Реферат по предмету "Социология"


Э. Дюркгейм и правила социологического метода

Э. Дюркгейм и правиласоциологического метода

ВВЕДЕНИЕ
ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль(1858-1917), французский социолог, один из создателей социологии каксамостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился вгороде Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоженачал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези.Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил стретьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. Втечение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией,социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций посоциальной науке и педагогике на филологическом факультете в университетеБордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда»и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первыйучебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая вуниверситете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы:«Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897). [1]
В 1898–1913 он руководил изданием «Социологическогоежегодника» – первого в мире специализированного научного журнала посоциологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французскаясоциологическая школа», которое играло значительную роль во французскойсоциологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив званиепрофессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки овоспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»).Обладая хорошими ораторскими способностями, как преподаватель он пользовалсязаслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа«Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Является создателем новогосоциологического менталитета — социологизма мышления. Кардинально обогатилметодологический фундамент социологической науки; системно исследовалсоциальные патологии и дисфункции, наметил пути их преодоления; первым изсоциологов применил методы математико-статистического анализа социальных данных(в частности, корреляционный анализ); одним из первых проанализировалсоциальные функции религии. Выступил против индивидуально-психологического ибиологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую ксовокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе«коллективному сознанию». Центральным понятием в социологии Дюркгейма былакатегория солидарности, которую он делил на механическую (характерна для раннихстадий развития общества) и органическую. Разделение труда считал основойобщественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическоеявление, или аномию (ввел это понятие). Одно из крайних проявлений аномии — самоубийство. Изучая религию как социальный институт, пришел к выводу о том,что единственным общим элементом различных между собой религий является ритуал.Классифицировал социальные функции религии; считал, что самой уникальной инеповторимой из них является эйдетическая (эйфорическая). Основные сочинения:«О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарныеформы религиозной жизни» (1912). [1]

ГЛАВА1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ И ТРАКТОВКА ОБЩЕСТВА
В понимании Дюркгейма («Правила социологическогометода») социология есть исследование главным образом социальных фактов, атакже их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может идолжна существовать как наука объективная, предметом которой являетсясоциальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества.Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, — социальные факты,совокупность которых составляет общество. Эти факты и составляют предметсоциологии.
Что такое социальный факт? Именнотак называется первая глава «Социологического метода» Дюркгейма. В конце еефранцузский социолог дает следующее определение: «… социальным фактом являетсявсякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивидавнешнее принуждение; или иначе: распространенный па всем протяжении данногообщества, имеющий в то лее время свое собственное существование, независимое отего индивидуальных проявлений». [3]
Для того чтобы выделить и рассматривать социологию какособую науку, необходимо, по Дюркгейму, соблюдение как минимум двух условий: а)она должна обладать особым предметом, отличающимся от предметов других наук; б)этот предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению так инастолько, как и насколько оказываются наблюдаемыми и объяснимыми факты, скоторыми имеют дело другие науки.
Из этого своеобразного двойного «социологическогоимператива» следуют две знаменитые формулы учения Дюркгейма:
— социальные факты следует рассматривать как вещи;
-эти факты обладают таким основным отличительнымпризнаком, как принудительное воздействие па индивида.
Дюркгейм говорит, что до негосоциология почти исключительно рассуждала о понятиях, задача же заключается втом, чтобы перейти от них к изучению и характеристике социальных фактов,которые могут быть «приравнены» к вещам вследствие их объективности,независимости от индивида. В качестве социальных фактов следует рассматриватьобычаи и законы, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык,денежную систему и т.д., т.е. то, что человек застает готовым при рождении ичто существует и функционирует независимо от него. Эти социальные фактыоказывают на человека известное давление, принуждают его к определеннымдействиям и поступкам. Из таких социальных фактов и состоит влияние социальнойсреды, в структуру которой Дюркгейм включает как материальные, так и идеальныефакторы. [3]
Говоря о социальных фактах, Дюркгейм выделяет двегруппы. С одной стороны, это морфологические факты, выступающие как формыобщественного бытия. С другой — он говорит о фактах коллективного сознания,т.е. коллективных представлениях, являющихся сущностью морали, религии, права.
