Реферат по предмету "Спорт"


Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами

--PAGE_BREAK--Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведения урока физической культуры. Некоторые учителя, читая, например, журнал «Физическая культура в школе», обращают внимание только на те статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и расширяет методическую базу учителя, не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтому теоретическая база такого учителя остается на прежнем уровне либо даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей педагогической деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитания школьников.
Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и  формировать потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формирование этой потребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков, приобретение навыков  исследовательской работы.
Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствования использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в том случае, если учитель физической культуры занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к пессимистическому выводу  о его непригодности к профессии учителя физической культуры. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому учитель должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся – настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция – опытом, умением предвидеть ситуацию). Особенно наглядно такие компенсации проявляются при выборе стиля деятельности.
Возможности учителя многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других – организаторские умения, у третьих – конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
Л.И. Лубышева, Бальсевич В.К., В.А. Магин не согласны с современной системой подготовки специалиста в сфере ФКиС. И  предлагают свою концепцию модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [4, 15].
Если специалист не удовлетворяет запросам социальной жизни, то возникает напряжение или кризисная ситуация, которая влечет за собой реформы преобразования или модернизацию в системе образования.
Нам представляется, что основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза (факультета) развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, а как максимум – создать жизнеспособную, развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями и навыками педагога-ученого.
Цель модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в создании механизма устойчивого развития педагогической системы профессиональной подготовки научно-педагогических физкультурных кадров, соответствующей развитию и запросам личности, общества и государства и позволяющей существенно повысить качество образования, социокультурную и здоровьеформирующую роль физической культуры и спорта.
Для достижения указанной цели в первую очередь необходимо решить следующие задачи:
·         провести анализ содержательных основ и организации физкультурного образования в условиях обучения в университетах с целью обоснования новых педагогических технологий для подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта;
·         организовать процесс подготовки будущих специалистов университетского профиля на основе освоения ими инновационных технологий и физического воспитания, массового спорта, спорта высших достижений;
·         обосновать новую модель специалиста научно-педагогического профиля, прошедшего профессиональную подготовку в условиях университетского физкультурного образования;
·         ознакомить специалистов, работающих в области высшего физкультурного образования, с инновационными технологиями физического воспитания, их объективными преимуществами по сравнению с существующими традиционными технологиями физического воспитания;
·         организовать обучение студентов физкультурных вузов (факультетов) методам и формам инновационных технологий;
·         обосновать новую модель высшего физкультурного образования в Российской Федерации;
·         разработать учебные программы и материалы, отражающие содержание инновационных технологий и внедрение их в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Реализация концепции модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту требует разработки, издания и обеспечения образовательного процесса вузов (факультетов) России учебными программами спецкурсов, учебными и учебно-методическими пособиями, содержание которых должно быть нацелено на изменение профессионального мышления студентов, вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями. Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться студентами в рамках национально регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен знать:
·   содержание инновационных технологий в области физической культуры и спорта;
·   формы, методы и принципы организации инновационного обучения;
·   медико-биологические,  психолого-педагогические, социокультурные основы инновационных технологий в области физической культуры и спорта.
Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен уметь:
·   планировать, организовывать и проводить занятия с использованием инновационных технологий;
·   применять на занятиях современные средства и методы физического воспитания, адекватные содержанию инновационных технологий;
·   оценивать эффективность используемых технологий и контролировать качество учебно-воспитательного процесса;
·   анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность;
·   организовывать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
      Ожидаемые результаты:
1.     создание в высших учебных заведениях условий для освоения  студентами современных инновационных технологий в области физической культуры;
2.     повышение качества высшего физкультурного образования;
3.     формирования у будущих специалистов новой ментальности в области
физической культуры и спорта;
4.     повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта образовательных учреждений;
5.     усиление культурообразующего потенциала физической культуры;
6.     повышение интегративной роли физической культуры в ее целостной методологии;
7.     формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ здорового образа жизни, способствующих изменению стиля жизни;
8.     повышение уровня физкультурной образованности управленцев, педагогов, родителей и детей.
Таким образом, успешная педагогическая деятельность учи­теля физической культуры связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностью запоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учи­теля физической культуры является поддержание их на необхо­димом уровне. А это связано с соблюдением двигательного ре­жима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.
Е.П. Ильин утверждает, что психомоторные качества тесно связаны с персептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью кон­центрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств учи­теля физической культуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание [10].
Маркова А.К. считает, что для эффективного выполнения профессиональ-
ной деятельности специалист должен обладать рядом психологических качеств:
§  характеристик мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1)    Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2)    Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала.
3)    Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4)    Удовлетворенность человека трудом, его процессом, результатом.
§  характеристики операционной среды специалиста:
1)    Психологические знания о труде, о профессии.
2)    Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
3)    Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
4)    Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
