Реферат по предмету "Социология"


Управление конфликтами на примере Алтайского краевого центра по бор

--PAGE_BREAK--Весьма существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения и противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон.
В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиями противоборства.
Социологи, для которых привычнее выделять социальные отношения, больше склонны характеризовать конфликт, прежде всего как предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, позиций и государств [9; с.127].
1.2           Предмет и объект конфликта, классификация конфликтов
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на микро- и макро- уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический, политический. Юристы различают внутри – и внешсистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе и семейно-бытовые, культурные, социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [9; с. 212].
По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потом правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. По причинам и источникам возникновения конфликты делят: объективные и субъективные [10; с. 412].
В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация создаться и из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, то есть происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на действия и поведения людей, расхождением во взглядах и т. п., социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и определенных социальных групп
По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым и скрытым. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем неоправданными, лишенными всякой целесообразности [7; с. 455]
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, то есть те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения.
По масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в отдельное конфликтное противоборство всех работников организации, либо основную массу наемных лиц региона или занятых в той или иной отрасли народного хозяйства. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из – за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнения коллективных договоров и трудовом соглашении, исполнении работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников, введение новых или существенное изменение действующих правил и инструкций.
Большим разнообразием форм проявления характеризуется типология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты [12; с.89].
Межличностный конфликт древнее внутриличностного, поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению автокоммуникации, общению индивида с самим собой. Вместе с тем межличностный конфликт во многом имеет интимный характер, то есть касающийся только отдельного лица, механизм провоцирования и стимулирования определенного поведения. Его функциональное значение было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, взаимное нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния.
По способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на агонистические, сопровождающиеся непримиримостью, неуступчивостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддерживания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Однако при всей несхоженности манер и стилей, а также при этом, что не существует единых рецептов преодоления конфликтов и каких-то универсальных способов их улаживания, имеют место и общие признаки конфликтного поведения. Такое поведение практически всегда, так или иначе, связанно с решением той или иной проблемы, которая вызвала противоборство и которая в определенной мере значима для каждого из участников конфликта, делает их взаимодействующими. Это требует выбора соответствующего способа, то есть образа действий, который отвечал как бы специфике (особенностям), так и общей природе, некоей стандартной основе данного типа конфликта.
Существенно значим еще один признак классификации конфликтов- то функциональной значимости, то есть восприятию результатов.
Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую проблему), служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в решении данной проблемы в свою пользу.
Предмет конфликта – это и есть основное противоречие, из – за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблемы власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости [17; с.56].
Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь запутанную или сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим.
В конфликтах напластование проблем может сделать предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки».
Объект конфликта в конкретной системе отношений – это всегда некий дефицитный ресурс. Дело не только в объективной «неделимости» объекта между двумя сторонами, но и в неделимости субъективной. Иными словами, дефицит ресурсов и определение характера и границ субъекта – вещь чаще всего относительная, изменчивая по своей сути.
Конфликт, однако, может и не иметь объекта. Наряду с «объектным» конфликтами, выделяется категория «безобъективных», не базирующихся на взаимных стремлениях, к контролю над чем – то.
1.3           Структура конфликта и специфика источников конфликта
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется также по – разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и разные социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.
Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность его устойчивость связей, обеспечивающих целостность связей, обеспечивающих целостность конфликта, торжественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Всякий конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последний включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средство и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, государства, международные сообщества.
Ключевым моментом в анализе конфликта считает А. Гурен, является четкое определение социальных оппонентов, является четкое определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций. Будет правильным уточнить тезис французского социолога: определение интересов социальных оппонентов и соответствующих ценностных ориентации. В чес здесь проблема? В том, что в реальном конфликте действительные оппоненты (субъекты) далеко не всегда выявляют себя, а зачастую скрываются за второстепенными соучастниками противоборства, или же стремятся представить в качестве субъектов конфликта такие группы и организации, которые лишь косвенно связанны с предметом конфликта. Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства.
О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Динамика конфликта с помощью прямо связана с развитием его субъектов и наоборот. Если конфликт перерастает в новое, качественное состояние, соответственно качественно изменяются и субъекты конфликта. В случае развития экономического конфликта в политический ведущую роль начинают играть политические организации наемных рабочих, с одной стороны, и институт политической власти, с другой стороны. В такой ситуации возможны два варианта преобразования инициатора конфликта: подключение к организации экономической борьбы политических партий и движений или превращения организации, созданной для защиты экономических интересов, определенной социальной группы, в политическую организацию, ведущую борьбу за власть. Подобная метаморфоза, как известно, произошла с польским профсоюзным объединением «Солидарность» и ее лидерами.
