Введение
Актуальность темыкурсового исследования обусловлена тем, что современная социально-экономическая,морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива имногоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицитфедерального бюджета, усиливается дифференциация населения по доходам,повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработнойплаты, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия,в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуациятребует от государства и неправительственных организаций, общественныхобъединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системысоциальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Такимобразом, актуальность данного курсового исследования определяется потребностьюнаучного анализа процесса управления системой социального обслуживания молодежив целях совершенствования ее деятельности.
В настоящее времяостается неудовлетворительным социальное положение большей части молодежи вРоссийской Федерации. Об этом свидетельствуют: ухудшающаяся демографическаяситуация, высокая смертность в молодом возрасте, неблагоприятные характеристикисостояния здоровья, проблемы в получении образования, отсутствие у значительнойчасти молодых семей нормальных условий для жизни и осуществления репродуктивныхфункций, сохранение высокого уровня преступности в молодежной среде, увеличениечисла молодых граждан, живущих за чертой бедности.
Социальное обслуживание молодежи,как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблемразличных категорий подрастающего поколения, в XXI веке может стать для Россииважнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политическогореформирования общества. Этот специфический вид социального обслуживания влияетна характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итогекачество молодого поколения россиян.
В связи с этим молодежнаяполитика, социальное обслуживание и социальная защита молодого поколения должныстать одними из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместноестановление и совершенствование социальных служб для молодого поколения однойиз основных задач российского государства.
Актуальность настоящегоисследования обусловлена необходимостью скорейшей последовательной реализации комплексногоподхода к организации социальной работы с молодежью.
Степень научнойразработанности темы курсового исследования.
Проблемамжизнедеятельности молодежи в современном обществе уделяется значительное место.Изучение проблем молодого поколения зарубежными учеными оказало значительноевлияние на развитие отечественной научной базы в данной сфере. Более того,практически до 80-х годов многие советские «исследователи-молодежники» активноиспользовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег,которые легли в основу становления «нау-ки о молодежи» в России, формирования иреализации молодежной политики в 90-х годах XX века.
Первые попыткиопределения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем и ценностныхориентации были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов XXстолетия. В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальныхпроблем молодежи в Москве. В центре внимания ученых – изучение роли и местамолодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностныхориентации и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения всферах труда, учебы и досуга. Проблематика формирования и развития системысоциального обслуживания молодежи раскрыта в трудах таких ученых, как: А.И. Лучанкин,А.М. Панов, А.П. Чернявская, А.С. Сорвин, Б.А. Ручкин, В.А. Луков,В.В. Колков, В.В. Быков, В.Т. Лисовский, Е.И. Холостова, Е.Е. Мачюльская,Л.Г. Гуслякова, Н.Ф. Басов, О.Н. Александрова, С.А. Гусова,С.И. Григорьев, С.П. Иваненков, Э.И. Камалдинов и многих других[1].
Но несмотря насравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по работе с молодымилюдьми и по вопросам их социального обслуживания, многие вопросы темы, важные внаучном и практическом отношениях, оказываются не раскрыты должным образом.Прежде всего нужно отметить, что хотя суть социального обслуживания в научной ипрактической литературе освещается достаточно полно, зачастую не раскрывается,как эта деятельность вытекает из таких явлений организации общественной жизни,как социальная политика, социальная защита населения, социальное управление. Врезультате названная деятельность оказывается не вписанной в контекст системысоциальной защиты.
Проблемойкурсового исследования является неэффективная реализацияформирования и развития системы социального обслуживания молодежи, что в своюочередь ведет к низкому уровню социальной работы с молодежью, что недопустимо всовременных российских условиях.
Объектом курсовой работы являетсясоциальное обслуживание молодежи как профессиональная деятельность.
Предметом курсового исследованияявляется содержание и организация социальной работы с молодежью.
Целью курсовой работы являетсяанализ развития и формирования системы социального обслуживания молодежи. Врамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучитьтеоретические аспекты социальной работы и выявить основные направлениясоциальной работы с молодежью;
2. Проанализироватьструктуру и механизмы системы социального обслуживания молодежи;
3. Рассмотретьформирование и развитие социального обслуживания особо незащищенных слоевмолодежи.