5)    Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
6)    Психологические показания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операционной сфере.
7)    Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации [16].
1.2. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом
Саморегуляция — возможность (в определенных пределах) самостоя­тельно активно изменять процессы, происходящие в соб­ственном организме, и управлять ими.
Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналами для этого могут служить ощущение тяжести тела в сочетании с мышечным рас­слаблением, тепла — в  сочетании  с испытываемым  расслаблением и чувством физического комфорта. Пере­живание успеха может иметь продолжительное эмоцио­нальное последействие, ведущее к построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка поведения) в процессе «организации» спортивной победы.
Психическая саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную об­ратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процес­сов. Эти сигналы могут восприниматься дифференциро­ванно и создавать основу, на которой строится содер­жание программ психорегуляторной тренировки (трени­ровка чувства внутренней раскованности, резкости, на­пряжения, расслабления и т.д.).
Еще один принцип психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена, тем точ­нее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных пределах) произвольно управлять через высшие инте­грационные системы мозга почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме.
Таким образом, психорегуляторное воздействие про­исходит опосредованно через высшие интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают предпосылки для активного созна­тельного контакта человека с окружающим миром и одновременно являются высшим центром управления соматическими  и  вегетативными  функциями  организма.
По данным В.П. Некрасова, исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований, предъявляемых к лич­ности спортсмена в процессе подготовки и выполнения определенных действий,  формы  психорегуляции должны иметь комплексный характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические про­цессы и психовегетативные изменения организма спорт­смена. Только с помощью одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в спортивной практике все большее место занимают ком­бинированные формы само- и гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические — музыка, шумы, оптические — краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект саморегуляции [19].
Под психической саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
И так, основным оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам мысленные образы.
Известны такие средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ, самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и чувства.
А.В. Алексеев отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало (мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым звуком [2].     
1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении
Идеомоторная тренировка (ИТ) — это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--1. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования идеомоторной тренировки в процессе обучения двигательным действиям.
2. Провести сравнительный анализ технического выполнения опорного прыжка среди студентов традиционно обучающихся гимнастическим упражнениям и с использованием методики идеомоторной тренировки.
3. Выявить преимущества методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям.
2.2. Методы исследования
В процессе решения поставленных цели и задач, нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод бальной оценки.
3. Метод самооценки.
4. Математическая обработка полученных результатов.
Изучение и теоретический анализ научно-методической
 литературы по проблеме исследования
 Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, посвященный идеомоторной тренировке.
Всего в ходе исследования нами изучено 34 литературных источника, из которых 28 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет.
Метод бальной оценки
Метод использовался в экспериментальной части работы для сравнительного анализа показателей в исследуемых группах. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения опорного прыжка «ноги врозь через коня в длину» и осуществлялась по следующим критериям:
— наличие замаха, то есть движения ногами вверх и назад, после отталкивания от мостика выше уровня горизонтали плечевого пояса;
— полное разгибание тела после отталкивания руками (возможен прогиб);
— разведение ног не ранее момента отталкивания руками;
— устойчивое, обусловленное гимнастическим стилем, приземление.
Опорный прыжок не засчитывается, если: выполнен другой прыжок по форме; прыжок выполнен не одновременным толчком руками; толчок руками выполнен о ближнюю треть коня.
Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:
— грубая ошибка – отклонение от рациональной техники движений, которое искажает основную структуру действия и значительно снижает результат;
— значительная ошибка – такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную структуру действия, но явно снижает результат;
— мелкая ошибка – это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает количественный результат.
Оценка техники осуществлялась по десятибалльной системе:
/>      10 баллов – за выполнение движений без ошибок или с незначительными отклонениями;
/>      8-9 баллов – за выполнение движений с мелкими ошибками в основной, значительными в подготовительной и заключительной фазах действия;
/>      6-7 баллов – за выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла – за выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта;
/>      3-1-2 балла – за невыполнение двигательного действия.
Определение технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики).
Метод самооценки
Использовался для оценки индивидуального самочувствия студентов,  принявших участие в эксперименте.
Математическая обработка полученных результатов
Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических формул вычисления. Вычислялись следующие показатели:
n — число исследуемых;
М — средняя арифметическая величина [3].
2.3. Организация исследования
Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках квалификационной работы составила семь месяцев, началась в октябре 2004 года с поиска его информационного составляющего (литература).
Обосновав актуальность избранного направления, в рамках производственной практики – с 31 января по 12 марта 2005 года, мы провели экспериментальную часть дипломного исследования на базе кафедры гимнастики, факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. В исследовании были задействованы студенты 2 курса обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт». Материал исследования стал основанием дальнейшего написания квалификационной работы, определив основные направления, на которые стоило обратить больший акцент. В период с февраля по март нами обоснован материал, касающийся основных направлений идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям, и внесены наиболее значимые из них в содержание работы. В марте 2005 года нами проанализированы результаты эксперимента, сделан анализ различий у двух исследуемых групп и окончательно оформлена работа.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
·        на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину как в контрольной, так и экспериментальной группах. При этом достоверных различий выявлено не было;
·        на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки, контрольная группа занималась по обычной программе;
·        на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.

