Контрольнаяработа
покурсу геронтология
Натему:
«Центрсоциального обслуживания лиц, освобожденных из мест заключения»
Рязань2010
Теоретическая база
Социальные проблемыбывших осужденных
Положение человекаотбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишениясвободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка,утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимостизаботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации.И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того,чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по путинаименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом. Наиболее ярковыделяется проблема трудоустройства. На личность преступника, отбывшегонаказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы внепосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способывзаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практикигосударства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий вборьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55%граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходятиз того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуютрасширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это само по себетревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связыватьлавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этомисточник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимоеотношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Ониобразуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а навыведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражаетустановку определенных общественных групп.
Совершивший преступлениеи понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудныхсоциальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженныйи оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положениемгонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него,недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежнейсудимости. В нашей стране с трудом, но все же возникают и начинают действоватьцентры, фонды, движения, комитеты, цель которых — не оставить без всестороннейобщественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившимвину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознаниенасущной проблемы, её масштабов и возможных последствий.
Таким образом, из всеговышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывшихзаключенных в современном российском обществе:
· Проблемытрудоустройства;
· Проблемыкультурной адаптации;
· Проблемысохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;
· Жилищные проблемыи т.д.
Основные направления профессиональной деятельности специалистапо социальной работе постпенитенциарного учреждения, способствующиересоциализации и социальной адаптации бывших осужденных, таковы:
Ø организация иобеспечение социальной защиты особо нуждающихся категорий бывших осужденных,удовлетворение их базовых потребностей;
Ø содействие вобеспечении приемлемых социально-бытовых условий, в получении помощи профильныхспециалистов (психологов, медиков и т.д.);
Ø помощь в поискесоциально приемлемой среды, точки социального интереса (семья, труд,образование, религия, искусство и т.д.);
Ø выявлениесоциально-позитивного потенциала личности, помощь в социальном развитии:повышение социальной культуры, изменение ценностных ориентаций, повышениеуровня социального самоконтроля;
Ø формирование(поддержка, развитие и укрепление) социально полезных связей между осужденнымии внешним миром (семьей, иными социальными институтами);
Ø восстановлениетрудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношенийи общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом;
Ø оказание помощи врешении вопросов трудового устройства, жилищно-бытовых и иных социальныхпроблем освобождаемых и освобожденных из исправительного учреждения; содействиев восстановлении их социального статуса, получении законных льгот, социально-правовойреабилитации;
Ø содействиеинтеграции деятельности исправительного учреждения с различнымигосударственными, общественными структурами, организациями по оказаниюнеобходимой социальной помощи осужденным в пенитенциарный и постпенитенциарныйпериоды.
Профессиональная задачапостпенитенциарного социального работника — создание благоприятной среды,предусматривающей защиту интересов и прав осужденного всеми установленнымизаконом способами, содействующей исправлению и возвращению его в нормальноеобщество.
Принципы социальнойработы с бывшими заключенными
Принципы социальнойработы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающимиправилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские,общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические,психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. Кспецифическим принципам социальной работы относятся следующие принципы:универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования,клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов,конфиденциальности и толерантности. Названные принципы в полном объёмеприменимы и социальной работе с бывшими заключенными. В тоже время, социальнаяработа с бывшими заключенными дополняется такими специфическими принципами, какгуманизм, законность и справедливость.
Принцип законности вдеятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокиеморальные основания. Социальный работник должен способствовать приведениюбывшего осужденного к законопослушному поведению.
Принцип справедливостисодержит требование соответствия между практической ролью различных людей(социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между ихправами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением,правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие вэтих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературепринято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий ираспределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства гражданперед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мерауголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившемупреступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжестипреступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УКРФ).
Если второй аспект болеереализуется в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющемнаказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывшихзаключенных важен первый аспект справедливости т.к. человек искупивший винуимеет полные права на субъектность.
В целом, справедливость –это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться вдеятельности социального работника с бывшими заключенными.
Принцип гуманизма.Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социальногоработника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что:«человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). Всоответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергатьсяпыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинствообращению или наказанию».