Информационной базой для написания данногокурсового исследования являлись труды современных отечественных и зарубежныхсоциологов, исследователей в области демографии, социальной политики,социальной геронтологии, психологии, философии, специалистов-практиков, занятыхв сфере социальной работы.
Структура курсовой работы.Работавключает в себя введение, три раздела, заключение, список источников илитературы.
1. Сущность системысоциального обслуживания молодежи
Социальное обслуживание –это предоставление различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения илюбому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективнонарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство,малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не можетпреодолеть самостоятельно). [2]
Прежде чем говорить осоциальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамкиэтой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границыпериода молодости условны, их можно определить интервалом от 13–14 лет до 29–30лет.
К началу XXI в. вмолодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, чтоони, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российскоймолодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более32 млн человек, или 22% населения страны.
Естественное изменениечисленности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числародившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодыхлюдей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертностьсреди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причинна первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результатетранспортных происшествий и др.
Немало проблем связано создоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний,прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеванийи числа ВИЧ-инфицированных.
Главной причинойухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние обществаи его последствия – некачественное питание, сокращение числа оздоровительныхучреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежныхпрограмм, принятых Правительством РФ.
В сфере образованиямолодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением являетсястремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же времясуществует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональноеобразование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности.Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжениипоследних 5 лет составляет 30% и выше.[3]
Безусловно, молодежь каксоциальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностямиадаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным исоциальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.
Об остроте социальногоположения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальнойпатологии в молодежной среде. Невольно встает вопрос о системе социальнойзащиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий длякаждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям,организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постояннаяпомощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
Система социального обслуживаниенаселения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой ихразвития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, аименно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействияорганов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений впользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройстварегиональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями,целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социальногообслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальныхслужб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся восновном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентовсоциальных служб.
Федеральные законы «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление осущности социального обслуживания населения.
В статье 1 федерального закона «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется,что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб посоциальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых,социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, впроведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудномжитейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видовсоциального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарныхусловиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставлениявременного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социальногообслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей –наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление осоциальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.
Его цель – регулирование отношений всфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, чтоявляется одним из основных направлений усилий по социальной защите населения.«Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворениюпотребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предметв этом законе.
Основные принципы социальногообслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность,добровольность, приоритетность, предоставление социальных услугнесовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненнойситуации; соблюдение прав человека и гражданина.
Закон предоставляет возможностьполучения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основныхпотребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный переченьсоциальных услуг, обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание»описывает некоторый идеальный объект. С другой точки зрения, социальноеобслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствамсети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достиженияпереходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.
Социальное обслуживание основывается наследующих принципах:
Адресность, т.е. предоставление персонифицированноконкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведетсяместными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов,престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах,одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; обеженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства –органы внутренних дел и пр.[4]
Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного ичастично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный итерриториальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Перечни социальных услуг определяются сучетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный переченьгарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста иинвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениямисоциального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95№1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансированиеуслуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующихбюджетов.
Добровольность. Социальное обслуживание осуществляетсяна основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя,другого законного представителя, органа государственной власти, органа местногосамоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин можетотказаться от получения социальных услуг.
Гуманность. Граждане, проживающие в стационарныхучреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целяхнаказания или создания удобств для персонала использование лекарственныхсредств, средств физического сдерживания, а также изоляция.
Приоритетность предоставления несовершеннолетним.
Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшиеизвестными работникам учреждения социального обслуживания при оказаниисоциальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ееразглашении, несут установленную законом ответственность.
Законодательство предусматривает следующиевиды социального обслуживания:
Материальная помощь в виде денежных средств,продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, другихпредметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств,технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннемуходе;
Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания гражданпожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях
поддержания их социального статуса, атакже на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированныхуслуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов надом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первойнеобходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числесопровождение в медицинское учреждение: уборка помещения; содействие ворганизации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг)другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).
Медицинскую помощь на дому получаютпсихически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключениемактивной формы), онкологические больные.
Детям-инвалидам, которые по состояниюздоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечиваетсяобучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний,при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования надому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства,получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаютсяпедагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документгосударственного образца о соответствующем образовании.
