Реферат по предмету "Социология"


Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Обзор модели индивидуальной работы со случаем
1.1 Определение и условия индивидуальной работы со случаем
1.2 Общая модель деятельности социального работника
2 Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе
2.1 Ценности
2.2 Этические принципы
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Одним из самыхэффективных методов в психосоциальной работе является метод индивидуальнойработы (социальная работа со случаем). Здесь социальный работник совместно склиентом решает личностные и социальные проблемы «один на один». Проблемами втаких обстоятельствах, по преимуществу, являются эмоциональные проблемы,семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и вшколе, потеря работы и т.п.
Эта работаважна тем, что социальный работник должен осознавать не только нужды, но иправа клиента, эмпантийно относится к личностному внутреннему миру клиента.Главное правило здесь является при призыве «помоги», соблюдать принцип «ненавреди», т.к. в аспекте психики вмешательства должны быть крайне осторожны. Результатомтакой работы желательно ставить осознание клиентом автономию воли клиента врешении социальных проблем, в принятии им самостоятельных решений, в раскрытиинеосознанных резервов жизненных свойств и качеств клиента.
В даннойработе будет описана общая модель индивидуальной работы со случаем идеятельность в ней социального работника. Акцент делается на апелляцию ксвободе воли клиента, освобождение его жизненных установок от осознанных инеосознанных наклонностей к иждивенчеству, к желанию освободиться отсамостоятельных решений в надежде на то, что за него есть кому подумать, свытекающими отсюда последствиями неудовлетворения в складывающихся жизненныхобстоятельствах, конформизме и неустройстве как внутреннего, так и внешнегоблагосостояния, сегодня необходима, что придает данной работе актуальность. Также затронуты ценности и этические принципы социальной работы со случаем.
Цельюработы является овладение теоретическими знаниями индивидуальной социальнойработы и научение пользоваться данной теорией в практической деятельности.

1 ОБЗОРМОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ
 
1.1Определение и условия индивидуальной работы со случаем
 
В процессеразвития психосоциальной практики оформляются подходы в индивидуальнойсоциальной работе, получившие определение – социальная индивидуальная работа,или индивидуальная работа со случаем, которую можно определить как деятельностьпрофессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных,поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающуюиндивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными,социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственномвзаимодействии с клиентом, лицом к лицу.
Социальнаяиндивидуальная работа имеет как общие, так и специфические черты. К последнимможно отнести особенности работы с клиентом в процессе изменения,интервьюирование, заключение контракта, динамику взаимодействия с клиентом исами модели работы.
Методиндивидуальной социальной работы, или социальной работы с индивидуальнымслучаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работникрешает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальнымипроблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы,семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и вшколе, потеря работы и т. п.
Ситуация«один на один» предполагает определенные специфические отношения междусоциальным работником и клиентом. В помогающем индивидуальном процессепланируется не только определенная процедура взаимодействий, но выдвигаютсятребования к ролям социального работника, определенным знаниям о клиенте,необходимым для работы в системе «один на один». Взаимодействие виндивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий.После того как между социальным работником и клиентом заключен контракт,начинает осуществляться система последующих действий.
Помощь,которую оказывает социальный работник клиенту, имеет договорной характер, таккак стороны вступают в отношения, которые предусматриваются законодательством иимеют финансовую основу. Клиент может иметь право на бесплатное или платноесоциальное обслуживание, что регламентируется соответствующимзаконодательством. Таким образом, правовая база деятельности социальногоработника формирует основания для заключения контракта с клиентом в отношенииреализации адекватной помощи в соответствии с функциями социальной службы.
С другойстороны, контракт для клиента несет определенную степень защиты, дает основаниедля иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системевзаимоотношений с социальным работником. В индивидуальной практике социальнойработы принято, что клиент, как и социальный работник, несет ответственность запроцесс изменения ситуации, что он активный участник терапевтического процесса.Таким образом, социальный контракт в системе взаимодействия социальногоработника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач,целей и операциональных процедур, которые должны быть выполнены в процессетерапевтического контакта.
В практикесоциальной работы выделяют предварительные контракты, функция которых –ознакомить клиента с теми видами помощи, которые ему необходимы, чтобы помочь вдальнейшем решить трудную жизненную ситуацию. Исполнение данного контрактаограничивается определенными временными пределами, соблюдается принятиевзаимных обязательств и обязанностей между сторонами.