Гуманизм – это признаниеза каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Этопризнание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равныхсебе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принципгуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказанияможет даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушениючеловеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его вобъект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документахоб обращении с осужденными.
Социальный работник,помогающий бывшему заключенному более чем специалисты, профессиональнореализующиеся в других секторах социальной защиты должен ориентироваться напринцип гуманизма в своей работе с клиентом, так как именно он лучше другихпонимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшимсуществом». Поэтому ориентация общества именно на нравственно-гуманистическиепринципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшейзадачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именносоциальный работник в силу специфического характера его профессиональнойдеятельности.
Практическаябаза
Центрсоциального обслуживания граждан пожилого возраста, освободившихся из местзаключения, является некоммерческой организацией, создаваемой в формеучреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальнойзащиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органовсоциальной защиты населения и осуществляющего на территории города, районагорода или района организационную, практическую и координационную деятельностьпо оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, освободившимся измест заключения.
Цель деятельностиЦентра: осуществление на закрепленной территории организационной, практическойи методической деятельности по социальному обслуживанию и оказанию социальныхуслуг гражданам пожилого возраста, освободившимся из мест заключения.
Основнымизадачами деятельности Центра являются:
выработка предложенийпо совершенствованию социального обслуживания населения региона;
выявление и дифференцированный(по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определениенеобходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
оказаниесоциально-бытовых, психологических, правовых, консультационных услуг,материальной помощи, содействие в социальной адаптации и реабилитации граждан иоказание иных услуг;
сотрудничествос государственными, общественными и религиозными организациями, включая международныеи зарубежные, в решении вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимсягражданам;
обобщение и внедрениесовременных технологий социального обслуживания населения в зависимости от характерануждаемости и местных социально-экономических и демографических условий;
информационно-просветительскаядеятельность по актуальным вопросам социальной политики и социальногообслуживания;
проведение мероприятийпо повышению профессионального уровня работников Центра.
Руководствоцентра
Центрвозглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальнойзащиты населения. Директор Центра:
действует отимени Центра и представляет его во всех организациях;
в пределах своейкомпетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работниковЦентра;
по согласованиюс органом по труду, занятости и социальной защите утверждает смету расходов Центрав пределах средств, выделенных на эти цели, а также штатное расписание Центра,, распоряжается имуществом и несет персональную ответственность за сохранность имуществаи его эффективное использование;
выступает сторонойот лица нанимателя в коллективных договорах с работниками Центра;
несетответственность за результаты деятельности Центра;
Структурные подразделенияЦентра возглавляют заведующие, назначаемые директором Центра по согласованию с соответствующиморганом по труду, занятости и социальной защите.
В структуреЦентра могут создаваться отделения:
первичногоприема, информации, анализа и прогнозирования;
срочногосоциального обслуживания;
социальнойадаптации и реабилитации;
социальнойпомощи на дому;
дневногопребывания;
круглосуточногопребывания.
Отделение первичногоприема, информации, анализа и прогнозирования осуществляет:
— первичный прием,выявление имеющихся у граждан потребностей в социальных услугах, направлениеграждан в соответствующие отделения Центра;
— созданиебанка данных о гражданах, обратившихся в Центр;
— консультированиеграждан по вопросам оказания социальной помощи и социального обслуживания;
— содействие врешении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов по труду, занятости исоциальной защите;
— организациюработы телефона «Горячая линия» для экстренного обращения граждан в Центр;
— обследованиематериально-бытового положения одиноких и одиноко проживающих нетрудоспособныхграждан с целью выявления и учета нуждаемости в различных видах социальнойпомощи;
— изучение,обобщение и распространение опыта социальной работы,
осуществлениемероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра,комплектование методической библиотеки;
— формированиебанка данных об организациях и физических лицах, оказывающих социальную помощьи поддержку гражданам;
— информированиенаселения об услугах, оказываемых Центром, в том числе через средства массовойинформации;
— издание памяток,бюллетеней и других информационных материалов по вопросам социальногообслуживания населения.
Отделениесрочного социального обслуживания предназначается для оказания гражданам, остронуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной наподдержание их жизнедеятельности.