направленных наудовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее времягосударство прилагает большие усилия для создания комплексной системысоциального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ееразвитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования:Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживаниянаселения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Социальное обслуживание представляетсобой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказаниюсоциально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптациии реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[5]
Социальное обслуживание государственнымисоциальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенныхгосударством):
o Несовершеннолетним детям, которые пребывают в трудной жизненнойситуации по причине инвалидности, конфликтов и жестокого обращения в семье,болезни, сиротства, безнадзорности, мало обеспеченности и т.д.
o Гражданам, не способным к самообслуживанию по причинеинвалидности, преклонного возраста, болезни, или если они не имеютродственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – при условии, чтосреднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного длярегиона, в котором они проживают. гражданам, находящимся в трудной жизненнойситуации из-за безработицы, стихийных бедствий, катастроф;
Впервые в отечественном законодательствесформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как труднаяжизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающаяжизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства:инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение всемье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.[6]
Право на социальное обслуживание имеют:граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установленомеждународными договорами РФ.
Подводя итог данномуразделу можно сделать определенные выводы:
1. Социальное обслуживание – этопредоставление различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения илюбому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективнонарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство,малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не можетпреодолеть самостоятельно).
2. Основные принципы социальногообслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность,добровольность, приоритетность, предоставление социальных услугнесовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненнойситуации; соблюдение прав человека и гражданина.
3. Основные законы, составляющиеправовую базу функционирования системы социального обслуживания: Федеральныйзакон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в РФ.
2. Анализ системы социального обслуживания молодежи
Социальные службы могутбыть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживаниямолодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системесоциального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письмаМинистерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 «Осоздании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежиорганов по делам молодежи» относятся:
• государственныепредприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральнойсобственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;
• государственныепредприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностьюсубъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
• муниципальныеучреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местногосамоуправления.
Основной задачейучреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического,духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую,правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи,их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляютподдержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем,поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественныеобъединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.
К учреждениям органов поделам молодежи можно отнести:
– комплексный центрсоциального обслуживания молодежи;
– центрсоциально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;
– социальный центрмолодежи;
– центр социальнойподдержки молодежи;
– центр экстреннойпсихологической помощи молодежи по телефону;
– молодежный центрпланирования семьи;
– центр правовойпомощи молодежи;
– центр информациидля молодежи;
– подростково-молодежныйклуб;
– военно-патриотическийклуб
– социально-реабилитационныйцентр для подростков и молодежи;
– центрпрофессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.
Одним из принциповгосударственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного СоветаРФ от 3 июня 1993 г. №5090–1 «Об основных направлениях молодежной государственнойполитики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданинугарантированного государством минимума социальных услуг по обучению,воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональнойподготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должныобеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельнойжизни.[7]
Социальные службы длямолодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические(профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные,психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые икультурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией иорганизацией временного проживания детей и подростков.
Непосредственнореализацией данных социальных услуг занимается специалист по работе смолодежью, а именно:
1) выявляет молодыесемьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формахсоциальной поддержки, и осуществляет их патронаж;
2) устанавливает причинывозникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работыи учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
3) осуществляетсоциально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом,наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;
4) ведет работу смолодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые имедико-психологичеАие условия проживания;
5) выявляет бывшихвоспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей илиоставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся втрудоустройстве или другой помощи;
6) содействуетактивизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи илисоциальной группы;
7) дает необходимыеконсультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;
8) помогает в оформлениидокументов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальноеобслуживание, для опеки и попечительства;
9) содействует впредоставлении права на проживание в стационарных учреждениях(социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальныхгостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненнуюситуацию, и др.).
Специалист по работе смолодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей,попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социальногообслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создаетсякак в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услугконцентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категорияммолодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетныминаправлениями деятельности данного учреждения являются профориентация итрудоустройство.
Другим видом учрежденийявляются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центрыосуществляют свою деятельность по следующим направлениям:информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа,медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация,наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынкетруда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности,профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальнаяпомощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа,экстренная психологическая помощь по телефону.[8]
Адаптации молодежи ксовременным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи.Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются:трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий(социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия,социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетныхнаправлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактиканаркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.
