--PAGE_BREAK--
В настоящее время в нашей стране создаются сети туристских агентств, действующих в полном взаимодействии. Наиболее известные агентства — «Роза ветров» и «Академсервис». Агентства, входящие в ту или иную сеть, совместно занимаются новым в туризме сетевым туристским бизнесом. В свою очередь сетевые агентства подключаются к вновь созданной единой системе туризма в России. Самая современная российская туристская сеть — Куда.ру. Фирмы входящие в эту сеть, создают совместные банки данных по туристским маршрутам по всем возможным направлениям, а также полную клиентскую базу. Кроме того, они обмениваются взаимовыгодной информацией по любым вопросам, связанным с развитием внутреннего и въездного туризма.
Итак, развитие российского национального туризма в современном обществе имеет три основы, «три кита»:
1) цель — необходимые туристские ресурсы (природные, архитектурные, археологические);
2) уровень комфортности — обеспечивающие туристские ресурсы (гостиницы, отели, развлекательные и культурные центры, музеи, дороги, транспорт);
3) активизирующие факторы — достаточные туристские ресурсы — специалисты, которые планируют, проектируют, исследую исполняют, выводят на рынок и реализуют.
Из всего вышесказанного следует, что основными целями современного туризма являются внедрение новых моделей развития туристского продукта, эффективное использование людских их ресурсов, повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций, преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей, организация новых форм проведения досуга, разработка инноваций и внедрение в туризм новых форм работы и т. д.
2. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ТУРИЗМЕ
2.1 Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
В последнее время на российском рынке все более широко представлены операторские предложения, связанные с событийным туризмом: международные фестивали, карнавалы и конкурсы, народные праздники и ярмарки. Событийный туризм — это перспективно и динамично развивающийся сегмент отечественно туристского рынка.
На туристском рынке появился даже специальный термин — анимация, означающий организацию развлечений и активного проведения досуга. Анимация включает в себя проведение спортивных игр, различных конкурсов и соревнований, танцевальных вечеров, карнавалов, ролевых игр, театрализованных представлений, хобби-клубов из сферы духовных интересов. Естественно, появляется и специалист-аниматор: человек, занимающийся оформлением турпродукта и организацией рекреационной деятельности туристов.
Одной из основных форм событийного туризма является театрализация, способствующая созданию целостной системы событийного‚ туризма. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события.[7] Театрализация всегда ситуативная, вызывается определенными социальными потребностями личности.
В последнее время многие музеи и туристские организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, вырабатывают новые направления своей деятельности. Среди этих направлений особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам как местно, так и более масштабного значения.
Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.
Театрализованные праздники и обряды — это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией — это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия — игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающею всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.
Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристском бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, опыт. Театрализованное массовое действие предполагает несколько основных этапов. Первый этап — подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое. Второй этап — непосредственное проведение праздника, т. е, воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.
Третий этап — активизация участников праздника после окончания театрализованного действия, включающая в себя проведение различных конкурсов, соревнований, а также проведение самодеятельных выступлений и т. д.
Метод театрализации — это не только одна из новых форм туристского обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства.
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколением и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.
Можно предложить следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как:
1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс, адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;
2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;
3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной спортивной, музыкальной направленности;
4) ритуальное действие — является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных рядовых действий исторического характера;
5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое в создание древних жилищ (юрты, щатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.
Рассмотрим несколько примеров театрализованных программ, разработанных в разных городах и регионах России. Самыми распространенными театрализованными праздниками на территории нашей страны являются популярные до сих пор языческие праздники, совмещенные с праздниками православным. Так, празднование Масленицы проходит практически во всех исторических музеях и воплощается в жизнь многими туристскими и фирмами, работающими на внутренний туризм. Спрос на мероприятие «Прощание с зимой» в процессе театрализованного праздника Масленицы огромен. На этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьные и студенческие группы, но и приезжающие в страну туристы. Празднование Масленицы — ЭТО использование событийных факторов для привлечения в «низкий сезон» туристов. В настоящее время старинный русский город Ярославль претендует на проведение главной в стране Масленицы: туроператоры города предлагают недельные туры с участием в театрализованных представлениях и экскурсиях. Также популярны театрализованные русские праздники Рождества, Троицы, Ивана Купалы, праздник урожая, осенние капустники и т. д. Эти праздники заменяют собой такие популярные у туристов, посещающих западные, а также южноамериканские страны, карнавалы. С удовольствием туристские группы участвуют и в праздновании театрализованного Нового года, Святок и многих других интересных дат. Устюг предлагает театрализованную программу «Великий Устюг — родина Деда Мороза». А в летнее время, в период «высокого» туристского сезона, предлагается разработанный туроператорами совместно с творческими коллективами Праздник плетеного лаптя. В программе плетение лаптей, катание на лодке, имеющей форму лаптя, разные забавы, например игра в футбол в лаптях, ношение воды лаптем, поедание печенья в форме лаптей и т.д. Кроме того, во время этого праздника дети могут встретиться с Дедом Морозом под лозунгом «Праздник Деда Мороз круглый год!»