Отделениесрочного социального обслуживания осуществляет:
— оказание социально-бытовойпомощи и услуг на дому разового характера;
— определениеконкретных форм срочной социальной помощи гражданам исходя из состояния ихздоровья, возможности к самообслуживанию и конкретной жизненной ситуации;
— принятие безотлагательныхмер для оказания срочной социальной помощи остро нуждающимся в социальнойподдержке гражданам в связи со стихийными бедствиями (пожары, наводнения и другие),техногенными катастрофами, кражами и другими ситуациями, требующими оказанияэкстренной помощи;
— прием иподготовка документов для рассмотрения на комиссии по оказанию малообеспеченнымгражданам государственной адресной социальной помощи
— содействиев обеспечении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, одеждой, обувью,другими предметами первой необходимости;
— распределениесреди нуждающихся граждан гуманитарной помощи;
— оказаниедругих форм срочной социальной помощи;
— организациюработы по привлечению от организаций различных форм собственности и физическихлиц средств на оказание помощи гражданам, попавшим в трудную жизненнуюситуацию.
Отделениесоциальной адаптации и реабилитации создается с целью оказания помощигражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшимсяпсихофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим отпреступной деятельности; освободившимся из мест лишения свободы и другим, содействияв восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде.
Направлениядеятельности отделения социальной адаптации и реабилитации:
— определениевида и объема требуемой социальной помощи (информационной, психологической идругих видов) и ее оказание;
— содействие гражданамв восстановлении документов, профориентации, трудоустройстве, в решении правовыхвопросов, входящих в компетенцию органов по труду, занятости и социальнойзащите;
— оказание социально-бытовойпомощи;
— оказание помощив преодолении межличностных и семейных конфликтов;
— организацияклубов общения, содействие деятельности групп самопомощи и взаимной поддержки;
— создание условийдля работы кружков по интересам, в том числе по месту жительства граждан и нахозрасчетной основе;
— проведениепрактических занятий, психологических тренингов для работников Центра.
Отделение социальнойпомощи на дому создается для постоянного или временного социально-бытового обслуживанияи оказания доврачебной помощи в надомных условиях нетрудоспособным гражданам, частичноили полностью утратившим способность к самообслуживанию. Деятельность отделениясоциальной помощи на дому направлена на максимально возможное продление пребыванияграждан в привычных домашних условиях и поддержание их социального,психологического и физического статуса.
Направлениядеятельности отделения социальной помощи на дому:
— оказаниегражданам социально-бытовой помощи и квалифицированного ухода на дому взависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характерануждаемости в услугах, а также оказание по их желанию дополнительных социальныхуслуг, предоставляемых Центром;
— установление и поддержание связей с трудовыми коллективами, где ранее работали обслуживаемыеграждане, а также с другими организациями по вопросу оказания социальнойподдержки гражданам;
— оказание специалистамиЦентра морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам ихсемей;
— обучение родственниковобслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
Отделениедневного пребывания для граждан пожилого возраста, освободившихся из местлишения свободы создается за счет средств, полученных от приносящей доходыдеятельности. Рассчитано отделение на обслуживание в среднегодовом исчислении неменее 30 человек и предназначено для организации досуга и общения, оказаниясоциально-бытовых, социально-медицинских (при необходимости) и иных услуг пожилымгражданам, освободившимся из мест лишения свободы и частично сохранившимспособность к самообслуживанию и передвижению.
Отделениекруглосуточного пребывания является отделением стационарного типа. Отделениекруглосуточного пребывания предназначается для предоставления гражданамвременного (до шести месяцев) пребывания, оказания бытовых, санитарно-гигиеническихуслуг, при необходимости — социально-медицинской помощи, а также организации ихпитания и досуга.
Отделение круглосуточногопребывания создается для обслуживания в среднегодовом исчислении не менее 30человек граждан. Основными задачами отделения круглосуточного пребыванияявляются создание для обслуживаемых граждан благоприятных условий проживания,приближенных к домашним, и организация за ними ухода.