ГЛАВА III.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительные данные технического мастерства студентов в опорном прыжке
В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ использования идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям. В эксперименте приняли участие 40 студентов, в числе которых: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
o   на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину:
-  в экспериментальной составила группе 7,3±0,12 балла;
-  в контрольной группе 7,15±0,1 балла.
Достоверных различий выявлено не было;
o   на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки;
o   на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.
Благодаря использованию методики идеомоторной тренировки в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
— средний балл за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину равен М=8,2±0,04в качественной оценке (средний).
Наиболее высокий балл (10) за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину был зафиксирован у  Ососковой А., так как она является мастером спорта по художественной гимнастике и Середа А., посещающего дополнительные занятия по гимнастике. Основанием для показания высокого результата было 100% посещение занятий и выполнение всех рекомендаций по методике обучения с использованием идеомоторной тренировки.
Наиболее низкий технический балл (6) у Н. Балаян и И. Маловичко, специализирующихся в единоборствах. Следствием этого явилось не регулярное посещение занятий, на основании которых студенты не получили возможности усвоить предлагаемый метод обучения и не показали практических умений в опорном прыжке.
Таблица 1
Сравнительные показатели технической подготовленности студентов ФФК
в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину (в баллах)
Контрольная группа
Экспериментальная группа
До эксперимента
7,15
7,3
После эксперимента
7,4
8,2
В контрольной группе средний балл за техническое исполнение опорного прыжка через коня ноги врозь в длину составил М=7,4±0,04.
Наиболее высокий показатель (10) баллов заработалД. Баринов, специализированно занимающийся спортивной гимнастикой. Наиболее низкий (6) баллов зафиксирован у единоборца В. Давыдова и игровика З. Койбаева, (6) баллов у студента также специализирующегося в спортивных играх С.Макеевича.

Резюме
Проведенный анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной группе средний балл после проведения эксперимента повысился 0,9. Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню технического мастерства студентов.
В контрольной группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с  первоначальной оценкой.
Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину до эксперимента
Таблица 2
оценка
экспериментальная
группа
контрольная
группа
кол-во
студентов
%
отношение
кол-во
студентов
%
отношение
ОТЛИЧНО
1
5
1
5
ХОРОШО
9
45
5
25
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
10
50
14
70
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
0
0
0
0

Таблица 3
Соотношение оценок  за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину после эксперимента
экспериментальная
группа
контрольная
группа
кол-во
студентов
%
отношение
кол-во
студентов
%
отношение
ОТЛИЧНО
3
15
1
5
ХОРОШО
13
65
10
50
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
4
20
9
45
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
0
0
0
0
Основное содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в четвертой главе.

ГЛАВА IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки
Одним из центральных направлений методологии идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в ли­тературе, посвященной обучению движениям, говорится только о формиро­вании предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно, более ясное представление о предмете работы. Счита­ется, что формирование предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда опе­раций. В работе с новичками это выглядит примерно так:
•   поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание назва­ний движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли;
•   показать упражнение, используя для этого доступные средства. В про­стейших случаях — это демонстрация упражнения тренером, в других слу­чаях — наблюдение за партнерами, чаще же — использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в последние годы — видеозаписей. Создание визуального образа движения, разумеется, чрезвычайно важно — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
•   объяснить, в чем состоят основные технические особенности упраж­нения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем раз­ного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;
•   опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опро­бование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упраж­нения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное.
Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснени­ям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие:
•   командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «за­пускающих» и активно продолжающих движение;
•   кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата;
•   тактильные представления о характере контакта со снарядом;
•   зрительные представления об ориентации, вращении, пространствен­ном перемещении тела;
•   вестибулярные представления о положении тела в пространстве, ха­рактере вращения;
•   слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаи­модействия с опорой;
•   временные, темпо-ритмические представления о движении;
•   смысловые представления о физических, параметрических, систем­но-структурных свойствах движения  и др. [13].
Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.
Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением:
1-й этап – получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);
2-й этап – систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ – это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.
3-й этап – определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);
4-й этап – идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается.
5-й этап – имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента);
6-й этап – углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.