Во многих старинных русских городах проводится событийный праздник «Макушка лета» с традиционными русскими обрядами.
Кроме календарных праздников, в последнее время появилось большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок (как русских, так и других стран и народов). Рассчитаны, разумеется, такие шоу на детей. В результате творческого и воспитательного процесса кристаллизуется основа для развития современного человека широких взглядов, умеющего оценить и относиться с уважением к культурам разных народов. Эти качества и лежат в основе эстетического воспитания гармоничной культурной личности.
Среди инновационных методов проведения экскурсий необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках, проводимых в большом количестве различными музеями туристскими фирмами. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины. В последнее время возрос интерес пожилых иностранцев, имеющих свои корни в России, к составлению генеалогических древ своих семей. Эта часть туристов всегда с удовольствием принимает участие в подобных этнографических праздниках, которые, как им кажется, возвращают их в генетическое прошлое.
В Хабаровском крае среди объектов этнотуризма наиболее интересны петроглифы эпохи неолита у села Сикачи-Алян. Это самый известный в крае памятник древней культуры. На глыбах чёрного базальта более 100 наскальных рисунков, выбитых на камне рукой неведомого художника древности. Кроме древних петроглифов, вы увидите музей под открытым небом. “Гольдская усадьба 19 века”, которая познакомит вас с хозяйственным укладом и бытом нанайского народа.
На Камчатке туристов можно познакомить с коренными жителями: ительмены, эвены, коряки. Желающие могут прожить один день в племени какого-либо народа познакомиться с их бытом, обычаями. Там туристов научат своим хитростям охоты и рыбалки. Здесь можно провести незабываемый, увлекательный день. Такие формы событийного туризма способствуют сохранению этнокультурного наследия того или иного региона, знакомству ним туристов из других областей и стран, а в перспективе — привлечению в регион все большего числа посетителей.
Кроме вышеназванных театрализованных проектов, существует еще огромное количество самых разных программ и предложений, находящихся в стадии разработки. Для воплощения их в жизнь необходимо более тесное сотрудничество между авторами таких проектов и туристскими организациями.
Мероприятия театрализованного туризма стали одной из составляющих частей нового направления— корпоративного туризма, что, по сути, означает сопровождение корпоративных вечеринок. Театрализованные программы включаются в отдых различных фирмы организаций. Они становятся непременным атрибутом пикников на природе. Специально для корпоративных мероприятий разрабатываются такие театрализованные представления, как праздники двойников, «звездные» парады, индейские шоу и т. д.
В современном мире с его глобальной механизацией возвращение к старинным обычаям и обычаям того или иного народа является просто оазисом, местом, куда будут стремиться люди в силу своего обязательного желания познания нового, просто для того, чтобы «глотнуть струю чистого воздуха», стать участником праздника.
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
Экстремальный туризм — одно из очень перспективных направлений в современной сфере отдыха и развлечений. В начале третье тысячелетия многим жителям планеты Земля, особенно гражданам развитых в экономическом отношении стран, явно не хватает острых впечатлений.
Прежде всего следует остановиться на содержании понятия «экстрим».