Первичные ивторичные контракты основаны на оценке плана взаимодействий, связаны сособенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. Призаключении контрактов используют следующие принципы:
— потребностиклиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключенияконтракта;
— социальныйработник несет ответственность за оказание помощи клиенту. Основанием дляоказания помощи и заключения контракта выступают определенные доказательства состороны клиента, которыми могут быть наличие/отсутствие места жительства,статус, занятость, здоровье, возраст, финансы и т.д.;
— социальныйработник несет ответственность за обслуживание, разъяснение возможностейсоциальных служб в оказании поддержки. Он обязан ознакомить клиента с условиямиконтракта: относительно задач, которые будут решаться, взаимных обязательств,средств и процедур, времени, необходимого и достаточного для изменения ситуацииклиента, а также санкций, которые могут применяться со стороны социальныхслужб;
— контрактдолжен быть сформулирован так, чтобы клиент мог получить достаточно большойвыбор средств и ресурсов для решения своих целей и задач, и быть ясным дляограничения выбора касательно и тех проблем, не входящих в функции социальныхслужб;
— призаключении контракта используют принцип последовательного структурирования. Онзаключается в таком подходе, при котором клиенты постепенно, по мере решенияотдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства со сторонысоциального работника;
— контрактдолжен отражать не только специфику работы социальных служб, но и бытьдостаточно гибким, чтобы приспособиться к непредвиденным обстоятельствамклиента или членов его семьи. Некоторые вопросы могут быть сформулированы какгипотетические, требующие исследования в процессе терапевтического контакта.
 

1.2 Общаямодель деятельности социального работника
Это первыйконтакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляетсяпервичная «оценка» ситуации клиента, формируется возможная гипотезаотносительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектномвзаимодействии. Важным элементом в первичном контакте являются отношения.Микроклимат, который устанавливается между социальным работником и клиентом,определяет в дальнейшем процесс взаимодействий. Поэтому проявление сердечности,сочувствия со стороны социального работника позволяет установить необходимыеотношения.
Наначальной стадии решается вопрос о возможностях социальной службы обеспечитьнеобходимую помощь, рассматриваются стратегии решений проблемы в другихагентствах. В процессе установления потребности в изменениях социальныйработник может столкнуться с тем, что клиенты отказываются подтверждать, чтоони имеют проблему. Исходя из такой ситуации, социальный работник можетсфокусировать внимание на том, почему клиент полагает, что проблема несуществует, и, накапливая доказательства, показывать ему наличие проблемы. Втом случае, если и после этого взаимопонимание не достигнуто, социальныйработник оставляет клиенту возможность обсудить его проблему в будущем, когдаон сочтет нужным о ней заговорить.
На следующейстадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работникасочувствие, внимательность, сердечность. Однако может возникнуть сопротивлениесо стороны клиента, нежелание продолжать контакт. Одной из причин данногосопротивления является непонимание языка, который используется в социальныхслужбах, возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемойпомощи. Однако социальный работник должен подвести клиента к осознанию, чтоданная социальная служба может быть полезной для него в сложившихсяобстоятельствах. Это этап, когда происходит установление отношений междусоциальным работником и клиентом, позволяющих определить подходы к решениюпроблемы.
Далее формулируетсяпредварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условиемявляется самоидентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работникдолжен осознать, что проблема находится в границах его компетенции. На даннойстадии необходима работа над мотивацией клиента; если он не становитсямотивируемым, чтобы измениться, то конструктивные изменения в дальнейшем могутне произойти. Существуют определенные силы, которые могут упрочить мотивацию,что дает социальному работнику возможность использовать определенные стратегиив работе над мотивацией: желание получить помощь; готовность добиватьсяположения и ресурсов; вера в достижение перемен; преодоление дискомфорта; реакцияна угрозу ограничения статус-кво; альтруизм.
Оценказаканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинаетстадию определения и понимания проблемы. Такое понимание стадий условно, вреальной практике достаточно трудно выделить границы переходов от одной стадиик другой, однако необходимо соблюдение ряда последовательных действий. На этапеоценки интервьюирование клиента социальным работником как метод полученияинформации может быть расширено и уточнено за счет посещения семьи клиента,анкетных опросов окружающих. Цель состоит в том, чтобы как можно больше собратьразличной информации для анализа ситуации клиента. Такой подход определяетначальную оценку ситуации клиента, которая впоследствии, в процессевзаимодействий между клиентом и социальным работником, может измениться. Временнойпериод стадии оценки зависит от запроса клиента и специфики его проблемы. Так,например, при кризисном вмешательстве этап оценки заканчивается достаточнобыстро по сравнению с ситуацией лечения, связанного с проблемами психическогоздоровья.
Стадияоценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно систем,составляющих его окружающую среду, социальному работнику – определить цели длявмешательства. Первым инструментом социального работника является интервью. Так,например, интервьюирование семьи позволяет социальному работнику определитьпозиции членов семьи относительно ситуации, наметить проблемные области. Приинтервьюировании полезно отражать семейные связи в виде генограммы, этопозволяет социальному работнику выявить и проследить связи и элементы системы.
Приинтервьюировании социальному работнику важно наблюдать такие факторы, как:действия личности; ситуация, в которой личность наблюдается; внешние факторы(телосложение, речевые характеристики, стиль одежды и т.д.); невербальныефакторы (движение тела, глаз, жесты; выражение лица, индивидуальноепространство). Непосредственное посещение клиента на дому дает много информациив результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности,при этом необходимо выбрать проблему для обсуждения, чтобы в ней принялиучастие как можно больше членов семьи. Ролевые позиции, отношения, ценности и нормыповедения должны стать предметом анализа и наблюдения со стороны социальногоработника, дать ему дополнительную информацию о ситуации клиента.
В процессеопределения плана вмешательства могут быть поставлены краткосрочные идолгосрочные цели. Клиент принимает непосредственное участие в целеполагании,выбирает приоритеты, предлагает альтернативы. В процессе выбора целейопределяются приоритеты, чтобы облегчить ситуацию клиента, улучшить егосоциальное функционирование. Социальный работник фиксирует стадии развитияситуации при терапевтическом контакте, рефлексирует изменения, вноситкоррективы в план действий – все это отражается в индивидуальной историиклиента, которую должен вести социальный работник.
Социальныйработник и клиент взаимно согласовывают определение цели, которую нужнодостигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, вовлеченные вдостижение цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы,определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиентыпервоначально имеют тенденцию рассматривать свою проблему как некий комплекснеполноценности, поэтому они становятся беспокойными и возбужденными. В этойситуации они не способны понять, что их проблема имеет ряд компонентов, которыеони могут изменять в необходимом режиме.
Приразвитии плана интервенций социальный работник выбирает эффективные стратегии,позволяющие изменять в позитивном направлении ситуацию клиента, при этом онвыбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо сосредой. Можно также применять техники комплексного подхода, используя ресурсыкак индивида, так и среды одновременно. Эти стратегии во многом будутопределены той ролью, которую берет на себя социальный работник при решениипроблем клиента.
Так,выбирая роль клинициста, социальный работник осуществляет индивидуальноевмешательство на уровне либо клиента, либо семьи. В ситуации семейныхконфликтов он может выступать как посредник, выбирая одного из членов семьи дляобъяснения создавшейся ситуации, и т.д. Привлечение клиента к соответствующейдеятельности имеет цель помочь ему сформировать объективные воздействия,направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом исоциальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. Каждыйклиент уникален так же, как и его проблемы. Что действенно для одного клиента,не всегда представляет интерес для другого.
Послезавершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт.Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В немоговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон завзятые обязательства. Происходит обсуждение программы и формирование системыдействий. Идентифицированные системы в процессе изменения должны бытьопределены и вовлечены во взаимодействие. Социальный работник долженформировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлятьподдержку, для того чтобы состоялся процесс изменения. Интервенции могут иметьразличные направления, различные программы вмешательства. Традиционносоциальные работники осуществляют подходы в соответствии с моделямииндивидуальной работы: интеракциональной, поведенческой, когнитивной,гуманистической и т.д. Репертуар вмешательств все время изменяется и модернизируется.
Так,поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание иликоррекцию необходимого поведения и могут включать следующие интервенции: стимулированиеположительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, наградуи т.д. (применяют при работе с детьми); репетицию поведения, проигрываниетрудных для клиента ситуаций, анализ возникших проблем; систематическоеразвитие адаптивных моделей поведения с целью преодоления различныхбеспокойств; дифференциальное закрепление поведения, комбинирование стимулов –от положительных до полного игнорирования; обучение поведению, сочетающеетехники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительногозакрепления и решения домашних задач.
