Содержание
Введение
1. Понятие формирования личности в процессе социализации
1.1 Социологическое понятие личности
1.2 Формирование личности в процессе социализации
2. Преподавание социологии как фактор формирования личности
2.1 Проблемы социологического образования в России
2.2 Инновационные методы в преподавании социологии
3. Влияние преподавания социологии на формирование личности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Человек в социальнойструктуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальнымэлементом. Без него не может быть социальных связей и взаимодействий,социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов иорганизаций. Таким образом, человек — субъект и объект общественных отношений.Он — продукт развития общества и его законов, но и общество является таким,каким оно есть, потому что объединяет людей. Следовательно, человек — один изважнейших факторов, определяющих общество.
В современной социологии имеются различныеконцепции личности. Все они признают личность как специфическое образование,сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов. Многомернаяприрода человека, широта и многообразие его социальных связей и взаимоотношенийопределяют множество теоретических подходов к пониманию личности» создают целыйряд различных моделей, образов человека в современной социологии.
Социальный мир, в котором живут и трудятсялюди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Этопроисходит по преимуществу неосознаваемо для них. С другой стороны, общество спомощью самых разнообразных средств социализирует индивида, формирует из неголичность, приспособленную к жизни в определенной социальной среде.
Изучение социологии в ряду других гуманитарныхдисциплин воспитывает особое отношение к человеку, формирует гражданскуюпозицию молодого человека. Существует еще и чисто прикладная сторона даннойпроблемы: в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знаниеможет стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект исвязать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.Социологические исследования выявляют усиление прагматических настроений усовременных студентов относительно получения знаний, которые им пригодятся вусловиях рыночной конкуренции. Добиться достаточно высокого уровняудовлетворенности студентами процессом преподавания социологии, равно как идругих гуманитарных дисциплин, можно только при настойчивом внедренииинновационных методик обучения студентов.
Новые формы преподавания предъявляют повышенныетребования к уровню профессиональной и общетеоретической компетентностипреподавателя. Все определеннее на первый план выступают личные качествапреподавателя, его собственная позиция, культура, умение общаться с современноймолодежью.
Целью данной работы является изучениеформирования личности в процессе преподавания социологии. В связи споставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:
Рассмотреть как трактуется личность всоциологии и какие факторы влияют на ее формирование.
Проанализировать методы и технологиипреподавания социологии в высшей школе.
Выявить, каким образом преподавание социологиивлияет на формирование личности молодого человека.
Объектом изучения в данной работе являетсяформирование личности в процессе социализации. Предмет изучения – влияниепреподавания социологии на формирование личности.
Основными первоисточниками для данной работыявились публикации журналов «Социологические исследования», «Социологическийжурнал», а также учебные пособия по социологии.
1. Понятие формированияличности в процессе социализации
1.1 Социологическое понятие личности
Одной из фундаментальных междисциплинарныхпроблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умымыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирическийматериал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самыхнепознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых иневидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не можетсформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем.Включение человека в общество осуществляется через различные социальныеобщности: социальные группы, социальные институты, социальные организации икультуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальныхсистем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно это— взаимодействие индивида и общества — рассматривает социология, а отношение«общество — личность» — это базовое социологическое отношение.
Теоретическая обоснованность и практикапоказывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические,социальные, так и физические факторы.
Биологический фактор необходимо учитывать, таккак он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных чертличности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечноеразнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждойчеловеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение также имеет определенноезначение в развитии личности. В теориях многих ученых — от Конфуция, Аристотеля,Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Н. Гумилева и др. — групповыеразличия в поведении личностей в основном определяются различиямиклиматических, географических и природных условий их формирования. При этомпризнается, что влияние физического окружения на личность незначительно инесравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения илииндивидуального опыта.
Под социальными факторами формирования личностипонимается обычно культура общества, под воздействием которой возникаетхарактерная личностная конфигурация, типичная для представителей данногосоциума.
Итак, на формирование личности определенноевлияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общиекультурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.
1.2 Формированиеличности в процессе социализации
Социология личности оперирует категориями,которые нередко рассматриваются как синонимы: формирование, развитие,воспитание и социализация, — однако между ними имеются определенные различия.
Понятие «формирование личности» подразумеваетединство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления иразвития человека.
Понятие «развитие личности» характеризуетпоследовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании иповедении личности.
