Реферат по предмету "Спорт"


Народные промыслы Орловской области

--PAGE_BREAK--жно сделать вывод что восстановление народных промыслов в Орловской области идёт относительно успешно. Люди без особой поддержки способствуют возрождению народного искусства.                                                                                                        Поскольку экскурсия рассчитана на учащихся школ, то экскурсоводу стоит быть особенно внимательным и следить что бы дети не поранились и ничего не испортили. Детей не стоит  перегружать рассказом, это их быстро утомляет.Также экскурсии для школьников нельзя перегружать обилием объектов, их должно быть не больше 8-10.                                                   Вся экскурсия завершается пикником и отдыхом экскурсантом на природе.
         2.Индивидуальный текст экскурсовода
Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.

Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения. Женщины ткали ковры, вышивали, шили лоскутные одеяла. Ремесленную работу они выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был весьма долгим.

Домашняя промышленность характерна для ранней стадии развития человеческого общества, когда в условиях натурального хозяйства люди были поставлены перед необходимостью изготовлять своими руками все необходимое для жизни и быта – одежду, обувь, жилище, транспортные средства, орудия земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства. Параллельно с навыками обработки различных природных материалов и происходило их эстетическое осмысление.

Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Появляются отдельные мастера-специалисты или целые коллективы, цеха (цех оружейников, гончаров, ткачей), у которых можно
приобрести или выменять на что-либо другое необходимые для жизни или трудовой деятельности изделия и предметы.

В настоящее время наблюдается большой интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел. Так, на Орловщине по-прежнему мастера народного искусства владеют техникой вышивания «Орловский спис», плетения мценского кружева, создания плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовления чернолощеной посуды из распоповской глины, плетения из лозы, соломки и т.д. Мастера Орловской области известны своими традициями, уходящими в глубину веков. Огромную роль в сохранении и развитии этих традиций имеет личность мастера

Гончарное ремесло — одно из самых древних, освоенных человечеством. И Петр Иванович Логвинов — один из первых мастеров-гончаров области, который откликнулся на проблему возрождения древнего промысла в Урицком районе. Шесть лет назад организовал он детское любительское объединение при Сергиевской школе, что в четырех километрах от Нарышкино. Большой симпатией и любовью пользуется он у ребят. Умение преподнести приемы и самые тонкие секреты своего мастерства досталось ему по наследству от предков-гончаров. С его помощью ребята сами добывали глину, готовили ее к работе, сами делали посуду на гончарном круге, просушивали, наносили орнамент, обжигали в печи.

Получались изделия очень неприхотливые по форме: миски для теста, цветочные горшки, кувшины для молока, кваса. Особой гордостью у ребят пользовались «близнецы» — сосуд с двумя горшками, схваченными одной ручкой. Предназначался он для первого и второго блюд. Его приносили в старину в поле на посев, покос, жатву. Прикрытая крышкой, пища долго не остывала и хорошо сохранялась.

У талантливого педагога учился один из самых интересных сейчас в области гончаров — Игорь Лузянин. На территории Орловщины, в Волховском районе, ему удалось обнаружить селение Распопово, в котором более 2-х тысячелетий назад изготавливалась гончарная посуда, наконечники, стрелы. Селение это до сих пор еще не зарегистрировано, но оно притянуло Игоря Лузянина. Из распоповской глины делает он горшки, кубаны, кружки и другую хозяйственную утварь, которая сохранила в себе материальную и духовную культуру наших предков-славян, населявших эти места. Формы сосудов, их покрытие мастер сохранил такими, какими они были в древности..

В старину Распоповские Дворы Орловского уезда, что в 15 километрах от Орла, занимали особое место в гончарном промысле. Гончары жили здесь издавна. Десятки тысяч горшков и кубанов расходились по окрестным деревням, и пользовался этот товар большим спросом. Наш современник Игорь Лузянин копал землю в огороде и стал находить черепки глиняной посуды. Было это более десяти лет тому назад. Лузянин сильно заинтересовался своими находками. Постепенно ему удалось восстановить рецепты изготовления чернолощеной и белоглиняной неглазурованной посуды. Стал лепить горшки и крынки с сохранением традиционных технологий: на гончарном круге, с ручным механизмом, Игорь освоил весь ассортимент крестьянской посуды (крынки, горшки, квасники, кувшины, миски и так далее).