Маскировка подлинного субъекта конфликта – частое явление во внутригрупповых столкновениях.
Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта и его динамики, важно различать субъекты, инициирующее конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфликтную ситуацию, зачастую оказывается не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил – одна из закономерностей конфликта, в особенности классового.
Каждая из сторон конфликта может состоять из совокупности элементов: коалиций партий, ассоциаций, производителей, союзов общественных объединений, коллективов, индивидов.
Для понимания характера конфликта и его направленности следует учитывать единство и имеющиеся различия во взглядах и позициях агентов, составляющих один и тот же субъект.
Внутренние противоречия данного субъекта могут ослабить его позицию или усилить, в зависимости от того, как они регулируются или разрешаются. Распад субъекта и неминуемое в этом случае — крайний вариант функционирования многосоставного субъекта. Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образуют особое состояние общественного сознания, специфика которого осуществляется в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей или целей и превращение их в мотивацию активности.
Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Ими могут быть экономические или социальные блага, материальные или духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет предмет цивилизованной социальной жизни.
В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый квази – предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.
Козер Л. обозначил в качестве переменных предмета конфликта власть, статус, перераспределение ценностей и доходов. Дарендорф Р. назвал предметом современного социального конфликта право на включение в «большинство» общества, добившихся нормальных условий для себя жизни. Парсонс Т. И его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно- ценностной основы.
Как следует из всего вышесказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию социального механизма в целом. Предмет конфликта – это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных явлений и процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта.
Предметом многих конфликтов служит уровень эффективности экономики, политического руководства и организации общественной жизни в различных ее областях. Каждому типу общества присущи свои конфликты, соответственно и возникают они на характерной для общества основе. Предмет конфликта – это не переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы не были конфликтные отношения.
Конфликтное действие и поведение, его средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных структурных элементов.
Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использование экономической и политической власти, влияния, авторитета, идеологического воздействия и другой, вплоть до физического насилия. Доминирование порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения. В конечном счете модели конфликтного поведения обобщаются в следующие виды:
1)     достижение одним субъектом своих целей за счет другого;
2)     частичная и полная уступка одним субъектом своей позиции другому;
3)     взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтующих субъектов и достижение какой – то общей цели;
4)     взаимное неудовлетворение интересов противоборствующих сторон и стремление перевести конфликт на новый уровень и новую форму.
Борьба сторон за реализацию взаимоисключающих интересов, позиций и целей; борьба за противоречивые интересы, позиций и целей при наличии превалирующего над противоречием единства, более существенных интересов; борьба, связанная с выбором путей, средств и методов достижения общих интересов и целей,- таковы некоторые модели конфликтного действия общественных субъектов.
Взаимодействие конфликтующих субъектов, развертывается в определенном времени, имеется в виду продолжительность конфликта, последовательность его этапов, темпы протекания противоборства. Конфликт также характеризуется своим полем, что входит в состав элементов его структуры.
Социальное поле, по мнению французского социолога П. Бурдье, — это специфическая система объективных связей между отдельными позициями, находящихся в конфликте или альянсе, в конкуренции или кооперации, определяемыми в большей степени факторами, не зависящими от субъектов – носителей позиции. С точки зрения П. Бурдье, социальное поле, в частности, политическое, является условием и постоянно производящимся и институциирующимся результатом практики. Поле составляют агенты, позиции, институты, документы, используемые в борьбе, правила игры (если они есть), то есть все то, что фигурирует и с чем связаны конфликтные действия, образует содержательные границы его.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Понятие «поле» конфликта включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия – конфликта, а поле – все, что составляет сферу конфликтных действий. Элементы поля, например, правила игры, могут стать предметом конфликта, если по их поводу возникает противоборство.
Главная линия конфликта или ядро конфликта – это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами – это конфликтный фактор, прежде всего противопоставляющий самих оппонентов.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент структуры.
Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующую основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности, или хотя бы одна из них не могут существовать уже в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону, или обе уже не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтных факторах, говорят о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе – это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле этого слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием для возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты. Нынешняя ситуация в России характеризуется наличием всех составляющих конфликтной ситуации, связанной с глубоким системным кризисом общества.
Понятие организационно-управленческого конфликта непосредственно связано с такими понятиями как «организация» и «управление».