Воспитание — это целенаправленное формированиеу индивида определенных качеств, а социализация — усвоение социальных ролейтого общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим,единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество общества в данном случаене имеет значения.
Можно быть социализированным, но невоспитанным,и наоборот — воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающимжизни.
Социализация — это долгий и трудный процессстановления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определеннойсистемы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых дляуспешного функционирования личности в данном обществе.
Механизм социализации человека состоит изпринятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построенияразличных стратегий поведения.
Конкретные группы, в которых личностьприобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторамисоциального опыта, получили название институтов социализации. На каждой стадиисоциализации существуют особые институты, которые еще называют агентамисоциализации, — это люди и учреждения, ответственные за обучение культурнымнормам и усвоение социальных ролей. Их обычно разделяют на две группы:
агенты первичной социализации — близкиеродственники, учителя, друзья семьи и т.д. Особенно велика роль первичнойсоциализации на раннем этапе становления и развития личности;
агенты вторичной социализации — руководители иофициальные представители государства и его органов (армия, милиция, учрежденияи т.д.).
Агенты социализации осуществляют две основныефункции: обучение и контроль.
Сам институт социализации, воздействуя наличность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большойсоциальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образажизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из системтаких воздействий, зависит конкретный результат социализации. В процессесоциализации индивида обычно выделяют две фазы: социальная адаптация(приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям,социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельностиобщества, а также к социальным группам и коллективам, выступающим в качествесреды его жизнедеятельности) и интериоризация (процесс включения социальныхнорм и условий во внутренний мир человека).
Процесс социализации достигает определеннойстепени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е.обретении ею интегрального социального статуса.
Процесс вхождения человека в общество являетсяочень сложным. Однако его можно условно представить в виде трех фаз.
1. На фазе становления происходит активное усвоениедействующих в общности норм и овладение принятыми в ней формами и средствамидеятельности. Человек, вступая в общность, как бы приносит с собой в группувсе, что составляет его индивидуальность. Кроме того, человек не сумеетпроявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы иовладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие членыгруппы. Дело в том, что пока он не усвоит эти нормы, он будет оставаться внегруппы, которая не будет его понимать; лишь действуя в соответствии с принятымив группе стандартами, он сможет быть оцененным в ней.
2. На стадии борьбы человек осуществляетактивный поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Оназакономерно возникает вследствие обострения противоречий между достигнутымрезультатом адаптации, то есть теми приобретенными качествами, которые делаютчеловека таким же, как все, и не удовлетворенной потребностью в проявлениисвоей индивидуальности.
3. Стадия компромисса возникает в результатеактивных поисков «золотой середины», которая позволяла бы и реализовыватьстремление человека быть особенным, индивидуальным, и тем фактом, что общностьсоглашается принять, одобрить и культивировать только те демонстрируемые иминдивидуальные особенности, которые соответствуют ее ценностям, стандартам,способствуют успеху совместной деятельности.
Эта классификация может быть полезной и приописании социализации — процесса усвоения человеком норм и ценностей тогообщества, к которому он принадлежит. Дело в том, что в самом общем видеразвитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную средуи интеграции в ней. Социальная среда в данном случае — это не что иное, какобщество в целом.
Установки, потребности, интересы личностиобусловлены как условиями окружающей среды, так и индивидуальностью личности,особенностями ее мировосприятия, духовного мира. Они реализуются в социальнойдеятельности, в которой личность занимает конкретное место в социальнойсистеме, и каждое из них предусматривает ее определенные права и обязанности.
Функции личности в совокупности с необходимымиправами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус —определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества,связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Каждаяличность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различныефункции и, соответственно, имеет несколько статусов.
Каждый человек включен не в одну социальнуюсвязь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великогомножества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняеткаждый раз различные функции. Это свойство любого индивида.
2. Преподаваниесоциологии как фактор формирования личности
2.1 Проблемы социологического образования вРоссии
Свободы, дарованные российской социологиипостперестроечной эпохой, реализовывались в контексте весьма своеобразнойсоциологической культуры общества в целом и профессионального сообщества, вчастности. Это породило то, что условно можно назвать бонапартизмом вроссийской социологии, то есть позицию «я так вижу и все». Каждое, сколь угодномалое звено в социологической структуре считает возможным устанавливать своистандарты социологического образования. Бонапартизм в нашей культуре имеет ещёодин смысл — провинциализм. Провинциальность — не географическое понятие, асоциокультурное. Оно означает самодостаточность, обусловленную нежеланием инеумением сравнивать себя с другими, изоляционизм, продиктованный боязньювступать в открытую научную конкуренцию — особенно с зарубежными коллегами.
