Некоторые шахты используются не столько для экскурсионных целей, сколько для целей лечения в особом микроклимате, созданном природой в подземных штольнях. Таковое предлагается, например, в Альпах в местечке Бад Гастайн (радоновая ингаляция при повышенной температуре и высокой влажности) в старых штольнях золоторудной шахты.
Посещение пещер — один из распространенных видов туризма и экскурсий, только в Греции более 3500 пещер, которые могут посетить туристы, и еще более не посещаемых. Огромные пещеры есть в Мексике, США, Южной Африке и в России, а также и в других странах. Протяженность пещер в их исследованной части достигает 150 км и более, но значительная часть пещер закрыта для массового посещения в целях безопасности. Обычно туристы ограничиваются кратковременным посещением легкодоступных горизонтов и залов, а часть, из спортивных соображений, проникают достаточно глубоко и далеко, но для этого требуется надлежащая подготовка, снаряжение и сопровождение туристских групп.
Акватории являются важным туристским ресурсом. Вода чужда человеку как среда обитания и поэтому интересна в познавательном или приключенческом смысле. В мире более 50 млн. любителей подводного туризма, которые плавают с маской на небольшой глубине и с аквалангом до 70 метров. Большой Барьерный риф является национальным достоянием Австралии и объявлен аквапарком мирового значения. Второй (малый) Барьерный риф расположен у берегов Белиза и также является истинным раем для любителей подводных приключений и созерцания подводного мира. Красное море представляет неограниченные возможности для подводного плавания и составляет неотъемлемый элемент развлечений курортников.
Поиск и осмотр известных подводных сокровищ и древностей, погибших кораблей составляет важный вид туризма. Греция, Кипр, Италия. Турция и другие страны Средиземноморья активно используют свои подводные сокровища. Принято много особых национальных законодательных актов, регулирующих деятельность под водой в районах скопления древностей. В пределах действия национальной юрисдикции разрешается лишь осмотр, но не перемещение или подъем подводных сокровищ и предметов. Для осмотра водного живого мира и коралловых рифов широко используются туристские подводные лодки, а также суда с прозрачным дном, которые есть практически во всех приморских туристских центрах. Специализированные туристские подводные лодки есть на Бермудах, Канарах, в Красном море, на Болеарских островах и испанском курортном побережье Коста Браво. В целом, по оценкам специалистов, количество таких подводных лодок превышает 30.
Осмотр затонувших кораблей — популярный вид приключений. В Финском заливе обнаружено до 5000 подводных объектов различных эпох, начиная со времен викингов и шведско-русских войн до времен. Второй мировой войны. Особым интересом пользуется район около мыса Крестовый под Выборгом, где найдено более 150 шведских военных судов трехсотлетней давности, одновременно погибших в сражении на этом месте. Благодаря холодной воде суда хорошо сохранились. По архивным данным в водах Финского залива лежат мощи святого Генриха, первого финского святого, вывезенные в 1720 г. по приказу Петра Iиз Турку и благополучно утопленные в шторм вместе с другими реквизированными сокровищами храма. Такие же объекты, имеющие историческую ценность, обнаружены и в водах Ладожского озера. Созданы специальные туристские фирмы, организующие спуски энтузиастов дайвинга под воду. Количество туристов достигает 3000 за сезон, что при высокой стоимости этого вида развлечений представляет выгодный вид туризма. Неизменным спросом у туристов пользуются гигантские водопады — Ниагарский, освоенный настолько, что его включают на потребу туристам по часам, Игаусу (самый большой о мире) и Виктория. Два последних сегодня доступны, но менее посещаемы в силу слабой инфраструктуры туризма. В Финляндии и местечке Иматра есть красивый водопад, также открытый для туристов раз в неделю.
Туристскими ресурсами являются уникальные им, пирамиды, мавзолеи, скульптуры, ансамбли и парки, музейные коллекции и современные сооружения — небоскребы, плотины и иные масштабные гидротехнические сооружения и другие объекты. Как ни странно, притягательной силой, в смысле туризма, обладали во все века и обладают и ныне кладбища, отметим, что пирамиды, тысячами построенные в Египте — усыпальницы фараонов, жрецов и придворной знати. Мавзолеи являются наиболее посещаемыми объектами, а некоторые из них по своим архитектурным особенностям и гигантским размерам отнесены к Чудесам Света.
Для туризма первостепенное значение имеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментом успешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяются как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе. продолжение
--PAGE_BREAK--