Первое, то есть организация, характеризует форму социальной связи между людьми, сплачивающую их в некую социальную общность, обеспечивающую функционирование этой общности упорядоченным образом. Любое объединение людей и есть организация, в том числе и институты регионального, государственного и местного управления.
Второе понятие – управление — раскрывает способ осуществления своих совокупных общественных действий, ориентированных на реализацию единых целей и задач. Управлять – значит добиваться того, чтобы те или иные субъекты выполняли заранее очерченные функции и намеченные цели. Управление – целенаправленная многофункциональная деятельность, она всегда осуществляется через посредство определенной организации. Поэтому управленческие отношения есть, по сути, и организационные, хотя последние имеют свою относительную самостоятельность, как компонент содержания управленческой деятельности. Конфликт в управленческих отношениях, так или иначе, затрагивают отношения и организационные отношения, и предстает в действительности как организационно-управленческий.
Специфика организационно-управленческого конфликта выясняется анализом целевой группы организации как субъекта государственного и административного управления и социального пространства, на котором возникают и функционируют внутригрупповые конфликты.
Понятие социальной организации равнозначно целевой группе, то есть объединению людей, созданному для реализации определенных (а именно, управленческих) целей организационным образом. Другие значения понятия организации – способы руководства и управления людьми, координация функций деятельности субъектов; система образцов деятельности, средств социального контроля, социальных ролей, что обеспечивает совместную деятельность группы, как реализацию их функций.
Целевая группа – организация как институт государственного и местного управления характеризуется рядом признаков. Это объединение людей, стремящихся к осуществлению общих целей, связанных с реализацией четко очерченных, формализованных управленческих функций. Формальная организация играет основную роль в жизнедеятельности целевых объединений, созданных для управления.
Краткая характеристика целевой группы – организации как ячейки административного управления, специфики административной власти, которая помогает понять, сколь многообразны возможности для возникновения и регулирования конфликтов в этой области общественной жизни. По своей природе они в основном порождаются взаимодействие управляющих и управляемых, организаторов и организуемых.
Как свидетельствует Ден Д., классическое исследование в области проблем менеджмента, проведенное в организациях Соединенных Штатов показало, что 25% времени, затраченного на управление, уходит на улаживание конфликтов. Эта цифра увеличивается до 30% для руководителей высшего звена.
Организационно-управленческий конфликт – это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, средств и методов управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.
Как и другие типы конфликта, организационно-управленческий конфликт означает столкновение субъектов, связанных с теми или иными противоречивыми позициями, целями и ценностями представлениями об общественном процессе жизни людей, наций и государств. Вместе с тем, специфика определения данного типа конфликта, особенность всех его признаков вытекают из того, что речь идет о взаимодействиях внутри определенной целевой группы (части управляющей системы) или ее другими частями. Взаимоотношения между людьми – членами управляющей организации, в частности аппарата государственного или местного управления, принципиально отличны от институционализованных или неинституционализованных отношений. Они заданы специализированными, четко определенными управленческими функциями и ролевой структурой организации, регламентируются присущими данной организации нормами, а также способами деятельности.
На конфликтные действия побуждают не противоположные цели управляющих и управляемых (те и другие интегрируются в организацию, признавая ее цели), а скорее неоднозначные интерпретации общих целей, путей и средств их достижения. Несколько иначе обстоит дело с позициями, ценностями и представлениями членов организации, они могут быть официально выражаемыми и неофициально проявляющимися, причем первые далеко не всегда совпадают со вторыми, чаще всего противоречат им.
В управленческой группе возникают и развиваются конфликты, преимущественно объективного характера, то есть вытекающие из заданной системы противоречий, и такие, которые порождаются главным образом, субъективными причинами, зависящими от личностных характеристик и индивидуального поведения руководителей и исполнителей, властвующих и подвластных. Весьма значимо разграничение конфликтов по признаку реальности: конфликта подлинного, обусловленного по преимуществу объективными противоречиями, и ложного, не имеющего в своей основе фактических причин, конфликта действительного и приписанного, когда в качестве конфликтующих сторон воспринимаются не те агенты, которые находятся в состоянии противоборства, конфликта условного, существующего до тех пор, пока он не осознан, и конфликта жизненного, постоянного для социального организма.