В результате в образовательном поле российскойсоциологии бытуют сотни учебных программ, с одной стороны, отчасти повторяющихдруг друга, а с другой — содержащих концепты, которые не укладываются вобщепринятые социологические рамки. Как бы ни определял социолог своетворческое Я и, соответственно, свои методы преподавания, для него должен бытьобязательным принцип мыслить в категориях устойчивых по своей структуре иповторяющихся явлений.
«Образовательная революция» 1990-х годов, вовремя которой профессиональная подготовка по общественным наукам сталамассовой, вовлекла в преподавание социологии вузовских специалистов советского образца,что нередко имело весьма печальные последствия. Сложившаяся структура учебногопроцесса, которая предполагает деление студентов по факультетам, ведет квнутренней конкуренции за место в учебных планах и «вымыванию» из них важных,но «чужих» дисциплин. Этому в старых классических университетах противостоялатрадиция широкой междисциплинарной подготовки на младших курсах. В другихслучаях защитным барьером может стать только госстандарт как некаяинституциональная основа для соблюдения фундаментальных принципов, на которыхстроятся социологические образовательные программы.
Появилось значительное число различной учебнойи учебно-методической литературы. Проводятся семинары и конференции пообобщению и распространению опыта изучения социологии в вузах. Однако, какпоказывает практика, поиски оптимальной модели российского социологического образованияпродолжаются.
Одной из наиболее серьезных проблемпреподавания социологии является определение принципов, которые могут бытьположены в основу социологического образования студентов.
Во-первых, это принцип фундаментальности,использование которого дает возможность сформировать у студентов представлениео социологии как науке. С этой целью подробно излагаются основные этапыразвития социологической мысли, дается наиболее полная характеристика ведущихшкол и направлений современной социологии. Принцип фундаментальностипредполагает, что в итоге изучения курса по социологии студенты могут иметьцелостное и структурированное представление об общей социологическойхарактеристике современного общества, в том числе и российского, могутсоединить социологическую картину общества в целом со специальносоциологическими проблемами его элементов.
Во-вторых, это принцип практическойнаправленности обучения. Он позволяет приблизить содержание учебного процесса креалиям современного общества, учитывая особенности студенческой аудитории.Здесь главное — не «давать знания», а научить решать свои собственные проблемы,осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения створческим решением проблем — познавательных, практических и прочих. Реализацияпринципа практической направленности означает включение всевозможных формразвивающего обучения: контрольных вопросов, носящих аналитический характер,проблемных и логических заданий, социологических практикумов.
В-третьих, это принцип персонификации,означающий максимальное приближение студентов к изучаемым темам или проблемам,обращение непосредственно к их «Я», учет имеющегося у них жизненного опыта.Апелляция к уровню знаний студентов не обусловливает снижение качества учебнойдеятельности, Она лишь предполагает построение учебного процесса в формедиалога, в котором ничто не принимается на веру, а доказывается иобосновывается в ходе дискуссии. Принцип персонификации также оказывает помощьстуденту в преодолении отчуждения от науки. Верификация серии парадигм личнымопытом адаптирует отвлеченное знание к уникальным ситуациям, превращая егобуквально не только в объективную, но и субъективную истину. С этой цельюиспользуется такая форма учебно-исследовательской деятельности студентов, каксоциологический этюд. Он позволяет решить задачу систематического обобщениянакопленного опыта, объединения в единой картине обыденного знания и данныхактивного наблюдения.
Еще одной проблемой социологическогообразования является вопрос о том, насколько содержание социологии должно иметьобщую направленность или четкую профессиональную. Опыт преподавания социологиив вузах Запада и России свидетельствует, что для студентов всех специальностейнеобходимо преподавать общую социологию, которая по содержанию соответствовалатребованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентовпо социологии. С другой стороны, практика показывает, что социологическое образованиедолжно иметь профессиональную направленность. Эта задача может решаться путемвведения в учебный процесс специальных дисциплин или спецкурсов, учитывающихпрофессиональную специфику: по специальности юриспруденция — социология права,по специальности педагогика — социология образования, по специальностипсихология — социология личности, по специальностям менеджмент, коммерция игосударственное муниципальное управление – социология групп и социолого –экономические отношения и т.д.