Универсального определения, что считать экстремальным видом спорта или туризма, не существует. Конечно, есть виды профессиональной деятельности или развлечений, связанные с большим риском для жизни и здоровья (например, полеты “а различных летательных аппаратах, скалолазание, глубоководные погружения). Но то, что является суперэкстримом для одних, может всего лишь работой для других. Один и тот же маршрут может быть экстремальным для Новичка (например, для начинающего велосипедиста, каноиста, альпиниста и т. д.) и очень легкой прогулкой для подготовленного туриста и спортсмена. Поэтому понятие экстремальный туризм очень относительно. Сейчас в туристской сфере появилось множество новых экзотических терминов: «трекинг», «рафтинг», «джипинг, или джип-сафар», «дайвинг» и т. д. Однако при ближайшем рассмотрении это те же старые виды пешеходного, водного, автомобильного, подводного и другого туризма.
Конечно, новые технологии, материалы и оборудование позволили перейти традиционным туристским направлениям на качественно новый уровень. К тому же в связи со всеобщей демократизацией и ускорением обмена информацией в мире резко увеличилось количество регионов, открытых для посещения и изучения. Благодаря активной исследовательской деятельности ученых и энтузиастов в мире ежегодно открываются сотни новых удивительных объектов природы, истории и культуры.
Инновационным направлением в экстремальном туризме являются также театрализованные развлечения («милитари-туризм», путешествия в стиле «Индиана Джонс», «Бурлаки на Волге» и др.), а также исторический и научно-исследовательский (археологический, геологический, палеонтологический, орнитологический и др.) виды туризма. Очень большое распространение в конце ХХ — начале ХХI получил экологический туризм, который очень часто связан с экстримом.
В настоящее время не существует устоявшейся классификации видов экстремального туризма и развлечений. Как, уже было сказано, это связано с относительностью экстрима. Ознакомимся с инновациями в сфере экстремального туризма последовательности, построенной по принципу среды, в которой он существует (Приложение В).
1)Сухопутный туризм
— Трекинг, или пешеходный туризм — один из самых распространенных видов туризма. Пешие походы практически не требуют специальной подготовки и оборудования.
Трекинг-тур — это туристский пешеходный многодневный (до 6—14 дней) маршрут с инструктором-проводником. Туристы во время трекинг-тура сами несут рюкзаки, спальные мешки, небольшие палатки, запас питания, медикаменты, сами обустраивают временные стоянки и сами готовят пищу.
Мировым лидером в организации трекинг-туров является фирма Exodus.
— Туризм на лыжах;
— Горные лыжи;
— Альпинизм
Этот вид туризма возможен на всех хребтах, особенно на Банжале. Огромные перспективы для альпенизма имеет побережье Охотского моря (особенно участок от Аяна до Кирана) и Татарского пролива, где находиться множество скалистых обрывов высотой в несколько сот метров. Перспективы и останцы Сихотэ-Алиня (например, Тигр овый Дом) и Амурские столбцы у с. Нижнетамбовского;
— Велосипедный туризм;
— Фрирайд – катание на лыжах или сноуборде по снежной целене и по лесу – один из самых опасных видов;
— Верховой туризм – катание на лошадях, пони, мулах, ослах, верблюдах и т.д.;
— «Джипинг»
Цель путешествия — проехать по болотистым чащам и лесным дорогам от Вардегорского мыса до старинной деревни «Выгорецкая республика» и далее до Повенца.
Этот путь позволяет ощутить все трудности и сложности северного пути. Философия джиперов основана на принципе взаимовыручки и здорового авантюризма.
— Караванинг – это более мягким и очень распространенным вариантом «джипинга» или путешествие с использованием кемперов (домов на колесах).
Кроме автомобилей, любители экстремальных поездок повествуют также на мотоциклах, квадроциклах, трициклах, снегоходах.
— Приключенческие туры
Инновацией в сфере туризма, получившей развитие в последние десятилетия, стали приключенческие туры.
Приключенческие туры принято считать коммерческим путешествием с активными способами передвижения, связанным с пребыванием в природной среде. Принято считать, что приключенческие туры имеют принципиальные отличия от активного отдыха, спортивного и экстремального туризма.
Составной частью сферы приключений является историкоприключенческий туризм.
Одной из разновидностей приключенческого туризма является экологические экстремальные путешествия, связанные с изучением и охраной животного и растительного мира нашей планеты.