Для наиболеенеблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службысоциальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьии подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты инеблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.).Направления деятельности учреждения: информационное, методическое,рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое,медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное исоциально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центресоциальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся впостоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятныесоциально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в однойквартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один изчленов семьи).
Социально-реабилитационноенаправление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам(содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве),женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовойдеятельностью.
Особенно важнадеятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, вотдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи,которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.
Здесь сначала выявляютсяактуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездныебригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решенииназревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельскомпоселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.
Консультированиепозволяет осуществлять более длительную коррекционную,социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретнойсемьи или одного человека.
Таким образом,деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на созданиеусловий для развития личности юноши или девушки.
В данных учрежденияхспециалисты по работе с молодежью содействуют преодолению последствий труднойжизненной ситуации конкретного человека.
Результатомвзаимодействия специалиста по работе с молодежью и молодого человека являетсяформирование готовности молодого человека к самостоятельной жизни.
Содержание деятельностисоциальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой системупоследовательного проведения инновационных технологий и форм работы,направленных на создание условий для развития личности молодого человека.
Одним из основныхнаправлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежиявляется содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональнуюподготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующихформ: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи иработодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ,временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.[9]
Профессиональнаяподготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социальногообслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которыежелают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место напредприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный периодобучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменоввыпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействиязанятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Даннаяформа эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющимивозможности обучаться в учреждениях профессионального образования.
Важным направлениемдеятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа,которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистамиотмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорнымиподростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить,например, в условиях детского объединения. Педагогическое сопровождениеосуществляется через предъявление единых, четких требований ко всемуколлективу. Социально-профилактическая работа организуется также с помощьюдворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь Специалист по работес молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушекумениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.
Программа социальнойреабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформлениедокументов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта,медицинского полиса и т.д.
В каждом конкретномслучае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечениипсихотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга поинтересам (компьютерных, спортивных клубов и т.д.).
Содержание работыспециалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенныхпод стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками иих семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебныхпроцессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым,либо направляют отчет о проделанной работе.
Социально-клубныеучреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности дляличностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей.Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерстваобразования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «Оподростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».
Основным назначениемданного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека кпознанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ,услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющимсодержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести:обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья,профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их кжизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организациюсодержательного досуга молодежи.
Учреждение организуетработу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельностьосуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам(студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежногосообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе смолодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованныхгосударственными органами управления образованием. Специалисты могутразрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим)советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам однойтематической направленности или комплексным, отражающим различные направлениядеятельности подростково-молодежного клуба.
Содержание и формыдеятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуютпреодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия дляразвития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которомуприсущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учрежденийорганов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастныйсостав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могутвходить педагоги и родители, общественные деятели. Важно, чтобы в учрежденияхорганов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений,построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учрежденийдолжна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждымчеловеком. Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируетсясоответствующей частью государственной молодежной политики. В этом планедостаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства иобщества в рассматриваемой области.
Важным методомрегулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль наддеятельностью субъектов предоставляющих молодежи услуги культурно – досуговойсферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условийдосуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи исодействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажетположительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современноймолодежи.
Организацию молодежногодосуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры,предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественныеорганизации и объединения; государственные учреждения культуры; государственныеорганы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферымолодежного досуга существенно различаются.
Комитеты по деламмолодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерацииосуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досугамолодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по местужительства через создание единой системы социоклубного пространства (двороваяплощадка – клуб по месту жительства – молодежный центр).
Наиболее комплекснымнабором функций в организации свободного времени молодого поколения наделеныучреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцытворчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит,с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различныхкатегорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня ихподготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой – в социальномвоспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.
Исходяиз всего вышеизложенного в этом разделе курсовой работы можно сделать некоторыевыводы:
1. Основной задачейучреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического,духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30лет
2. Результатомвзаимодействия специалиста по работе с молодежью и молодого человека должнобыть формирование готовности молодого человека к самостоятельной жизни.