Смысл преподавания социологии заключаете в том,чтобы студенты могли анализировать ту обыденную, повседневную жизнь, в которуювключены. И с точки зрения понимания тех событий, которые происходят вокруг, ис точки зрения их контактов с другими людьми, и с точки зрения их собственногожизненного пути.
2.2 Инновационныеметоды в преподавании социологии
В мировой образовательной практике в основном применяютсядва базовых модуля преподавания социологии: академический (нередко его называютабстрактно-теоретическим) и социально-прикладной. По мнению ряда ученых именнопоследний, как наиболее отвечающий запросам резко изменившегося рынка труда,профессий и занятости, в настоящее время наиболее перспективен вучебно-педагогической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.
Охарактеризуем основные особенностисоциально-прикладного характера методики преподавания социологии. Первая из них- отказ от традиционной формы занятий и перевод их в интерактивный режим. Этоозначает, что, завершив изучение курса социологии, каждый студент публичнозащищает в группе разработанную им в течение семестра «Программусоциологического исследования».
Вторая особенность методики — отказ от«классической» схемы проведения семинара, когда основная цель сводится лишь кзакреплению знаний, полученных на лекциях. Принята другая модель — с акцентомна развитие у студентов навыков самостоятельного анализа научных статей,раскрывающих социальную сущность проблем, и вопросов, рассмотренных на лекциях.
Третья особенность — тесная связь научных работстудентов с учебным процессом по курсу социологии.
Четвертая особенность — использованиесоциологических исследований при подготовке дипломных работ по специальности.
Пятая особенность — лонгированная (в течениедвух-трех лет) индивидуальная работа со студентами: с начала знакомства скурсом социологии до написания дипломной работы и даже подготовки к поступлениюв аспирантуру.
Шестая особенность — контроль эффективностипреподавания, действенности применяемых технологий.
В течение семестра студенты, изучаятеоретический курс социологии, одновременно участвуют в практических занятиях,где под руководством преподавателей овладевают навыками социологическогоанализа. Поэтому в лекционном курсе рассматриваются не только теоретическиепроблемы социологии, но также раскрывается ее прикладной аспект. Именно с этихпозиций анализируются социальная структура и стратификация общества, власть каксоциальное явление, социальный механизм развития экономики. При этомподчеркивается необходимость учета междисциплинарного характерасоциологического знания.
Будущее образования неразрывно связано ссовременными информационными технологиями. Информатизация позволяет накопить исделать доступными преподавателям и учащимся огромные объемы знаний, обеспечитьнаглядность и доступность учебного материала; осуществить работу учащегося внезависимости от его удаления от учебного заведения; наконец, обеспечитьиндивидуальное направление программам обучения для каждого отдельно взятогостудента. Именно поэтому становится реальной столь важная для дальнейшегопроцесса совершенствования сфер и уровней образования в стране технологиядистанционного обучения.
В качестве форм контроля в дистанционномобразовании используются специальные экзамены, собеседования, практические,курсовые работы, интеллектуальные тестирующие системы и т.п. Следует особоотметить, что решение проблемы контроля качества образования, его соответствияобразовательным стандартам имеет особое значение для успеха системыдистанционного образования. Именно поэтому для осуществления контроля должнабыть создана единая государственная система тестирования с учетом региональныхи национальных особенностей.
Дистанционное образование, демонстрируяположительные моменты, связано с рядом трудностей, препятствующих его широкомураспространению. Одной из них является высокая стоимость средств обучения исредств связи, требующихся для процесса обучения. Не каждое высшее учебноезаведение может приобрести такие средства. Весьма актуальным является и осознаниеважности компьютерного и сетевого образования со стороны преподавателей высшейшколы. Не все они психологически готовы к этому.
Дистанционная технология образования включает всебя учебные видеофильмы, спутниковые телелекции, аудиокурсы, обучающие компьютерныепрограммы, обучение в среде Интернет, электронное тестирование, информатизациюадминистративных процессов, в том числе автоматизированное ведение электронныхучебных досье студентов и др. Здесь необходим мощный центр в виде НИИкомпьютерного обучения, оснащенный современным оборудованием и имеющийструктурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающихкомпьютерных программ (ОКП); исследований в области применения последнихдостижений информационных технологий в учебном процессе; программирования имассового производства ОКП.