Направления деятельностиотделения круглосуточного пребывания:
предоставлениепожилым нетрудоспособным гражданам и инвалидам I и II группы временного круглосуточногопребывания с комплексом материально-бытового обеспечения;
оказаниегражданам социальной, бытовой, консультативной помощи;
организациярационального питания;
организация уходаза проживающими гражданами, консультативной медицинской помощи специалистов территориальныхорганизаций здравоохранения, госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактическиеучреждения;
проведение вотделении круглосуточного пребывания санитарно- гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий;
оказание морально-психологическойподдержки проживающим гражданам, проведение мероприятий по восстановлению личностногои социального статуса;
создание благоприятногомикроклимата, организация культурных мероприятий и досуга проживающих.
Центрсоздается и содержится за счет:
— средствместного бюджета;
— поступлений,полученных от граждан в качестве оплаты за представленные социальные услуги;
— средств,полученных от приносящей доходы деятельности;
— денежных средств,имущества и других объектов собственности, переданных Центру физическими июридическими лицами путем дарения (пожертвования);
Штатныенормативы территориального центра социального обслуживания населения
1. Директор — 1 должность на Центр.
2. Главный бухгалтер- 1 должность на
3. Бухгалтер- Из расчета 1 должность на 300 обслуживаемых, но не менее 1 должности вотделении социальной помощи на дому.
4. Экономист- 1 должность на Центр при наличии 3 и более отделений (в том числе отделениясоциальной помощи на дому)
5.Юрисконсульт — 1 должность на Центр.
6. Ст. инспекторпо кадрам — по соответствующим межотраслевым нормативам
7. Заведующийхозяйством — 0,5 ставки на Центр.
8. Рабочий покомплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений — по соответствующиммежотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду
9. Уборщик служебныхпомещений — Из расчета 1 должность на 500 кв. м убираемой площади, но не менее0,5 должности.
10. Водительавтомобиля — 1 должность на автомобиль, предусмотренный Табелем положенностиспециальных легковых автомобилей, и 1 должность на грузовой (грузопассажирский)автомобиль, автобус, зарегистрированный в установленном порядке
Структурныеподразделения Центра
Отделениепервичного приема, информации, анализа и прогнозирования.
1. Заведующийотделением — 1 должность на отделение
2. Специалист посоциальной работе – 1 должность на отделение
Отделение срочногосоциального обслуживания
1. Заведующийотделением — 1 должность на отделение
2. Специалист посоциальной работе – 1 должность на отделение
3. Социальныйработник – 2 должности на отделение
Отделение социальнойадаптации и реабилитации
1. Заведующийотделением — 1 должность на отделение
2. Специалист посоциальной работе – 2 должности на отделение
3. Психолог — 1должность на отделение
Отделение социальнойпомощи на дому
1. Заведующийотделением — 1 должность на отделение
2. Инспектор по основнойдеятельности — 1 должность на отделение
3. Социальныйработник – 3 должности на отделение
4. Медицинскаясестра — 3 должности на отделение
Отделение дневногопребывания
1. Заведующийотделением (с выполнением обязанностей психолога) — 1 должность на отделение.
2. Специалист посоциальной работе – 1 должность на отделение
3. Учитель-дефектолог- 0,5 должности на отделение за счет внебюджетных средств
4. Инструктор потрудовой терапии — 0,5 должности на отделение
5. Руководителькружка (клуба по интересам, секции и др.) — из расчета 0,5 должности на кружок
Отделение круглосуточногопребывания
1. Заведующийотделением — 1 должность на отделение
2. Заведующийхозяйством — 0,5 должности на отделение
3. Медицинскаясестра — из расчета 1 должность на 40 обслуживаемых граждан
4. Повар — Израсчета 1 должность на 20 обслуживаемых граждан
5. Кухонный рабочий- Из расчета 1 должность на 20 обслуживаемых граждан
6. Социальныйработник — 1 должность на отделение
7. Рабочий по стиркеи ремонту спецодежды — Из расчета 1 должность на 40 обслуживаемых граждан
8. Рабочий покомплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений — 1 должность на отделение
9. Младшаямедицинская сестра по уходу за больными — 1 должность на отделение