Социология выступает у Дюркгейма каксложное структурное образование, включающее три основные части: социальнуюморфологию, социальную физиологию и общую социологию. Задача первой состоит визучении структуры общества и его материальной формы (социальной организации, народов,географической основы их жизни, народонаселения, распределения его потерриториям и т.д.). Задача второй характеризуется как изучение конкретныхпроявлений общественной жизни (религии, морали, нрава, экономики и др.). Чтокасается третьей — общей социологии, то она, по замыслу Дюркгейма, должнаустанавливать, раскрывать наиболее общие законы жизни общества и синтезироватьих в единое целое. [4]
В концепции французского ученого особое место занимаетвопрос о соотношении социологии с другими общественными науками, в первуюочередь с философией. Социология занимает в его системе центральное место,поскольку вооружает все другие общественные науки методом и теорией, на базекоторых могут и должны вестись исследования в различных областях общественнойжизни.       Задача социологии в том, считает Дюркгейм, чтобы объединитьпредставителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точкизрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единогометода исследования. Только в этом случае социология перестанет бытьабстрактной, метафизической наукой, а другие общественные дисциплины станутсвоеобразными ветвями, разделами социологического знания, изучающимиколлективные представления в их конкретной форме — моральной, религиозной, экономической,правовой и др.
В вопросе о взаимосвязях социологиии других общественных наук особое значение имеет ее соотношение с философией.Дюркгейм исходит из того, что влияние социологии на философию должно быть неменьшим, чем философии — на социологию. Это влияние имеет сугубо позитивнуюнаправленность, поскольку нацелено па освобождение философии от ееспекулятивного и умозрительного характера и придание ей определеннойконкретики, т.е. того качества, которое присуще социологии как науке. Такая постановкавопроса имела место едва ли не впервые и принадлежала именно Дюркгейму. Посуществу он ставил задачу поиска новых форм и видов связей между социологией ифилософией. Однако нельзя не обнаружить и иного требования французского ученого— об отделении социологии от философии и придании ей статуса совершенносамостоятельной науки. По всей видимости, можно говорить об определеннойпротиворечивости трактовки соотношения социологии и философии во взглядахДюркгейма. [3]
Центральное методологическое место вего творчестве занимает теория общества, получившая название «социологизма».Два основных положения характеризуют «социологизм» Дюркгейма. Во-первых, этопримат общественного над индивидуальным. Общество рассматривается как болеебогатая и значимая реальность, чем индивид. Оно выступает как определяющийдеятельность человека фактор, а социальные факты при таком подходе должны«находиться» вне их индивидуальных проявлений. Поэтому Дюркгейм пишет, что,«когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальныхфактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой онипредставляются изолированными от своих индивидуальных проявлений». [3]
Понятие общества было настолько значимым дляДюркгейма, что он его буквально обожествлял — не только в переносном, но и впрямом смысле слова. Социолог называл общество Богом, подчеркивал его священныйхарактер, наделяя при этом чертами одухотворенности. Тем самым он выражал, содной стороны, идею всяческого превосходства общества над индивидом, с другой —подчеркивал земные, социальные корни религии.
В соответствии с трактовкойсоотношения общественного и индивидуального Дюркгейм проводил четкое различиемежду коллективным и индивидуальным сознанием. «Совокупность верований ичувств, общих в среднем членам одного и того же общества, — писал он, —образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назватьколлективным или общим сознанием». Коллективное, или общее, сознание он называлпсихическим типом общества и рассматривал условия его существования и способразвития, несводимый к материальной основе. Чтобы обозначить эмоциональноокрашенные верования и идеи, Дюркгейм ввел термин «коллективные представления».Различая коллективное и индивидуальное сознание, французский социолог считал,что группа думает, чувствует, действует совсем не так, как делают это ееотдельные члены. Если исходить только из индивидуального сознания, мы никогдане поймем, утверждал Дюркгейм, того, что происходит в группе. [3]
Второе главное положение «социологизма» формулируетсякак принцип объективного научного подхода к социальным фактам, связанный стребованием объяснять одни из них другими, но не сводить к биологическим либопсихологическим явлениям и процессам. В этом смысле можно говорить о критике Дюркгеймомбиологического и психологического редукционизма.