Дистанционная образовательная технология основанана индивидуальном подходе — обучающийся усваивает знания и умения черезмножество индивидуальных форм работы — от персональных видеолекций,самостоятельного изучения учебных тем по специально разработанным учебнымпособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ с обратнойсвязью до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр,дискуссий и пр.).
Преподаватели социологии вынуждены постояннорешать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшоечисло часов, которое имеет тенденцию к сокращению. Неоценимую помощьпреподавателям могут оказать информационные технологии.
Пользователь имеет дело с электронной книгой,которую можно не просто листать, но и просматривать вдоль ее ассоциативныхсвязей в любых направлениях, быстро переходя к расшифровкам терминов илиучасткам текста раскрывающим смысл понятий. Компьютерные технологии позволяюторганизовывать общение с пользователем: предложить ему, не прекращая сеансаработы, заполнить анкету, ответить на вопросы, получить дополнительнуюинформацию.
На основе данной технологии построены многиеучебные программы на CD-Rom. Они включают несколько самостоятельных блоков,например: краткий конспект лекций с блок-схемами и графиками, учебный материалв полном объеме, тесты с ответами и тесты с оцениванием, примеры, факты,комментарии, деловую игру, словарь, алфавитно-предметный указатель. Данныйматериал дает возможность пользователю работать в удобном для него режиме — отбыстрого ознакомления до глубокого изучения и контроля знаний. Все блоки имеютсообщение друг с другом, а также функцию «вывод на печать». Пользователь можетпри помощи принтера получить печатную копию интересующих его материалов.
Применение информационных технологий припреподавании социологии сопровождается новой организацией труда. Необходимыопределенные изменения в учебных программах по социологии, методах идидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверкаи организация эффективного использования современных средств поддержкиобразовательных процессов (экспертных систем, тренажеров, систем тестов, игр,имитационных моделей и т.п.), а также подготовка организационно-методическогосопровождения. В целом представление материала лекций в электронном виде,проведение семинарских занятий с помощью информационных технологий требуетсерьезной подготовительной работы, больших дополнительных затрат как денежных,так и времени. Происходит реструктуризация аудиторного и внеаудиторноговремени, существенно увеличивается время на подготовку к занятиям и наосмысление и обсуждение результатов работы на компьютере.
При использовании компьютерных технологийвозникает и проблема коммуникационной компетентности, появляется реальнаяопасность переноса технического обращения с компьютером на отношения с людьми.Только при общении в группе (команде) на семинаре вырабатывается не простоумение говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснить и доказать,убедить или переубедить, грамотно сформулировать вопрос и также корректно, вслучае необходимости, ответ.
При электронном представлении лекционногоматериала пропадают чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты,интонация. Поэтому невозможно исключить преподавателя из учебного процесса.Необходимо многообразие форм преподавания, гибкое сочетание традиционных формобучения с новейшими информационными технологиями.
3. Влияние преподаваниясоциологии на формирование личности
Задаваясь вопросом, в чем смысл преподаваниясоциологии, ответить на него можно следующим образом. Первый подход базируетсяна общегуманистическом пафосе – изучение социологии в ряду других гуманитарныхдисциплин воспитывает в студентах особое отношение в человеку. Другой –социология формирует гражданскую позицию молодого человека. Еще одна позицияоснована на том, что в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическоезнание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этотаспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.
Социология в том виде, как она представлена всистеме научного знания, насчитывает уже полтора столетия. Она сталавостребованной в относительно цивилизованном обществе, озабоченном состоянием ивозможностями своего развития. Социология становится необходимой, когдаобщество стремится осознать свое устройство, потребности, условия нормальногофункционирования, перспективы. И она предлагает социуму не только абстрактныерассуждения, но достоверное знание, опирающееся на надежные факты, добытыенаучным исследованием.
Российская общественная мысль всегда чуткореагировала на достижения науки. Уже с середины XIX в. работы классиковсоциологии Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера и др. были предметомдискуссий российской интеллигенции. Наши великие соотечественники Н.И. Кареев,П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин не толькопропагандировали социологию, но и внесли вклад в социологическую теорию. Вразвитии и использовании социологии была заинтересована российская передоваяинтеллигенция, но не политическая власть России. Социология преследоваласьцарскими властями вместе с социалистическими теориями, а советской властью — как «буржуазная теория, противостоящая научному социализму».