Познавательныеметоды могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение всоциальном функционировании произойдет в том случае, если произойдут измененияв познавательных процессах. Эти процедуры включают: изменение неправильныхпредставлений и нереалистических ожиданий; работу над увеличением самообладанияи самоуправления.
В процессевзаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Ихпричинами могут быть: внутренние конфликты клиента; отсутствие навыковвзаимодействия у клиента; давление окружающей среды, препятствующей процессуизменения; проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом.
Барьерымогут быть вызваны неосознанными конфликтами, находящимися в структуревзаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи может вызвать состороны других членов сопротивление, так как нарушится баланс сил и равновесиево внутрисемейных отношениях. Барьером может выступать культурная идентификацияклиентов, а также социализация клиентов и уровень образования. Основные барьерыв профессиональном взаимодействии социального работника и клиента: нежеланиепринимать чью-либо помощь; страх, боязнь потери собственных позиций и ресурсов;неверие в то, что перемены возможны; нежелание тратить на это время; неуверенность.

2 ЦЕННОСТИИ ПРИНЦИПЫ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
 
2.1Ценности
Социальныйработник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводиткурс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться в сообщество,быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками недолжен нарушать гражданские и юридические права клиента. Деятельностьсоциального работника способствует защите общественных интересов в тех случаях,когда клиент нарушает законодательство и его свобода действий является насилиемпо отношению к свободам и правам окружающих.
Конфиденциальность– средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником впроцессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения сдругими лицами, так как это может привести к изменению жизненных стратегийклиента, к ухудшению его жизненного сценария. Конфиденциальность впрофессиональной деятельности включает: информирование клиента о целяхполучения информации, границах информации, согласование с клиентом вопросовобсуждения его проблем с третьими лицами по мере необходимости, возможностииспользования информации клиента в научных целях. Социальный работник долженпредоставлять записи, которые ведутся в процессе реабилитации.
Социальныйработник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностныеориентации, имплицитные концепты взаимодействия с клиентом, группами,сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять своиценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений склиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированиемотношений. Принцип взаимозависимости, «ты – мне, а я – тебе», недопустим всубъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку непотребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм – основапрофессионального взаимодействия. Социальный работник не должен использоватьпрофессиональные отношения для извлечения личной выгоды.
Социальныйработник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса оподдержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальныйработник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляетсоциальную активность в стремлении гармонизации общественных отношений. Деятельностьпо изменению социальной среды является необходимым условием профессиональныхтребований.
Социальныйработник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людейв различных ситуациях. Знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессахдолжно стать достоянием клиентов. Знание о ситуации, проблеме, осознаниеконфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента.Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должноспособствовать развитию общества, в этой связи социальный работник долженвыступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегийразвития учреждений социальной защиты и общественных институтов. Социальныйработник должен критически проверять свои профессиональные знания и учитыватьновые научные рекомендации, вносить посильный вклад в развитие профессии.
Социальныйработник выступает против любых форм дискриминации на основании расовойпринадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозныхубеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословногоположения, политических убеждений, умственных и физических недостатков. Предпочтения,личные качества, состояния или статус не могут быть в обыденном смысле «хороши»или «плохи» по отношению к субъективным ценностным ориентациям социальногоработника. Для него важен сам клиент, неповторимость его жизненного сценария.Ориентация и предпочтения клиента становятся «хорошими» или «плохими» только втом случае, когда они мешают ему нормально функционировать в обществе, вмежгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность отличностных ценностных концептов позволяет социальному работнику достойно и суважением относиться к клиенту.
Один изважнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социальногоработника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента.Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не бытьпостоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается втом, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи иотношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник недолжен предоставлять возможность клиенту использовать его как «костыль», накоторый тот постоянно будет опираться в трудной жизненной ситуации.
Социальныйработник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы иправа в любых государственных и негосударственных институтах. Зашита прав иинтересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного ипрофессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когдасубъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью,неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со сторонызаинтересованных сторон.