Формы сосудов, их покрытие Лузянин сохранил такими, какими они были в древности. Мастер сам сделал гончарный круг, а также печь для обжига по старинному образцу. Брал уроки гончарного дела у известного на всю область потомственного мастера Петра Ивановича Логвинова, что живет в селе Сергиевском Урицкого района. Петр Иванович славился умением преподнести приемы и секреты мастерства, переданные ему по наследству отцом и дедом, потомственными гончарами. Он научил Игоря большему, чем просто ремесло.

 Ведь главное в этом деле, да и в любых других крестьянских ремеслах, — их обрядовость, содержание, труд, который был для крестьян не просто средством насытить свой желудок, но и напитать душу. Петр Иванович внушил Игорю, что в старину прежде чем стать настоящим человеком, надо было и душой потрудиться. За 15 лет работы Игорь достиг большого мастерства в гончарном искусстве. Смотреть на его работу— одно удовольствие. Пальцы его, коснувшись комка сырой глины, словно поют. Глина податливо льнет к его рукам. Посуда на его гончарном круге рождается так естественно и непринужденно, словно сама по себе, но это лишь на первый взгляд, что бы обладать такими навыками в гончарном ремесле уходит не один год.

Освоив весь ассортимент крестьянской посуды, Игорь взялся и за бытовую керамику. Умеет делать рукомои, подсвечники, каганки, печные изразцы и трубы, плинфы. Стал делать свистульки, анималистическую и жанровую пластику, детские игрушки, кукольную посуду, бусы шарики, обереги…

Образы игрушек, создаваемых Лузяниным (птички, барашки, лошадки, оленята), незатейливы и бесхитростны. Игрушки мягки, лиричны, в них есть что-то от колыбельных песен. Глядя на изделия Игоря Лузянина, понимаешь, что это не просто гончар, а мастер большой внутренней культуры. Его изделия — это не стилизация под архаику или примитив, не экзотические образцы, лишь перекликающиеся в чем-то с древними. В его рукотворных вещах нашло отражение подлинное мировосприятие народного мастера. Игрушки Игоря это не просто красиво вылепленные и обожжённые куски глины, а произведения искусства, в которые мастер вкладывает частичку своей души и доброты.

Игорь очень хотел, чтобы в деревне Распопова Орловского района,

где он живет и трудится, были проведены археологические изыскания. Они состоялись в конце 1997 года, когда мастер уже стал участником многих российских и международных выставок и был известен далеко за пределами области. Результаты оказались ошеломляющими. Игорь считал, что распоповскому промыслу 300 лет, археологический же отряд НПЦ

по охране памятников под руководством Л.Н. Красницкого, исследовав лепную керамику с орнаментом из косых прочерченных линий и мелких ямок, пришел к выводу, что селение, существовавшее у деревни Распопова, относится к эпохе бронзового века и время его существования — III—II тысячелетие до нашей эры. Кроме того, по предложению археологов, селище в деревне Распопова было внесено в список вновь выявленных археологических объектов и подлежит охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников искусства и культуры. Ныне деревня Распопова отнесена к местам традиционного бытования народных художественных промыслов. Лузянина односельчане постоянно просят сделать то горшок, то кувшин. Для них это не просто чернолощеная керамика — это память о предках, связь с ними, это приобретение более духовное, чем материальное. Это объединяет людей. И вся деревня уже знает, что эта посуда — распоповская. Выходит, гончарное ремесло, словно живая книга традиций, душу бережет и хранит.

         По мимо гончарного дела, люди занимаются восстановлением и других народных промыслов: изготовление игрушек, роспись, кружевоплетение и многие другие.