Лишь к концу 80-х годов в процессе«перестройки» были сняты цензурные и административные препоны, и отечественнаясоциология получила возможности более или менее свободного развития. Следуетпризнать, что плацдармом нынешнего развития российской социологии послужилиприкладные социальные исследования 60-80-х годов. Однако ключевым фактороминституционализации социологии призвано было стать профессиональноесоциологическое образование. До этого времени в России оно находилось всостоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологическогопросвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленныеспециалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки иразвивать ее.
Слово «социология» ассоциируется, в основном, спроведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждениюспособствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятсярезультаты опросов и сведения о процентах респондентов, высказавших своеотношение к тому или иному событию. Как следствие этого, социология в вузах,где она является непрофилирующей дисциплиной, была интерпретирована главнымобразом как курс, готовящий к сбору и анализу эмпирического материала. Ноглавной целью обучения социологии как непрофилирующей дисциплины должно статьразвитие у студентов способности видеть и выявлять общие черты в социальныхявлениях и процессах, предвидеть социальные последствия своей деятельности.
Нынешний статус курса социологии своим приоритетомставит практическую полезность изучения социальных проблем студентами. Наряду сбазовыми стандартными темами отбираются такие, которые могут помочь студентамболее грамотно решать жизненные и профессиональные проблемы.
При освещении этих тем акцент делается нетолько на получение новых знаний, но и на преодоление зачастую свойственныхмолодежи поверхностных взглядов на социальные явления и процессы.
Следует выделить и такой аспект курса, какрасширение и обогащение лексикона студентов. Устойчивая мода на социологию,растущий спрос на социологические исследования ввели специальныесоциологические термины в разговорную речь, публицистику. Усвоение«социологического языка», обучение правильному применению терминов «социальныйстатус», «престиж», «выборка», «репрезентативность» и др. – одна из задач курсасоциологии.
Главная задача социологического практикума –формирование социологической грамотности потенциальных пользователейсоциологической информации, потенциальных заказчиков социологических и маркетинговыхисследований. Умение сделать «заказ» (правильно сформулировать проблему, цели изадачи исследования), осознать специфику (возможности и ограничения)социологических методов, оценить качество информации – главные ориентирыпрактических занятий по социологии. Кроме того, апробация логикисоциологического исследования – один из способов дисциплинировать аналитическоемышление студентов. В процессе разработки программы учебного социологическогоисследования демонстрируются и осваиваются универсальные аналитическиеалгоритмы, используемые в исследовательских проектах разного уровня – отнаписания курсовых работ до дипломного и диссертационного проектов. Темыучебных исследований связаны с анализом молодежных студенческих проблем. Спектрих очень широк – проблемы девиации, профессиональные и жизненные ориентации,организация и содержание учебного процесса и т.д. С одной стороны, это позволяетнаполнить теоретическое содержание курса практической проблематикой, рефлексиейпо поводу способов получения теоретического социологического знания, с другой –помогает овладеть навыками анализа реальных социальных проблем, конкретныхжизненных ситуаций.
Задача формирования грамотного заказчика,конечно, важна, но она частная, т.к. только несколько десятков сотен выпускниковстанут руководителями и смогут сделать заказ на социологическое исследование.Задачу преподавания социологии в том, чтобы дать студентам научное знание обобществе, в котором мы живем, выявляя его тенденции и закономерности. Учительвряд ли может стать заказчиком, но его нужно научить использоватьсоциологическое методы в оценке и диагностике педагогической деятельности.Полученный им материал будет иметь «местный» характер и может не отличатьсяглубиной анализа. Учитель не должен владеть профессиональным знаниемсоциолога-прикладника, но если он усвоил, что анкета — не просто «энное число» произвольныхвопросов, что есть определенные требования к программе и инструментарию, еслион получил навыки обработки эмпирических данных, узнал, какая социологическаяинформация может считаться достоверной, это уже немало.
