Министерство сельскогохозяйства РФ
Федеральное агентствопо рыболовству
Федеративноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Мурманскийгосударственный технический университет
Факультет заочного социально экономическогообразования.
Кафедра социальной работы, психологии и педагогики
Контрольная работа
По дисциплине: Прогнозирование,проектирование и моделирование
всоциальной работе.
Тема: «Управлениепроектом».
Студентки 4 курса заочной полной формы обучения,специальность «социальная работа», студенческий билет № СРОЗ-843 з
Тихоновой Е. В.
Преподаватель: Бачин И. М.
Дата сдачи в деканат:«____»___________20___г.
Мурманск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Жизненный цикл проекта 4
2.Структурированиепроекта 9
3.Окружение и участники проекта 12
Заключение 14
Списокиспользованной литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
В течение последнихдесятилетий сформировалась новая, научная
дисциплина — управление проектами(project management) — раздел теории
управления социально — экономическимисистемами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного ирационального управления изменениями.
На протяжении многих вековчеловечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающаясложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой,сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управленияпроектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследованияопераций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей итем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.
Целью моей контрольной работыявляется рассмотреть управление проектами.
Для этого мы рассмотримжизненный цикл проекта, его структуру и участников.
1.ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА
Единого общепринятогоопределения слова «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемсярассмотреть существующие определения:
«- что-либо, чтозадумывается или планируется, большое предприятие
(Толковый словарь Вебстера);
— некоторое предприятиес изначально установленными целями, достижение которых определяет завершениепроекта (Свод знаний по управлению проектами);
— отдельное предприятиес определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);
— комплексвзаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течениезаданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач счетко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка)[1].»
Как видно из приведенныхвыше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта,имеют общие для всех проектов признаки:
— изменения какосновное содержание проекта;
— ограничения вовремени;
— отношение к бюджету;
— ограниченностьресурсов;
— неповторимость;
— новизна;
— комплексность;
— правовое иорганизационное обеспечение.
На основе предыдущихопределений можно вывести новое, которое
удовлетворяет всем признакам и непротиворечит ни одному из приведенных определений: «Проект — ограниченное повремени целенаправленное изменение отдельной системы с установленнымитребованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств иресурсов и специфической организацией».
Типы проектов поосновным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделитьна:
1. Технический (проектстроительства бизнес-центра);
2. Организационный(проект перестройки системы высшего образования);
3. Экономический(проект финансовой стабилизации России);
4. Социальный;
5. Смешанный (проектликвидации запасов ядерного оружия).
Мы рассмотрим подробнеесоциальный проект. Он отличается тем, что цели только намечаются и должныкорректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественнаяи качественная оценка затруднена; сроки и продолжительность проекта зависятот вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежатуточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проектыобладают наибольшей неопределенностью.
«Промежуток временимежду моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненныйцикл проекта[2].»Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы — на стадии, стадии — наэтапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости отсферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проектаможно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершенияработ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного циклапроекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущаястадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методикии инструментальные средства.
Руководители проектовразбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Наиболеетрадиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулированиепроекта, планирование, осуществление и завершение.
Формулирование проектапо существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силувозникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условияхдефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения.Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решенияпринимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовыхвозможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей иигнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отборупроектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект,поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногдана годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.
Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Инымисловами, выбирая проект «А», а не проект «В», организацияотказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект «В». Длясравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектногоанализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий,организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта.Системы для планирования и управления проектами на этой стадии, как правило,используются в ограниченном виде, поэтому, мы не будем более подробноостанавливаться на данных методах.
Планирование в том илиином виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом началежизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительныйплан – грубое представление о том, что потребуется выполнить в случаереализации проекта.
Решение о выборепроекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана.Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решенияо его реализации. Определяются ключевые точки проекта, формулируются задачи иих взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств дляразработки формального плана: средства построения иерархической структурыработ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммызагрузки ресурсов. Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мереосуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущейситуации.
Осуществление. Послеутверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации.По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ходработ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравненииих с плановыми. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно увереннымв том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаютсявсегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влиянияотклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и ввыработке соответствующих управленческих решений.
Рано или поздно, нопроекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленныеперед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным,как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководительдолжен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностейзависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование,надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для новогоприменения. Может быть, необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточныеотчеты по проекту организовать в виде архива.
2. СТРУКТУРИРОВАНИЕПРОЕКТА
Структуризация проектапредставляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование,работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений междуэлементами.
Обычно структураразбивки проекта сочетает разделение на:
— компоненты продукции проекта;
— этапы жизненного цикла;
— элементы организационной структуры.
Древообразная структурапозволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлениюнезависимые блоки, которые передаются под управление специалистам.
Комплекс взаимосвязеймежду работами часто называют логической структурой проекта, поскольку онопределяет последовательность выполнения работ.
Структурированиепомогает решить следующие задачи:
— разделение объекта наподдающиеся управлению блоки;
— распределениеответственности;
— оценка необходимыхзатрат средств, времени, материальных ресурсов;
— создание единой базыдля планирования, составления смет и контроля над затратами;
— увязка работ попроекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
— переход от общихцелей к конкретным заданиям.