3. Социальные службы длямолодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические,диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические,медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги,а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временногопроживания детей и подростков.
3. Социальная поддержкаособо уязвимых слоев молодежи
В современных российскихреалиях существуют особые слои молодежи, которые наиболее уязвимы и социальнонезащищены – молодые люди – инвалиды, безработная молодежь, молодые семьи. Именноэтим группам молодежи в первую очередь необходима поддержка от государства.
Особенность положениямолодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов: сохранениестереотипов, необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сферетруда и занятости, падение престижа производительного труда для значительнойчасти молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработноймолодежи составляют выпускники высших учебных заведений.[10]Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист ибухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Особенноостро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности.
Для рынка труда молодежихарактерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточновысокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь,которая не имеет опыта трудовой деятельности. Проблемы занятости молодежи вомногом связаны с объективными процессами – сокращением рождаемости, ухудшениемфизического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населенияи влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека.Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано понескольким направлениям:
1. Образование молодежи –проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничестворазных структур: государственных органов власти, службы занятости населения,сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направленийдеятельности является содействие дополнительному образованию молодежи черезорганизацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительногообразования.
В Белгородской областиреализуется программа «Карьера»
2. Содействиепрофессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населенияот безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатнуюпрофессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку понаправлению органов службы занятости.
Профессиональнаяподготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежиосуществляются в образовательных учреждениях профессионального идополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости,образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях всоответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
3. Изменение порядкаприема молодежи на работу. Основной мерой по социальной поддержке молодежиможет стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опытаработы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения идр.
4. Квотирование мест длямолодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторыхмуниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочихмест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочихмест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей негарантируется получение рабочих мест.
5. Развитиепредпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характернойявляется частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможностьтрудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрируетработника. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительныхрабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, ктоменее конкурентоспособен на рынке труда.
В стратегическом планеречь идет о подготовке поколения людей, способных наращиватьфинансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические,культурные и духовные ресурсы страны.
6. Привлечение молодежи коплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежиявляется финансирование государством общественных работ и привлечение к ниммолодежи.
Под общественнымиработами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезнуюнаправленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержкиграждан, ищущих работу.
Право на участие вобщественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службызанятости в целях поиска подходящей работы, и безработные.[11]Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом частьмолодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.
7. Организация ярмароквакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию втрудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятостиорганизует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любомужелающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельноподобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателемвыяснить варианты и условия трудоустройства.
8. Создание специальныхмолодежных организаций для решения проблемы занятости. Сегодня социальныепредприятия для молодых людей – реальное явление на молодежном рынке труда.Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики,решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельнуюкатегорию.
Применяются разнообразныеформы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческихпредприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.
9. Правовое регулированиемолодежной политики. Необходимость формирования современной законодательнойбазы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, анередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативноотражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах еежизнедеятельности и перспективах ее развития.
Если говорить о молодыхлюдях с ограниченными возможностями, необходимо сначала выделить проблемы этихлюдей. Средипроблем людей с ограниченными возможносятми, особенно молодых, чаще всего,фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности всебе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своихнедостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональноесамоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждатьсвои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейнойжизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом ивозможные медицинские противопоказания к деторождению.
Как показывает практика,одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченнымивозможносятми является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональноесамоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия:активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированнойразвивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного иадекватного выбора профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднениячеловека с ограниченными возможносятми в профессиональном самоопределениивызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значениеприобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позицииих профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которыхименно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальнымрезультатом представляется формирование у человека с ограниченными возможностямиумения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональныймаршрут и определять пути его реализации.
В принципе настоящаянезависимость предполагает независимость не только физическую, сколькопсихологическую, не взирая на наличие аномалии и степень ее тяжести.Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологическиепроблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методыпсихологического консультирования, оказания экспресс-психологической помощи,работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальнуюработу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицитапрактических психологов.[12]
Одним из важнейшихфакторов успешности медикосоциально-психологической реабилитации являетсяближайшее микросоциальное окружение людей с ограниченными возможностями. Вчастности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычносопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного родапроблем (медицинских, материально-бытовых, психологических, педагогических,профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полнойнедееспособностью какого-либо из ее членов, бесконечен. С психологической точкизрения очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности вотношении к человеку с ограниченными возможностями: либо его воспринимают какобузу, усложняющую существование и затрудняющую личное «выживание», либо на немсосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая вразличных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника и др.),социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем,формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом – нормализациейвнутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразнопроводить групповые занятия и содействовать объединению семей (и клиентов) сосходными проблемами.
