--PAGE_BREAK--*Statistic Yearbooc, 1990/91 — New York, 1993
Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).
Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо — Япония ( — 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).
Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.
В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.
Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.
Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.
Глава 3. Организация международного туристического бизнеса Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
• в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;
• туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
• в предложениях отсутствует гибкость.
Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;
• обладает сезонным характером;
• относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей.
Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;
• предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран — поставщиков туристов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.
Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.
Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).
Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.
Глава 4. Перспективы развития международного туризма Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам
в 1995—2020 годах( млн чел).
В % к 1995 г.
Годы
Регион
1995
2000
2010
2020
2020
Европа
335
390
527
717
214,
Тихий океан
80
116
231
438
547,
Америка
111
134
195
285
256,
Африка
20
27
46
75
375,
Средний Восток
14
19
37
69
492,
Южная Азия
4
6
11
19
475,
Всего
564
692
1047
1602
284,
Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма — с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г, или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие — с 707 долл. США в 1995 г… до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.
10 стран-лидеров по приему туристов в 2020 году
№ пп.
Страна
Прибытие туристов в млн. чел
Доля в мировом потоке. %
Среднегодовой рост в 1995 — 2020 гг. в %
1
Китай
137,1
8,6
8,0
2
США
102,4
6,4
3,5
3
Франция
93,3
5.8
1.8
4
Испания
71,0
4,4
2.4
5
Гонконг
59,3
3.7
7.3
6
Италия
52,9
3.3
2.2
7
Великобритания
52,8
3,3
3,0
8
Мексика
48,9
3,1
3,6
9
Россия
47,1
2,9
6,7
10
Чехия
44,1
2,7
4,0
Всего
708,8
44,2
100
Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно серьезные изменения произойдут в России: в 2020 г количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет также Чехия.
10 стран-лидеров по выезду туристов в 2020 году
Страна
Выезд туристов в млн чел
Доля в мировом потоке в %
1
Германия
163.5
10,2
2
Япония
141.5
8,8
3
США
123,3
7,7
4
Китай
100,0
6,2
5
Великобритания
96,1
6,0
6
Франция
37,6
2,3
7
Нидерланды
35.4
2,2
8
Канада
31.3
2,0
9
Россия
30,5
1.9
10
Италия
29,7
1.9
Всего
788,9
49.2
Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.
За последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1985 и 1990 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места в Европе. В 1996 г Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек. По доходам от туризма Польша переместилась с 28 места в 1985 г на 8 место в 1996 г., получив 8,4 млрд. долл. США Для Польши характерен особенно высокий рост визитеров (туристов и иностранцев, не остающихся на ночлег)
Из стран, ранее входивших в СССР Польшу в 1996 г. посетили 13397,6 тыс. человек, или 15,3% общего потока визитеров в Польшу, где определяющее значение сохраняет Германия (53% потока).
Положение в российском экспорте услуг не вызывает оптимизма. По данным прессы, число иностранных туристов, посещающих ежегодно Россию, находится примерно на уровне 1986 года, когда из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС произошла массовая аннуляция поездок из-за границы.
Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий — наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому. Что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.
Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристическим организациями услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно и капиталовложений.
Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:
* быстрый возврат средств( 4 — 8 лет),
* увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,
* увеличение занятости населения,
* увеличение поступления валюты.
Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма следующие:
1. Освобождение сферы туризма ( гостиницы, санатории, кемпинги) от уплаты таможенной пошлины за оборудование и стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для ремонтных и строительных работ на туристских объектах.
2. Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.
3. Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.
В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный туризм продолжает оставаться самым доходным бизнесом в мире.
Заключение
Итак, международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
В настоящее время на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
В России туризм — развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
Российским туристическим фирмам еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги. Им в помощь было принято Постановление « О лицензировании международной туристической деятельности», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и