Но это вовсе не означает, что французский социологнедооценивал роль естественных наук. Скорее наоборот, будучи представителемпозитивизма (здесь он следовал за О. Контом, чье творчество оказало на негосильное влияние), Дюркгейм стремился разрабатывать социологию по аналогии сестественными науками. Не случайно он особо выделял роль двух методовисследования — индуктивного и объективного наблюдения, которые наиболее активноиспользовались в то время в естественных науках. Эти методы должны были, помнению социолога, наиболее полно способствовать реализации принципаобъективного научного подхода к социальным фактам, т.е. второго главногоположения «социологизма». В связи с этим Дюркгейм особое внимание обращал направила сбора эмпирических данных, выявление эмпирически установленныхотношений между социальными фактами, подчеркивал важность выдвижения гипотез иприведения их доказательства.
 
ГЛАВА2. ПРАВИЛАСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА Э. ДЮРКГЕЙМА
Будучи позитивистом, Э. Дюркгейм уделял много вниманиярассмотрению и применению конкретных методов научного исследования. Но онивыступали у него не как самоцель, главное заключалось в том, чтобы с их помощьюможно было реализовать социологический подход, или социологический методизучения социальных фактов. Для этого французским ученым были сформулированыспециальные правила социологического метода.
В его работе под таким названием приводятсямногочисленные правила и дается их классификация. Социолог выделяет пять группправил, относящихся: к наблюдению социальных фактов; к различению нормального ипатологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов;касающихся доказательств. Среди этих многочисленных правил есть несколькоосновных.
Одно из них гласит: социальные фактынужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первуюочередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивалообъективный подход к социальной действительности. По существу, так же следуетотноситься к коллективным состояниям сознания (идеям, верованиям и т.д.), о нихможно судить на основании объективных данных о различных формах поведения групплюдей и деятельности социальных институтов. Социология, таким образом,стремится «объективировать» общественное сознание, т.е. выразить его вобъективных показателях. [2]
С этим положением связано и второе правило, всоответствии с которым социолог должен изучать не отдельные и разрозненныесоциальные факты, а целые их классы. Дюркгейм сформулировал принцип, согласнокоторому «социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чемболее полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых онипроявляются». При изучении же классов социальных фактов социолог долженстремиться к их рассмотрению вне индивидуальных проявлений тех или иных из них.
Описание и упорядочение социальных фактов — это тольконачало социологического исследования. Главное — установить между ними болееглубокие причинные связи и законы, что и составляет суть третьего основногоправила. Реализуя его, социология становится вровень с другими науками, впервую очередь с естественными. Причинные связи касаются, прежде всего, анализазависимости социальных явлений от социальной среды. Задача социологии, ноДюркгейму, состоит в том, чтобы находить свойства этой среды, оказывающиенаибольшее воздействие на социальные явления.
Наконец, четвертое основное правилосоциологического метода заключается в том, чтобы социология, описывая иобъясняя социальные факты, стремилась к их сравнительному, сопоставительномуанализу. Дюркгейм считал, что сравнительная социология — это социология кактаковая. Если она не будет стремиться к сравнению и на этой основе — кобъяснению социальных фактов, то потеряет способность к их причинному анализу.Французский социолог постоянно сравнивал сам социальные явления в разныхобществах и разных временных параметрах, без чего социологическое исследование,по его мнению, теряло свой смысл и научное значение. [3]
Говоря о понимании Дюркгеймом методав социологии, нельзя не упомянуть его отношения к статистике. Он считал, чтостатистические данные помогают раскрыть неуловимые иным путем «течения»повседневной жизни. В статистических закономерностях (числа самоубийств,заключения браков колебаний рождаемости и т.д.) социолог видел самое важноедоказательства проявлений некоего коллективного состояния. Не случайно онуделял много времени и внимания сбору статистических материалов. Без этого,конечно никогда бы не появилось «Самоубийство», да и многие другие работы.