Каждый элемент организационно-управленческих отношений в потенции обременен противоречием, хотя, конечно, не всякое противоречие развивается в конфликт. Но всякое противоречие, если оно реализуется, в конечном итоге восходит к отношениям: руководитель-подчиненный, управляющий – управляемый, исполнитель-исполнитель. Основа внутреннего регулирования отношений и деятельности – единый административный порядок, иерархия субординация и дисциплина – предполагает постоянное преодоление противоречия между общезначимыми для данной организации и частным, нормативным и дисфункциональным, рациональным и иррациональным, целенаправленным и стихийным. При этом общезначимое, нормативное в идеале воплощается в деятельности руководящего ядра, формального лидера. Но в действительности бывает иначе, когда носителем позитивного выступает активная часть целевой группы, сталкиваясь с сопротивлением руководства. Административный порядок потому и гарантирует возможность принудительного выполнения членами организации принудительных норм, что они нередко приходят в противоречие с личностными, индивидуальными интересами и стремлениями.
Объективно в управленческой группе, наряду с основной, формальной организацией всегда существует неформальная. Противоречия между данными структурами неизбежно, коль скоро формальная организация обеспечивает «безличностный» способ функционирования целевого объединения, опирается на административную власть, а неформальная – на способ деятельности и отношения, зависящие от личностных черт членов организации и регулируемые складывающимися нормами профессиональной этики, авторитетом общественного мнения. Формальная организация управленческих отношений воплощается в бюрократию. Как административный управленческий аппарат, как рационализированная и дисперсонализированная система управления и руководства, бюрократия объективно противоречива, объективно на конфликтность и внутри себя и во взаимоотношениях с общественной системой – объектом управления.

Глава 2. Управление конфликтами в деятельности Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
2.1 Характеристика деятельности Центра и сущности конфликта.
Как уже было нами отмечено, наиболее острыми и деструктивными конфликтами являются те, которые связаны с распространением девиантного поведения, наиболее распространенным из которого является наркомания.
Клинико-психологическое исследование наряду с другими отклонениями выявило следующие преморбидные расстройства у подростков из семей, отягощенных злоупотреблением психологически активных веществ, которые, как правило, также встречались в анамнезе больных алкоголизмом и опийными наркоманиями:
1. Патология раннего и позднего постнатального периода (гипервозбудимость, плаксивость, двигательное беспокойство, нарушение сна и др.) – 93%.
2. Энурез – 30%.
3. Симптомы минимальной мозговой дисфункции – 56%.
4. Тяжелый пубертат – 46%.
5. Эмоциональная нестабильность и склонность к депрессиям – 94%.
6. Психический инфантилизм – 62%.
7. Дефицит внимания – 70%.
8. Поиск новизны и склонность к рискованному поведению – 62%.
9. Склонность к антисоциальному поведению – 50%.
10. Раннее начало курения и употребления алкоголя – 72%.
В целом подростки из отягощенных алкоголизмом и наркоманией семей характеризуются более высоким уровнем напряженности и возбужденности. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Снятие внутренней напряженности является одним из побудительных мотивов обращения к наркотикам.
Наша страна пережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, вторая началась в 1980-е.
В начале 1920-х широкое распространение наркомании стало естественной реакцией на общее состояние социальной неустроенности после гражданской войны. Самым популярным наркотиком был «марафет», ( кокаин), который нюхали не только беспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-х усилилась борьба с контрабандой, и одновременно был отменен «сухой закон», наркомания быстро пошла на спад.
Повышение открытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблем послужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР. Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность России и других постсоветских государств (табл. 1).
Таблица 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ НАРКОТИКОВ В ЭКС-СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ,% ОТ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ СТАРШЕ 15 ЛЕТ
Страны
Каннабис
Опиаты
Азербайджан
1,1
0,3
Белорусь
0,1
0,08
Казахстан
3,2
0,9
Латвия
0,5
0,3
Литва
0,3
0,3
Молдова
1,8
0,04
Россия
0,9
0,9
Узбекистан
1,3
0,7
Украина
0,6
0,3

Уровень потребления наркотиков считают угрожающим генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. Между тем социологические исследования конца 1990-х показали, что 10–15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь. В начале 21 века количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, достигло в России нескольких миллионов человек. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет их количество может увеличиться в 2 раза.
Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов. С одной стороны, наркоманы испытывают затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических веществ, а потому вынуждены поддерживать связи с теми, кто первоначально приобщил их к потреблению наркотиков. С другой стороны, для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение – не только для того, чтобы создать атмосферу одобрения, но и для перепродажи наркотиков, чтобы добыть хронически не хватающих денег.
