--PAGE_BREAK--1. Принципы формирования корпоративной культуры в органах государственной власти 1.1. Понятие и роль корпоративной культуры
Понятие «корпоративная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей. [10, с. 106]
Как и в любом бизнесе, в сфере государственного и муниципального управления корпоративная культура выступает важным условием успешной работы организации, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.
Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько из них, корпоративная культура – это:
«Наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [3, с. 14];
«Ключевые или доминирующие ценности, поддерживаемые организацией» [6, с. 98];
«Нормы, возникшие в рабочей группе» [12, с. 145];
«Философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков» [7, с. 156];
«Правила игры, действующие в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены организации» [4, с. 68];
«Приобретенные опытным путем методы решения проблем» [11, с. 23].
Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. В данном случае такой организацией выступает орган государственного управления. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в организации, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает органу власти выжить и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение. [6, с. 98]
Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя, например, следующее:
· предназначение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологии; высшее качество; преданность духу профессии, что особенно важно для органов государственного управления; новаторство);
· старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство как критерий власти);
· значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба);
· обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);
· критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп);
· организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы);
· стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);
· процессы принятия решений (кто принимает решение, с кемпроводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов);
· распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);
· характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткостьили гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применениесобраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);
· характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);
· пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);
· оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая илиоткрытая; кем осуществляется; как используются результаты). [3, c.40]
Благодаря сильной корпоративной культуре организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.
Полная идентификация сотрудника с организацией означает, что он не только осознает её идеалы, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте, более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой компании, фирме и т.п. Как уже отмечалось, помимо ценностей в структуру корпоративной культуры входят внутриорганизационные нормы и социальные роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников.
Идея корпоративной культуры носит достаточно абстрактный характер, поскольку мы не можем увидеть ее или прикоснуться к ней, но она присутствует и распространяется.
Существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы. Первый определяет ее, как продукт «естественного развития» организации, т.е. организационная культура, в этом понимании, складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей.
Второй, наоборот, что это «искусственное» изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора.
Приверженцы третьего, наиболее подходящего к определению данного понятия, считают что организационная культура – это «смешанная», естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы. [6, с. 63]
Несмотря на то, каким образом формируется культура организации, сознательно ли создаваться ее ведущими членами или она складывается с течением времени, она не может быть заимствована. Заимствованы, по моему мнению, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения может оказаться безуспешной. Так как, каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т.п. – все это накладывает свой отпечаток. [9, с. 160] Поэтому у каждой организации должна быть своя культура. Организационная культура аналогична личностной характеристики человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в данном коллективе. Корпоративная культура определяет, как служащие и управляющие подходят к решению проблем и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе. Благодаря сильной корпоративной культуре организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.
Значение организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Она придает сотрудникам организационную идентичность, определяя представления о соответствующем органе государственной власти, является важным источником стабильности и преемственности, что создает у ее сотрудников чувство безопасности. В то же время знание организационной культуры помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события и понимать окружающих. Культура более, чем что — либо другое стимулирует высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Она привлекает внимание, передает видение и отмечает заслуги творческих, эффективных сотрудников. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей.
Корпоративная культура являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности компании, существенно влияет на ее эффективность. Понимая это, руководство компаний сегодня стремится к созданию сильной корпоративной культуры, которая базируется на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.
В целом эффективную корпоративную культуру отличает следующее:
· слаженность, взаимодействие, то, что называется teamspirit(командный дух);
· удовлетворение работой и гордость за ее результаты;
· преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;
· высокая требовательность к качеству труда;
· готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны.
И соответственно она обладает большим влиянием на поведение членов организации. [16, с. 74]
Одним из заметных результатов сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Это объясняется единодушием в мнении сотрудников о том, что является целью организации и за что она выступает. Это, в свою очередь, рождает сплоченность сотрудников, верность и преданность организации, а следовательно, желание покинуть такую организацию у работников пропадает.
Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она создает систему социальной стабильности в организации, являясь чем-то вроде социального клея, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто данное, абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации. [2, с. 149]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Содержание корпоративной культуры
Каждая организация разрабатывает свой набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте, осуществляя свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Так, органы государственной и муниципальной власти не являются исключением. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации. Следования им поощряется администрацией соответствующими вознаграждениями или продвижениями по службе. До тех пор пока новички не усвоят эти правила поведения, они не могут стать полноценными членами коллектива.
