Реферат по предмету "Спорт"


Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами

--PAGE_BREAK--Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведения урока физической культуры. Некоторые учителя, читая, например, журнал «Физическая культура в школе», обращают внимание только на те статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и расширяет методическую базу учителя, не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтому теоретическая база такого учителя остается на прежнем уровне либо даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей педагогической деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитания школьников.
Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и  формировать потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формирование этой потребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков, приобретение навыков  исследовательской работы.
Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствования использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в том случае, если учитель физической культуры занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к пессимистическому выводу  о его непригодности к профессии учителя физической культуры. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому учитель должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся – настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция – опытом, умением предвидеть ситуацию). Особенно наглядно такие компенсации проявляются при выборе стиля деятельности.
Возможности учителя многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других – организаторские умения, у третьих – конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
Л.И. Лубышева, Бальсевич В.К., В.А. Магин не согласны с современной системой подготовки специалиста в сфере ФКиС. И  предлагают свою концепцию модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [4, 15].
Если специалист не удовлетворяет запросам социальной жизни, то возникает напряжение или кризисная ситуация, которая влечет за собой реформы преобразования или модернизацию в системе образования.
Нам представляется, что основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза (факультета) развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, а как максимум – создать жизнеспособную, развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями и навыками педагога-ученого.
Цель модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в создании механизма устойчивого развития педагогической системы профессиональной подготовки научно-педагогических физкультурных кадров, соответствующей развитию и запросам личности, общества и государства и позволяющей существенно повысить качество образования, социокультурную и здоровьеформирующую роль физической культуры и спорта.
Для достижения указанной цели в первую очередь необходимо решить следующие задачи:
·         провести анализ содержательных основ и организации физкультурного образования в условиях обучения в университетах с целью обоснования новых педагогических технологий для подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта;
·         организовать процесс подготовки будущих специалистов университетского профиля на основе освоения ими инновационных технологий и физического воспитания, массового спорта, спорта высших достижений;
·         обосновать новую модель специалиста научно-педагогического профиля, прошедшего профессиональную подготовку в условиях университетского физкультурного образования;
·         ознакомить специалистов, работающих в области высшего физкультурного образования, с инновационными технологиями физического воспитания, их объективными преимуществами по сравнению с существующими традиционными технологиями физического воспитания;
·         организовать обучение студентов физкультурных вузов (факультетов) методам и формам инновационных технологий;
·         обосновать новую модель высшего физкультурного образования в Российской Федерации;
·         разработать учебные программы и материалы, отражающие содержание инновационных технологий и внедрение их в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Реализация концепции модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту требует разработки, издания и обеспечения образовательного процесса вузов (факультетов) России учебными программами спецкурсов, учебными и учебно-методическими пособиями, содержание которых должно быть нацелено на изменение профессионального мышления студентов, вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями. Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться студентами в рамках национально регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен знать:
·   содержание инновационных технологий в области физической культуры и спорта;
·   формы, методы и принципы организации инновационного обучения;
·   медико-биологические,  психолого-педагогические, социокультурные основы инновационных технологий в области физической культуры и спорта.
Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен уметь:
·   планировать, организовывать и проводить занятия с использованием инновационных технологий;
·   применять на занятиях современные средства и методы физического воспитания, адекватные содержанию инновационных технологий;
·   оценивать эффективность используемых технологий и контролировать качество учебно-воспитательного процесса;
·   анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность;
·   организовывать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
      Ожидаемые результаты:
1.     создание в высших учебных заведениях условий для освоения  студентами современных инновационных технологий в области физической культуры;
2.     повышение качества высшего физкультурного образования;
3.     формирования у будущих специалистов новой ментальности в области
физической культуры и спорта;
4.     повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта образовательных учреждений;
5.     усиление культурообразующего потенциала физической культуры;
6.     повышение интегративной роли физической культуры в ее целостной методологии;
7.     формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ здорового образа жизни, способствующих изменению стиля жизни;
8.     повышение уровня физкультурной образованности управленцев, педагогов, родителей и детей.
Таким образом, успешная педагогическая деятельность учи­теля физической культуры связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностью запоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учи­теля физической культуры является поддержание их на необхо­димом уровне. А это связано с соблюдением двигательного ре­жима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.
Е.П. Ильин утверждает, что психомоторные качества тесно связаны с персептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью кон­центрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств учи­теля физической культуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание [10].
Маркова А.К. считает, что для эффективного выполнения профессиональ-
ной деятельности специалист должен обладать рядом психологических качеств:
§  характеристик мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1)    Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2)    Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала.
3)    Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4)    Удовлетворенность человека трудом, его процессом, результатом.
§  характеристики операционной среды специалиста:
1)    Психологические знания о труде, о профессии.
2)    Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
3)    Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
4)    Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
5)    Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
6)    Психологические показания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операционной сфере.
7)    Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации [16].
1.2. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом
Саморегуляция — возможность (в определенных пределах) самостоя­тельно активно изменять процессы, происходящие в соб­ственном организме, и управлять ими.
Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналами для этого могут служить ощущение тяжести тела в сочетании с мышечным рас­слаблением, тепла — в  сочетании  с испытываемым  расслаблением и чувством физического комфорта. Пере­живание успеха может иметь продолжительное эмоцио­нальное последействие, ведущее к построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка поведения) в процессе «организации» спортивной победы.
Психическая саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную об­ратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процес­сов. Эти сигналы могут восприниматься дифференциро­ванно и создавать основу, на которой строится содер­жание программ психорегуляторной тренировки (трени­ровка чувства внутренней раскованности, резкости, на­пряжения, расслабления и т.д.).
Еще один принцип психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена, тем точ­нее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных пределах) произвольно управлять через высшие инте­грационные системы мозга почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме.
Таким образом, психорегуляторное воздействие про­исходит опосредованно через высшие интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают предпосылки для активного созна­тельного контакта человека с окружающим миром и одновременно являются высшим центром управления соматическими  и  вегетативными  функциями  организма.
По данным В.П. Некрасова, исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований, предъявляемых к лич­ности спортсмена в процессе подготовки и выполнения определенных действий,  формы  психорегуляции должны иметь комплексный характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические про­цессы и психовегетативные изменения организма спорт­смена. Только с помощью одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в спортивной практике все большее место занимают ком­бинированные формы само- и гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические — музыка, шумы, оптические — краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект саморегуляции [19].
Под психической саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
И так, основным оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам мысленные образы.
Известны такие средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ, самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и чувства.
А.В. Алексеев отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало (мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым звуком [2].     
1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении
Идеомоторная тренировка (ИТ) — это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--1. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования идеомоторной тренировки в процессе обучения двигательным действиям.
2. Провести сравнительный анализ технического выполнения опорного прыжка среди студентов традиционно обучающихся гимнастическим упражнениям и с использованием методики идеомоторной тренировки.
3. Выявить преимущества методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям.
2.2. Методы исследования
В процессе решения поставленных цели и задач, нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод бальной оценки.
3. Метод самооценки.
4. Математическая обработка полученных результатов.
Изучение и теоретический анализ научно-методической
 литературы по проблеме исследования
 Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, посвященный идеомоторной тренировке.
Всего в ходе исследования нами изучено 34 литературных источника, из которых 28 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет.
Метод бальной оценки
Метод использовался в экспериментальной части работы для сравнительного анализа показателей в исследуемых группах. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения опорного прыжка «ноги врозь через коня в длину» и осуществлялась по следующим критериям:
— наличие замаха, то есть движения ногами вверх и назад, после отталкивания от мостика выше уровня горизонтали плечевого пояса;
— полное разгибание тела после отталкивания руками (возможен прогиб);
— разведение ног не ранее момента отталкивания руками;
— устойчивое, обусловленное гимнастическим стилем, приземление.
Опорный прыжок не засчитывается, если: выполнен другой прыжок по форме; прыжок выполнен не одновременным толчком руками; толчок руками выполнен о ближнюю треть коня.
Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:
— грубая ошибка – отклонение от рациональной техники движений, которое искажает основную структуру действия и значительно снижает результат;
— значительная ошибка – такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную структуру действия, но явно снижает результат;
— мелкая ошибка – это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает количественный результат.
Оценка техники осуществлялась по десятибалльной системе:
/>      10 баллов – за выполнение движений без ошибок или с незначительными отклонениями;
/>      8-9 баллов – за выполнение движений с мелкими ошибками в основной, значительными в подготовительной и заключительной фазах действия;
/>      6-7 баллов – за выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла – за выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта;
/>      3-1-2 балла – за невыполнение двигательного действия.
Определение технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики).
Метод самооценки
Использовался для оценки индивидуального самочувствия студентов,  принявших участие в эксперименте.
Математическая обработка полученных результатов
Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических формул вычисления. Вычислялись следующие показатели:
n — число исследуемых;
М — средняя арифметическая величина [3].
2.3. Организация исследования
Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках квалификационной работы составила семь месяцев, началась в октябре 2004 года с поиска его информационного составляющего (литература).
Обосновав актуальность избранного направления, в рамках производственной практики – с 31 января по 12 марта 2005 года, мы провели экспериментальную часть дипломного исследования на базе кафедры гимнастики, факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. В исследовании были задействованы студенты 2 курса обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт». Материал исследования стал основанием дальнейшего написания квалификационной работы, определив основные направления, на которые стоило обратить больший акцент. В период с февраля по март нами обоснован материал, касающийся основных направлений идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям, и внесены наиболее значимые из них в содержание работы. В марте 2005 года нами проанализированы результаты эксперимента, сделан анализ различий у двух исследуемых групп и окончательно оформлена работа.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
·        на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину как в контрольной, так и экспериментальной группах. При этом достоверных различий выявлено не было;
·        на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки, контрольная группа занималась по обычной программе;
·        на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.