Исходя из всего вышесказанного, реально возникновение конфликта между наркоманами и врачами по поводу социального восприятия наркомании, а также последствий его лечения. Деструктивные последствия данного конфликта усиливаются тем обстоятельством, что чаще всего сами наркоманы относятся к процессу лечения негативно, не считая себя больными. Врачи — наркологи также относятся ко всему неоднозначно, так как с одной стороны воспринимают своих пациентов негативно, а с другой, считая, что они давали клятву помогать всякому, а это лишь пациент.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами по-прежнему является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом.
В Алтайском крае негативные последствия конфликта усиливаются тем, что на данной территории практически отсутствуют реабилитационные учреждения, занимающиеся адаптацией наркоманов к социальной действительности.
Одной из таких организаций является Алтайского краевого центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
История Центра насчитывает уже более 10 лет.
1 декабря 1989 Алтайским крайисполкомом было принято решение за N 419, согласно которому отделу здравоохранения поручалось организовать центр по профилактике и борьбе со СПИДом.10 октября 1990г. приказом N 687 отдела по здравоохранению такой центр был создан. Основными задачами Центра по профилактике и борьбе со СПИДом стали: организация и проведение серологического скрининга на ВИЧ-инфекцию, оказание специализированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИДом, проведение широкой профилактической работы среди всех слоев населения.
Для размещения Центра было выделено два двухэтажных здания. В сжатые сроки проведена реконструкция и ремонт с перепланировкой помещений, развернута иммунологическая лаборатория, вспомогательные службы.
В настоящее время в Центре создана крепкая материальная база, имеется современное диагностическое оборудование в лабораториях, работает квалифицированный медицинский коллектив: 62% врачей и 67% среднего медицинского персонала имеют квалификационные категории.
Главным врачом Центра был назначен заслуженный врач России, кандидат медицинских наук Султанов Ленар Васильевич.
Таким образом, началось создание в Алтайском крае специализированной единой службы для организации мероприятий по профилактике ВИЧ/ СПИДа и оказанию медицинской и консультативной помощи ВИЧ-инфицированным.
В настоящее время в краевую службу по профилактике и борьбе со СПИДом входят 20 лабораторий по диагностике СПИДа и 8 инфекционных отделений крупных больниц городов Барнаула, Бийска, Рубцовска, Заринска, Алейска, Камня-на-Оби. С целью повышения качества оказания медицинской помощи больным ВИЧ/СПИДОМ открыты Центры в г.г. Бийске и Рубцовске; в каждом лечебном учреждении в городах и районах края назначены врачи, ответственные за вопросы ВИЧ/СПИДа. Организационно-методическое руководство данными учреждениями осуществляется АКЦПБ со СПИДом.
С весны 2002 года открыт сайт краевого Центра. На сайте можно получить информацию об эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в Алтайском крае, ознакомиться с публикациями по проблеме ВИЧ/СПИДа, реализующимися проектами и программами по данной проблеме, узнать адреса ЛПУ, оказывающие помощь ВИЧ — инфицированным, и многое другое. Кроме того, каждый желающий по электронной почте может задать вопрос специалистам Центра и получить на него квалифицированный ответ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В 1993 году администрацией Алтайского края была принята первая целевая комплексная программа по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения, с тех пор целевые комплексные программы по данной проблеме принимаются администрацией края регулярно, период действия такой программы рассчитан на три года. В настоящее время на территории края работает уже четвертая программа. Реализация целевых программ позволила добиться снижения темпов прироста новых случаев ВИЧ/СПИДа и стабилизации уровня заболеваемости в крае.
В состав АКЦПБ со СПИДом входят отделы: отдел эпидемиологии, отдел профилактики, лечебный отдел, клинико-иммунологическая лаборатория, организационно-методический отдел, отдел автоматизированной обработки информации.
Отдел эпидемиологии. Основные направления работы: участие в разработке комплекса организационных, профилактических, противоэпидемических мероприятий по ВИЧ-инфекции, выявлению больных, носителей и их контактных; определение стратегии организации и проведения противоэпидемических мероприятий; эпидемиологическое расследование случаев ВИЧ-инфекции с привлечением к эпидрасследованию медработников других специальностей и специалистов других служб; осуществление профессионального эпиднадзора за состоянием заболеваемости не только ВИЧ-инфекцией, но и инфекциями передающимися половым путем, наркоманией; контроль за деятельностью ЛПУ по вопросам организации противоэпидемических мероприятий, соблюдению последними мер безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями; оказание консультативно-методической помощи учреждениям здравоохранения.