В своей статье «Ценности как ключевой элемент организационной культуры» М. Сухорукова выделяет три основные формы существования корпоративных ценностей:
1) идеалы — выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации;
2) воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации;
3) внутренние мотивационные структуры личности сотрудников организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов. [11, с. 41]
Корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели поведения в одних организациях поддерживаются, в других – отвергаются. Некоторые организации создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятней работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой. Кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно взаимосвязаны. [3, с. 80]
Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в организационном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом. Важное значение имеет история становления организации, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры организационного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо.
Кредо провозглашает основные ценности коллектива организации и отражает интересы всех сторон, задействованных в организации. Таким образом, создается база для формирования корпоративной культуры.
Провозглашенное кредо, по сути, является идеологией. Сама же организационная культура не внедряется, а прививается и формируется посредствам множества организационно – управленческих мер и приемов, которые в основном складываются в следующие направления:
· постоянное совершенствование организации при сохранении относительно устойчивой структуры связей;
· управление интересами или, точнее, управление организационным поведением через интересы;
· применение на всех уровнях управления единого стиля руководства, способствующего развитию позитивных процессов самоорганизации;
· формирование идеологии мышления, способствующей более быстрой и легкой адаптации к нововведениям;
· целенаправленная работа с персоналом.
Последнее направление имеет особенно важное значение. Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования корпоративной культуры. Работа с персоналом организации включает в себя:
· подбор и расстановку кадров с учетом требований корпоративной культуры данной организации;
· профессиональную и психологическую адаптацию молодых и вновь принимаемых работников к действующей структуре связей и традициям корпоративной культуры;
· непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала применительно к задачам организации и требованиям корпоративной культуры;
· воспитание персонала в духе определенных традиций организации и активного отношения к ее развитию. [14, с. 83]
Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения – все это останется на бумаге, если не станет образом мышления базой профессиональной организационной деятельности работников.
Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой идеологии организационного поведения. Таким образом, формируется корпоративная культура.
Обычно выделяют два уровня корпоративной культуры: внешний и внутренний. В свою очередь внутренний уровень можно разделить на два подуровня: осознанный и неосознанный. Внешний уровень составляет видимые объекты, артефакты культуры: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Все это можно увидеть, услышать или понять, наблюдая за поведением других членов организации. Так выглядит корпоративная культура, на видимом уровне, в глазах стороннего наблюдателя. Два других, невидимых уровня, представляют собой общие для членов организации основные ценности и негласные соглашения.
Внутренний осознанный уровень — это выраженные в словах и делах сотрудников организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые членами организации, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах. Но некоторые ценности укореняются в корпоративной культуре настолько глубоко, что сотрудники просто перестают их замечать. Вот здесь и начинается второй подуровень, грань между которым становится практически незаметной. Эти базовые, основополагающие предположения и убеждения и есть сущность корпоративной культуры. Именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне. В некоторых организациях в качестве базисных предположений выступает допущение о врожденной неприязни людей к труду, из которого вытекает предположение о том, что они будут по возможности уклоняться от выполнения своих обязанностей. Управление такой организации жестко контролирует действия работников, ограничивает степень их свободы, коллеги подозрительно относятся друг к другу. Культура более «просвещенных» организаций основывается на предположении о том, что каждый индивид стремится на высоком уровне исполнять порученные ему обязанности. В таких компаниях сотрудники обладают большей свободой. И большей ответственностью, коллеги доверяют друг другу и работают сообща. Базовые предположения зачастую проистекают из основных убеждений основателя фирмы или ее первых руководителей. [5, с. 113]
Фундаментальные ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру любой организации.
Символ— это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации. К примеру, для того чтобы выразить в символах свою политику «открытых дверей», Билл Арнольд, президент компании CentennialMedicalCenter, снял с петель дверь своего офиса и распорядился подвесить ее на потолке в холле. Рэндал Лирримор, президент MasterBrandIndustries, преследовавший цель стимулировать командную работу, принял решение о сносе разделявших отделы его компании внутренних перегородок.