Структура разбиенияработ — иерархическая структура последовательной декомпозиции задач проекта наподзадачи. Структура разбиения работ является изначальным инструментом дляорганизации работ, обеспечивающим разделение общего объема работ по проекту всоответствии со структурой их выполнения в организации. На нижнем уровнедетализации выделяются работы, соответствующие детализированным элементам деятельности.Структура разбиения работ предоставляет иерархический формат, который помогает разработчикув:
— структуризации работна основные компоненты и подкомпоненты;
— обеспечениинаправленности деятельности на достижение всего комплекса целей;
— разработке системыответственности за выполнение работ проекта;
— разработке системыотчетности и обобщения информации по проект.
Структурная схемаорганизации имеет формат подобный формату структуры разбиения работ. Каждомуэлементу нижнего уровня в структуре разбиения работ должны соответствоватьодин или несколько элементов из структурной схемы организации. Такимобразом, структурная схема организации является средством определенияответственных за выполнение работ в сложных организациях и обеспечивает основудля разработки структуры системы отчетности.
Дерево целей представляетсобой графы, схемы, показывающие, как
генеральная цель проекта разбиваетсяподцели следующего уровня.
Представление целей начинаетсяс верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются. При этомосновным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цельверхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровняисчерпывающе.
Дерево решений – схемаотражающая структуру задачи оптимизации многошагового процесса. Ветви дереваотображают различные события, которые могут иметь место, а узлы – точки,в которых возникает необходимость выбора. Причем узлы различны – в одних выборосуществляет сам проект-менеджер из некоторого набора альтернатив, в другихвыбор от него не зависит. В таких случаях проект-менеджер можетосуществлять оценку вероятности того или иного ее решения.
Сетевая модель основываетсяна пакетах работ, последовательность выполнения соответствует технологическойсхеме.
Матрицаответственности – связывает пакеты работ с исполнителями, может учитыватькалендарные сроки выполнения работ.
Процесс структуризациипроекта можно разделить на следующие составляющие:
1. Определение проекта,то есть характер, цели, содержание и конечные продукты;
2. Уровень детализации,включающий:
— уровень детализации планов;
— уровень элементов в структуре разбивкипроекта;
3. Структура процесса –схема жизненного цикла проекта;
4. Организационная структура, охватывающая все участки и окружение проекта;
5. Структура продукта,включающая схему компонентов, машины, оборудование, программное иинформационное обеспечение;
6. План бухгалтерскихсчетов;
7. Структура разбивкипроекта;
8. Детализация сводногогенерального плана;
9. Матрицараспределения ответственности.
10. Сетевой график иплан использования ресурсов;
11. Системанаряд-заданий;
12. Система контроля иотчетности.
3. ОКРУЖЕНИЕ ИУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Проект возникает,существует и развивается в определенном окружении, которое называетсявнешней средой.
Состав проекта неостается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могутпоявляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проекткак всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должныопределяться и поддерживаться связи.
Между проектом и внешнейсредой показана переходящая зона, через которую осуществляется связь иперемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.
Внешняя средаформируется политическими, экономическими, социальными и научно – техническими факторами:
Проект тесно связан снаучно-техническим обеспечением, а именно
достижения в предметной области проектаи привнесение ноу-хау.
Проект объединяетзнания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зонареализации проекта, в которой принимаются решения по управлению проектом, испособствует реализации персонала проекта, который является частью трудовыхресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, чтосоставляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другиеправовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт поразработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатываетсявся проектная документация. Зона разработки проекта тесно взаимодействует иформирует материальное хозяйство, которое образует зону закупок и поставок.
«Участники проекта –проект менеджеры и исполнители (индивид, группы, организации) характеризуютсяспособностью к активному поведению – целеполаганию, работе с различнойэффективностью[3].»
«Участники проекта — это основной элемент его структуры, который
обеспечивает реализацию замысла проекта[4].»Участники проекта:
1. Главный участник — это Заказчик, т.е. будущий владелец и пользователь результатов проекта. Имможет быть физическое или юридическое лицо, а также организации, объединившиесвои интересы и капиталы;
2. Инвестор — этосторона, вкладывающая денежные средства в проект;
3. Проектировщик — разработчик проектно-сметной документации;
4. Поставщик — материально-техническое обеспечение проекта;
5. Подрядчик — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствиис контрактами;
6. Консультант;
7. Руководство проектом- это обычно проект-менеджер, т.е. юридическое лицо, которое занимается планированием, контролем и координацией работ участников проекта;
8. Команда проекта — это организационная структура, возглавляемая проект — менеджером и создаваемаяна период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей;
9. Лицензиар — этоюридическое или физическое лицо, обладатель лицензий и ноу-хау, которыеиспользуются в проекте;
10. Инвестор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление проектами — это искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсовна протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современныхметодов и техники управления для достижения определенных в проекте результатовпо составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта. За все время,в течение которого применяется технология управления проектами, был разработанряд методик и инструментов, призванных помочь руководителям проекта.
Структуризация проектапредставляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование,работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений междуэлементами.
Участники проекта — этоосновной элемент его структуры, который
обеспечивает реализацию замысла проекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. БурковВ.Н., Новиков Д.А., Как управлять проектами: научно – практическое издание.Серия «Информация России на пороге 21века.» — М.: СИНТЕГ – ГЕО, 1997.- 188с.
2. ВоропаевВ.И., Управление проектами в России: Основные понятия. История. Достижения.Перспектива: Методическое пособие – М.: АЛАНС, 1995. – 248с.
3. ШапироВ.Д. и др., Управление проектами – СПб.: «ДваТри», 1996. – 610с.
4. http://www.projectmanagement.ru