Отдел профилактики. Основные направления работы: определение стратегии профилактики ВИЧ/СПИДа в крае, координация работы учреждений и ведомств по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа; организация профилактической работы среди различных групп населения, разработка и реализация программ, проектов по профилактике ВИЧ/СПИД; социальная и правовая защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей; взаимодействие с международными организациями и фондами, реализация международных программ на территории края по вопросам ВИЧ/СПИДа; обеспечение информированности населения и отдельных его групп по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа через СМИ; проведение социологических, поведенческих исследований; организация публичных мероприятий; выпуск непериодической печатной продукции; оказание психологической и информационной поддержки ВИЧ+ в группе само и взаимопомощи.
Лечебный отдел. Специалисты отдела проводят диагностику, лечение, диспансеризацию пациентов с ВИЧ-инфекцией, СПИД-маркерными заболеваниями, инфекциями, передающимися половым путем, вирусными гепатитами В, С оказывают все виды медицинской помощи: стоматологическую, гинекологическую, психотерапевтическую, наркологическую, дерматовенерологическую, помощь ВИЧ-инфицированным и контактным; диагностику и коррекцию иммунологических нарушений при ВИЧ-инфекции, различных инфекционных и соматических состояниях. Проводит химиопрофилактику вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, осуществляет диспансеризацию детей, рожденных от ВИЧ-матерей, осуществляет мониторинг аварийных ситуаций медработников, пострадавших в работе с ВИЧ-инфицированными.
Клинико-иммунологическая лаборатория. Лаборатория проводит диагностику: ВИЧ-инфекции методом ИФА и иммуноблота; вирусных гепатитов; СПИД — ассоциируемых заболеваний; инфекций, передающихся половым путем; внутриутробных инфекций; исследование иммунного статуса пациентов с ВИЧ-инфекций и другими иммунодефицитными состояниями; клинические, биохимические, гематологические исследования, начата диагностика ВИЧ-инфекции методом ПЦР.
Лаборатория осуществляет организационно-методическое руководство скрининговыми лабораториями по диагностики СПИД, расположенными на территории Алтайского края. Сотрудники лаборатории проводят обучение врачей клинической лабораторной диагностики края методам диагностики ВИЧ-инфекции на факультете усовершенствования врачей, на рабочих местах в АКЦПБ со СПИДом и с выездом в ЛПУ. Силами лаборатории ежегодно проводятся семинары-совещания по вопросам лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний.
Организационно-методический отдел. Отдел обеспечивает оптимизацию управления и координацию деятельности подразделений Центра; разработку планов работы Центра, проектов распорядительных документов; ведение статического учета и отчетности Центра; оказывает методическую помощь и организацию мероприятий по подготовке специалистов учреждений здравоохранения и других заинтересованных служб и ведомств; участие в подготовке и обобщение информационных и аналитических материалов, хранение всех видов информации в Центре; осуществление информационного взаимообмена между Центром и другими службами и ведомствами, в т.ч. со средствами массовой информации; организацию издания директивных документов и научно-практических статей; связь Центра со СМИ через пресс-службу.
Отдел автоматизированной обработки информации. Основные направления работы отдела: разработка, написание и сопровождение программ; администрирование локальной сети; администрирование баз данных; выполнение первичных эскизы плакатов, памяток, буклетов, графиков, книг; обработка данных анкетирования при социологических исследованиях; обслуживание и ремонт ПК.
Приоритетными направлениями в работе данного учреждения являются
— межведомственное взаимодействие и координация работы по проблеме ВИЧ/СПИДа;
— организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа как среди населения в целом, так и среди наиболее уязвимых его групп: молодежи и подростков, потребителей инъекционных наркотиков, лиц, оказывающих сексуальные услуги, больных ИППП;
— организация системы мероприятий по предупреждению перинатальной передачи ВИЧ-инфекциии;
-обеспечение современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, определение вирусной нагрузки у пациентов с ВИЧ/СПИДом;
-организация оказания всех видов специализированной медицинской помощи пациентам в условиях госпитальных баз;
-оказание амбулаторно-поликлинической помощи пациентам с ВИЧ/СПИДом и лицам, состоящим на «Д» учете;
-оказание медико-психологической помощи детям и подросткам из социально неблагополучных семей в контексте ВИЧ/СПИДа, ИППП, наркомании;
-организация, внедрение и контроль мероприятий по защите медицинских работников от заражения ВИЧ-инфекцией;
-подготовка медицинских кадров по проблеме ВИЧ/СПИДа;
-внедрение поведенческого эпиднадзора за распространением ВИЧ-инфекции/СПИДа;
-разработка прикладных программ по обработке информационных потоков.