Предания— это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценностикорпоративной культуры. В торговой компании Nordstormвы можете услышать предание о том, как одному из покупателей вернули деньги за некачественнуюавтомобильную покрышку, хотя в ее магазинах покрышки никогда не продавались. Этот рассказ в иносказательной форме подчеркиваетпринятое в компании правило о приеме любых возвращаемых покупателями товаров.
Герой— человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры, модель, образец личности, подражать которой стремятся большинство сотрудников организации. Иногда речь идет о реально существующихфигурах. Но чаще всего это символические персонажи. Поступки, которые совершают герои, выходят за рамки обычных, но не настолько, чтобы простые работники не могли их повторить. Они показывают людям, как надо делать хорошие дела. В компаниях с сильно развитой культурой многиедостижения становятся основой для появления героических персонажей и тем самым для поддержания корпоративных ценностей на должном уровне.
Девиз(он же слоган, он же лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Так, Компания SequinsInternational, 80% работников которой — латиноамериканцы, в качестве девиза выбрала цитату из У. Эдварса Дьюинга: «Не надо угождать боссу; ублажайте покупателей». Вы найдете ее (в переводе на испанский) на карманах фирменных пиджаков всех сотрудников. [5, с. 137]
Корпоративные церемонии— это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Это особые мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев.
Церемония может представлять собой вручение премии или награды. В компании MaryKayCosmeticsтакие церемонии носят тщательно продуманный и сложный характер: выдающимся торговым консультантам, как их здесь называют, вручают золотые и бриллиантовое заколки, меха и главную награду — розовый «Cadillac». Церемония награждения проводится в большом зале, на нее собирается множество сотрудников в вечерних нарядах. Представление лучших работников происходит в форме демонстрации видеороликов (так же, как и у претендентов на награды Американской киноакадемии «Оскар»). Главное — на таких церемониях подчеркивается мысль, что за хорошую работу человек получает достойную награду. Впрочем, награждение можно проводить и по-иному: отправить приз (или банковский чек) на дом сотруднику. Но в этом случае не может быть и речи об общественной значимости события, как для награждаемого работника, так и для остальных сотрудников.
Корпоративные мероприятия— такие события необходимы для налаживания отношений между сотрудниками их знакомства друг с другом, а также с руководством. Наиболее эффективными видами подобной коммуникации являются корпоративные пикники, вечера в театрах, консерваториях, празднование юбилеев и дня основания компании.
Чтобы выбрать один из видов корпоративных событий, можно провести небольшое исследование, для того чтобы данное событие и его форма стали интересными большинству потенциальных присутствующих гостей. [4, с.153] Подобные мероприятия могут носить весьма специфический характер, но буду так же актуальны и в органах государственной власти.
Итак, к элементам корпоративной культуры в органах власти относятся общие для сотрудников компании ценности, убеждения и нормы, которые выражаются в форме символов, преданий, девизов и церемоний и героев фирмы. Какие именно образы и объекты будут олицетворять культуру компании, определяют менеджеры.
Организация обычно создает традиции и ритуалы, которые вносят свой вклад в ее корпоративную культуру. Например, церемония награждения отличившихся работников утверждает ценность упорного труда и творчества в организации. Во многих компаниях распространена традиция по пятницам не надевать на работу пиджак с галстуком, а приходить в более свободной одежде, что способствует созданию атмосферы неформального общения и сближению коллектива. В других же организациях подобное даже представить невозможно: все члены рабочего коллектива придерживаются формальных правил в одежде, что в свою очередь накладывает отпечаток на формы общения.
Корпоративная культура определяет степень риска, допустимую в организации. Некоторые организации вознаграждают сотрудника, стремящегося испытать новую идею, другие — консервативны, в них предпочитают иметь четкие инструкции и руководства при принятии любого решения. Отношение к конфликту — еще один показатель корпоративной культуры. В одних организациях конфликт считается созидательным и рассматривается как составная часть роста и развития, в других конфликтов стремятся избегать в любых ситуациях и на любых организационных уровнях.
Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих культуру той или иной организации как на макро-, так и на микроуровне. Так, С. П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе следующих 10 критериев:
· личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
· степень риска, т. е. готовность работника пойти на риск;
· направленность действий, т.е. установление организацией четких целей и ожидаемых результатов выполнения;
· согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координированно взаимодействуют;
· управленческая поддержка, т. е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
· контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
· идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
· система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;
· конфликтность, т.е. готовность сотрудника отрыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
· модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности. [10, с. 17]
Оценивая любую организацию по этим критериям, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Механизм формирования корпоративной культуры в Мурманской областной Думе 2.1. Опыт формирования корпоративной культуры в Мурманской областной Думе
В ходе нашего исследования были изучены принципы формирования корпоративной культуры в Мурманской областной Думе.
Согласно уставным документам, данный орган государственной власти в вопросе формирования корпоративной культуры придерживается кадровой стратегии. Она предполагает подбор высококвалифицированных специалистов.
Цели:
· сохранить квалифицированных работников;
· сохранить ядро трудового коллектива.
Эта стратегия реализуется, производя тем самым изменения в культуре сотрудников данного органа власти. Реализация этой стратегии влияет на поведение людей, климат в коллективе.
В результате, происходят следующие изменения в культуре организации:
· изменяется структура организации;
· приобретаются новые знания, навыки, происходит самореализация кадров.
В связи с тем, что в организации не существует должности менеджера, то все полномочия менеджера выполняет сам руководитель. На данном этапе мы рассматриваем аппарат Мурманской областной Думы. И отсутствие этой должности влечет за собой изменение структуры организации.
На руководителя возлагаются следующие полномочия:
· умение вести текущую организацию делопроизводства;
· организация текущей работы персонала;
· ответственность за внешний и внутренний имидж организации;
· контроль производственного процесса.
Исходя из требований, предъявляемых к работникам в данной организации, можно сделать вывод, что руководитель ставит на первое место профессиональные качества работников, на второй план отходят личные качества человека.
Наблюдение за руководителем осуществлялось со стороны.
В процессе было выявлено, что руководитель обладает авторитарным стилем руководства. Это доказывается следующими фактами:
· жесткий контроль со стороны руководителя;
· вся информация в строгом порядке доносится руководителю;
· все решения по тем или иным вопросам, в большей степени, принимаются самим руководителем.
В ходе исследования был произведен опрос сотрудников аппарата Мурманской областной Думы.
По мнению опрошенных руководящих работников корпоративизм включает в себя:
1) Профессионализм сотрудников;
2) Преданность и лояльность по отношению к данному органу государственного управления;
3) Материальные и моральные стимулы поощрения квалифицированных специалистов.
По опросу сотрудников, они воспринимают корпоративизм как:
1) Дружеские взаимоотношения с коллегами;
2) Возможность профессионального роста;
3) Материальные льготы и вознаграждения.
Большинство опрошенных считают, что так называемые кадры практически единственный критерий верности избранной корпоративной политики. Поэтому для сотрудников предусмотрены премии, льготы. Их поощряют и постоянно с чем-то поздравляют — с повышением по службе, днем рождения или профессиональным праздником. Если праздников не хватает, то их всегда можно придумать (День бухгалтера, День секретаря и т. п.).
Затем в ходе исследования было выявлен уровень корпоративной культуры (см. приложение А). В ходе тестирования выяснилось, что общий балл ответов составил – 149. Это соответствует среднему уровню организационной культуры. А состояние коллектива можно оценить как мажорное (7 – 5баллов).
Выводы
1. Предлагаемые 29 утверждений собраны в процессе опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все они значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут поспособствовать более эффективной работе данного органа власти. Таким образом, работу по оздоровлению организации следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных утверждениях.
2. Второй шаг деятельности по принятию — это анализ и соответствующее реагирование на показатели по четырем признакам: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлении повышения балльных показателей по признакам может способствовать поднятию индекса в целом.
3. Степень влияния оргкультуры на деятельность организации оценивается по трем факторам: направленности, широте охвата и силе влияния на персонал.
Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей по признакам.
Для выявления организационной культуры в данном органе власти был проведен тест: Выявление преобладающего типа организационной культуры» (см. Приложение Б).
Было протестировано 10 человек – сотрудников аппарата Мурманской областной Думы.
Тест ориентирует на выбор организацией типа корпоративной культуры, который соответствует индивидуальным склонностям. Ведь целесообразно принимать в организацию сотрудников, ценностные ориентиры и установки которых соответствуют организационной культуре.