ГЛАВА III.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительные данные технического мастерства студентов в опорном прыжке
В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ использования идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям. В эксперименте приняли участие 40 студентов, в числе которых: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
o   на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину:
-  в экспериментальной составила группе 7,3±0,12 балла;
-  в контрольной группе 7,15±0,1 балла.
Достоверных различий выявлено не было;
o   на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки;
o   на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.
Благодаря использованию методики идеомоторной тренировки в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
— средний балл за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину равен М=8,2±0,04в качественной оценке (средний).
Наиболее высокий балл (10) за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину был зафиксирован у  Ососковой А., так как она является мастером спорта по художественной гимнастике и Середа А., посещающего дополнительные занятия по гимнастике. Основанием для показания высокого результата было 100% посещение занятий и выполнение всех рекомендаций по методике обучения с использованием идеомоторной тренировки.
Наиболее низкий технический балл (6) у Н. Балаян и И. Маловичко, специализирующихся в единоборствах. Следствием этого явилось не регулярное посещение занятий, на основании которых студенты не получили возможности усвоить предлагаемый метод обучения и не показали практических умений в опорном прыжке.
Таблица 1
Сравнительные показатели технической подготовленности студентов ФФК
в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину (в баллах)
Контрольная группа
Экспериментальная группа
До эксперимента
7,15
7,3
После эксперимента
7,4
8,2
В контрольной группе средний балл за техническое исполнение опорного прыжка через коня ноги врозь в длину составил М=7,4±0,04.
Наиболее высокий показатель (10) баллов заработалД. Баринов, специализированно занимающийся спортивной гимнастикой. Наиболее низкий (6) баллов зафиксирован у единоборца В. Давыдова и игровика З. Койбаева, (6) баллов у студента также специализирующегося в спортивных играх С.Макеевича.