2.2 Программа представленного социологического исследования
Тема: Социологический анализ конфликтов, возникающих в процессе социального восприятия потребителей и врачей наркологического профиля к лечению наркотической зависимости (на примере Алтайского краевого наркологического диспансера).
Актуальность исследования.
В 20 веке человечество столкнулось с новой проблемой, угрожающего нормальному функционированию и развитию мирового сообщества, — наркоманией. Кроме того, инъекционное употребление наркотиков увеличивает распространение ВИЧ-инфекции. Например, на инъекционное употребление наркотиков приходится примерно 80% случаев передачи ВИЧ-инфекции. Один из наиболее высоких темпов распространения инфекции ВИЧ/СПИД характерен для потребителей инъекционных наркотиков, они представляют наибольшую опасность в плане распространения ВИЧ-инфекции. Это связано с тем, что в данной группе совмещаются два наиболее опасных способа передачи ВИЧ-инфекции — потребление инъекционных наркотиков и незащищенные половые контакты.
         Несмотря на это опасность заражения существует у людей ведущих обычный образ жизни и не входящих в группу риска. Но в России происходит увеличение количественного состава групп риска. Так, по данным Минздрава РФ в период с 1995года. по 2005 год количество потребителей наркотиков увеличилось с 44 до 223,4 человека на 100 тыс. населения. При этом большая часть зарегистрированных больных наркоманией (89,8%) употребляет опиоиды, т.е. вводят наркотики инъекционным путем.
Ситуация с наркотизацией в Алтайском крае еще более серьезна, чем в целом по России. В 2001году Алтайский край входил в группу территорий, в которых уровень наркотизации населения превышал общероссийский в полтора и более раза. Уровень Наркотизации в Алтайском крае по данным официальной статистики в 2001г. составлял 423,2 человека на 100тыс. населения. Учитывая, что ситуация с распространением ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков наиболее опасна, следует признать, что жители Алтайского края находятся под серьезной угрозой.
Степень изученности проблемы.
Исследования данной проблемы затруднены по причине того факта, что процесс наркотизации общества относится к разряду латентных социальных процессов. Они труднодоступны для исследования как технологически так и практически.
Большая часть работ рассматривает причины и последствия употребления наркотических средств (Змановская Е.В., Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., Габиани А.А.), их различные классификации, общая характеристика наркомании (Гилинский Л.И., Афанасьев В.С., Белогуров С.В., Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А.), современное состояние и развитие наркотизма как социального явления (Габиани А.А.), причины и тенденции процесса (Левин Б.М., Левин М. Б.).
Объект исследования — потребители инъекционных наркотиков и врачи наркологического профиля.
Предмет исследования — конфликт по поводу социального восприятие потребителей и врачей наркологического профиля лечения наркотической зависимости.
Цель исследования — представить социологический анализ конфликта восприятия потребителей и врачей наркологического профиля к лечению наркотической зависимости.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач.
Задачи:
1.     Рассмотреть теоретико-методологические основы социального восприятия потребителей наркотиков лечения наркотической зависимости.
2.     Рассмотреть теоретико-методологические основы социального восприятия врачей наркологического профиля лечения наркотической зависимости.
3.     Провести анализ социальной ситуации лечения наркотической зависимости.
4.     Проанализировать специфику социального восприятия лечения наркотической зависимости.
5.     Проанализировать эффективность лечения с т.з. потребителей инъекционных наркотиков по количественным показателям.
6.     Проанализировать эффективность лечения с т.з. врачей наркологического профиля по количественным показателям.
7.     Показать индивидуальные аспекты отношения больных к лечению наркотической зависимости.
В ходе исследования выдвинуты следующие гипотезы.
Гипотезы:
1.     Специфика восприятия доступности и качества услуг лечения наркотической зависимости часто принимается потребителями в «негативном свете».
2.     Амбивалентное отношение медицинского персонала к потребителям инъекционных наркотиков.
3.     Нежелание потребителей принимать информацию о лечении наркотической зависимости.
4.     Существующая система наркологической помощи не соответствует потребителям региона в связи с изменившейся социальной ситуацией потребления наркотиков.
5.     Основная теория отражающая данную проблему исследования – теория социального взаимодействия Д.Г. Мида.
Методы проверки гипотез.
Эмпирической базой дипломной работы являются материалы исследования проведенного сотрудниками АлтГУ в Алтайском Краевом наркологическом диспансере.