По результатам проведенного теста можно сделать вывод, что члены коллектива склонны считать, что в организации сложился авторитарный тип корпоративной культуры, ориентирующейся на сильную структуризацию кадров, культуры. Но следует отметить, что одна половина опрошенных из коллектива более склонна к такой организационной культуре, а другая – менее. Это видно по количеству набранных баллов, т.к. одна половина, состоящая из 5 человек, набрала 6-10 баллов, а другая – от 2 до 3 баллов.
Отрицательное количество баллов не набрал никто. Это указывает на то, что у данного коллектива нет четко выраженной склонности к работе в организации с неоформленной по своей сути культурой, т.к. руководитель влияет на культуру.
Исходя из стиля управления и требований, предъявляемых к работникам, а также по сделанным выводам из проведенного теста «Какой вид организации культуры вам более всего подходит?», можно сделать вывод, что в организации существует авторитарная организационная культура, которая совпадает со стилем управления руководителя.
В связи с произошедшими изменениями в организационной культуре возникли противоречия, связанные с культурой организации и подходом к работе. Т.к. культура руководства является формальной, то могут возникнуть трудности в групповой работе коллектива, что в свою очередь может повлечь за собой конфликты и изменения в поведении, поэтому необходимо осуществить изменения в культуре, формировать навыки, а руководителю – использовать другой стиль управления.
Следовательно, в организации происходит изменение поведения и культуры под воздействием принятой ранее стратегии.
Изменения поведения происходят из-за того, что применяется коллективный подход к работе.
Итак, с помощью тестирования можно выявить принципы формирования корпоративной культуры, а так же положительные и отрицательные стороны руководства. Мудрый руководитель обратит внимание на показатели тестов и анкет и сделает для себя оргвыводы: что нужно изменить, а что оставить прежним.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Рекомендации по формированию корпоративной культуры в Мурманской областной Думе
Учитывая все выше сказанное, мы пришли к выводам, что:
сильными культурами считаются те, которые обладают следующими элементами:
· сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия;
· лидер, который доверяет другим и в которого верят;
· открытые каналы коммуникаций и доступ к высшему руководству;
· особое внимание уделяется людям и производительности;
· особое внимание уделяется непосредственно сущности деятельности организации;
· наличие поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев;
· общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;
· чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.
Так, согласно выше указанным результатам практического исследования корпоративной культуры Мурманской областной Думы, следует отметить, что приоритетным направлением деятельности по формированию организационной культуры в данном конкретном государственном учреждении должна быть разработка Кодекса профессиональных и этических норм. Существующий регламент не включает в себя конкретизацию поведенческих аспектов данного учреждения, что представляется важным для успешного функционирования любой организации.
Более того, важным структурным элементом организационной культуры выступает совокупность господствующих ценностей, которыми руководствуется менеджмент и большинство сотрудников при принятии управленческих решений, и которые остаются неразработанными в Мурманской областной Думе. Ценности предопределяют характер целей, которые ставят перед организацией ее руководители, а также их реакцию на изменения, в т.ч. в экстремальных (кризисных) ситуациях.
Для достижения поставленных целей возможно придерживаться основных принципов внедрения и совершенствования организационной культуры, как-то:
· систематизация уже существующих и привнесение новых ценностей;
· семинары для первых лиц организации;
· создание системы корпоративных стандартов;
· выпуск внутреннего информационного издания о достижениях или событиях в организации;
· создание кадрового резерва;
· создание системы обратных связей в коллективе;
· развитие и обучение персонала;
· создание механизмов поддержания корпоративной культуры.
Заключение
Человек составляет основу, сущность и основное богатство любой организации, как торговой компании, так и органа государственного или местного управления. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Управляющий работник должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.
Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и руководителя. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрывать его потенциал, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена органов власти. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы подобного рода организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению. В этом курсовом проекте мы попытались рассмотреть основные положения, принципы и составные элементы формирования корпоративной культуры в органах государственной власти. И можно сделать вывод, что если организация не занимается процессом формирования организационной культуры, не придает ей должного значения, то она обречена на провальную, неэффективную деятельность, так как выжить в современных условиях орган власти может только с сильной сплоченной командой всего персонала, то есть с эффективной корпоративной культурой.
продолжение
--PAGE_BREAK--