Для рассмотрения и объяснения социальных фактовДюркгейм использовал два вида анализа: причинный и функциональный. О первом ужеупоминалось чуть выше. Функциональный же анализ был сопряжен у социолога свыявлением соответствия трактуемого социального явления общественнойпотребности в нем. Функция разделения труда состояла в изучении егосоответствия общественной потребности в данном явлении.
Дюркгейм одним из первых в социологии обосновал ииспользовал структурно-функциональный анализ. В этом ему помогла аналогияобщества с организмом, которое он рассматривал как наиболее совершенную системуорганов и выполняемых ими функций. Такой анализ помог ему определить понятиянормы и патологии, которые он затем применил к интерпретации ряда аномальных социальныхявлений — преступности, кризисов и иных форм социальной девиации (социальнойдезорганизации).
Но здесь он приходил в ряде случаевк совершенно парадоксальным заключениям. Например, поскольку он характеризовалнорму как нечто общепринятое и широко распространенное, постольку ему пришлосьпризнать преступление нормальным явлением, раз оно имело место во всех или вподавляющем большинстве обществ. Вместе с тем рост числа самоубийств в конце XIX в., некоторые типыэкономического кризиса рассматривались Дюркгеймом как патология, потому что неимели статистически подтвержденного широкого (повсеместного) распространения.[5]
Заканчивая рассмотрение социологического методаДюркгейма, можно сделать вывод о том, что его основные правила и постулатыисследования сохранили свое значение до настоящего времени. Они оказалисущественное влияние на последующее развитие социологической пауки, ееметодологию. Что касается структурно-функционального анализа, обоснованногофранцузским ученым, то он положил начало одной из первых социологическихпарадигм под аналогичным названием.
 
ГЛАВА3. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
дюркгейм солидарность социологический метод
Центральная проблема творчества Э. Дюркгейма,прошедшая через всю его жизнь, — социальная, или общественная, солидарность.Один из главных вопросов, который постоянно интересовал французского социолога,состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество, чтозаставляет их это делать. Ответ на этот вопрос был найден им в движущей силе ихповедения, которую он определил как социальную солидарность. Последнюю Дюркгеймрассматривает в тесной связи с таким важнейшим социальным явлением, какразделение общественного труда.
Он говорит, что силой, создающей общественное целое,является разделение труда: «Разделение труда состоит на самом деле в разделениифункций, бывших ранее общими». Под ним он понимает прежде всегопрофессиональную специализацию. Разделение труда — признак развитого общества,поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатамидеятельности, выполнять взаимодополняющие функции. «Действительно, — читаем уДюркгейма, — с одной стороны, каждый тем теснее зависит от общества, чем болееразделен труд, а с другой — деятельность каждого тем личностнее, чем она болееспециализирована».
Следовательно, разделение трудаобъясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознаниетого, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системойобщественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей нетолько чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи собществом, т.е. социальной солидарности. [4]
Таким образом, связь между социальной солидарностью иразделением труда определяется прежде всего тем, что второе является источникомпервой. «Чтобы разделение труда производило солидарность, — считал Дюркгейм, —недостаточно… того, чтобы каждый имел свое занятие; необходимо еще, чтоб этозанятие ему подходило». Социолог доказывает сформулированные выше положениядостаточно четко. Занятия различных людей (социальных групп) теми или инымивидами труда, необходимость выполнения многообразных функций в этой сфередеятельности заставляют людей солидаризироваться, объединяться для поддержаниянормальной жизни. Социальная солидарность, по Дюркгейму, явление чистоморальное, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенноизмерению. Но это не просто моральное явление. Социальная солидарность — высшийморальный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому чтопризнается всеми членами общества.
