КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
Возникла
На рубеже XIX-XX веков
30-е года XX века
Основные представители
В.Томас, Р.Парк, Э.Берджесс.
Т.Адорно, Г.Маркузе, Хоркхаймер, Лукач, Р.Зорге, Ю. Хабермас.
Лидер
Р.Парк
Хоркхаймер, Г.Маркузе.
Основная тема
Расовые отношения, город как соц.среда, тип личности.
Связь между соц.положением человека и его идеологическими представлениями; психологизация соц.отношений; отчуждение, агрессивность, угнетение личности.
Программы
Социально-реформистская; по предотвращению соц.проблем и обеспечению безопасности жизненных условий для населения.
Борьба с буржуазным обществом; революция сознания.
Задачи
Открыть знание и предоставить его управляющим органам.
Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
Стремления
Универсальный подход к определению предмета социологии; поиск практического знания.
Значимость человеческого начала в социальных отношениях.
Основные работы
Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города).
Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития.
Теории
Бихевиоризм, прагматизм.
Неомарксизм., психоанализ, диалектика Гегеля, идея овеществления Лукача.
Характерные особенности
Ориентация на эмпирические исследования.
Франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях.
«Название»
Классическая социология.
Критическая социология.