Социальныйработник должен принимать необходимые меры для доступа всем членам общества кресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости.Профессиональная деятельность направлена на улучшение жизни нуждающихся.Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию —важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельностьпрофессионалов закладывает институциональную основу для повышения благосостоянияобщества.
Поведениесоциального работника в личной жизни является частным делом каждого в той еестепени, в какой оно не вступает в противоречие с исполнением служебныхобязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию,качество предоставляемых услуг, он ответствен за престиж профессии и долженспособствовать ее развитию.
 
2.2 Этическиепринципы
Именно этипринципы определяют нормированное поведение социального работника. Оновыступает в помогающем процессе как один из видов поддержки человека –нуждающегося. С другой стороны, этические принципы являются тем ценностнымконтинуумом, где проявляются отношения и взаимоотношения социального работникас миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит.
Так, этическиепринципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различныестороны интеракций социального работника в процессе профессиональноговзаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращениес клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. И каждый видпрофессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы.
Так,стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность всистеме здравоохранения, помимо общих принципов имеют принципы, относящиеся ких сфере компетенции. Среди них следует отметить наиболее значимые:содействовать в поддержании физического и психосоциального здоровья;предотвращать физические и умственные болезни; содействовать усилениюфизического и психосоциального функционирования; уделять внимание социальным иэмоциональным проблемам, приводящим к болезням и недееспособности. Национальныестандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие всебя принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие организациисоциальных работников.
ВРоссийской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциацииработников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, воснове которого лежат следующие принципы: компетентность; моральнаяответственность перед клиентом; моральная ответственность перед обществом; моральнаяответственность перед профессией и коллегами. Однако социальный работникиспользует в своей деятельности не только общие этические принципывзаимодействия, но и принципы профессионального взаимодействия на уровнеиндивидуальных интервенций и взаимодействий.
В процессеиндивидуальной работы следует исходить из того, что клиент имеет не только своипроблемы, но и права. В связи с этим социальные работники-профессионалыруководствуются следующими общепринятыми нормами: клиент индивидуален; он имеетправо на выражение своих чувств; право на управляемое эмоциональное участие;право на принятие; право не быть оцененным; клиент имеет также право делатьсамостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения; имеет право наконфиденциальность.
Среди этихправил можно выделить следующие: никогда не помогайте «третьему лицу» – тому,кого вы не видели и с кем не обсуждали сложившуюся ситуацию; никогда не верьте,что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания); непытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себялучше; не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь убедитьчеловека сделать выбор по вашему желанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, деятельностьсоциального работника при использовании метода индивидуальной социальной работывключает в себя принятие обязательств и индуцирование ролей, предварительныйконтракт, оценку, установление целей и развитие плана интервенций, заключениеконтракта, подготовку и осуществление интервенции, оценку барьеров, контроль иоценку вмешательства. Окончание данного процесса такой социальной помощисоставляет достижение автономии клиента по решению его социальных проблем вдальнейшем.
Дляиндивидуальной социальной работы работнику необходимо усвоить такие ценности,как преимущества индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальностиво взаимоотношениях с клиентом, готовность отделить личные нужды и чувства отпрофессиональных отношений, стремление к социальным изменениям, соответствующимсоциальным познанным потребностям, готовность к передаче знаний и уменийдругим, уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное ихоценивание, стремление к развитию самопомощи клиента, готовность действовать отимени подопечного, несмотря на возможные фрустрации, стремление к социальнойсправедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостояниювсех членов общества, стремление к высоким личным стандартам в жизни ипрофессиональной деятельности.
Так жесоциальному работнику следует придерживаться следующих принципов: клиент имеетне только свои проблемы, но и права; клиент индивидуален; он имеет право навыражение своих чувств; право на управляемое эмоциональное участие; право напринятие; право не быть оцененным; клиент имеет также право делатьсамостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения; имеет право наконфиденциальность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы / Е. В. Кулебякин. — Владивосток. 2004. – 86 с.
2 Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методыпсихосоциальной практики: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений/ М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: 2002. – 192 с.
3 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд.,2001. – 432 с.
4 Холостова Е.И. Теория социальной работы. Учебник /Е.И.Холостова. – М.: Юрист, 1999. – 334 с.
5 Холостова Е.И. Социальная работа: теорияи практика: Учеб. пособие /Е.И. Холостова. – М.: 2004. – 427 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.