--PAGE_BREAK--2.2. Балльная оценка дворцово-парковых комплексов и их характеристика
С помощи разработанных мною критериев я постаралась оценить, насколько потенциально может рассматриваться каждый изученный мною дворцово-парковый ансамбль. Все оценки занесены в таблицу и просуммированы.
Таблица 1
Балльная оценка дворцово-парковых комплексов Беларуси
Название дворцово-паркового комплекса Адрес расположения, примерная дата строительства, архитектурный стиль
Историческая ценность Архитектурная ценность
Известность Уровень парковой культуры
Наличие туристской инфраструктуры
Привязка к дорожной инфраструктуре
Эстетическая привлекательность
Сохранность
Общая сумма баллов
Дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей
Воложин, нач.XIX в.
3
4
3
4
4
4
3
4
29
Дятловский дворцовый ансамбль
Дятлово, Гродненская обл. 1751
4
4
2
2
3
3
2
3
23
Дворец Хрептовичей
Бешенковичи, Вит. обл., 1770, ранний классицизм
4
3
2
4
4
3
3
4
27
Замок Сапегов (руины)
Гольшаны, Ошмянский р-н, Гродненская обл., 1 пол. XVII в
5
1
3
1
4
4
3
1
22
Усадьба Потоцких
д.Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл, 1816г., классицизм
3
3
2
2
3
2
3
3
21
Новый замок
Гродно, Гродненская обл, 1 пол. XVIII в., рококо
4
4
2
1
5
5
3
3
27
Дворец Уместовских
Жемыславль, Ивьевский р-н, Гродненская обл, 1877, неокласс
3
4
2
2
4
2
4
4
25
Усадьба Юндзилов
Ивацевичи, Брестская обл, XVIII в.
4
3
2
1
4
5
2
3
24
Усадьба Радзивиллов «Радзивиллимонты»
д.Кр.Звезда, Клецкий р-н, Минская обл, 2 пол. XVIII – XXв, кл.
4
3
3
2
3
2
2
2
21
Дворец губернатора
Витебск, Витебская обл, 1811г., классицизм
4
4
3
1
5
5
4
3
29
Усадьба Потоцких
д.Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл, 1816г., классицизм
3
3
2
2
3
2
3
3
21
Дворец Румянцевых-Паскевичей
Гомель, Гомельская обл, 1785-1793гг., классицизм
4
3
4
5
5
5
4
3
33
Дворцово-усадебный комплекс Четвертинских
д.Желудок, Щучинский р-н, Гродненская обл, 1908г., модерн
2
2
2
2
3
3
3
3
20
Дворцово-усадебный комплекс Булгаков
д.Жиличи, Кировский р-н, Могилевская обл, 1830 г
3
3
2
3
2
3
3
4
23
Усадьба Огинских
д.Залесье, Сморгонский р-н, Гродненская обл, 1802-1822гг, кл
3
3
5
4
3
3
4
4
29
Дворец Пусловских
д.Коссово, Ивац. р-н, Брестская обл, 1838г., ретросп.-готичес
3
4
4
3
4
4
4
4
30
Усадьба генрал-лейтенанта Гатовского
д.Кр.Берег, Жлобинский р-н, Гомель.обл, 1890-1893гг, модерн
3
4
3
4
3
4
4
4
29
Дворец Потемкина
г.Кричев, Могилевская обл, 1778-1787гг, ранний классиц
4
3
2
1
2
4
2
3
21
Дворец архирея Георгия Конисского
г.Могилев, Могилевская обл, 1762-1785гг, барокко
4
4
2
1
2
5
3
3
24
Усадьба Наркевичей-Иодко «Малысковщина»
д.Наднеман, Узден. р-н, Минская обл, 1820-1830гг, неорен.
3
3
2
2
4
3
2
2
21
Дворец Бохвицей
д.Павлинов, Баран. р-н, Брестская обл, 1906-1909гг, неогот.