Во все времена, начиная с глубокой древности, человек стремился создавать предметы, помогающие ему выжить, жить в тепле и достатке. Несомненно, такие предметы были ему полезны и необходимы. Но уже вскоре стало возникать желание хоть как-то украсить предметы быта, сделать их не только функциональными, но и красивыми.

Во многих промыслах декоративно-прикладного искусства красоту невозможно отделить от пользы. К таким промыслам относится кружевоплетение – выдающееся явление народной культуры.

Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе, в Италии, не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами кружевоплетения помимо Италии были Фландрия, Франция и Испания. В Россию этот вид рукоделия пришел в конце XVII века, и первоначально кружево являлось украшением одежды высшей знати. Основным материалом для изготовления кружева в то время служила тонкая золотая и серебряная нитка. Во второй половине XVIII в. металлическое кружево уступает место льняному и шелковому.

Этот промысел возник в помещичьих мастерских, где крестьянки с детских лет обучались плетению на коклюшках, копируя в основном западноевропейские образцы. Но русские мастерицы не остановились на слепом копировании. Со временем была создана богатейшая самобытная традиция, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приемов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре.

В конце XVIII – начале XIX в. существовало множество помещичьих фабрик, где сотни девушек с утра до вечера сидели за пяльцами, вышивая узоры белой гладью, строчкой и тамбуром, или плели на коклюшках кружева из тончайших привозных драбанских ниток.

Наряду с помещичьими фабриками в ряде русских городов и пригородных слободах зарождались очаги кружевных промыслов. В первой половине XIX века кружева плели на продажу в Калязине, Торжке, Белозерске, Ельце, Мценске, Белеве, Скопине, Михайловске, Рязани, Серпухове, Балахне. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, где насчитывалось до 100 тыс. кружевниц.

В Орловской губернии своим кружевом известны три города – Орел, Елец, Мценск.

Елецкое кружевное производство по своему объему в конце XIX века занимало в России первое место. Его расцвет относится к 1870–1880 годам. По числу занятых в промысле мастериц в 30 300 человек и объему продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 году.В первых числах июля 1921 г. в городе было сначала создано «Товарищество Елецких кружевниц», а позднее, 26 мая 1924 года, на базе Товарищества был организован «Союз Елецких кружевниц». Устав зарегистрирован 18 октября 1924 года Орловским Губернским отделом местного хозяйства по реестру № 406. Союз насчитывал 32 артели – 20 тысяч мастериц.

Упадок крупной промышленности наступил после гражданской войны. Это привело к отсутствию товаров на рынке, зато спросом стали пользоваться кустарные изделия. Именно поэтому в этот период государство было заинтересовано в развитии промыслов, в частности художественных.

Своим общим характером мценское кружево близко к елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» – очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное, с узором из городчатых ромбов. Кроме численного применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой век старые мастерицы Протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест.

С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки». Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. В большинстве узоров требовалось 20 пар коклюшек, в некоторых же – более 100.

 Но вещей XVIII века из этих мест сохранилось очень мало. Среди них полотенце из города Орла: оно закончено тонким сцепным краем с узором в виде свисающих кустов с цветами. Это типичное русское кружево конца XVIII или начала XIX столетия, выплетенное с большим мастерством. Полотнянка без скани и слабо развитая решетка — отличительные черты времени.

 Наряду с Елецким уездом «валансьен» исполнялся и в Мценском, но только в школах и мастерицах, связанных с ними заказами и инструктажем.В конце XIX века елецкое кружевное производство по своему объему в занимало в

России первое место. Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест.