Богатейший природный потенциал Дальневосточного региона обеспечивает неисчерпаемые возможности для развития экологического туризма. В настоящее время это направление начинает бурно развиваться. Часто экологический туризм совмещается с историко-этнографическим. Как правило, экотуризм начинается с осмотра экспозиций отдела природы местного музея, где широко представлена природа Дальнего Востока. Экологический туризм охватывает широкий спектр путешествий от не больших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в парках и заповедниках.
В Хабаровске экотуризм начинаемся с посещения Хабаровского краеведческого музея, потом туристам предлагают посетить дендрарий, где собраны многие дальневосточные виды растений.
Популярны маршруты в заповедник “Большехехцирский” (экологическая тропа) и заказник “Хехцирский”, в Центр реабилитации диких животных (с. Кутузовка), орнитологические туры по пойме Амура. Многих туристов привлекают горные реки – Хор, Анюй, Гур и др. Широкие перспективы для экологического туризма имеют горные районы, низовья Амура, побережье Татарского пролива и Охотского моря, а также заповедники, в которых допускаются проведение ограниченных экологических маршрутов. Из объектов живой природы наиболее привлекательны экзоты, реликты и эндемики. Среди растений это женьшень и другие аралиевые, тис, орхидные, кедр, все лианы, горные и скальные растения и многие другие; среди рыб – самая большая пресноводная рыба планеты калуга, осетр, лососи, самый большой лосось в мире – таймень, сахалинский таймень, ауха и др.; земноводные – монгольская и дальневосточная жабы, сибирский углозуб, квакша и жерлянка; пресмыкающиеся – дальневосточная черепаха, амурский полоз; птицы – дикуша, фазан, дальневосточный аист, японский журавль, райская мухоловка, широкорот, мандаринка, чешуйчатый крохаль, рыбный филин, белоплечий орлан; из млекопитающих наибольший интерес представляют амурский тигр, гималайский медведь, все копытные.
Многие туристические фирмы видят будущее именно за этим видом туристической деятельности. Например: в 2001 году был открыт эколого-туристический комплекс “Велком” в селе Сикачи-Алян.
Ни только Хабаровский край завораживает туристов свой красотой.
— Экзотик-туры
Под этим направлением обычно понимают необычные путешествия и экскурсии, совершаемые в экзотических условиях. Этот вид туризма является высоко эмоциональным и экологическим. Например, можно совершить знакомство с подводным миром. Экзотический туризм имеет огромный потенциал для развития на Дальнем Востоке.
Например, по берегам Курильских островов простирается “кладбище кораблей” – в тумане он напоминает пиратские шхуны. Турист, хоть раз в жизни посетивший эти места, надолго сохранит в памяти столь необычную картину.
2) Воздушный туризм
— Планеризм;
— Парапланеризм;
— Баллонинг – путешествие на дирижаблях;
— Парашютинг
В Хабаровске на это направление специализируется Хабаровский авиационно-спортивный клуб «Авис-Амур».
— Кайтинг (от анг. Kite – «воздушный змей»).
Представляет собой катание на воде или по суше на буксире за огромным воздушным змеем, которого предварительно запускает в воздух сам катающийся.
— Авиационный туризм (легкие моторные самолеты и вертолеты).
3) Водный туризм
— Рафтинг;
— Путешествия на гребных и парусных судах;
— Экзотические плавсредства (например: «надувные ботинки» — необычный вариант водных лыж, аквабайки);
— Туры на подводных лодках;
— Катание по морским волнам;
— Рыболовные экстрим-туры;
— Дайвинг.
4) Космотуризм – путешествие в космос.
В конце 1999г. создана компания, которая называется «атлас Аэроспейс». За круглую сумму она готовит туристов к полетам в космосе: тренирует их и дает необходимые для подобных экстремальных путешествий знания. Днем рождения космического туризма считается 28 апреля 2005г., когда на корабле «Союз ТМ-32» с Байконура стартовал амер. Миллиардер Денис Тито.
Турист №2 гражданин ЮАР Марк Шаттлверт в 2006г.
Для менее состоятельных любителей космических приключений центры подготовки космических полетов предлагают самый широкий спектр услуг (например: испытать себя на соответствующих тренажерах испытать чувство невесомости и т.д.).
3. МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАРЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ И РАЗРАБОТКА НА ИХ ОСНОВЕ НОВЫХ
3.1 Возрождение старых популярных маршрутов продолжение
--PAGE_BREAK--