Таким образом, социальнаяработа с людьми с ограниченными возможностями своей целью имеет их физическоеи, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологическойточки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностейличности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели,должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но ина изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками,рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людейравные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальнойактивности.
В России закрепленыследующие виды социального обслуживания:
содержание инвалидов ипрестарелых в учреждениях социальной зашиты населения: стационары;полустационары; социальное обслуживание инвалидов и престарелых на дому;содержание детей в детских учреждениях; срочное социальное обслуживание;социально-консультативная помощь;
реабилитационные услуги:профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидовсредствами передвижения; обеспечение инвалидов транспортными средствами;протезно-ортопедическая помощь гражданам.
Проект, реализуемый вБелгородской области, «Шаг навстречу» был разработан в 2009 году областнымгосударственным учреждением «Центр молодежных инициатив» в рамках реализацииСтратегии ГМП и направлен на работу с молодыми людьми с ограниченнымивозможностями.
Цели проекта:
– оказание помощимолодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
– вовлечение молодыхлюдей с ограниченными физическими возможностями в общественную,социально-экономическую и культурную жизнь общества;
– развитие ипопуляризация в молодежной среде идеи толерантности и содействия людям сограниченными физическими возможностями.
В ходе реализации проектадля молодых люди с ограниченными физическими возможностями организуютсяфестивали, выставки, экскурсионные поездки, различные тематические акции,которые помогают ребятам чувствовать себя увереннее, счастливее и бытьсоциально активными.
Определяющее значение вобеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая исоциальная политика, от которой зависят занятость населения в сферахобщественного труда, благосостояние и доходы семьи. Принципы государственнойполитики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства,общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственнойполитики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательногои правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей;социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.[13]
Совокупность указанныхпринципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейнойполитики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегическиеприоритеты.
Целью государственнойполитики в отношении молодой семьи является становление и развитиеблагополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечениевыполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч.стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
Задачами государственноймолодежной семейной политики являются:
законодательноепредоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объектагосударственной семейной политики и практическая реализация потенциала этогостатуса во всех сферах ее жизнедеятельности; обеспечение государствомсоблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем; совершенствованиесистемы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровняблагосостояния молодых семей; укрепление института российской семьи на основенародных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национальногообраза жизни; учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного,экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализацииразнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органоввласти и управления различных уровней; обеспечение возможности молодой семьесамостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильногофункционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивныхустановок; оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в еестановлении и стабильной жизнедеятельности; развитие и поддержка общественныхорганизаций молодых семей.
В частности, социальнаязащита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мерпо обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормальнофункционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи,личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самойсемье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропагандысекса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в нормепсихологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством,социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.
Социальная защищённостьсемьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различныхкатегорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье идетям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальнойсферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридическойграмотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационныхпунктов и т.д.
Особое место в нейзанимает социальная защита детства, включающая в себя предупрежденияпедагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактикувнутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков,демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков ит.д.
Подводя итоги данномуразделу курсовой работы можно выделить следующее:
1. Трудоустройствумолодежи мешают уровень и качество полученного образования и невостребованностьвыпускников учебных заведений на рынке труда
2 Cоциальная работа с людьмис ограниченными возможностями своей целью имеет их физическое и, главное,социальное и психологическое благополучие.
3. Целью государственнойполитики в отношении молодой семьи является становление и развитиеблагополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни.
Заключение
В процессе работы системасоциального обслуживания молодежи была рассмотрена с разных сторон. Былоустановлено, что система социального обслуживания молодежи играет наиважнейшуюроль в современном Российском государстве. Ведь молодежь занимает важное место в общественныхотношениях, производстве материальных и духовных благ.