В условиях экономической и социальнойнестабильности снижение уровня предпринимательского риска для коммерческихструктур и социального риска для некоммерческих организаций требует полной,оперативной, точной информации о нуждах и запросах потребителей товаров иуслуг, идей, программ. Востребованные сегодня маркетинговые исследования сутьне что иное, как разновидность социологических исследований. Это повышает спросна специалистов, способных грамотно провести такое исследование. Экономистычаще всего пользуются данными количественного анализа рынка (емкость, потенциали т.п.). При этом в подавляющем большинстве они удовлетворяются официальнойстатистикой, мало обращают внимания на изучение интересов и ценностныхориентаций потребителей. Сегодня растет спрос на качественные маркетинговыеисследования (формирование портрета среднего потребителя услуги, оценка имиджаорганизации, тестирование восприятия рекламы), качественные методы сбораинформации. Востребованность социологов и социальных психологов для решенияэтих задач – в сравнении с экономистами – возрастает.
Нынешний специалист в любой сфере практикинуждается в социологическом знании, оно помогает ему анализировать своидействия в системе социальных факторов, прогнозировать социальные риски,выстраивать личную стратегию поведения в зависимости от социальной ситуации.Тем более это знание необходимо специалистам высшей квалификации.
Формирование социологического мышления — требование времени: картина мира в условиях глобализации социальных процессов взначительной мере социологизируется. Социология приобретает какметодологический, так и мировоззренческий аспект. Причем это методология имировоззрение особого рода, динамично трансформирующиеся в повседневной жизни,профессиональной и иной практике человека.
Есть еще один важный аспект развитиясоциологической науки и подготовки специалистов. Социология за последнеедесятилетие все более прочно укореняется в системе развивающихся специальностей.Импульс от социологической науки и методологии социологического исследованияполучили различные области социальной работы, службы демоскопии, связи собщественностью (пиар), специалисты маркетинговых, консалтинговых служб,социальных технологий, социального управления и др.
В этой связи следует отметить следующее.Во-первых, вырастает потребность в углубленной практической, прикладнойподготовке социологов. Вместе с тем, нередко из конъюнктурных соображений вугоду ориентации на модные специальности в вузах, в том числе в классическихуниверситетах, происходит вымывание из учебных планов разделов офундаментальной подготовке студентов и о подготовке специалистов пофундаментальным направлениям. Во-вторых, по новым социологическимспециальностям (связи с общественностью, работа с персоналом, организационноеуправление, политология, культурология, антропология, конфликтология и пр.)складываются параллельные профильные структуры. Потребность в углубленнойспециализации объективно обусловлена; необходима также координация усилий вобучении кадров по этим специальностям. Однако нельзя допустить распылениеметодического руководства по частным направлениям, удаления их отсоциологического образования. Если подготовка по новым социальным профессиямобособится, выйдет из-под опеки общей социологии, то она утратит корниобществоведческого, гуманитарного знания, превратится в манипулятивнуютехнологическую рутину.
Социология входит в блок социально-гуманитарныхдисциплин, без знания которых в настоящее время немыслим специалист в любойобласти народного хозяйства. Она несет мощный герменевтический заряд, выявляя вобщественной системе закономерности функционирования и развития социальныхсвязей и отношений. Научить студента социологическому анализу – это означает датьпрежде всего добротную теоретическую подготовку, цельный и стройный взгляд наобщество и место человека в нем. Это тем более важно, если учесть, что запоследние годы изучение теоретических проблем общества было ослаблено (что внемалой степени связано с кризисом общественных наук). Но определить свое местов обществе, стать полноправным гражданином и грамотным руководителем (в томчисле и компетентным заказчиком исследования) выпускник любого вуза можеттолько тогда, когда наряду с теорией он освоил и методику проведениясоциологического исследования.
Перед социологами страны стоит общаягенеральная цель — формирование социологической культуры общества. Достижениеэтой благородной цели предполагает: развитие социологической науки,социологических исследований и институциональных практик, основанных назнаниях, внедрении их результатов в жизнь; социологическое образование в формеподготовки профессиональных социологов, осуществляемое на высоком уровнепреподавания фундаментальных, прикладных дисциплин в сочетании с формированиемкультурного кругозора и гражданской позиции; всеобщее социологическоеобразование, дифференцированное по категориям населения; постояннуюпросветительскую миссию социологов, включая публицистику в средствах массовойинформации; формирование социологического мышления руководителей,организаторов, специалистов всех отраслей хозяйства, широких слоев населения;консолидированные усилия социологов в решении социальных проблем, вдостоверной, объективной, научной оценке фактов, в диагнозе недугов нашегообщества и выдвижении стратегии и тактики избавления от них. Социологическоесообщество нуждается в заинтересованном отношении общества к результатам своейдеятельности, поддержке социологической науки и социологического образования вРоссии.