Резюме
Проведенный анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной группе средний балл после проведения эксперимента повысился 0,9. Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню технического мастерства студентов.
В контрольной группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с  первоначальной оценкой.
Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину до эксперимента
Таблица 2
оценка
экспериментальная
группа
контрольная
группа
кол-во
студентов
%
отношение
кол-во
студентов
%
отношение
ОТЛИЧНО
1
5
1
5
ХОРОШО
9
45
5
25
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
10
50
14
70
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
0
0
0
0

Таблица 3
Соотношение оценок  за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину после эксперимента
экспериментальная
группа
контрольная
группа
кол-во
студентов
%
отношение
кол-во
студентов
%
отношение
ОТЛИЧНО
3
15
1
5
ХОРОШО
13
65
10
50
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
4
20
9
45
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
0
0
0
0
Основное содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в четвертой главе.

ГЛАВА IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки
Одним из центральных направлений методологии идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в ли­тературе, посвященной обучению движениям, говорится только о формиро­вании предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно, более ясное представление о предмете работы. Счита­ется, что формирование предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда опе­раций. В работе с новичками это выглядит примерно так:
•   поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание назва­ний движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли;
•   показать упражнение, используя для этого доступные средства. В про­стейших случаях — это демонстрация упражнения тренером, в других слу­чаях — наблюдение за партнерами, чаще же — использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в последние годы — видеозаписей. Создание визуального образа движения, разумеется, чрезвычайно важно — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
•   объяснить, в чем состоят основные технические особенности упраж­нения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем раз­ного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;
•   опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опро­бование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упраж­нения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное.
Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснени­ям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие:
•   командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «за­пускающих» и активно продолжающих движение;
•   кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата;
•   тактильные представления о характере контакта со снарядом;
•   зрительные представления об ориентации, вращении, пространствен­ном перемещении тела;
•   вестибулярные представления о положении тела в пространстве, ха­рактере вращения;
•   слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаи­модействия с опорой;
•   временные, темпо-ритмические представления о движении;
•   смысловые представления о физических, параметрических, систем­но-структурных свойствах движения  и др. [13].
Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.
Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением:
1-й этап – получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);
2-й этап – систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ – это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.
3-й этап – определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);
4-й этап – идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается.
5-й этап – имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента);
6-й этап – углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ДП Борщівський спиртзавод
Реферат "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского
Реферат Проектирование предприятий по производству игристых вин
Реферат Алгоритмы и структуры данных Программирование в Cи
Реферат Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе Мировая художественная культура
Реферат Определение легколетучих элементов методом ЭТААС по технике дозирования суспензий образцов на никелевом модификаторе
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення виконавчого комітету Комсомольської міської ради «Про коригування тарифу на послуги з утримання будинків та прибудинкової території»
Реферат Кросс-культурные аспекты потребительского поведения
Реферат Система судів загальної юрисдикції Місцеві та апеляційні суди в Україні
Реферат Заболевания ЖКТ, Терапия
Реферат Любовь Обломова
Реферат Женские образы по пьесам Свои люди сочтемся Гроза Бесприданница
Реферат Хімічний склад і харчова цінність продуктів
Реферат Международный кодекс ICC ESOMAR по практике маркетинговых и социальных исследований
Реферат Роль нормирования оборотных средств в эффективной работе предприятия (на примере КФХ "Андреапольское" Андреапольского района Тверской области"