2
3
2
2
3
3
4
3
22
Дворцово-Парковый ансамбль Радзивиллов
г.Несвиж, Миская обл, XVII-XVIII вв, разл.стили
5
5
5
5
5
4
5
4
38
Дворец Радзивиллов
д.Полонечка, Барановичский р-н, Брестская обл, XVIII-XIXвв.
4
2
3
1
3
3
2
3
21
Усадьба Чапских
д, Прилуки, Минский р-н, Минская обл, XIX в, ретросп.-готич.
3
3
3
2
5
4
4
3
27
Продолжение
Дворцовый комплекс Сапегов
д.Ружаны, Пруж. р-н, Брест. обл, 1 пол. XVIIIв, позд.ренесс.
4
4
4
1
3
3
4
2
25
Усадьба Шадурских, Дворец (руины)
д.Освея, Верхнедвинский р-н, Витебская обл, 1782г.
4
3
3
3
4
1
3
2
23
Дворец Бутримовича
г.Пинск, Бресткая обл, 1784-1790гг, барокко-классицизм
4
4
3
2
4
4
5
4
30
Дворец Тизенгауза
г.п. Поставы, Витебская обл, 1788г. – 1 пол. XIX в., класс.
4
3
4
4
5
2
4
4
30
Дворцово-парковый ансамбль Валовичей
Святск, Гродн. р-н, Гродненская обл, 1779, барокко-классиц.
3
4
3
4
3
3
3
4
27
Усадьба Манюшко
г.п.Смиловичи, Червенский р-н, Минская обл, XIX в, неогот.
3
3
2
2
2
4
3
3
22
Усадьба Сципионов
г.Щучин, Гродненская обл,, XIII-XIXвв., барокко, классиц.
4
3
3
4
3
4
3
4
28
Дворец Рдултовских
г.Снов, Несвижский р-н, Минская обл, 1827г., классицизм
3
4
4
4
4
4
4
4
31
Изучая и оценивая каждый объект, занесенный в таблицу, все больше убеждаешься, насколько исторически богата наша земля. Все эти достопримечательности имеют достаточно высокую историческую и архитектурную ценность. А то, что многие из них не имеют известность, так это упущение поколений, которые не смогли по тем или иным причинам сохранить и вознести на необходимый уровень известности. Однако мы должны гордиться уже тем, что такие замечательные дворцово-парковые ансамбли как Несвижский дворцово-парковый ансамбль, дворец Тызенгауза и усадьба Огинского уже взяты под опеку всемирно-известной организацией ЮНЕСКО. По мнению специалистов, в скором времени список всемирного наследия ЮНЕСКО пополнят еще несколько белорусских названий, в частности, дворец Паскевичей в Гомеле[17].
Почти все рассмотренные дворцовые комплексы удобно располагаются по отношению к дорогам: рядом пролегают либо автомобильные дороги республиканского значения, либо – районного.
Многие из них уже включены в основные туристические маршруты Беларуси как культурно-исторические достопримечательности, и поэтому по критерию наличия туристской инфраструктуры отмечены по максимуму ( Несвижский дворцово-парковый ансамбль, Дворец Румянцевых-Паскевичей, Дворец губернатора в Витебске, Дворец Тизенгауза, Новый замок в Гродно, усадьба Чапских).
Некоторые из них располагаются вблизи санаториев Республиканского значения (Дворец Тизенгауза), или недалеко от наиболее важных туристских районов и мест отдыха (см. Приложение 7 ), что также повышает оценку на наличие туристской инфраструктуры.
Как видно из таблицы, парковая культура многих ансамблей не сохранилась до наших дней. ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов исследуются выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы»[15].
И если оценки по уровню парковой культуры не высоки, то это восполняется богатейшей природой белорусского края.
Как видно из таблицы, большая часть дворцово-парковых комплексов располагается в Минской, Гродненской, Брестской областях. Это можно наглядно наблюдать и на карте Беларуси (с разбивкой по областям) о территориальном распределении культурно-исторических достопримечательностей (см. Приложение 1-6).