С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки». Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. В большинстве узоров требовалось 20 пар коклюшек, в некоторых же — более 100. В конце XIX века в Мценске появляются общераспространенные «клюни», гипюры и другие модные типа кружева, затем и «русский валансьен».Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться,

 и промысел совсем захирел. Сейчас он не существует, Но В конце XIX века в России возникают школы кружевоплетения. Лучшими, где преподавались также основы грамоты, счета и рисования, были только шесть. Три из них — Мценская, Паленская и Свищенская — находились в Орловской губернии. Мценская школа кружевниц была открыта в 1901 году княгиней М. К. Тенишевой и просуществовала до начала Великой Октябрьской революции. Делались попытки возродить мценское кружево в 30-е годы. В 1937 году открылась артель имени Клары Цеткин, просуществовавшая до 1941 года, а после войны промысел заглох.

В 1984 году Нина Савенкова закончила художественно-графический факультет Орловского пединститута и приехала с мужем во Мценск по распределению. Во Мценске Савенкова стала искать кружево бабушек. Собирала даже совсем ветхое плетение. Некоторые мастерицы дарили ей даже очень ценные вещи, доставшиеся в наследство от бабушек. Савенкова нашла мастериц, но они не знали секретов мценских кружев, плели только елецкие. В музее истории города Мценска было тогда мало образцов. Один из них после стирки пришел в негодность, и Нину Гавриловну попросили восстановить его. Долго пришлось разбираться, и опять изумительное терпение Нины Гавриловны помогло разгадать сложные узоры, запрятанные в кружеве. Реставрационная работа дала мценскому кружеву вторую жизнь. Савенкова читала лекции в школах и на предприятиях Мценска, куда ее так любят приглашать. Она преподавала плетение на коклюшках в учебно-производственном комбинате, в детской художественной школе. Ежегодно набирала группу женщин, которые проходили полный курс обучения во Дворце культуры, пока, наконец, администрация города Мценска и комитет по культуре и искусству администрации области не приняли решение об открытии школы кружевниц.

В начале декабря, а именно первого числа 1992 года состоялось открытие. Школа занимает уютное светлое помещение, в ней появилась мягкая мебель, она пользуется постоянной поддержкой и заботой администрации. Помимо Савенковой в ней преподает Анна Алексеевна Шалыгина, талантливый педагог, которую очень любят дети. В настоящее время в школе занимаются 50 учениц. Некоторые выполняют уже сложные работы. В школе очень тонко поставлен процесс воспитания детей в духе настоящего, исконно русского народного искусства, прививается культура восприятия красоты, формируются нравственные качества, такие как усидчивость, терпение, трудолюбие.

Вышивка — один из наиболее старинных и традиционных видов народного искусства Орловщины. До сих пор сохранилась древняя традиция — вышивать праздничные и нарядные полотенца, украшать их вязаным кружевом, сложными и красивыми узорами. Много умелых и талантливых мастериц занимаются вышивкой, но самыми активными среди них явля ются Нина Васильевна Богатова, Ольга Сергеевна Лагутина и Александра Григорьевна Галушкова.

Сюжетное богатство вышиваемых ими полотенец — неисчерпаемо: цветочные и растительные мотивы, гулянья и хороводы, изображения животных, птиц и зверей. Мастерицы дают возможность ознакомиться с неувядаемым русским фольклором, почувствовать притягательную силу народных традиций. Часто вышивка дополняется народными шутками, пословицами, изречениями. Иногда на полотенцах проставляют свои инициалы, вышитые орнаментальной вязью, год создания. Чаще всего полотенца вышивают крестом, но не забывают мастерицы и гладь, и орловский спис.

Эта уникальная вышивка представляет собой тонкие контуры растительных побегов в сочетании с крупными декоративными пятнами

листьев и цветов. Все узоры заполнялись швом «набор» по счету нитей ткани разнообразными мелкими бранками. Каждый элемент узора — бранки — носил свое название: «волна», «копытце», «подковка», «вороний глаз», «дробнушка» и т. д. При этом мастерица могла придумывать и использовать бессчетное количество бранок.

Кружево – это неумирающий вид искусства. Замечательные произведения кружевниц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.

         Наряду с кружевоплетением стоит один из древнейших народных промыслов — изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках — Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышинской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.

Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.    

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.