Дюркгейм пишет о двух формахсоциальной солидарности — механической и органической, каждая из которыххарактеризует различные типы связей и отношений между людьми. Механическаясолидарность, согласно его терминологии, — это «солидарность по сходствам»,т.е. вследствие сходства между людьми. Она существует в неразвитом, архаичномобществе, тогда, когда индивиды мало чем отличаются друг от друга. Механическаясолидарность возможна за счет поглощения и даже подавления индивидуальностиколлективом, общиной. [5]
В развитом обществе на смену механической приходиторганическая солидарность. Она возникает и существует в условиях развивающегосяразделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми. Онаподчеркивает индивидуальность и личностное начало. Ученый назвал эту формусолидарности органической, потому что в развитом обществе каждый человеквыполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением труда —подобно тем процессам, которые происходят в организме, когда каждый органвыполняет присущую лишь ему функцию. Следовательно, сравнение развитогообщества со сложным организмом, имеющим свои особые структурно-функциональныехарактеристики, привело Дюркгейма к терминологической характеристике этой формысолидарности как органической.
Как становится возможным переход от одной формысолидарности к другой? Ответ социолога однозначен: на основе возникающегоразделения труда. Его причиной социолог считал рост народонаселения и усиливающуюсяв связи с ним интенсивность социальной жизни. Разделение; труда становится едвали не единственным средством и фактором сохранения и упрочения общества,которое происходит благодаря появлению социальной солидарности нового типа —органической. Профессионализация труда и специализация функций ориентируютобщество в целом и конкретные социальные группы на стремление к единству.
Рассматривая органическую солидарность в условияхсовременного ему капиталистического общества и характерного для него разделениятруда, Дюркгейм уходит от экономических характеристик последнего, отрассмотрения присущих капитализму противоречий между трудом и капиталом,пролетариатом и буржуазией. Зная работы Маркса и его идеи относительнопринудительного характера труда при капитализме, французский социолог неследует им. Более того, он отказывается от методологии Маркса анализакапитализма и присущего ему общественного разделения труда.
Дюркгейм исследует разделение труда с моральных, а нес экономических позиций, т.е. с той точки зрения, которая позволяет ему вутратившем свое единство капиталистическом обществе показать его возможности иперспективы. Они заключаются, по мнению Дюркгейма, в установлении социальной(классовой) солидарности как той желательной общественной связи, котораяпреодолевает и компенсирует все недостатки, связанные с разделением труда.
Таким образом, возникая на основе общественногоразделения труда, социальная солидарность становится стержнем его дальнейшегоразвития. Канал связи разделения труда и социальной солидарности логично привелученого отказу от глубокого изучения экономической жизни капиталистическогообщества. Он, мягко говоря, подвергал сомнению основополагающий характерэкономического фактора общественной жизни, прочность и устойчивость экономическихсвязей как «сцепляющего» эту жизнь механизма.
Однако все это не означает, чтоДюркгейм не видел кризисных явлений! капитализма и его болезней. К ним онотносил в первую очередь социальное неравенство, неадекватную организациюразделения труда и аномию. Под последней социолог понимал такое общественноесостояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей,а большинство членов общества относится к существующим социальным нормамнегативно или равнодушно. Аномия возникает тогда, когда социальные функции вобществе не приспособлены друг к другу, между ними существует «разлад». Чтокасается социального неравенства, то, по мнению Дюркгейма, оно появляется врезультате установления такой «неотлаженной» системы отношений, которая отнимаету многих трудящихся возможность реализовать свои способности и занять достойноеместо в обществе. [3]
Таким образом, все эти «ненормальные» формы разделениятруда (аномия, социальное неравенство) возникают как результат недостаточнойотрегулированности отношений между основными классами капиталистическогообщества. Отсюда становится понятным ответ Дюркгейма на вопрос, что делать икак быть с болезнями капитализма. Со всей очевидностью из его позиции следует,что преодолевать эти болезни можно и нужно мирным, нереволюционным путем, наоснове сохранения частной собственности и укрепления социальной солидарностимежду классами.