Заключение
Все вышесказанное, на наш взгляд, позволяетприйти к выводу, что в условиях трансформации основ нашего общества социологиянамного больше подходит на роль базовой учебной дисциплины, обязательной длякаждого студента, чем какая-то другая наука. Перечислим некоторые аргументы впользу социологии.
Социология является одновременно и социальной игуманитарной дисциплиной.
Социология обладает различными теоретическимиподходами, которые развивают критическое мышление на основе анализа социальныхпроблем, которые близки и понятны студентам.
В отличие от политологии и культурологии,социология дает более общие знания, не ограничиваясь отдельными сферамиобщественной жизни, и потому потенциально вызывает интерес у более широкогокруга студентов.
Необходимость использования информационныхтехнологий в преподавании социологии диктуется временем. Фундаментальныецивилизационные изменения, начавшиеся в последней трети XX в., поставили наповестку дня вопрос о разработке и использовании новых технологий приобретениязнаний, навыков, умений, которые соответствовали бы науке, ценностям иотношениям информационного общества. В эпоху развития общества, основанного наинформации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам,образование должно помочь каждому индивиду пользоваться этой информацией,отбирая, упорядочивая, накапливая и управляя ею. В процессе образованияпроисходит отход от стандартизации и подражания в пользу индивидуализации,дифференциации.
Поиск новой системы (концепции) образованияведется в стремительно изменяющихся условиях. Перед студентами-социологамистоит задача научиться приобретать знания в условиях быстрых изменений,связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности,необходимо сочетать достаточно широкие культурные знания с возможностьюглубокого постижения неограниченного числа дисциплин. Преподаватели социологиив этих условиях должны вести постоянный информационный мониторинг, следить залитературой и т.п. Изменения в технологии образования являются не толькотехнической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос.
Главная задача преподавания социологии –научить студента социологическому анализу, или, что более точно, — помочьразвитию социологического мышления. Так как есть опасность сведения содержаниясоциологического анализа к анализу социологической информации, тогда как анализв науке — это не просто изучение данных, это выявление общих черт, стремление кинтеграции и комплексности в исследовании социального объекта. И в этом вкакой-то мере заключается специфика социологии как науки.
Список литературы
Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Проблемы и перспективыкафедры социологии в техническом вузе // Социс. – 2000. – № 8. – С. 123-126.
Бурлуцкая М.Г. Какому социологическому анализу мы учимстудентов // Социс. – 2000. – № 8. – С. 126-132.
Выборнова В.В., Варбузов А.В., Орлрва Л.А. Инновационныеметодики в преподавании социологии // Социс. – 2001. – № 3. – С. 123-126.
Головенко И.А. Преподавание социологии: историческаясправка и вариант курса // Социс. – 1992. – № 8. – С. 38-47.
Гущина Е.Н. Преподавание социологии в университете //Социс. – 2005. – № 1. – С. 115-118.
Добреньков В.И. Социологическое образование исоциологическое сообщество // Социс. – 2004. – № 4. – С. 113-116.
Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций.– М., 2001.
Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е.Программы национального фонда подготовки кадров и обновление социологическогообразования в России // Социологический журнал. – 2004. – № 3-4. – С. 138-142.
Крухмалев А.Е., Орлова Л.А., Варбузов А.В. Инновационныеобразовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол»)// Социс. – 2001. – № 10. – С. 125-133.
Кудряшов Ю. Информационные технологии – важный ресурсразвития //Высшее образование в России. – 2007. — № 5. – С. 45-49.
Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методахпреподавания социологии // Социс. – 2002. – № 2. – С. 120-123.
Морозова Е.И. Социология и маркетинг // Социс. – 1991. – №7. – С. 92-94.
Овсянников В.Г., М.Ф. Шурупова Социологическое образованиев России: проблемы и перспективы // Социс. – 1993. – № 11. – С. 28-38.
Социология: Основы общей теории / Под ред. А.Ю. Мягкова. –М., 2003.
Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствованияпреподавания социологии с учетом зарубежного опыта // Социс. – 2000. – № 8. –С. 132-137.