Однако ее положение вобществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят отдействий общества и государства. В настоящее время общество и государство ещене до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередьсформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня толькоформируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал длясвоей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требуетсоответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новойсистемы молодежной работы.
Проведенный анализлитературных источников, связанных с темой «Формирование и развитие системысоциального обслуживания молодежи» позволил выяснить, что изучению проблемыобщения уделено большое время по сей день, так как благодаря социальномуобслуживанию должно проводиться становление молодежи.
Задача общества игосударства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественнымобъединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественныхинтересов и интересов государственного развития. Государственная молодежнаяполитика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формироватьидеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образажизни.
Важно, чтобы вучреждениях органов по делам молодежи формировался особый стильвзаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении.Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подходав работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимсямолодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке ипатернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, созданииусловий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежнаяработа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная исистемная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств вмолодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемойи проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программымолодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный,долгосрочный и стабильный характер.
Для координации ивыработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствоватьструктуру управления молодежной работой от федерального до муниципальногоуровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах РоссийскойФедерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но прибезусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всехсубъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественноми государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
Ситуация на молодежномрынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этомнаправлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратилисьвоспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началасьмассовая безработица среди молодежи.
В современной молодежизаложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшееразвитие России – это будет зависеть не только от успешного ходасоциально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в нихроссийской молодежи.
Цель работы – анализразвития и формирования системы социального обслуживания молодежи – быладостигнута.
В ходе выполнениякурсовой работы пришлось столкнуться с некоторыми проблемами. Одной из которыхоказались различные взгляды специалистов на систему социального обслуживаниямолодежи и на пути ее дальнейшего развития, но не смотря на это главные задачикурсовой работы были также решены, а именно:
1. Изученытеоретические аспекты социальной работы и выявлены основные направлениясоциальной работы с молодежью;
2. Проанализированаструктура и механизмы системы социального обслуживания молодежи;
3. Рассмотреноформирование и развитие социального обслуживания особо незащищенных слоевмолодежи.
Список источников и литературы
1. Александрова О.Н. Психологиясоциальной работы / О.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2002. – 447 с.
2. Басов,Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. – М.: Москвич 2005.– 120 с.
3. Быков,В.В. Развитие предпринимательства в молодежной среде / В.В. Быков. – М.: Наука, 2002. – 232 с.
4. Григорьев, С.И. Социальнаяработа с молодежью / C. И. Григорьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 375 с.
5. Иваненков,С.П. Проблема социализации современной молодежи /
С.П. Иваненков. – М.:Феникс, 1999. – 190 с.
6. Иванов,В.Н. Социальные технологии / В.Н. Иванов – М.: Муниципальный мир,2004. – 169 с.
7. Камалдинова,Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности /Э.И. Камалдинова. – М.: Академия 2002. – 216 с.
8. Колков,В.В. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / В.В. Колков.– М.: Институт социальной работы, 2004. – 278 с.
9. Лазарев А.Д. Социологиямолодежи / А.Д. Лазарев. – Кемерово: КузГТУ, 2006. – 283 с.
10. Лисовский,В.Т. Социальная защита молодежи / В.Т. Лисовский. – М.: Инфра, 2007.– 114 с.
11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретическиепроблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2006. – 192 с.
12. Лучанкин,А.И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы / А.И. Лучанкин.– Екатеринбург: Университетское, 2007. – 180 с.
13. Мачюльская, Е.Е. Правосоциального обеспечения / Е.Е. Мачюльская – М.: Москва, 2004. – 362 с.
14. Павленок,П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М.:Дашков и Ко, 2005. – 283 с.
15. Ракитин,Д.Е. Социальная работа с молодёжью: опыт, проблемы, перспективы / Д.Е. Ракитин– Тула, ИНФРА, 2001. – 219 с.
16. Ручкин,Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводыи предложения / Б.А. Ручкин. – М: Наука, 2000. – 142 с.
17. Фирсов,М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов – М.: АкадемическийПроект, 2005. – 312 с.
18. Холостова,Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е.И. Холостова. – М.:ИНФРА – М, 2001. – 328 с.
19. Чернявская,А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская.– М.: Академия, 2001. – 316 с.