Некоторые исследователи творчестваДюркгейма спорят с такой позицией, обвиняя его в утопизме и отсутствии, как уМаркса, экономического детерминизма в объяснении общественного разделениятруда, аномии и социального неравенства при капитализме. Но не следуетзабывать, что развитие капитализма подтвердило справедливость многихсоображений Дюркгейма о возможности установления солидарности между различнымисоциальными слоями в условиях общества разделенного труда. [3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря в целом о значении социологического творчествафранцузского ученого, следует отметить, что он оставил после себя цельную истройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в нашидни. Как отмечает один из лучших отечественных исследователей творчества Э.Дюркгейма и переводчик ряда его работ А.Б. Гофман, идеи социолога «могутоказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся впереходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальноеобновление социальных институтов». Как известно, к числу таких стран в конце XX — начале XXI в. полной мере относитсяРоссия. Поэтому для всех стран анализ концепций и идей Дюркгейма представляетособый интерес, в том числе, когда речь заходит о различных проявлениях аномии,аморальных явлениях, разрушениях социальных связей, дефиците социальнойсолидарности, социальных болезнях (например, самоубийстве) и др.
Но актуальность и значение творчества Дюркгеймаопределяются только и даже не столько этим обстоятельством. Главное в том, чтони одно из направлений социологической науки, ни одна из ее школ, ни один изсоциологов не могли не испытать на себе влияния целостной концепции oбщества французского мыслителя,принципов его «социологизма», теория разделения общественного труда исоциальной солидарности, правил социологического метода, идей морали и религии,образования и воспитания.
Дюркгейм оставил социологии разработанную целостнуюсистему: Главными ее характеристиками, и это особенно важно, были: а) пониманиеобщества как саморегулирующегося, обладающего структурой и исполняющегоопределенные функции организма (что означало провозглашение иконституционирование структурного функционализма как одной первыхсоциологических парадигм); б) анализ в качестве основы этогосаморегулирующегося организма разделения общественного труда и базирующейся нанем социальной солидарности; в) трактовка социального порядка как нормального состоянияобщества; г) рассмотрение в качестве главного регулирующего механизма обществаморали и признание вещей роли в его функционировании социальных институтоввоспитания.
Значение творчества Дюркгейма для последующегоразвития социологии и влияние на нее определялись не только его работами, но имощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала безмалого три десятилетия. Идеи учителя и учеников — и по сей день в активесоциологической науки.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бачинин В. А.Историязападной социологии/В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов .- СПб.: «Лань», 2002. – 384 с.
2.Волков Ю.Г.Социология:история и современность / Ю.Г.Волков,
В.Н. Нечипуренко,С.И.Самыгин .-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.- 672с. 3.Зборовский Г.Е. Историясоциологии/Г.Е.Зборовский. — М.: Гардарики, 2004. – 608 с.
4.Осипов Г. В.Историясоциологии в Западной Европе и США/Г. В. Осипов.- М.: НОРМА, 2001. – 576 с.
5. Джери, Д.Большой толковый социологический словарь/Д Джерри.-М.: Наука,2000.-410с.
6.ДобреньковВ.И.История социологии/В.И.Добреньков. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гуманизм романов Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Академія педагогічних наук україни державна науково-педагогічна бібліотека україни імені в. О. Сухомлинського
Реферат Need Potential Of Ireland Essay Research Paper
Реферат I исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его исследования
Реферат Сауран
Реферат Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке
Реферат Установление параметров нарушенности пласта на стадии проектирования его
Реферат Creative Writing The Nightmare Essay Research Paper
Реферат Методика навчання біології учнів 8 9 класів з використанням комп ютерних технологій
Реферат Роль золота как денег
Реферат Основы предпринимательства: наглядные пособия
Реферат Облік доходів від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)
Реферат Кризис коммунизма в странах Восточной Европы 1988-1889 гг
Реферат Характеристика демократической партии Соединенных Штатов Америки
Реферат Налоги и налогообложение в экономическом аспекте