Из всего количества достопримечательностей Беларуси (а их около 7431), родовые дворцы и усадьбы составляют 740, из них около 200 являются историческими[13].
А по нижеприведенной диаграмме можно судить о пропорциях территориального распределения всех существующих дворцово-усадебных объектов по областям республики[13].
Диаграмма 1
\s
И как подтверждение тому, как густо был представлен усадебный мир на западе Беларуси, является самое полное исследование на тему усадеб польского ученого Романа Афтанази[9].
После проведения сравнительной характеристики рассматриваемых дворцово-парковых ансамблей, и не принижая значимости субъективных предпочтений, мною были выделены как наиболее перспективные для наиболее полного описания с иллюстрациями следующие объекты: Сновский дворец, дворец Пусловских, усадьба Уместовских, дворец Румянцевых-Паскевичей, усадьба генерала Гатовского, дворцовый комплекс Сапегов, Несвижский дворцово-парковый ансамбль.
3. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ БЕЛАРУСИ
3.1.Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы
Сновский дворец На берегу речки Сновки располагается усадьба Рдултовских, ставшая ярким является памятником классицизма. Дворец обладает строгими архитектурными формами, четырехколонный портик у главного входа, раскрытая композиция, четкая планировка, объемное построение — вот его отличительные черты.
Импозантный Сновский дворцовый ансамбль, построенный в 1827 году архитектором Тычецким, впечатлял своими грандиозными размерами: он был вытянут в длину на 140метров.Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Центральный корпус дворца занимает 2 этажа, его одноэтажные крылья соединены с павильоном двумя галереями: открытой с колоннадами и закрытой примыкающей к стене. Вокруг дворца был разбит парк английского типа, он окружал небольшой искусственный водоем, созданный на территории усадьбы. Продуманная система каналов образовала несколько причудливых островков, густо поросших кустарником и деревьями, и связанных друг с другом пешеходными мостиками. Перед главным входом был разбит газон с клумбами и цветочными композициями. В наши дни Сновский дворец признан историко-культурной ценностью республиканского значения. С именем Рдултовских связаны два культовых сооружения на территории современного Снова — барочный костел во имя Иоанна Крестителя, заложенный Яном Крыштофом Рдултовским в 1760 году и восстановленный из руин в конце минувшего века, а также ампирная Космодамиановская церковь.Храм во имя Святых бессеребренников Космы и Дамиана был построен в местечке Горный Снов в 1836 году на вершине холма. Сменившие Рдултовских в Горном Снове в середине XIX века Гартинги заложили здесь усадьбу, которая уцелела практически в первозданном виде[14].
Единственная пристройка в стиле модерн появилась здесь в начале XX века, сделав двухэтажный дом усадьбы еще более живописным. До нашего времени дворец неплохо сохранился и считается одним из лучших в Беларуси памятников эпохи классицизма. До недавнего времени здесь был военный госпиталь, но пару лет назад дворец передали силовым структурам. Сейчас этот архитектурный памятник посещают группы туристов из разных городов и стран[14].
Дворец Пусловских
Рыцарской грезой называют руины коссовского замка. Когда-то это был величественный дворец в неоготическом стиле, воздвигнутый на родине знаменитого белоруса руководителя национально-освободительного восстания 1794 года, национального героя Америки и Польши, почетного гражданина Франции Тадеуша Костюшко в урочище Меречевщина. До приобретения фольварка Пусловскими родовое гнездо Костюшко находилось в полуразрушенном состоянии.
Дворец Пусловких был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком.
В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в.
Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Замок Пусловских единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести к так называемым «регулярным» дворцам. Его правильная геометрическая форма и симметричная композиция — яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая — особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом — музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев.
Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы — охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы.
25-километровый подземный ход, по легенде, связывал резиденцию Пусловских с Ружанским дворцом.
Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Говорят, его подожгли партизаны, чтобы запугать убегающих гитлеровцев. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко.
продолжение
--PAGE_BREAK--