Выбор методов исследования зависит от решаемых задач и содержания проверяемых гипотез.
Методы:
1.     Анализ научной литературы.
2.     Анализ полученный с помощью социологических методов: наблюдение и глубинное интервью.
3.     Обработка первичной информации.
4.     Синтез информации вторичных данных.
5.     Сравнительный анализ.
2.3 Анализ проведенного исследования в коллективе Центра
Социологическое исследование было проведено методами глубинного интервью и анкетирования. В качестве респондентов были опрошены лица, проходившие лечение в Алтайском краевом центре по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
В ходе анкетирования и интервью было опрошено 60 человек, (80%) женщин, (20%) мужчин. По возрастному составу, (70%) от 15 до 30 лет, (20%) от 35 до 40 лет и (10%) старше 40 лет.
Большую часть респондентов (80%) не имеют никакого образования, (10%) имеют не полное высшее и (10%) имеют средне-специальное образование.
В ходе исследования было выявлено, что (60%) опрошенных не состоят в браке, (10%) в браке состоят и (30%) разведены. Исследование показало, что большинство (70%) не имеют детей, (30%) имеют детей.
Такие полученные данные достаточно объективны. Наркоман — это социальный труп.
Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди детей, родившихся у наркоманов, велик процент аномалий в развитии, врожденных уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу затраченные на его воспитание и образование средства, не участвует в производстве.
Восприятие рекомендованного лечения («комплайнс»), под которым понимают осознанное выполнение пациентами врачебных назначений, во многом определяет прогноз течения болезни [].
Показано, что даже при правильной и своевременной диагностике болезни, адекватно назначенном лечении, результаты последнего, остаются неудовлетворительными, если больной не следует рекомендациям или неправильно воспринимает информацию, сообщенную врачом.
Опрос показал, отношения между врачами и пациентами данного медицинского учреждения складываются следующим образом:
— никакие (30%)
-приятельские (30%)
-сволочи они все (40%).
Исходя из всего вышесказанного, необходимо сделать вывод о том, что пренебрежение рекомендациями врачей, как в процессе лечения, так и после него, могут иметь истоки в неприятии врача как человека и как специалиста, реально способных помочь.
На вопрос «Часто ли наркоманы советуются друг с другом и с врачом», мы получили следующие ответы:
(90%) ответили, что такого не бывает
(10%) ответили, что иногда делают это.
Такие варианты ответа также подчеркивают негативизм восприятия врачей в процессе лечения, а также и после него. Больные не считают нужным спрашивать мнения врачей о ходе лечения, да и врачи считают их людьми второго сорта.
(70%) считают процесс лечения конфликтным, (30%) считают, что нет. Более половины (60%) респондентов ответили, что конфликты иногда, но все-таки происходят.
Однако (40%) опрошенных респондентов придерживаются обратной точки зрения, отвечая, что конфликты проходят довольно часто.
В ходе анкетирования было выявлено, что конфликты происходят по причине:
— столкновение интересов личностей, ответило (40%);
— по несправедливому распределению (20%);
— по взаимному непониманию (40%).
Данные ответов (70%) респондентов ответили, что в процессе лечения чаще всего происходят межличностные конфликты, (30%) склоняются, что чаще конфликты происходят между руководителем и подчиненными.
На вопрос «Кто является инициатором конфликта», мы получили следующие ответы:
— «все», ответили (20%);
— те, кому нечем заняться, ответили (40%);
— приближенные к руководству, ответили (30%);
— (10%) воздержались от ответа.
Таким образом, можно сделать вывод, что анкетирование показывает, что негативизм социального восприятия лечения начинается у наркоманов уже в процессе лечения. Врачей они чаще всего воспринимают как чуждых людей, проповедующих какие — то ненужные ценности, более мешающих, чем помогающих.
Причем эта проблема актуальна как при болезни, как у взрослых, так и у молодых людей. По данным различных авторов, от 40% до 50% как взрослых пациентов, так и у молодых людей, не следуют предписаниям врача по профилактическому лечению, что приводит к конфликтным ситуациям с врачами.
Проблема существует, как уже нами было отмечено, не только в негативности восприятия лечения со стороны наркоманов, но также неоднозначное восприятие своей работы непосредственно врачами -наркологами.
Исследование показало, что своей работой (60%) не довольны, (40%) ответили, что довольны своей работой. Однако, отвечая на вопрос о том, что их не устраивает в работе, мы получили следующие результаты:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.